Писатель н а некрасов. Некрасов николай алексеевич

Библиография:

    Библиография литературы о Н.А. Некрасове. 1917-1952 / Сост. Л.М. Добровольский, Б.В. Лавров. М.; Л.: АН СССР, 1953. 207 с.

    Дульнева К.П., Рудяков Г.М., Л.П. Новикова. Библиография литературы о Некрасове за 1953-1958 годы // Некрасовский сборник / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). М.-Л., 1960. Вып. III. С. 367-386.

    Дульнева К.Д. Библиография литературы о Некрасове за 1859 - 1869 годы // Н.А. Некрасов и русская литература. 1821-1971. М., 1971. С. 477-504.

    Мостовская Н.Н. Библиография литературы о Некрасове, 1970-1974 // Некрасовский сборник / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). Л., 1978. Вып. VI. С. 179-201.

    Мостовская Н.Н. Библиография литературы о Некрасове, 1975 - начало 1986 // Некрасовский сборник. Л., 1988. Вып. IX. С. 175-202.

    Мостовская Н.Н. Библиография литературы о Некрасове, 1987 - начало 2000 // Некрасовский сборник. СПб., 2001. Вып. XIII. С. 245-270.

    Н.А. Некрасов и Ярославский край: Указ. лит. Ярославль, 1959. 76 с.

    Н.А. Некрасов и Ярославский край: Указ. лит. за 1986 - 1995 годы (Сост. М.В. Бекке) // Карабиха: Ист.-лит. сб. / Сост. Б.В. Мельгунов; ГЛММЗ Н.А. Некрасова «Карабиха». Ярославль, 1997. Вып. 3. С. 353-365.

Воспоминания о поэте:

    Буткевич А.А. Из дневников и воспоминаний // Литературное наследство. М., 1946. Т. 49-50. С. 170-184.

    Бывший сотрудник «Отечественных записок». Воспоминания о Н.А. Некрасове // Всемирный Вестник. 1903. №1. С. 124-138.

    Гамазов М.К. К «Воспоминаниям» А.Я. Головачевой // Ист. вестник. 1889. №4. С. 34-55; № 5. С. 276 - 304; № 6. С. 531 - 561.

    Горячим словом убеждения: («Современник» Некрасова - Чернышевского): Воспоминания, дневники, объявления журнала, письма, «Колокол» о «Современнике», правительственный лагерь о «Современнике». М.: Современник, 1989. 543 с.

    Григорович Д.В. Литературные воспоминания. Л.: Academia, 1928. 515 c.

    Живые страницы: Н.А. Некрасов в воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах. М., 1974. 448 с.

    Е.Л. Воспоминания о Н. Д. Некрасове // Научное обозрение. 1903. № 4. (апрель).

    С. 131—141.

    Кривенко С.Н. Из рассказов Некрасова // Литературное наследство. М., 1946. Т. 49-50. С. 207-210.

    Н.А. Некрасов в воспоминаниях и документах / Под ред. Ю.Г. Оксмана. Л.: Academia, 1930. 300 с.

    Н.А. Некрасов в воспоминаниях современников. М.: Худож. лит, 1971. 598 с. (Сер. лит. мемуаров).

    Некрасова Н.П. Мои воспоминания // Некрасов: К 50-летию со дня смерти. Л., 1928. С. 9-23.

    Некрасова-Рюмлинг Е. А. Н. А. Некрасов в домашнем быту // Вестник литературы. 1920. № 2 (14). С. 4—6.

    Иванова (Фохт-Рюмлинг) Е.А. Воспоминания сестры поэта / [публ. О.А. Замареновой // Карабиха. Ярославль, 1997. Вып. 3. С. 208—221.

    Немирович-Данченко В.И. Мои встречи с Некрасовым // Литературное наследство. М., 1946. Т. 49-50. С. 591-599.

    Панаев В.А. Воспоминания // Литературное наследство. М., 1946. Т. 49-50. С. 196-200.

    Панаев И.А. О Н.А. Некрасове // Литературное наследство. М., 1946. Т. 49-50. С. 535-548.

    Панаев И.И. Литературные воспоминания. М., 1988. 480 с.

    Панаева А.Я. Воспоминания. М., 1986. 512 с.

    Пономарев С.И. Копеечная свечка в память о Некрасове // Отечественные записки. 1878. №3. С. 100-110.

    Потанин Г.Н. Воспоминания о Н.А. Некрасове // Ист. вестник. 1905. №2. С. 458-489.

    Пыпин А.Н. Н.А. Некрасов. СПб., 1905. 323 с.

    Пыпин А.Н. Н.А. Некрасов. Несколько воспоминаний // Вестник Европы. 1903. № 11. С. 64-117; № 12. С. 567-644.

    Скабичевский А.М. Литературные воспоминания. М.: Аграф, 2001. 432 с.

    Шестидесятые годы. М.А. Антонович. Воспоминания. Г.З. Елисеева. Воспоминания / [вступ. ст., коммент. и ред. В. Евгеньева-Максимова и Г.Ф. Тизенгаузена]. М.; Л.: Academia, 1933. 580 с. (Русские мемуары, письма и материалы).

    Штакеншнейдер Е.А. Дневник и записки (1854-1886). М.-Л., 1934. 586 с.

Критико-биографическая литература:

    Ашукин Н. Летопись жизни и творчества Н.А. Некрасова. М.; Л.: Academia, 1935. 569 с. (Лит. пособия).

    Ашукин Н. Как работал Некрасов. М.: Мир, 1933. 95 с. («Как работали классики»).

    Басина М Литейный 36. Л.: Детская литература, 1971. 256 с.

    Беседина Т.А. Эпопея народной жизни ("Кому на Руси жить хорошо Н.А. Некрасова): [Текст] / Т.А. Беседина. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. 216 с.Брюсов В.Я. Н.А. Некрасов как поэт города // Избранные сочинения: В 2 т. М., 1955. С. 231-236.

    Бухштаб Б. Н.А. Некрасов. Статьи и исследования. Л.: Сов. писатель, 1989. 352 с.

    Гин М. От факта к образу и сюжету. О поэзии Н.А. Некрасова. М.: Сов. писатель, 1971. 303 с.

    Гин М., Успенский В.С. Некрасов - драматург и театральный критик. М.; Л.: Искусство, 1958. 147 с.

    Гин М.М., Евгеньев-Максимов В.Е. Семинарий по Некрасову. Л.: ЛГУ, 1955. 228 с.

    Григорьев А.Д., Иванова И.Н. Язык лирики XIX в. Пушкин. Некрасов. М.: Наука, 1981. 340 с.

    Данилова М.Д. Основные подходы к мемориализации усадьбы Н.А. Некрасова «Карабиха» и созданию экспозиции // Музеи Верхней Волги: проблемы, исследования, публикации / ГЛММЗ Н.А. Некрасова «Карабиха». Ярославль, 1997. С. 14 - 40.

    Данилова М.Д. Карабиха // Знаменитые музеи-усадьбы России. М.: АСТ-ПРЕСС. 2010. С. 197-219.

    Евгеньев-Максимов В. Жизнь и деятельность Н.А. Некрасова: В 3 т. М.-Л.: Худож. лит, 1947 - 1952. Т. 1-3.

    Евгеньев - Максимов В.Е. Николай Алексеевич Некрасов. Ярославль, 1946. 260 с.

    Евгеньев-Максимов В.Е. Некрасов и театр. М.; Л.: Искусство, 1948. 282 с.

    Евгеньев-Максимов В. Некрасов и Петербург. Л., 1947. 247 с.

    Евгеньев-Максимов В.Е. Творческий путь Н.А. Некрасова / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). М.; Л, 1953. 282 с.

    Еголин А.М. Н.А. Некрасов. М.: Госкультпросветиздат, 1952. 78 с.

    Емельянов Н.П. "Отечественные записки" Н.А. Некрасова и М.Е. Салтыкова -Щедрина (1868-1884). Л.: Худож. лит., 1986. 336 с.

    Жданов В. Жизнь Некрасова. М.: Худож. лит., 1981. 239 с.

    Жданов В. Некрасов. М.: Молодая гвардия, 1971. 494 с.: ил. (Жизнь замечат. людей).

    Зонтиков Н.А. Некрасов и Костромской край: страницы истории / Сост. и ред. Н.А. Зонтикова. Кострома: ДиАр, 2008. 384 с.Иванов Г.К. Н.А. Некрасов в музыке. М.: Сов. композитор, 1972. 52 с.

    Корман Б.О. Лирика Н.А. Некрасова. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1964. 390 с.

    Красильников Г.В. Ярославское литературное окружение Н.А. Некрасова: [автореф. …дис. канд. филологич. наук] / Ивановск. гос. ун-т. Иваново, 2006. 20 с.

    Краснов Г.В. Н.А. Некрасов в кругу современников / Коломен. гос. пед. ин-т. Коломна, 2002. 216 с.

    Лебедев Ю.В. Н.А. Некрасов и русская поэма 1840-1850 годов. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1971. 136 с.

    Летопись жизни и творчества Н.А. Некрасова: В 3 т. Т.1: 1821-1855 / Отв. ред. Б.В. Мельгунов; Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) РАН. СПб.: Наука, 2006. 581 с.

    Летопись жизни и творчества Н.А. Некрасова: В 3 т. Т.2: 1856-1866 / Отв. ред. Б.В. Мельгунов; Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) РАН. СПб.: Наука, 2007. 555 с.

    Летопись жизни и творчества Н.А.Некрасова: В 3 т. Т.3: 1867-1877 / Отв. ред. Б.В. Мельгунов; Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) РАН. СПб.: Наука, 2009. 705 с.

    Литературное наследство / АН СССР. М.: Наука, 1931-

Т.49-50: Н.А. Некрасов. Кн. 1. М., 1949. 655 с.

Т.51-52: Н.А. Некрасов. Кн.2. М., 1949. 671 с.

Т.53-54: Н.А. Некрасов. Кн.3. М., 1949. 639 с.

    Ломан О.В. Некрасов в Петербурге. Л.: Лениздат, 1985. 247 с.: ил. (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге - Петрограде - Ленинграде).

    Ломан О.В. Некрасов и народное просвещение. Ярославль, 1957. 68 с.

    Макеев М.С. Николай Некрасов: поэт и предприниматель. М.: Макс Пресс, 2009. 236 с.

    Макеев М. Литература для народа: протекция против спекуляции (к истории некрасовских "красных книжек") // Новое литературное обозрение. 2013. №6. С.130-147.

    Мельгунов В.В. «Всему начало здесь…»: (Некрасов и Ярославль). Ярославль: Верхняя Волга, 1997. 240 с.

    Мельгунов Б.В. Некрасов - журналист. (Малоизученные аспекты проблемы) / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). Л.: Наука, 1989. 280 с.

    Мельшин Л. (Якубович П.Ф.). Н.А. Некрасов: Его жизнь и литературная деятельность: Критико-биогр. очерк. СПб., 1907. 96 с.

    Мережковский Д.С. Две тайны русской поэзии: Некрасов и Тютчев // Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. М.: Сов. писатель, 1991. С. 416-482.

    На память о Николае Алексеевиче Некрасове. СПб, 1878. 147 с.

    Некрасов Николай Алексеевич: Учеб. пос.: Компакт-диск / Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова; Научно-технологич. гуманит. парк "Ярославия"; ГЛММЗ Н.А. Некрасова Карабиха"; Мемориальный музей-квартира Н.А. Некрасова; Литературный музей ИРЛИ РАН. Ярославль, 2004.

    Н.А. Некрасов: Биография, критич. обзор поэзии. Собр. стихотворений, посвященных памяти поэта. Свод статей о Н.А. Некрасове с 1840 года / Сост. А. Голубев. СПб., 1878. 154 с.

    Н.А. Некрасов и русская литература. 1821 - 1971. М.: Наука, 1971. 511 с.

    Н.А. Некрасов и современность: Сб. статей и материалов / Сост. Л.А. Розанова. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1984. 191 с.

    [Некрасов] // Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитуриентов / Сост. и коммент. Л.А. Сугай. М., 1998. С. 464-491.

    Некрасов и Ярославский край. Ярославль: Яросл. кн. изд-во, 1953. 195 с.

    Некрасов Н.К. «В краю моем родном»: Некрасовские места России. М.: Сов. Россия, 1984. 194 с.

    Некрасов Н.К. Некрасовские места России / Гравюры А. Мищенко. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1971. 176 с.

    Некрасов Н.К. «О Волга! … колыбель моя!»: Очерк для сред. и старш. возраста. 2-е изд., перераб. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1991. 144 с.: ил.

    Некрасов Н.К. По их следам, по их дорогам. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1975. 304 с.: ил.

    Некрасов Н. По следам некрасовских героев. М.: Сов. Россия, 1970. 173 с.: ил.

    Некрасов Н.К. Сейте разумное…: Очерки о жизни и творчестве Н.А. Некрасова. М.: Сов. Россия, 1989. 320 с.

    Некрасовский сборник: к 100-летию со дня рождения поэта / под ред. проф. В.Н. Бочкарева. Ярославль: Ярославское издательство Ярославского сельско-хозяйственного и кустарно-промыслового союза кооперативов, 1922. 119, с.

    Некрасовский сборник [Текст] / Акад. наук СССР; Ин-т русской лит. (Пушкинский дом). М.; Л.: Наука, 1951 -

Т.1: М.; Л.: Наука, 1951. 276 с.

Т.2: М.; Л.: Наука, 1956. 516 с.

Т.3: М.; Л.: Наука, 1960. 396 с.

Т.4: Л.: Наука, 1967. 296 с.

Т.5: Л.: Наука, 1973. 332 с.

Т.6: Л.: Наука, 1978. 208 с.

Т.7: Л.: Наука, 1980. 240 с.

Т.8: Л.: Наука, 1983. 214 с.

Т.9: Л.: Наука, 1988. 210 с.

Т.10: Л.: Наука, 1988. 224 с.

    Некрасовский сборник / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит.(Пушк. дом). СПб: Наука, 1998 -

Т.11-12: СПб.: Наука, 1998.

Т.13: СПб.: Наука, 2001. 286 с.

Т.14: Спб.: Наука, 2008. 284 с.

    О Некрасове // Андреевский С.А. Книга о смерти / [изд. подгот. И.И. Подольская]. М.: Наука, 2005. С. 342-361.

    Пайков Н. Феномен Некрасова: (Избр. статьи о личности и творчестве поэта) / Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. Ярославль, 2000. 120 с.

    Пайков Н.Н. Некрасовские места Ярославля. Ярославль, 2004. 16 с.

    Прийма Ф.Я. Некрасов и русская литература / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). Л.: Наука, 1987. 264 с.

    Розанова Л.А. О творчестве Н.А. Некрасова: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. 239 с.

    Розанова Л.А. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Коммент. Л.: Просвещение, 1970. 320 с.

    Сабурова Т.Г. Последняя фотография Некрасова // Гос. ист. музей. Труды. М., 1991. Вып. 79. С. 164-169.

    Сабурова Т. Фотография художника Тулинова // Фотография. 1992. № 7-8. С. 32-33.

    Скабичевский А.М. Николай Алексеевич Некрасов: (Его жизнь и поэзия) // Отеч. записки. 1878. №5-6.

    Скатов Н.Н. Некрасов. М.: Молодая гвардия, 1994. 411 с. (Жизнь замечат. людей).

    Скатов Н.Н. Некрасов: Современники и продолжатели: Очерки. М.: Сов. Россия, 1986. 336 с.

    Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему…»: О творчестве Н.А. Некрасова: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. 174 с.

    Скатов Н.Н. Сочинения: В 4-х т. Т.3: Некрасов. СПб.: Наука, 2001. 536 с.

    Смирнов С.В. Автобиографии Некрасова. Новгород, 1998. 210 с.

    Смирнов С.В. "И вот они опять, знакомые места..." (литературно- краеведческие аспекты изучения Некрасова): [монография] / ННОУ Институт управления (г. Архангельск). Ярославль: ЯФ МИУ, 2007. 160 с.

    Степина М.Ю. Н.А. Некрасов в русской критике 1838-1848 гг.: [автореф. дис. ...канд. филологии] / РАН; Ин-т рус. лит (Пушкинский дом). СПб., 2013. 26 с.

    Тарасов А.Ф. Некрасов в Карабихе. 3-е изд., доп. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1989. 224 с.: ил.

    Тынянов Ю.Н. Стихотворные формы Некрасова // Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 18-27.

    Филипповский Г.Ю. Глубины некрасовского текста: монография. Ярославль: Изд-во "Канцлер", 2010. 150 с.

    Чуковский К. Гоголь и Некрасов. М.: Худ. лит, 1952. 86 с.

    Чуковский К. Некрасов: Статьи и материалы. Л.: Кубуч, 1926. 395 с.

    Чуковский К. Мастерство Некрасова. М.: Худ. лит., 1971. 711 с.

    Чуковский К. Собр. соч.: В 15 т. Т. 10: Мастерство Некрасова. Статьи (1960-1969)/ Предисл. и коммент. Б. Мельгунова и Е. Чуковской. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2005. 236 с.

    Шашкова Е.В. Устойчивые образы в поэзии Н.А. Некрасова (родной дом и чужбина): монография / Е.В. Шашкова; Новгородский музей-заповедник. Великий Новгород, 2010. 127 с.

    Шпилевая Г.А. Динамика прозы Н.А. Некрасова: [текст] / Г.А. Шпилевая; Воронежск. гос. ун-т. Воронеж: Изд-во Воронежск. гос. пед. ун-та, 2006. 272 с.

    Яковлев В.И. Гнездо отцов: (Поместья и судебные процессы дворян Некрасовых во второй половине 1730 - начале 1860-х гг.). Ярославль: ЛИЯ, 1996. 144 с.

    Якушин Н.И. Тропа к Некрасову: Докум.-худож. кн. о жизни и творчестве Н.А. Некрасова. М.: Дет. лит, 1987. 303 с.: ил.

Путеводители по музеям:

    Выставка памяти Некрасова (1878 - 1828): Крат. путеводитель. Л., 1928. 15 с.

    Глевенко Е. Литейный, 36: Мемориальный музей-квартира Н.А. Некрасова: Путеводитель. СПб: Серебряные ряды, 2001. 63 с.: ил.

    Карабиха: Дворцы и усадьбы: [Еженедельное издание]. М., 2012. Вып. 54. 32 с.

    Карабиха. Музей-усадьба Н.А. Некрасова / Авт.-сост. А.Ф. Тарасов. М.: Сов. Россия, 1974. 36 с.

    Ломан О.В. Музей-квартира Н.А. Некрасова. Л.: Лениздат, 1971. 69 с.

    Музей-усадьба Н.А. Некрасова в Карабихе / Авт. А. Тарасов. М.: Сов. Россия, 1967. 14 с.: ил.

    Охотничий домик Н.А. Некрасова в Чудове: Альбом / Сост. и авт. текста А.А. Ермолаева. Л.: Лениздат, 1987. 32 с.

    Суслов А. Карабиха. Ярославская усадьба Н.А. Некрасова: Путеводитель / под общ. ред. Вл. Бонч-Бруевича. М.: ГЛМ, 1948. 94 с. (Литературные памятники и уголки СССР).

    Тарасов А.Ф. Карабиха. Музей-усадьба Н.А.Некрасова: Путеводитель. Ярославль, 1959. -110 с.

    Тарасов А.Ф. Карабиха: Музей-усадьба Н.А.Некрасова: Путеводитель. Ярославль, 1961. -124 с.

    Тарасов А.Ф. Карабиха: музей-усадьба Н.А. Некрасова: Путеводитель. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во., 1972. 80 с.

    Тарасов А.Ф. Карабиха: Музей-усадьба Н.А. Некрасова: Путеводитель. 2-е изд. Ярославль: Верх.-Волжск. кн. изд-во, 1980. 80 с.

    Тюрин В.В. Некрасов в Чудове. Л.: Лениздат, 1983. 86 с.: ил.

    Усадьба Н.А. Некрасова Чудовская Лука / Авт. И.В. Смирнова, Т.Г. Григорьева; Новгородск. гос. объединенный музей-заповедник, Чудовский филиал. Б/м., б/д. 16 с.

    Ярославский мемориальный музей Н.А. Некрасова (Путеводитель по музею) / Сост. С.И. Великанова; Яросл. мемориальный музей Н.А. Некрасова (с. Карабиха, Яросл. обл.). Ярославль: Яросл. обл. гос. изд-во, 1952. 48 с.

Сборники и материалы, изданные ГЛММЗ Н.А. Некрасова «Карабиха»

    О Некрасове: Сб. статей / Сост. А.Ф. Тарасов. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1958. Вып. 1. 270 с.

    О Некрасове: Статьи и материалы / Сост. А.Ф. Тарасов. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1968. Вып. 2. 336 с.

    О Некрасове: Статьи и материалы / Сост. А.Ф. Тарасов. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1971. Вып. 3. 336 с.

    О Некрасове: Статьи и материалы / Сост. А.Ф. Тарасов. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1975. Вып. 4. 320 с.

    Карабиха: Ист.-лит. сб. / Сост. Б.В. Мельгунов; Гос. литерат.-мемориал. музей-заповедник Н.А. Некрасова "Карабиха". Вып.1. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1991. 244 с.

    Карабиха: Ист.-лит. сб. / Сост. Б.В. Мельгунов; Гос. литерат.- мемориал. музей-заповедник Н.А. Некрасова "Карабиха". Вып.2. Ярославль, 1993. 355 с.: ил.

    Карабиха: Ист.-лит. сб. / Сост. Б.В. Мельгунов; Гос. литерат.-мемориал. музей-заповедник Н.А. Некрасова "Карабиха". Вып.3. Ярославль: ТОО ЛИЯ, 1997. 368 с.: ил. Ярославль, 1997. Вып.3. 368 с.

    Карабиха: Ист.-лит. сб. / Сост. Б.В. Мельгунов; ГЛММЗ Н.А. Некрасова «Карабиха». Ярославль, 1993. Вып.4. 342 с.

    Карабиха: Ист.-лит. сб. / Сост. Б.В. Мельгунов, Н.Н. Пайков, Е.В. Яновская; ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха". Вып.5: Ярославль: Изд-во Александра Рутмана, 2006.

    Карабиха: ист.-лит. сб. / Под ред Н.Н. Пайкова; ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха". Вып.6: Ярославль: Изд-во Александра Рутмана, 2009. 415 с.

    Карабиха: Ист.-лит. сб. / ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха". Ярославль, 2011. Вып.7. 368 с.

    Карабиха: Ист.-лит. сб. / ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха". Вып. 8. Ярославль, 2013. 240 с.

    Коллекция усадебных фотографий (1860-1940-х гг.) в собрании музея Н.А. Некрасова: Каталог / Сост. Е.А. Кокорина. Рыбинск: Рыбинское подворье, 1997. 100 с.: ил.

    Некрасов Николай Алексеевич: Компакт-диск / Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова; Научно-технологич. гуманит. парк "Ярославия"; ГЛММЗ Н.А. Некрасова Карабиха"; Мемориальный музей-квартира Н.А. Некрасова; Литературный музей ИРЛИ РАН. Ярославль, 2004.

    Некрасов и поиски национального самосознания: ("Некрасов в контексте русской культуры"): Материалы конф. / Ред. Н.Н. Пайков, Е.В. Яновская; ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха". Ярославль: Александр Рутман, 2003. 96 с.

    Некрасов в контексте русской культуры: материалы конф. / ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха"; ред.-сост. Е.В. Яновская. Ярославль: Александр Рутман, 2006. 104 с.

    Некрасов в контексте русской культуры: материалы науч. конф. / ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха"; Яросл. регион. центр некрасоведческий ислледований при ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; ред.-сост. Н.Н. Пайков, Е.В. Яновская. Ярославль: Александр Рутман, 2008. 120 с.

    Н.А. Некрасов в контексте русской культуры: Материалы науч. конф., посвященной 190-летию со дня рождения поэта (Ярославль, 30 июня - 1 июля 2011 года) / Департамент культуры Ярославской области; ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха"; ред.-сост. Е.В. Яновская. Ярославль: ИПК "Конверсия", 2011. 72 с.

    Н.А. Некрасов в контексте русской культуры: Материалы науч. конф. (Ярославль, 4 - 5 июля 2013 года) / Департамент культуры Ярославской области; ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха"; ред.-сост. Е.В. Яновская. Ярославль: Издательское бюро "ВНД", 2013. 128 с.

    Н.А. Некрасов в контексте русской культуры: Материалы науч. конф. (Ярославль, 2-3 июля 2015 года) / Департамент культуры Ярославской области; ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха"; ред.-сост. Е.В. Яновская. Ярославль: ИПК «Конверсия», 2015. 116 с.

    Русская усадьба XVIII - начала XX века: проблемы исследования, реставрации и музеефикации. Семиотика пространства: Тезисы докладов / ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха", 2000. 52 с.

    Усадебные библиотеки - история и современность: (Русская усадьба XVII- начала XIX вв. Проблемы изучения, реставрации и музеефикации): материалы научной конференции / Гос. литерат. - мемориал. музей-заповедник Н.А. Некрасова "Карабиха", Яросл. обл. науч. биб-ка им. Н.А. Некрасова. Ярославль: Александр Рутман, 2002. 76 с.

    Русская усадьба XVIII - начала XX века: проблемы исследования, реставрации и музеефикации: Материалы науч. конф. / ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха". Ярославль: Александр Рутман, 2004. 68 с.

    Русская усадьба XVIII - начала XX в. Проблемы изучения, реставрации и музеефикации: Материалы конф. / ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха"; ред. - сост. Е.В. Яновская. Ярославль: Александр Рутман, 2005. 88 с.

    Русская усадьба XVIII - начала XXI века: проблемы исследования, реставрации и музеефикации: Материалы науч. конф. / Деп-т культуры и туризма адм. Яросл. обл., Гос. лит.- мемориал. музей-заповедник Н.А. Некрасова "Карабиха"; [Сост. Е.В. Яновская]. Ярославль: Александр Рутман, 2007. 88 с.

    Русская усадьба XVIII - начала XXI века. Проблемы изучения, реставрации и музеефикации: Материалы науч. конф. / Деп-т культуры и туризма адм. Яросл. обл., Гос. лит.- мемориал. музей-заповедник Н.А. Некрасова "Карабиха"; [Сост. Е.В. Яновская]. Ярославль, 2009. 126 с.

    Русская усадьба XVIII - начала XXI века: проблемы исследования, реставрации и музеефикации: Материалы науч. конф. / Деп-т культуры и туризма адм. Яросл. обл., Гос. лит.- мемориал. музей-заповедник Н.А. Некрасова "Карабиха"; [Сост. Е.В. Яновская]. Ярославль, 2010. 96 с.

    Русская усадьба XVIII - начала XXI в. Проблемы изучения, реставрации и музеефикации: Материалы науч. конф. / ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха"; сост. Е.В. Яновская. Ярославль, 2012. 88 с.

    Русская усадьба XVIII - начала XXI в. Проблемы изучения, реставрации и музеефикации: Материалы науч. конф. (Ярославль, 3-4 июля 2014 года) / ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха"; сост. Е.В. Яновская. Ярославль, 2014. 128 с.

    "Праздники радости": Цикл музейных культурно-образовательных программ: [методич. материалы для педагогов и родителей] / ГЛММЗ Н.А. Некрасова "Карабиха"; [авт.-сост. Н.И. Игнашева, Т.А. Полежаева]; [худ. Н.Н. Бутусова]. Карабиха, 2007. 44 с.

Н иколай Некрасов известен современным читателям как «самый крестьянский» поэт России: именно он одним из первых заговорил о трагедии крепостничества и исследовал духовный мир русского крестьянства. Также Николай Некрасов был успешным публицистом и издателем: его «Современник» стал легендарным журналом своего времени.

«Всё, что, жизнь мою, опутав с детских лет, проклятьем на меня легло неотразимым…»

Николай Некрасов родился 10 декабря (по старому стилю - 28 ноября) 1821 года в небольшом городке Немиров Винницкого уезда Подольской губернии. Его отец Алексей Некрасов происходил из семьи некогда богатых ярославских дворян, был армейским офицером, а мать Елена Закревская была дочерью посессионера из Херсонской губернии. Родители были против брака красивой и образованной девушки с небогатым на тот момент военным, поэтому молодые обвенчались в 1817 году без их благословения.

Впрочем, семейная жизнь пары не была счастливой: отец будущего поэта оказался человеком суровым и деспотичным, в том числе по отношению к мягкой и застенчивой супруге, которую называл «затворницей». Тягостная атмосфера, царившая в семье, оказала влияние на творчество Некрасова: в его произведениях часто фигурировали метафорические образы родителей. Федор Достоевский говорил: «Это было раненое в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь» .

Константин Маковский. Портрет Николая Некрасова. 1856. Государственная Третьяковская галерея

Николай Ге. Портрет Николая Некрасова. 1872. Государственный Русский музей

Раннее детство Николая прошло в родовом имении отца - селе Грешнево Ярославской губернии, куда семья перебралась после отставки Алексея Некрасова из армии. Особенно близкие отношения сложились у мальчика с матерью: она была для него лучшим другом и первым учителем, привила ему любовь к русскому языку и литературному слову.

Дела в родовом имении были сильно запущены, дошло даже до судебных тяжб, и отец Некрасова взял на себя обязанности исправника. Уезжая по делам, он часто брал с собой сына, поэтому с ранних лет мальчику доводилось видеть картины, не предназначенные для детских глаз: выбивание долгов и недоимок с крестьян, жестокие расправы, всевозможные проявления горя и нищеты. В собственных стихах Некрасов так вспоминал о ранних годах своей жизни:

Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет;
Но всё, что, жизнь мою опутав с детских лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым, -
Всему начало здесь, в краю моем родимом!..

Первые годы в Петербурге

В 1832 году Некрасову исполнилось 11 лет, и он поступил в гимназию, где проучился до пятого класса. Учеба давалась ему тяжело, отношения с гимназическим начальством не ладились - в частности, из-за едких сатирических стихов, которые он начал сочинять в 16 лет. Поэтому в 1837 году Некрасов отправился в Петербург , где должен был, согласно желанию отца, поступить на военную службу.

В Петербурге юный Некрасов через своего товарища по гимназии познакомился с несколькими студентами, после чего понял, что образование интересовало его больше, чем военное дело. Вопреки требованиям отца и угрозам оставить его без материального содержания, Некрасов начал готовиться к вступительным экзаменам в университет, однако провалил их, после чего стал вольнослушателем филологического факультета.

Некрасов-старший выполнил свой ультиматум и оставил непокорного сына без финансовой помощи. Все свободное от учебы время у Некрасова уходило на поиски работы и крыши над головой: доходило до того, что он не мог позволить себе пообедать. Некоторое время он снимал комнату, но в итоге не смог оплачивать ее и оказался на улице, а затем попал в приют для нищих. Именно там Некрасов открыл для себя новую возможность заработка - писал за небольшую плату прошения и жалобы.

Со временем дела Некрасова стали налаживаться, и этап страшной нужды был пройден. К началу 1840-х годов он зарабатывал на жизнь тем, что сочинял стихи и сказки, выходившие потом в виде лубочных изданий, публиковал небольшие статьи в «Литературной газете» и «Литературном прибавлении к «Русскому инвалиду», давал частные уроки и сочинял пьесы для Александринского театра под псевдонимом Перепельский.

В 1840 году за счет собственных сбережений Некрасов выпустил свой первый поэтический сборник «Мечты и звуки», состоявший из романтических баллад, в которых прослеживалось влияние поэзии Василия Жуковского и Владимира Бенедиктова. Сам Жуковский, ознакомившись со сборником, назвал неплохими всего два стихотворения, остальные же рекомендовал печатать под псевдонимом и аргументировал это так: «Впоследствии вы напишете лучше, и вам будет стыдно за эти стихи». Некрасов внял совету и выпустил сборник под инициалами Н.Н.

Книга «Мечты и звуки» не имела особого успеха ни у читателей, ни у критиков, хотя Николай Полевой отзывался о начинающем поэте весьма благосклонно, а Виссарион Белинский назвал его стихи «вышедшими из души». Сам Некрасов был огорчен первым поэтическим опытом и решил попробовать себя в прозе. Свои ранние рассказы и повести он писал в реалистической манере: в основу сюжетов легли события и явления, участником или свидетелем которых был сам автор, а у некоторых персонажей были прототипы в реальности. Позднее Некрасов обратился и к сатирическим жанрам: создал водевили «Вот что значит влюбиться в актрису» и «Феоктист Онуфриевич Боб», повесть «Макар Осипович Случайный» и другие произведения.

Издательская деятельность Некрасова: «Современник» и «Свисток»

Иван Крамской. Портрет Николая Некрасова. 1877. Государственная Третьяковская галерея

Николай Некрасов и Иван Панаев. Карикатура Николая Степанова, «Иллюстрированный альманах». 1848. Фотография: vm.ru

Алексей Наумов. Николай Некрасов и Иван Панаев у больного Виссариона Белинского. 1881

С середины 1840-х годов Некрасов начал активно заниматься издательской деятельностью. При его участии были опубликованы альманахи «Физиология Петербурга», «Статейки в стихах без картинок», «1 апреля», «Петербургский сборник», причем последний имел особенно большой успех: в нем был впервые напечатан роман Достоевского «Бедные люди».

В конце 1846 года Некрасов вместе со своим другом, журналистом и писателем Иваном Панаевым, арендовал у издателя Петра Плетнёва журнал «Современник» .

Молодые авторы, которые до этого публиковались преимущественно в «Отечественных записках», охотно перешли в издание Некрасова. Именно «Современник» позволил раскрыть талант таких писателей, как Иван Гончаров , Иван Тургенев , Александр Герцен , Федор Достоевский, Михаил Салтыков-Щедрин . Сам Некрасов был не только редактором журнала, но и одним из его постоянных авторов. На страницах «Современника» выходили его стихи, проза, литературная критика, публицистические статьи.

Период с 1848 по 1855 год стал тяжелым временем для российской журналистики и литературы из-за резкого ужесточения цензуры. Чтобы заполнить пробелы, возникшие в содержании журнала из-за цензурных запретов, Некрасов начал публиковать в нем главы из приключенческих романов «Мертвое озеро» и «Три страны света», которые писал в соавторстве со своей гражданской женой Авдотьей Панаевой (она скрывалась под псевдонимом Н.Н. Станицкий).

В середине 1850-х требования цензуры смягчились, но у «Современника» возникла новая проблема: классовые противоречия раскололи авторов на две группы с противоположными убеждениями. Представители либерального дворянства выступали за реализм и эстетическое начало в литературе, сторонники демократии придерживались сатирического направления. Противостояние, разумеется, выплеснулось на страницы журнала, поэтому Некрасов совместно с Николаем Добролюбовым основал приложение к «Современнику» - сатирическое издание «Свисток». В нем публиковались юмористические повести и рассказы, сатирические стихи, памфлеты и карикатуры.

В разное время на страницах «Свистка» печатали свои произведения Иван Панаев, Николай Чернышевский , Михаил Салтыков-Щедрин, Алексей Толстой . Приложение впервые вышло в январе 1859 года, а последний его номер был выпущен в апреле 1863-го, через полтора года после смерти Добролюбова. В 1866 году, после убийства императора Александра II, закрылся и сам журнал «Современник».«Кому на Руси жить хорошо» .

Замысел поэмы появился у Некрасова еще в конце 1850-х годов, однако первую часть он написал уже после отмены крепостного права - примерно в 1863 году. Основой произведения стали не только литературные опыты предшественников поэта, но и его собственные впечатления и воспоминания. По задумке автора, поэма должна была стать своеобразной эпопеей, демонстрирующей жизнь российского народа с разных точек зрения. При этом Некрасов целенаправленно пользовался для ее написания не «высоким штилем», а простым разговорным языком, приближенным к народным песням и сказаниям, изобилующим просторечными выражениями и поговорками.

Работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» заняла у Некрасова почти 14 лет. Но даже за этот срок он не успел воплотить свой замысел в полной мере: помешала тяжелая болезнь, приковавшая писателя к постели. Первоначально произведение должно было состоять из семи или восьми частей. Маршрут путешествия героев, ищущих, «кому живется весело, вольготно на Руси», лежал через всю страну, до самого Петербурга, где им предстояла встреча с чиновником, купцом, министром и царем. Однако Некрасов понимал, что не успеет завершить работу, поэтому свел четвертую часть повествования - «Пир на весь мир» - к открытому финалу.

При жизни Некрасова в журнале «Отечественные записки» были опубликованы только три фрагмента поэмы - первая часть с прологом, не имеющая собственного названия, «Последыш» и «Крестьянка». «Пир на весь мир» был напечатан только через три года после смерти автора, да и то с существенными цензурными сокращениями.

Умер Некрасов 8 января 1878 года (27 декабря 1877 года по старому стилю). Проститься с ним пришло несколько тысяч человек, которые провожали гроб писателя от дома до Новодевичьего кладбища Петербурга. Это был первый случай, когда российскому писателю отдавали всенародные почести.

Николай Алексеевич Некрасов родился в семье офицера 28 ноября (10 декабря) 1821 г. Через два года после рождения сына отец вышел в отставку и поселился в своем имении в селе Грешнево. Детские годы оставили тяжелые воспоминания в душе поэта. И связано это было прежде всего с деспотическим характером отца - Алексея Сергеевича. Несколько лет Некрасов обучался в Ярославской гимназии. В 1838 г., следуя воле отца, уезжает в Петербург, чтобы поступить в Дворянский полк: отставной майор желал видеть сына офицером. Но, оказавшись в Петербурге, Некрасов нарушает отцовскую волю и пытается поступить в университет. Наказание последовало весьма суровое: отец отказал сыну в материальной помощи, и Некрасов должен был сам зарабатывать себе на жизнь. Сложность заключалась и в том, что подготовка Некрасова оказалась недостаточной для поступления в университет. Мечта будущего поэта стать студентом так и не осуществилась.

Некрасов стал литературным поденщиком: он писал статьи для газет и журналов, стихи на случай, водевили для театра, фельетоны - все то, что пользовалось большим спросом. Денег это давало немного, явно недостаточно для жизни. Много позднее в своих мемуарах его современники нарисуют запомнившийся им портрет молодого Некрасова, «дрогнувшего в глубокую осень в легком пальто и ненадежных сапогах, даже в соломенной шляпе с толкучего рынка». Тяжелые годы молодости потом сказались на здоровье писателя. Но необходимость самому зарабатывать себе на жизнь оказалась сильнейшим импульсом к писательскому поприщу. Много позднее, в автобиографических заметках он так вспоминал о первых годах жизни в столице: «Уму непостижимо, сколько я работал, полагаю, не преувеличу, если скажу, что в несколько лет исполнил до двухсот печатных листов журнальной работы». Некрасов пишет в основном прозу: повести, рассказы, фельетоны. К этим же годам относятся и его драматургические опыты, прежде всего водевили.

Романтическая душа юноши, все его романтические порывы отозвались в поэтическом сборнике с характерным названием «Мечты и звуки». Он вышел в 1840 г., но не принес молодому автору ожидаемой славы. Отрицательную рецензию на него написал Белинский, и это для молодого автора было приговором. «Вы видите по его стихотворениям, - утверждал Белинский, - что в нем есть и душа, и чувство, но в то же время видите, что они и остались в авторе, а в стихи перешли только отвлеченные мысли, общие места, правильность, гладкость, и - скука». Некрасов скупил большую часть издания и уничтожил ее.

Прошло еще два года, и поэт и критик встретились. За эти два года Некрасов изменился. И.И. Панаев, будущий соредактор журнала «Современник», считал, что Белинского привлек в Некрасове «резкий, несколько ожесточенный ум». Он полюбил поэта «за те страдания, которые он испытал так рано, добиваясь куска насущного хлеба, и за тот смелый практический взгляд не по летам, которые вынес он из своей труженической и страдальческой жизни - и которому Белинский всегда мучительно завидовал». Влияние Белинского было огромным. Один из современников поэта, П.В. Анненков писал: «В 1843 году я видел, как принялся за него Белинский, раскрывая ему сущность его собственной натуры и ее силы, и как покорно слушал его поэт, говоривший: «Белинский производит меня из литературного бродяги в дворяне».

Но дело не только в собственных исканиях писателя, его собственном становлении. Начиная с 1843 г. Некрасов выступает и как издатель, ему принадлежит весьма важная роль в объединении писателей гоголевской школы. Некрасов становится инициатором издания нескольких альманахов, наиболее известным из которых является «Физиология Петербурга» (1844-1845), «едва ли не лучший из всех альманахов, которые когда-либо издавались», по утверждению Белинского. В двух частях альманаха были опубликованы четыре статьи Белинского, очерк и стихотворение Некрасова, произведения Григоровича, Панаева, Гребенки, Даля (Луганского) и др. Но еще большего успеха добивается Некрасов и как издатель, и как автор другого изданного им альманаха - «Петербургского сборника» (1846). В сборнике приняли участие Белинский и Герцен, Тургенев, Достоевский, Одоевский. Некрасов поместил в него ряд стихотворений, в том числе сразу же ставшее знаменитым «В дороге».

«Небывалый успех» (если воспользоваться словами Белинского) изданий, предпринятых Некрасовым, вдохновил писателя на осуществление новой идеи - на издание журнала. С 1847 по 1866 г. Некрасов редактирует журнал «Современник», значение которого в истории русской литературы трудно переоценить. На его страницах появились произведения Герцена («Кто виноват?», «Сорока-воровка»), И. Гончарова («Обыкновенная история»), рассказы из цикла «Записки охотника» И. Тургенева, повести Л. Толстого, статьи Белинского. Под эгидой «Современника» печатается первый сборник стихотворений Тютчева, сначала как приложение к журналу, затем - как отдельное издание. В эти годы Некрасов выступает и как прозаик, романист, автор романов «Три страны света» и «Мертвое озеро» (написаны в соавторстве с А.Я. Панаевой), «Тонкий человек», целого ряда повестей.

В 1856 г. здоровье Некрасова резко ухудшилось, и он вынужден передать редактирование журнала Чернышевскому и уехать за границу. В том же году выходит второй сборник стихотворений Некрасова, имевший колоссальный успех.

1860-е гг. относятся к самым интенсивным и напряженным годам творческой и редакторской деятельности Некрасова. В «Современник» приходят новые соредакторы - М.Е. Салтыков-Щедрин, М.А. Антонович и др. Журнал ведет ожесточенную полемику с реакционными и либеральными «Русским вестником» и «Отечественными записками». В эти годы Некрасовым написаны поэмы «Коробейники» (1861), «Железная дорога» (1864), «Мороз, Красный нос» (1863), начата работа над поэмой-эпопеей «Кому на Руси жить хорошо».

Запрещение «Современника» в 1866 г. заставило Некрасова на время отказаться от редакторской работы. Но спустя полтора года ему удалось договориться с собственником журнала «Отечественные записки» А.А. Краевским о передаче редакции этого журнала в его руки. В годы редактирования «Отечественных записок» Некрасов привлекает к журналу талантливых критиков и прозаиков. В 70-е гг. он создает поэмы «Русские женщины» (1871-1872), «Современники» (1875), главы из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» («Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир»).

В 1877 г. выходит последний прижизненный сборник стихотворений Некрасова. В конце этого года Некрасов умер.

В своем проникновенном слове о Некрасове Достоевский точно и емко определил пафос его поэзии: «Это было раненое сердце, раз на всю жизнь, и не закрывавшаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости необузданной воли, что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской семье, нашего простолюдина в горькой, так часто, доле его...», - так сказал о Некрасове Ф.М. Достоевский. В этих словах, действительно, - своего рода ключ к пониманию художественного мира некрасовской поэзии, к звучанию самых задушевных его тем - темы судьбы народной, будущего народа, темы назначения поэзии и роли художника.

Творчество Николая Алексеевича Некрасова лирично и поэтично. Значение его поэм и стихотворений настолько велико, что они будут волновать еще много поколений.

По своим взглядам поэт причислял себя к демократам, но современники неоднозначно относились к его идеям и взглядам. Несмотря на это великий поэт и публицист оставил после себя поэтическое наследие, которое позволяет его ставить в один ряд с величайшими литераторами-классиками. Некрасовское творчество высоко оценено во всем мире, а его произведения переведены на множество языков.

Происхождение поэта


Известно, что Николай Алексеевич был выходцем из семьи дворян, которая проживала некогда в Ярославской губернии, где долгие годы жил дед поэта Сергей Алексеевич Некрасов. Но у него была небольшая слабость, которая, к сожалению, потом передалась и отцу поэта, - любовь к азартным играм. Так легко Сергей Алексеевич смог проиграть большую часть капитала семьи, и дети его остались со скромным наследством.

Это привело к тому, что Алексей Некрасов, отец поэта, стал армейским офицером и скитался по гарнизонам. Однажды он встретился Елену Закревскую, девушку богатую и очень симпатичную. Он называл ее полькой. Алексей сделал предложение, но получил отказ, так как родители готовили более надежное и обеспеченное будущее для своей дочери. Но Елена Андреевна полюбила небогатого офицера, поэтому решение родителей не приняла и тайком от них обвенчалась. Алексей Сергеевич не был богат, но не бедствовал вместе со всем своим большим семейством.

Когда в 1821 году полк поручика Алексея Некрасова стоял в Подольской губернии, в городе Немиров, в семье родился мальчик Николай. Это событие произошло 28 ноября.

Нужно сказать, что брак родителей оказался несчастливым, поэтому страдал и ребёнок. Когда впоследствии поэт будет вспоминать свои детские годы, то образ матери для него всегда будет жертвенным и страдальческим. Мать Николай видел жертвой грубой и даже развратной среды, в которой жил его отец. Потом он своей матери посвятит много стихотворных произведений, ведь это было что-то светлое и нежное в его жизни. Мать Николая очень много давала своим детям, которых у неё было тринадцать. Она максимально старалась окружить их теплом и любовью. Все выжившие дети, обязаны ей своим образованием.

Но в его детской жизни были и другие светлые образы. Так, его надежным другом была сестра, с судьбой похожей на судьбу матери. Ей Некрасов тоже посвящал свои стихи.

Детские годы


Все детство маленького Николая Некрасова прошло в селе Грешнево под Ярославлем. Семья поселилась в имении дедушки, когда поэту едва исполнилось три года.

С малых лет будущий поэт видел, как жестоко обращался отец с крестьянами, как был груб с женой, и как часто перед глазами мальчика проходили и менялись любовницы отца – крепостные девки.

Но увлечения отца женщинами и картами вынудили его занять место исправника. Разъезжая по селам и деревням, чтобы выбивать из крестьян недоимку, отец брал с собой Николая. Поэтому поэт с раннего детства видел несправедливость и то, какое большое горе переживает простой народ. Это потом станет основной темой для его поэтических произведений. Николай никогда не изменял своим принципам, не забывал среду в которой вырос.

Едва Николаю Некрасову исполнилось одиннадцать лет, как его отдали в гимназию города Ярославля, где он проучился пять лет. Но к сожалению, учеба ему давалась плохо, он не успевал по многим предметам, да и хорошим поведением он тоже не отличался. Много конфликтов у него возникало с учителями, так как он писал на них свои небольшие стихотворения сатирического содержания. В возрасте шестнадцати лет он решил записывать эти свои стихотворные пробы в домашнюю тоненькую тетрадь.

Образование


В 1838 году Николая Некрасова, которому едва исполнилось семнадцать лет, отец отправил его в Санкт-Петербург, чтобы он мог служить в полке для дворян. Но тут желания сына и отца разошлись. Отец мечтал о военной службе для сына, а сам поэт думал о литературе, которая увлекала еще с каждым днем все больше.

Однажды Николай Некрасов встретил своего друга, Глушицкого, который на тот момент был студентом. После общения с товарищем, который рассказал Николаю о студенческой жизни, об образовании, юноша окончательно решил не связывать свою жизнь с военным делом. Затем Глушицкий познакомил друга с другими своими друзьями, такими же студентами, и вскоре у поэта возникло огромнейшее желание учиться в университете. Хотя отец был категорически против учёбы в университете Николай ослушался.

Но экзамены, к сожалению, он провалил. Это не смогло его остановить, и он решил стать вольным студентом, который просто приходил на лекции и слушал. Выбрал он филологический факультет, и упорно его посещал на протяжении трех лет. Но с каждым годом ему становилось все тяжелее, так как отец все-таки выполнил угрозы и лишил его материальной поддержки. Поэтому большая часть времени Николая Некрасова уходила на то, чтобы найти хоть какую-то небольшую работу или даже подработку. Вскоре нужда оказалась очень сильной, он не мог даже пообедать, да и за съемную небольшую комнатку он уже не мог платить. Он заболел, жил в трущобах, питался в самых дешёвых столовых.

Писательская деятельность


После лишений жизнь молодого поэта понемногу стала налаживаться. Сначала он стал давать частные уроки, и это приносило ему хоть и небольшой, но стабильный заработок, а затем стал печатать свои статьи в литературных журналах. Кроме этого, ему дали возможность писать еще и водевили для театра. В это время молодой поэт увлеченно работает над прозой, иногда пишет и стихи. Публицистика становится его излюбленным жанром в это время. Потом он сам о себе скажет:

«Сколько же я работал!».


В его ранних произведениях отмечается романтизм, хотя в дальнейшем все некрасовские труды критики и литераторы относили к реализму. Стали у молодого поэта появляться свои сбережения, которые помогли ему выпустить первую книгу стихов. Но вот только критики не всегда его стихотворные произведения принимали хвалебно. Многие безжалостно ругали молодого поэта и стыдили его. Например, самый уважаемый критик Белинский, отнёсся очень холодно и пренебрежительно к творчеству Некрасова. Но были и те, кто хвалили поэта, считая его произведения настоящим литературным искусством.

Вскоре писатель решает обратиться к юмористическому направлению и пишет несколько поэм. И в жизни его происходят новые удачные изменения. Николай Некрасов становится сотрудником одного из журналов. Он сближается с кружком Белинского. Именно критик оказывал сильнейшее влияние на неопытного публициста.

Издательское дело становится его жизнью и источником дохода. Сначала он выпускает различные альманахи, в которых печатались и молодые, начинающие поэты и писатели, так и настоящие акулы пера. Он настолько стал преуспевать в новом для него деле, что вместе с Панаевым приобретает популярный журнал «Современник», и становятся его редакторами. В то время начали печататься в нем, ставшие потом известными, писатели: Тургенев, Огарев, Гончарова, Островский и другие.

Свои произведения поэтические и прозаические на страницах этого литературного журнала печатал и сам Николай Некрасов. Но в 1850 году он заболел болезнью горла, вынужден был уехать в Италию. А когда вернулся, то увидел, что в просвещенном обществе грядут перемены. В результате всего этого литераторы, которые печатались в журналах, разделились на две группы. Обострились и цензурные запреты.

Из-за смелых публикаций журналу было вынесено предупреждение. Власть боялась деятельности литераторов. На самых опасных мастеров пера была организована настоящая опала. Многие попали в ссылку. Деятельность «Современника» сначала была приостановлена. Затем, в 1866 году, журнал закрыли навсегда.

Некрасов переходит работать в журнал «Отечественные записки». Он начинает выпускать приложение к журналу, которое имеет сатирическое содержание.

Личная жизнь поэта


В личной жизни у поэта было три женщины, которых он любил и которых он упомянул в своем завещании:

А. Панаева.
С. Лефрен
З.Н. Некрасова


Авдотья Панаева была замужем за другом Николая Некрасова. Их встреча произошла на литературных вечерах. Тогда поэту было 26 лет. Авдотья, хоть и не сразу, заметила Николая Некрасова и ответила взаимностью. Они стали жить вместе, да еще в том доме, где жил и ее законный муж. Этот союз продлился целых 16 лет. В этом странном союзе рождается ребенок, но он в ранних годах умирает, а между влюбленными начинается разлад и вскоре Авдотья уходит к другому революционному поэту.

С Селиной Лефрен Николай Некрасов познакомился случайно, так как его сестра жила с ней на квартире. На лето в этой квартире остановился и поэт. Между молодыми людьми был небольшой роман.

В возрасте 48 лет он познакомился с Феклой Викторовой, которая впоследствии стала его женой. На момент знакомства Фекле было всего лишь двадцать три года, и она была из простой деревенской семьи. Некрасов занимался ее образованием, а со временем девушка сменила свое имя и стала именовать себя Зинаидой Николаевной.

Последние годы жизни


В свои последние дни и годы публицист и поэт работал много. В 1875 году он заболевает и при врачебном исследовании выясняется, что у него рак, который излечить было невозможно.

После этого Николай Алексеевич в течение двух лет был прикован к постельному режиму. Когда в литературной среде узнал о тяжелой болезни писателя интерес к нему возрос и его произведения стали пользоваться успехом, славой и популярностью. Его пытались поддержать добрым словом многие коллеги, он получал письма и телеграммы со всей России.

Умер поэт в конце 1877 года по старому стилю. Около восьми часов, вечером, 27 декабря. На его похороны пришло большое количество людей. Выразить дань великому писателю и поэту пожелали все, кто мог присутствовать на похоронах.

Творчество классика, оценённое ещё при его жизни, остаётся бесценным даром по истечении почти 140 лет, а некоторые произведения поражают своей актуальностью, современностью и значимостью.

Имя: Николай Некрасов (Nikolay Nekrasov)

Возраст: 56 лет

Деятельность: поэт, публицист

Семейное положение: был женат

Николай Некрасов: биография

Николай Некрасов – прародитель новой литературной речи, которую современники в начале 20 века успешно воссоздали и усовершенствовали.

Революция Николая Алексеевича шла сразу по двум направлениям: содержательному (писатель затрагивал в произведениях темы, о которых не принято было говорить даже в прозе) и метрическому (поэзия, зажатая в ямб и хорей, благодаря ему получила богатейший арсенал трехстопных размеров).


Русская литература, как и русская общественная жизнь, вплоть до конца 60-х годов развивалась в рамках дихотомии. Некрасов в своем творчестве раздвигал границы сознания, объясняя людям то, что на один и тот же вопрос есть как минимум три точки зрения.

Детство и юность

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года в Подольской губернии, где квартировал 36-й егерский пехотный полк, в котором его отец служил капитаном.

Глава семейства Алексей Сергеевич был деспотом, гордившимся своим дворянским происхождением. Заядлый картежник не интересовался ни поэзией, ни прозой. Психически неуравновешенный мужчина был хорош только в двух вещах – охоте и рукоприкладстве. Несмотря на то, что Алексею были чужды интеллектуальные запросы, именно в библиотеке отца юный Некрасов прочитал запрещенную в то время оду «Вольность».


Мать Елена Алексеевна была полной противоположностью супруга. Нежная с тонкой душевной организацией барышня все время музицировала и читала. В иллюзорном мире книг она спасалась от суровых будничных реалий. Впоследствии этой «святой» женщине Некрасов посвятит поэму «Мать» и «Рыцарь на час».

Некрасов был не единственным ребенком. В тяжелой обстановке зверских расправ отца над крестьянами, бурных оргий Алексея Сергеевича с крепостными любовницами и жестокого отношения к «затворнице» жене росло еще 13 детей.

В 1832 году Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошел только до 5 класса. Отец всегда хотел, чтобы сын пошел по его стопам и стал военным. В 1838 году 17-летний Николай отправился в Санкт-Петербург для определения в дворянский полк.


В культурной столице юноша повстречал своего земляка – Андрея Глушицкого, который рассказал поэту о прелестях учебы в высшем учебном заведении. Воодушевленный Некрасов, вопреки наставлениям отца, решает поступить на филологический факультет Петербургского университета. Однако амбициозный парень заваливает вступительный экзамен и зарабатывает статус вольнослушателя (1831-1841 года).

Будучи студентом, Николай Некрасов терпел страшную нужду. Оставшись без материального обеспечения, он ночевал в подворотнях и подвалах, а полноценный обед видел только во снах. Ужасные лишения не только подготовили будущего литератора к взрослой жизни, но и закалили его характер.

Литература

Первым сборником стихов юного Некрасова стали «Мечты и звуки». Книга была подготовлена в 1839 году, но Некрасов не спешил публиковать свое «детище». Литератор сомневался в поэтической зрелости своих стихов и искал строгого советчика.

Имея на руках корректуру, начинающий писатель попросил основоположника романтизма ознакомиться с ней. Василий Андреевич посоветовал не печатать книгу под своим именем, объяснив это тем, что в дальнейшем Некрасов напишет великие произведения, и за этот «непрофессионализм» Николаю Алексеевичу будет стыдно.


В итоге сборник вышел в свет под псевдонимом Н.Н. Этот сборник не имел успеха у публики, и после критики Виссариона Григорьевича Белинского в литературном журнале «Отечественные записки» был уничтожен лично Некрасовым.

Совместно с писателем Иваном Ивановичем Панаевым на взятые взаймы деньги зимой 1846 года поэт арендовал «Современник». В издании публиковались передовые литераторы и все те, кто ненавидел крепостное право. В январе 1847 года состоялся первый выпуск обновленного «Современника». В 1862-ом правительство приостановило работу неугодного высшим чинам журнала, а в 1866 году закрыло его вовсе.


В 1868-ом Николай Алексеевич купил права на «Отечественные записки». Там классик публиковался все последующие годы недолгой жизни.

Среди великого множества произведений литератора особенно выделялись поэмы «Русские женщины» (1873 год), «Мороз, Красный Нос» (1863 год), «Крестьянские дети» (1861 год), «На Волге» (1860 год) и стихотворения «Дед Мазай и зайцы» (1870 год), «Мужичок с ноготок» (1861 год), «Зеленый шум» (1862-1863 годf), «Внимая ужасам войны» (1855 год).

Личная жизнь

Несмотря на успешную литературную политику и фантастический объем информации, который писатель ежемесячно выдавал (больше 40 печатных листов корректур) и перерабатывал, Некрасов был крайне несчастным человеком.

Внезапные приступы апатии, когда поэт неделями ни с кем не контактировал, и многоночные «картежные баталии» делали обустройство личной жизни практически невозможным.


В 1842 году на поэтическом вечере Николай Алексеевич знакомится с супругой писателя Ивана Панаева – Авдотьей. Женщина была хороша собой, имела незаурядный ум и великолепные ораторские способности. Будучи хозяйкой литературного салона, она вокруг себя постоянно «собирала» именитых деятелей литературы (Чернышевского, Белинского).


Несмотря на то, что Иван Панаев был заядлым повесой, и любая женщина была бы рада избавиться от такого горе-мужа, Некрасову пришлось приложить немалые усилия, дабы заслужить расположение обворожительной барышни. Достоверно известно, что в красавицу был влюблен и , однако взаимности добиться ему не удалось.

Поначалу своенравная женщина отвергла ухаживания 26-летнего Некрасова, отчего тот едва не покончил с собой. Но во время совместной поездки в Казанскую губернию обаятельная брюнетка и подающий надежды писатель все же признались друг другу в чувствах. По возвращении они на пару с законным мужем Авдотьи стали жить гражданским браком в квартире Панаевых.

Тройственный союз просуществовал 16 лет. Все это действие вызывало порицание со стороны общественности – про Некрасова говорили, что он живет в чужом доме, любит чужую жену и при этом еще и закатывает сцены ревности законному мужу.


Несмотря на злословие и непонимание, Некрасов и Панаева были счастливы. В тандеме возлюбленные пишут стихотворный цикл, именуя его «Панаевским». Биографические элементы и диалог то с сердцем, то с рассудком, вопреки расхожему мнению, делают произведения в этом сборнике абсолютно не похожими на «Денисьевский цикл» .

В 1849 году муза именитого поэта родила ему сына. Однако «наследник талантов» писателя прожил всего пару часов. Через шесть лет барышня вновь рождает на свет мальчика. Ребенок был крайне слаб и по истечении четырех месяцев скончался. На почве невозможности иметь детей в паре Некрасова и Панаевой начинаются ссоры. Некогда гармоничная пара более не может найти «общих точек соприкосновения».


В 1862 году умирает законный муж Авдотьи – Иван Панаев. Вскоре женщина осознает, что Николай Алексеевич – герой не ее романа, и уходит от поэта. Достоверно известно, что в завещании писателя есть упоминание о «любви всей его жизни».

В заграничной поездке в 1864 году Некрасов на протяжении 3 месяцев жил в апартаментах со своими спутницами – родной сестрой Анной Алексеевной и француженкой Селиной Лефрен, с которой он познакомился еще в Петербурге в 1863-ем.

Селина была актрисой французской труппы, выступавшей в Михайловском театре, и из-за своего легко нрава не воспринимала всерьез отношения с поэтом. Летом 1866 года Лефрен провела в Карабихе, а весной 1867-го вновь отправилась заграницу с Некрасовым. Однако на этот раз роковая красавица в Россию больше не вернулась. Это не прервало их отношений – в 1869 году пара встретилась в Париже и весь август провела у моря в Диеппе. В предсмертном завещании писатель упомянул и ее.


В 48-летнем возрасте Некрасов познакомился с простодушной 19- летней деревенской девушкой Феклой Анисимовной Викторовой. И хоть барышня не имела выдающихся внешних данных и была крайне скромна, мэтру литературного слова она сразу приглянулась. Для Феклы поэт стал мужчиной всей ее жизни. Он не только открыл женщине превратности любви, но и показал мир.

Пять счастливых лет прожили вместе Некрасов и его юная подруга. Их история любви напоминала сюжет пьесы «Пигмалион». Уроки французского, российской грамматики, вокала и игры на рояле преобразовали гражданскую жену литератора настолько, что вместо чересчур простонародного имени поэт стал величать ее Зинаидой Николаевной, дав отчество от своего имени.

Поэт испытывал к Фекле самые нежные чувства, но на протяжении всей жизни тосковал как по беззаботной француженке Селине Лефрен, с которой у него был роман заграницей, так и по строптивице Авдотье Яковлевне.

Смерть

Последние годы жизни великого писателя были преисполнены агонии. «Билет в один конец» публицист приобрел еще в начале 1875 года, когда тяжело заболел.

Не особо заботившийся о здоровье классик обратился к врачу только в декабре 1876 года после того, как дела его стали совсем худы. Осмотр проводил работавший тогда в Медико-хирургической академии профессор Николай Склифосовский. При пальцевом исследовании прямой кишки он отчетливо определил новообразование величиной с яблоко. Об опухоли именитый хирург немедленно сообщил как Некрасову, так и ассистентам, дабы коллегиально решить, что делать дальше.


Хотя Николай Алексеевич понимал, что серьезно болен, он до последнего отказывался от увеличения дозы опиума. Уже немолодой писатель боялся потерять работоспособность и стать обузой для семьи. Достоверно известно, что в дни ремиссии Некрасов продолжал писать стихотворения и дописывал четвертую часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо». На просторах интернета и по сей день можно найти фотографии, где «порабощенный болезнью» классик лежит на кровати вместе с листком бумаги и вдумчиво смотрит вдаль.

Применявшееся лечение теряло эффективность, и в 1877 году отчаявшийся поэт обратился за помощью к хирургу Е.И. Богдановскому. Сестра писателя, прознав о хирургическом вмешательстве, написала в Вену письмо. В нем женщина слезно просила именитого профессора Теодора Бильроту приехать в Петербург и прооперировать горячо любимого брата. 5 апреля пришло согласие. За работу близкий друг Иоганна Брамса запросил 15 тысяч прусских марок. Готовясь к приезду хирурга, Н.А. Некрасов занял у брата Федора необходимую сумму денег.


Лечащим врачам пришлось согласиться с принятым решением и ожидать приезда коллеги. Профессор Т. Бильрот прибыл в Петербург 11 апреля 1877 года. Светилу медицины немедленно ознакомили с историей болезни классика. 12 апреля Теодор произвел осмотр Некрасова и назначил операцию на вечер этого же дня. Надежды семьи и друзей не оправдались: мучительная операция ни к чему не привела.

Весть о смертельной болезни поэта в мгновение ока разнеслась по стране. Люди со всех концов России посылали Николаю Алексеевичу письма и телеграммы. Несмотря на страшные мучения, именитый деятель литературы продолжал вести переписки с небезразличными гражданами вплоть до полного паралича конечностей.

В написанной за это время книге «Последние песни» литературный деятель подводил итоги, проводя незримую черту между жизнью и творчеством. Произведения, вошедшие в сборник – литературная исповедь человека, который предчувствует скорую кончину.


В декабре состояние публициста резко ухудшилось: наряду с усилением общей слабости и исхуданием, появились постоянно нарастающие боли в ягодичной зоне, озноб, припухлость на задней поверхности бедра и отеки на ногах. Помимо прочего из прямой кишки стал выделяться зловонный гной.

Перед смертью Некрасов решил узаконить отношения с Зинаидой. У больного не было сил ехать в церковь, и венчание состоялось на дому. 14 декабря наблюдавший больного Н.А. Белоголовый определил полный паралич правой половины тела и предупредил родных о том, что с каждым днем состояние будет прогрессивно ухудшаться.

26 декабря Николай Алексеевич поочередно подозвал к себе жену, сестру и сиделку. Каждой из них он сказал едва различимое «прощайте». Вскоре сознание покинуло его, и вечером 27 декабря (8 января 1878 г. по новому стилю) именитый публицист скончался.


30 декабря, несмотря на сильный мороз, многотысячная толпа провожала поэта «в последний пусть» от дома на Литейном проспекте до места вечного его успокоения – кладбища Новодевичьего монастыря.

В прощальной речи Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии после Пушкина и . Толпа прервала писателя криками «Да выше, выше Пушкина!»

Сразу после похорон Зинаида Николаевна обратилась к настоятельнице монастыря с просьбой продать ей место рядом с могилой мужа для своего будущего захоронения.

Библиография

  • «Актер» (пьеса, 1841 год)
  • «Забракованные» (пьеса, 1859 год)
  • «Чиновник» (пьеса, 1844 год)
  • «Феоклист Онуфрич Боб, или Муж не в своей тарелке» (пьеса, 1841 год)
  • «Юность Ломоносова» (драматическая фантазия в стихах одном действии с эпилогом, 1840 год)
  • «Современники» (поэма, 1875 год)
  • «Тишина» (поэма, 1857 год)
  • «Дедушка» (поэма, 1870 год)
  • «Кабинет восковых фигур» (поэма, 1956 год)
  • «Кому на Руси жить хорошо» (поэма, 1863-1876 год)
  • «Коробейники» (поэма, 1861 год)
  • «Недавнее время» (поэма, 1871 год)