Первый бежецкий епископ. "Епископы и епархии"

Был окрещён 16 мая того же года в Иоанно-Богословской церкви с. Скаковки, где его отец был священником. Таинство крещения совершил священник села Янковец Павел Стефанович (родной дед по матери). Восприемниками были: приходской священник м. Кодня Елеферий Иванович Яроцкий и дочь священника с. Янковец Вера Павловна Стефанович, девица (сестра матери Аркадия).

В то время, пока он был в заключении, супруга его вышла замуж, потребовав развода. Детей у них не было, о. Аркадий отдавал церкви и все свое время молитве и был рад, что Господь разрешил его от этих уз. Выйдя из заключения, о. Аркадий поехал в Дивеевский монастырь и Саров помолиться. Там блаженная Мария Ивановна сказала ему: «Будешь епископом, но из тюрьмы не выйдешь» . Там же, в Саровской Успенской пустыни, он был пострижен в мантию с тем же именем.

Епископ Лубненский

15 сентября того же года был хиротонисан во епископа Лубенского , викария Полтавской епархии . Хиротонию в Москве возглавил митрополит Сергий (Страгородский) .

Как только епископ Аркадий прибыл в Полтавскую епархию и своим словом всколыхнул народные массы, он был арестован и выслан в Харьков с запретом возвращаться в свою епархию.

Ссылка, нелегальное положение

Из ссылки бежал. Тайно вернулся в город Лубны , провёл пасхальное богослужение, под угрозой нового ареста скрылся. Жил в Новом Афоне на Кавказе среди монахов. Понимая, что он находится в розыске и в любой момент может быть убит, носил под подкладкой сапога свою фотографию, чтобы в случае смерти люди могли узнать о его участи. Поддерживал переписку с духовенством Полтавской епархии.

Арест и мученическая кончина

21 сентября в 9 ч. вечера НКВД арестовало архиепископа Августина , о чем тут же узнал еп. Аркадий. На следующий день, около полуночи, преосвященный Аркадий отправился на вокзал. Ему удалось сесть в поезд, но сотрудники Калужского РО УНКВД уже искали его. Состав был задержан, в вагон зашли сотрудники НКВД вместе с человеком, который знал епископа в лицо, и владыка был арестован .


Священномученик Аркадий родился в апреле 1888 года в селе Яковицы Житомирской губернии в семье священника Иосифа Остальского.

Аркадий окончил Волынскую Духовную семинарию, а затем в 1910 году Киевскую Духовную академию. Надо было выбирать дальнейший жизненный путь. Он еще юношей мечтал о монашестве, мечтал отдать свою жизнь служению Богу, не разделяя это служение ни с чем земным, но родители желали видеть его женатым, семейным священником, и Аркадий выказал послушание воле родителей и женился. Но этот брак оказался неудачным.
Сразу же после окончания академии Аркадий Остальский был назначен помощником епархиального миссионера и на этом поприще проявил себя энергичным и ревностным деятелем. Впечатления о некоторых своих поездках и суждения относительно сектантов на Волыни он опубликовал в отчетах, напечатанных в епархиальных ведомостях.
В 1911 году Аркадий Остальский был рукоположен в сан священника к Староконстантиновскому собору при оставлении в должности епархиального миссионера - церковном послушании, которое он нес с великой ревностью до самого начала Отечественной войны 1914 года, когда вместе с народом и паствой он разделил все тяготы походной жизни и войны, став военным священником в 408-м Кузнецком пехотном полку.

В 1917 году о. Аркадий вернулся в Житомир и служил сначала в храме преподобного Серафима Саровского, а затем в Николаевской церкви. К этому времени относится его энергичная церковная деятельность в Житомире. Он стал неутомимым проповедником православия: за различными богослужениями ему в то время приходилось говорить по нескольку проповедей в день. За свои вдохновенные проповеди он получил от современников прозвание Златоустого.

На Волыни после революции началась гражданская война. Город Житомир занимали враждующие войска, и большинство населения бедствовало.
По благословению святого епископа Фаддея, бывшего в то время епархиальным архиереем, о. Аркадий организовал при своем приходском храме Свято-Николаевское братство, которое оказывало помощь всем нуждающимся и больным, хоронило умерших, не имевших близких и родственников. Отец Аркадий сам руководил деятельностью братства и поименно помнил всех больных, которых оно опекало, и, бывало, не раз спрашивал, кто дежурит сегодня у такой-то больной, кто понесет такой-то обед.
Воспитывая членов братства в духе ревностного христианского служения, о. Аркадий вместе с ними предпринимал долгие пешие паломничества к православным святыням, в частности в Киев. Дорогой они пели акафисты и церковные песнопения. Это были крестные ходы, которые проходили более двухсот километров, когда паломники останавливались помолиться у святынь, встречавшихся им на пути. Это были паломничества в кругу и среди верующего народа, которые укрепляли волю и веру, в чем многие тогда, оказавшись среди испытаний и государственной разрухи, особенно нуждались. В конце концов Свято-Николаевское братство получило такую известность, что в Житомир стали приезжать люди из других городов.

Активная деятельность священника обратила на себя внимание безбожных властей, и если он не был арестован сразу, то лишь потому, что на Волыни шла гражданская война, и область наряду с большевиками занимали то немцы, то петлюровцы. На Украине в то время была создана раскольничья автокефальная украинская церковь, которую поддерживали националисты-петлюровцы; к ней о. Аркадий относился отрицательно как к организации неканонической и, несмотря на давление петлюровских властей, принуждавших к переходу в раскольничью организацию, стоял непоколебимо в своей верности канонической церкви.
В 1920 году в Житомире утвердились большевики. Весной 1922 года началось изъятие церковных ценностей из храмов советской России. В Житомире было получено послание Святейшего Патриарха Тихона относительно изъятия ценностей, в котором предлагалось отдавать только те церковные вещи, которые не имели непосредственного употребления в богослужении. По распоряжению Волынского архиерея о. Аркадий огласил послание в церкви. Это явилось достаточным поводом для ареста. Священник Аркадий и его отец, священник Иосиф Остальский, были арестованы и заключены в тюрьму, где о. Иосиф вскоре и умер.
Отец Аркадий был арестован в то время, когда он выходил из храма после окончания божественной литургии. Его и сотрудников ГПУ окружила толпа верующих, которые сделали попытку отстоять пастыря. После этого часть людей была арестована и заключена вместе с ним в Житомирскую тюрьму. Весть об аресте любимого пастыря облетела город, и в тюрьму стали приносить передачи в таком количестве, что их хватало и заключенным, и надзирателям.
Через два дня всем арестованным за защиту священника было предложено освобождение под условием, что они подпишут бумагу, в которой о. Аркадий обвинялся в сопротивлении органам советской власти и возбуждении против нее народа. Арестованные отказались, написав, что пошли за о. Аркадием по собственной воле, но всё же были освобождены.
Вскоре состоялся открытый судебный процесс над священником. Отец Аркадий обвинялся в чтении послания Патриарха Тихона, что суд истолковал как деяние контрреволюционное. Суд приговорил о. Аркадия к расстрелу. Рассказывают, что во время чтения обвинительного заключения и приговора о. Аркадий заснул, и конвоиры вынуждены были его разбудить, чтобы сообщить, что он приговорен к смерти.
- Ну что ж, - сказал священник, - благодарю Бога за все. Для меня смерть - приобретение.
После суда паства стала хлопотать о смягчении приговора, и он был заменен пятью годами заключения, которое о. Аркадий отбывал в Житомирской тюрьме. В 1924 году власти приняли решение освободить всех тех, кто был приговорен революционными трибуналами по делам об изъятии церковных ценностей, и таким образом о. Аркадий после двух лет заключения был освобожден.
Освободившись из тюрьмы, он поехал помолиться в Дивеевский монастырь и в Саров. В Дивееве его встретила блаженная Мария Ивановна, которая внимательно поглядела на приехавшего помолиться священника и сказала ему: "Будешь епископом, но из тюрьмы не выйдешь". В Саровской Успенской пустыни он был пострижен в мантию с оставлением того же имени.
В начале 1926 года иеромонах Аркадий был возведен в сан архимандрита, а 15 сентября того же года в Москве был хиротонисан во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Хиротонию возглавлял митрополит Сергий (Страгородский).
В конце двадцатых годов поднялось новое гонение на Русскую Православную Церковь, начались аресты духовенства и верующих. Летом 1928 года Коллегия ОГПУ постановила заключить епископа Аркадия в концлагерь сроком на пять лет. 27 июля он был отправлен с партией заключенных в Соловецкий концлагерь.
В 1930 году осудили еще на пять лет лагерей. Отбыв 10 лет заключения, в феврале 1937 года епископ Аркадий прибыл в Москву. В Москве ему жить было запрещено.
Шло беспощаднейшее гонение, и владыка, предчувствуя, что его опять арестуют и, вероятно, на этот раз безвозвратно, посещал всех, кого знал. В Житомир он специально поехал, чтобы побывать на могилах отца и матери, скончавшейся во время его пребывания в Соловках.
На обратном пути, в Киеве он посетил духовную дочь и ее мать. Поскольку посещения таких городов, как Москва, Киев и целый ряд других, ему были запрещены, владыка держался чрезвычайно осторожно, стараясь, чтобы его не узнали. Недолго пробыл преосвященный в Киеве и выехал в Калугу, где ему было разрешено властями постоянное проживание.
В это время он был назначен епископом Бежецким, викарием Тверской епархии, но к обязанностям приступить не смог по не зависящим от него обстоятельствам. Живя в Калуге, он часто виделся с архиепископом Калужским Августином (Беляевым), с которым поддерживал дружеские отношения как с человеком одного с ним подвижнического духа.
Наступил сентябрь 1937 года - время массовых арестов среди духовенства и верующих. 21 сентября в девять часов вечера НКВД арестовал архиепископа Августина, о чем тут же узнал епископ Аркадий. На следующий день около полуночи преосвященный Аркадий отправился на вокзал. Ему удалось сесть в поезд, но власти уже искали его. Состав был задержан, в поезд вошли сотрудники НКВД вместе с человеком, который знал епископа в лицо, и владыка был арестован. Поначалу его держали в Калужской тюрьме, а затем перевели в Бутырскую тюрьму в Москве.
В начале декабря следствие было закончено. 7 декабря Тройка НКВД приговорила епископа к расстрелу. Епископ Аркадий был расстрелян 29 декабря 1937 года на полигоне НКВД недалеко от поселка Бутово под Москвой и погребен в общей могиле.

Е пископ Бежецкий и Весьегонский Филарет (в миру Гаврин Дмитрий Викторович) родился 19 сентября 1973 г. в пос. Новозавидовский Конаковского района Калининской (ныне Тверской) области. В 1990 г. окончил Новозавидовскую среднюю школу.

В 1996 г. окончил механико-технологический факультет Тверского государственного технического университета. Обучаясь в университете, нес послушание алтарника храма Успения Пресвятой Богородицы с. Завидово Конаковского р-наТверской епархии. Во время архипастырских визитов в Конаковское благочиние епископа Тверского и Кашинского Виктора прислуживал за архиерейскими богослужениями.

В августе 1996 г. принят на работу в экономскую службу Московской духовной академии и семинарии.

В сентябре 1997 г. распоряжением ректора МДАиС епископа Верейского Евгения назначен заместителем эконома Московских духовных школ.

В 2005 г. окончил Московскую духовную семинарию, в 2009 г. - Киевскую духовную академию, успешно защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия на тему «Православная Церковь в Украине в годы Второй мировой войны».

В сентябре 2008 г. назначен преподавателем Киевской духовной семинарии по кафедре Истории древней Церкви и Православия на Руси и заместителем заведующего заочным отделением КДАиС.

21 декабря 2008 г. по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира ректором Киевских духовных школ архиепископом Бориспольским Антонием пострижен в монашество с именем Филарет в честь святителя Филарета, митрополита Московского.

2 января 2009 г. архиепископом Антонием рукоположен во иеродиакона, 8 января того же года - во иеромонаха.

Ко дню Святой Пасхи 2011 г. награжден крестом с украшениями.

В сентябре 2011 г. назначен помощником проректора по воспитательной работе КДАиС.

В августе 2012 г. перешел в клир Тверской епархии и назначен клириком Воскресенского кафедрального собора г. Твери.

Решением Священного Синода от 4 октября 2012 г. (журнал № 88) избран епископом Бежецким и Весьегонским.

Наречен во епископа 17 ноября 2012 г. Хиротонисан 25 ноября за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Образование:

1996 г. - Тверской государственный технический университет.
2005 г. - Московская духовная семинария.
2009 г. - Киевская духовная академия (кандидат богословия).

Бежецкая епархия (Правящий архиерей)

Научные труды, публикации:

Слово архимандрита Филарета (Гаврина) при наречении во епископа Бежецкого и Весьегонского.
Православная Церковь в Украине в годы Второй мировой войны (кандидатская диссертация).

Церковные:

2008 г. - орден прп. Нестора Летописца III ст. (Украинская Православная Церковь).

Дата рождения: 19 сентября 1973 г. Страна: Россия Биография:

Родился 19 сентября 1973 г. в пос. Новозавидовский Конаковского р-на Калининской (ныне Тверской) обл. В 1990 г. окончил Новозавидовскую среднюю школу.

В 1996 г. окончил механико-технологический факультет Тверского государственного технического университета. Обучаясь в университете, нес послушание алтарника храма Успения Пресвятой Богородицы с. Завидово Конаковского р-на . Во время архипастырских визитов в Конаковское благочиние прислуживал за архиерейскими богослужениями.

В августе 1996 г. принят на работу в экономскую службу .

В сентябре 1997 г. распоряжением ректора МДАиС назначен заместителем эконома Московских духовных школ.

В 2005 г. окончил Московскую духовную семинарию, в 2009 г. — , успешно защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия на тему «Православная Церковь в Украине в годы Второй мировой войны».

В сентябре 2008 г. назначен преподавателем Киевской духовной семинарии по кафедре Истории древней Церкви и Православия на Руси и заместителем заведующего заочным отделением КДАиС.

21 декабря 2008 г. по благословению ректором Киевских духовных школ пострижен в монашество с именем Филарет в честь святителя Филарета, митрополита Московского.

2 января 2009 г. архиепископом Антонием рукоположен во иеродиакона, 8 января того же года — во иеромонаха.

В сентябре 2011 г. назначен помощником проректора по воспитательной работе КДАиС.

В августе 2012 г. перешел в клир Тверской епархии и назначен клириком Воскресенского кафедрального собора г. Твери.

Последним выпуском этого года мы завершаем проект «Православная неделя», начало которому было положено в начале прошлого года. Это, конечно, не означает, что мы не будем больше касаться праздников, отмеченных в церковном календаре. Они были и, надеемся, еще долго будут заметной частью нашей жизни, нашей культуры, нашего национального самосознания. Круг церковного года – Лето Господне – остается символом нашей духовной истории, в которой все повторяется, но всякий раз по-новому.


В уходящем году мы особенно часто обращались к памяти новомучеников, принявших свой венец три четверти века назад. 1937 год отмечен в народной памяти началом Большого террора – невиданных в мировой истории массовых репрессий, жертвами которых стали миллионы наших сограждан. Однако в истории Русской Православной Церкви этот год отмечен как время величайшего торжества. Тысячи мучеников и исповедников утвердили победу духа над плотью, истины над ложью, верности над малодушием и предательством. Немало среди них и наших земляков.


Вот и последние дни года отмечены памятью многих тверских священномучеников: 28 декабря – Александра (Рождественского), Василия (Виноградова), 29 декабря – Аркадия, епископа Бежецкого, 31 декабря – Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского, Илии (Бенеманского) и мученицы Веры (Трукс).

Наш сегодняшний рассказ – о священномученике Аркадии (Остальском), епископе Бежецком, викарии Тверской епархии. Нам трудно считать его нашим земляком, поскольку к исполнению обязанностей викария в нашей епархии он не успел приступить – власти просто не выпустили его из Москвы, подвергнув аресту вскоре после того, как митрополит Сергий (Страгородский)назначил его служить в Твери, где в то время готовил себя к мученическому венцу давний покровитель владыки Аркадия святитель Фаддей.


Священномученик Аркадий родился 25 апреля 1889 года в селе Скаковка Житомирского уезда Волынской губернии в семье священника. Еще юношей мечтая о монашестве, после окончания в 1910 году Киевской духовной академии он тем не менее выказал послушание воле родителей и женился. Но брак оказался неудачным.


С самого начала мировой войны молодой священник делит с народом и паствой все тяготы военной жизни, духовно окормляя 408-й Кузнецкий пехотный полк. Вернувшись в Житомир, отец Аркадий становится неутомимым проповедником православия, за свои вдохновенные проповеди получив прозвание Злато-

Устого. По благословению святого епископа Фаддея, бывшего в то время Волынским архиереем, о. Аркадий организовал при своем приходском храме Свято-Николаевское братство, которое оказывало помощь всем нуждающимся и больным. В годы Гражданской войны ему пришлось претерпеть от разных властей, в том числе и от петлюровских, поддержавших автокефальную украинскую церковь, которую отец Аркадий обличал как неканоническую и раскольничью.


О редкостном бескорыстии и доброте отца Аркадия в ту пору на Украине рассказывали легенды. У него самого не было почти никаких личных вещей и ничего ценного. Рассказывали, что однажды он вышел из Житомира в сапогах, а в Киев пришел в лаптях. В пути ему встретился бедняк, и они поменялись обувью. Характерна и такая история. Как-то сшили о. Аркадию красивый подрясник, который у него выпросил горький пьяница, прикинувшись бедняком. Через некоторое время духовные дети священника увидели этого пьяницу продающим подрясник о. Аркадия, им пришлось выкупить его и отдать владельцу. Другой раз шубу, которую ему сшили близкие, отец Аркадий отдал бедной вдове, у которой было двое туберкулезных детей.


В 1922 году, когда отца Аркадия арестовали первый раз, его и сотрудников ГПУ окружила толпа верующих, которые сделали попытку отстоять пастыря. Пока он был в заключении, его супруга вышла замуж за красного командира и потребовала развода. Освободившись в 1924 году из тюрьмы, он поехал помолиться в Саров, где был пострижен в мантию с оставлением того же имени. В начале 1926 года иеромонах Аркадий был возведен в сан архимандрита, а 15 сентября того же года в Москве был хиротонисан во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии, и почти сразу арестован. В феврале 1937 года, отбыв 10-летнее заключение, епископ Аркадий прибыл в Москву. Вскоре он был назначен епископом Бежецким, но уже 22 сентября был вновь арестован. 17 октября начались допросы, а 29 декабря владыка Аркадий был расстрелян.


В Бежецком благочинии и в недавно открывшейся Бежецкой епархии чтут память священномученика Аркадия, епископа Бежецкого. В прошлом году в Бежецке прошел литературно-музыкальный вечер его памяти. О владыке Аркадии написаны книги: «Священномученик Аркадий, епископ Бежецкий» протоиерея Николая Доненко и «Мы не должны бояться никаких страданий» диакона Игоря Кучерука.