Отделяет пролив ла манш. Анализ навигационного обеспечения плавания судна по маршруту: Порт Генуя

Ла-Манш является известным проливом, который еще называют Английским каналом. Этот канал разделяет Великобританию и побережье Франции. В переводе с французского название пролива дословно означает «рука».

Ла-Манш перетекает в пролив Па-де-Кале. Эти два пролива объединяют Атлантический океан и Северное море. Пролив имеет протяженность 578 километров. Его максимальная глубина 172 метра.

Из-за большого количества отмелей, в особенности на востоке, и частых туманов судоходство на Ла-Манше затруднено. Над проливом практически все время дует западный ветер, что является причиной постоянного восточного течения, скорость которого достигает в самых узких местах 3 километров в час.

Ла-Манш стал знаменитым из-за строительства огромного тоннеля.

Тоннель под Ла-Маншем является самым длинным в мире. Это просто поразительное сооружение инженерии. Его длинна больше 50 километров, 38 из которых проложили под водой по дну морскому. Тоннель под Ла-Маншем открыли в 1994 году в качестве современной транспортной системы, которая соединяла Британский остров с континентом.

В течении последних двухсот лет люди разрабатывали массу способов, чтобы преодолеть Ла-Манш. Впервые тоннель предложили построить в 1802 году, а Комитет по его созданию сформировали уже в 1892 году. Возникали даже предложения о строительстве моста над Ла-Маншем. В 1986 году от французского и британского правительства поступило предложение компаниям серьезно заняться разработкой чертежей тоннеля. Спустя год из 9 проектов был выбран лучший.

В действительности существуют три тоннеля: один служебный и два железнодорожных. Строительные работы начали на британском берегу в декабре 1987 года, а во Франции – три месяца спустя. Гигантские механизмы, оснащенные режущими вращающимися головками, затрачивали по целому месяцу, чтобы прокладывать каждый километр. В общей сложности прокладывание тоннеля заняло три года.

Тоннели прокладывали в среднем на 45 метров глубже морского дна. Когда две части служебного тоннеля разделяло сто метров, рабочие вручную прорыли небольшой тоннель, который их соединил. Две половинки встретились в 1990 году. Два железнодорожных тоннеля были достроены 22 мая и 28 июня 1991 года.

Еще, спустя семь месяцев, закончили прокладку всех трех тоннелей, и начали укладку рельсов. В этот период времени инженеры разрабатывали железнодорожные терминалы недалеко от Кале во Франции и Фолькстоуне, в Великобритании. Туннель был открыт королевой Елизаветой Второй и президентом Миттераном 6 мая 1994 года.

Специальные поезда, оснащенные платформами для автомобилей и пассажирскими вагонами ходят каждый час. Всего в течении дня по туннелю проходят 350 электропоездов, которые могут перевозить до 200 тысяч тонн груза. Естественно, контроль багажа очень сильный, если есть желание экспериментировать — положите в свою рюкзак ММГ и вы никуда не уедите. Спустя какое-то время вас отпустят, т.к. ММГ не является огнестрельным оружием. Автомобили пользуются поездами туннеля как движущимся шоссе. Они заезжают в вагон с одной стороны и через 35 минут выезжают с другой. Электровозы ездят со скоростью до 160 километров в час.

На все строительство тоннеля было затрачено 10 миллиардов фунтов – в два раза больше, чем изначально планировалось. Через один год после официального открытия, компанией «Евротоннель» было объявлено об убытке в 925 миллионов фунтов – одной из наибольших отрицательных сумм в корпоративной истории Великобритании. А в 1996 году в тоннеле из-за загоревшегося грузовика произошел пожар, который приостановил его работу на полгода.

Побережье пролива Ла-Манш (Английский канал)

Несмотря на тот факт, что проект тоннеля был безумно дорогостоящим, и по сей день еще не смогли окупиться все расходы, данное сооружение все равно является образцом современного мастерства инженерии, которое в равно высокой степени учитывает функциональность и безопасность.

»

Пролив Ла-Манш – знаменитый на весь мир небольшой пролив, который отделяет Великобритания от европейского континента.

На политической карте мира он разделяет Великобританию и Францию.Ла-Манш соединяет Северное море с Атлантическим океаном.

Пролив Ла-Манш прежде всего, знаменит тем, что на его дне был проложен железнодорожный тоннель, который соединяется два государства. Тоннель имеет свое название – «Евротоннель», а построен он был в 1994 году.

Происхождение пролива

Следует отметить, что, пролив Ла-Манш образовался в период плейстоцена, а значит сравнительно недавно. Четыре сотни тысяч лет назад произошло меганаводнение, а затем через две сотни тысяч лет еще одно – вода с Северном моря прорвала хребет, который был расположен на территории современного Па-Де-Кале – самая узкая часть Ла-Манша и создала тем самым пролив.

Пролив Ла-Манш на карте фото

До этих событий хребет соединял между собой Европу и Великобританию. На месте бывшего хребта как раз и построен железнодорожный подводный путь с Франции в Англию – «Евротоннель».

Французы называли пролив «рукав» – то есть «Манш». Впервые словосочетание «Ла-Манш» встречается в источниках XVII века. Англичане же долгое время называли этот пролив просто «английским».

Исторические события

Ла-Манш – это естественный водный путь между Францией и Англией. На протяжении всей истории через Ла-Манш люди посещали британские острова. К примеру, нормандский герцог Вильгельм Завоеватель переплыл со своим флотом Ла-Манш, разбил англо-саксонского короля и стал правителем нового Английского королевства.

Ла-Манш невероятно богат на свою историю, в том числе и в спортивным секторе. Еще пару столетий тому назад люди впервые начали проводить состязания, кому же удастся переплыть Па-Де-Кале – его ширина, напомним, 32 километра.

В 1875 году Ла-Манш был впервые переплыт за 21 час и 40 минут – это был британский пловец. А первой женщиной, которая сделала тоже достижение, считается американца в 1926 году. В 2006 году впервые в истории пролив переплыл любитель-спортсмен из России.

Рекордом скорости переплытия пролива считается установленный в 2012 году рекорд Трента Гримси, что из Австралии – ему удалось переплыть Ла-Манш всего-то за 6 часов и 55 минут.

Ла-Манш также стал одной из главных причин, почему Великобритания смогла устоять во время Второй мировой войны. Намного более многочисленная армия Гитлера просто не могла взойти на Британию, так как воздушный флот тщательно оборонял пролив и не позволял просто так дойти к берегу.

Города

На Ла-Манше расположено несколько больших островов, к примеру, один из них – остров-Уайт, где также расположен достаточно большой город – Ньюпорт с населением 24 тыс. жителей. На территории города расположен красивый замок Карисбрук, где во время революции был заточен английский король Карл I.

Ньюпорт фото

На севере Франции также расположены Нормандские острова, на которых в общей сложности приживает более 163 тыс. жителей – в основном англичане и французы. Крупнейшим городом на Нормандских островах считается Сент-Хелиер с населением в 24 тыс. жителей.

В этом городе распложен огромный замок позднего средневековья – Замок Елизаветы, который был основным оборонительным сооружением Англии на данном участке в свое время.

Крупнейшими городами на Ла-Манше считаются:

  • Дюнкерк,
  • Кале,
  • Брайтон,
  • Портсмут,
  • Плимут и другие.

Животный мир

Животный мир Ла-Манше невозможно назвать слишком богатым, так как сам пролив чрезвычайно загрязнен опасным отходами из судов, которые значительно уменьшают здесь популяцию рыбы. Однако это не мешает местному населению заниматься выловом рыбы.

Ла-Манш имеет серьезную проблему с экологией, только 40% всех экологических преступлений Англии регистрируют на Ла-Манше. Последняя крупная авария произошла в 2007 году, когда здесь потерпел крушение контейнеровоз «Наполи».

Характеристика Пролива Ла-Манш

  • Площадь пролива 75 тыс км квадратных;
  • Сам пролив достаточно неглубокий – наибольшая глубина достигает всего-то 171 метра.
  • Длина пролива 560 километров;
  • наибольшая ширина – 240 километров.
  • Самая узкая часть пролива – 32 километра, знаменитый Па-Де-Кале;
  • Соленость воды больше 10 - 35% промиль;
  • Климат морской, умеренный.
  • Филипп Круазон – человек, который переплыл Ла-Манш за 14 часов не имя при этом ни рук не ног;
  • Переплыв через Ла-Манш – невероятный опасный вид спорта и даже случались случаи, когда пловцы погибали во время такого «марафонского заплыва» – последний случай зарегистрирован в 2016 году;
  • В 1909 году Ла-Манш был впервые преодолен на самолете.

Ла-Манш (фр. laManche- рукав), также Английский канал (англ.EnglishChannel) - пролив между побережьем Франции и островом Великобритания.

Географическое положение

В месте с Па-де-Кале соединяет Северное море с Атлантическим океаном. Длина 578 км, ширина на западе 250 км, на востоке 32 км, наименьшая глубина на фарватере 23,5 м. Под Ла-Маншем (между Дувром и Кале) сооружен тоннель (общая длина 52,5 км, в том числе 38 км под дном пролива). Основные порты: Портсмут, Саутгемптон, Гавр, Шербур.

Непобедимая армада, навстречу гибели.

Более четырех столетий тому назад в узком проливе Ла-Манш сошлись две флотилии. По сути, это было столкновением двух религиозных систем, противоборством двух монархов XVIвека - протестантской королевы Англии ЕлизаветыIи католического короля Испании ФилиппаII. В книге «Поражение Непобедимой армады» отмечается, что «и для испанцев, и для англичан сражение в Ла-Манше было священной войной против сил мрака и тьмы, борьбой не на жизнь, а на смерть» (TheDefeatoftheSpanishArmada).

Для англичан той эпохи испанская армада была «мощнейшим флотом, который когда-либо выходил в открытое море». Но экспедиция армады обернулась трагедией - особенно для тех многих тысяч, кто потерял свою жизнь.

Дарданеллы

Дарданеллы (устаревшее, древнегреческое название - Геллеспонт) - пролив между европейским полуостровом Галлиполи (Турция) и северо-западом Малой Азии. Координаты Дарданелл - 40°15" северной широты и 26°31" восточной долготы.

Пролив соединяет Эгейское море с Мраморным морем, а в паре с Босфором с Чёрным морем. В древности Дарданеллы назывались Геллеспонт. Длина пролива составляет 65 километров, ширина - от 1,3 до 6 километров. Средняя глубина составляет 50 метров. На азиатском берегу Дарданелл расположен портовый город Чанаккале. Перешёл под влияние турок в 1352 г.

По договору 1841 года только турецким военным кораблям разрешалось проходить Дарданеллы. Во время Первой мировой войны за стратегически важные Дарданеллы шли тяжёлые бои между Турцией и Антантой.

Дуврский пролив, он же Па-де-Кале

Па-де-Кале (фр. Pas de Calais, в англоязычных странах называется Дуврский пролив, англ. Strait of Dover) - пролив между Великобританией и материковой частью Европы, служит входом в пролив со стороны Северного моря. Длина - 37 километров, ширина - от 29 до 32 километров, глубина - от 21 до 64 метров. Главные порты: в Великобритании - Дувр, во Франции - Кале, Булонь и. Под Па-де-Кале проходит Евротоннель. Пролив образовался в антропогене при опускании и затоплении суши между материком и Британскими островами.

Режим Дуврского пролива

Дуврский пролив (Па-де-Кале) имеет исключительно важное значение для мореплавания. Ежедневно через него направляется огромный поток судов как в сторону Атлантического океана, так и к берегам многих европейских государств. По подсчетам, ежегодно через Дуврский пролив проходит 300 тысяч судов, причём в любой момент в проливе находится одновременно не менее 40 судов. Свыше 90 процентов судов пользуются проходом шириной около 5 миль между банкой Варн и английским берегом.

Скопление большого числа судов в узком проливе, движущихся в разных направлениях, является причиной частых столкновений и аварий в этом районе. По подсчетам одного из норвежских страхователей, почти половина всех столкновений в мире приходится на район, простирающийся от Английского канала (Ла-Манш) до реки Эльба.

В связи с создавшимся положением в этом районе по инициативе прибрежных государств был поставлен вопрос о более чёткой регламентации плавания судов с установлением рекомендованных курсов и разделением движения судов через Дуврский пролив на два потока.

В этих целях еще в 1961 году в Лондоне, а затем в Париже и Гамбурге была образована группа специалистов, которой поручалось подготовить предложения по улучшению плавания, навигационного ограждения и по созданию специальной службы информации о движении судов в Дуврском проливе. Все предложения переданы на рассмотрение и обсуждение на заседаниях Комитета по безопасности на море Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО) с тем, чтобы подготовить единые правила плавания судов в Дуврском проливе и принять их в международном масштабе.

Евротоннель

Под Дуврским проливом и под Ла-Маншем проходит железнодорожный тоннель, соединяющий континентальную Европу с Великобританией, открыт 6 мая 1994 года. Как символ объединяющейся Европы, одно время он удерживал звание самого протяжённого тоннеля в мире, в этом качестве его сменил Тоннель Сэйкан (соединяет острова Хонсю и Хоккайдо). Тоннель имеет протяжённость около 51 километра, из них 39 - непосредственно на дне моря. Американское общество инженеров-строителей (American Society of Civil Engineers) объявило Евротоннель одним из семи чудес света современности.



Ла-Манш (франц. La Manche, буквально - рукав)

Английский канал (англ. English Channel), пролив между северным берегом Западной Европы и о. Великобритания. Вместе с проливом Па-де-Кале (Дуврский пролив) соединяет Северное море с Атлантическим океаном. Длина около 520 км, ширина на З. около 180 км, на В. - 32 км. Глубина на фарватере 35 м, наибольшая глубина 172 м. Много отмелей, особенно в восточной части пролива. Западные ветры обусловливают в проливе устойчивое восточное течение со скоростью до 3 км/час (в узкостях). Приливы полусуточные, их величина в отдельных местах достигает 12,2 м (залив Сен-Мало). Часты туманы. Имеет важное транспортное значение. Через пролив проходит один из крупнейших по грузообороту путей из стран Северного и Балтийского морей в страны Северной и Южной Америки, а также в Африку, Азию и Австралию. Главные порты: Портсмут, Саутхемптон, Плимут (Великобритания). Гавр, Шербур (Франция). Развито рыболовство (камбала, макрель, треска, палтус). Существует проект (1973) подводного туннеля через пролив Па-де-Кале.

Пролив Ла-Манш.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Ла-Манш" в других словарях:

    Манш Manche Подробнее Информация Номер 50 Регион Нижняя Нормандия … Википедия

    манш-а-ботт - manche à bottes. Широкие отложные манжеты узких французских жюстокоров 70 90 гг. 17 в. Мерцалова 2 427 …

    манш апре ла коне - * manche après la cognée. Бросить начатое; махнуть на все рукой. Рецкер. У англичан нахальство не исключает терпения, как у некоторых наций континента, готовых постоянно при неудаче бросать le manche après la cognée . А. Ионыч Селитряный король.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    манш пагод - * manche pagode. Расширяющийся книзу рукав. На рисунке 3 ем представлена плюшевая visite, которая может быть цвета peau de loutre или черная, с отделкой бобром на воротнике и рукавах, напоминающие собою бывшия manche pagode. Новь 1885 7 Мозаика… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    У этого термина существуют и другие значения, см. Манш (значения). Манш Manche … Википедия

    Роберт Норман Манш, англ. Robert Norman Munsch, (род. 11 июня 1945(19450611), Питсбург, Пенсильвания) канадский детский писатель американского происхождения. Содержание 1 Биография 2 Награды … Википедия

    - … Википедия

    - (Manche) департамент на северо западе Франции, в холмистой местности на полуострове Котантен. Площадь 6,4 тысячи км2. Население 453 тысячи человек (1971). Административный центр город Сен Ло. Животноводческий район; под пастбищами занято… … Большая советская энциклопедия

    - (Ла M.) дпт. в сев. части Франции, вдоль берега прол. Ла М.: 6411 кв. км., жителей в 1901 г. было 491372. Главный гор. С. Ло (6500 жит.); более значителен Шербург (42938 жит.). Климат морской, влажный, с ровной, сравнительно теплой температурой.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Манш - (Mаnche)Mаnche, департамент в области Нижняя Нормандия в зап. Франции; пл. 5938 кв.км, 479640 чел. (1990); адм. центр – г.Сен Ло … Страны мира. Словарь

    Координаты: 50°11′01″ с. ш. 0°31′52″ з. д. / 50.183611° с. ш. 0.531111° з. д. … Википедия

Книги

  • Мосты через Ла-Манш. Британская литература 1900 - 2000-х
  • Мосты через Ла-Манш. Британская литература 1900-2000-х , Рейнгольд Наталья Игоревна. В книгу вошли редкие материалы, связанные с английской литературой ХХ в., - интервью автора с Айрис Мердок, Джоном Фаулзом, Мартином Эмисом и Пирсом Полом Ридом, а также эссе о знаменитых…

В 1994 году был открыт туннель под проливом Ла-Манш, соединяющий Англию и . Это поразительное инженерное сооружение: длина туннеля немного превышает 50 километров, 38 из которых проложено под морским дном.

История туннеля под Ла–Маншем

Давным-давно, примерно 13 тысяч лет назад, и континентальная были единой частью суши, а Темза, на которой стоит английская столица Лондон, была левым притоком , на берегах которого раскинулся немецкий . Когда растаяли , уровень моря поднялся, и обширные территории превратились в дно и пролива Ла-Манш. Британия стала островом. Однако идея вновь связать две важнейшие части Европы сухопутной дорогой уже с давних пор была заветной мечтой жителей Старого Света.

В течение двух веков лет ученые разрабатывали разные способы, как можно преодолеть пролив Ла-Манш. Впервые проект туннеля был предложен более, чем 100 лет назад, в 1802 году. Альбер Матье предложил проект переправы через Ла-Манш, а на следующий год похожий план возник на другом берегу, в Англии. Правда, тогда больше склонялись к постройке моста, который будет проходить над проливом. Эта гигантская конструкция должна была состоять из пятикилометровых пролетов, подвешенных над морскими на сверхпрочных тросах. Идею отклонили - таких гигантских мостов до сих пор не строили, и эксперты засомневались: будет ли конструкция надежной? Были и совершенно необычные предложения. Например, о том, чтобы воздвигнуть искусственные острова на протяжении всего пролива, а уже от этих островов протянуть мосты, соединяющиеся между собой. Но это был еще более нереальный проект. Решено было остановиться на постройке подземной дороги.

У идеи воздвигнуть дорогу, ведущую от Франции к Англии, было много противников. Очень многие говорили, что в случае войны между двумя странами этот туннель можно использовать против врага. Однако еще тогда это возражение посчитали абсурдным. Ведь при угрозе нападения очень легко быстро перекрыть туннель, взорвав или засыпав даже небольшую его часть. Да и войска на выходе из туннеля - это скорее удобная мишень, чем грозная сила.

Долгое время все оставалось на уровне проектов и планов. Серьезно задумались о постройке туннеля только в 1955 году. Даже приступили к строительству, начали рыть котлованы. Однако из этой затеи ничего не вышло. Через два года энергетический кризис заставил рабочих и инженеров покинуть вырытые котлованы, которые быстро заполнились и дождевыми водами. Только через 11 лет правительства Англии и Франции объявили, что готовы вновь рассмотреть возможность сухопутного соединения двух . Но с одним условием - все работы должны вестись частными компаниями на свои средства.

Было выбрано 9 лучших проектов, и в течение целого года велись серьезные дебаты о том, какой же достоин большего внимания. Спустя год, был выбран, по мнению большинства, самый лучший. Предполагалось проложить рядом друг от друга железнодорожные пути и шоссе для автомобилей. Однако от автомобильной дороги под проливом пришлось отказаться. Во-первых, автомобильная авария в туннеле гораздо более вероятна, чем крушение поезда. А ведь последствия такой аварии в длинной подземной «трубе» могут оказаться серьезными и надолго парализовать движение. Во-вторых, армада автомобилей, устремившихся в туннель, неизбежно заполнила бы его выхлопными газами, а значит, потребовалась бы очень мощная система вентиляции, чтобы постоянно очищать воздух. Ну а, в-третьих, известно, что поездка в тоннеле утомляет водителя. Решили остановиться на конструкции, которая была описана еще в проекте 1960 года и доработана в середине 70-х.

Работы были начаты на английском берегу в декабре 1987 г., а на французском - на три месяца позже. Огромные машины с вращающимися режущими головками прокладывали по километру ежемесячно. В целом, прокладка туннеля заняла три года.

Туннели прокладывались, в среднем, на 45 метров ниже морского дна. Когда две половинки служебного туннеля разделяло всего 100 метров, вручную был прорыт небольшой туннель для их соединения. До момента стыковки 120 шахтных локомотива вывозили породу из забоев, ежемесячно проделывая путь, равный двум расстояниям вокруг земли. Рабочие встретились в конце 1990 г.

Завершение двух железнодорожных туннелей произошло 28 июня 1991 г. Однако не стоить думать, что на этом строительство было полностью завершено. Был закончен только центральный туннель. А необходимо было еще прокопать второй, служебный туннель, а также проложить рельсы. В международном конкурсе за право получить заказ на рельсы для пролива участвовало более 2000 фирм. Французские заказчики отдали предпочтение сделанным в России.

Полностью туннель был открыт сравнительно недавно - 6 мая 1994 года. В его открытии участвовала сама королева Елизавета II и президент Миттеран. После торжественной части Королева села на поезд и приехала с лондонского вокзала Ватерлоо в городок Кале на французском побережье. В свою очередь Миттеран прибыл туда же с парижского вокзала Гар-ду-Норд через Лилль. Когда локомотивы двух поездов остановились нос к носу, главы двух государств перерезали сине-бело-красные ленточки под звуки национальных гимнов своих стран, которые были исполнены оркестром Французской республиканской гвардии. Затем британская и французская делегации на автомобилях «Роллс-Ройс» переправились по туннелю на британский берег, в городок Фолкстоун, где состоялась точно такая же церемония, как и на французской стороне.

Особенности туннеля под Ла–Маншем

В реальности существуют три туннеля: два железнодорожных (один принимает поезда из Франции в Англию, другой - из Англии во Францию) и один выполняет эксплуатационные функции. В настоящее время - это самый быстрый путь из Лондона в Париж или (около 3-х ). Пассажирские поезда регулярно отходят от лондонского Ватерлоо и доставляют вас в Парижский Гар дю Норд или в брюссельский Миди-Зюид.

Диаметр каждого туннеля - 7,3 метра, длина- около 50 километров, из которых 37 проходят под толщей воды. Все туннели облачены в плотные бетонные каркасы, стенки которых около 40 сантиметров.

Специальные поезда с платформами для автомобилей и вагонами для пассажиров отправляются каждый час. Всего за день через туннель проходит 350 электровозов, что дает возможность перевозить более 200 000 тонн груза. Машины используют поезда туннеля как движущееся шоссе. Они въезжают в вагон на одном конце и выезжают из него на другом после 35-минутного переезда. Электровозы развивают скорость до 160 километров в час.

С туннелем под проливом Ла-Манш связано множество инцидентов. Например, 12 октября 2003 года там обнаружили неизвестного, который жил в туннеле в течение… 2 лет, изредка выходя на поверхность за тем, чтобы припастись едой и водой. Странно, что его не обнаружили раньше, так как по всей протяженности туннеля протянута система камер внутреннего наблюдения.

В следующем году вообще произошло ЧП: служащий английского отделения «Евростар» обнаружил на железнодорожных путях 15 человек. Некоторые из них были ранены, причем один весьма серьезно. По словам представителя британской полиции, в туннеле, скорее всего, были обнаружены нелегальные эмигранты (предположительно, турки). Видимо, намереваясь попасть в Англию, они еще на материке забрались в один из вагонов грузового состава, а затем спрыгнули на ходу в том месте, где состав немного притормаживает на выезде из туннеля.

Однако подобные нарушения пресекаются. Для этого существует серьезная служба охраны, работающая 24 часа в сутки.

На весь проект было потрачено 10 миллиардов фунтов стерлингов - это вдвое дороже, чем планировалось. Год спустя после официального открытия компания «Евротуннель» объявила об убытках в 925 миллионов фунтов - одна из самых больших отрицательных сумм в британской корпоративной истории. Вдобавок в 1996 году грузовое движение по туннелю было приостановлено на 6 месяцев из-за пожара, вызванного загоревшимся грузовиком.

Несмотря на то, что проект туннеля оказался очень дорогостоящим и все расходы не окупились до сих пор, это сооружение все равно представляет собой образец современного инженерного мастерства, в равной степени учитывающее безопасность и функциональность.