Образ Матрены Тимофеевны Корчагиной ("Кому на Руси жить хорошо"). История жизни Матрены в поэме Кому на Руси жить хорошо (судьба Матрены Тимофеевны Корчагиной) Образ простой русской крестьянки матрены тимофеевны

Глава «Последыш» переключала основное внимание правдоискателей на народную среду. Поиски крестьянского счастья (Избытково село!) закономерно приводили мужиков к «счастливице»-«губернаторше», крестьянке Матрене Корчагиной. В чем же идейно-художественный смысл главы «Крестьянка»?

В пореформенную эпоху женщина-крестьянка оставалась столь же угнетенной и бесправной, как и до 1861 года, и искать среди крестьянок счастливую было, по всей очевидности, затеей нелепой. Это ясно Некрасову. В набросках главы героиня-«счастливица» говорит странникам:

Я так думаю,

Что если между бабами

Вы ищите счастливую,

Так просто дурни вы.

Но автор «Кому на Руси жить хорошо», художественно воспроизводя русскую действительность, вынужден считаться с народными понятиями и представлениями, как бы убоги и ложны они ни были. Он лишь оставляет за собой авторское право рассеивать иллюзии, формировать более правильные взгляды на мир, воспитывать более высокие требования к жизни, чем те, которые породили легенду о счастье «губернаторши». Однако молва летит из уст в уста, и странники отправляются в селенье Клин. Автор получает возможность легенде противопоставить жизнь.

«Крестьянка» начинается прологом, который играет роль идейной увертюры к главе, подготовляет читателя к восприятию образа крестьянки деревни Клин, счастливицы Матрены Тимофеевны Корчагиной. Автор рисует «задумчиво и ласково» шумящее хлебное поле, которое увлажили «Не столько росы теплые, / Как пот с лица крестьянского». По мере движения странников рожь сменяется льнами, полями гороха и овощей. Резвится детвора («дети носятся / Кто с репой, кто с морковкою»), а «бабы — свеклу дергают». Красочный летний пейзаж тесно увязывается Некрасовым с темой вдохновенного крестьянского труда.

Но вот странники подошли к «незавидному» селению Клин. На смену радостному, красочному пейзажу приходит другой, мрачный и унылый:

Что ни изба — с подпоркою,

Как нищий с костылем.

Сравнение «убогих домов» с остовами и осиротелыми галочьими гнездами на обнаженных осенних деревьях еще более усиливает трагизм впечатления. Прелести сельской природы и красоте созидательного крестьянского труда в прологе главы противопоставлена картина крестьянской нищеты. Пейзажным контрастом автор заставляет читателя внутренне насторожиться и проникнуться недоверием к сообщению, что одна из тружениц этой нищей деревни и есть истинная счастливица.

Из деревни Клин автор ведет читателя в заброшенную помещичью усадьбу. Картину ее запустения дополняют образы многочисленных дворовых: голодные, немощные, расслабленные, как распуганные прусаки (тараканы) по горнице, расползлись они по усадьбе. Этой «дворне ноющей» противопоставлен народ, который после трудового дня («народ в полях — работает») с песней возвращается в село. В окружении этого здорового трудового коллектива, внешне почти не выделяясь из него («Путь добрый! А которая Матрена Тимофеевна? »), составляя его часть, появляется в поэме Матрена Корчагина.

Очень содержательна и поэтически богата портретная характеристика героини. Первое представление о внешнем облике Матрены дает реплика крестьян села Наготина:

Корова холмогорская,

Не баба! Доброумнее

И глаже бабы нет.

Сравнение — «корова холмогорская — не баба» — говорит о здоровье, силе, статности героини. Оно является ключом к дальнейшей характеристике, оно вполне соответствует тому впечатлению, которое производит Матрена Тимофеевна на мужиков-правдоискателей.

Портрет ее предельно лаконичен, но дает представление и о силе характера, чувстве собственного достоинства («осанистая женщина»), и о нравственной чистоте и требовательности («глаза большие, строгие»), и о тяжелой жизни героини («волос с проседью» в 38 лет), и о том, что жизненные бури не сломили, а лишь закалили ее («сурова и смугла»). Суровая, естественная красота женщины-крестьянки еще более подчеркивается бедностью одежды: «сарафан коротенький», да белая рубаха, оттеняющая смуглый от загара цвет кожи героини. В рассказе Матрены перед читателем проходит вся ее жизнь, и движение этой жизни, динамику изображаемого характера автор раскрывает через изменение портретной характеристики героини.

«Задумавшись», «закручинившись», вспоминает Матрена годы своего девичества, молодость; она как бы со стороны видит себя в прошлом и не может не любоваться своей былой девичьей красотой. Постепенно в ее рассказе («До замужества») возникает перед слушателями так хорошо известный по народной поэзии обобщенный портрет сельской красавицы. У Матрены в девичестве «очи ясные», «бело личико», которое не боится грязи полевых работ. «День в поле проработаешь», — рассказывает Матрена, а потом, помывшись в «жаркой баенке»,

Опять бела, свежехонька,

За прялицей с подружками

До полночи поешь!

В родной семье девушка цветет, «как маков цвет», она «добрая работница» и «петь-плясать охотница». Но вот наступает роковой час прощания с девичьей волей... От одной мысли о будущем, о горькой жизни в «чужой богоданной семеюшке» «блекнет бело личико» невесты. Однако ее цветущей красоты, «пригожества» хватает на несколько лет семейной жизни. Недаром управляющий Абрам Гордеич Ситников «докучает» Матрене:

Ты писаная кралечка,

Ты наливная ягодка!

Но идут годы, принося все новые и новые беды. Давно суровая смуглость сменила на окаменевшем от горя лице Матрены алый румянец; «очи ясные» глядят на людей строго и сурово; голод и непосильный труд унесли накопленное в годы девичества «дородство и пригожество». Исхудавшая, ожесточенная борьбой за жизнь, она напоминает уже не «маков цвет», а голодную волчицу:

Волчицу ту Федотову

Я вспомнила — голодную,

Похожа с ребятишками

Я на нее была!

Так социально, условиями жизни и труда («Потуги лошадиные / Несли мы...»), а также психологически (смерть первенца, одиночество, враждебное отношение семьи) мотивирует Некрасов перемены во внешнем облике героини, утверждая в то же время глубокую внутреннюю связь между образами краснощекой хохотуньи из главы «До замужества» и седеющей осанистой женщины, встреченной странниками. Жизнерадостность, душевная ясность, неиссякаемая энергия, присущие Матрене с юности, помогают ей выстоять в жизни, сохранить величавость осанки и красоту.

В процессе работы над образом Матрены Некрасов не сразу определил возраст героини. От варианта к варианту шел процесс «омолаживания» ее автором. «Омолаживать» Матрену Тимофеевну заставляет автора стремление к жизненной и художественной правдивости. Женщина в деревне старела рано. Указание на 60- и даже 50-летний возраст вступало в противоречие с портретом героини, общим определением «красива» и такими деталями, как «глаза большие, строгие», «ресницы богатейшие». Последний вариант устранял несоответствие между условиями жизни героини и ее обликом. Матрене 38 лет, волосы ее уже тронула седина — свидетельство нелегкой жизни, но красота еще не померкла. «Омолаживание» героини диктовалось и требованием психологической достоверности. Со времени замужества и смерти первенца Матрены прошло (если ей 38, а не 60!) 20 лет, а события глав «Волчица», «Губернаторша» и «Трудный год» еще совсем свежи в ее памяти. Потому-то так эмоционально, так взволнованно звучит речь Матрены.

Матрена Тимофеевна — не только красива, осаниста, здорова. Женщина умная, смелая, с богатой, щедрой, поэтической душой, она создана для счастья. И ей в чем-то очень повезло: «хорошая, непьющая» родная семья (не у всех ведь так!), замужество по любви (часто ли такое бывало?), зажиточность (как не позавидовать?), покровительство губернаторши (экое счастье!). Удивительно ли, что легенда о «губернаторше» пошла гулять по деревням, что односельчане «ославили» ее, как с горькой иронией говорит сама Матрена, счастливицей.

И вот на примере судьбы «счастливицы» раскрывает Некрасов всю страшную драму крестьянской жизни. Весь рассказ Матрены — опровержение легенды о ее счастье. От главы к главе нарастает драматизм, все менее оставляя места наивным иллюзиям.

В сюжете основных рассказов главы «Крестьянка» («До замужества», «Песни», «Демушка», «Волчица», «Трудный год», «Бабья притча») Некрасовым отобраны и сконцентрированы самые обычные, повседневные и в то же время самые характерные для жизни русской крестьянки события: труд с малых лет, нехитрые девичьи развлечения, сватовство, замужество, приниженное положение и трудная жизнь в чужой семье, семейные ссоры, побои, рождение и смерть детей, заботы о них, непосильный труд, голод в неурожайные годы, горькая доля многодетной матери-солдатки. Этими событиями определяется круг интересов, строй мыслей и чувств крестьянки. Вспоминаются и излагаются они рассказчицей в их временной последовательности, что создает ощущение простоты и бесхитростности, столь присущих самой героине. Но при всей внешней будничности событий сюжет «Крестьянки» полон глубокого внутреннего драматизма и социальной остроты, которые обусловлены незаурядностью самой героини, ее способностью глубоко чувствовать, эмоционально переживать события, ее нравственной чистотой и требовательностью, ее непокорством и смелостью.

Матрена не просто знакомит странников (и читателя!) с историей своей жизни, она им «всю душу открывает». Сказовая форма, повествование от первого лица, придает ему особую живость, непосредственность, жизненную убедительность, открывает большие возможности для выявления самых сокровенных глубин внутренней, скрытой от глаз постороннего наблюдателя, жизни крестьянки.

Рассказывает Матрена Тимофеевна о своих невзгодах просто, сдержанно, не сгущая красок. Она по внутренней деликатности даже умалчивает о мужниных побоях и лишь после вопроса странников: «Уж будто не колачивал?», смущаясь, сознается, что было и такое. Умалчивает она о своих переживаниях после смерти родителей:

Слыхали ночи темные,

Слыхали ветры буйные

Сиротскую печаль,

А Вам нет нужды сказывать...

Почти ничего не говорит Матрена о тех минутах, когда ее подвергали позорному наказанию плетьми... Но эта сдержанность, в которой ощущается внутренняя сила русской крестьянки Корчагиной, лишь усиливает драматизм ее повествования. Взволнованно, как бы заново переживая все, рассказывает Матрена Тимофеевна о сватовстве Филиппа, своих раздумьях и тревогах, рождении и смерти первенца. Детская смертность в деревне была колоссальна, и при гнетущей бедности семьи смерть ребенка подчас воспринималась со слезами облегчения: «господь прибрал», «одним ртом меньше!» Не так у Матрены. За 20 лет не утихла боль ее материнского сердца. Она и теперь не забыла прелести своего первенца:

Как писаный был Демушка!

Краса взята у солнышка... и т. д.

В душе у Матрены Тимофеевны и через 20 лет кипит гнев против почуявших добычу «неправедных судей». Именно поэтому столько экспрессии и трагического пафоса в ее проклятии « злодеям-палачам »...

Матрена прежде всего женщина, мать, вся отдавшаяся заботе о детях. Но, субъективно вызванный материнскими чувствами, направленный на защиту детей, ее протест приобретает социальную окраску, семейные невзгоды толкают на путь социального протеста. За дитя свое и с богом в спор вступит Матрена. Она, глубоко религиозная женщина, одна во всей деревне не послушалась ханжи-странницы, запретившей кормить детей грудью по постным дням:

Коли терпеть, так матери,

Я перед богом грешница,

А не дитя мое

Настроения гнева, протеста, зазвучавшие в проклятии Матрены «злодеям-палачам», не глохнут и в дальнейшем, но проявляются в иных, чем слезы и гневные выкрики, формах: оттолкнула старосту, вырвала из его рук дрожащего, как лист, Федотушку, молча легла под розги («Волчица»). Но год за годом все больше накапливается в душе крестьянки еле сдерживаемых боли и и гнева.

По мне обиды смертные

Прошли неотплаченные... —

признается Матрена, в сознании которой, видимо, не без влияния деда Савелия (в его горенку бежит она в трудные минуты жизни!), рождается мысль о возмездии, расплате. Не может она следовать совету пословицы: «Держи голову поклонную, сердце покорное».

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу! —

перефразирует она применительно к себе пословицу, и в этих словах — итог идейного развития героини. В образе Матрены Некрасов обобщил, типизировал наблюдаемое им в 60—70-е годы пробуждение народного сознания, настроения зарождающегося социального гнева и протеста.

Сюжет главы «Крестьянка» автор строит так, что на жизненном пути героини возникают все большие и большие трудности: притеснения семьи, смерть сына, смерть родителей, «страшный год» бесхлебицы, угроза рекрутчины Филиппа, дважды пожар, трижды сибирская язва... На примере одной судьбы Некрасов дает яркое представление о глубоко трагических обстоятельствах жизни женщины-крестьянки и всего трудового крестьянства в «освобожденной» России.

Композиционная структура главы (постепенное нагнетание драматических ситуаций) помогает читателю понять, как в борьбе с жизненными трудностями складывается и крепнет характер Матрены Тимофеевны. Но при всей типичности биографии Матрены Корчагиной есть в ней что-то выделяющее ее из ряда других. Ведь Матрену ославили счастливицей, о ней знает вся округа! Впечатление необычности, своеобразия, жизненной неповторимости судьбы и, главное, незаурядности натуры ее достигается введением главы «Губернаторша». Как же не счастливица-баба, у которой сама губернаторша сына крестила! Есть чему дивиться односельчанам... Но еще большее удивление (уже у читателя!) вызывает сама Матрена, которая, не желая склониться перед судьбой, больная, беременная, ночью бежит в неведомый ей город, «доходит» до губернаторши и спасает мужа от рекрутчины. Сюжетная ситуация главы «Губернаторша» раскрывает волевой характер, решительность героини, а также ее чуткое к добру сердце: участливое отношение губернаторши вызывает в ней чувство глубокой признательности, в избытке которой Матрена славит добрую барыню Елену Александровну.

Однако Некрасов далек от мысли, что «тайна довольства народного» заключена в барской филантропии. Даже Матрена и та понимает, что филантропия бессильна перед бесчеловечными законами существующего общественного порядка («крестьянские / Порядки нескончаемы...») и иронизирует над своим прозвищем «счастливицы». Работая над главой «Губернаторша», автор, очевидно, стремился сделать менее значительным влияние встречи с губернаторшей на дальнейшую судьбу героини. В черновых вариантах главы указывалось, что Матрене благодаря заступничеству губернаторши случалось выручать своих односельчан, что она получала подарки от своей благодетельницы. В окончательном тексте Некрасов опустил эти моменты.

Первоначально глава о Матрене Корчагиной называлась «Губернаторша». Видимо, не желая придавать эпизоду с губернаторшей слишком большого значения, Некрасов дает главе иное, широко обобщающее название — «Крестьянка», а рассказ о встрече Матрены с губернаторшей (он нужен, чтобы подчеркнуть необычность судьбы героини) отодвигает, делает предпоследним сюжетным эпизодом главы. В качестве же заключительного аккорда исповеди крестьянки Корчагиной звучит горькая «бабья притча» о потерянных «ключах от счастья женского», притча, выражающая народный взгляд на женскую судьбу:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У бога самого!

Вспомнить эту полную безнадежности легенду, рассказанную захожей странницей, Матрену заставляет горький опыт собственной жизни.

А вы — за счастьем сунулись!

Обидно, молодцы! —

бросает она с упреком странникам.

Легенда о счастье крестьянки Корчагиной развеяна. Однако всем содержанием главы «Крестьянка» Некрасов подсказывает читателю-современнику, как и где искать потерянные ключи. Не «ключи от счастья женского»... Таких особых, «женских» ключей для Некрасова нет, судьба женщины-крестьянки для него неразрывно связана с судьбами всего трудового крестьянства, вопрос освобождения женщины — лишь часть общего вопроса о борьбе за освобождение всего народа русского от социального гнета и бесправия.

В основном в поэме истории жизни крестьян предстают в кратком рассказе односельчан, странников. Но одна судьба разворачивается перед читателем подробно. Это история Матрёны Тимофеевны Корчагиной, рассказанная от первого лица.

Почему в центре внимания автора, изучающего движение народной жизни, оказалась судьба русской женщины, крестьянки?

Причина в мировоззрении Некрасова. Для поэта женщина — мать, сестра, подруга — средоточие национальной жизни. Её судьба — воплощение судьбы родной земли. Уже в портрете героини подчёркнута природная величавость, не исчезающая с годами красота: «осанистая женщина», «глаза большие, строгие, ресницы богатейшие» и суровость, строгость, крепость всего облика крестьянки.

Матрёну Тимофеевну называют счастливицей. Сама она, услышав об этом, «Не то чтоб удивилася... / А как-то закручинилась». Справедливо ли дано ей народом такое прозванье? Давайте разберемся.

1. Юность героини. Замужество.

Замужество героини по всем меркам удачное: семья зажиточная; любящий, не злой, не больной и не старый муж. Но счастливой не назовёшь эту жизнь. Не внешний враг, а суровый быт, жестокий семейный уклад лишают радости крестьянку. Постепенно Некрасов раскрывает связь этого уклада с общим устройством страны. Среди рабов молодой женщине негде искать защиты. Даже в своей семье не укрыться ей от приставаний барского управителя. Из всех рабов она самая последняя, самая бесправная.

2. Гибель первенца.

Не дед Савелий, не злая свекровь обрекают на гибель Дёмушку, а всё тот же рабский труд, заставляющий женщину-работницу оставить младенца под присмотром столетнего старика. Интуитивно понимая это, мать прощает Савелию гибель сына, делит с ним скорбь. Сила её веры, глубина чувств контрастируют с бездушием и корыстолюбием чиновников.

3. Провинность Федотушки.

Некрасов не идеализирует крестьянскую общину. Ожесточённые нуждой и тяжёлым трудом люди не могут оценить душевного порыва ребёнка, проникшегося жалостью к изголодавшейся волчице. Мать, спасая Федотушку от наказания, сберегает не только его здоровье, но и чуткую, добрую душу мальчика. Материнская жертва сохраняет в сыне человека, а не раба. Не боль, а жестокое оскорбление спустя много лет помнится Матрёне Тимофеевне. И снова неотомщённая обида выпевается, выплакивается ею в песне.

4. Тяжёлый год. Губернаторша.

За бесконечным терпением, смиренной покорностью Матрёны Тимофеевны скрываются сила характера, решительность и твёрдая воля. Ради детей, чтоб не стали они забитыми и беззащитными сыновьями солдатки, идёт она спасать мужа от рекрутчины. Вмешательство губернаторши кажется чудесным подарком судьбы. Но главная заслуга принадлежит Матрёне Тимофеевне. Наградой становится возвращение мужа, уважение домашних, статус хозяйки дома. Но эти награды не могут изгладить пережитые муки из памяти и сердца. И новые горести поджидают крестьянку: «...Рощу детей... На радость ли?.. / Пять сыновей! Крестьянские / Порядки нескончаемы — / Уж взяли одного!»

Рассказ о судьбе крестьянки исполнен горечи. Судьба «счастливицы» оказывается на поверку историей бесконечных несчастий. Но всё же задумаемся ещё раз, почему выделяют, считают счастливою Матрёну Корчагину.

Зададимся вопросом: удалось ли судьбе сломить крестьянку? Стала ли Матрёна Тимофеевна рабой среди всеобщего рабства?

Автор убедительно показывает, что крестьянка не сломлена житейскими бурями. В них закалилась суровая красота её могучей души. Матрёна Тимофеевна не раба, а хозяйка своей судьбы. Сила её проявляется не в буйной удали, не в разгуле, не в кратком героическом порыве, а в каждодневной борьбе с тяготами жизни, в терпеливом и упорном жизнестроительстве.

Рядом с Матрёной Тимофеевной слабым кажется даже «богатырь святорусский» дед Савелий. Авторское отношение к этому герою двойственно, в нём соединяются восхищение и горестная усмешка. Богатырство Савелия не то чтобы бесполезное, а бесперспективное. Ему не дано повлиять на будущее, как не дано уберечь Дёмушку. Бунтарский порыв корежских мужиков, закопавших живьём немца Фогеля, не решает вопросов русской жизни, а искупается слишком дорогой ценой. «Недотерпеть — пропасть! / Перетерпеть — пропасть...» — это точно знает дедушка, но как определить границу терпения, он не знает. Своим неловким богатырством Савелий выброшен из мирской жизни, лишён в ней места. Потому его сила оборачивается слабостью. Потому и корит себя старик:

Куда ты, сила, делася?

На что ты пригодилася?

Под розгами, под палками

По мелочам ушла!

И тем не менее на фоне многих крестьянских образов дед Савелий выделяется ясностью и силой разума, цельностью натуры, свободой духа. Он, как и Матрена Тимофеевна, до конца не становится рабом, сам строит свою судьбу.

Так на примере этих двух персонажей убеждает нас автор в неисчерпаемости нравственных сил и жизнестойкости народа, что служит залогом его будущего счастья.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. - М.: 2014

Одним из изучаемых в российских школах произведений русской литературы является поэма Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - пожалуй, наиболее известная в творчестве писателя. Множество исследований посвящено анализу данной поэмы и ее главных героев. А между тем есть в ней и второстепенные персонажи, представляющие отнюдь не меньший интерес. Например, крестьянка Матрена Тимофеевна.

Николай Некрасов

Прежде чем говорить о поэме и ее героях, нужно хотя бы вкратце остановиться на личности самого писателя. Человек, известный многим в первую очередь как автор «Кому на Руси жить хорошо», за свою жизнь написал множество произведений, а творить начал с одиннадцати лет - с момента, как перешагнул гимназический порог. Учась в институте, он писал стихи на заказ - копил деньги на издание первого своего сборника стихотворений. Выйдя в свет, сборник потерпел неудачу, и Николай Алексеевич решил обратить свое внимание на прозу.

Он писал рассказы и повести, издавал несколько журналов (например «Современник» и «Отечественные записки»). В последнее десятилетие своей жизни сочинил такие сатирические произведения, как уже неоднократно упомянутая поэма «Кому на Руси жить хорошо», «Современники», «Русские женщины» и другие. Он не боялся обнажать страдания русского народа, которому глубоко сочувствовал, писал об их бедах и судьбах.

«Кому на Руси жить хорошо»: история создания

Достоверно неизвестно, когда именно Некрасов приступил к созданию поэмы, принесшей ему огромную известность. Считается, что произошло это примерно в начале шестидесятых годов девятнадцатого века, однако задолго до написания произведения писатель начал делать наброски - поэтому о времени замысла поэмы говорить не приходится. Несмотря на то, что в рукописи первой ее части указан 1865 год, часть исследователей склоняется к мнению, что это дата окончания работы, а не начала ее.

Как бы то ни было, пролог первой части был опубликован в «Современнике» в самом начале шестьдесят шестого года, а последующие четыре года с перерывами в журнале выходила и вся первая часть. Печаталась поэма трудно из-за споров с цензурой; впрочем, цензура «накладывала вето» и на многие другие издания Некрасова, и в целом на его деятельность.

Николай Алексеевич, опираясь на собственный опыт и на опыт своих коллег-предшественников, замыслил создать огромный эпический труд о жизни и судьбах различных людей, относящихся к самым разнообразным слоям общества, показать их дифференцированность. При этом он обязательно хотел быть прочтенным, услышанным простым народом - этим и обуславливается язык поэмы и ее композиция - они понятны и доступны самым обыкновенным, самым низшим слоям населения.

По первоначальному замыслу автора, произведение должно было состоять из семи или восьми частей. Путешественники, пройдя через всю свою губернию, должны были дойти до самого Петербурга, встретившись там (в порядке очередности) с чиновником, купцом, министром и царем. Данному замыслу не дано было осуществиться из-за болезни и смерти Некрасова. Однако еще три части писатель создать успел - в начале и середине семидесятых годов. После ухода Николая Алексеевича из жизни не осталось в его бумагах никаких указаний о том, как следует печатать написанное им, (хотя есть версия, что Чуковский нашел в документах Некрасова запись о том, что после «Последыша» идет «Пир на весь мир»). Последняя часть увидела свет только через три года после смерти автора - и то с цензурными помарками.

Все начинается с того, что «на столбовой дороженьке» встретились семь простых деревенских мужиков. Встретились - и завели меж собой разговор о своей жизни, радостях и горестях. Сошлись они в том, что обычному мужику живется отнюдь не весело, а вот кому весело - так и не решили. Высказав различные варианты (от помещика до царя), они решают разобраться в этом вопросе, пообщаться с каждым из озвученных людей и узнать-таки верный ответ. А до тех пор - домой ни шагу.

Отправившись в путь вместе с найденной скатертью-самобранкой, они встречают сначала барское семейство во главе с сошедшим с ума хозяином, а затем - в городе Клину - женщину-крестьянку по имени Матрена Корчагина. Про нее мужикам говорили, что она и добрая, и умная, и счастливая - что главное, но как раз в последнем Матрена Тимофеевна и разубеждает нежданных гостей.

Персонажи

Главные герои поэмы - обычные крестьянские мужики: Пров, Пахом, Роман, Демьян, Лука, Иван и Митродор. На своем пути они успели встретить как таких же крестьян, как и они сами (Матрена Тимофеевна Корчагина, Прошка, Сидор, Яков, Глеб, Влас и другие), так и помещиков (князь Утятин, Фогель, Оболт-Оболдуев и так далее). Матрена Тимофеевна является едва ли не единственным (и при этом очень важным) женским персонажем произведения.

Матрена Тимофеевна: характеристика героя

Прежде чем говорить о Матрене Корчагиной, нужно вспомнить, что Николая Алексеевича на протяжении всей его жизни волновала судьба русской женщины. Женщины вообще - а крестьянской и подавно, ведь она, мало того, что была бесправной крепостной, так еще и являлась рабой своему мужу и своим сыновьям. Именно к этой теме Некрасов стремился привлечь общественное внимание - так и появился образ Матрены Тимофеевны, в чьи уста писатель вложил главные слова: о том, что «ключи от женского счастья» давным-давно потерялись.

С Матреной Корчагиной читатели знакомятся в третьей части поэмы. Странствующих мужиков приводит к ней молва - дескать, именно эта женщина и является счастливой. Характеристика Матрены Тимофеевны проявляется сразу в ее приветливости к незнакомым людям, в добросердечии. Из ее последующего рассказа о своей жизни становится ясно, что человек она удивительно стойкий, терпеливо и мужественно сносящий удары судьбы. Образу Матрены Тимофеевны придается некоторая героичность - и немало способствуют этому ее дети, которых она любит всепоглощающей материнской любовью. Она, помимо прочего, трудолюбива, честна, терпелива.

Матрена Корчагина - верующий человек, она смиренна, но при этом решительна и отважна. Она готова пожертвовать собой ради других - и не просто пожертвовать, а даже, если понадобится, отдать жизнь. Благодаря своей смелости Матрена спасает мужа, забранного в солдаты, за что получает всеобщее уважение. Больше никто из женщин не осмеливается на подобные поступки.

Внешность

Внешность Матрены Тимофеевны описана в поэме следующим образом: ей приблизительно тридцать восемь лет, она высокая, «осанистая», плотного телосложения. Автор называет ее красивой: большие строгие глаза, густые ресницы, смуглая кожа, в волосах - уже рано появившаяся седина.

История Матрены

История Матрены Тимофеевны рассказана в поэме от первого лица. Она сама приоткрывает завесу своей души перед мужиками, так страстно желающими узнать, счастлива ли она и если да, то в чем ее счастье.

Жизнь Матрены Тимофеевны можно было назвать сладкой лишь в девичестве. Родители любили ее, она росла «как у Бога за пазухой». Но крестьянок рано выдают замуж, вот и Матрене пришлось еще, по сути, подростком, уехать из отчего дома. А в семье мужа к ней отнеслись не слишком ласково: свекор и свекровь невзлюбили, да и сам супруг, обещавший не обижать ее, после свадьбы переменился - однажды даже поднял на нее руку. В описании этого эпизода лишний раз подчеркивается терпеливость образа Матрены Тимофеевны: она знает, что мужья бьют своих жен, и не жалуется, а смиренно принимает произошедшее. Впрочем, она уважает мужа, возможно, отчасти даже любит его - недаром же спасает от воинской службы.

Даже в нелегкой замужней жизни, где у нее множество обязанностей, а несправедливые упреки сыплются как из ведра, Матрена находит повод для радости - и об этом тоже рассказывает своим слушателям. Приехал ли муж, привез ли новый платочек, прокатил ли на санках - все вызывает у нее восторг, и обиды забываются. А когда рождается первый ребенок - истинное счастье приходит к героине. Образ Матрены Тимофеевны - это образ настоящей матери, безоглядно любящей своих детей, растворяющейся в них. Тем тяжелее пережить ей утрату, когда крошечный сын погибает по нелепой случайности.

Многое в жизни к своим тридцати восьми годам пришлось пережить этой крестьянской женщине. Однако Некрасов показывает ее не сдавшейся судьбе, сильной духом, выстоявшей наперекор всему. Душевные силы Матрены Корчагиной кажутся поистине невероятными. Она в одиночку справляется со всеми напастями, ведь ее некому пожалеть, ей некому помочь - родители мужа ее не любят, собственные родители живут далеко - а затем она теряет и их. Образ Матрены Тимофеевны (который, кстати, по некоторым источникам, списан с одной из знакомых автора) вызывает не только уважение, но и восхищение: она не поддается унынию, находя в себе силы не только жить дальше, но и радоваться жизни - хоть и редко.

В чем счастье героини

Сама Матрена не считает себя счастливой, прямо заявляя об этом своим гостям. По ее мнению, среди «баб» счастливиц не найти - слишком тяжелая у них жизнь, слишком много трудностей, горестей и обид им достается. Тем не менее людская молва говорит о Корчагиной именно как о счастливице. В чем счастье Матрены Тимофеевны? В ее силе духа и стойкости: она стойко перенесла все беды, выпавшие на ее долю, и не роптала, она жертвовала собой ради близких ей людей. Она воспитала пятерых сыновей, несмотря на постоянные унижения и нападки, она не озлобилась, не потеряла чувство собственного достоинства, сохранила в себе такие качества, как доброта и любовь. Она осталась сильным человеком, а слабый человек, вечно недовольный своей жизнью, не может быть счастлив по определению. К Матрене Тимофеевне это точно никак не относится.

Критика

Цензура воспринимала произведения Николая Алексеевича «в штыки», но коллеги отзывались о его трудах более чем благосклонно. Его называли человеком, близким к народу - а потому знающим, как и что об этом народе рассказать. Писали, что он «умеет творить чудеса», что его материал «искусен и богат». Поэму «Кому на Руси жить хорошо» называли новым и оригинальным явлением в литературе, а самого ее автора - единственным, кто имеет право именоваться поэтом.

  1. Николай Алексеевич плохо учился в школе.
  2. По наследству ему передались любовь к картам и охоте.
  3. Любил женщин, за всю жизнь имел немало увлечений.

Данная поэма является действительно уникальным произведением в русской литературе, а Матрена - синтезированным образом настоящей русской женщины широкой души, из тех, про кого говорят - «и в горящую избу войдет, и коня на скаку остановит».

В творчестве Н.А. Некрасова много произведений посвящено простой русской женщине. Судьба русской женщины всегда волновала Некрасова. Во многих своих стихотворениях и поэмах он говорит о ее тяжкой доле. Начиная с раннего стихотворения «В дороге» и кончая поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов рассказывал о «долюшке женской», о самоотверженности русской крестьянки, о ее душевной красоте. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская», написанном вскоре после реформы, дано правдивое отражение нечеловеческого тяжелого труда молодой крестьянки-матери:

Доля ты! - русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать…

Рассказывая о тяжелой доле русской крестьянки, Некрасов нередко в ее образе воплощал высокие представления о духовном могуществе русского народа, о его физической красоте:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

В произведениях Некрасова возникает образ «величавой славянки», чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Это и Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», и простая девушка из «Тройки». Это и Матрена Тимофеевна Корчагина из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Образ Матрены Тимофеевны как бы завершает и объединяет в творчестве Некрасова группу образов женщин-крестьянок. В поэме воссоздается тип «величавой славянки», крестьянки среднерусской полосы, наделенной сдержанной и строгой красотой:

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

Ей, умной и сильной, поэт доверил рассказать о своей судьбе. «Крестьянка» - единственная часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо», вся написанная от первого лица. Пытаясь ответить на вопрос мужиков-правдоискателей, может ли она назвать себя счастливой, Матрена Тимофеевна рассказывает историю своей жизни. Голос Матрены Тимофеевны - это голос самого народа. Поэтому-то она чаще поет, чем рассказывает, поет народные песни. «Крестьянка» - самая фольклорная часть поэмы, она почти полностью построена на народно-поэтических образах и мотивах. Вся история жизни Матрены Тимофеевны - это цепь непрерывных несчастий и страданий. Недаром она говорит о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу!» Она убеждена: «Не дело между бабами счастливую искать». Почему? Ведь была же в жизни этой женщины любовь, радость материнства, уважение окружающих. Но своим рассказом героиня заставляет задуматься мужиков над вопросом, достаточно ли этого для счастья и не перевесят ли эту чашу все те жизненные тяготы и невзгоды, что выпадают на долю русской крестьянки:

По мне тиха, невидима,

Прошла гроза душевная,

Покажешь ли ее?..

По мне обиды смертные

Прошли неотплаченные,

И плеть по мне прошла!

Медленно и неторопливо ведет Матрена Тимофеевна свой рассказ. Хорошо и привольно жилось ей в родительском доме. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, она попала с «девичьей воли в ад»: суеверная свекровь, пьяница свекор, старшая золовка, на которую невестка должна была работать, как раба. С мужем ей, правда, повезло. Но Филипп только зимой возвращался с заработков, а остальное время заступиться за нее было некому, кроме дедушки Савелия. Утешением для крестьянки становится ее первенец Демушка. Но по недосмотру Савелия ребенок погибает. Матрена Тимофеевна становится свидетельницей надругательства над телом своего ребенка (чтобы выяснить причину смерти, власти производят вскрытие трупа ребенка). Долгое время не может она простить «грех» Савелию, что он недосмотрел ее Демушку. Но на этом испытания Матрены Тимофеевны не кончились. Подрастает ее второй сын Федот, тут с ним случается несчастье. Ее восьмилетнему сыну грозит наказание за то, что в пастухах он скормил голодной волчице чужую овцу. Пожалел ее Федот, видел, какая она голодная и несчастная, и волчата у нее в логове не кормлены:

Глядит, поднявши голову,

Мне в очи… и завыла вдруг!

Чтобы избавить маленького сына от грозившего ему наказания, Матрена сама ложится вместо него под розги.

Но самые тяжелые испытания выпадают на ее долю в неурожайный год. Беременная, с ребятишками, она сама уподобляется голодной волчице. Рекрутский набор лишает ее последнего заступника, мужа (его забирают вне очереди):

…Голодные

Стоят сиротки-деточки

Передо мной…Неласково

Глядит на них семья,

Они в дому шумливые,

На улице драчливые,

Обжоры за столом…

И стали их пощипывать,

В головку поколачивать…

Молчи, солдатка-мать!

Матрена Тимофеевна решает просить заступничества у губернатора. Она бежит в город, где пытается добраться до губернатора, и когда швейцар за взятку пускает ее в дом, бросается в ноги губернаторше Елене Александровне:

Как брошусь я

Ей в ноги: «Заступись!

Обманом, не по-божески

Кормильца и родителя

У деточек берут!»

Губернаторша пожалела Матрену Тимофеевну. С мужем и новорожденным Лиодорушкой возвращается героиня домой. Этот случай закрепил за ней репутацию счастливицы и прозвание «губернаторши».

Дальнейшая судьба Матрены Тимофеевны также обильна бедами: одного из сыновей уже забрали в солдаты, «дважды погорели… Бог сибирской язвою… трижды посетил». В «Бабьей притче» подводится итог ее трагической повести:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У бога самого!

История жизни Матрены Тимофеевны показала, что самые трудные, невыносимые условия жизни не могли сломить крестьянку. Суровые условия жизни оттачивали особый женский характер, гордый и независимый, привыкший везде и во всем полагаться на собственные силы. Свою героиню Некрасов наделяет не только красотой, но большой душевной силой. Не покорность судьбе, не тупое терпение, а боль и гнев выражены в словах, которыми она заканчивает рассказ о своей жизни:

По мне обиды смертные

Прошли неотплаченные…

Копится гнев в душе крестьянки, но сохраняется вера в заступничество Божьей матери, в силу молитвы. Помолившись, она отправляется в город к губернатору искать правды. Спасает же ее собственная душевная сила и воля к жизни. Некрасов показал в образе Матрены Тимофеевну и готовность на самопожертвование, когда она встала на защиту сына, и силу характера, когда она не склоняется перед грозными начальниками. Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии. Лирические и свадебные народные песни, причитания издавна рассказывали о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника, создавая образ своей любимой героини.

Написанная о народе и для народа, поэма «Кому на Руси жить хорошо» близка произведениям устного народного творчества. Стих поэмы - художественное открытие Некрасова - как нельзя лучше передал живую речь народа, его песни, присказки, поговорки, вобравшие в себя многовековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость. Вся поэма - истинно народное произведение, и в этом ее великое значение.

«Многострадальность» Матрены Тимофеевны.

(Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»)

Ход урока.

1. Эпиграф к уроку:

Молва идет всесветная,

Что ты вольготно, счастливо

Живешь…Скажи по-божески,

В чем счастие твое?

« Кому на Руси жить хорошо»

    Вступительное слово учителя. Постановка цели урока и определение задач.

Поэма Некрасова, ставшая вехой в литературе 19 века, открыла новые пути, новые приемы, новых героев. Какое место в творчестве Некрасова занимала эта поэма? (14 лет писал Некрасов поэму, собирая материал, по его словам, «по словечку». 1863-1877)

- В каком году рассчитывай.
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков.

Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов? (О реформе 1861 года, по которой освободили крестьян.)

Лучше ли стала жизнь крестьян, богаче, свободнее? (И перед нами проходят правдивые картины русской действительности. Крестьянская жизнь волнует, Некрасова, крестьянские проблемы… Много тоски и грусти в поэме, много в ней человеческих слез и горя.)

Вернемся к содержанию и вспомним, какой вопрос волновал мужичков?

(Чтобы узнать:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси…,)

А сейчас давайте определим, что нам нужно сделать сегодня на уроке:

4. Раскрыть в себе … ()

2. Вступительное слово учителя:

Некрасов справедливо считается первым певцом русской крестьянки, изобразившим трагизм ее положения и воспевавшим борьбу за ее освобождение.

Д ля Некрасова - она символ жизни и ее национального содержания. Назвав свою Музу «родной сестрой», поэт создает идеальные образы потрясающей силы.

(выступление Мельниковой В «Мороз, Красный нос» , Сапроновой Е «Русские женщины» , Геворгян – «Вчерашний день часу в шестом…» )

(1863 г. – «Мороз, Красный нос»; 1864 г. – «Орина, мать солдатская»; 1872 – «Русские женщины» и множество стихотворений)

Тяжелые русые косы

Упали на смуглую грудь,

Покрыли ей ноженьки босы,

Мешают крестьянке взглянуть.

Она отвела их руками,

На парня сердито глядит.

Лицо величаво, как в раме…

Сразу вспоминаются русские мадонны на полотнах Венецианова, Васнецова и др. (проецируется картина Венецианова « На жатве» и др.) Но героини живописцев, поражающие грацией, спокойствием, одухотворенностью все-таки молчат о тех скорбных песнях, что поет их женская душа. А вот Дарьюшка в поэме « Мороз, Красный нос» и Матрена Тимофеевна открываются нам изнутри.

3. Учитель:

В поэме « Кому на Руси жить хорошо» судьба женщины развернута в целую повесть, которую по праву можно назвать « Житие святой Матренушки».

С глубокой симпатией создан Некрасовым образ Матрены Тимофеевны Корчагиной. Ей посвящена большая часть поэмы, получившая название «Крестьянка». В создании образа «Beличавой славянки» находит выражение некрасовский идеал русской женщины.

Ее жизнь - типичная жизнь крестьянки той поры.

Выступления учащихс я: История её жизни? – зачитать текст – выразительно. (Сначала похоронила радость детских лет, потом быстро промелькнуло девичество, затем замужество, а далее - горькая участь невестки, рабыни в мужниной семье.)

Некрасов показывает читателю, как жила Матрена Тимофеевна в семье мужа, показывает отношение его родных к молодой жене. Кроме адской работы на нее обрушились другие бедствия:
(ужасная смерть первенца сына, голодный год, гроза, дважды пожар, сибирская язва).

Вопрос классу Как вы заметили, “Крестьянка” - единственная часть поэмы, написанная от 1-го лица. Как вы думаете, почему Некрасов использует в этой части 1 лицо в повествовании, от лица самой героини?

(Поэт не случайно избрал в «Крестьянке форму повествования от первого лица , которая придает всему рассказу Матрены Тимофеевны непосредственность и искренность . В ее исповеди раскрывается печальная история русской женщины, которая покоряет странников своей душевной красотой, самоотверженностью, трудолюбием, трогательной любовью к детям.)

Вопросы классу: 1)Случайно ли,что Матрена предстает перед нами как мать?

3)Каких событий в жизни Матрены Тимофеевны больше-

радостных или драматических?

4) Почему она « губернаторша»?

5) Счастлива ли она? В чем ее счастье?

6) Какие особенности речи Матрены Тимофеевны?

4. Характеристика образа Матрены Тимофеевны (можно строчками из текста):

определяя черты, которыми наделена наша героиня, мы невольно обращаем внимание на средства художественной выразительности, используемые Некрасовым. Какие? -

Эпитет – художественное, образное определение, используемое с целью выделения характерных, существенных черт предмета или явления. и приложение.

Сравнени е – уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.

Метафор а – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком либо отношении двух предметов или явлений.

(вспомним эти термины)

Работа с текстом (глава по объему самая большая, поэтому возьмем небольшие эпизоды, чтобы найти примеры тропов – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей выразительности) – задание по рядам:

Стр.294 (любовь к дитя)

Стр. 303 (богатыри русские)

Стр. 312 или 339 - 340 (вывод)

внешняя красота

трудолюбивая

решительная

волевая

самостоятельная

сильная духом

умная

талантливая

сильная и стойкая женщина , чувство собственного достоинства, гордость , черты богатырского характера русского крестьянства , многострадальная, многокручинная, покоряет своей душевной красотой, самоотверженностью, трудолюбием, трогательной любовью к детям,

( Одной из главных черт характе ра некрасовской крестьянки является глубокое чувство человеческого достоинства, умение постоять за себя и близких. готовая в поисках правды дойти до царя, она обращается с жалобой на старосту к губернатору и добивается справедливости. Не покорность судьбе и обстоятельствам, а боль и гнeв движут ее поступками.)

Матрена Тимофеевна не только сильная духом, она очень одаренная, талантливая женщина (Песни, плачи, причитания (фольклорные танцы) усиливают эмоции, впечатление; помогают выразить боль, тоску, ярче показать, как судьба ее горька. – звучит песня о тяжелой доле женщины-крестьянки )

Песни, которые она поет, воспринимаются как общеизвестные, их знают и “подхватывают” странники.

Подведение итога:

7) Почему жизненные испытания не сломили героиню? Что помогает ей вынести и травлю родных в доме мужа, и трагедию Дёмушки, и унижение, принятое за Филиппушку, и бесконечную тяжёлую работу в доме и в поле? Что, наконец, помогает победить в борьбе за мужа?

Учитель: О незыблемых основах народной нравственности, целомудрии первого чувства, любви и брака как единственного на всю жизнь, о скромности и достоинстве

(проецируется особенности образа Матрены и вывод).

ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОБРАЗА:

    рассказ о судьбе героини идет от 1-го лица, что способствует интонации исповедальности;

    поэт погружает нас в ритм человеческой жизни – от младенчество до смерти; жизнь предстает как одно из проявлений божественной природы;

    обилие народных обрядовых песен в качестве иллюстрации жизни Матрены Тимофеевны как одной судьбы из многих судеб помогает создать обобщенный портрет русской женщины.

Учитель. вывод

Работой над образом Матрёны Тимофеевны завершил Некрасов своё поэтическое исследование русского женского характера.

Не только выносливость и способность к неустанному труду, твёрдость и воля в борьбе с препятствиями, но и сохраняемое в испытаниях “золото сердца” - неотъемлемые качества его героя. Богатство и щедрость души, которой хватает и на любовь к мужу и детям, и на ласку к старикам-родителям и дедушке, чуткая отзывчивость к красоте природы, христианское самопожертвование и великое умение прощать, не помнить зла, а также способность быть благодарной – замечательные национальные свойства, сконцентрированные поэтом в образе Матрёны Тимофеевны.

Образ Матрёны получил особый обобщающий смысл благодаря тому, что жизненные впечатления и знания о крестьянах своего времени Некрасов соединил с поэтическим творчеством народа, запечатлевшем исторические традиции и свойства национальной жизни.

5. Читаешь произведение и понимаешь, как несуетно прекрасно прожита жизнь Матреной Тимофеевной – в постоянном труде, радостях и скорбях материнства и борьбе за семью, дом мужа и согласишься с Чуковским, что поэма эта « дышит беспредельной радостью о русском народе, силе и правде, о несокрушимых основах его бытия». Это – о Матрене великомученице.

(проецируется образ святой)

Учитель: Чувство собственного достоинства, духовная сила, способность к самопожертвованию, терпение и кротость – вот те черты характера, которые помогают героине преодолеть житейские беды, заслужить уважение окружающих и казаться со стороны счастливым человеком, женщиной.

И все же мы понимаем, что спасает Матрену Тимофеевну лишь собственная душевная сила. Да, беспросветным казалось будущее женщины на Руси. С каждым годом все трудней было жить и содержать семью. И не случайно рассказ
Матрены Тимофеевны заканчивается притчей о потерянных ключах от женского счастья:


Ключи от
счастья женского,

От нашей
вольной волюшки

Заброшены,
потеряны

У Бога
самого!

Едва ли предвидели женщины времен Некрасова, что кончатся наконец все муки и
страдания и появится возможность шагать в ногу с мужчинами. Установленное
равноправие и свобода женщин создают еще более яркий контраст между женским образом Некрасова и образом женщины наших лет.

6. Творческая работа (составить текст-вывод к сегодняшнему уроку, используя данные слова. 5-8 предл.):

- Некрасов, судьба женщины , «Крестьянка», покоряет своей душевной красотой, жизнь Матрены Тимофеевны , христианское самопожертвование, живописцы, многострадальность, обобщающий смысл, несокрушимость.

Тема тяжелой женской доли волнует и других писателей 19 века, да и во все времена, (слово предоставляется ученице – Тимец К. Достоевский «Преступление и наказание», Островский «Гроза» и др.)

7 . Рефлексия .

Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

1. Продолжать … (искать ответ вместе со странниками, кто на Руси счастлив)

2. Определить … (счастлива ли Матрена Тимофеевна, как утверждают жители соседней деревни)

3. Рассмотреть … (какие испытания судьба приготовила М.Т.)

4. Раскрыть в себе … ()

1. на уроке я определил(а), что…

2. для себя открыл(а) …

3. почувствовал(а) …

4. хочу на следующем уроке …

8. Спасибо вам ребята за урок . Выставление оценок.

Доля ты! – русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай Господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно, весело

На всей святой Руси!

9. Домашнее задание. Постановка проблемного задания:

Почему мужичкам не удалось найти того, кому « … жилось вольготно, весело на всей святой Руси!»

Глава «Пир на весь мир»

Все будет хорошо! Ты только в это верь!

Ведь Счастье, что ушло, опять стучится в дверь!

Все будет хорошо! Прости и не грусти!

Обиды – это зло, их тяжело нести.

Всё будет хорошо! Все к радости пути!

Старайся всей Душой не плакать, а цвести!

В окошко посмотри: то снег, то дождь пошёл.

Прекрасен этот Мир! Всё будет хорошо!