Лестницы эрмитажа. Посольская лестница (2) История Иорданской лестницы

  • Название: Эрмитаж: парадная лестница Зимнего дворца
  • Описание: Парадным входом в бывшую резиденцию российских императоров – Зимний дворец – был обращенный во двор подъезд. В парадные залы дворца, ставшего теперь главным зданием Государственного Эрмитажа , ведет парадная лестница, изображенная на фото. Сейчас это одно из немногих помещений дворца, дающее представление об интерьерах, созданных Растрелли. В XVIII веке эту лестницу называли Посольской, так как с нее начинались приемы иностранных послов. Позднее у нее появилось еще одно название – Иорданская: в праздники Крещения по ней спускалась процессия к павильону Иордан на Неве, где происходило водосвятие.

    Первый лестничный марш – низкий и притемненный – являет полный контраст с основным объемом, в котором пространство будто раздвигается, прорываясь в бесконечность расписного свода. Широкие лестничные марши белого мрамора ведут наверх сквозь пронизанное светом пространство, сверкающее зеркалами и позолотой. Украшением лестницы служат статуи, часть которых была привезена из Италии еще при Петре I.

    Зимний дворец – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, которые туристам следует обязательно посмотреть. Он расположен на

"9 февраля 1965 г. состоялась первая экскурсия в великолепный Эрмитаж! Дата точная: передо мной лежит книга Персианова О.М. «Сокровищница мирового искусства. Обзор коллекций Эрмитажа» Издательства «Советский художник». Книга издана в Ленинграде в 1964г. в год 200- летия со дня основания Эрмитажа.
И на внутренней обложке моей рукой, модной тогда китайской авторучкой с чёрными чернилами, написана дата и место приобретения книги: «9 февраля 1965 Эрмитаж Ленинград». Подтверждено моей подписью!
Нас по музею вели экскурсоводы. Внимание уделялось и художественным ценностям Эрмитажа, связанных с историей зданий и, естественно, событиям 1917 года. Такое было время.

Описывать великолепие даже, потерявшего часть своей парадности, связанной с главной функцией этих зданий: резиденция царской семьи, а отсюда и наличие или отсутствие тогда соответствующего интерьера жилых и парадных помещений дворца, не берусь!
Для этого сегодня достаточно зайти в «сеть» и можно это пошагово видеть и любоваться в различных вариантах: видео, великолепные фотоальбомы, музыкальное сопровождение и комбинации этого!

Коснусь только тех моментов, которые связаны с моим восприятием виденного, через призму моего прошлого знания и ощущения в познании истории, событий и личностей, что представлены в стенах Эрмитажа.

Посещению Эрмитажа предшествовали годы изучения истории, чтение художественной литературы, её изучение в школе в исторических рамках, просмотр фильмов наших, зарубежных, экранизировавших исторические события, а в них литературных героев и реальных исторических лиц в образном представлении.
Так за это годы у меня сложилось интегральное художественное и историческое представление о прошлом нашей страны, мира и судьбах конкретных участников этих событий. В таком уникальном историческом и художественно проиллюстрированном прошлое месте как Зимний дворец и Эрмитаж, всё это сфокусировалось в одно целое и приблизило к реальному «вчера». Я хотел это пережить заново, но уже в яви, почти прикасаясь к нему!
Что меня волновало тогда и оставило памятный след?

Вот торжественная парадная Главная лестница дворца, носившая два названия: первое – «Посольская», связанное с прохождением по ней глав других стран и иностранных послов при приёмах ещё при Екатерине Второй;
второе – «Иорданская» так как по ней во время праздника Крещения Господня из Дворцовой церкви спускался крестный ход с царской семьёй к Неве, где во льду вырубалась для освящения воды прорубь - иордань.
Во время грандиозного пожара 1837 года, когда выгорел весь интерьер дворца, на парадной лестнице «живыми» остались колонны из серого гранита. Всё остальное восстанавливалось в течение полутора лет под руководством В.П. Стасова, бережно отреставрировавшего это великолепие, сохранив замысел архитектора Ф.Б. Растрелли – автора всего дворца.

А память тогда, «улыбаясь» подсказывала, что это та лестница, по которой гоголевский кузнец Вакула поднимался с запорожцами к матушке-царице в надежде получить вожделенные чиривички для своей Гали.

Посмотрите на фото из Интернет на это чудо архитектуры, согласитесь, что самым привлекательными в нём являются «спасшиеся» колонны, контрастно выделяющие и гармонизирующие всё сооружение, сверкающего позолотой и зеркалами, и украшенного статуями, часть которых была привезена при Петре I из Италии.

Иллюстрация к главе "Мой университет.Последняя спираль вверх"

Рецензии

Игорь! Хаживала по этой лестнице, и не раз. В первый раз в 1963 году, когда мать повезла меня в Ленинград, а заодно в Кронштадт, где на флоте служил мой брат. Лестница, конечно, великолепная, прямо ошеломила, когда я в первый раз по ней прошлась. С уважением Нина.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Где расположена и чем уникальна Иорданская лестница? и получил лучший ответ

Ответ от Герман[гуру]
Вход в Зимний дворец - через парадную Иорданскую лестницу, являющуюся ярким примером стиля барокко. В этом же стиле созданы Петровский зал, Главная церковь дворца, Золотая гостиная и многие другие залы
Какое самое драматическое событие в истории Зимнего дворца?
Это - грандиозный пожар 1837 года, уничтоживший внутреннюю отделку. Лучшие архитекторы и строители Петербурга и России за короткий срок (немногим более года) возродили дворец, сохранив основные замыслы автора. После пожара 1837 года восстановительные работы во дворце велись под руководством Василия Петровича Стасова. При этом фасад здания и отдельные интерьеры были сохранены в первоначальном виде, но время было иное, торжествовали новые вкусы, поэтому во дворце появилось множество новых, также великолепных интерьеров, которые дошли до наших дней.
_______________________________________________________________
Иорданская лестница прекрасна своим богатым убранством из белого мрамора и монументальной живописью парусов.
Петровский зал посвящен памяти Петра Великого. Главную роль в его композиции играет большая ниша, в глубине которой помещена картина, изображающая Петра с Минервой (в греческой мифологии Афиной - богиней мудрости) . На возвышении перед картиной помещен императорский трон из золоченого серебра, с чеканным орнаментом на деревянной основе. Стены зала обиты лионским бархатом, который вышит серебряными нитями. Золоченые рельефы фризов, роспись потолка техникой штриховки золотом, изделия из серебра (подсвечники, торшеры и столы) эффектно дополняют отделку зала.
Золотая гостиная воссоздана архитектором Брюлловым после пожара 1837 года. Впоследствии стены зала были полностью вызолочены, потолок богато украшен золочеными деталями. Чрезмерное обилие позолоты, своеобразный эклектизм, комбинирование элементов разных стилей прежних эпох, присущее моде 50 - 60 годов XIX века, интересны тем, что являются образцами внутреннего убранства русских дворцовых интерьеров 2-й половины XIX века.
Источник:

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Где расположена и чем уникальна Иорданская лестница?

Ответ от Наталья [гуру]
Эрмитаж. Барочный стиль времен Ф. Б. Растрелли сохранила главная Иорданская лестница. Ее раздвоенные мраморные марши величаво ведут на второй этаж, к анфиладе парадных залов. Иорданская лестница, она именовалась также Посольской в 18 веке. Эта величественная и широкая лестница, разделённая на два торжественных марша, она занимает всю высоту здания.
В восемнадцатом веке лестница была решена в стиле барокко. На её верхней площадке своды опирались на сдвоенные колонны из розового искусственного мрамора, стены украшала декоративная скульптура и затейливая позолоченная лепка, позолочены были и балясины перил.
Когда В. П. Стасов восстанавливал главную лестницу после пожара 1837 года, он сохранил грандиозный замысел Растрелли и повторил всю основную её композицию почти без изменений, заложив только для усиления светового контраста оконные проёмы нижнего яруса.
Была частично восстановлена прежняя отделка стен, а там, где орнаменты не сохранились, Стасов создал новые, подражая стилю барокко. Если посмотрите наверх, вместо лёгких розовых колонн вы увидите монолитные колонны из серого сердобольского гранита.
Также Стасов заменил золоченые резные балясины тяжелой мраморной балюстрадой. Теперь во всём помещении стал преобладать белый цвет с золотом.
Выбрав в кладовых Эрмитажа плафон 18 века с изображением Олимпа, Стасов включил его в композицию потолка, а так как новый плафон оказался несколько меньше старого, оставшееся пространство художник А. И. Соловьёв расписал по эскизам Стасова.
Мраморные статуи в нишах, изображающие Могущество, Справедливость, Антиноя и Диану, были взяты из Летнего сада, статуя «Владычица» для центральной ниши была привезена из Таврического дворца.
Изображение:


Ответ от Кристина Гнездилова [гуру]
в Эрмитаже. это Главная лестница. А статуи которые стоят у окон, копии статуй с летнего сада

Давайте представим себя послами, идущими на аудиенцию к русскому императору. Эта лестница называется Посольской, она была создана, чтобы поражать воображение иностранных гостей царского двора. Другое название лестницы — Иорданская, так как по ней во время праздника Крещения Господня спускался крестный ход к Неве. На Неве во льду вырубалась прорубь для освящения воды – Иордань.

Основным украшением Посольской лестницы является золочёная лепка (1). Здесь использовано более 5-ти килограммов золота. Скульптура, изображающая античных богов и героев, аллегорически символизирует доблести, присущие русским императорам: мудрость, верность, справедливость (2). С одной стороны лестницы находятся окна, с другой – зеркала, отражающие эти окна и делающие пространство больше, чем оно есть на самом деле (3). На потолке – картина, написанная на холсте, на тему «Олимп» (4). Обилие золота, живописный холст на потолке (т.н. «плафон»), зеркала, доминирование криволинейных очертаний — всё это элементы стиля «русское барокко».

Первоначально все залы дворца планировались такими. Ведь он был построен при императрице Елизавете Петровне, которая, как утверждали современники, не надевала одного платья дважды. Однако возведённый в 1754-1762 гг., менее чем через столетие, в 1837 г., дворец сгорел. Император Николай Первый, царствовавший тогда, приказал восстановить здание к Пасхе следующего года, т.е. всего за 16 месяцев.

В итоге, только фасады и Посольская лестница были воссозданы в стиле барокко, в других залах мы увидим совершенно другие стили. Так что дворцу не повезло, а современным посетителям наоборот. Они могут проследить всю историю русского дворцового интерьера императорского периода.

Прогулка по залам Эрмитажа.Часть 1.Эрмитаж в Санкт-Петербурге является одним из самых известных музеев не только в Северной столице, но и во всем мире. Вместе с такими музеями мира как Лувр, Метрополитен и Британский музей он обладает богатой коллекцией и является одним из самых посещаемых музеев мира.


В настоящее время коллекция музея насчитывает более 3 000 000 экспонатов. Это в первую очередь картины и скульптуры, предметы прикладного искусства, а также другие произведения искусства. Если рассматривать каждый экспонат по одной минуте, то потребуется 8 лет, чтоб осмотреть всю коллекцию. Для осмотра всех экспозиций необходимо пройти 20 километров.

Пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, составляют музейный комплекс Эрмитажа:

* Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Растрелли)
* Малый Эрмитаж (1764 — 1775, архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен, В. П. Стасов). В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад
* Большой Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен)
* Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов)
* Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги)

Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой (Старый) Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Большим)

Здания и экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Cамое известное здание музейного комплекса - Зимний дворец. Все, кто приходит на Дворцовую площадь любуются этим зданием, созданным архитектором Б.Ф.Растрелли в 1754-1762 гг. Кроме него, в единый комплекс входят Малый Эрмитаж (архитектор Ж.Б.М. Валлен-Деламот), Большой Эрмитаж, (архитектор Ю.М.Фельтен), Эрмитажный театр (архитектор Дж.Кваренги) и Новый Эрмитаж (Л. фон Кленце).

В музее представлены экспозиции Отдела античного мира, Западноевропейского отдела, Отдела Востока, Отдела первобытной культуры, Отдела истории русской культуры (к нему относят и дворцовые интерьеры, дворцы Меньшикова и Зимний),."Золотая кладовая", Отдел нумизматики.

Иорданская лестница в Эрмитаже Санкт-Петербурга

Из вестибюля на второй этаж ведет Иорданская лестница, которая почти не изменила свой первоначальный вид. Только после пожара 1834 года деревянные позолоченные скульптуры в нишах были заменены на мраморные. А колонны из искусственного мрамора заменили на гранитные. Свое название лестница получила по церемонии освящения воды в Неве.

Центральный плафон изображает богов на горе Олимп.

Фельдмаршальский зал

Зал был создан в 1833—1834 гг. Огюстом Монферраном. После завершения строительства, в 1834 г. на стенах Фельдмаршальского зала в шести из семи ниш разместили портреты российских фельдмаршалов. В марте 2012 года оформление зала было полностью восстановлено. На место были возвращены портреты Паскевича-Эриванского, Суворова-Рымникского, Голенищева-Кутузова-Смоленского, Потёмкина-Таврического, Румянцева-Задунайского, Дибича-Забалканского. Седьмая ниша, как и по сложившейся традиции в XIX веке, — пустует

Фельдмаршальский зал. Зимний дворец.Садовников Василий Семёнович

Эдуард Петрович Гау

Зарянко С.К.

Портрет Ивана Паскевича России, Франц Крюгер 1834 С-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Портрет А.В. Суворова 1833 г. Н.-С.Фросте

П. Басин. Князь М. Кутузов-Смоленский.

Петровский (Малый тронный) зал

Зал был создан в 1833г.О. Р. де Монферраном и восстановлен после пожара 1837г.В. П. Стасовым. Зал посвящен памяти Петра I -в отделку интерьера включены вензель императора (две латинские буквы "P"), двуглавые орлы и короны. В нише, оформленнойкак триумфальная арка, находится картина"Петр I сМинервою". В верхней части стен помещены полотна, представляющие Петра Великого в сражениях Северной войны(П. Скотти и Б. Медичи). Трон был выполнен в Петербурге в конце XVIII в. Зал украшают шитые серебром панно излионского бархата и изделия из серебра петербургской работы.

Эдуард Петрович Гау

Зарянко С.К. Петровский

Гербовый зал

Гербовый зал Зимнего дворца, предназначенный для торжественных приемов, был создан В. П. Стасовым в конце 1830-х гг.У входа в зал расположены скульптурные группы древнерусских воинов со знамёнами, на древках которых были закреплены щитки с гербами российских губерний. Кроме того, гербы губерний расположены на позолоченных бронзовых люстрах.Стройная колоннада, несущая балкон с балюстрадой, фриз с орнаментом из акантовых листьев, а также сочетание золота с белым цветом создают впечатление величия и торжественности. В центре зала - чаша из авантюрина работы екатеринбургских камнерезов XIXв.

«Большая» французская карета, 1720-е гг. Мануфактура Гобеленов, Париж

Эдуард Петрович Гау
Ладюрнер, Адольф Игнатьевич - Виды залов Зимнего дворца

Военная галерея 1812 года

Галерея посвящена победе русского оружия над Наполеоном. Она была сооружена по проекту Карла Ивановича Росси и торжественно открыта в годовщину изгнания Бонапарта из России, 25 декабря 1826 года, в присутствии императорского Двора, генералов, офицеров и солдат, награждённых за участие в Отечественной войне 1812 года и в заграничном походе русской армии 1813 — 14 гг. На её стенах помещены написанные Д.Доу портреты 332 генералов — участников войны 1812 года и заграничных походов 1813—1814 гг. Кроме того, в галереи помещены портреты императора Александра I и короля Пруссии Фридриха-Вильгема III работы Ф. Крюгера, портрет императора Австрии Франца I работы П. Крафта. Прообразом галереи послужил один из залов Виндзорского дворца, посвящённый памяти битвы при Ватерлоо, в котором были сосредоточены портреты участников Битвы народов.

Портрет Александра I (1838). Художник Ф. Крюгер.

Австрийский император Франц I. Художник П. Крафт.

Прусский король Фридрих Вильгельм III. Художник Ф. Крюгер.

Фельдмаршал М.И. Кутузов.

Фельдмаршал Барклай де Толли.

Великий князь Константин Павлович.


(http://gallerix.ru)" border="0">

Военная галерея Зимнего дворца, Г.Г. Чернецов, 1827


(http://gallerix.ru)" border="0">

Эдуард Петрович Гау

Пушкин, восторгавшийся этой галереей, в своем стихотворении "Полководец" посвятил ей несколько строф. Они выбиты на мраморной доске, установленной здесь.

Георгиевский (Большой тронный) зал

Зал Зимнего дворца был создан в начале1840-х гг. В. П. Стасовым, который сохранил композиционное решение своего предшественника Дж. Кваренги. Двусветный колонный зал отделан каррарским мрамором и позолоченной бронзой. Над Тронным местом помещен барельеф "Георгий Победоносец,поражающий копьем дракона". Большой императорский трон был исполнен позаказу императрицы Анны Иоанновны в Лондоне (Н. Клаузен, 1731-1732). Великолепеннаборный паркет, созданный из 16 пород дерева. Торжественное убранство зала соответствует его назначению: здесь проходили официальные церемонии и приемы.

Ухтомский Константин Андреевич

Поляков - Тронная речь Николая II во время открытия I государственной думы в Зимнем дворце