Краткая характеристика семей война и мир. Мысль «семейная

В глазах светского общества князь Курагин - уважаемый человек, "приближенный к императору, окруженный толпой восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно посмеивающийся". На словах он был порядочным, отзывчивым человеком, но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений. Князь Василий знал, что влияние в свете - капитал, который надо беречь, чтобы он не исчез, и, раз сообразив, что если он станет просить за всех, кто его просит, то скоро ему нельзя будет просить за себя, он редко употреблял это влияние. Но, вместе с тем, он иногда испытывал угрызения совести. Так, в деле княгини Друбецкой, он почувствовал "что-то вроде укора совести", так как она напомнила ему, что "первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу".

Излюбленный прием Толстого - противопоставление внутреннего и внешнего характеров героев. Образ князя Василия очень четко отражает это противопоставление.

Князю Василию не чужды отцовские чувства, хотя выражаются они скорее в стремлении "пристроить" своих детей, нежели дать им отцовскую любовь и теплоту. По словам Анны Павловны Шерер, такие люди как князь, не должны иметь детей. "…И зачем родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я бы не в чем не могла упрекнуть вас". На что князь отвечает: "Что же мне делать? Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что может отец".

Князь вынудил Пьера жениться на Элен, преследуя корыстные цели. На предложение Анны Павловны Шерер "женить блудного сына Анатоля" на княжне Марии Болконской, он говорит: "она хорошей фамилии и богата. Все, что мне нужно". При этом князь Василий совершенно не задумывается о том, что княжна Марья может быть несчастна в браке с беспутным шалопаем Анатолем, который на всю свою жизнь смотрел как на одно непрерывное увеселение.

Впитали в себя все низменные, порочные черты князя Василия и его дети.

Элен, дочь Василия Курагина - воплощение внешней красоты и внутренней пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее "однообразную", "неизменяющуюся" улыбку и "античную красоту тела", она напоминает прекрасную, бездушную статую. Вот как описывает мастер слова появление Элен в салоне Шерер:"Шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, прошла, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень открытой по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собой блеск бала. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действия этой красоты".

Элен олицетворяет безнравственность и порочность. Элен вступает в брак только ради своего собственного обогащения. Она изменяет мужу, поскольку в ее натуре преобладает животное начало. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. "Я не такая дура, чтобы иметь детей", - признается она. Еще, будучи супругой Пьера, Элен на глазах всего общества занимается устройством своей личной жизни.

Она ничего не любит в жизни, кроме своего тела, дает брату целовать свои плечи, а не дает денег. Она хладнокровно выбирает себе любовников, как блюда из меню, умеет сохранить уважение света и даже приобрести репутацию умной женщины благодаря своему виду холодного достоинства и светскому такту. Такой тип мог выработаться только в том кругу, где жила Элен. Это обожание собственного тела могло развиться только там, где праздность и роскошь давали полный простор всем чувственным побуждениям. Это бесстыдное спокойствие - там, где высокое положение, обеспечивая безнаказанность, учит пренебрегать уважением общества, где богатство и связи дают все средства скрывать интригу и заткнуть болтливые рты.

Кроме роскошного бюста, богатого и красивого тела, эта представительница большого света обладала необыкновенным умением скрывать свое умственное и нравственное убожество, и все это благодаря только изяществу ее манер и заученности некоторых фраз и приемов. Бесстыдство проявляется в ней под такими грандиозными великосветскими формами, что возбуждает, в других чуть ли не уважение.

В конце концов Элен умирает. Эта смерть - прямое следствие ее собственных интриг. "Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла от…страшной болезни, которую принято называть грудной ангиной, но в интимных кружках рассказывали о том, как лейб - медик королевы испанской предписал Элен небольшие дозы какого-то лекарства для произведения известного действия; как Элен, мучимая тем, что старый граф подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь".

Ипполит Курагин, брат Элен, "… поражает своим необыкновенным сходством с сестрой-красавицей и еще более тем, что несмотря на сходство, он поразительно дурен собой. Черты его лица те же, как и у сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою, неизменною улыбкой и необычайною, античною красотой тела. У брата, напротив, тоже лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все сжималось как будто в одну неопределенную скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение".

Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности, с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал.

На приеме у Шерер он предстает нам "в темно-зеленом фраке, в панталонах цвета испуганной нимфы, как он сам говорил, в чулках и башмаках". И такая нелепость наряда нисколько его не смущает.

Глупость его проявлялась в том, что он иногда говорил, а потом уж понимал, что сказал. Ипполит часто высказывал свои суждения тогда, когда они были никому не надобны. Он любил вставлять в разговор фразы, совершенно не относящиеся к сути обсуждаемой темы.

Приведем пример из романа.: "Князь Ипполит, долго смотревший в лорнет на виконта, вдруг повернулся всем телом к маленькой княгине и, попросив у нее иголку, стал показывать ей, рисуя иголкой на столе, герб Канде. Он растолковывал ей этот герб с таким значительным видом, как будто княгиня просила его об этом".

Благодаря отцу Ипполит делает карьеру и во время войны с Наполеоном становится секретарем посольства. Среди офицеров, находящихся на службе в посольстве, он считается шутом.

Характер Ипполита может служить живым примером того, что даже положительный идиотизм выдается иногда в свете за нечто имеющее значение благодаря лоску, придаваемому знанием французского языка, и тому необыкновенному свойству этого языка поддерживать и в то же время маскировать душевную пустоту.

Князь Василий называет Ипполита "покойным дураком". Толстой в романе - "вялым и ломающимся". Это главенствующие черты характера Ипполита. Ипполит глуп, но он своей глупостью хотя бы не приносит никому вреда, в отличие от младшего брата Анатоля.

Анатоль Курагин, младший сын Василия Курагина, по мнению Толстого, "простой и с плотскими наклонностями". Это главенствующие черты характера Анатоля. Он на всю свою жизнь смотрит, как на непрерывное увеселение, которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него.

Анатоль целиком свободен от соображения ответственности и последствий того, что он делает. Его эгоизм непосредственный, животно-наивный и добродушный, эгоизм абсолютный, ибо он ничем не стеснен у Анатоля внутри, в сознании, чувстве. Просто Курагин лишен способности знать, что будет дальше минуты его удовольствия и как оно скажется на жизни других людей, как посмотрят другие. Всего этого для него не существует совсем. Он искренне убежден, инстинктивно, всем своим существом, что все вокруг имеет единственной целью его развлечение и существует для этого. Никакой оглядки на людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая заставляла бы сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений, колебаний, сомнений - Анатоль, что бы ни совершил, естественно и искренне считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову.

Одна из черт характера Анатоля - медлительность и отсутствие красноречия в разговорах. Зато у него драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность:"Анатоль молчал, покачивал ногой, весело наблюдая прическу княжны. Видно было, что он так спокойно мог молчать очень долго. Кроме того, в обращении с женщинами у Анотоля была та манера, которая более всего внушает в женщинах любопытство, страх и даже любовь, - манера презрительного сознания собственного превосходства".

По просьбе брата Элен познакомит Наташу с Анатолем. Через пять минут разговора с ним Наташа "чувствует себя страшно близкой к этому человеку". Наташа обманывается ложной красотой Анатоля. Ей в присутствии Анатоля "приятно, но почему-то тесно и тяжело", она испытывает удовольствие и волнение, и вместе с тем, страх от отсутствия преграды стыдливости между нею и этим человеком.

Зная, что Наташа обручена с князем Андреем, Анатоль все же признается ей в любви. Что могло выйти из этого ухаживания, Анатоль не мог знать, так как он никогда не знал того, что выйдет из каждого его поступка. В письме к Наташе он говорит, что-либо она полюбит его, либо он умрет, что, если Наташа скажет "да", он похитит и увезет ее на край света. Под впечатлением этого письма Наташа отказывает князю Андрею и соглашается на побег с Курагиным. Но побег не удается, записка Наташи попадает в чужие руки, и план похищения проваливается. На следующий день после неудачного похищения Анатоль на улице попадается Пьеру, ничего не знающему и едущему в этот момент к Ахросимовой, где ему будет рассказана вся история. Анатоль в санях сидит " прямо, в классической позе военных щеголей", лицо его на морозе свежо и румяно, на завитые волосы падает снег. Ясно, что от него уже далеко все то, что было вчера; он доволен собой и жизнью сейчас и красив, по-своему даже прекрасен в этом своем уверенном и покойном довольстве.»

В разговоре с Наташей Пьер открыл ей, что Анатоль женат, поэтому все его обещания - обман. Затем Безухов поехал к Анатолю и потребовал от него вернуть Наташины письма и ухать из Москвы:

…- вы негодяй и мерзавец, и не знаю, что меня воздерживает от удовольствия размозжить вам голову…

Обещали вы ей жениться?

Я, я, я не думал; впрочем, я никогда не обещался…

Есть у вас письма ее? Есть у вас письма? - Повторил Пьер, подвигаясь к Анатолю.

Анатоль взглянул на него и полез в карман за бумажником…

- …вы завтра должны уехать из Москвы.

-…вы никогда ни слова не должны говорить о том, что было между вами и графиней.

На другой день Анатоль уехал в Петербург. Узнав об измене Наташи и о роле Анатоля в этом князь Андрей собирался вызвать его на дуэль и долго разыскивал его по всей армии. Но когда он встретил Анатоля, которому только что отняли ногу, князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость к этому человеку наполнила его сердце. Он все ему простил.

5) Семья Ростовых.

"Война и мир" - одна из тех книг, которую нельзя забыть. "Когда вы стоите и ждете, что вот-вот лопнет эта натянутая струна, когда все ждут неминуемого переворота - надо как можно теснее и больше народа взяться рука с рукой, чтобы противостоять общей катастрофе", - сказал Л.Толстой в этом романе.

В самом его названии - вся жизнь человеческая. А еще "Война и мир" - модель устройства мира, вселенной, поэтому и появляется в IV части романа (сон Пьера Безухова) символ этого мира - глобус-шар. "Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров". Вся поверхность его состояла из капель, плотно сжатых между собой. Капли двигались, перемещались, то сливаясь, то разделяясь. Каждая стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но и другие, сжимаясь, иногда уничтожали друг друга, иногда сливались воедино.

"Как это все просто и ясно", - повторяем мы, перечитывая полюбившиеся страницы романа. И эти страницы, как капли на поверхности глобуса, соединяясь с другими, составляют часть единого целого. Эпизод за эпизодом мы продвигаемся к бесконечному и вечному, что есть жизнь человека.

Но писатель Толстой не был бы философом Толстым, если бы не показал нам полярные стороны бытия: жизнь, в которой преобладает форма, и жизнь, вмещающая всю полноту содержания. Именно с этих толстовских представлений о жизни и будет рассмотрен эпизод именин в доме Ростовых.

Курьезный и нелепый случай с медведем и квартальным вызывет в доме Ростовых у одних добродушный смех (у графа Ростова), у других - любопытство (преимущественно у молодежи), а кто и с материнской ноткой (Марья Дмитриевна) грозно пожурит бедного Пьера: "Хорош, нечего сказать! Хорош мальчик! Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел". Ох, побольше бы таких грозных наставлений Пьеру Безухову, может быть, и не было бы непростительных ошибок в его жизни. Интересен и сам образ тетушки - графини Марьи Дмитриевны. Она всегда говорила по-русски, не признавая светских условностей; надо заметить, французская речь в доме Ростовых звучит гораздо реже, чем в петербургской гостиной (или почти не звучит). И то, как почтительно все встали перед ней, отнюдь не фальшивый обряд вежливости перед "никому не нужной тетушкой" Шерер, а естественное желание выразить уважение почтенной даме.

Что привлекает читателей в семье Ростовых? Прежде всего то, что это ярко выраженная русская семья. Уклад жизни, обычаи, симпатии и антипатии- все это русское, национальное. Что составляет основу «ростовского духа»? Прежде всего поэтическое мироощущение, безграничная любовь к своему народному, русскому, к родной природе, родным песням, праздникам и их удалью. Они впитали в себя дух народа с ее жизнерадостностью, умением стойко страдать, легко идти на жертвы не напоказ, а со всей душевной широтой. Недаром дядюшка, слушая песни Наташи и любуясь ее пляской, поражается, где эта графинюшка, воспитанная француженками, могла так понять, почувствовать подлинность русского, народного духа. Поступки Ростовых непосредственны: радости их подлинно радостные, горе их горько, любовь и привязанности сильны и глубоки. Искренность составляет одну из главных черт всех членов семьи.

Жизнь молодых Ростовых идет замкнуто.Им весело и легко, когда они вместе. Общество с его лицемерием долго остается им чуждо и непонятно. Появляясь впервые на балу. Наташа так мало похожа на светских барышень, так отчетлив контраст между ней и «светом».

Едва перешагнув за порог семьи, Наташа оказывается обманутой. К Ростовым, и прежде всего к общей любимице Наташе, тянутся лучшие люди: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Василий Денисов.

Обратимся к характеристике отдельных членов семьи Ростовых. Рассмотрим вначале представителей старшего поколения.

Старый граф Илья Андреевич человек ничем не примечательный: мотоватый барин, любитель задать пир на всю Москву, разоритель состояний, оставляющий горячо любимых детей без наследства. Кажется, за всю свою жизнь не совершил он ни одного разумного поступка. Не слышали от него и умных решений, а между тем он возбуждает симпатию, а порою и очаровывает.

Представитель старого барства, не смыслящий толка в управлении имениями, доверившийся плуту-приказчику, обирающему крепостных, Ростов лишен одной из самых отвратительных черт помещичьего класса-стяжательства. Это не барин- хищник. Нет в его натуре и барского презрения к крепостным. Они для него люди. Пожертвовать материальными благами ради человека ничего не составляет для Ильи Андреевича. Он признает не логикой; а всем существом, что человек, его радость и счастье – выше любых благ. Все это выделяет Ростого из среды своего круга. Он эпикуреец, живет по принципу: человек должен быть счастлив. Его же счастье в умении радоваться с другими. И пиры, которые задает он, это не желание пустить пыль в глаза, не стремление удовлетворить честолюбие. Это радость доставить счастье другим, возможность радоваться и веселиться самому.

Как блистательно раскрывается характер Ильи Андреевича на балу во время исполнения старинного танца-Данилы Купора! Как обаятелен граф! С какой удалью отплясывает он на удивление всем собравшимся.

«Батюшка ты наш! Орел!» - говорят слуги, любуясь танцующим стариком.

«Скорее, скорее и скорее, лише, лише и лише развертывался граф, то на цыпочках, то на каблуках, носясь вокруг Марьи Дмитриевны и, наконец, повернув свою даму к ее месту, сделал последнее па…, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом и округло размахнул правою рукой среди грохота рукоплесканий и хохота, особенно Наташи.

Вот как в наше время танцевали, матушка»-сказал он.

Старый граф вносит в семью атмосферу любви и дружбы. Ему обязаны и Николай, и Наташа, и Соня, и Петя тем поэтически-любовным воздухом, который вбирают они с детства.

Князь Василий называет его «грубым медведем», а князь Андрей - «глупым стариком», старый Бол­конский отзывается о нем нелестно. Но все это не сни­жает обаяния Ростова. Как ярко проявляется его са­мобытный характер в сцене охоты! И юношеская ра­дость, и волнение, и смущение перед доезжачим Данилой,- все это как бы сливается в законченную характеристику Ростова.

Во время событий двенадцатого года Илья.Анд­реевич предстает с самой привлекательной стороны. Верный себе, он отдает во время оставления Москвы подводы раненым, бросая имущество. Он знает, что будет разорен. Богачи выставляли ополчение, уверен­ные, что это не принесет им большого. ущерба. Илья Андреевич отдает подводы, помня одно: раненые рус­ские не могут оставаться у французов! Примечатель­но, что вся семья Ростовых единодушна в этом реше­нии. Так поступали подлинно русские люди, уходившие без размышления от французов, ибо «под французами всего хуже».

С одной стороны, на Ростова воздействовала лю­бовно-поэтическая атмосфера родной семьи, с дру­гой - нравы «золотой молодежи»,- кутежи, поездки к цыганам, игра в карты, дуэли. С одной стороны, формировала его всеобщая атмосфера патриотиче­ского подъема и закаляли боевые дела, товарищество полка, с другой - отравляли бесшабашные оргии с развратом и пьянством.

Под влиянием таких противоположных факторов шло становление характера Николая. Это и создало двойственность его натуры. В нем - и благородство, и пылкая любовь к отчизне, и отвага, и чувство долга, товарищество. С другой стороны, презрение к тру­ду, к умственной жизни, верноподданнические настроения.

Николаю присущи черты времени: нежелание до­ходить до причины явлений, стремление уклониться от ответов на вопросы: зачем?" почему так? Тонкая реакция.на окружающую среду делает его отзывчи­вым. Этим он выделяется из среды- бессердечной «золотой молодежи». Ни офицерская среда, ни грубая мораль общества не убивают в нем человечности. Толстой раскрывает сложные переживания Николая в так называемом островненском деле. За это дело он получил георгиевский крест, прослыл храбрецом. Как сам Ростов расценил свое поведение в этом сраже­нии? Столкнувшись в бою лицом к лицу с молодень­ким французским офицером, Николай нанес ему удар саблей. Перед ним возник вопрос: за что он ударил мальчика-офицера? За что ударил бы и его этот француз?

«Весь этот и следующий день, друзья и товарищи Ростова, замечали, что он не скучен, не сердит, но молчалив, задумчив и сосредоточен... Ростов все думал об этом своем блестящем подвиге... И никак не мог понять чего-то». Однако сталкиваясь с подобны­ми вопросами Ростов стремится уйти от ответа. Он ограничивается переживаниями и, как правило, ста­рается истребить в себе мучительное чувство 1 беспо­койства, Так было, с ним в Тильзите, когда он хлопо­тал за Денисова, тем же окончилось и размышление:над островненским эпизодом.

Особенно убедительно раскрывается характер его в сцене освобождения княжны Марьи от взбунтовав­шихся крестьян. Трудно себе представить более исто­рически верное изображение всей условности дво­рянской морали. Толстой не высказывает прямо свое­го отношения к поступку Ростова. Отношение это вырисовывается из описания. Ростов с ругательства­ми избивает мужиков ради спасения княжны и ни минуты не колеблется, чиня подобную расправу. Ни одного укора совести не испытывает он.

Сыном своего века и своего сословия Ростов схо­дит со сцены. - Едва минула война - гусар сменил мундир на поддевку. Он помещик-хозяин. Расточи­тельность и мотовство юности заменяются скупостью и расчетливостью. Он ничем теперь не напоминает добродушного, бестолково-мотоватого отца.

В конце романа складываются две семьи - Росто­вых и Безуховых. Каковы бы ни были взгляды Ни­колая, когда он оказывается хозяином-помещиком, как ни трубы многие его поступки, новая семья, с Марьей Болконской в центре, сохраняет многие чер­ты, выделявшие и прежде Ростовых и Болконских из круга дворянского общества. Эта новая семья станет благодатной средой, в которой воспитаются не только Николенька Болконский, но, быть может, и другие славные люди России.

Носительницей «ростовского духа», самым ярким лицом в семье, бесспорно, является любимица всех Наташа, центр притяжения к дому Ростовых всего лучшего, что есть в обществе.

Наташа- натура щедро одаренная. Поступки ее оригинальны. Над нею не тяготеют никакие предрас­судки. Руководит ею сердце. Это пленительный образ русской женщины. Строй чувств и мыслей, характер и темперамент - все в ней ярко выраженное, нацио­нальное.

Впервые появляется Наташа подростком, с то­ненькими руками, с большим ртом, некрасивой и в то же время очаровательной. Писатель как бы подчерки вает, что вся ее прелесть заключена во внутреннем своеобразии. В детстве это своеобразие проявлялось в бурном весель, в чуткости, в горячей реакции на все окружающее. Ни единый фальшивый звук не ус­кользал от ее внимания. Наташа, по выражению знающих ее, «порох», «казак», «волшебница». Мир, в котором она растет,- поэтический мир семьи с свое­образным строем с дружбой и детской влюбленно­стью. Мир этот являет собой резкий контраст общест­ву. Словно инородное тело появляется на именинном вечере среди милой молодежи Ростовых чопорная Жюли Карагина. Резким контрастом русской речи звучит французский говор.

Сколько задора, энергии в своевольно-шаловливой Наташе! Она не боится нарушить светски-приличное течение именинного обеда. Ее шутки, детское упрям­ство, смелые нападки на взрослых - это игра свер­кающего всеми гранями таланта. Наташа даже бра­вирует нежеланием признавать общепринятые услов­ности. Ее юный мир полон поэтической фантастики, у нее даже язык свой, понятный только молодежи Ро­стовых.

Развитие Натащи идет бурно. На первых порах богатство ее души находит выход в пении. Ее обучает итальянец, но все очарование таланта идет из самых глубин ее темперамента, строя ее души. Гусар Дени­сов, первый по-настоящему обвороженный Наташей, называет ее «Волшебница!». Впервые встревоженная, близостью любви Наташа мучается жалостью к Де­нисову. Сцена объяснения ее с Денисовым одна из поэтических страниц романа.

Пора детства Наташи кончается рано. Совсем де­вочкой ее вывозят в «свет». Среди блеска огней, на­рядов, в громе музыки, после поэтической тишины ростовского дома, Наташа чувствует себя потрясенной. Что может значить она, худенькая девушка, пе­ред ослепительной красотой графини _Элен?

Выезд в «большой свет» оказался концом безоб­лачного её счастья. Началась новая пора. Пришла любовь. Так же, как и Денисов, князь Андрей испы­тал на себе очарование Наташи. Со свойственной ей чуткостью и она увидела в нем человека, не похожего на других. «Неужели это я, та девочка-ребенок (вес так говорили обо мне),- думала Наташа,-неужели я теперь с этой минуты жена, равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим».

Новая пора - это время сложной внутренней ра­боты, духовного роста. Наташа оказывается в Отрад­ном, среди деревенской жизни, среди природы, в окружении нянек, дворовых. Это они были ее первы­ми воспитателями, они передали ей все своеобразие народного духа.

Время, проведенное в Отрадном, оставляет глубо­кий след в ее душе. Детские грезы переплетаются с чувством все возрастающей любви. В эту пору сча­стья с особой силой звучат все струны ее богатой на­туры. Еще ни одна из них не оборвана, еще ни одного удара не нанесла ей судьба.

Наташа словно ищет, куда употребить перепол­няющую ее энергию. С братом и отцом она скачет на охоту, с увлечением отдается святочному веселью, поет, танцует, грезит наяву. А в глубине, души идет непрекращающаяся работа. Счастье так велико, что рядом с ним поднимается и тревога. Внутреннее бес­покойство придает поступкам Наташи оттенок стран­ности. Она то сосредоточена, то вся отдается переполняющим ее чувствам.

Замечательно ярко написана сцена пения Наташи в кругу семьи. В пении она нашла выход тому чувст­ву, которое переполняло ее. «...она давно, прежде и долго после не пела так, как она пела в этот вечер». Граф Илья Андреевич оставил дела и слушал ее. Ни­колай, сидя за клавикордами, не отрывал взгляда от сестры, графиня-мать, слушая, думала, о Наташе: «Ах! Как я боюсь за нее, как я боюсь...» Ее материн­ское чутье говорило ей, что чего-то слишком много в, Наташе, и что от этого она не будет счастлива».

В этом мире счастливы Курагины, Друбецкие, Берги, Елены Васильевны, Анны Павловны - те, кто живет без сердца, без любви, без чести, по законам «света».

Огромной силы достигает Толстой, рисуя Наташу в гостях у дядюшки: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы?... Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изу­чаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка» .

И в скачках на тройках святочной морозной ночью, и в плясках с ряжеными, и в играх, и в пении Наташа предстает во всей прелести своего самобытного характера. Захватывает, чарует во всех этих отрадненских сценах не то, что делается, а то, как делается. А делается это во всю русскую удаль, со всей широтой и страстностью, во всем блеске русской поэзии. Чарует колорит национальной жизни, нравст­венное здоровье, огромный запас душевных сил. И не случайно В. И. Ленин с таким удовольствием перечи­тывал сцены охоты. И спрашивая, кого из писателей Европы можно поставить рядом с Толстым, заклю­чал - «Некого!» -

В блестящем изображении национального русско­го народного характера, в звучании самых дорогих и глубинных струн русского сердца заключено не увя­дающее очарование отрадненских сцен. Так понятна и близка жизнь Ростовых, несмотря на отдаленность эпохи, на совершенную чуждость среды, в которой действуют герои. Они близки и понятны нам, подобно тому, как близки и понятны были Анисье Федоровне (экономке дядюшки), которая «сквозь смех просле­зилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и бархате воспитанную графиню, которая умела, понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком рус­ском человеке» .

Одинокой, чужеродной чувствует себя Наташа после Отрадного в театре, среди столичных аристокра­тов. Ненатуральна их жизнь, фальшивы чувства, да­леко и непонятно все то, что разыгрывается на сцене!

Вечер в театре оказался роковым "для Наташи. Она, замеченная светом, понравилась своей «свеже­стью», «нетронутостью» Анатолю Курагину, оказа­лась предметом интриги.

Лестью, игрой на доверчивости и неопытности Курагин увлек ее. В кратковременном увлечении и в постигшем ее горе Наташа осталась все той же воле­вой и решительной- натурой, способной, и на отчаян­ные поступки и умеющей стойко встретить беду.

После тяжелой болезни, явившейся результатом душевных потрясений, Наташа вернулась к жизни обновленной. Беда не сломила ее, свет не одержал над нею победы.

События двенадцатого года возвращают Наташе энергию. С какой искренностью сожалеет она о том, что не может остаться в. Москве. Как горячо требует она от отца и матери отдать подводы раненым, оста­вив имущество!

Старый граф со слезами говорит о ней: «Яйца... яйца курицу учат...» К

Оставление Москвы совпадает с наступающей зрелостью Наташи. Суровым испытаниям подверга­ются в эти дни многие и многие русские люди. Для Наташи тоже приходит пора больших испытаний. С какой решительностью идет она к раненому Андрею! Он не только любимый ею человек, он раненый воин. Что лучше могло врачевать раны героя, чем самоот­верженная любовь женщины-патриотки! Во всей кра­соте своего женственного и безусловно героического характера появляется здесь Наташа. Она руководст­вуется только велением" сердца. За неопытность она тяжело поплатилась. Но то, что дается другим года­ми и годами опыта, Наташей усвоено сразу. Она вер­нулась к жизни способной противостоять обществу, не потеряла веры в себя. Она не спрашивала других, как следует поступать в том или ином случае, а по­ступала так, как велело ей сердце. Ночью Наташа пробирается к больному Андрею и просит у него про­щения, потому что знает, что любила и любит только его, что не может он не понять ее. Самоотверженно, не считаясь с «приличиями», ухаживает Наташа за умирающим.

Болезнь и смерть князя Андрея как бы перерож­дают Наташу. Смолкли ее песни. Развеялись иллю­зии, угасли волшебные грезы. Наташа смотрит на жизнь открытыми глазами. С той духовной высоты, которой она достигла, среди сотен людей она отме­тила замечательного «чудака» Пьера, оценив не толь­ко его «золотое сердце», но и ум. всю его сложную и глубокую натуру. Любовь к Пьеру явилась победой Наташи. Эта русская девушка, не связанная путами традиций, не побежденная «светом», избрала то един­ственное, что могла в тех условиях найти такая женщина, как она – семью. Наташа- жена-друг, жена- спутник, взявшая на свои плечи часть дела мужа. В ее характере угадывается духовный мир русских женщин – жен декабристов, последовавших за мужьями на каторгу и ссылку.

В мировой литературе много Женских образов, от­меченных яркими национальными чертами. Среди них образ Наташи Ростовой занимает свое, совершенно особое место. Широта, независимость, смелость, поэ­тическое мироощущение, страстное отношение ко всем явлениям жизни - таковы черты, наполняющие этот образ.

Немного места отведено в романе юному Пете Ростову: Однако это один из обаятельных, надолго запоминающихся образов. Петя, говоря словами Де­нисова,- один из представителей «дурацкой ростов­ской породы». Он напоминает Наташу, и хотя не так щедро одарен природой, как сестра,- в нем та же поэтическая натура, а главное, та же неукротимая действенность. Петя стремится подражать, другим, перенимая от всех хорошее. В этом он также напоми­нает Наташу. Петя, как и сестра, чуток к добру. Но он слишком доверчив, и добро видит во всем. Сердеч­ность в соединении с порывистым темпераментом со­ставляют источник обаяния Пети.

Появившись в отряде Денисова, юный Ростов прежде всего хочет сделать всем приятное. Он про­никается жалостью к пленному мальчику-французу. Он ласков с солдатами, дурного не видит в Долохове. Мечты его в ночь перед боем полны поэзии, окрашены лиризмом. Героический порыв его совсем не похож на «гусарство» Николая Петя стремится к подвигу не ради тщеславия, он искренне хочет послужить роди­не. Недаром в первом бою он не испытывает, подобно Николаю, ни страха, ни раздвоенности, ни раскаяния, что отправился на войну. Пробираясь с Долоховым в тыл к французам, он ведет себя мужественно. Но оказывается слишком неопытным, без чувства само­сохранения и в первой же атаке гибнет.

Чуткий Денисов сразу угадал прекрасную душу Пети. Гибель его до самой глубины потрясла обст­релянного гусара. «Он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью уже побледневшее лицо Пети».

«Я привык что-нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь», - вспоминалось ему. И казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него» Образ Пети дополняет галерею офицеров-героев Отечественной, войны. В нем ярко проявляются оду­шевление молодого поколения двенадцатого года, только вступившего в жизнь. Именно это поколение, выраставшее в атмосфере всеобщего патриотического подъема, несло в себе страстную, энергичную любовь к родине, желание послужить ей.

Особняком стоит в семье Ростовых Вера - стар­шая дочь Ильи Андреевича. Холодная, недобрая, чу­жая в кругу братьев и сестры, она в доме Ростовых- тело инородное. Воспитанница Соня, полная самоотверженной и благодарной любви ко всей семье, завершает; галерею семьи Ростовых.

6) Отношения между Пьером Безуховым и Натальей Ростовой - идиллия семейного счастья.

Письмо Пьера Безухова Наташе Ростовой

Дорогая Наташа, в тот великолепный летний вечер,

когда я встретил вас на балу у императора,

я понял, что всю жизнь хотел иметь

жену, такую же прекрасную, как и вы. Я глядел на

вас весь вечер, не отрываясь ни на минуту,

всматривался в ваше малейшее движение, пытался заглянуть

в каждое, пусть самое маленькое, отверстие

вашей души. Я ни на секунду не отводил глаз от

вашего великолепного тела. Но увы, все мои усилия,

чтобы привлечь ваше внимание были безуспешны. Я думаю, что

будут лишь пустой тратой времени

все мольбы и обещания с моей стороны.

Ибо я знаю, что у меня слишком маленький

статус в империи. Но все же хочу вас заверить, что

вы самое прекрасное существо на свете.

Я никогда, никогда не встречал такой

родины. И лишь ваша преогромнейшая

скромность скрывает это.

Наташа, я люблю вас!

Пьер Безухов

После смерти князя Андрея Наташа “думала, что жизнь её кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность её жизни - любовь - ещё жива в ней”. И автор не лишает её нового счастья, которое приходит к ней довольно случайно и в то же время неожиданно быстро (потому как писатель сознает, что обрекать Наташу на долгий срок ожидания чревато непредсказуемыми последствиями).

Пьер, вернувшись из плена и узнав, что жена умерла и он свободен, слышит о Ростовых, что они в Костроме, но мысль о Наташе редко навещает его: “Ежели она и приходила, то только как приятное воспоминание давно прошедшего”. Даже встретив её, он не сразу узнаёт Наташу в бледной и худой женщине с печальными глазами без тени улыбки, сидевшей возле княжны Марьи, к которой он приехал.

Оба они после трагедий, утрат если и жаждут чего, то не нового счастья, а скорее забвения. Она ещё вся в своём горе, но для неё естественно именно перед Пьером выговориться без утайки о подробностях последних дней её любви к Андрею. Пьер “слушал её и только жалел её за то страдание, которое она испытывала теперь, рассказывая”. Для Пьера - радость и “редкое наслаждение” поведать Наташе о своих приключениях во время плена. Для Наташи радость - слушать его, “угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера”.

И встретившись, эти два созданных Л.Толстым друг для друга человека больше не расстанутся. Писатель пришёл к желанной цели: его Наташа и Пьер взяли с собой горький опыт прежних ошибок и страданий, прошли через соблазны, заблуждения, стыд, лишения, которые подготовили их к любви.

Наташе - двадцать один год, Пьеру - двадцать восемь. С этой их встречи могла бы начинаться книга, а она идёт к концу… Пьер сейчас всего на год старше, чем был князь Андрей в начале романа. Но сегодняшний Пьер - гораздо более зрелый человек, чем тот Андрей. Князь Андрей в 1805 году твёрдо знал только одно: что он недоволен той жизнью, какую ему приходится вести. Он не знал, к чему стремиться, он не умел любить.

Весною 1813 года Наташа вышла замуж за Пьера. Всё хорошо, что хорошо кончается. Кажется, так назывался роман, когда Л.Толстой только начинал «Войну и мир». В последний раз Наташа появляется в романе в новой роли - жены и матери.

Своё отношение к Наташе в новой для неё жизни Л.Толстой выразил мыслями старой графини, которая “материнским чутьём” понимала, что “все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа, как она, не столько шутя, сколько взаправду, кричала в Отрадном”. Графиня Ростова “удивлялась удивлению людей, не понимавших Наташи, и повторяла, что она всегда знала, что Наташа будет примерною женою и матерью”.

Знал это и автор, создавший Наташу и наделивший её лучшими в его глазах качествами женщины. В Наташе Ростовой-Безуховой Л.Толстой, если перейти на высокопарный язык, воспел благородную женщину той эпохи, какой он себе её представлял.

Портрет Наташи - жены и матери - завершает галерею портретов Наташи от тринадцатилетней девочки до двадцативосьмилетней женщины, матери четырёх детей. Как и все предыдущие, Наташин последний портрет тоже согрет теплотой и любовью:“Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую подвижную Наташу”. Черты её лица “имели выражение спокойной мягкости и ясности”. Непрестанно горевший прежде “огонь оживления” зажигался в ней теперь только тогда, когда “возвращался муж, когда выздоравливал ребёнок, или когда она с графиней Марьей вспоминала о князе Андрее”, и “очень редко, когда что-нибудь случайно вовлекало её в пение”. Но когда в её “развившемся красивом теле” зажигался прежний огонь, она “бывала ещё более привлекательна, чем прежде”.

Наташа знает “всю душу Пьера”, она любит в нём то, что он сам в себе уважает, а Пьер, нашедший с помощью Наташи духовный ответ в земном, видит себя “отражённым в своей жене”. Разговаривая, они “с необыкновенной ясностью и быстротой”, что называется, на лету схватывают мысли друг друга, из чего мы делаем вывод о полном духовном их единстве.

На последних страницах на долю героини-любимицы выпадает доля стать воплощением идеи автора о сущности и назначении брака, основах семейной жизни, назначении женщины в семье. Душевное состояние Наташи и вся её жизнь в этот период воплощают заветный идеал Л.Толстого: “цель супружества - семья”.

Наташа показана в заботах и привязанности к детям и мужу:“Всему, что было умственным, отвлечённым делом мужа, она приписывала, не понимая его, огромную важность и постоянно находилась в страхе быть помехой в этой деятельности её мужа”.

Наташа - и поэзия жизни, и проза её одновременно. И это не “красивая” фраза. Более прозаичной, чем в финале книги, читатель ни разу, ни в горе, ни в радости, её не видел.

Изобразив в эпилоге идиллию, с точки зрения Л.Н.Толстого, семейного счастья Наташи, писатель превращает её “в сильную, красивую и плодовитую самку”, в которой теперь, как он сам признаёт, очень редко зажигался прежний огонь. Растрёпанная, в халате, пелёнкой с жёлтым пятном, идущая большими шагами из детской - такую Наташу Л.Толстой предлагает как истину книги в завершение своего четырёхтомного повествования.

Можем ли и мы вслед Л.Толстому думать так же? Вопрос, на который, как мне представляется, каждый ответит сам. Писатель же до конца дней своих оставался верен своей точке зрения, нет, не на “женский вопрос”, а на роль и место женщины в его собственной жизни. Такой и никакой иной, смею полагать, желал он видеть супругу Софью Андреевну. А та почему-то никак не вписывалась в предназначенные ей мужем рамки.

Для Л.Толстого Наташа - та самая жизнь, в какой всё, что ни делается, всё к лучшему, и в которой никому не ведомо, что ждёт его завтра. Финалом книги становится простая, незамысловатая мысль: сама жизнь со всеми её беспокойствами и тревогами и есть смысл жизни, в ней итог всего и в ней ничего нельзя предвидеть и предсказать, она же и есть та искомая героями Льва Толстого истина.

Вот почему книгу завершает не какой-нибудь великий деятель или национальный герой, не гордый Болконский и даже не Кутузов. Именно Наташу - воплощение жизни, такой, как писатель её понимает и принимает в это время - и Пьера, мужа Наташи, встречаем мы в эпилоге.

Заключение.

Исходя из написанного выше, можно сделать следующие выводы:

1. Истинная история, как её видит и понимает Л.Толстой, это сама жизнь, простая, размеренная, состоящая - как золотоносная жила с россыпями драгоценных песчинок и небольших слитков - из обычных мгновений и дней, приносящих человеку счастье, вроде тех, которые вкраплены в текст «Войны и мира»: первый поцелуй Наташи; встреча ею приехавшего в отпуск брата, когда она, “держась за полу его венгерки, прыгала, как коза, всё на одном месте и пронзительно визжала”; ночь, когда Наташа не даёт спать Соне: “Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало”; дуэт Наташи и Николая, когда пение трогает что-то лучшее, что было в душе Ростова (“И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире”); улыбка выздоравливающего ребёнка, когда “лучистые глаза княжны Марьи, в матовом полусвете полога, блестели больше обыкновенного от счастливых слёз”; один вид преображённого старого дуба, который, “раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца”; тур вальса на первом балу Наташи, когда её лицо, “готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой”; вечер святочного веселья с ездой на тройках и гаданием девушек по зеркалам и сказочная ночь, когда Соня находилась “в несвойственном ей оживлённо-энергическом настроении”, а Николай очарован и взволнован близостью Сони; страсть и красота охоты, после которой Наташа, “не переводя дух, радостно и восторженно визжала так пронзительно, что в ушах звенело”; степенное веселье гитарных переборов дядюшки и русская пляска Наташи, “в шелку и бархате графини, которая умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке”…Ради этих приносящих счастье минут, куда реже - часов, живёт человек.

2. Создавая «Войну и мир», Л.Толстой искал для себя точку опоры, позволяющую ему найти внутреннюю связь, сцепление образов, эпизодов, картин, мотивов, деталей, мыслей, идей, чувств. В те же годы, когда из-под его пера выходили памятные всем страницы, где улыбающаяся Элен, блестя чёрными глазами, демонстрирует свою власть над Пьером: “Так вы до сих пор не замечали, как я прекрасна?.. Вы не замечали, что я женщина? Да, я женщина, которая может принадлежать всякому, и вам тоже”; где Николай Ростов в момент ссоры и возможной дуэли с Андреем Болконским “думал о том, с каким бы удовольствием он увидал испуг этого маленького, слабого и гордого человечка под его пистолетом…”; где зачарованная Наташа слушает рассуждающего о деятельной добродетели Пьера, и одно смущает её: “Неужели такой важный и нужный человек для общества - вместе с тем мой муж? Отчего это так случилось?”, - в те самые годы он писал: “Цель художника… в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех её проявлениях”.

3. Не великие исторические события, не идеи, претендующие на руководство ими, не сами руководители-наполеоны, а человек, “соответствующий всем сторонам жизни”, стоит в основании всего. Им меряются и идеи, и события, и история. Именно таким человеком Л.Толстой видит Наташу. Её, будучи автором, и выдвигает он в центр книги, семью Наташи и Пьера он признает лучшей, идеальной.

4. Семья в жизни и творчестве Толстого связана с теплом, уютом. Дом - это место, где все тебе дороги и ты всем дорог. По мнению писателя, чем ближе люди к естественной жизни, тем прочнее внутрисемейные связи, тем больше счастья и радости в жизни каждого члена семьи. Именно эту точку зрения высказывает Толстой на страницах своего романа, изображая семью Наташи и Пьера. Таково мнение писателя, который и сегодня кажется нам современным.

Список использованной литературы.

1. Бочаров С. Г. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». – М.: Художественная литература, 1978.

2. Гусев Н.Н. Жизнь Льва Николаевича Толстого. Л.Н. Толстой в расцвете художественного гения.

3. Жданов В.А. Любовь в жизни Льва Толстого. М.,1928

4. Мотылева Т. О мировом значении Толстого Л. Н. – М.: Советский писатель, 1957.

5. Плеханов Г. В. Искусство и литература. – М.: Гослитиздат, 1948

6. Плеханов Г. В. Л. Н. Толстой в русской критике. – М.: Гослитиздат, 1952.

7. Смирнова Л. А. Русская литература 18 – 19 вв. – М.: - Просвещение, 1995.

8. Толстой Л.Н. Война и Мир – М. : -Просвещение 1978


Бочаров С. Г. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». – М.: Художественная литература, 1978 – с. 7

Гусев Н.Н. Жизнь Льва Николаевича Толстого. Л.Н.Толстой в расцвете художественного гения, с. 101

Судьба семьи Болконских в романе «Война и мир» является одной из ключевых сюжетных линий романа.

На протяжении всего повествования персонажи эволюционируют, развиваются, меняют свои убеждения и меняются сами, в лучшую или худшую стороны.

Описание и цитатная характеристика семьи Болконских

Представим описание каждого члена этой семьи.

Князь Николай Болконский

Глава семьи Болконских в романе предстает скупым, ограниченным тираном. Он дурно обращается с дочерью, не дружен с сыном.

По отношению к крестьянам князь Николай жесток и безжалостен, он не вникает в нужды зависимых от него людей, предпочитая пользу человеческому отношению.

Превыше всех добродетелей князь ценит ум и деятельность, не обращая внимания на моральные качества человека.

Однако старый князь не является антагонистом – он пылкий патриот России, служащий своему Отечеству верой и правдой.

Князь Андрей Болконский

Характер Андрея Болконского претерпевает по мере развития сюжета значительные изменения.

На вечере у Анны Шерер Андрей предстает перед нами как пресытившийся светским обществом аристократ, которому наскучили все, в первую очередь, его жена.

Цитата : «Хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…» Он пытается вырваться из опостылевшего ему быта, отправившись на войну, к которой не чувствует душевной склонности. Женитьбу он считает большой ошибкой, и к будущему отцовству относится безрадостно.

Устами Пьера Безухова Толстой дает Андрею самую лестную характеристику:

  • умен;
  • начитан;
  • образован;
  • обладает силой воли;
  • способен развиваться;
  • физически красив.

От начала к концу романа его характер претерпевает поразительные изменения – от аристократа, ничего не представляющего собой, до патриота и защитника русского народа.

Княгиня Лиза Болконская

Княгиня Лиза, вышедшая замуж за год до описываемых в романе событий, ожидает первенца.

Княгиня Лиза – светская женщина , она говорит только по-французски, высоко ценит положение в обществе, привержена светским развлечениям. Она не любит мужа, он является необходимым атрибутом молодой женщины, но как личность Андрей ее не интересует.

Княгиня не хочет уезжать в деревню, она боится родов и предпочитает остаться в городе. Предчувствия ее не обманывают – родив малыша, княгиня умирает.

Княжна Марья Болконская

Княжна Марья некрасива физически (автор описывает большие прекрасные глаза княжны, накладывающие отпечаток на весь ее облик и скрывающие внешнюю непривлекательность), но благородна и добра.

Княжна описывается как глубоко религиозный, склонный к самопожертвованию человек.

Она пытается обеспечить брак мадемуазель Бурьен, заменяет умершую мать племяннику.

Николенька Болконский

Сын Андрея, Николенька — ребенок, не знавший матери. Воспитывался у деда, в честь которого и был назван, затем у тетки, которые привили ему идеи служения народу и чувство патриотизма.

Николенька описан внешне похожим на мать, однако чертами лица напоминает отца, симпатичный и живой подросток. Он начитан, образован, его тяга к знаниям поражает старшее поколение.

Манера его поведения напоминает князя Андрея, однако без замкнутости последнего.

Толстой видит в образе Николеньки будущее России. Прообраз декабристов, младший отпрыск князей Болконских, невзирая на титул, посвятит свою жизнь борьбе за освобождение угнетенного русского народа. Рассказ о сне Николеньки подтверждает данный тезис.

Мадемуазель Бурьен

Компаньонка, живущая в доме Болконских так давно, что ее считают членом семьи, мадемуазель Бурьен хороша собой, обладает веселым живым характером.

Она легкомысленна, любит посмеяться, ее манера держать себя не позволяет заподозрить в ней сироту, девушку без семьи, полностью зависимую от милостей Болконских.

Мадемуазель ищет удобный случай, позволивший ей найти свое место в жизни и не пользоваться больше щедротами Болконских.

Впоследствии она присоединяется к французам, переходит на их сторону в войне 1812 года.

Описание имения Болконских Лысые горы

Лысые горы расположены недалеко от Смоленска. Главная часть имения - дом, описывается как большое мрачное здание, в котором царят строгость, раз и навсегда заведенный порядок.

Немаловажной деталью является описание боя часов в господском доме – все часы, и в гостиной, и в комнатах, работают в унисон, что является характеристикой пунктуальности и скрупулезности, с которыми в доме налажен быт. Обеды в имении торжественные, с обилием перемен блюд, множеством прислуги.

Дом подавляет своих обитателей – несколько раз в романе подчеркиваются его большие размеры, пустые, гулкие анфилады комнат, картинные галереи с портретами знаменитых предков, их именами и перечислением деяний.

Особенности воспитания и отношения между детьми в семье Болконских

Андрей и Марья были друзьями в детстве и сохранили дружеские отношения в старшем возрасте. Их отец, старый князь, был нетерпимым и жестким родителем. Его педантичность, граничащая с грубостью, нередко заставляла дочь плакать.

Однако по-своему старик любил своих детей, и они ощущали эту любовь. Княжна Марья была счастлива и довольна своей жизнью в семье.

На чем основана семейная близость Болконских

Как и во многих дворянских домах России, членов семьи сплачивали общие славные предки, долг перед Отечеством, интересы семьи и рода. Животная, нерассуждающая привязанность друг к другу не для Болконских – они рационалистичны, руководствуются не сердцем, но разумом.

Интересы семьи

Все члены семейства Болконских высоко ставят интересы рода и семьи. Князь Андрей женился в положенное время из-за необходимости произвести на свет наследника, чтобы род не угас.

Княжна Марья не рассматривает мезальянс – брак с человеком, находящимся ниже ее по социальному положению, не может удовлетворить представительницу древнего рода.

Старый князь является патриотом не только Отечества, но и своей семьи, воспитывая детей, а потом и внука в духе верности идеалам дворянства.

Обстановка в доме, семейный уклад и традиции

Благодаря тяжелому характеру старого князя, атмосфера в семейном гнезде была напряженной и невеселой. Чопорность граничила с ханжеством, веселье и пренебрежение традициями отвергались.

Представители молодого поколения большую часть времени предпочитали проводить вне дома.

Старый князь был ревностным приверженцем традиций – все в доме, начиная от утреннего приветствия и заканчивая подачей ужина подчинялось раз и навсегда заведенному порядку, было рассчитано по минутам. Распорядок и традиции объединяют семью.

Отношения к окружающим семьи Болконских

Семья представляет собой замкнутый самодостаточный мир. Естественно, как положено аристократам, Болконские посещают званые ужины, рауты, бывают в салонах.

Однако поведение князей холодное, отстраненное, замкнутое. Единственным исключением является светская княгиня Лиза, ставшая частью семьи в результате замужества.

Все смешалось в доме Болконских

Не верная цитата, настоящая — «Все смешалось в доме Облонских» из «Анны Карениной». Не следует путать эти фамилии, принадлежащие перу великого русского писателя, ведь под каждой из них скрывается своя история.

Это интересно: экранизация романа «Война и мир» 2007 года была признана кинокритиками провальной ввиду большого количества исторических неточностей. Не соответствует времени одежда персонажей, украшения, военные регалии. Именно поэтому по отношению к фильму можно встретить перефразированное выражение «Все смешалось в доме Облонских», часто встречающееся в сочинениях на тему творчества Льва Толстого.

Сравнение семьи Болконских и Ростовых

Краткий сравнительный анализ жизни двух семейств выявляет как сходство, так и различия в их укладе, привычках, образе жизни.

Критерий Болконские Ростовы
1 Семья и отношения в ней Аскетичны, рациональны, царит строгий уклад. Хозяин – старый граф. Жизнерадостны, добросердечны, просты в обращении. Хозяйка – мать.
2 Конфликт поколений Старый граф угнетает детей. Доверие и выражение сильной любви к нему отсутствует. Отсутствует. Мать – наперсница детей, родители всегда готовы выслушать и помочь.
3 Отношение к природе Возвышенное, замечают отстраненно. Близки к природе, пользуются ее благами.
4 Патриотизм Ярые патриоты. Ярые патриоты.
5 Духовность Духовные чувства развиты в индивиде обособленно. Близки к народу, природе, Богу.

Заключение

Семья Болконских нетипична для описываемого времени. Строгий жизненный уклад, рационалистичность, несгибаемость, высокие требования к морали характеризуют всех ее членов.

Писатель возлагает надежду на лучшее будущее России на продолжателей рода Болконских и невымышленных людей, похожих на них.

Многомудрый Литрекон сделал не только краткое сочинение-рассуждение с характеристикой семей героев, но и таблицу, где описал качества, манеру поведения, отношение к людям и другие параметры оценки героев. Таблица находится в конце эссе.

(429 слов) «Мысль семейная» — неотъемлемая часть романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». На протяжении всего произведения в центре сюжета находится не только важные исторические события, но и простая жизнь людей. «Лабиринт сцеплений» — так можно охарактеризовать этот великий труд. В романе-эпопее описана жизнь нескольких семей. «Крупным планом» представлены две семьи — Ростовых и Болконских. Они одинаково близки автору, но совершенно различны по своей сути.

Ростовы с нежностью и заботой относятся друг к другу. Это открытые и жизнерадостные люди. Самая главная ценность для них — это семья. Вспомним, как тяжело переживала графиня Ростова смерть своего младшего сына, и как поддерживала ее Наташа в этот нелёгкий жизненный период. Доброта Ростовых неоднократно проявляется в произведении: они отдают все свои подводы раненым, принимают на воспитание сироту (Соню). Но в то же время героям не хватает ответственности и практических навыков. Они легкомысленны и часто принимают неразумные решения. Так, Николай, не разобравшись в хозяйстве, набрасывается на Митеньку и упрекает его в воровстве, а его сестра дает согласие на побег с едва знакомым молодым человеком, будучи помолвленной. Но в конце произведения мы видим истинную «натуру» Ростовых. Наташа стала во многом похожа на свою мать: она растворилась в семейном быту, посвятила всю себя детям и мужу. Николай сделал выбор в пользу выгодной партии, чтобы поправить семейные дела. Оба героя сделали все возможное, чтобы укрепить свой род.

Семью Ростовых трудно представить без Болконских. Они тесно связаны между собой. Наташа помогает Андрею вновь обрести истинные жизненные ценности, любовь к ней приводит его на новый духовный этап. Однако между семьями есть некоторые различия. Андрей в начале произведения напоминает своего отца: холодный, расчётливый, равнодушный и тщеславный. Это люди-практики, которые принимают решения умом, а не сердцем. Они, в отличие от Ростовых, богаты и только преумножают свое хозяйство, ведь в их делах всегда образцовый порядок. Но нельзя их обвинить в неспособности к настоящим чувствам. Марья Болконская — верующая, нежная девушка, котораялюбила своего отца, несмотря на его грубое с ней обращение. Она понимала, что старый князь не может желать ей зла, потому она не могла сомневаться в истинности его суждений. Болконские, несмотря на внешнюю «суровость», испытывают друг к другу самые искренние чувства. Колоссальная духовная работа происходит внутри их души и является тайной для окружения. Вспомним, как Николая поразило лицо Марьи в церкви: девушка молилась так горячо и сосредоточенно, что Ростов, вернувшись к себе, тоже обратился к Богу.

Так, нельзя сказать, что Ростовы — ветреные, влюбчивые люди «сердца», как и невозможно описать Болконских по одному критерию — «люди ума». У Л.Н.Толстого люди меняются, заблуждаются, обретают новые духовные ценности. На протяжении всего жизненного пути они меняют свои взгляды, но остаётся неизменным одно — чувство любви к семье, родине, избраннику. Именно поэтому автор вознаградил героев счастьем.

семьи ростовы болконские
манера поведения радушие, гостеприимство, приветливость, радость от общения. ростовы — любимцы общества и дорогие гости. например, автор подробно описывает, как жители воронежа были рады жизнерадостному николаю, как на первом балу наташа приковала внимание мужчин. они стараются не взять, а дать людям, и даже больше, чем нужно (например, дали подводы раненым, а сами оказались ни с чем). но некоторые члены семьи вспыльчивы и легкомысленны (николай проиграл в карты огромную сумму и едва расплатился). скрытные, сдержанные

и не очень общительные люди, которые живут умом, а не сердцем. андрея в свете не любят за его высокомерие, старый князь и вовсе чуждается общества, не выезжает из деревни. марья более добра и открыта людям, но робеет в их окружении и предпочитает развлечениям одиночество и беседы с «божьими людьми». они предпочитают дело разговору. мужчины и вовсе презирают добрую половину человечества.

черты характера доброта, отзывчивость, горячность, эмоциональность, легкомыслие, щедрость, патриотизм, пылкость, жертвенность, общительность. рассудительность, гордость, суровость, бескомпромиссность, практичность, тщеславие, патриотизм, духовные поиски, скрытность и нелюдимость.
отношение к окружающим то жертвуют всем, что имеют («одевают» сына анны друбецкой, берут на воспитание соню), то позволяют обмануть себя (проигрыш 42 тысяч дохохову, пышные обеды в клубе за счет графа), то проявляют пылкость и неосторожность (наташа отворачивается от сони за то, что та спасла ее честь, графиня делает соне несправедливые упреки из-за ее любви к николаю). строго судят людей и даже не желают скрывать своего осуждения (марья отворачивается от бурьен после ее сближения со старым князем, андрей чуть было не дерется с николаем ростовым, старый князь презирает невестку). но робеют и сомневаются, когда кто-то начинает им нравиться (марья не хотела встречаться с николаем, боясь, что это непозволительно делать в трауре).
жизненные цели графиня хочет оставить щедрое наследство детям и обеспечить их судьбу, граф хочет того же, но при этом мыслит более масштабно и не соглашается экономить на чести или патриотизме. наташа хочет любви и жаждет жить для кого-то. соня стремится к браку с николаем, но после разочарования просто хочет быть благодарной тем, кто ее обеспечил. николай хочет преуспеть в службе и создать полноценную семью. петя хочет защитить родину и добыть славу. андрей стремится к полезной и славной деятельности на военном и политическом поприще. потом он стремится к семье, но разочаровывается и хочет лишь внести свой реальный вклад в дело победы над врагом. отец его стремится к порядку и преуспеянию имения, к труду и саморазвитию. марья хочет найти духовную гармонию и создать семью. также она желает счастья всем членам семьи и заботится о родных.

Понятие семьи по Л.Н. Толстому

Новый материал

Сыновья Ипполит, Анатоль

Дочь Элен

Князь Василий Курагин

Оргмомент, цели

Познакомиться с основными представлениями Толстого о семье;

Занятие № 6

«Мысль семейная» в романе «Война и мир»

Цели:

2. Разобраться в основных отражениях «мысли семейной» в романе (противопоставление семей).

Ход занятия:

2. Проверка Д\З (фронтальный опрос)

1. Каков состав семей Ростовых и Болконских?

2. Мы должны вспомнить еще одну семью, речь о которой пойдет сегодня - семью Курагиных.

Что это за семья, при каких обстоятельствах мы впервые встречаемся с нею?

(в салоне А.П. Шерер)

Курагины:

(мини- лекция + анализ материала + составление обобщающей таблицы

Для Толстого семья - это микроскоп человеческой общности, основа человеческой жизни важнейшая характеристика героев в романе - их семейная жизнь.

Три семейства составляют основу романа: Курагины, Ростовы, Болконские.

- Почему семья Курагиных относится к отрицательному полюсу романа?

Мир, к которому принадлежит семья Курагиных, - это мир светских извращенных взглядов и взаимоотношений.

Нодело еще и в том , что у Толстого герои делятся не только на «+» и «-«, но изменяющихся и застывших. Чуждая автору светская среда критикуется, прежде всего, потому, что люди этой среды - «призраки», неспособные на настоящие чувства ® они неизменны.

Пример:

Толстой говорит о «неизменной улыбке Элен» и о том, что князь Василий всегда способен на «одинаковое волнение».

Окончательный вердикт выносит семье Курагиных Пьер: он называет ее «подлой бессердечной породой» и говорит: «где вы - там разврат, зло» (адресуясь к жене и всей ее семье).

Миру Курагиных противопоставлен мир Ростовых и Болконских. Но эти семьи не одинаковы.

Эти семьи Толстой изображает с большой симпатией, т.к.:

1) Они патриоты, участники исторических событий;

2) Их не привлекает карьеризм и выгода;

3) Они близки к русскому народу.

Д/З: просмотреть главы, посвященные Андрею, Пьеру, Наташе.

Вывод:

Для Толстого в романе идеальна лишь 1-ая семья - Пьера и Наташи. Она абсолютно гармонична: Пьер - глава, интеллигентный центр семьи, а Наташа - ее духовная опора.