Конспект урока на тему: «Становление личности Петра Гринева (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Петр Гринев – это центральный персонаж в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Уже будучи человеком старым, он вспоминает о своей жизни, о трудностях, которые выпали на его долю. Пушкин, описывая своего персонажа, пытается донести до читателя свои мысли о том, как должна формироваться личность настоящего человека чести и истинного дворянина.

Воспоминания, которым делится Гринев, обращены к потомкам. Он рассказывает нам о том, как оставаться человеком, не потерять самого себя, сохранить честь и достоинство.

Рассказ начинается с самого рождения маленького Петра. Его родители были небогатыми дворянами, которые сильно любили своего единственного сына. Сразу после рождения мальчика досрочно записывают в офицеры. Петр, по его же словам, получил неважное образование. Учил его дядька Савельич, благодаря которому мальчик в 12 лет научился грамоте. Также стали разбираться в лошадях. Вторым учителем мальчика стал француз Бопре. Но и от него герой не получает стоящих знаний. Маленькому Петру больше нравится гулять с такими же детьми и гонять голубей.

В возрасте шестнадцати лет отец принимает решение отправить юношу в армию. Хватит, мол, бегать по девочкам и заниматься какой-то чепухой. Петр был даже рад такому стечению обстоятельств. Он представлял службу как нечто, что принесет ему массу удовольствий и настоящей свободы от родителей. Но вскоре выясняется, что отец отправляет сына не в Петербург, а в самый дальний гарнизон. И наш герой, будучи человеком неопытным и, срого сказать, несколько избалованным, попадает в Белогорскую крепость. По пути Петр успевает неудачно сыграть в карты, серьезно обидеть своего учителя, и чуть не попасть под буран, от которого его спасает вожатый.

После всех испытаний, Петр все же попадает в крепость. Здесь, в течение многих лет, он встречает свою любовь, преодолевает множество трудностей и опасностей. Тем не менее, благодаря службе, он становится настоящим мужчиной и находит смысл своего существования.

Во время службы Петр знакомится с дочерью коменданта Машей и Алексеем Швабриным. Алексей это офицер, которого сослали в крепость из-за дуэли. Гринев сближается с Швабриным, но вскоре понимает, что перед ним стоит бесчестный человек, готовый на любую подлость ради своей выгоды.

Швабрин, имеет свои виды на Машу, но та его отвергает. И Алексей начинает поливать девушку грязью и всячески на нее клеветать. И Петр, желая защитить любимую, вызывает того на дуэль.

Петр желает взять Машу в жены, но ее родители против. Сама же Маша также не желает выходить замуж без благословления. Петр страшно горюет, но вскоре на крепость нападает Пугачев. Всех, кто не пожелал сдаться, постигает смерть, лишь Швабрин переходит на сторону фальшивого царя. Петр же по чистой случайности остается в живых и отправляется в Оренбург.

Петр проходит большой путь от избалованного мальчика до мужественного офицера. И ни разу он теряет своего достоинства, все делает строго со своей совестью и одерживает одну победу за другой.

2 вариант

Петр Гринев является одним из основных персонажей произведения «Капитанская дочка», которое написал А.С. Пушкин. Это пожилой мужчина, он часто вспоминает свою жизнь и трудности, которые ему пришлось преодолевать. Пушкин в образе Петра Гринева показал читателям, каким должен быть настоящий дворянин. Он показал всем, что такое честь и достоинство.

Гринев своими рассказами пытается донести потомкам одну мысль. Он хочет, чтоб они поняли, что в любой жизненной ситуации необходимо оставаться человеком.

Вначале рассказывается о детстве Петра. Он родился в небогатой дворянской семье. Он был единственным ребенком в семье. Его родители безумно любили своего сына. После рождения его записали в офицеры. Образование, которое получил Петр, было не самым лучшим, потому что учил его дядька Савельич. Мальчик к двенадцати годам владел грамотой. Он отлично разбирался в лошадях. Затем его учил француз Бопре.

В шестнадцать лет отец отправил Петра служить в армию. Мальчик с радостью и восторгом воспринял эту новость. Петр думал, что в армии он обретет свободу от наставлений родителей. Мальчик хотел служить в Петербурге, но отец решил все по-другому и отправил его на самый удаленный гарнизон. Петр был неопытный и избалованный мальчик. Когда он попал в Белогорскую крепость, ему там не понравилось. Пока он ехал к месту назначения он неудачно сыграл в карточные игры, обидеть учителя. Петр мог бы попасть под буран, но его спасли.

По пути в крепость он прошёл через огромное количество испытаний. На новом месте его приключения продолжились, и еще он встретил свою любовь. Он благодарен армии за то, что она сделала из него настоящего мужчину. Здесь он обрел смысл жизни.

Петр познакомился с офицером Алексеем Швабриным. Он считал его своим хорошим другом, но потом он увидел его лживую натуру. Швабрин оказался лицемером готовым на все ради выгоды.

Петру понравилась девушка Маша (дочь коменданта). Алексей так же имел на нее виды, но она отвергала его. После этого обиженный Алексей начал распускать про Машу нехорошие сплетни. Петр, что бы отстоять честь любимой вызвал бывшего друга на дуэль.

Петр хотел взять девушку в жёны, но против были ее родители. Гринев сильно страдал. После на их крепость напали враги, но Петру повезло, и он спасся.

Гринев прошёл сложный и длинный и не потерял честь и достоинство. Он превратился из балованного мальчика в достойного мужчину.

Становление личности Петра Гринева

В 8 классе учащиеся знакомятся с одной из интереснейших повестей великого русского классика Александра Сергеевича Пушкина, которая получила название «Капитанская дочка». Рассказ идёт от лица главного героя, которому Пушкин дал имя Пётр Гринёв.

О его становлении личности можно сказать, что он сформировался как человек разумный только после того, как прошёл все испытания, которые ему встретились в крепости. До 16-ти лет он растёт в дворянской семье и ведёт разгульную жизнь, он ничего и не хочет думать о каких-либо заботах. И, вроде и дальше всё должно было быть замечательно, нужно было только его отцу отправить его на службу в Петербург, где от него бы ничего не требовалось. Но его отец решает отправить его в далёкую Белогорскую крепость. Нельзя назвать тогда Гринёва уже юношей, он был совершенно ребёнком. Возможно это из-за его матери, которая так избаловала его. Это было особо заметно в том, как она его называла – «Петруша».

И вот, Петруша отправляется в далёкий путь вместе со своей нянькой Савельичем. По пути Гринёв проигрывает и пропивает все деньги и накричал на Савельича за то, что тот уговаривал его не играть и с неохотой отдаёт долг. Но после он извиняется перед стариком, что говорит о том, что он в ответе за свои проступки.

После мы видим сцену с бураном, в котором они заблудились. Но, к счастью, им встретился человек, который помог им, за что Гринёв подарил ему свой заячий тулуп, ведь он видел, как легко одет мужик и нужно было все равно как-то отблагодарить его. Это говорит о его щедрости и благодарности. Так может не все потеряно и это не Митрофанушка из «Недоросли» Гоголя?

По прибытию в Белогорскую крепость, Гринёв, безусловно, разочаровался в своих апартаментах, но не капризничает. Первый, с кем он знакомится – это двуликий и мерзкий Швабрин, на фоне его отрицательных качеств, всё больше подчёркиваются лучшие, ещё не до конца раскрытые, качества характера Петра.

После он знакомится с капитаном Мироновым, его хозяйственной женой и прекрасной дочкой – Машей, к которой Гринёв питает тёплые чувства не смотря, на тогдашние погодные условия.

В отличие от Швабрина, Гринёв любит бескорыстно и благородно, он готов жертвовать собой ради возлюбленной и ни в коем случае не позволит себе как-то оскорблять её чувства или обмануть её.

Также в нём проявляется и воинская честь. Это можно наблюдать в части, когда самозванец Пугачёв пытался захватить власть. Петру грозила смертная казнь, но он не собирался переходить на сторону проходимца.

Николай Гоголь написал замечательную комедию в пяти действиях, в которой незначительную роль играют женщины, они ничем не отличаются от своих мужей, а просто дополняют эту картину пошлости

  • Образ и характеристика Пискарева в повести Невский проспект Гоголя сочинение

    Пискарев - один из главных героев повести Николая Васильевича Гоголя «Невский проспект», молодой и скромный художник, проживающий в Петербурге

  • Сочинение по картине Серебряковой Карточный домик, 6 класс (описание)

    В творчестве З.Е Серебряковой одну из ведущих ролей играет полотно “Карточный домик”. Она написала это полотно в 1919 году.

  • Смысл названия рассказа Матрёнин двор Солженицына

    Одной из важнейшей составляющих произведений является его название. И это не случайно, так как заголовок позволяет правильно осмыслить тему, идею автора, раскрыть образы героев.

  • ОГКОУ « Ивановская коррекционная школа №3»

    Конспект урока на тему: «Становление личности Петра Гринева (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)».

    Выполнил учитель высшей категории

    Устинова Е.А.

    г. Иваново

    Урок литературы на тему: «Становление личности Петра Гринева (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») ».

    Цели урока:

    • Создать условия для того, чтобы учащиеся могли проследить за становлением личности главного героя произведения.
    • Продолжать развивать у учащихся навыки работы по вариантам.
    • Создать условия для развития у учащихся навыков выборочной работы с текстом, со словарями.
    • Способствовать воспитанию у школьников таких понятий, как честь и достоинство.
    • Создать ситуацию успеха, в которой каждый учащийся, подготовившись, сможет раскрыть себя с лучшей стороны.

    Оборудование урока: тексты романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка», толковые словари Дали и Ожегова, проекционная доска, карточки с толкованием слова «Честь» из словарей.

    Ход урока:

    Организационный момент. Учитель приветствует учеников, настраивает их на работу, проверяет готовность рабочего места.

    Слово учителя. Беседа (этап актуализации знаний).

    Сегодня мы будем говорить о главном герое произведения - о Петре Гриневе - и попытаемся не просто охарактеризовать его, а еще и проследить линию взросления Петруши (построить схему изменения его мировоззрения).

    Что представляет собой роман по своей форме? (Это воспоминания Петра Андреевича Гринева в виде мемуаров, изданные с разрешения его родственников).

    Расскажите о жизни Петруши Гринева до службы в армии. В каких условиях воспитывался Петруша? (Подготовленный ответ ученика). Акцентируем внимание на некоторых деталях: мягкая, но безвольная мать; честный, но недалекий Савельич; добрый, но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки - вот окружение мальчика. В нравственных понятиях царит путаница: «верхом благополучия человека он почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем - веселую жизнь в Петербурге.

    Повзрослевший Гринев с осуждением, со злостью говорит о своей молодости? (Нет, скорее с иронией).

    Приведите примеры иронического изображения действительности в первой главе романа. (Урок Бопре, на котором Петя делает змея из карты; к двенадцати годам мальчик «выучился русской грамоте и мог со знанием дела толковать о свойствах борзого кобеля» и т.п.)

    Почему, несмотря на такие негативные штрихи, детство описано с такой теплотой и добротой? (Его описывает человек преклонного возраста. Вспоминает не с насмешкой, а с улыбкой).

    С какого момента судьба Пети переменилась? (С того момента, как отец решил отдать его на военную службу).

    С какими словами отец провожает сына служить? («Береги честь смолоду». Эти слова - эпиграф ко всему произведению).

    3. Объяснение нового материала.

    Что же такое честь ? Как Петя первоначально понимает это слово?

    Чтобы в этом разобраться, давайте послушаем, как трактуется это понятие в словарях Ожегова и Даля. (Выступление подготовленного ученика).

    Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова:

    Честь

    1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его принципы. Дело чести, долг чести.

    2. Хорошая незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи, честь мундира.

    3. Целомудрие, непорочность. Девичья честь.

    4. Почет, уважение. Воздать честь.

    «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля:

    Честь

    1. Внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души, чистая совесть.

    2. Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.

    3. Высокое звание, чин.

    4. Внешнее доказательство отличия, признак превосходства.

    5. Оказание почтения, почета.

    Карточки с выдержками из словарей раздаются учащимся для дальнейшей работы. Все записи дублируются на проекционной доске.

    Получается, что для Пети честь - это высокое звание, чин, признак превосходства, оказание почета. Докажите это. (Проигрыш денег и уплата долга Зуеву; грубое обращение с Савельичем - Петя хочет быть взрослым, выйти из-под опеки…)

    Делаем предварительный вывод: понятие чести у Гринева еще не сформированное, а поверхностное.

    Значит ли это, что Петр - плохой человек? (Нет, он испытывает угрызения совестив, обидев Савельича, просит прощения).

    Вспомните еще один эпизод, где Петр расплачивается с человеком, который помог ему во время бурана. Одному из учащихся дано было задание сравнить два этих эпизода. (Сходство этих эпизодов в том, что и в той, и в другой ситуации Гринев отдает долг другому человеку, требуя необходимое у Савельича. В обоих случаях Савельич возмущен убытком. Но в первом случае Гриневу стыдно за свое поведение, и он просит прощение, а во втором случае - нет, так как он не швыряет деньги на ветер, а благодарит за услугу, то есть поступает осознанно, как ЧЕСТНЫЙ человек. Этот поступок соотносится с понятием чести.

    Гринев приезжает в Белгородскую крепость. Там он знакомится с семьей Мироновых. Как он к ним относится? (С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, он считает их своей семьей…). Во всей крепости царит семейная атмосфера.

    Кто из обитателей крепости резко выделяется? (Швабрин. Он умен, говорит по-французски, остер. Образован. Сослан в крепость за дуэль.) Характеристику Швабрина дает подготовленный ученик.

    Зачем введен такой герой в повествование? Как соотносятся Гринев и Швабрин? (Они противопоставлены друг другу).

    У нас будет урок, на котором мы будем сопоставлять этих героев, а сейчас поговорим о дуэли. Из-за чего или из-за кого она возникла? (Из-за Маши, в нее влюблены оба героя. Из-за стихов Гринева.)

    Почему Гринев решает драться на дуэли? (За честь девушки). Как он относится к Маше? Ответ подготовленного ученика.(Гринев любит Машу, но ни к чему не принуждает. Готовь рисковать ради нее своей жизнью… Возвращаемся к словарю Даля - первое толкование.)

    Как другие герои относятся к дуэли? (Иван Игн.: «драться - это заколоть своего ближнего», Василиса Егоровна - «самоубийство», «дурь», Савельич - «тыкать железными вертелами да притопывать» и т.д.)

    Делаем промежуточный вывод: это новый этап в становлении личности Петра Гринева.

    Следующий момент, который нас интересует - это поведение Гринева во время захвата крепости. Читаем по ролям эту сцену.

    Какие качества Гринева «открываются» в этой главе? (Смелость, бесхитростность, прямота, бесстрашие, ЧЕСТНОСТЬ…) Внимание к языку. Данный эпизод - это нравственный поединок двух героев, и Гринев в нем побеждает.

    Когда еще в Гриневе проявились все вышеперечисленные качества (особенно смелость)? (После письма Маши он идет к генералу. Едет в крепость и теряет Савельича у разбойников, но не бросает его, а едет выручать. Попадает к Пугачеву и просит его защитить сироту, его невесту. Все доказываем текстом.)

    Какие качества помогают Гриневу, когда Швабрин рассказывает Пугачеву, что Маша - дочь коменданта? (Честность. Читаем отрывок, доказывающий это).

    Становление героя показано в момент критических событий. Обсудим арест Гринева и допрос.

    Как ведет себя Петр во время ареста? (Говорит честно обо всем, кроме Маши). Находим в тексте сцену ареста и читаем ее. Делаем вывод: за честь девушки герой готов отдать жизнь. Это высшее проявление чести и благородства - самопожертвование (обращаемся к толковым словарям).

    Выстраиваем схему (на проекционной доске):

    6.Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.

    5.Рискует жизнью ради спасения любимой, не бросает в беде Савельича.

    4.Отказ присягнуть бунтовщику.

    3.Поединок за честь девушки.

    2.Благодарность за спасение.

    1.Уплата долга за проигрыш.

    4.Этап подведения итогов.

    Делаем вывод: характер героя показан в развитии. Понятие чести у Гринева на разных этапах его жизни тоже изменяется. Петр не сам говорит о себе, за него говорят его поступки. Вслед за Пушкиным многие другие авторы воспользуются этим приемом.

    Почему мы можем говорить о становлении личности Гринева под «влиянием благих потрясений»?

    Домашнее задание. Письменно ответьте на вопрос «Как сложилась бы судьба Гринева, если бы не случилось бунта и его любовь закончилась счастливой женитьбой?»

    Выставление оценок за работу на уроке (с аргументацией).

    Разделы: Литература

    Анализ I–II глав

    Цель: проследить истоки формирования личности Петра Гринева.

    Задачи урока:

    • Образовательная: знакомство с 1 и 2 главами повести; совершенствование умения осмысливать и анализировать читаемое произведение; формировать компетенции по употреблению назывных предложений в речи.
    • Развивающая : развитие логического мышления, устной памяти; развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, формирование толерантного отношения к мнению друг друга.
    • Воспитательная : воспитание нравственных качеств.

    Методы обучения: проблемный метод, диалогический.

    Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, сжатый пересказ, выразительное чтение, комментарии учителя.

    Педагогические технологии: проблемно-диалогическая технология, технология развития критического мышления.

    Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Личностные

    Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки и за общее благополучие;
    - умение понимать чувства других людей и сопереживать им;
    - уважительное отношение к иному мнению

    Метапредметные

    регулятивные

    Умение формулировать и удерживать учебную задачу,
    - применять установленные правила в планировании способа решения;
    - использовать речь для регуляции своего действия;
    - различать способ и результат действия;
    - адекватно воспринимать предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
    - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

    познавательные

    Умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
    - использовать знако-символические средства;
    - интерпретировать информацию; сравнивать.

    коммуникативные

    Умение проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
    - формулировать собственное мнение и позицию;
    - аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.

    Предметные

    Умение анализировать произведение с учетом его жанрового своеобразия.

    Технологическая карта урока

    Стадии и этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Организационный момент

    Стадия «Вызов»

    Первая ключевая фраза в нашем разговоре: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей, мыслей …» (А.С.Пушкин )
    Соберем и мы свои мысли в круг, завяжем узелки на память и…отправимся в путь. Человеку, идущему по дороге жизни, очень часто приходится останавливаться на развилке, на распутье.

    Настраиваются на работу

    Сегодня мы с вами вместе будем работать над 1-2 главами повести «Капитанская дочка».
    - Скажите, ребята, какими прилагательными можно конкретизировать слово «характер»?
    Сильный характер, слабый характер, мягкий характер, твердый характер, волевой характер
    - Вы можете сказать, какой у вас характер? Выражают свое мнение, обосновывают его.
    - Как вы считаете, кто и что может повлиять на формирование характера человека? Окружение, семья, друзья, учителя
    - Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? Формирование характера главного героя

    Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок?

    Высказывают свои варианты:, осмыслить содержание, узнать о формировании главного героя

    Осмысление содержания 1. Перед вами лежит таблица двухчастного дневника. Хочу напомнить, что в левой части вы к концу урока должны записать цитату из текста, которая произвела на вас впечатление, вызвала восторг, удивление или протест. Справа запишите комментарий: что заставило написать вас именно эту цитату.
    - Кому из героев повести пришлось делать выбор, вы узнаете, угадав цитату

    2. Блиц-опрос «Встреча с героями»

    - «Сидел под образами в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась» (Пугачев )
    - «Трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется» (Марья Ивановна )
    - «Будучи от природы незлопамятен, я искренне простил ему и нашу ссору, и рану, мною от него полученную» (Гринев и Швабрин; сцена дуэли)
    - «Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика» (Савельич )

    3. Слово учителя
    Проблема выбора: выбора жизненного пути, выхода из создавшейся сложной ситуации, предпочтение одного человека другому, выбор между желанием пойти по ситуации по пути наименьшего сопротивления и осознанием необходимости преодолеть в себе слабость и мучительно, шаг за шагом, день за днём, работать над собой. Этот выбор приходиться делать каждому. Встаёт он и перед Петром Гринёвым в самые решающие моменты его жизни.

    Истоки формирования характера в каждом из нас закладываются в детстве, в семье. И Пётр Гринёв – не исключение.

    Отгадывают по характеристике героя, называют его

    4. Работа с тестами
    Учитель: А сейчас давайте познакомимся с главным героем.
    Используя анкетные данные, составьте рассказ о жизни Петра Гринева (работа с тестами)
    Имя, отчество отца Гринева…(Андрей Петрович Гринев )
    Служил при графе…(Минихе )
    Имя, отчество матери…(Авдотья Васильевна )
    Сыну был пожалован в дядьки…(стремянный Савельич )
    Выучился Петруша грамоте…(на двенадцатом году )
    и мог очень здраво судить о…(свойствах борзого кобеля )
    Для Петруши был нанят француз…(мосье Бопре ),
    который в отечестве своем был…(парикмахером ),
    в Пруссии …(солдатом ), а потом приехал в Россию, чтобы…(стать учителем ), не очень понимая значение этого слова
    Батюшка вошел на урок…(географии)
    В это время Петруша…(прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды)
    А Бопре …(спал на кровати сном невинности )
    Название полка, куда герой был зачислен на службу еще до своего появления на свет…(Семеновский)
    Город, где Петр проигрался в бильярд по дороге к месту службы… (Симбирск )
    Название крепости, где предстояло служить Петру Гриневу… (Белогорская )

    5. Анализ 1 главы
    - Каков первый этап становления Петруши?

    Групповая работа: заполняют анкету

    1 этап формирования П. Гринёва.

    Для систематизации этого материала мы будем составлять кластер.

    Родительский дом

    - Что мы узнаём о родителях Гринёва? Отвечают на вопросы, коллективное составление кластера
    - Кто такой Андрей Петрович Гринев? Помещик Симбирской губернии, отставной премьер-майор
    - Какой факт из жизни матери героя поразил вас в этом небольшом по объему отрывке?
    У нее был добрый, мягкий характер, привычка во всем слушаться своего мужа, поддерживать его. Она знала «наизусть все его свычаи и обычаи».
    Мать родила девятерых детей, но все, кроме Петруши, умерли во младенчестве. Мать была дочерью бедного дворянина, т.е. отец женился на ней не из-за приданного, а по любви.
    - Какое значение имеет имя главного героя? Назван в честь деда. Уважение к семейным традициям.
    Петр – по-гречески значит «камень», твердость характера, сила духа.
    - Кто знает, что обозначает имя Петр? Твёрдость характера, силу духа у обладателя этого имени
    - Можем ли мы судить о характере человека, зная значение имени? (Нет.) Но можем предположить. Что?
    В каких условиях воспитывался Петруша?
    Честный , преданный, но недалекий «дядька» Савельич
    Почему крепостной дядька Савельич вызывает у читателей симпатию? добрый, но ветреный и беспутный мосье Бопре который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом» ничему научить мальчика не мог;
    дворовые мальчишки - вот окружение Петруши в детские годы.
    Поэтому неудивительно, что о своих познаниях по окончании курса домашнего воспитания повествователь иронически пишет, что они ограничивались знанием русской грамоты и умением судить «о свойства борзого кобеля».
    В общем, Петр Гринев жил недорослем , гоняя голубей, играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Таким образом, серьезного образования он не получил.

    Все ответы детей находят отражение в кластере

    Учитель : пусть не смущает вас слово Недоросль. Оно во времена не только Гринева, но и Пушкина означало всего-навсего дитя, не достигшее совершеннолетия. И если бы мы с вами жили во времена Пушкина, вас тоже можно было бы называть недорослями в прямом значении этого слова.

    - А в переносном смысле, что означает это слово?

    Глуповатый юноша-недоучка
    - Каковы представления Петра на военную службу? Верхом благополучия Петр почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем - веселую жизнь в Петербурге
    - Каковы представления отца Петра Гринева на военную службу? Отец видел в военной службе не средство карьеры, чинов и наград, а серьезную общественную обязанность, государственный долг
    - Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге?

    Нельзя сказать. Но он перенял от отца прямоту и честность

    - Прочитайте эпиграф к 1 главе.
    - Но прежде вспомним, что называется эпиграфом?
    Ответы.
    - С чем его можно соотнести? С напутствием отца Андрея Петровича Гринева
    Зачитывают текст
    - Какие заветы дал отец Петру при отправлении на службу?
    Учитель: эти слова запомнились Петруше на всю жизнь. Именно следуя этим наказам, герой пытается строить свою жизнь. Но не всё в ней складывается так гладко, как хотелось бы
    - Что, по-вашему, означает слово честь в этом отцовском напутствии?
    Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи
    - Что в человеке издавна на Руси принято было почитать, уважать? Честность, правдивость, доблесть, скромность, твердость духа, верность в дружбе и любви почитались на Руси
    - Изменилось ли за века представление русских людей о чести?
    - Учитель: Да, не изменилось. Мы также с вами уважаем в человеке честность, правдивость, достоинство, благородство души и чистую совесть.
    Нет, не изменилось
    - Автор в качестве эпиграфа взял русскую пословицу «Береги честь смолоду».
    - А почему Пушкин выбрал в качестве эпиграфа предложение по цели высказывания побудительное?
    - Как можно снискать себе честь?
    Хочет заставить каждого из нас беречь свою честь.
    Добрыми делами, бескорыстием, человечностью

    Учитель: обратите внимание: береги платье снову …Не мундир, а любое платье, следовательно, и честь имеется в виду не только офицерская или дворянская, а общечеловеческая, как достоинство каждого человека

    ФИЗМИНУТКА

    2 этап. Отъезд Гринёва из дома.
    - С момента отъезда начинается второй этап формирования личности Петра Гринева. Можно так считать?

    Да, можно. Петру необходимо было принимать решения самостоятельно.
    - Обратили ли вы внимание на то, как одет был Петруша при отъезде из дома? Зачем столь подробно описывается ритуал одевания Петруши? Шуба, тулупчик являются как бы двойным
    поясом тепла, защищающим героя от холодного, враждебного мира.
    Пересказ
    - Как начинается самостоятельная жизнь Петруши? На Бопре

    1) Встреча с Зуриным

    На кого похож Зурин?

    Ребята, а как сцена примирения с Савельичем помогает раскрыть характер Гринева?

    Гринёв ведёт себя как мальчишка, вырвавшийся на волю. Зурину легко удалось воспользоваться неопытностью Гринёва, напоить его и выиграть 100 рублей в биллиард. Мечта о весёлой беззаботной жизни быстро исчезает, сменяясь неспокойной совестью и безмолвным раскаянием перед Савельичем. Важно отметить, что Гринев добрый человек, он умеет признать свои ошибки.
    Какие черты характера молодого героя раскрываются в этом эпизоде? Можем ли мы утверждать, что в этом эпизоде значение имени подтверждается?
    - Какой вывод из этого мы можем сделать?
    (проигрыш в карты, ссора с Савельичем. В отношении к собственной судьбе проявляется его легкомыслие . Однако его умение настоять на своем, говорит о том, что Гринев умеет быть твердым .

    Учитель: Начинается самостоятельная жизнь героя – это путь многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира. Мечта о веселой и беззаботной жизни быстро исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь глубоким раскаянием и стыдом. Гринёв разбранил Савельича, но Петрушу мучает совесть. А пока у человека есть совесть, это позволяет ему становиться лучше. Наутро он просит прощения у Савельича, раскаивается.

    6. Анализ 2 главы
    - Почему II глава называется «Вожатый»?
    - Объясните смысл эпиграфа.
    2) Встреча с Вожатым.
    - Встреча с вожатым пробуждает в душе Гринёва то хорошее, то светлое, что вынес герой из родительского дома. Почему?

    Высказывают свои предположения, объясняют смысл эпиграфа.
    - Каково отношение Савельича к вожатому? Он испытывает благодарность к человеку, выручившему его во время бурана, и отдаёт ему свой заячий тулуп.
    - Как реагирует бродяга на барский подарок?
    - Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп?
    Боится его, видит в нем разбойника, пьяницу.
    Сердечно благодарит (зачитывают фрагмент)
    Дело не в тулупе, а в порыве Гринева ответить добром на добро.
    Учитель: Автор показывает два отно шения к человеку: для одного «собака», «пьяница оголелый», для другого - «брат».
    «Две правды»: одна по-хамски тычет пальцем в греховную наготу другого, другая, все видя, как бы говорит: но ведь и он человек...
    Что такое милосердие? Кто его проявляет в этой главе?

    Желание прийти на помощь из чувства человеколюбия,
    сострадания; помощь, вызванная этими чувствами.

    7. Составление кластера

    Итак, каков 2 этап духовного формирования Петра Гринева? Поработай в группах, оформите свои мысли в кластер

    Групповая работа: составление кластера

    Почему Гринева застал буран в степи?

    Итак, мы с вами на материале 1, 2 главы проследили начало становления характера Гринева и убедились, как важны в жизни человека такие нравственные ориентиры.

    Он в очередной раз проявил самонадеянность, упрямство , не послушался опытного ямщика и не переждал бурю, а поехал ей навстречу.

    Какие? (Слайд)

    Каково символическое значение бурана?

    Описание бурана имеет несколько значений:
    Композиционное – благодаря бурану герои не только встречаются, но и проникаются симпатией друг к другу.
    Аллегорическое – буран, разгул стихии – символизирует грядущие события, угрозу жизни героя, обозначение народного бунта.
    Реалистическое – в степях бураны случаются часто.
    - Какое значение имеет сон Гринева? С какими последующими событиями он связан?

    Сон тоже имеет сим волическое значение.

    Блуждание по снежной пустыне -> блуждание по мукам.

    Мужик с черной бородой -> Пугачев, позже благословит Петра и Машу.

    Топор, мертвые тела -> вскоре ему это предстоит увидеть.

    Вывод учителя : таким образом, ребята, мы видим, что буран, разгул стихии символизирует грядущие события, разгул мятежа, представляющего, как и буран, угрозу для жизни героя

    Учитель :«Пугачев возник из метели, едва не погубившей Гринева, из сна, в котором отец неожиданно предстал в облике вожатого. Пугачев стал его «вожатым» по жизни…

    Как вы понимаете выражение «Пугачев стал… « вожатым» по жизни для Гринева?

    Пугачев стал для Гринева вожатым по жизни, а именно: дарит жизнь, помня о подаренном ему заячьем тулупчике, спасает из рук Швабрина сироту, устраивает судьбу героя

    Рефлексия Ребята, давайте обобщим все то, о чем мы говорили на уроке и вернемся к двухчастному дневнику.
    - Какую цитату вы вписали в двухчастный дневник?
    Пример: «Береги честь смолоду» - это кодекс поведения любого молодого человека.
    - Назовите имена героев, о которых вы узнали в 1 главе. Мама, отец, Савельич, Бопре, Зурин
    - В начале урока вы предположили, что эти люди могут повлиять на характер героя. Напишите синквейн об одном из героев прочитанной главы. Работают в парах – составляют синквейн

    Прочитайте цитату
    «Формирование личности молодого дворянина – это непрерывная цепь испытаний его чести и человеческой порядочности. Уехав из дома, он то и дело попадает в ситуации нравственного выбора. Он абсолютно не готов к жизни и должен полагаться только на нравственное чувство». (М.Ю.Лотман)
    (слайд 13)

    О чем рассказала цитата?

    Высказывают свое мнение

    -Учитель: Образ Гринева дан в развитии. Черты его характера развиваются и постепенно раскрываются перед читателем. Его поведение в каждом случае психологически мотивировано. И это вам предстоит ещё увидеть.
    - Скажите, те задачи, которые вы поставили перед собой в начале урока, вы смогли решить?
    - В листе самооценки отметьте, интересно было на уроке, насколько этот урок значим для вас?
    ОЦЕНКИ

    Отвечают на вопрос: «Какое значение для тебя имеют знания и умения, полученные на уроке?»

    Домашнее задание

    1. Подготовьте рассказ о герое от имени Савельича.
    2. Продолжить заполнение двухчастного дневника, взяв в качестве цитат фрагменты, слова Петра, где он проявил честность, порядочность, а во втором столбце прокомментировать.
    3. Читать повесть до конца.

    Никашкин Александр, ученик 8 Б класса

    (сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»

    (сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

    Пускай послужит он в армии, да

    потянет лямку, да понюхает

    пороху, да будет солдат,

    а не шаматон.

    А. Пушкин

    С середины 1832 года А. С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Из материалов о бунте сложилась «История Пугачева», написанная в Болдине осенью 1833 года. Но у Пушкина зрел замысел художественного произведения о пугачёвском восстании 1773–1775 годов. По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе реального участника пугачёвских событий – Башарине. Башарин был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв. «Капитанская дочка» была напечатана в четвертом номере пушкинского «Современника» в конце декабря 1836 года.

    Первая глава повести даёт чёткое представление о жизни Гринёва в родительском доме. Его родителями были небогатые провинциальные дворяне, которые в Петруше души не чаяли – он был у них единственным ребенком. Не успев родиться, герой был записан в Семеновский полк офицером. Гринев честно признается, что получил посредственное образование - под руководством дядьки Савельича «на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Француз Бопре тоже ничему не научил Петрушу. Но в шестнадцать лет судьба Гринева круто переменилась. Отец Петруши решил, что сын должен становиться настоящим мужчиной и человеком. Поэтому он отправлял Петра в армию, в отдаленный горизонт.

    Встреча с неприятными людьми может оставить чувство стыда или раскаяния. Точно такое чувство осталось у Петруши после встречи с Зуриным. Пётр не знал меры, а ротмистр, в свою очередь, видя перед собой молодого, ещё неопытного юнца, не помог советом, не остановил вовремя, а просто-напросто воспользовался беззащитностью молодости. Эта встреча явилась своеобразным уроком для Петра. Именно в этот момент Гринёв сделал крохотный, но в то же время огромный шажок в долгой и трудной науке - раскрывать для себя людей. Эта встреча помогла Гринёву открыть нечто новое в себе и в окружающих.

    Герой прибывает в Белогорскую крепость. Именно здесь ему суждено будет встретить свою любовь, преодолеть многие трудности и, благодаря им, возмужать, понять истинный смысл человеческого существования.

    В крепости Петр знакомится с Машей Мироновой – дочерью коменданта, а также с Алексеем Швабриным – офицером, сосланным в крепость за дуэль. Поначалу Гринев тесно сходится со Швабриным, смотрит его глазами на всех обитателей Белогорской крепости. Но постепенно Швабрин открывает свое лицо – злобного и завистливого человека, способного совершить любую подлость.

    Отвергнутый Машей, Швабрин клевещет на девушку, «поливает ее грязью». Но Гринев видит, что Маша - скромная и красивая девушка, обладающая большим внутренним достоинством. Петр вызывает подлого Швабрина на дуэль, защищая доброе имя свой любимой.

    Петр хочет жениться на Маше, но родители героя запрещают ему делать это. Казалось бы, мечты героев разбиты, ведь Маша отказалась выходить замуж за Петра без благословения его родителей. Но вскоре в Белогорской крепости происходят события, которые кардинально изменили судьбы героев, - крепость штурмом взяли восставшие крестьяне во главе с Пугачевым.

    Белогорская крепость очень сильно повлияла на Петра. Из неопытного юноши Гринев превращается в молодого человека, способного защитить свою любовь, сохранить верность и честь, умеющего здраво судить о людях.

    Пугачев, называющий себя законным царем, потребовал, чтобы все защитники крепости присягали ему на верность. Практически никто не согласился нарушить клятву, данную императрице Екатерине II. Все эти люди были убиты, в том числе и родители Маши. Один лишь Швабрин перешел на сторону Пугачева.
    Не мог нарушить присягу и Петр Гринев. Он собирался принять честную смерть от взбунтовавшихся мужиков. Лишь случайность спасла его – Пугачев узнал барина, который пожертвовал ему заячий тулуп. Преданность Гринева произвела впечатление и на Пугачева – он отпускает Петра в Оренбург. Однако герою еще раз придется столкнуться с самозванцем – Гринев приедет в крепость спасать Машу, которая находилась в плену у Швабрина. И вновь искренность и смелость Гринева восхитят Пугачева – он отпустит «сироту» вместе с Петром «на все четыре стороны».

    Даже попав по доносу в тюрьму, герой не теряет собственного достоинства, не опускается до подлости или трусости. Он готовится принять свою участь – ведь он знает, что прав. Но стараниями Маши, дошедшей до самой императрицы, Петра отпускают, снимая с него все подозрения.

    Таким образом, Петр Гринев прошел большой путь, превратившись из избалованного и легкомысленного подростка в сильного и мудрого человека. Из всех испытаний, встретившихся на его пути, герой вынес единственный урок: только сохраняя свое человеческое достоинство, возможно одержать победу над всеми трудностями. Эта мысль, как мне кажется, является чрезвычайно важной во все времена. Читая роман, я не только восхищался Петром Греневым, но и мечтал ему подражать.

    В центре повествования Александра Сергеевича Пушкина под названием «Капитанская дочка» находится выдуманный персонаж, в котором автор филигранно соединяет положительные и отрицательные качества.

    Мальчик растет и развивается в среде, которая была типична для дворянской семьи того времени. Еще до момента рождения он был записан родителями сержантом в один из полков. Родительский дом обеспечивал ему спокойствие и комфорт, ему не приходилось решать серьезные жизненные вопросы или сталкиваться с трудностями. Но в этот момент отец решает, что его спокойной жизни пришёл конец, поэтому отправляет его в Питер.

    Он думает, что жизнь его будет полна веселья и кутежа, но на самом деле отец понимает, что в Питере его ждут только развлечения и отдых.

    Поэтому все надежды рушатся в один момент, а отец решает отправить его в совершенно другое место, его ждет переезд на службу в Оренбург. Но он воспринимает волю отца, как безропотное решение.

    Он отправляется на службу в сопровождении Савельича, его верного соратника, которые должен помогать ему решать важные вопросы. При этом когда молодой человек проигрывает деньги, он просит именно верного товарища вернуть за него долг.

    Его характер раскрывается не только через отношения с Савельичем, но и через его чувства к Маше. Она оказывается настоящим и прочным чувством, которое проверяется разными испытаниями. Он не готов предать любимую девушку и чувства, которые у него развились к ней.

    Но самую настоящую проверку подлинность характера и отношение к жизни Гринева проверяется во время захвата Пугачевым Белогородской крепости.

    Завершающим этапом происходящего является суд, на котором проверяется его верность государству и своим принципам. Он стойко отстаивает выбранную позицию и не собирается сдаваться, не оправдывает собственных поступков, за которые готов нести ответственность.

    Благодаря тому, что происходит с главными героями, читатель может проследить за развитием качеств и личности, Гринев попадает в разные трудности и обстоятельства, которые закаляют его характер, меняется его отношение к окружающим людям и событиям, но чувства к Маше остаются неизменными. Таким образом, читатель видит развитие молодого человека от несостоятельного сыночка, не способного решать различные трудности, до человека смелого и отважного, готового брать ответственность за свои дела и поступки.

    2 вариант

    Петр Гринев – главный герой романа и рассказчик своей жизни. Таким образом, по моему мнению, Пушкин хотел детально показать, как происходит становление личности человека. Сам Петр сообщает, что своими мемуарами он хочет показать, как надо поступать, чтобы в любых ситуациях быть человеком.

    Родители главного героя - дворяне с небольшим состоянием. Еще до своего рождения, Петр был зачислен в Семеновский полк. И к шестнадцати годам жизни его отец решил, что сыну пора на службу. Петр обрадовался этому, ведь думал, что служба – это свобода. Но отец хотел отправить сына на дальний гарнизон. И вскоре изнеженный и ветреный молодой человек отправляется на службу. По пути он знакомится с мужичком, который помогает укрыться от метели, а в благодарность Петр дарит ему заячий тулуп.

    Наконец Гринев добирается до Белогорской крепости. Тут Петр встречает Машу Миронову и знакомится с Алексеем Швабриным. Петр намеревается взять в жены Машу, но его родители не дают своего благословения. Кажется, что мечты влюбленных разрушены, ведь Маша не хочет брака без позволения родителей Петра. Однако в Белогорской крепости случаются события, которые круто меняют жизнь героев, - крепость захватили мятежники Пугачева.

    Пугачев хочет, чтобы жители крепости поклялись ему в верности. Но никто не пошел на это и их жестоко убили. Только Швабрин перешел на сторону врага. Главный герой же был готов к смерти, но Пугачев оказывается тем, кому он отдал заячий тулуп. Петр не перешел на сторону бунтовщиков, чем и поразил Пугачева, который отпустил Петра. Но герою вновь предстоит встретиться со злодеем, когда Гриневу придется вызволять любимую из плена Швабрина. И снова открытость Петра повлияет на Пугачева – он освободит Машу и Петра.

    Даже попав по несправедливому донесению в тюрьму, герой не теряет достоинства. Он готов принять наказание. Но благодаря Маше, обратившейся к императрице, Петра милуют.

    Следует отметить, что Петр Гринев преодолел много испытаний и стал достойным человеком. Пройдя через трудности, герой усвоил важный урок: только сохраняя свое человеческое достоинство, можно одержать верх над любыми трудностями.