Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков – в слогах, словах и в предложении. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков – в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях Различе

Саша, суша, сушки, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, старший, страш­но, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, не­сёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, расшумелась.

Ша-са

шапка-сайка шалун-салют

решать-тесать шахтёр-сапёр

мешать-писать шалаш-салат

лошадка-посадка шалфей-салфетка

Шо-со

мешок-лесок пушок-кусок вершок- песок ремешок- носок шорох- сорок мышонок- спросонок шутки-сутки шумно-сумка

Шу- су

пишу- несу пашу- пасу пляшу- плясун шуметь- суметь шитый-сытый мыши-крысы

Ши -сы, ши-си

ширь-сыр шип-сыпь шило-сила решил-спросил ваш-вас наш-нас башня-басня страшный-красный

Аш-ас

кашка-каска чашка-часто пашня-паста рубашка-колбаска

Ош - ос, ыш - ыс, яш - яс, ющ - юс

Яшка-ясный клюшка-люстра пошла-росла камыш-кумыс грош-рос

Еш - ес, иш - ис, иш - ис

пешки-песни мешки-мести мишка-миска вишня-виснет стишки-тиски стриж-рис

Шля-сля, шме-сме, што- сто, шпа-спа

шляпа-слякоть шмель-смел шторы-сторож шпалы-спали

4. Упражнение . Назвать предметы, изображенные на картинках.


мешок, шило.

У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Саша шла со ста­рушкой. Паша - трусишка, страшно ему. Поспешишь - лю­дей насмешишь. Кошки сидят на окошке и греются;., на солнышке. Испугался петушок, упал с крыши на шесток. Сквозь цветное стёклышко я взглянул на солнышко. Шесть котят есть хотят. Расшумелись на опушке сойки да кукушки. По шоссе с шумом несутся машины. Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое! Рыбаки в шалаше пробудились. Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут. Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат ка­мыши. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блиста­ло, короче становился день.

6. Упражнение

У Миши на голове (шапка), в сумке (сайка).

На (крыше) труба, в подвале (крыса)

У Миши (чашка), у солдата (каска)


Потешки

Я сама братишке Лёше

Тряпкой вытерла калоши.

Чтоб не наследила кошка,

Сшила кошке я сапожки.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу

И верхом поеду в гости.

Тише, тише, тише, тише,

Шелестят на крыше мыши,

Под мышиным серым флагом

Маршируют шаг за шагом.

Впереди идут старшины,

Запевают гимн мышиный:

«Тише, тише, тише, тише.

Весёлая старушка

Весь день сегодня шьёт.

За кругленькой катушкой

Следит пушистый кот.

Устала шить старушка

И села у ворот,

А с кругленькой катушкой

Играть пустился кот.

(Е. Стюарт)

Шаг ровней держите, мыши!

Люди сыты, кошки сыты,

Для мышей столы накрыты.

Затихает шорох шинный,

Наступает шаг мышиный.

Ночью пусть пируют мыши.

Тише, тише, тише, тише!»

И. Токмакова

Серый плутишка

Был у Миши котишка - серый плутишка. У котишки хвост пушистый, шёрстка мягкая. Сам он серенький, полосатенький. Голос у котишки ласковый, зубы острые. Миша давал ему молока и каши. Котишка кашу не любил, просил мясо. Котишка был ленив и мышей не ловил. Мыши его совсем не боялись. Хорошо было мышам. Хорошо было и плутишке. Поспит сладко, молока полакает. Прыгнет на окошко и греет спинку на солнышке.

8. Упражнение

Бабушкины руки

Это чья рубашка - Это чей сарафан

Синие горошинки? Белыми ромашками?

Бабушка старалась, Бабушка старалась,

Шила для Алёшеньки! Шила для Наташеньки!

(Л Браиловская)

Лиса и кувшин

(Сказка)

Вышла баба в поле косить и спрятала в кустах кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса. Всунула в кувшин го­лову и вылакала молоко. Но вот беда - никак голову из кувшина не вытащит. Говорит лиса: «Пошутил кувшин, да хватит, отпусти!» Не отстаёт кувшин. Рассердилась лиса: «Не хочешь по-хорошему, я тебя утоплю». Стала лиса в реке кув­шин топить. Но кувшин утонул вместе с лисой.

Игрушечный петушок

Были в лесу медвежата. Нашли они на лесной опушке иг­рушечного петушка. Петушок смешной, яркими красками по­крашен. На голове гребешок. Петушок к доске прибит, а доска на колесиках. Понравился петушок медвежатам, и они хорошо с ним иг­рали. Потом увидели лису и решили пошутить над лисой. Поставили петушка на бугорке, а сами спрятались. Стоит пе­тушок, а красный гребешок на солнышке поблёскивает. Увидела лиса петушка. Обрадовалась. «Вот, - думает, - съем я петушка». Подошла лиса тихонько и бросилась на петушка. И тут только поняла, что петушок-то игрушечный. Весело смеялись над лисой медвежата. (По Г. Куприянову)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ж-3

жа-за жо-зо жу-зу жи-зы

же-зе за-жа зо-жо зу-жу

зы-жи зе-же

ажна-азна ожда-озда ужно-узно
ижма-изма ежли-езли азна-ажна
озда-ожда узна-ужна изма-ижма
езли-ежли

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задер­жать, задолжать, заржать, заряжать, заслужить, закружить.

Жа-за

жал-зал, жара-заря, баржа-база, пожар-базар, жалей-залей, держать-дерзать, лужайка-зайка, жакет-закат, лежать-лизать, лёжа-берёза, сажать-сказать, бежать-вязать

Жо-зо

Жора-Зоя, стожок -возок, должок-дозор, лужок-узор, флажок-глазок, прыжок-разок

Жу-зу

жук-зуб, грожу-грозу, вижу-снизу, вяжу-везу, брожу-грызу, хожу-ползу, гляжу-внизу

Жи-зы, жи-зи

ножи-тазы жидкий-зыбкий жир-пузырь ежи-возы кожи-козы рыжий-сизый ёжики-языки рыжики-музыка похаживать- показывать наживать- называть снежинка- корзинка лежи- вези

Другие сочетания

важный-разный каждый-гораздо монтажник-проказник дружный-грузный таёжный-слёзный тревожный-грозный дождик-гвоздик можно-поздно дорожный-паровозный пирожное-морозное обождать-опоздать денежный-полезный подожди-ка-гвоздика книжный-капризный нежный-резвый


3. Упражнение . Назвать предметы, изображённые на картинках.


пружина

Залежи руды у нас большие. Жеребёнок забежал во двор и заржал. Захар заряжает ружьё. Женя заслужил награду. Женя помог задержать врага. Я зажал в руке железный гвоздик. Пёс лежал и лизал лапу. Мы привязали Жучку к будке, что­бы она не убежала. Он кричит на весь базар, будто сделался пожар. Не жалело солнце жара для хорошего загара, и пше­ница с рожью загорели тоже. Заседали в полдень зайки воз­ле лужи на лужайке. Мы поедем на лужок и возьмем с него стожок. Женя резал ржаной хлеб. Завизжала железная пила, застучал тяжёлый молоток. Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк.

Загадки

Зимой на земле лежал, весной в реку побежал. (Снег)

Он всегда с гвоздями дружен,

На работе людям нужен. (Молоток)

6. Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.

лакал молоко языком.

(ножи) лежат в

У и у рожки.

У Женя затрубил в рожок.

За земляникой

Женя и Зина ходили в лес за земляникой. У них были кузовки. Но земляники в лесу было мало. Возле берёзы Же­ня заметил ежа. Ёжик не побежал, а свернулся клубком. Же­ня положил кузовок на землю. Он позвал Зину. Они захотели взять ежа. Зина стала держать кузовок. Женя взял палку и закатил ежа в кузовок.

Побежали Женя и Зина домой. Вместо земляники у них живой ёжик. Дома они дали ёжику молока. Зина хотела ос­тавить ежа. Но Женя отдал. его в живой уголок. Там уже был один ёжик. Вдвоём ежам веселее.

Кто хозяин?

У Жоры и Захара жила собака. Её звали Жук. Жора и Захар подобрали Жука с перебитой лапой. Они ухаживали за ним. Жук выздоровел. Кто хозяин Жука? Жора и Захар каждый день говорили об этом. Однажды они гуляли в лесу. Жук бежал впереди. Вдруг на Жука напали овчарки. Жора закричал и залез на дерево. А Захар не убежал: он взял палку и защитил Жука. Прибежал сторож и отогнал овчарок. Жора теперь не спорил, кто хозяин Жука. (По В. Осеевой)

ЗВУКИ Ш, Ж, С, 3,

шар-жар-базар-гусар
шаль-жаль-зал-сало
мешать-лежать-лизать-лиса шапка-жалко-зайка-сайка ушанка-ужасно-вязанка-санки решать-бежать-вязать-писать ноша-нажать-роза-роса мешок-рожок-мазок-песок порошок-пирожок-кузовок-голосок пушок-лужок-возок-кусок шутки-жуткий-мазут-сутки ношу-хожу-везу-несу


2. Упражнение , Назвать предметы, изображённые на картинках.

лыжи жаба

Саша, Женя и Лиза спят. Миша бежит за Соней. Наташа и Зина собирают рыжики. У Жени душистые зелёные ланды­ши. Как хороши и свежи душистые розы! За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Спой мне песенку-смешинку, подарю тебе снежинку. Бегут по снегу лыжи и снег пушистый лижут. Зимняя стужа сковала сушу. Шура и Женя взяли санки и лыжи. Лариса и Жора решали, Маша и Роза писали. Куст шуршит, а зайка дрожит. Над лужайкой носились шмели и стрекозы. Миша положил на сани вязанку дров. В лесу на земле лежат шишки.

Загадка

Маленькая собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

4. Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить предложения.

в кустах, в траве.

В норе, на сене. На дубе (желудь).

Сенокос, сенокос!

Луг остался без волос!

Он пострижен косами,

Он побрызган росами.

Как причёска эта

Хороша для лета!

(И. Токмакова)

Дождик

Дождик Порезвиться захотели

Вылился на луг. Закружились,

Стало много Загалдели...

Луж вокруг. Я смотрю:

Засучив скорей штанишки На них рубашки

В лужу Стали

Прыгнули мальчишки. Словно промокашки.

(И. Винокуров)

Шишки-мышки

Жили-были на сосне
Две серьёзных шишки.

Жили-были под сосной

Две весёлых мышки. И кричали мышки:

Эй! спускайтесь, шишки!

Вы же знаете о нас

Только понаслышке.

Удивились шишки:

Глупенькие мышки!

Чем же плохо нам висеть

Здесь, на нашей вышке!

Лучше мы вас пригласим:

Залезайте, повисим!

Мыши

Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух-трёх заест. Сошлись раз мыши и стали судить, как бы им от кота спастись. Судили, судили, ничего не могли придумать.

Вот одна мышка и сказала:

Я вам скажу, как нам от кота спастись. Ведь мы потому гибнем, что не знаем, когда он идёт. Надо коту на шею зво­нок привязать, чтобы он звенел. Тогда всякий раз, как он будет от нас близко, нам слышно станет, и мы убежим.

Это бы хорошо, - сказала старая мышь, - да надо кому-нибудь звонок надеть. Вздумала ты хорошо, а вот навя­жи звонок коту на шею, тогда мы тебе спасибо скажем.

(Л. Толстой)

В гостях у Дедушки Мороза

(Сказка)

Спит Маша в постельке и видит сон. Шагает она в лесу и видит: сидит седой Дед Мороз. Сидит он и снежные комки ест.

Здравствуй, Маша! Спасибо, что в гости пришла. Помо­жешь мне. Приготовь мне постель, да перину хорошенько взбей.

Дом у деда ледяной, а по стенам снежные звёзды. Вместо перины лежит пушистый снег. Маша стала взбивать снежок, а под ним - зелёная травка.

Зачем ты, дедушка, зелёную травку под снежной периной держишь? - спросила Маша.

Нельзя её выпускать. Зима захватит и заморозит травку. Вот я и прикрыл зелень снежком. Весной снежная перина растает. Травка вырастет, и будет славная рожь.

Тут Маша и проснулась.

Зимняя тишина

Зима не всегда злая с её морозами и снежными метелями. Бывают и хорошие деньки. Замечательно, когда падает сне­жок в тихую погоду. Несутся, слегка кружатся снежинки в воздухе. Ложатся на землю, на крыши домов... Тишина. Даже снежок не скрипит под подошвами прохожих. Прислушаешься и услышишь, как шуршат, шелестят снежинки. Подставишь ладошку - серебристые снежинки сразу тают.

6. Упражнение . Выучить наизусть стихотворение.

Осеннее утро

Жёлтый клён глядится в озеро,

Просыпаясь на заре.

За ночь землю подморозило,

Весь орешник в серебре.

Запоздалый рыжик ёжится,

Веткой сломанной прижат,

На его озябшей кожице

Капли светлые дрожат.

(О. Высотская)

Тяжёлая ноша

Купила лиса пуд зерна у медведя. Несёт домой, и что-то ей ноша лёгкой кажется. «Обманул меня медведь, - думает лиса, - насыпал зерна меньше пуда. Вернуться свешать? Скажут - отсыпала зерно». Пошла лиса дальше, а ноша ей тяжелее кажется. «Зря я косолапого оговорила: зерна, может, и больше пуда». Шагает лиса, и уже невмоготу нести мешок. Сбросила ме­шок и думает: «Тут не меньше как полтора пуда. Эх, Миша, Миша, если всем так вешать будешь - проторгуешься!...» (По И.Ракитин)

Про бабусю и лису

(Сказка)

Шла бабуся. Несла гуся. Увидела гуся лиса. Захотелось ли­се поживиться. Лиса вперёд забежала. Легла на дорогу и лапки поджала. Бабуся думает: «Вот чудеса! Да ладно, пойду. Не нужна мне лиса». А лиса снова забежала вперёд. Лежит на дороге. Бабусю ждёт. Бабуся думает: «Ну и дела!» И дальше пошла. Шла она, шла. Глядит - опять на дороге лиса лежит. Ба­буся думает: «Третья лиса! Да такое богатство во сне не при­снится. Заберу-ка я всех. Да сошью доху на пушистом лисьем меху!» Оставила бабуся гуся на дороге. И пошла собирать лисиц. Возвратилась ни с чем бабуся - ни лисы, ни гуся!

Как ёжик шубу менял

В лесу уже выпал снег, а ёжик к зиме не подготовился. Не натаскал в своё жильё листьев, чтобы спать было тепло. Идёт по лесу, покрытому первым снегом, а навстречу заяц. Не в серой шубе, в которой летом бегал, а в новой, белоснежной.

Ёжик спрашивает зайца:

Ты где шубу сменял?

Вот там, у старого дрозда.

А мне нельзя сменять свою шубу?

Я не знаю, сходи попроси. Пошёл ёжик к дрозду и говорит:

Я тоже хочу в белой шубе ходить.

Это у меня только для зайцев. Но так и быть, сменяю. Снимай свои иголки.

Снял ёжик шубу с иголками. Надел белую, как у зайки. Новая шуба мягкая, пушистая, тёплая.

И вдруг лиса. Хотел ёжик иголки выпустить, а их нет. По­пытался убежать от лисы - бегать быстро, как зайка, ёжик не умеет. А лиса вот-вот схватит. На ёжикино счастье, побли­зости его нора. оказалась. Юркнул он туда, сидит, от страха весь дрожит.

Дождался, когда лиса ушла, вылез из норы - и опять к старому дубу. Пришёл к дрозду.

Отдай мои иголки, возьми эту красивую шубу назад!

С тех пор и ходит ёжик в своей шубе и не меняет её. Она не такая красивая, как у зайца, но зато надёжная. В ней ёжик не боится ни лисы, ни даже самого волка. Попробуй только дотронься кто-нибудь - сам не рад будешь! (А. Суконцев)

Постановка звука Щ.

Разделы: Логопедия

Цели:

  • упражнять в правильном произношении и различать звуки [С]-[Ш]в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;
  • закрепить знания об артикуляции звуков, учить давать характеристику звукам;
  • закрепить умение определять наличие и место звуков[ С]-[Ш] в словах, развивать фонематический слух и восприятие;
  • воспитывать навык звукового анализа слов и умение делить слова на слоги;
  • упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
  • учить составлять предложения с предлогами и схемы предложений с заданными предлогами;
  • развивать общую и мелкую моторику, внимание, память;
  • продолжать формировать длительную направленную воздушную струю.

Оборудование: кукла; таблицы с буквами; автобус игрушка; таблицы со стрелочками; игрушки на звуки [с] и [ш]; домики со звуками [с] - [ш]; магазин с картинками: самолёт, мишка, неваляшка, слон, шапка, собака, башня; символы звуков, для составления схемы слова; разрезная азбука; сундук с шарами; мяч; яблоки со словами, в которых пропущены буквы С – Ш; схемы предложений; схема дыхательной гимнастики; картинки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Заходит ребёнок, здоровается!

Посмотри, сколько у нас гостей. Все они пришли посмотреть на то, как ты умеешь правильно и красиво говорить. Покажем им это?

II. Артикуляционная гимнастика. (Слайд 2)

Покажи как ты рада нашим гостям, улыбнись. (Упражнение “улыбочка ”).

Упражнение “Качели”

На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Я всё выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь в низ.
- Устал язычок.
Упражнение “Лопатка”
Язычок лопаткой положи,
И немного подержи.
Язык нужно расслаблять
И под счёт его держать,
Раз, два, три, четыре, пять –
Язык можно убирать.

Перестал язык нас слушать, наказать его нам нужно.

Упражнение “Накажем непослушный язычок”.

Гостей принято угощать чаем, давай покажем, какие у нас есть чашечки.

Упражнение “Чашечка”.

Язычок лопаткой положи,
А края приподними,
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка.
Чашку в дом мы занесём.
Её края к зубам прижмём.

III. Дыхательная гимнастика (с опорой на схему). (Слайд 3)

Ты постаралась и затратила силы, давай восстановим своё дыхание, глядя на схему подсказку.

IV. Введение в тему. (Слайд 4)

К нам сегодня пришёл ещё один гость - это кукла.

Она сказала, что зовут её Фафа.

Ты слышала когда – либо такое имя?

А ещё, кукла сказала, что не умеет произносить некоторые звуки и попросила нас, научить её произносит эти звуки правильно.

Поможем ей в этом?

Но прежде нам надо понять, как зовут нашу гостью.

И вот первое задание.

Кукла спрятала буквы своёго имени среди этих букв. Найди их и прочитай её имя.

V. Сообщение темы занятия.

Как зовут нашу гостью? (Саша).

Скажи, какие согласные звуки ты слышишь в имени Саша?

Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться чётко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки [с] и [ш] и научим говорить Сашу.

Сейчас мы с тобой отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбирай транспорт со звуками [с] или [ш].

Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать. (Слайд 5)

Насос быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш-ш-ш.

Сели в автобус. Садись на стульчик.

Мы в автобусе сидим (Слайд 6)
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам чётко говорит: с-с-с.

1. Артикуляция звуков. (Слайд 7)

Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков [с] и [ш].

Пока мы будем ехать на автобусе, давай расскажем Саше, как нужно произносить звуки.

Произнеси звук [С]. Где находится язычок? (внизу). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (холодный).

Как ещё можно назвать звук [С]? (свистящий). Звук [С] – согласный, твёрдый, глухой.

Произнеси звук [Ш]. где находится язычок? (вверху).Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук [Ш] – согласный, твёрдый, глухой.

Как ещё можно назвать звук [Ш]? (шипящий).

Произнеси звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка.

2. Дифференциация звуков [С]- [Ш] на слух и в произношении:

Первая остановка “Чистоговоркино”. (Слайд 8)

Повторяй за мной.

Язык вверх – ша-ша-ша, каша, пышка и лапша.

Язык вниз – са-са-са, масло, сыр и колбаса.

Язык вверх – ша-ша-ша, уши, шея и душа.

Язык вниз – са-са-са, глазки, спинка и коса.

Са – ша – са

Ус – уш – ус

шо – со – шо

аш – ос – уш

Ша – ша – ша – мама моет малыша.

Шу – шу – шу – я письмо тебе пишу.

Са –са – са – в лесу бегает лиса.

Со – со – со – у Вовы колесо.

3. Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словах. Определение количество слогов в словах. (Слайд 9)

Тебе необходимо отыскать в сундуке 6 - 10 игрушек, в названии которых есть звуки С и Ш. Игрушки необходимо расселить по своим домикам, но расселить нужно по этажам, если в слове один слог - селим на первый этаж, если два слога - на второй, если три, то на третий. (На столе два домика, один для звука [Ш], другой для [С]).

Называй предметы, которые ты нашла.

4. Дидактическая игра “Измени слово”: (Слайд 10)

Следующая остановка “Заменяй - ка”.Игра с мяом.

Замени звук [С] на звук [Ш].

Саша уже научилась правильно произносить звук [С] и произносит его во всех словах где есть звук [Ш]. Исправь Сашу.

5. Подбор признаков к предметам. Дидактическая игра “Про что можно сказать?” (Слайд 11)

Мы остановились у магазина.

Посмотри на витрины магазина, какие интересные предметы здесь продаются. Про что из этих предметов можно сказать большой? (- ая, - ой, - ые) Самолёт, слон, башня.

Про что можно сказать пушистый? (- ая, - ой, - ые) Кашка, собака, шапка, мишка.

А смешной? (-ая, -ые, -ой) Неваляшка, собака и т. д.

6. Динамическая пауза. (Слайд 12)

Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим…
Раз, два! – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.

7. Звуковой анализ слова Саша. (Слайд 13)

Остановка “Схемкино”.есть (Слайд 14)

Необходимо выложить схему имени – Саша.

Сколько слогов в слове Саша? Назови их.

Какой первый звук в слоге “СА”? Второй?

Какой второй слог? С какого звука начинается второй слог?

Какие звуки во втором слоге?

8. Сравнение слов, отличающихся одним звуком и буквой.

Остановка “Угадай-ка”? (Слайд 15)

Угадай, каким одним словом нужно закончить предложение. Тебе помогут картинки(шут, мышка, маска, каша, каска).

9. Чтение слов с пропущенными буквами С-Ш; составление предложений с данными словами, используя предлоги.

Остановка “Яблочная”. (Слайд 16-17)

Посмотри, какие красивые яблоки! Тебе надо собрать все яблоки, но яблоки не простые на них напечатаны слова, в которых пропущены буквы “С” и “ Ш”.

Сорви яблоко, вставь пропущенные буквы и прочитай получившиеся слова.

Назови звуки пропущенные в словах?

А теперь придумай с данными словами предложения, используя предлог, который написан на листочке и выложи схему каждого предложения. Выполнив задание, положи яблоко в корзину.

VI. Итог занятия. (Слайд 18)

Молодец, ты помогла нашей гостье научиться различать звуки [С] - [Ш]. Она так обрадовалась, что убежала и не успела попрощаться, просила передать тебе подарок и огромное спасибо.

С - Ш 1

сом, мишка, сосна, кошка, камыш, песок, Луша, лиса, сосиска, кошелёк, посадка, шуметь.

2. «Запомни, повтори»


4. Составить предложение со словом «шахтёр», «салфетка».

1. «Слушай, не зевай и показывай букву: С или Ш»

С - Ш 2

Соня, пусто, шумный, душно, пошли, посолить, кашка, колбаса, последний, высокий, плюшки, колос, скакать.

2. «Запомни, повтори»


4. «Я …, ты …, он …, мы …, вы …, они …»

- мешать суп лож/ш/кой

1. Проговаривать

С – Ш 3


2. «Добавь слог СА или ША»


3. «от 1 до 6 (10) и обратно» - светлая шляпа, большой кусок

4. придумай предложения со словами:

- пшенный суп

- сладкие плюшки.



1. «Запомни, повтори»

С – Ш 4


3. «Я …, ты …, он …, мы …, вы …, они …»

- с уш ить дедуш кины с апоги

4. «Запомни, повтори»

Саша – шелест – слушать

спешка – страшно – шесть

сушка – стёклышко - шоссе

1. Проговаривать, различая звуки С и Ш:

С – Ш 5


2. «1 10» - смешной малыш, вкусная сушка

3. «Путаница» - составить из слов предложения:

  1. сушить, Маша, сарафан, балкон, на – Маша сушит сарафан на балконе.
  2. играть, котёнок, Паша, пушистый, с - …
  3. школа, утро, Соня, спешить, в - …
  4. босоножки, купить, Сашенька, бабушка, красивый - …
  5. машина, шоссе, нестись, по - …

4. Выучить

С аш а с тих пис ал с меш ной. С тих повеш ен на ш ес ток.

Дождик хлынул проливной. С уш ит С аш а с вой с тиш ок.

1. - Послушай рассказ.

Шофёр ехал по шоссе. Он вёз на машине мешки с картошкой.

Вдруг шофёр видит : по краю дорожки плетётся лошадка. Везёт лошадь тележку, а на ней, поверх таких мешков, сидит мужик. Обгоняя тележку, шофёр крикнул мужику: «На лошади далеко не уедешь !».

Неожиданно мотор заглох . Машина встала посреди шоссе. Обгоняя машину, мужик на лошади крикнул шофёру: «Тише едешь – дальше будешь !». /Ткаченко Т.А./

2. - Послушай рассказ ещё раз и назови слова-действия.

3. Пересказать рассказ.

Как ты понимаешь пословицу «Тише едешь – дальше будешь»?

Звуки [Ш] - [С]

Звук [С]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук [Ш]: губы выдвинуты вперед и округлены, язык за верхними зубами. Форма языка напоминает чашечку. Воздушная струя теплая. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Дифференциация звуков [С] - [Ш] в изолированном звучании

Упражнения «Насос - ветер» : С - Ш, С - Ш, С - Ш…

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в прямых слогах

ША-СА ШО-СО ШУ-СУ ШИ-СЫ ШЕ-СЭ

СА-ША СО-ШО СУ-ШУ СЫ-ШИ СЭ-ШЕ

ША-СА-ШО-СО-ШУ-СУ-ШИ-СЫ-ШЕ-СЭ

СА-ША-СО-ШО-СУ-ШУ-СЫ-ШИ-СЭ-ШЕ

ША-СА ШО-СА ШУ-СА ШИ-СА ШЕ-СА

ША-СО ШО-СО ШУ-СО ШИ-СО ШЕ-СО

ША-СУ ШО-СУ ШУ-СУ ШИ-СУ ШЕ-СУ

ША-СЫ ШО-СЫ ШУ-СЫ ШИ-СЫ ШЕ-СЫ

ША-СЭ ШО-СЭ ШУ-СЭ ШИ-СЭ ШЕ-СЭ

СА-ША СО-ША СУ-ША СЫ-ША СЭ-ША

СА-ШО СО-ШО СУ-ШО СЫ-ШО СЭ-ШО

СА-ШУ СО-ШУ СУ-ШУ СЫ-ШУ СЭ-ШУ

СА-ШИ СО-ШИ СУ-ШИ СЫ-ШИ СЭ-ШИ

СА-ШЕ СО-ШЕ СУ-ШЕ СЫ-ШЕ СЭ-ШЕ

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в обратных слогах

АШ-АС ОШ-ОС УШ-УС ЫШ-ЫС ЭШ-ЭС

АС-АШ ОС-ОШ УС-УШ ЫС-ЫШ ЭС-ЭШ

ЯШ-ЯС ЁШ-ЁС ЮШ-ЮС ИШ-ИС ЕШ-ЕС

ЯС-ЯШ ЁС-ЁШ ЮС-ЮШ ИС-ИШ ЕС-ЕШ

АШ-АС-ОШ-ОС-УШ-УС-ЫШ-ЫС-ЭШ-ЭС

АС-АШ-ОС-ОШ-УС-УШ-ЫС-ЫШ-ЭС-ЭШ

ЯШ-ЯС-ЁШ-ЁС-ЮШ-ЮС-ИШ-ИС-ЕШ-ЕС

ЯС-ЯШ-ЁС-ЁШ-ЮС-ЮШ-ИС-ИШ-ЕС-ЕШ

АШ-АС ОШ-АС УШ-АС ЫШ-АС ЭШ-АС

АШ-ОС ОШ-ОС УШ-ОС ЫШ-ОС ЭШ-ОС

АШ-УС ОШ-УС УШ-УС ЫШ-УС ЭШ-УС

АШ-ЫС ОШ-ЫС УШ-ЫС ЫШ-ЫС ЭШ-ЫС

АШ-ЭС ОШ-ЭС УШ-ЭС ЫШ-ЭС ЭШ-ЭС

АС-АШ ОС-АШ УС-АШ ЫС-АШ ЭС-АШ

АС-ОШ ОС-ОШ УС-ОШ ЫС-ОШ ЭС-ОШ

АС-УШ ОС-УШ УС-УШ ЫС-УШ ЭС-УШ

АС-ЫШ ОС-ЫШ УС-ЫШ ЫС-ЫШ ЭС-ЫШ

АС-ЭШ ОС-ЭШ УС-ЭШ ЫС-ЭШ ЭС-ЭШ

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в слогах между гласными звуками

(в интервокальных слогах)

АША - АСА УША - УСА ОША - ОСА ИША - ИСА ЮША - ЮСА

АШО - АСО УШО - УСО ОШО - ОСО ИШО - ИСО ЮШО - ЮСО

АШУ - АСУ УШУ - УСУ ОШУ - ОСУ ИШУ - ИСУ ЮШУ - ЮСУ

АШИ - АСЫ УШИ - УСЫ ОШИ - ОСЫ ИШИ - ИСЫ ЮШИ - ЮСЫ

АШЕ - АСЭ УШЕ - УСЭ ОШЕ - ОСЭ ИШЕ - ИСЭ ЮШЕ - ЮСЭ

ЫША - ЫСА ЭША - ЭСА ЕША - ЕСА ЁША - ЁСА ЯША - ЯСА

ЫШО - ЫСО ЭШО - ЭСО ЕШО - ЕСО ЁШО - ЁСО ЯШО - ЯСО

ЫШУ - ЫСУ ЭШУ - ЭСУ ЕШУ - ЕСУ ЁШУ - ЁСУ ЯШУ - ЯСУ

ЫШИ - ЫСЫ ЭШИ - ЭСЫ ЕШИ - ЕСЫ ЁШИ - ЁСЫ ЯШИ - ЯСЫ

ЫШЕ - ЫСЭ ЭШЕ - ЭСЭ ЕШЕ - ЕСЭ ЁШЕ - ЁСЭ ЯШЕ - ЯСЭ

АША - АСО - АШУ - АСЫ - АШЕ ИША - ИСО - ИШУ - ИСЫ - ИШЕ

ОША - ОСО - ОШУ - ОСЫ - ОШЕ ЕША - ЕСО - ЕШУ - ЕСЫ - ЕШЕ

УША - УСО - УШУ - УСЫ - УШЕ ЁША - ЁСО - ЁШУ - ЁСЫ - ЁШЕ

ЫША - ЫСО - ЫШУ - ЫСЫ - ЫШЕ ЮША - ЮСО - ЮШУ - ЮСЫ - ЮШЕ

ЭША - ЭСО - ЭШУ - ЭСЫ - ЭШЕ ЯША - ЯСО - ЯШУ - ЯСЫ - ЯШЕ

АСА - АШО - АСУ - АШИ - АСЭ ИСА - ИШО - ИСУ - ИШИ - ИСЭ

ОСА - ОШО - ОСУ - ОШИ - ОСЭ ЕСА - ЕШО - ЕСУ - ЕШИ - ЕСЭ

УСА - УШО - УСУ - УШИ - УСЭ ЁСА - ЁШО - ЁСУ - ЁШИ - ЁСЭ

ЫСА - ЫШО - ЫСУ - ЫШИ - ЫСЭ ЮСА - ЮШО - ЮСУ - ЮШИ - ЮСЭ

ЭСА - ЭШО - ЭСУ - ЭШИ - ЭСЭ ЯСА - ЯШО - ЯСУ - ЯШИ - ЯСЭ

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в слогах, где гласные находятся между звуками [С] - [Ш]

САШ-ШАС СОШ-ШОС СУШ-ШУС СЫШ-ШИС СЭШ-ШЕС

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в слогах со стечением согласных

СНА - ШНА СМА - ШМА СВА - ШВА СКА - ШКА

СНО - ШНО СМО - ШМО СВО - ШВО СКО - ШКО

СНУ - ШНУ СМУ - ШМУ СВУ - ШВУ СКУ - ШКУ

СНЫ - ШНЫ СМЫ - ШМЫ СВЫ - ШВЫ СКЫ - ШКЫ

СТА - ШТА СПА - ШПА СЛА - ШЛА

СТО - ШТО СПО - ШПО СЛО - ШЛО

СТУ - ШТУ СПУ - ШПУ СЛУ - ШЛУ

СТЫ - ШТЫ СПЫ - ШПЫ СЛЫ - ШЛЫ

АСТ-АШТ АСК-АШК АСН-АШН АСМ-АШМ АСВ-АШВ АСП-АШП

ОСТ-ОШТ ОСК-ОШК ОСН-ОШН ОСМ-ОШМ ОСВ-ОШВ ОСП-ОШП

УСТ-УШТ УСК-УШК УСН-УШН УСМ-УШМ УСВ-УШВ УСП-УШП

ЫСТ-ЫШТ ЫСК-ЫШК ЫСН-ЫШН ЫСМ-ЫШМ ЫСВ-ЫШВ ЫСП-ЫШП

ЭСТ-ЭШТ ЭСК-ЭШК ЭСН-ЭШН ЭСМ-ЭШМ ЭСВ-ЭШВ ЭСП-ЭШП

ИСТ-ИШТ ИСК-ИШК ИСН-ИШН ИСМ-ИШМ ИСВ-ИШВ ИСП-ИШП

ЕСТ-ЕШТ ЕСК-ЕШК ЕСН-ЕШН ЕСМ-ЕШМ ЕСВ-ЕШВ ЕСП-ЕШП

ЁСТ-ЁШТ ЁСК-ЁШК ЁСН-ЁШН ЁСМ-ЁШМ ЁСВ-ЁШВ ЁСП-ЁШП

ЮСТ-ЮШТ ЮСК-ЮШК ЮСН-ЮШН ЮСМ-ЮШМ ЮСВ-ЮШВ ЮСП-ЮШП

ЯСТ-ЯШТ ЯСК-ЯШК ЯСН-ЯШН ЯСМ-ЯШМ ЯСВ-ЯШВ ЯСП-ЯШП

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в начале слова

Шайка-сайка, шалун-салют, шахтёр-сапёр, шалаш-салат, шалфей-салфетка, шорох-сорок, шутки-сутки, шуметь-суметь, шип-сыпь, шут-суд, шов-сов, шумно-сумка, шитый-сытый, ширь-сыр, шило-сила, шипит-спит, шали-соли.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в конце слова

Ваш-вас, наш-нас, кыш-кис, мышь-мыс, камыш-кумыс, плюш-плюс, грош-рос, брошь-брось, стриж-рис.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в середине слова

Мешать-писать, пошел-посол, уши-усы, Маша-масса, ушат-усат, башенка-басенка, пишу-несу, пашу-пасу, пляшу-плясун, нашить-носить, лошадка-посадка, мешок-лесок, вершок-песок, ремешок-носок, мышонок-спросонок, мыши-крысы, решил-спросил, решать-тесать, прошить-просить, Проша-просо.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в словах, звук в начале, со стечением согласных

Шляпа-слякоть, шмель-смел, штуки - стуки, шпалы-спали, штык-стык, шпоры-споры, штиль-стиль, шторы-сторож.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в середине слова со стечением согласных

Кашка-каска, Машка-маска, мишка-миска, пешки-пески, кишки-киски, рубашка-колбаска, башня-басня, пашня-паста, страшный-красный, пошла-росла, Яшка-ясный, клюшка-люстра, пошли-пасли, пешки-песни, мешки-мести, вишня-виснет, стишки-тиски, ириска-Иришка.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в словах,

звуки [Ш] - [С] в одном слове

Саша, Сашка, Сашенька, суша, сушу, сушить, сушёный, сушки, свыше, слушать, слышать, старший, страшно, солнышко, стёклышко, скошу, смешу, смешить, смешок, смешинка, смешная, стишок, смешно, сынишка, старушка, сушка, сшить, сшибить, сошка, спешу, спешка, спешить, сплошной, сошёл, шоссе, шанс, шест, шесть, шерсть, шалость, шествие, шахматист, шелест, шоссе, шесток, машинист, пастушка, пастушок, пустышка, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, трусишка, веснушки, путешествие, послушный, распушил, шелест, расшумелся.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в словосочетаниях

Пушистая кошка, высокая башня, сухие штанишки, пастушья сумка, бабушкин сундук, мышиный писк, квашеная капуста, косолапый мишка, острый шип, сосновая шишка, сонная кошка, Сонина шуба, высокий шест, Яшины сани, душистый куст, пышное тесто, душистое сено, шёлковая косынка, смешная шутка, шахматная доска, сытый мишка, вишнёвый сок, смешная маска, пустой мешок, сухой капюшон, школьная доска, смешные потешки.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в чистоговорках

Ша-ша-ша - Саша моет малыша.

Су-су-су - воздушный шарик я несу.

Ши-ши-ши - спать ложатся малыши.

Шу-шу-шу - я письмо пишу.

Со-со-со - Миша катит колесо.

Су-су-су - мишку видели в лесу.

Аш-аш-аш - под сосной стоит шалаш.

Ос-ос-ос, ос-ос-ос - над кустами много ос.

Ош-ош-ош, ош-ош-ош - и над вишней много ос. (А. Хмелёва)

Ша - са - ша - аша Маша хороша.

Са - ша - са - укусила нос оса.

Ши - сы - ши - наши ушки хороши.

Сы - ши - сы - у осы усы, усы.

Иш - ис - ыш - беги сюда мылыш.

Аш - ос - аш - у нас большой шалаш.

Аш - ос - иш - вокруг такая тишь!

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в предложениях

Из 3 слов:

У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Поспешишь - людей насмешишь. Саша ест сушки. У Маши санки. На сосне шишки. Наш дедушка машинист. Наташа ест суп. Гусак вытягивает шею. Наш насос шумит. Миша моет стакан.

Из 4 слов:

Саша шла со старушкой. Паша - трусишка, страшно ему. Шесть котят есть хотят. Рыбаки в шалаше пробудилися. У Наташи сын Саша. Саша спешит к бабушке. Посуда стоит в шкафу. Дедушка пьёт ананасовый сок. В саду кукует кукушка. Дедушка спит на софе. Миски поставят в шкаф. Соня сушит пуховые подушки. Даша шьёт сатиновый пояс. Соня пишет без ошибок. Собака Каштан ест мясо. Мишка ест из миски. У кошки пушистая шубка. Наташа шьёт косынку Даше. Соня кушает мясной суп. На высокой сосне шишки. Сын отнёс кокос бабушке. У Даши высокий фикус. На окошке стоит кактус. Автобус едет мимо башни. Пастушок Саня пас стадо. У стены стоит шкаф. Саша спешит на выставку. Посуду поставят в шкаф.

Из 5 слов:

Саша катает Соню на санках. Саша ест кашу из миски. Под сосной дети ищут шишки. В нашем саду спеют вишни. Пушистая кошка спит на окошке. У нашего окошка высокая сосна. Миша готовит кошке мясной суп. Хвост у нашего котёнка пушистый. Стас насыпает пшено в мешок. У высокой сосны пушистые ветви. Гоша даёт Соне сухой поднос. Даша едет под высоким мостом. У нашей кошки пушистый хвост. Кошка ест вкусную сосиску. Петушок сидит высоко на шесте. Саша спешит к автобусной остановке.

Из 6 слов:

Расшумелись на опушке сойки да кукушки. По шоссе с шумом несутся машины. Смешные шутки у Сони и Мишутки. Соня и Саша едут в путешествие. В Сашиной комнате стоит дубовый шкаф. На автобусной остановке стоит Пашин дедушка. Стакан, ковшик и миска - это посуда. Миша сшиб шапкой шишку с сосны. Бабушкина шуба весной висит в шкафу. Косолапый мишка спал под высокой сосной. Соня и Саша играют в шашки. На сонного мишку упала сосновая шишка.

Из 7 - 8 слов:

У высокой сосны стоят Маша и Даша. Саша с дедушкой посадили шесть кустов шиповника. Кошки сидят на окошке и смотрят на солнышко. Испугался петушок, упал с крыши на шесток. Сквозь цветное стёклышко я смотрю на солнышко. Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в стихах

Шишки скользкие шуршали.

Шумно шлёпались с сосны.

Слоем снега, словно шалью.

Скроет шишки до весны. (А. Волобуев)

Мчатся бешено машины -

По шоссе шуршат их шины.

И в несущейся лавине

Слышен шёпот: шу-шу-шу.

Это шина шепчет шине:

«Я спешу, спешу, спешу!» (Ю. Разумовский)

Весёлая старушка

Весь день сегодня шьёт.

На круглую катушку

Глядит пушистый кот.

Устала шить старушка

И села у ворот,

А с кругленькой катушкой

Играть пустился кот. (К. Стюарт)

Едят пшено мышки, Ах, какую кашу

Мышки на опушке, Нам готовит Маша!

Пшено едят - Нет вкуснее каши,

Усами шевелят. (А. Хмелёва) Чем у нашей Маши. (А. Хмелёва)

Стеша спешила, Я сама братишке Лёше

Рубашку шила. Тряпкой вытерла калоши.

Да поспешила - Чтоб не наследила кошка,

Рукав не дошила. (Г. Аванесова) Сшила кошке я сапожки.

У кого есть усы ? Мышь и камыш

Ус-усы, ус-усы, Камышам пищала мышь:

У кота усы, усы. - Шорох ваш нарушил тишь!

Ус-усы, ус-усы, Шепчут шумно камыши:

У сома усы, усы. - Тише, мышка, не шурши!

Ус-усы, ус-усы, Шелест твой услышит кошка.

А у кошки есть усы? Шла бы к бабушке, ты. крошка!

Есть! (A. Хмелёва) Не послушаешься, мышка, -

Черепаха Кошка сцапает, глупышка!

Черепаха всех смешит, (B. Кремнев)

Потому что не спешит.

Но куда спешить тому,

Кто всегда в своём дому?

(Б. Заходер)

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в текстах

Серый плутишка.

Был у Миши котишка - серый плутишка. У котишки хвост пушистый, шёрстка мягкая. Сам он серенький, полосатенький. Голос у котишки ласковый. Миша давал ему молока и каши. Котишка кашу не любил, просил мясо. Котишка был ленив и мышей не ловил. Мыши его совсем не боялись. Хорошо было мышам. Хорошо было и плутишке. Поспит сладко, молока полакает. Прыгнет на окошко и греет спинку на солнышке.

Лиса и кувшин (сказка).

Вышла баба в поле косить и спрятала в кустах кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса. Всунула в кувшин голову и вылакала молоко. Но вот беда — никак голову из кувшина не вынет. Говорит лиса: «Пошутил кувшин, да хватит, отпусти!» Не отстаёт кувшин. Рассердилась лиса: «Не понимаешь по-хорошему, я тебя утоплю». Стала лиса в реке кувшин топить. Да кувшин утонул вместе с лисой.

Наша кошка

У нас необыкновенная кошка. И имя её необыкновенное - Умка. Одета кошка в пушистую шубку. На шее шифоновый бант. А умная какая! Ей дети:

Кто ходит босой? Гусак?

У кого от шишки шишка? У Мишки?

Кого мыши бояться? Кошку?

Кто усатый в воде под мостом? Сом?

Вот такая наша кошка!

Чья косынка?

На опушке пёс Пушок нашёл косынку. «Отнесу-ка я её Маше. А она мне даст мяса!»

Идёт с косынкой пёс, а ему кукушка:

Ты куда с моей косынкой? А? Это косынка моих детишек. Я её сушу на ветках.

Да нет, кукушка, эту косынку я нашёл и несу Маше.

Моих детишек косынка!

Будет Машина косынка!

Моих детишек косынка!

Будет Машина косынка! У тебя и детишек-то нет!

Пушок не отдаёт косынку. Никому нет покоя от шума: ни пташкам, ни букашкам, ни осам...

Нашла! Нашла! Моя это косынка, - пискнула мышка.

Схватила косынку и бегом в свой домик. Стало на опушке тихо, никто никому не мешает.

У окошка

Под кустом у мышки и мышат домик с окошками. Не тесно мышатам в домике, места хватает.

Мама-мышка готовит мышатам вкусную кашу. А мышата стоят у окна и видят кошку.

Мама! Мама! Это наша нянька к нам идёт? Такая пушистая, такая мягонькая, такая усатая, ушки на макушке!

Ой, мышата, уходите от окошка. Это не ваша нянька. Это кошка Соня идёт на охоту.

Ленивая кошка

Не дают покою мыши бабушке. То пшено унесут, то - овёс, то - кашу. А кошка Сонька спит на своей мягкой подушке, да ест, спит да ест.

Бабушка кошке: «Как бы и тебя мыши не унесли!»

Нет, не унесут! Я их своими когтями, усами, да хвостом напугаю.

И опять спит да ест, ест да спит.

Видят мыши - не опасна им кошка. Спать к кошке на мягкую подушку идут. И шутят над ней: то у сонной кошки с шеи бант снимут и сами его носят, то на усы паука посадят.

Не надо бабушке такой кошки. Бабушка отдаст её на воспитание соседской кошке Мушке.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в скороговорках

Шила шубку - сшила юбку.

Спит на окошке пушистая кошка.

Шила шапку - сшила тапку.

У Сони - шишки, у Сани - шашки.

Сшила Саша Саше шапку.

Скушай, Саша, шесть сушек.

На сосне - сосновые шишки.

У нашего Мишутки смешные шутки.

Наш кот у нас, ваш кот у вас.

Сонина кошка сидит на окошке.

Надо суметь тут не шуметь.

У Машкиной мышки смешные штанишки.

Шестые сутки шутим шутки.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шишки на сосне, шашки на столе.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

В шалаше шесть шалунов.

Я куплю для кошки сафьяновые сапожки.

Сошью сынишке-хвастунишке смешные штанишки.

У шести Сашек по шесть шестов, а на шести шестах по шесть сушек.

У Саши Шустикова и сынишка - Саша Шустиков.

У кошки шесть котят, у мышки шесть мышат.

Пошёл Паша пешком, понёс мешок с песком.

Мишка пойдёт к Сашке, Сашка пойдёт к Мишке.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в пословицах и поговорках

Не поднимай нос: споткнёшься.

Спишь, спишь, а отдохнуть некогда.

Кошка спит, а мышку видит.

Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда.

Что испек, то и кушай.

Как постелешь, так и поспишь.

Поспешишь - людей насмешишь.

Не спеши языком, поспеши делом.

Песней поле не вспашешь.

Сонная кошка мышей не ловит.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алифанова E.A., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. - М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. - 80 с.

2. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции / Т.А. Куликовская. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2010 . - 48 с.

3. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для атоматизации и дифференциации звуков у детей 5 - 7 лет / Е.Н.Спивак. - М.: Издательство ГНОМ иД, 2007. - 48 с.

Упражнение. Проговаривать слова парами.

Следить за правильностью С и Ш.

мешать-писать

лошадка-посадка

шалун-салют

шалаш-салат

мешок-лесок

пушок-кусок

ремешок-носок

шорох-сорок

шумно-сумка

шутка-сутки

пляшу-плясун

пишу-несу

шитый-сытый

мыши-крысы

решил-спросил

ваш-у вас

наш-у нас

страшный-красный

рубашка-колбаска

кашка-каска

маска-Машка

крыса-крыша

касса-каша

миска-мишка

Упражнение. Проговаривать предложения. Следить, чтобы С и Ш не путались! Медленно.

Саня ест картошку. Соня спешит в школу. Школа большая и светлая. В кустах шуршит крыса.Маша сварила вишнёвый сироп. Я съел сладкую шоколадку. Дедушка сидит вшироком кресле. У белки пышный хвост. По мосту быстро несутся машины. У скамейки растёт густой куст шиповника. Шура и Света играют в шашки.Паша и Костя гоняют клюшками шайбу.

С-Ш в одном слове

Саша, Сашенька, сынишка, старушка, солнышко, смешной, суша, сушки, старший, сушить, смешить, спешить, слушать, страшный, шест, шерсть, шалость, шелест, шесть,душистый, пушистый, трусишка, бесшумный.


Упражнение. Проговаривать предложения.

У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Саша шла со старушкой. Паша-трусишка, страшно ему. Поспешишь -людей насмешишь. Кошки сидят на окошке и греются на солнышке. Сквозь цветное стёклышко я смотрю на солнышко. Шесть котят есть хотят. Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!

Чистоговорки

Саша шапкой шишку сшиб.

Получил на лбу ушиб.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Саше дали кашу,

а Маше простоквашу.

Шашки на столе,

шишки на сосне.

Саша любит сушки, а Соня ватрушки.

Испугались медвежонка

ёж с ежихой и ежонком,

чиж с чижихой и чижонком,

стриж с стрижихой и стрижонком.

Слишком много ножек

у сороконожек.

Дождик, дождик, не дожди.

Не дожди ты, подожди.

Выйди, выйди, солнышко

Золотое донышко.

Петушок

Петушился, петушился

Забияка петушок.

Забияке где-то в драке

Оторвали гребешок.

Ходит он без гребешка.

Не похож на петушка!

Уронила белка шишку

Уронила белка шишку.

Шишка стукнула зайчишку.

Тот пустился наутёк,

чуть не сбил медведя с ног.

Под корнями старой ели

размышлял медведь полдня:
«Что-то зайцы осмелели,

нападают на меня».

Хитрый ёжик

Хитрый ёжик - чудачок

сшил колючий пиджачок.

На иглу нацепит ёжик

грушу, сливу, всякий плод,

что под деревом найдёт.

И с подарочком богатым

поспешит к своим ежатам.

Шарфик

Шел я лесом и боялся.

Чей-то шарфик мне попался.

Сразу лес нестрашным стал.

Эй, кто шарфик потерял?

Что ж ты, еж, такой колючий?
- Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки да медведи!

Где застёжки?

Летом в клетке зоопарка

медвежонку очень жарко.

Хорошо в жару такую

снять одёжку меховую.

Ищет он застёжку

чтобы снять одёжку.

Про кошку

Села кошка на окошко,

замурлыкала во сне.

Что тебе приснилось, кошка?

Расскажи скорее мне!

и сказала кошка:

Тише!

Тише-тише говори.

Мне во сне приснились мыши,

Не одна, а целых три.

В тишине лесной глуши

Шёпот к Шороху спешит.

Шёпот к Шороху спешит.

Шёпот по лесу шуршит.

Весёлая старушка

Весёлая старушка

Весь день сегодня шьёт.

За кругленькой катушкой

Следит пушистый кот.

Устала шить старушка

И села у ворот.

А с кругленькой катушкой

Играть пустился кот.

Кот Пушок

Прыгнул кот пушок на стул.

Клубком свернулся и уснул.

Очень кот Пушок устал.

Он весь день с хвостом играл.

Дождь покапал и прошел,

Солнце в целом свете.

Это очень хорошо

И большим, и детям!

Лошадка

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

В магазине игрушек

Лежали на полке, стояли на полке

Слоны и собаки, верблюды и волки,

Пушистые кошки, губные гармошки,

И утки, и дудки, и куклы матрёшки.

Рыбка

Всюду темень, всюду тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведёт к норе,

след собачий – к конуре,

белкин след ведёт к дуплу,

мышкин – к дырочке в полу.

Жаль, что в речке на воде

нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Дождик

Дождик, дождик, не дожди,

Не дожди ты, подожди.

Выйди, выйди, солнышко.

Золотое донышко

Капризы

Все капризы у Оксанки

Соберём в большие санки,

Отвезём в далёкий бор

И оставим там у ёлки,

Пусть едят их злые волки!

Шишки

Белка с ветки в свой домишко

перетаскивала шишку.

Белка шишку уронила,

прямо в мишку угодила.

Застонал, заохал мишка-

на носу вскочила шашка.

Звуки З- Ж

Звук-жук

зал-пожар

роза-рожа

коза-кожа

Лиза-лыжа

гроза-дрожать

лизать-держать

сказать-бежать

тазы-ужи

корзина-пружина

разный-бумажный

резвый-нежный

Стихотворения для закрепления поставленных звуков

Весна

Золотым весенним днём

Звонко песню мы поём.

А в траве жужжат жуки,

Лезут звери из норы.

Зайка вылез из кустов.

Прыгать он всегда готов.

Выползает скользкий уж,

Жабы прыгают из луж.

Маме надо отдыхать.

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

Я её не разбужу.

И ни разу, и ни разу

Ни словечка не скажу.

Орешек

Спал заяц в лесу, не мешал никому.

Вдруг что-то упало на спину ему.

Помчался трусишка, от страха дрожа.

И где-то в кустах потревожил ежа.

И крикнул испуганный зайка тогда:

Спасайся, кто может, случилась беда!

Упражнение. Проговаривать предложения.

Возле лужи – зелёная жаба. Бронзовые жуки кружатся над розами. У Зои желтый резиновый зайка. Зина зажигает плиту. Дядя Жора режет железо. Зоя любит золотистое желе из крыжовника. Для заливного нужен желатин.

Упражнение. Проговаривать предложения.

Жеребёнок забежал во двор и заржал. Захар заряжает ружьё. Женя заслужил награду. Я зажал в руке железный гвоздик. Пёс лежал и лизал лапу. Мы привязали Жучку к будке, чтобы она не убежала. Завизжала железная пила, застучал железный молоток. Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк. Возле лужижаба. Бронзовые жуки зажужжали над розами. У Зои жёлтый резиновый зайка. Дядя Жора режет железо. Зоя любит желе из крыжовника. Для заливного нужен желатин.

С-Ш-З-Ж

Упражнение. Проговаривать предложения.

У Оксаны плюшевый жираф и заводная мышка. Жёлтые розы стоят возле книжного шкафа. Женя катает зайку и собаку в жёлтой машине. Саша и Жанна забежали за Машей. Возле кустов жёлтые ромашки. За забором жасмин и шиповник. У Светы на дне рождения дети ели мороженое, шоколад и арбуз.


Стихотворения для закрепления поставленных звуков

Щенок

Щенка кормили молоком,

Чтоб он здоровым рос.

Вставали ночью и тайком

К нему бежали босиком-

Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,

Возились с ним в саду,

А он, расстроенный слегка

Шагал на поводу.

Хитрый ёжик

Хитрый ёжик-чудачок

сшил колючий пиджачок.

Весь в иголках, без застёжек.

На иглу нацепит ёжик

грушу, сливу, всякий плод,

что под деревом найдёт.

И с подарочком богатым

поспешит к своим ежатам.

Тихая сказка

Эту сказку ты прочтёшь

тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый ёж

и его ежиха.

Серый ёж был очень тих,

И ежиха тоже.

И ребёнок был у них-

очень тихий ёжик.

В жёлудь влез один червяк

И не съест его никак.

Кто куда, скажите, влез?

Кто кого никак не съест?

Жёлудь, что ли, червяка?

Фу, какая чепуха!

В жёлудь влез один червяк

И не съест его никак.

Снежок

На полянку на лужок

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Пляшут все пушинки,

Белые снежинки.

Семейка

Мышка в кружечке зелёной

Наварила каши пшённой.

Ребятишек дюжина

Ожидает ужина.

Всем по ложечке досталось.

Ни крупинки не осталось!

В лесу

Я с утра в лесу гуляю.

От росы я весь промок.

Но зато теперь я знаю

про берёзку и про мох.

Про малину, ежевику,

про ежа т про ежиху,

у которых за ежат

все иголочки дрожат.

Зимняя песенка

Белая лужайка.

Тёплая фуфайка,

Я на лыжах побегу.

Ты меня поймай-ка!

Белая дорожка,

Подожди немножко.

Кто там ходит за кустом:

Заяц или кошка?

Баклажан и помидор

Баклажан и помидор спорили на огороде о том, кто из них красивее и вкуснее. Когда они поспели, хозяин повёз их на базар. На базаре они лежали рядом и опять спорили -кого из них раньше купят.

Баклажан и помидор купил сразу один покупатель. У покупателя в кошёлке они опять спорили -кого из них скорее съедят. А на кухне из баклажана и помидора сделали соус.

Так они и не узнали, кто из них красивее и вкуснее.