Какой вопрос приобрел статус основного вопроса философии. Основной вопрос философии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Философию нередко представляют как весьма мудреную, абстрактную науку, оторванную от реальной, повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем мнение такого рода. В действительности все проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью - помочь человеку в его бытии, жизненных перипетиях, в совершенствовании и развитии, в достижении желаемых целей и идеалов, в преодолении невзгод и обеспечении успеха. Философия дает человеку богатый фактический материал для размышлений, а также и весьма эффективный инструментарий мыслительной деятельности.

Изучение философии - это проверенная многовековым опытом человечества школа разумного мышления, которая позволяет свободно оперировать понятиями, выдвигать новые идеи и подвергать критике известные суждения, отделять существенное от несущественного, выявлять взаимосвязи явлений и раскрывать законы, действующие в мире. Философия помогает человеку определить жизненную позицию и ориентацию, позволяет разумнее и оперативнее решать встающие перед ним жизненные проблемы.

Актуальность данной темы состоит в том, что каждый из нас постоянно, вольно или невольно, сталкивается с теми вопросами, которые обсуждаются в философии. К ним относятся: когда и каким образом возник мир или он существует вечно? Как он устроен? Находится ли он в состоянии хаоса или в нем наличествует порядок? Мир изменяется или находится в покое? вопрос философия материализм идеализм

В еще большей степени человека волнуют вопросы, которые касаются его непосредственно. Какое место в мире занимает человек? Какую роль он в нем играет? Когда и в силу, каких причин появился человек? В чем его предназначение, смысл жизни? Человек смертен или бессмертен? Что ожидает его за порогом жизни? Каковы возможности разума и деятельности человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуждения и лжи? Есть ли в мире аналоги человека или он в нем пребывает в одиночестве? Добр или зол человек по своей природе? Искоренимо ли зло? Может ли в развитии человечества наступить «эпоха всеобщего мира и согласия»?

Это «вечные вопросы бытия». Поиск ответов на них люди вели в прошлом, ведут сегодня и будут вести в будущем. Этот поиск дает возможность человеку самоопределиться, не «потерять себя», обрести уверенность в своих силах, мыслях и действиях, прочную основу в жизни. Ответы на эти вопросы как раз и призвана подать философия.

Цель контрольной работы - рассмотреть основной вопрос философии решением, которого являются материализм и идеализм.

Для реализации поставленной цели ставятся следующие задачи:

Рассмотреть основной вопрос философии и варианты его решения;

Изучить две стороны основного вопроса философии;

Охарактеризовать материализм и идеализм как два основных направления современной философии.

Большинство философов убеждены, что мир имеет одно начало: либо материю, либо сознание, то есть придерживаются монистической (от греч. Monos - один) позиции. Те, кто считает первичным природу, или материю, стали называться материалистами, а те, кто считает таковым сознание, или идеальное, духовное - идеалистами. Этим выбором определялось, по сути, все мировоззрение данного философа, а вслед за этим и его методология исследования проблем. Вот почему вопрос о субстанции мира Энгельс назвал основным вопросом философии.

1. Основной вопрос философии

Очень долгое время, вплоть до второй половины 19 века, философы даже не подозревали о существовании основного вопроса философии, хотя постоянно натыкались на него и так или иначе бессознательно решали для себя.

Впервые осознанно и четко этот вопрос прозвучал у немецкого философа 19 века Фридриха Энгельса. «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии, - утверждал он, - есть вопрос об отношении мышления к бытию». Суть вопроса, по Энгельсу, прежде всего в том, что является первичным: бытие или мышление, природа или дух. Но почему именно такой вопрос является основным, и все ли философы согласны с этим? На вторую часть вопроса ответим сразу: согласны не все. Например, французский философ 20 века Альбер Камю считал самым важным проблему смысла человеческой жизни. «Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она не стоит этого, - значит ответить на основной вопрос философии», - заявлял он. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21. С. - 88

Что ж, вопрос о смысле жизни действительно очень важный философский вопрос. Но отвечая на него в любом, каком угодно варианте, человек, по крайней мере, философ, как раз исходит (в конечном итоге) из того варианта решения основного вопроса философии, которого он - осознанно или неосознанно - придерживается. Каким образом? Чтобы понять это и увидеть всю значимость данного вопроса, надо рассмотреть, как он формируется.

Вспомним, во - первых, что предметом философии является всеобщее, а точнее - нагие (с учетом ценностной стороны мировоззрения) понимание всеобщего. И, во - вторых, не забудем, что всякое познание представляет собой процесс обобщения, поскольку именно общее выражает сущность вещей и явлений, о чем уже говорилось выше. Формы познавательной деятельности человека самые разные - от обыденного познания до концептуального, от художественного до научного. И какая бы форма не использовалась нами, мы всегда идем по линии обобщения.

Представим себе, что за окном -- богатая живностью природа, где бегают самые разные звери и зверушки. На первый взгляд, все они разные. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что некоторые из них похожи друг на друга, а углубленное научное изучение подтверждает, что их можно отнести, скажем, к одному семейству. При дальнейшем изучении природы выявляется, что можно объединить в различные родственные группы буквально всех представителей живой природы: не только животных, но и рыб, и насекомых, и все цветочки - василечки. Что и было сделано наукой. И процесс обобщения доходит до понятия живая природа, поскольку оказывается, что все живое (в том числе и человек как представитель класса млекопитающих) органически связано друг с другом, имеет общее. Гобозов И.А. Социальная философия: Учебник для вузов / И.А. Гобозов - М.: Акад. Проект, 2010. С. - 115

Такой же процесс обобщения можно проделать и с неодушевленными вещами и, убедившись, что все они, по сути, родственны друг другу, дойти до понятия неживая природа.

А есть ли, что - то общее между живой и неживой природой? Конечно. Любой живой организм состоит из массы «неживых» элементов, на которые после прекращения своей жизни и разлагается. Значит, общим для всего живого и неживого будет понятие природы (или материи, физического и т.п. синонимичных понятий).

Однако, обобщая, что мы упустили? Сознание! И оказывается, что здесь можно проделать такой же процесс обобщения, что и в природе. Хотя у каждого человека сознание имеет свое индивидуальное выражение, можно легко обнаружить общее в сознании людей не только одной какой - либо социальной группы, но и разных по социальному положению классов, разных национальностей, рас, обществ. И обобщая, мы дойдем до понятия сознания вообще, сознания как феномена.

Выделяют два основных варианта решения основного вопроса философии: материализм - примат материи над сознанием, идеализм - примат идеи над материей. Платон считал, что существует мир идей и мир теней. Люди живут в мире теней (по представлениям Платона -- в пещере, куда абсолютно не проникают идеи, находящиеся снаружи), лишь изредка находя идею. Философ же -- тот, кто видит оба мира и может о них поведать. У Аристотеля не удаётся выделить явную постановку основного вопроса философии, соответственно, она реконструируется через какое-то количество опосредованных звеньев. Это обычно объясняется тем, что его позиция по общепринятой классификации является промежуточной между материализмом и идеализмом. Бельская Е.Ю. История и философия науки(Философия науки). Под ред. Ю.В. Крянева, Л.Е. Моторина. - М.: Альфа - М, ИНФРА - М, 2012. - С. - 134

2. Две стороны основного вопроса: материализм и идеализм

Повторюсь, основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание - две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии - онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично - материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира, а у философов, например у Гегеля, сотворение мира принимает нередко еще более запутанный и нелепый вид, чем в христианстве, составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма. Островский Э.В. История и философия науки: Учебное пособие / Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА - М, 2013. - 328 c.

Материализм первичным признает материю, природу, а сознание, мышление - вторичным, производным от материи. Окружающий нас материальный мир существует вечно, всегда, считают материалисты. Его никто не сотворил. Он существует независимо от воли и сознания людей. Сознание же, носителем которого на Земле является человек, есть продукт, результат развития и функционирования материи, природы.

Идеализм же в противоположность материализму первичным считает нечто нематериальное, а именно - сознание, дух, идею. Дух, сознание, согласно идеалистам, существует прежде природы и независимо от нее. Материю, природу они рассматривают как результат творческой деятельности сознания, духа. Духовное, по их мнению, порождает, определяет существование материального, природы.

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.

В XX в. в Западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность. Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии - проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственных духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21. С. - 96

3. Материализм как одно из основных направлений современной философии

Материализм (от лат. materialis - вещественный) - одно из двух главных философских направлений, которое разрешает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление психическое, субъективное.

Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности.

Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии - о познаваемости мира - означает убеждение в адекватности отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей.

Слово «материализм» начали употреблять в 17 веке главным образом в смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более общем философском смысле (Г.В. Лейбниц) для противопоставления идеализму.

В содержание материализма заключено, прежде всего, то общее, что присуще всем школам и течениям материализма, в их противоположности идеализму и агностицизму, а с формой материализма связано то особенное, что характеризует отдельные школы и течения материализма. Но такое разграничение вместе с тем относительно, условно. Канке В.А. Основы философии: Учебник. - М.: Логос, 2003. С. - 223

Форма материализма, воздействуя на его содержание, вносит в него существенные коррективы, благодаря чему, например, диалектический материализм не только по форме, но и по содержанию качественно отличен от вульгарного материализма, от метафизического материализма и всех других видов материализма, хотя имеет с ними, то общее, что присуще всякому материализму вообще.

Если речь идёт о последовательных ступенях развития одного и того же вида материализма, то эти ступени рассматриваются как его этапы. Когда же происходит коренное изменение формы материализма, смена старой его формы новой, говорят что меняется вид материализма. Изменение формы материализма совершается в первую очередь под влиянием прогресса научного знания и общественного развития.

В развитии выделяются основные виды материализма:

Наивный или стихийный материализм древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Античная наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии и подчинены ей.

Метафизический, или механический материализм 17 - 18 вв. Наука быстро дифференцируется, расчленяясь на обособленные отрасли, которые выходят из - под опеки философии.

Происходит разрыв между материализмом и диалектикой: в материализме встречаются лишь элементы диалектики при господстве общего метафизического взгляда на мир.

Диалектический материализм, в котором материализм и диалектика органически соединяются, так что устанавливается полное единство диалектики (учение о развитии), логики (учения о мышлении), теории познания. В науку проникает великая идея всеобщей связи и развития природы. Разобщённые до тех пор отдельные науки приводятся во взаимную связь не только между собой, но и с философией. Дальнейшая дифференциация наук совершается в единстве с их интеграцией.

Наряду с основными видами материализма существовали промежуточные - переходные от одного основного вида материализма к другому. В развитии материализма внезапные перевороты всегда подготавливались постепенно.

В качестве переходных выделялись следующие виды материализма:

Материализм Древнего Востока, предшествовавший античному материализму. По большей части это был предматериализм, поскольку первые элементы материализма в философских учениях Древнего Востока ещё не вполне отделились от мифологических представлений, не освободились от антропоморфизма и гилозоизма.

Древнейшим материалистическим философским течением в Индии было учение локаята. Локаята отрицала существование какого - либо другого мира, кроме материального. Философия локаята возникла, по - видиму, в эпоху, когда древний родовой строй сменился в Индии государством и когда наряду с древними Варнами воинов и духовенства (брахманами) стала возвышаться Варна торговцев, а из земледельцев начали выделяться свободные крестьяне и ремесленники.

Согласно учению локаята о бытии, весь мир состоит из материальных первоэлементов. Кроме этих первоэлементов и их сочетаний, нет ни какой другой реальности. Вера в существование бога, души, рая, загробного мира ложна, а предметы этой веры недоступны для восприятия. Вещи, природы состоят из воздуха (или ветров), огня (или света), воды и земли. После смерти организмы вновь разлагаются на первоначальные элементы. Лавриненко В.Н. Философии: Учеб. пособие. - М.: Юрист, 1996. С. - 96

Материализм эпохи Возрождения соединил в себе черты наивного материализма и наивной диалектики с первыми элементами метафизических взгляда на мир. Таким образом, он был, строго говоря, переходным между античным, наивным материализмом и ещё не сформировавшимся метафизическим материализмом.

Первым философом, сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе материалистического понимание природы, был Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626).

В согласии с передовыми умами своего века, Бэкон провозгласил высшей задачей познания завоевание природы и усовершенствование человеческой жизни. Лишь та наука способна побеждать природу и властвовать над ней, которая сама «повинуется» природе, то есть руководится познанием её законов.

Поэтому Бэкон различает два вида опытов:

1) «плодоносные»

2) «светоносные»

Плодоносными он называет опыты, цель которых - принесение непосредственной пользы человеку, светоносными - те, цель которых не непосредственная польза, а познание законов явлений и свойства вещей.

Материализм, непосредственно предшествовавший диалектическому материализму и частично развивавшийся параллельно ему, уже выходил за границы метафизического материализма, содержал элементы диалектики, но ещё не поднимался до диалектического материализма и не распространял материализм на общественные явления.

4. Идеализм как одно из направлений философии

Идеализм (французское idealisme от греч. Idea - идея) - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное - первично, основоположно, а материя, природа, физическое - вторично, производно, зависимо, обусловлено. И, таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания.

Хотя идеализм возник более двух с половиной тысячелетий тому назад, термин этот, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в философии, появился лишь в начале 18 века. В 1702 году немецкий идеалист Лейбниц писал о гипотезах Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и самого крупного идеалиста. А в 1749 году французский материалист Д.Дидро назвал идеализм «...самой абсурдной из всех систем». Островский Э.В. История и философия науки: Учебное пособие / Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА - М, 2013. С. - 215

При всём фундаментальном единстве идеалистического лагеря в решении основного вопроса философии внутри этого лагеря следует различать две его главные формы:

1) Идеализм объективный

2) Идеализм субъективный

Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от нашего сознания. Для второго неприемлемо допущение, какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.

Объективный идеализм получил первое законченное выражение в философии Платона.

Наличие двух главных форм идеализма не исчерпывает многообразия различных версий идеалистических философских систем. В пределах этих двух форм в истории философии имели место их вариации, определяемые тем, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (монадология, плюрализм), как разумное логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), или как незакономерное, алогичное «свободное» начало, не могущее быть объектом научного понимания (иррационализм).

Многовековая история идеализма весьма сложна. В самых различных видах на разных этапах истории он по - своему выражал эволюцию форм общественного сознания в соответствии с характером сменяющихся социальных формаций и новым уровнем развития науки.

Основные формы идеализма, получившие дальнейшее развитие в последующей истории философии, возникли уже в Древней Греции.

В лице Платона (427 - 347г. до н.э.) древнегреческий идеализм впервые выступает в форме мировоззрения, противоставляет себя материализму. По учению Платона, мир чувственных вещей не есть мир истинно сущего: чувственные вещи непрерывно возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного. Подлинная сущность чувственных вещей, их причины - бестелесные нечувственные формы, постигаемые умом. Эти причины, или формы, Платон называет видами и, гораздо реже, идеями. Область «видов», или «идей», образует, по Платону, систему, подобную пирамиде, на вершине этой пирамиды находится «идея» блага. Она обуславливает познаваемость, существование предметов, от неё они получают свою сущность.

Среди учеников Платона выделялся гениально одарённый мыслитель Аристотель, создавший самобытное философское учение Ї одно из величайших в древнегреческой философии.

Учение Аристотеля - объективный идеализм, включающий в себя ряд по существу материалистических положений. Это учение сложилось в результате критики учения Платона об идеях. Однако сам Аристотель в результате этой критики не приходит к отрицанию идеалистического положения о существовании нематериальных причин чувственно воспринимаемых вещей. По Аристотелю, каждая единичная вещь есть единство «материи» и «формы». Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Гардарики, 2008. С. - 134

В конце 4 века до н.э. усиливаются признаки кризиса греческой рабовладельческой демократии. В это время возникают три главных течения эллинистической философии: скептицизм, эпикуреизм и стоицизм.

Родоначальником скептицизма был Пиррон. По его учению, философ - человек, который стремится к счастью. Счастье же может состоять только в невозмутимом спокойствии и в отсутствии страданий.

Философия Эпикура - высший этап развития древнегреческого атомистического материализма.

Эпикур отстаивает и развивает материалистический сенсуализм. Всё, что мы ощущаем, истинно, ощущения никогда нас не обманывают. Против учения Эпикура вела борьбу школа стоиков, основанная Зеноном. У стоиков единый телесный мир наделяется божественными свойствами, отожествляется с богом. По своему происхождению и на всех ступенях своего развития идеализм тесно связан с религией. По сути дела, идеализм возник как понятия, выражающее религиозное миросозерцание, и в последующие эпохи служил, как правило, философским оправданием и обоснованием религиозной веры.

Огромную роль в развитии философии сыграли работы великого философа Иммануила Канта. Философское развитие Канта делится на два периода. В первый период до начала 70 годов, Кант пытался решать философские проблемы - вопрос о бытие, вопросы философии природы, философии религии, этики, логики, исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована как теоретическая умозрительная наука, то есть без обращения к опытным данным.

Во второй период, с начала 70х годов, Кант пытается строго отделить явления от вещей, как они существуют сами по себе, от «вещей в себе»; последние, по мнению Канта, не могут быть даны в опыте. Теперь Кант пытается доказать, что вещи сами по себе непознаваемы, что мы познаём лишь «явления» или тот способ, каким эти «вещи в себе» воздействуют на нас. В этот период Кант исследует состав, происхождения и границы различных функций познания. Учение, сложившееся в этот период, было учением агностицизма. Сам Кант называл его «критикой разума».

Кант понимал, что это его учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает разуму в способности познать сущность вещей, оставляя за ним познание только явлений. Кант полагал, что такое ограничение разума познанием одних лишь явлений необходимо для развития науки, так как оно лишает основания всякого рода логические «доказательства» бытия бога, потустороннего мира. Кононович Л.Г., Медведева Г.И. Философия: учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д: "Феникс", 1999. С. - 83

Однако Кант всё же считал, что верить в бога не только можно, но и необходимо, так как без веры нельзя примирить требование нравственного сознания с существованием зла.

Основная черта «критической философии» Канта - примирение материализма с идеализмом, агностицизм.

Наиболее выдающимся представителем немецкой классической философии является Гегель. Великая заслуга его состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, то есть в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости «вещи в себе»; в природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания.

«Скрытая сущность вселенной не обладает в себе силой, которая была бы в состоянии оказать сопротивление дерзновению познания, она должна перед ним открыться, развернуть перед глазами богатства и глубины своей природы и дать ему наслаждаться ими». Алексеев П.В. История философии: учеб. - М.: Проспект, 2008. С. - 116

Мышление, по Гегелю, - это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего. Мышление по сравнению с чувственными восприятиями представляет собой высшую форму познания внешнего мира.

В конечном итоге Гегель приходит к фантастическому выводу, что человеческое мышление есть лишь одно из проявлений (правда, высшее на Земле) некого абсолютного, вне человека существующего мышления - абсолютной идеи, то есть бога. Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом, согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов гегелевской философии: всё действительное разумно, всё разумное действительно.

Основной формой мышления является понятие. Поскольку Гегель абсолютирует мышление, он неизбежно обожествляет и понятие.

Оно по его учению, «есть начало всякой жизни и представляет собой бесконечную, творческую форму, которая заключает внутри себя всю полноту всякого содержания и служит вместе с тем его источником».

Итак, исходный пункт гегелевской философской системы - идеалистическое отождествление бытия и мышления, сведение всех процессов к процессу мышления.

Рассматривая логический процесс познания как саморазвитие объективной действительности, Гегель поставил вопрос об объективности логических форм. Таким образом «рациональное зерно» идеалистической диалектики Гегеля составляют многие его идеи, относящиеся к познанию наиболее общих законов развития природы, общества и познания.

Заключение

Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневной жизни. Напротив, именно в жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии. С точки зрения философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примириться и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности. Изучение философии - это школа, которая позволяет воспитывать культуру разумного мышления - умение свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями действительности, наконец, выявлять и анализировать противоречия в окружающей реальности, а значит - видеть ее в изменении и развитии. Разумное мышление - это мышление основательное, строгое, дисциплинированное, не допускающее произвола и умеющее отстаивать свою правоту и вместе с тем мышление острое, свободное и творческое.

Следует, однако, иметь в виду, что культура разумного мышления, которую несет с собой философия, не может быть навязана человеку помимо его воли и желания, его интереса. Тот, кто механически зазубрил, скажем, законы диалектики и сопровождающие их примеры, не только не овладел этой культурой, но даже и не приблизился к ней.

Таким образом, мною были рассмотрены фундаментальные философские проблемы, к которым люди возвращались вновь и вновь в попытках по - новому переосмыслить себя, окружающий мир и свое место в нем. Это проблемы устройства мироздания, его бесконечности во времени и пространстве, проблемы познания окружающего мира, проблемы человека, его души, сознания, морали, ценностей. Эти проблемы значимы для человека, сложны и многозначны.

По своей природе эти вопросы относятся к числу «вечных», то есть таких, которые существуют столь же долго, сколько существует и сама философия. Они и сегодня не утратили своей актуальности, так как жизнь ставит перед нами новые задачи, требующие своего осмысления.

Представителей разных профессий философия может волновать, как минимум, с двух точек зрения. Она нужна для лучшей ориентации в своей специальности, но главное - необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности.

В первом случае в фокус внимания попадают философские вопросы физики, математики, технического знания, биологической науки, медицины, педагогики, художественного творчества и многие другие. Такие вопросы встают перед специалистами и настойчиво требуют своего изучения. Они очень важны, но все, же составляют лишь часть обширного ноля философских проблем. Если ограничиться только ими, это обеднило бы, сузило область философии, свело на нет ее интереснейшую и важную проблематику, волнующую нас уже не просто как специалистов, а как граждан. А это ничуть не менее важно, чем первое.

Список используемых источников

1. Алексеев П.В. История философии: учеб. - М.: Проспект, 2008.

2. Бельская Е.Ю. История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие / Е.Ю. Бельская, Н.П. Волкова, М.А. Иванов; Под ред. Ю.В. Крянева, Л.Е. Моторина. - М.: Альфа - М, ИНФРА - М, 2012. - 416 c.

3. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2003.

4. Вечканов В.Э. История и философия науки: Учебное пособие / В.Э. Вечканов. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА - М, 2013. - 256 c.

5. Гобозов И.А. Социальная философия: Учебник для вузов / И.А. Гобозов - М.: Акад. Проект, 2010. - 352 c.

6. Канке В.А. Основы философии: Учебник. - М.: Логос, 2003. - 288 с.

7. Кононович Л.Г., Медведева Г.И. Философия: учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д: "Феникс", 1999.

8. Лавриненко В.Н. Философии: Учеб. пособие. - М.: Юрист, 1996.

9. Любутин К.Н. Фейербах: философская антропология. - Свердловск: Изд. Урал. ун-та, 1988. - С.58.

10. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 283

11. Фейербах Л. История философии. - М.: «Мысль», 1974. - С.162.

12. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21. с. 282 - 283

13. Нижников С.А. Философия: учеб. - М.: Велби, Издательство Проспект, 2008.

14. Островский Э.В. История и философия науки: Учебное пособие / Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА - М, 2013. - 328 c.

15. Степин В.С. История и философия науки: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В.С. Степин. - М.: Трикста, Акад. Проект, 2012. - 423 c.

16. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Гардарики, 2008.

Интернет - ресурсы

17. http://bibliofond.ru/

18. http://biblioclub.ru/

19. http://intencia.ru/

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Традиционная трактовка основного вопроса философии. Соотношение материального и идеального, познание мира и отражение действительности. Основные направления философии: материализм и идеализм. Современный подход к пониманию основного вопроса философии.

    контрольная работа , добавлен 03.10.2010

    Материалистические и идеалистические традиции в европейской философии. Материализм и идеализм в философии права. Взаимосвязь между проблемой первичных оснований бытия и формированием материалистической и идеалистической традиций в философской мысли.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2016

    Сущности философии, её предмет и место в культуре и жизни человека и общества. Две стороны основного вопроса философии - онтологическая и гносеологическая. Человек и его место во Вселенной с точки зрения философии. Основные категории научной картины мира.

    контрольная работа , добавлен 30.12.2009

    Вопрос философии и его стороны. Домарксистские и немарксистские философы. Теоретическое ядро мировоззрения. Основательное, строгое, дисциплинированное мышление. Материализм и идеализм как направления современной философии. Человек в концепции Фейербаха.

    реферат , добавлен 02.03.2010

    Онтологическая и гносеологическая стороны основного вопроса философии. Философские школы и их представители периодов раннего и позднего эллинизма, эпохи Возрождения. Проблема метода познания в философских школах периода Нового времени и Просвещения.

    контрольная работа , добавлен 25.03.2015

    Место философии среди других форм мировоззрения: мифа и религии. Основной вопрос философии и его решение разными философскими направлениями. Материализм и идеализм в истории философии. Основные методы познания. Диалектика и метафизика. Философия и наука.

    реферат , добавлен 06.02.2012

    Особенности развития античной философии. Проблема первоначала у представителей материализма, идеализма и атомистов. Атомистическая концепция античных философов. Основные проблемы зарождения греческой философии. Материализм и идеализм античной философии.

    реферат , добавлен 18.04.2010

    Предмет и определение философии. Мир и человек в их сложных отношениях. Особенности философского размышления. Объективное по содержанию и субъективное (личностное) по форме. Основной вопрос философии (по Ф. Энгельсу). Формы идеализма и материализма.

    презентация , добавлен 16.10.2012

    Общая характеристика немецкой классической философии, ее ведущие направления. Особенности критической философии И. Канта и идеалистической философии И. Фихте и Ф. Шеллинга. Объективный идеализм Г. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

    презентация , добавлен 04.12.2014

    Понятие идеализма и материализма как направлений решения основной проблемы философии. Сущность платоновской Идеи, анализ проблемы "как существует общее" в ее теории. Вещи как "бледные копии Идей". Особенности понимания соотношения души и тела Платоном.

Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир. Последовательное решение основного вопроса философии возможно лишь при учете обеих его сторон.

Решение основного вопроса философии предопределяет поляризацию философских учений, их принадлежность к одному из двух главных направлений в философии - материализму или идеализму. Те философы, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, составили идеалистический, лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма.

Основной вопрос философии формировался исторически и мог быть четко поставлен лишь в новое время. Гносеологическая необходимость его постановки заложена в реальном отношении человека к внешнему миру: любой элементарный акт человеческого познания и поведения предполагает разграничение субъективного и объективного, сознания и осознаваемых вещей. Таким образом, основной вопрос философии вырастает из повседневной жизни людей, практики, познания. Вопрос о первичности материи образует первую, онтологическую сторону основного вопроса философии. Второй, гносеологической его стороной является вопрос о познаваемости мира, о том, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности. Большинство философов (в том числе и идеалистов) считают мир познаваемым. Это значит, что противоположность между материализмом и идеализмом в рамках второй стороны основного вопроса философии выявляется лишь путем анализа материалистического и идеалистического истолкования принципа познаваемости мира.

По мнению Алексеева П.В. и Панина А.В., вопрос о соотношении материи и сознания является «основным» потому, что без него не может быть никакого философствования, никакой подлинной философии. Другие проблемы только потому и становятся философскими, что их, оказывается, можно рассматривать через призму онтологического и гносеологического отношения человека к бытию. Этот вопрос является основным еще и потому, что он не только «лакмусовая бумага», с помощью которой можно отличить научный материализм от идеализма и агностицизма; он становится одновременно средством ориентировки человека в мире. Исследование соотношения бытия и сознания является условием, без которого человек не сможет выработать своего отношения к миру, не сможет ориентироваться в нем.

Итак, в зависимости от вариантов решения основного вопроса философии существует два главных направления в философии: материализм и идеализм.

Различают объективный идеализм (Платон, Гегель) и субъективный идеализм (Кант, Беркли, Юм).

Объективные идеалисты признают познаваемость мира, отождествляют познаваемую реальность с духом. Так, по Гегелю, бытие есть, в сущности, мышление, правда сверхчеловеческое, а человеческое мышление познает бытие благодаря своему сущностному тождеству с этой реальностью. Абсолютная идея (Бог, Мировой Дух), одновременно и субстанция, и субъект. Субстанция она потому, что существует сама по себе и является целью для себя, а субъект потому, что она - активность, непрерывное деяние. Ее деяние состоит в познании себя. Само же познание выражается в выявлении уже содержащихся в ней особенностей и их осознании. Что в начале существует в виде возможности, то в конце становится действительностью, актуальным.

Субъективные идеалисты, отрицающие познаваемость мира, примыкают к философскому скептицизму, агностицизму. Некоторые агностики пытаются избежать альтернативы, формулируемой основным вопросом философии, становясь на позиции дуализма или эклектизма.

Агностики вроде субъективного идеалиста Юма утверждали, что люди знают только свои ощущения, а всё, что находится за пределами ощущений, абсолютно непознаваемо. По мнению агностиков, человек не может «выпрыгнуть» за пределы ощущения. Поэтому Юм предлагал, например, совсем устранить вопрос о том, существует ли что-нибудь за пределами человеческих ощущений.

В отличие от Юма Кант допускал существование «вещей в себе», вещей вне нас, и это было известной уступкой материализму. Когда же Кант объявлял эту «вещь в себе» непознаваемой, «потусторонней», существующей вне пространства и времени, то здесь он выступал как идеалист и агностик.

Материалистические философские построения получили свое имя вследствие того, что их авторы за первичное принимают материю и отвергают существование сверхъестественного мира. Одним из ярких материалистов является Гольбах. Свои идеи он изложил в сочинении «Система природы».

«Природа, понимаемая в широчайшем смысле этого слова, -- писал Гольбах, -- есть великое целое, получающееся от соединения различных веществ, их различных сочетаний и различных движений, наблюдаемых нами во Вселенной». Гольбах П. Избранные произведения: В 2 т. - Т.1. - М., 1963, с.66

Более углубленное понимание человека содержится в философии Л.Фейербаха, которую называют антропологический материализм. Свои основные идеи Фейербах изложил в работах «Ос новы философии будущего» и «Сущность христианства».

Свою концепцию Фейербах разрабатывает в противовес идеализму, который он расценивает как разновидность богословия. Так, он писал: «Идеализм Канта, в котором вещи следуют рассудку, а не рассудок - вещам, есть не что иное как реализация теологического представления о божественном уме, который не вещами определяется, а, наоборот, -- их определяет. Однако кантовский идеализм, - это еще ограниченный идеализм, это идеализм на базе эмпиризма». Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. - Т.1. - М., 1955, с.159

Более решительно настроен немецкий материалист по отношению к своему соотечественнику Гегелю. Не принимая христианской теологии, религиозных взглядов, Фейербах категорически отвергал и гегелевский идеализм.

Диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии качественно отличается от того решения, которое предлагает метафизический материализм. Сознание, мышление, физиологической основой которых является мозг человека, есть вместе с тем социальный продукт, отражение общественного бытия людей. В отличие от предшествующего материализма, философия распространяет материалистический подход к общему вопросу философии на общественную жизнь, соответственно решая вопрос об отношении общественного сознания к общественному бытию.

Ф.Энгельс - представитель диалектического и исторического материализма. Основные принципы этой философии разработаны им вместе с К.Марксом. В работах «Анти-Дюринг» и «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» он изложил содержание марксистской философии.

Итак, основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному. Философы-идеалисты принимают за первичное идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность. Философы, являющиеся сторонниками материализма, признают первичным материю, бытие, вторичным - сознание, и считают сознание результатом воздействия на субъекта объективно существующего внешнего мира.

Для понимания специфики философии большое значение имеет понимание ее "основного вопроса", особенности соотношения предмета и основного вопроса. Каждый философ выделяет те вопросы, которые он считает основными для себя и для всей философии. "Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии, - писал Энгельс, - есть вопрос об отношении мышления к бытию" Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21. С.282. . Основной вопрос философии, следовательно, это ценностно-смысловая доминанта философии как "жизненного разума". Основной вопрос философии раскрывает смысложизненную направленность философии, ее стремление найти пути к решению основной человеческой проблемы - "быть или не быть". Различные формы ответа на основной вопрос, различные аспекты его решения позволяют сформулировать некоторые принципы классификации философских концепций. "Философы, -- пишет Ф. Энгельс, -- разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы..., -- составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма" Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 283.

По характеру решения вопроса о связи материи и духа "по происхождению" философские концепции обычно разделяют на материалистические и идеалистические. Идеализм (от греч. idea - идея) - учение, признающее исходным, первичным началом всего существующего дух, идею, сознание. Сам термин введен немецким философом Г.Лейбницем в начале XVIII в.. Образцом идеалистического направления в философии для Лейбница стал греческий философ Платон. Идеализм имеет две основные разновидности. Первая - объективный идеализм. Представители этого направления (Платон и неоплатоники, философы средних веков, Гегель) считают идеальное существующим объективно, независимо от человека. Субъективные идеалисты (Дж.Беркли, Д.Юм, Э.Мах) считают идеальное формой внутреннего человеческого опыта.

Материализм также имеет различные формы. Термин "материализм" (от лат. materialis - вещественный) также введен Г.Лейбницем. Для Лейбница наиболее ярким выражением первой формы материализма, наивного материализма, был античный атомизм. Существует так называемый "механистический" материализм, основное свойство материи усматривающий в протяженности (П.Гольбах, Ж.Ламетри), вульгарный материализм, сводящий все мыслительные процессы к физиологической основе, материализм естественнонаучный, обусловленный познавательной установкой ученого, и материализм диалектический (марксизм)-они признавали идеальное как особую реальность, существующую относительно автономно. Философов, признающих существование двух самостоятельных субстанций (первооснов), называют дуалистами (от лат. dualis - двойственный).

Данная классификация достаточно упрощенна, однако позволяет выделить общие тенденции в развитии философии. Так появился термин "натурализм" (от лат. naturalis - созданный природой). Натурализм в основном совпадает с материализмом. В то же время натурализмом называют концепцию Б.Спинозы, растворявшего Бога в природе. Такая концепция получила название "пантеизм" (от греч. pan - все и Teas - Бог). Существует также такое направление, как деизм (от лат. deus - Бог), представители которого (Дж.Толанд, Вольтер) признавали внеприродное начало Бога, но сводили его роль в мире к минимуму.

Достаточно противоречивую историю имеют такие направления философской мысли, как диалектика и метафизика. Термин "метафизика" возник случайно. Первый издатель сочинений Аристотеля, Андроник Родосский, расположил то сочинение, в котором рассматриваются первоначала бытия, недоступные чувствам и раскрывающиеся только умозрению, после "Физики". Отсюда и происхождение термина - "то, что идет после физики". Гегель и философия марксизма внесли новый оттенок в понимание метафизики. Для них метафизика означала отсутствие динамизма в первоначалах, непризнание внутренней противоречивости всего существующего.

Диалектика (от греч. искусство ведения беседы, спора) - термин, впервые использованный Сократом для обозначения искусства ведения спора с целью достижения истины путем противоборства мнений. Гегель, а вслед за ним марксисты стали рассматривать диалектику в качестве противоположности метафизики. Диалектика в этом смысле - учение о внутренней связи движения, развития с первоосновой мира.

В зависимости от решения вопроса о познаваемости мира философы делятся на агностиков, считающих, что мир непознаваем, и мыслителей, признающих познаваемость мира. Среди последних, можно выделить сторонников рационализма (от лат. rationalis - разумный), для которых ведущая роль разума в познании и его независимость от наших чувств не подлежат сомнению (Р.Декарт, И.Кант), и сенсуализма (sensus - чувство), считающего, что чувственное познание - основной способ познания мира.

Исходя их всего этого, невозможно построить линейную схему классификации всех философских направлений, она носит многомерный характер.

Современная философия, после переворота, совершенного в философии И.Кантом, стала более осмотрительной. Она говорит лишь о взаимоотношениях субъекта и объекта в рамках человеческого мира, она не пытается заглянуть в область запредельного, не пытается ответить на вопрос, что является абсолютной первоосновой мира.

Основной вопрос философии, также как и сама философия, эволюционирует, меняет форму, однако всегда остается выражением человеческого стремления к целостности, лежащего в глубине жизненного мира.

Вопрос об отношении материи и сознания, будучи основным, определяет не только решение частных проблем, но и характер мировоззрения в целом, дает надежный критерий для различения основных философских направлений.

Введение

3. Современный подход к пониманию основного вопроса философии

Заключение

Список литературы

Введение

Философия - это обобщенная система взглядов на мир и место в нем человека. Такие взгляды представляют собой совокупность рационально полученных знаний, в основе которых лежат вопросы и неутомимое желание человека ответить на них. Но природа знания такова, что ответ на один вопрос нередко порождает массу других вопросов и подчас не столько проясняет, сколько еще больше запутывает проблему, обостряя человеческое любопытство и побуждая к новым исследованиям.

У каждого изучающего философию рано или поздно закономерно возникает интерес к тому, есть ли в философии такие вопросы, проблемы, которые по отношению ко всем остальным были бы первостепенными, то есть наиболее важными, главными, основными. Тема эта представляет интерес не только для начинающих, но и для профессиональных философов, среди которых одни уделяют ей серьезное внимание, другие, напротив, не считают ее актуальной. И тем не менее, если окинуть общим взглядом всю долгую историю философии, не трудно заметить, что "вечные" философские проблемы, касающиеся происхождения, генезиса, сущности, мироздания и человека, а также, например, смысла жизни, природы человеческого познания и т.п., так или иначе присутствуют во всех философских учениях, фрагментарно или, напротив, детально обсуждаются в различных философских трудах, независимо от того, кому именно они принадлежат и к какому времени относятся.

1. Традиционная трактовка основного вопроса философии

Трудно найти философа, который бы никак не обнаружил своего отношения к тому, что являют собой сознание, мышление, дух, идеальное и как они соотносятся с материей, природой, бытием. Это обстоятельство и дало в свое время основание Ф. Энгельсу (1820-1895) сформулировать так называемый "основной вопрос философии", в котором выделяется две стороны.

Первая из них касается соотношения материального и идеального. Вопрос ставится так: "Что первично, материя или дух (сознание)?" или, как сказал сам Ф. Энгельс: "Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию".

Вторая сторона тесно связана с первой и формулируется следующим образом: "Познаваем ли мир?" Другими словами: "Можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?".

В зависимости от того, как те или иные философы отвечают на первый вопрос, их делят на материалистов (кто полагает, что мир изначально материален, а сознание - порождение этой материи) и идеалистов (которые считают, что в основании мира находится нечто идеальное, предшествующее материи и создающее ее). Подробнее эти понятия будут рассмотрены в следующем пункте.

В ответах на вопрос о познаваемости мира среди философов также обнаруживаются разные подходы, где выделяются две крайние позиции. Одна из них получила название гносеологического оптимизма, в соответствии с которой считается, что познавательные способности человека в принципе не ограничены, и он рано или поздно сумеет открыть интересующие его законы природы и общества, раскрыть суть вещей и установить истинную картину мира. В этом контексте следует назвать Г.В. Гегеля, К. Маркса и многочисленных сторонников его учения.

Другую позицию занимают агностики, полагающие, что полное (или даже частичное) познание мира, сущности вещей и явлений в принципе невозможно. Такие взгляды наиболее характерны для Д. Юма. Как правило, сюда причисляют и И. Канта, что является спорным и вызывает дискуссию в философской среде.

2. Основные направления философии: материализм и идеализм

Материализм и идеализм не однородны в своих конкретных проявлениях. В зависимости от этого можно выделить различные формы материализма и идеализма.

Различают две разновидности идеализма - объективный и субъективный.

К объективным идеалистам относят тех, кто началом всего сущего признает нечто нематериальное и независящее от человеческого сознания (то есть существующее объективно) - это может быть бог, мировой разум, идея, вселенский дух и т.п. в истории философии таковыми признаются Платон, Ф. Аквинский, Г.В. Гегель, В. Соловьев, Н. Бердяев и др. В случае, когда мир рассматривается лишь только через призму индивидуального (субъективного) сознания, говорят о субъективном идеализме, яркими представителями которого являются Дж. Беркли, Д. Юм, И.Г. Фихте. Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм. Согласно которому с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного "Я" и моих ощущений.

В рамках названных форм идеализма существуют различные его разновидности. Например, рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из его важнейших направлений является панлогизм, по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Точка зрения иррационализма состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основным видом познания здесь признается инстинкт, вера, откровение и т.д., а само бытие рассматривается как иррациональное (С. Кьеркегор, А. Бергсон, М. Хайдеггер и др.).

Материалистических школ и течений в истории философии обнаруживается тоже достаточно много. Так, о несотворимости и неуничтожимости материи говорили уже первые философы. К представителям этого, так называемого "наивного материализма" относятся древнекитайские философы: Лао-цзы, Ян Чжу; древнеиндийские философы из школы локаята; знаменитые философы античности: Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Эпикур и др. В Новое время, когда шло активное становление и развитие классической механики, широкую известность получил "механистический материализм" (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, П. Гольбах, П. Гассенди, Ж. Ламетри). В основе его лежит изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механистической форме движения материи.

Существуют и такие разновидности материализма, как, например, последовательный материализм, в рамках которого принцип материализма распространяется и на природу и на общество, и непоследовательный материализм, в котором отсутствует материалистическое понимание общества и истории (Л. Фейербах). Специфической формой непоследовательного материализма является деизм, представители которого хотя и признавали бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи и сообщению ей первоначального импульса движения (Ф. Бэкон, Дж. Толанд, Б. Франклин, М.В. ломоносов). Далее различают научный и "вульгарный материализм". Последний сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей (Фогт, Молешотт, Бюхнер). И, наконец, получивший широкую известность "диалектический материализм" К. Маркса, Ф. Энгельса и их многочисленных последователей, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика.

Заметим, однако, что те или иные философы, называемые по данной классификации материалистами и идеалистами, сами себя могут и не относить к какому-либо из этих направлений, рассматривая такое деление как неоправданную схематизацию и упрощение. Основанием для подобных взглядов является то, что, будучи сформулированным прямолинейно и в категоричной форме, когда другие подходы к пониманию этой проблемы игнорируются, "основной вопрос философии" с необходимостью делит абсолютно всех философов на два больших противоположных лагеря - материалистов и идеалистов. Но здесь важно затронуть вопрос о соотношении и характере взаимодействия материализма и идеализма. При этом выделяют монизм, дуализм, плюрализм.

Монизм - философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало. Таким началом выступает материальная или духовная субстанция. Отсюда следует, что монизм может быть двух видов - материалистический и идеалистический. Первый выводит материальное из материального. Согласно второму, материальное обусловлено идеальным.

Дуализм - философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического. Так, например, Р. Декарт полагал, что в основе бытия лежат две равноправные субстанции: мыслящая (дух) и протяженная (материя).

Плюрализм - предполагает несколько или множество исходных оснований. В его основе лежит утверждение о множественности оснований и начал бытия.

Однако в истории философской мысли найдется немало и других проблем, которые также рассматриваются как самые важные или наиболее значимые, а потому многие философы, рассуждая о субстанции (первооснове мира), не склонны соотносить ее с "основным вопросом философии". Так, например, для первых античных философов самая фундаментальная философская проблема сводилась к вопросу: "Из чего сделан мир?" И он казался им самым главным, основным.

С точки зрения средневековой схоластики "основной вопрос философии" может быть сформулирован следующим образом: "Как возможно рациональное обоснование существования Бога?" Для современных религиозных философских концепций, в частности неотомизма, он и теперь остается главным.

Интересной представляется позиция И. Канта, для которого вопрос "Что такое человек?" является по существу "основным вопросом философии". Человек, с его точки зрения, принадлежит двум различным мирам - природной необходимости и нравственной свободы, в соответствии с которыми он, с одной стороны, - продукт природы, а с другой стороны - результат того, что "как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам".


1. Основной вопрос философии и основные направления философии.

Основной вопрос философииесть вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы, объективного и субъективного, психического и физического, материального и идеального, материи и сознания и т.д.

Основной вопрос философииимеет две стороны:

    что первично, что вторично

    познаваемый мир (или как относятся мысли об окружающем нас мире к самому этому миру или в состоянии ли мышление человека познать мир таким, каким он отражается в его сознании).

При решении первой стороны выделилось 2 основных направления: материализм и идеализм.

Материализм считает, что материя первична (основа сознания), сознание вторично (производно от материи)

Идеалисты считают наоборот.

Разновидности идеализма:

    объективный идеализм считает, что сознание, дух существовали до, вне и независимо от человека: Платон, Гегель

    субъективный идеализм – направление в философии, которое за основу принимает индивидуальное сознание человека: Беркли, Мах, Авинариус

Общее между объективным и субъективным идеализмом в решении первой стороны основного вопроса философиизаключается в том, что они за основу принимают идею.

Фейербах (нем.) «Материя не есть продукт духа, но дух есть лишь высший продукт развития материи». Процесс познания начинается при помощи ощущений, но ощущения дают не полное, разрозненное представление об окружающей действительности и дальнейший процесс познания происходит при помощи восприятий - материалист.

Кант считал, что материя является объективной реальностью.

К решению второй стороны философы относились по разному. Субъективный идеализм исходил из основного положения: мир есть комплекс моих ощущений, воспринимать - значит существовать (мир познаваем не полностью, ощущение - единственный источник познания).

Гегель признавал познаваемость мира, но считал, что познаваемы мысль, мышление человека, абсолютная идея и дух.

Франц. материалисты 18 века: Гольбах, Дидро - процесс познания происходит при помощи органов чувств, а разум человека не в состоянии познать то, что находится за пределом органов чувств (позиция субъективного идеализма).

Агностицизм (Кант) - направление, сомневающееся в возможности познания мира. Кантсчитал, что мир познаваем как явление, но не как сущность. Явление – познание предмета с внешней стороны, т.е. Кант стоял на позиции субъект. идеализма.

Основные направления философии: 1. Онтология – учение о бытие;

2. Гносеология - учение о познании; 3. Логика - учение о формах мышления.

3Античная философия

Античная философия начинается с 6 в до н.э. до 6 век н. э.

Периоды античной философии:

    с милетской школы: (Фалес, Гераклит, Димоктрит) Главная идея - космоцентризм, пытались объяснить мир, первопричину).

    рассвет (Платон, Аристотель). Создание классических философских систем.

    Упадок. Эллинизм. Период Римской республики.

    Гибель(римской империи).

    Древнегреческая философия.

Общие черты:

    Древнегреческая философия зародилась в 6 веке до н.э.

    Формирование нового способа духовного самовыражения, который имеет стройную логическую форму, характеризующуюся рациональным постижением мира.

    Характеризуется космоцентризмом – стремлением понять мир как целое.

    Натурфилософия, то есть Человек – неотъемлемая часть природы.

Милетская школа – первая натуралистическая школа.

Фалес : первоначалом считал воду, все из воды. Все рождается из влажного семени. Все вокруг не мертво, а полно одушевления, везде – «Боги», все имеет душу. Душа материальна. Является источником движения вещей.

Анаксимандр : Первоначало – единая, первичная, вневременная субстанция АПЕЙРОН – вещественное начало, лишенное границ. Apeiron (греч) – «неопределенное». Апейрон превращается в различные земные стихии, которые могут переходить друг в друга. Все события происходят в процессе борьбы тепла и холода. Живые существ возникают в процессе выпаривания солнцем влаги (из морского ила под воздействием солнечного света). Человек произошел от рыб!

Анаксимен: начало всего – воздух. Разряженный воздух – это огонь, сгущенный – воды, земля, камень. Душа тоже из воздуха. Воздух бесконечен.

Итог о милетской школе:

    она являлась рационализацией мифа.

    характеризовалась пантеизмом (Бог = природа).

    человек рассматривался скорее как имеющий скорее физическую, а не биологическую природу (так как произошел из воды, воздуха и т.д.).

    характеризуется гилозоизмом – любое материал тело обладает душой.

    философы пытались дать целостную картину мира, когда частности и детали были неизвестны.

    все они были монистами , то есть принимали за первоначало одно явление.

    Древнегреческая философия.

Пифагор.

    Принципы математики – числа – считал также принципами мира; числовые отношения, пропорции отражают гармонию мира.

    Мир – «Космос» - в нем порядок и гармония.

    Верил в переселение душ, возвращение подобного.

Гераклит.

    развитие материализма и диалектики. «Все течет, все изменяется»

    написал труд «О природе».

    Первоначало – огонь. Космос един, все сущее никем не сотворено и является огнем, загорающимся и потухающим. Огонь переходит в воду, вода в землю, земля в воздух, воздух в огонь и все опять с начала. Душа – огненное дыхание.

    Основоположник гносеологии - учения о познании. Первым различал чувственное и рациональное познания. Истина постигается умом, но не чувствами! Познание начинается с чувственного, но чувства должны быть обработаны разумом.

    Сочетание противоположностей: добро есть зло, зло есть добро. Бог – лето и зима, война и мир. В объединении этих противоположностей существует гармония. Борьба противоположностей – источник создания мира.

    Древнегреческая философия.

Ксенофан, Парменид и Зенон представители элейской школы. Главная мысль – отрицание чувственного познания.

Ксенофан.

    первовещество – земля.

    Бог – абсолютный, вечный, бесконечный Космос, сливающийся с природой, следовательно Бог непохож на человека. Бог – не чувственный образ, а понятийная конструкция. Мир является воплощением свойств Бога.

    Отрицал чувственное познание. Чувственное познание – видимость, а познать сущность мира можно только мыслью.

Параменид.

    Ничто не меняется! Бытие не возникло и никогда не погибнет. Бытие не имеет частей. Бытие совершенно и неподвижно.

    Думать = быть. Бытие – то о чем можно думать и говорить. О небытие нельзя ни думать ни говорить, следовательно оно не существует вообще. Чувственное восприятие рождает мнение, мышление рождает истину.

    Мир: 2 первоматерии – светлый и деятельный огонь и темная пассивная масса.

Зенон.

    диалектика

    40 апорий (парадоксов, затруднений). Например, одно зерно звука не издает, а мешок зерен – издает.

    чувств восприятие ведет к противоречивости. По логике вещей одно зерно должно издавать звук во столько раз меньший, во сколько оно, зерно, меньше мешка зерен. Но мы ведь не слышим – значит чувственное восприятие нас обманывает!

    Разум – оружие достижения истины.

    Древнегреческая философия.

Демокрит.

    признавал бытие и небытие.

    Все происходящее – движение атомов разной формы и величины, места и расположения. Атомы находятся в вечном движении и благодаря их соединению и разъединению вещи родятся и гибнут. Душа – из круглых гладких атомов по всему телу. Движение – это способ бытия материальных тел, так как атомы внутри находятся в вечном движении.

    Глав цель познания – нахождение подлинных причин происхождения так как все происходит по причине, и все случайные события – это просто выдумка!

    Процесс познания: сперва чувственное (так как влияние атомов), затем рациональное.

    Высшее благо – блаженство: покой и веселье души, достиг за счет обуздания желаний и умеренного образа жизни.

Анаксагор.

    Вначале были различные мельчайшие элементы и находились они в хаосе. Затем «мировой ум» их упорядочил, однородные элементы соединились в вещи, все вещи образуются из уже существующих вещей.

    «Мировой ум» заключен в материи, в которой он творит, но не смешивается с ней.

    Древнегреческая философия.

Софистика:

    открывает новый периодрационалистический !

    Главная цель спора – не истина, а победа в споре. Появилась в связи с развитием риторики (ораторского искусства), где важным было не только красиво говорить, а умение убедить.

    Протагор : человек есть мера всех вещей. Главное свойство материи – изменчивость – распространяется и на человека. Все существует только в относительности к другому, просто так – ничто (принцип релятивизма ). Всякая вещь состоит из противоречивостей.

    Горгий : Бытие не существует. Если бы оно существовало, то его невозможно было бы познать.

    У софистов были социально-политические вопросы: считали важнейшими законы природы. Каждый человек вправе считать добром то, что хочет. Проблема человека.

СОКРАТ.

    человек – нравственное существо, познающее само себя. Душа – самое главное, так как в ней происходит познание. Материальный мир познать невозможно, но душу можно! Познать себя значит найти общие для всех людей нравственные качества. Для роста души необходима добродетель . Счастье = добродетель, зло = незнание добра.

    Метод субъективной диалектики , цель которого – установить истину. Истина – знание, получаемое в результате диалога, беседы (в противовес софистам!)

    Использовал метод индукции (выведение общего из частного).

    Древнегреческая философия.

Платон.

    Мир состоит из мира теней, мира вещей и мира идей. Мир теней вторичен по отношению к миру идей, находится в постоянном движении. Мир идей первичен, вечен и постоянен.

    Материальный мир создан из хаоса, бесформенного движения творцом – Демиургом по идеальным образцам – идеям. Космос – шар, где есть планеты и звезды, приводимые в движение душой.

    Человек также состоит из мира теней = его тело и мира идей = душа. Человек наделен бессмертной сотворенной Богом душой. Душа является основой разумности, дает возможность познавать окружающий мир. Человек имеет врожденные идеи, он открывает мир как бы припоминая их.

    Чтобы познать вещь во всех ее проявлениях, надо узнать смысл вещи, то есть умом созерцать идеи . Идея – не чувственный объект. Знание = смысл!!

    Из определения души вытекает концепция идеального государства Платона. Душа 3х типов: разумное (соответствует господству, то есть мудрецы, философы), яростное (защита то есть войны), неразумное (повиновение, то есть крестьяне, просто жители).

    Гармоничное общество – результат осознания и исполнения каждым из слоев своего предназначения, то есть в итоге каждый человек должен осознавать свои обязанности и права. Платон отрицал такие виды государства как тирания, олигархия.

    Древнегреческая философия.

Аристотель.

    бытие – предметный мир, воспринимаемый с помощью ощущений. Он первичен, «МАТЕРИЯ», без нее вообще нет бытия. Но материя пассивна, бесформенна – выливается в форму. Форма – сущность, свойства предмета. Форма + материя вместе!!

    у всего живого есть душа. Душа бывает 3х типов: растительная (рост, питание, размножение), животная (то же + ощущения), человеческая (все то же + разум). Душа дает смысл и направленность жизни.

    Познание. Познание формы , то есть сути! С помощью чувствительных ощущений. Хоть они дают лишь знание единичного, но в них потенциально содержится и знание общего. Над опытом наука, над наукой философия и логика. Создал учение о логике: там - основные законы логики, суждение, умозаключение, определение, доказательство.

    Государство отождествлял с обществом. У него есть несущественная часть (все люди) и существенная (воины, правители). Признавал необходимость сохранения рабства. Монархия - хорошо.