Ирод Агриппа I. Царь агриппа Агриппа царь иудейский

Сергей Рысев


Ирод и Агриппа

Начиная с христианского писателя Евсевия Памфила, или Кесарийского (ок. 260 - ок. 340) повелось отождествлять царя Ирода из 12-й главы новозаветных Деяний апостолов с иудейским правителем Агриппой I Великим (41-44). Вот что Евсевий пишет в своей «Церковной истории» (2,10,10): «Если некоторые думают, что есть разногласие в имени царя, то и дела и дни указывают на одного и того же человека. Может быть, переписчик ошибся и переменил имя, а может быть, то же самое лицо носило два имени, как это бывает со многими». Идентификация Ирода с Агриппой I была автоматически принята всеми последующими комментаторами Нового Завета, которых нисколько не смутило различие в именах царей, и теперь в церковной и исторической литературе последний неизменно фигурирует под двойным именем - Ирод Агриппа. Более того, второе имя Ирод было присвоено и его сыну Агриппе Младшему.

Однако внимательный анализ данных, содержащихся в Деяниях, и сравнение их с информацией Иосифа Флавия в его «Иудейских древностях» показывают, что Евсевий допустил ошибку, поставив знак равенства между двумя царями. Сначала обратимся к тексту Деяний и дадим в хронологическом порядке выборку событий, описанных в стихах 11:27-12:22:

«В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий ГОЛОД, который и был при кесаре Клавдии. Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее. Что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла. В то же время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви… Потом он отправился из Иудеи в Кесарию и там оставался... Ирод был раздражен на Тирян и Сидонян; они же… просили мира, потому что область их питалась от области царской. В назначенный день Ирод... сел на возвышенном месте и говорил к ним; А народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его... и он, быв изъеден червями, умер... А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима».

А теперь посмотрим, что Иосиф Флавий сообщает в 19-й и 20-й книгах «Иудейских древностей»:

19,8,2: «Между тем исполнилось три года, как Агриппа царствовал над всею Иудею (44 г. н. э.). Однажды он поехал в город Цезарию (Кесарию)… Тут он устроил игры в честь императора… На второй день игр, рано утром царь явился в театр в затканной серебром одежде… Сейчас же несколько льстецов с разных концов стали… называть его богом… Вскоре затем Агриппа почувствовал, что во внутренностях его начинается сильнейшая боль… Тогда его поскорее перенесли во дворец… Затем, промучавшись еще пять дней страшными болями в желудке, царь умер…


19,9,2: Клавдий сперва немедленно хотел послать молодого Агриппу на место отца его… Однако от этого удержали его пользовавшиеся огромным влиянием вольноотпущенники и приближенные… Поэтому он отправил в качестве наместника над Иудею и всеми владениями Агриппы Куспия Фада...

20,1,3: Тогда же ИРОД, брат покойного Агриппы, управлявший в это время Халкидою, обратился к императору Клавдию с просьбою предоставить ему право заведывания (иерусалимским) храмом, его суммами и назначением первосвященников. Клавдий согласился на это.


20,5,2: Приемником Фада стал Тиберий Александр (46 г.)... В это же самое время случился в Иудее и тот большой ГОЛОД... Тогда же халкидский царь ИРОД сместил первосвященника Иосифа, сына Кемея... Преемником Тиберия Александра стал Куман. При нем умер ИРОД, брат царя Агриппы Великого, на восьмом году правления императора Клавдия (48 г.)».

Сопоставление двух текстов, в каждом из которых упоминается большой голод, наводит на мысль, что Евсевий спутал двух братьев, Агриппу и Ирода Халкидского, введенный в заблуждение малым промежутком времени между кончиной того и другого и, как можно предположить, схожими обстоятельствами их смерти. И Агриппа, и Ирод в Новом Завете заканчивают свои дни в Кесарии, а перед смертью обоих уподобляют богам. Однако в этих обстоятельствах можно усмотреть и явные различия: Агриппе стало плохо, когда он находился в театре, наблюдая за играми, а Ирод занемог во время приема депутации от Тира и Сидона.

Видимо, неточность Евсевия была обусловлена и тем фактом, что у царя Ирода Великого действительно было несколько сыновей, носивших одинаковое имя Ирод, среди которых наиболее известен тетрарх Ирод Антипа. Но следует учесть, что все они родились от разных царских жен. У Агриппы же и Ирода Халкидского, которые приходились деспотичному царю внуками, были общие и отец и мать (Аристовул и Береника), что полностью исключает тождество имен у детей.

Об ошибочности соотнесения царя Ирода с Агриппой свидетельствует и то, что Иосиф Флавий в своих сочинениях ни разу не называет последнего Иродом, в отличие от Ирода Антипы, которого он именует то так, то эдак (например, Древности 17,1,3 и 18,4,5), а в одном случае прямо указывает: «Ирод с прозвищем Антипа» (Война 2,9,1). В Деяниях апостолов Агриппа Младший также неизменно именуется просто Агриппой (Деян 25:13,22 и др.). Имя Ирод не прилагают к Агриппе I и другие ранние источники, такие как Филон (Против Флакка 5,6; О посольстве к Гаю 28,35 и др.), Тацит (Анналы 12, 23) и Мишна (трактаты Биккурим 3,4 и Сота 7,8). Собственно, можно довериться Британской энциклопедии, в которой говорится, что Агриппа назван Иродом только в Новом Завете!

Что касается Ирода Халкидского, то, кроме Иосифа Флавия, его упоминает только один древний источник – Дион Кассий. Вот какая информация содержится в 60-й книге его «Римской истории»: «Он (Клавдий) расширил владения Агриппы в Палестине… и пожаловал ему титул консула, а его брата Ирода он одарил титулом претора и царством. И он позволил им предстать в сенате и выразить ему свою благодарность…» (60,8,2). Иосиф, в свою очередь, приводит указ Клавдия, в котором говорится следующее: «…любезнейшие мне цари Агриппа и Ирод обратились ко мне с просьбою утвердить за всеми римскоподданными иудеями те же права… Это мое распоряжение пусть будет сообщено всем правителям городов… Пусть этот указ будет вывешен в течение 30-дневного срока на видном месте, где каждый сможет прочитать его» (Древ. 19,5,3). Мог ли после этого автор Деяний назвать Агриппу Иродом?!

В Деяниях апостолов вскользь сообщается об особых отношениях царя Ирода с жителями двух ливанских городов – Тира и Сидона (12:20). А Халкида, которой управлял Ирод, брат Агриппы, располагалась как раз вблизи Ливанского хребта (Древ. 14,7,4). В Деяниях сказано, что население этих городов желало мира с царем, поскольку питалось от его области. Это еще раз напоминает о голодном времени и одновременно означает, что данной областью не могла быть Иудея, которая тогда сама страдала от недостатка съестных припасов (см. выше).

Наконец, царь Агриппа отличался мягким характером и милостивым отношением к своим подданным. Иосиф Флавий расхваливает его добродетели, не упоминая ни о каких гонениях в его правление. Волнения начались вскоре после его смерти, когда Иудея была снова превращена в римскую провинцию, а делами иерусалимского храма стал ведать Ирод Халкидский. При прокураторе Фаде был обезглавлен Февда (Древ. 20,5,1; ср. Деян 5:36). При Тиберии Александре были распяты сыновья или ученики (греч. paides) Иуды Галилеянина Иаков и Симон (Древ. 20,5,2; ср. Деян 5:37). В Деяниях, как известно, царь Ирод казнит Иакова Зеведеева и заключает в тюрьму Петра. Попутно заметим, что апостол Иаков и его брат Иоанн отличались весьма воинственным характером (Лука 9:54). Иисус дал им прозвище Воанергес, объясняемое Марком как «сыны громовы» (3:17). В действительности, Воанергес – это трудно узнаваемое написание еврейских слов «бней регеш», которые точнее перевести как сыны возмущения или мятежа.

В качестве заключения можно указать, что правильная идентификация царя Ирода из Деяний апостолов важна не только потому, что она смывает черное пятно с биографии Агриппы, но и потому, что позволяет уточнить время посещения Иерусалима Павлом и Варнавой, визит которых в иудейскую столицу совпал с репрессиями Ирода против христианской церкви и с его кончиной.

Библиография


Еврейская энциклопедия. Т. 1-16. СПб., 1908-1913.
Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993.
Иосиф Флавий. Иудейская война. СПб., 1900.
Иосиф Флавий. Иудейские древности. Т. 1-2. СПб., 1900.
Тацит Публий Корнелий. Анналы. Малые произведения. История. М., 2003.
Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю. Иосиф Флавий. О древности иудейского народа. Против Апиона. М.-Иерусалим, 1994.
Dio’s Roman History. Vol. VII. London, 1981.



Ирод Агриппа I

Ирод Агриппа I, сын Аристовула, внук см. Ирода Великого и его жены Мариамны из династии Маккавеев (см. Маккавеи); братом И.А.I был Ирод, царь Халкиды, сестрой - см. Иродиада . В НЗ И.А.I назван "царем Иродом" (Деян 12) . И.А.I был воспитан в Риме Друзом, сыном Тиберия (см. Тиберий), и после его смерти (23 г. по Р.Х.), лишенный средств к существованию, вернулся в Палестину. Ему помог см. Ирод Антипа , однако со временем отношения между ними были прерваны. В 36 г., снова оказавшись в Риме, И.А.I подружился с Гаем, сыном Германика, позднее ставшим имп. Калигулой. Взойдя на престол (37 г. по Р.Х.), Калигула назначил И.А.I царем над теми областями, к-рые принадлежали тетрарху см. Филипп у, его дяде. В 39 г. по Р.Х., после того как И.А.I предоставил Калигуле доказательства вины Ирода Антипы, последний был отправлен в ссылку, а И.А.I получил власть и над его царством - Галилеей и вост. берегом Иордана. Во время очередной поездки в Рим И.А.I удалось отговорить императора от намерения установить свою статую для поклонения в Иерусалимском храме (40 г. по Р.Х.). В январе след. года Калигула был убит; И.А.I выступил посредником между сенатом и преторианцами, провозгласившими новым императором Клавдия (см. Клавдий), сына Друза. В благодарность за свои услуги И.А.I получил Иудею и Самарию. Т.о. И.А.I объединил под своей властью царство деда - Ирода Великого, и должность рим. наместника была упразднена. Своими преследованиями христиан он добился расположения иудеев. Полит. интересами объясняется отношение И.А.I к христ. церкви в Иерусалиме. По его приказу был казнен Иаков, брат Иоанна и сын Зеведея; он же распорядился заточить в темницу Петра, к-рый был освобожден Ангелом Господним (Деян 12:1-18) . Нек-рое время спустя И.А.I благосклонно принимал в Кесарии льстивое поклонение толпы, к-рая, под впечатлением его царств. вида и изысканного великолепия одежды, объявила его "богом". Вслед за этим И.А.I постигла Божья кара - смерт. болезнь, и в 44 г. по Р.Х. он умер в возрасте 54 лет. Из его детей в НЗ упомянуты см. Ирод Агриппа II , см. Вереника и см. Друзилла ; кр. того, у него был сын Друз и дочь см. Мариамна.


. Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Ирод Агриппа I" в других словарях:

    Агриппа I … Википедия

    Ирод Агриппа II, сын Ирода Агриппы I, брат Вереники (см. Вереника) и Друзиллы (см. Друзилла). В НЗ он назван царем Агриппой. И.А.II родился ок. 27 г. по Р.Х., воспитывался в Риме. После смерти отца 17 летний И.А.II должен был взойти на престол,… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Агриппа II (27 93), царь Иудеи, сын Ирода Агриппы I, внук Ирода Антипы, и правнук Ирода Великого. Четвёртый и последний правитель из династии Иродиад. Воспитанный в Риме, при дворе императора Клавдия, остался после смерти отца 17 летним юношей,… … Википедия

    Ирод Халкидский ивр. הורדוס‎ … Википедия

    Агриппа I (10 г до н. э. 44 г.) сын Аристобула и внук Ирода Великого царь Иудеи с 37 по 44 гг. н. э. Родился в 10 году до н. э. и воспитывался в Риме вместе с сыном императора Тиберия Друзом. Сначала Агриппа перенёс разные превратности.… … Википедия

    Ирод Антипа … Википедия

    Ивр. הוֹרדוֹס‎, лат. Herodus … Википедия

    - ’Ирод а) (Мат.2:1 ,3,7,12,15,16,19; Лук.1:5) Ирод Великий, второй сын идумейского вождя Антипатра, глава семейства царей и правителей Иродов, правивших в Палестине в 1 в. по РХ. В 47 г. до РХ после смерти Антипатра он был назначен Юлием Цезарем… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Ирод - ’Ирод а) (Мат.2:1 ,3,7,12,15,16,19; Лук.1:5) Ирод Великий, второй сын идумейского вождя Антипатра, глава семейства царей и правителей Иродов, правивших в Палестине в 1 ·в. ·по РХ. В 47 ·г. ·до РХ после смерти Антипатра он был назначен Юлием… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

    Ирод Антипа, второй сын см. Ирода Великого от самарянки Малфаки. И.А. воспитывался в Риме вместе со старшим братом Архелаем (см. Архелай), сводным братом см. Филиппом и Манаилом, впоследствии пророком и учителем в христ. общине Антиохии (Деян… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Ирод Агриппа I

Портрет из сборника биографий
Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год)
Царь Иудеи
-44 года
Предшественник: Ирод Филипп II
Преемник: Ирод II
Рождение: 10 год до н. э. (0-10 )
Смерть: 44 год (0044 )
Отец: Аристобул IV
Мать: Кипра
Дети: 1. Друз
2.
3. Береника
4. Мариамна
5. Друзилла

Биография

Агриппа Первый родился в 10 году до н. э. и воспитывался в Риме вместе с сыном императора Тиберия - Друзом. Внук Ирода Великого. Ироды были династией, правившей Иудеей. По происхождению они были идумеями, или эдомитянами. Идумеи считались иудеями, потому что примерно в 125 году до н. э. их заставили сделать обрезание . Он завёл дружбу с разными членами императорской семьи. Одним из них был Гай, более известный как Калигула , который стал императором в 37 году н. э. Вскоре тот провозгласил Агриппу царем Итуреи, Трахонитской области и Авилинеи. Позднее Калигула присоединил к владениям Агриппы Галилею и Перею. Агриппа находился в Риме, когда в 41 году н. э. был убит Калигула. По некоторым сообщениям, Агриппа играл не последнюю роль в том, чтобы урегулировать последовавший за этим кризис. Он принимал непосредственное участие в переговорах между римским сенатом и Клавдием, ещё одним его влиятельным другом. В итоге Клавдия провозгласили императором, и так удалось предотвратить гражданскую войну. Чтобы отблагодарить Агриппу за его посредничество, Клавдий расширил его царские владения, даровав ему Иудею и Самарию, которые находились в подчинении римских прокураторов с 6 года н. э. Так Агриппа стал править такой же по размеру территорией, что и Ирод Великий. Столицей царства Агриппы был Иерусалим, где он снискал благосклонность религиозных руководителей. Говорят, он тщательно соблюдал иудейский закон и традиции, напрмер ежедневно приносил в храме жертвы, читал народу Закон и исполнял «роль ревностного защитника иудейской веры». Но все его утверждения, что он служит Богу, были напрасны, потому что он устраивал гладиаторские бои и языческие представления в театре. По мнению некоторых, Агриппа был «коварным, легкомысленным, расточительным».

Сначала Агриппа перенёс разные превратности. Привыкший к расточительной жизни, он растратил состояние, доставшееся ему от матери, и был вынужден после смерти своего приятеля Друза (в 23 г.) вернуться в Иудею , разделённую тогда на несколько княжеств под правлением потомков Ирода в качестве римских ставленников, и принять у шурина своего Антипа, князя галилейского, подчинённую должность. Но он на этом посту долго не удержался. Впавши в неоплатные долги (он одной римской казне был должен 40000 динарий, за что чуть не попал в долговую башню), он решился вернуться в Рим, чтобы снова испытать там счастье.

Сначала счастье ему не улыбалось. По причине одного неосторожного отзыва о Тиберии он был брошен в темницу, где оставался до смерти Тиберия, но с восшествием на престол Гая Калигулы (37 г н. э.) звезда его засияла. Калигула не только возвратил ему свободу, но и осыпал милостями. Он возвратил ему царский сан и корону, наделил его бывшими владениями тетрарха Филиппа, Батанеей и Трахонеей, к которым впоследствии прибавил ещё земли изгнанного в 39 году Ирода Антипы Галилею и Перею, а преемник Калигулы, император Клавдий , возвратил ему также собственную Иудею и Самарию , так что при Агриппе Иудея была снова объединена и достигла прежнего своего размера.

Агриппа, став царём всей Иудеи, решил завоевать популярность у фарисеев и стал исполнять все предписания иудаизма , за что и превозносится в Талмуде (Ктубот 17а; Мишна Сота, гл. 7, § 8).

Но Агриппа царствовал недолго. В 44 году н. э. он на пиру в Кесарии внезапно заболел и умер 54 лет от роду.

Упоминания в Библии

Литература

  • // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1906-1913.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ирод Агриппа I" в других словарях:

    Ирод Агриппа I, сын Аристовула, внук см. Ирода Великого и его жены Мариамны из династии Маккавеев (см. Маккавеи); братом И.А.I был Ирод, царь Халкиды, сестрой см. Иродиада. В НЗ И.А.I назван царем Иродом (Деян 12). И.А.I был воспитан в Риме… …

    Ирод Агриппа II, сын Ирода Агриппы I, брат Вереники (см. Вереника) и Друзиллы (см. Друзилла). В НЗ он назван царем Агриппой. И.А.II родился ок. 27 г. по Р.Х., воспитывался в Риме. После смерти отца 17 летний И.А.II должен был взойти на престол,… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Агриппа II (27 93), царь Иудеи, сын Ирода Агриппы I, внук Ирода Антипы, и правнук Ирода Великого. Четвёртый и последний правитель из династии Иродиад. Воспитанный в Риме, при дворе императора Клавдия, остался после смерти отца 17 летним юношей,… … Википедия Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Ирод - ’Ирод а) (Мат.2:1 ,3,7,12,15,16,19; Лук.1:5) Ирод Великий, второй сын идумейского вождя Антипатра, глава семейства царей и правителей Иродов, правивших в Палестине в 1 ·в. ·по РХ. В 47 ·г. ·до РХ после смерти Антипатра он был назначен Юлием… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

    Ирод Антипа, второй сын см. Ирода Великого от самарянки Малфаки. И.А. воспитывался в Риме вместе со старшим братом Архелаем (см. Архелай), сводным братом см. Филиппом и Манаилом, впоследствии пророком и учителем в христ. общине Антиохии (Деян… … Библейская энциклопедия Брокгауза

К счастью или к несчастью, влияние семьи на детей бывает сильным и продолжительным. Черты характера и качества передаются из поколения в поколение, и часто дети повторяют ошибки и грехи родителей. В Библии упомянуты четыре царя из Династии Ирода - представители четырёх поколений. Каждый оставил свой недобрый след: Ирод Великий приказал перебить детей в Вифлееме; Ирод Антипа казнил Иоанна Крестителя и участвовал в суде над Иисусом; Ирод Агриппа I убил апостола Иакова; Ирод Агриппа II был одним из тех, кто судил Павла.

Ирод Агриппа I относился к своим подданным сравнительно неплохо. Поскольку его бабушка Мариамна была еврейкой царской крови, народ неохотно, но принял его. Хотя в юности Ирод был на некоторое время посажен в тюрьму императором Тиберием, теперь Рим доверял ему, и он был в хороших отношениях с императорами Калигулой и Клавдием.

Неожиданная возможность повысить свою популярность среди иудеев открылась для Ирода в связи с движением христиан. В церковь стали принимать много язычников. Иудеи терпели это новое учение как секту внутри иудаизма, но их быстрый рост беспокоил их. Гонения на христиан возобновились, не обошли они на этот раз и апостолов. Иаков был убит, Петр брошен в тюрьму.

Но вскоре Ирод совершил роковую ошибку. Во время его визита в Кесарию люди называли его богом, и он принял их славословия. Вскоре он был поражен мучительной болезнью и в течении недели умер.

Как и его дед, отец и наследник-сын, Ирод Агриппа I встретился с истиной, но упустил её. Поскольку религия служила ему только в политических целях, он без зазрения совести принял почести, которых достоин только Бог. Это частая ошибка. Когда мы гордимся своими способностями и достижениями, не признавая в них Божий дар, мы повторяем грех Ирода.

Ценные черты и поступки:

Способный правитель и политик
. Сумел поддерживать хорошие отношения и со своими подданными - иудеями, и с Римом

Слабости и ошибки:

Виновник гибели апостола Иакова
. Арестовал Петра и собирался убить его
. Позволил народу чествовать себя как Бога

Уроки из его жизни:

Тот, кто противопоставляет себя Богу, обрекает себя на гибель
. Принимать почести, которых заслуживает только Бог, опасно
. Наследственные черты могут способствовать добру или злу

Основные сведения:

Место - Иерусалим
. Занятие - поставленный римлянами царь иудеев
. Родственники - дед Ирод Великий; отец Аристобул; дядя Ирод Антипа; сестра Иродиада; жена Кипра; сын Ирод Агриппа II; дочери Вероника, Мариамна, Друзилла
. Современники - императоры Тиберий, Калигула, Клавдий; Иаков, Петр, апостолы

Ключевой стих:

"Но в тот же момент ангел Господа поразил Ирода, потому что он не почтил Бога, и Ирод, изъеденный червями, умер". (IBSNT Деяния 12:23)

Вероисповедание: Рождение: 10 до н. э. (-010 )
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Смерть: (0044 )
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Место погребения: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Династия: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Имя при рождении: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Отец: Аристобул IV Мать: Кипра Супруг: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Дети: 1. Друз
2. Агриппа II
3. Береника
4. Мариамна
5. Друзилла Партия: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Образование: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Сайт: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Автограф: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Монограмма : Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Биография

Агриппа Первый родился в 10 году до н. э. и воспитывался в Риме вместе с сыном императора Тиберия - Друзом. Внук Ирода Великого .

Он завёл дружбу с разными членами императорской семьи. Одним из них был Гай, более известный как Калигула , который стал императором в 37 году н. э. Вскоре тот провозгласил Агриппу царем Итуреи, Трахонитской области и Авилинеи. Позднее Калигула присоединил к владениям Агриппы Галилею и Перею.

Агриппа находился в Риме, когда в 41 году н. э. был убит Калигула. По некоторым сообщениям, Агриппа играл не последнюю роль в том, чтобы урегулировать последовавший за этим кризис. Он принимал непосредственное участие в переговорах между римским сенатом и Клавдием , ещё одним его влиятельным другом. В итоге Клавдия провозгласили императором, и так удалось предотвратить гражданскую войну. Чтобы отблагодарить Агриппу за его посредничество, Клавдий расширил его царские владения, даровав ему Иудею и Самарию, которые находились в подчинении римских прокураторов с 6 года н. э. Так Агриппа стал править такой же по размеру территорией, что и Ирод Великий. Столицей царства Агриппы был Иерусалим, где он снискал благосклонность религиозных руководителей. Говорят, он тщательно соблюдал иудейский закон и традиции, например ежедневно приносил в храме жертвы, читал народу Закон и исполнял «роль ревностного защитника иудейской веры». Но все его утверждения, что он служит Богу, были напрасны, потому что он устраивал гладиаторские бои и языческие представления в театре. По мнению некоторых, Агриппа был «коварным, легкомысленным, расточительным».

Сначала Агриппа перенёс разные превратности. Привыкший к расточительной жизни, он растратил состояние, доставшееся ему от матери, и был вынужден после смерти своего приятеля Друза (в 23 г.) вернуться в Иудею , разделённую тогда на несколько княжеств под правлением потомков Ирода в качестве римских ставленников, и принять у дяди своего Антипы, князя галилейского, подчинённую должность. Но он на этом посту долго не удержался. Впавши в неоплатные долги (он одной римской казне был должен 40000 динарий, за что чуть не попал в долговую башню), он решился вернуться в Рим, чтобы снова испытать там счастье.

Сначала счастье ему не улыбалось. По причине одного неосторожного отзыва о Тиберии он был брошен в темницу, где оставался до смерти Тиберия, но с восшествием на престол Гая Калигулы (37 г н. э.) звезда его засияла. Калигула не только возвратил ему свободу, но и осыпал милостями. Он возвратил ему царский сан и корону, наделил его бывшими владениями тетрарха Филиппа, Батанеей и Трахонеей, к которым впоследствии прибавил ещё земли изгнанного в 39 году Ирода Антипы Галилею и Перею, а преемник Калигулы, император Клавдий , возвратил ему также собственную Иудею и Самарию , так что при Агриппе Иудея была снова объединена и достигла прежнего своего размера.

Агриппа, став царём всей Иудеи, решил завоевать популярность у фарисеев и стал исполнять все предписания иудаизма , за что и превозносится в Талмуде (Ктубот 17а; Мишна Сота, гл. 7, § 8).

Но Агриппа царствовал недолго. В 44 году н. э. он на пиру в Кесарии внезапно заболел и умер 54 лет от роду.

Упоминания в Библии

Напишите отзыв о статье "Ирод Агриппа I"

Примечания

Литература

  • Агриппа I // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1908-1913.