Интервью с оксаной фандерой. Оксана Фандера: «Мне хочется узнать о себе что-то новое Когда ваш сын поступал, вы были готовы, что в случае неудачи он пойдет в армию, – вы говорили об этом в одном из интервью

Извините, чуть-чуть опоздала...» Оксана Фандера усаживается за столик, выкладывая на него предметы первой необходимости: ключи от машины, телефон, пачку сигарет. «Я только что со съемок, дадите мне пару минут, ладно?» Она прячет лицо в ладонях, безжалостно ероша волосы пальцами. И становится вдруг почти миниатюрной: мне всегда казалось, что она как-то больше и, уж во всяком случае - выше ростом. Пока я с присущей мужчинам сообразительностью дохожу до мысли, что в жизни раньше видел Фандеру только на каблуках, а кино и телеэкран всегда работают как увеличительные стекла, она выпрямляется и отнимает руки от лица. Тонкого, безупречно очерченного, почти сухого и почти слишком правильного - если бы не живые и смешливые карие глаза. Потом уютно устраивается на ресторанном диванчике с ногами (подтверждая мою гениальную догадку насчет каблуков, то есть их отсутствия!) и улыбается: «Ну вот, я готова».

Psychologies: Вас очень редко можно встретить на многолюдных светских мероприятиях. Оксана, вы вообще любите людей?

Хм... Да, люблю. Они могут иногда мешать или раздражать, но ведь за каждым из них стоит... любовь. Каждого человека кто-то любит, понимаете? Мужчина, женщина, дети, родители. Надо только уметь разглядеть эту любовь за каждым человеком.

Фильм, в котором вы сейчас снимаетесь, не о любви случайно?

О. Ф.:

О нет! (Смеется.) Я снимаюсь в фильме про шпионов. Это первый у меня такой опыт. 12 серий, но есть надежда, что получится качественное кино. Не сериал, а именно многосерийный телевизионный художественный фильм. Мне нравится режиссер Дмитрий Черкасов, я с ним уже работала в фильме «Долина роз». Он хорошо реагирует на мои предложения.

Для вас это важно? Говорят, многие режиссеры этого не любят.

О. Ф.:

Не знаю, мне кажется, что на месте режиссеров я бы этому радовалась. Ведь творчество лучше исполнительства. Этим мне и нравится моя профессия. Мне нравится оживлять бумажные истории, делать из плоского 3D. Как в детстве - когда читаешь книжку и оживляешь в воображении ее персонажей.

Но, согласитесь, при этом экранизации редко бывают удачными.

О. Ф.:

Соглашусь. Каждый представляет героев по-своему. Но я же не про экранизации говорю, я про кино вообще. Есть придуманный персонаж в сценарии. И моя задача - сделать его живым. А экранизации я, кстати, все равно люблю - как раз потому, что знаю, как это трудно. Мне всегда интересно, как режиссер и актеры справятся, что они придумают. И иногда ведь получается! Мне, например, очень нравится английский сериал «Шерлок Холмс» с Бенедиктом Камбербэтчем. Я считаю, это просто выдающаяся экранизация. Конечно, лучше Ливанова Шерлока Холмса быть не может, но этот свежий взгляд, это умение так безупречно внедрить истории столетней и даже больше давности в наше время - это потрясающая работа. И прекрасные актеры, конечно.

А из экранизаций с вашим участием какая вам нравится? Наверное, «Огни притона»?

О. Ф.:

Да, у меня особые отношения с этим фильмом, я очень его люблю. И не только сам фильм, а все, что с ним связано. Хотя интересно: когда режиссеру Александру Гордону впервые предложили попробовать меня на роль, он, уже два года пытавшийся найти актрису, замахал руками: «Нет-нет, она же очень гламурная!» Но вообще, если честно, я до сих пор не видела фильм целиком, до конца. И не только его - так происходит почти со всеми моими фильмами.

«ТВОРЧЕСТВО ВСЕГДА ЛУЧШЕ, ЧЕМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО, ЭТИМ МНЕ И НРАВИТСЯ МОЯ ПРОФЕССИЯ»

О. Ф.:

Может быть, боюсь. Актер ведь никогда не знает, что получится в результате. Он знает сюжет, знает историю, он может в ходе съемок поймать какую-то свою ноту. Но совершенно не факт, что она сохранится в монтаже, что на этой ноте будет играть режиссер. Но на самом деле даже не это главное. Просто я - человек процесса, а не результата, мне важно то, что происходит сейчас. Остальное уже неинтересно.

Вы хорошо себя знаете?

О. Ф.:

Пожалуй... Но мне было бы любопытно узнать о себе что-то со стороны: от кого-то, кто внимательно бы за мной наблюдал, слушал, что я говорю, следил за жестами - а потом рассказал, какая я есть и почему.

А вы никогда не думали с этой целью обратиться, например, к психоанализу?

О. Ф.:

Обязательно бы обратилась, вот только не считаю это свое отношение к жизни проблемой. Наоборот, мне нравится. Постойте, кажется, я нашла ключевое слово! Как все-таки здорово давать интервью психологическому журналу: узнаешь что-то новое о себе самой! (Смеется.) Так вот, ключевое слово - «амбиции». Кажется, у меня их вообще нет, я не понимаю, что это такое. А было бы интересно узнать: как с ними живут люди? Что они чувствуют? Наверное, я смогла бы в этом разобраться, если бы мне предложили роль карьеристки. Вот тогда, погрузившись в эту роль с головой, я бы все узнала. Но пока мне такой роли не предложили. И я не понимаю, к чему, по большому-то счету, надо стремиться. Много денег, много славы? И что? Ну вот мы с вами сидим в хорошем ресторане. И можем, если захотим, заказать все блюда, какие есть в меню. И наверное, если постараемся, сможем съесть хотя бы часть, хотя бы самые вкусные. А остальные - попробуем. Но потом-то мы все равно встанем и уйдем! Вы понимаете, о чем я?

Даты

  • 1964 Родилась в Одессе.
  • 1979 Снялась в эпизодической роли в телефильме «Приключения Электроника».
  • 1984 Окончив школу, поступала в ГИТИС, но не прошла по конкурсу.
  • 1987 Приняла участие в первом в стране конкурсе красоты «Московская красавица».
  • 1988 Снялась в фильме «Утреннее шоссе». В этом же году вышла замуж за Филиппа Янковского и получила от Анатолия Васильева приглашение на его курс в ГИТИС.
  • 2011 За роль в фильме «Огни притона» получила специальный диплом жюри фестиваля «Кинотавр», номинировалась на премии «Золотой орел» и «Ника».

Кажется, да. Будь вы амбициозны, снимались бы во много раз больше, не сходили бы с телеэкрана и страниц светских хроник…

О. Ф.:

Насчет светских хроник: дело не в амбициях. Мне просто скучно на всех этих мероприятиях. Мы с Филиппом (Янковским, мужем актрисы. - Прим. ред.) и на премьеры не ходим именно поэтому. Ну, если только очень близкие друзья и очень просят поддержать. Но обычно если мы ждем какого-то фильма, то идем на следующий после премьеры день.

То есть у вас нет внутренней потребности показаться в новом платье или принять перед объективами удачную позу...

О. Ф.:

Нет! Только поймите правильно: я признаю за другими право чувствовать и вести себя иначе. Моя ирония - именно по отношению ко мне самой, к тому, как я все это воспринимаю. А насчет съемок вы правы. Я уже говорила об этом в разных интервью, хотя и не думала про амбиции. Есть несколько пунктов, по которым я проверяю себя. Если я пугаюсь, если не знаю, как сыграть роль, если героиня очень далека от меня настоящей - то у такого проекта очень много шансов услышать мое «да». И чаще это как раз оказываются авторские, не очень коммерческие проекты. Мне так интереснее.

Вы - красивая, успешная женщина, у вас прекрасная семья, вы живете в достатке. Возможно, у многих появится соблазн предположить, что вы просто можете себе это позволить - делать лишь то, что хочется, играть лишь те роли, которые интересны…

О. Ф.:

А знаете что я отвечу? Что я живу так, как вы описали, именно потому, что воспринимаю жизнь так, как описала я. Если человек вынужден вечно бороться и пробиваться, то он, возможно, занят не своим делом? Или страдает от тех самых слишком больших амбиций? Я верю, что каждый из нас наделен своим талантом - это мое просто железобетонное убеждение. И талант нужно реализовать. Открыть в себе возможность творить, чем бы мы ни занимались: творчество в любом деле возможно. Иначе и денег не будет, и счастливыми мы не станем. Так я это вижу, в это я верю. Ведь если нет денег - то их же нет по какой-то причине? И возможно, это просто испытание, знак того, что пора перестать метаться и биться в закрытую дверь, а вместо этого присесть перед открытым окном и подумать: чего я на самом-то деле хочу? И еще одно: если человек сердится, если ему кажется, что он один такой несчастный, а все вокруг счастливые, то лучше не станет. Так он только притягивает негатив.

А были в вашей жизни какие-то ситуации, когда все же приходилось бороться, стиснув зубы, что-то преодолевать?

«ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ВСЕ ВРЕМЯ ВЫНУЖДЕН БОРОТЬСЯ, ВОЗМОЖНО, ОН ПРОСТО ЗАНЯТ НЕ СВОИМ ДЕЛОМ?»

О. Ф.:

Странное дело, не помню. Может быть, память у меня такая услужливая, что стирает эти моменты, как ластиком… Но мне кажется, что нет. Наверное, я просто не из тех, кто сдвигает валуны с пути, а из тех, кто их обтекает, как поток. Я не поступила на актерский в свое время. И сказала себе: значит, и не надо. Будет нужно - придет. И профессия действительно пришла сама. Сначала - съемками, а потом и предложением от режиссера Анатолия Васильева, который позвал меня на свой курс в ГИТИС. И удачно выйти замуж я никогда не мечтала. Полюбила Филиппа - и вышла. Как-то так получается, что моя доморощенная философия работает.

К этой философии вы пришли самостоятельно или в ней есть и вклад ваших родителей?

О. Ф.:

Знаете, отца я в последний раз видела, когда мне было 14 лет, а до этого, кажется, в три года. Так что его вклад - скорее гены. А мама… Мама мне доверяла. Может быть, потому что я так вела себя, что она чувствовала: мне можно доверять. Но она никогда не контролировала меня. Довела до определенного возраста, убедилась, что я умею пользоваться вилкой и ножом, знаю, как себя нужно вести, прочла какое-то количество книг - и… Безусловно, она понимала, что есть и какие-то черты характера, которые могут мне в жизни мешать, но она была очень деликатна. Она предоставила мне свободу, и я решала сама. Сама устроилась на работу секретарем в Дом моды Зайцева в 16 лет, соврав, что мне уже 17, сама надумала участвовать в конкурсе красоты. Сама поступала на актерский - и не поступила. Свой путь, все нормально.

Ваши дети получили ту же степень свободы? Стать актерами - их решение?

О. Ф.:

Да, Иван несколько лет назад поступил в РАТИ, а Лиза в этом году - в Школу-студию МХАТ. Конечно, это их решение. Просто понятно, что в актерской семье больше шансов на то, что и ребенок станет актером - хотя бы попробует стать. Разве в семье врачей или журналистов иначе? Дети растут в этой атмосфере. И если считают, что им это годится, значит, должны попробовать. Единственное, что я говорила сначала Ване, а потом и Лизе: я не мешаю. Но и не помогаю. Лиза прошла по конкурсу во все театральные вузы, куда подала документы. Выбрала МХАТ. Ну что же, теперь я посмотрю, как у нее все получится.

Когда ваш сын поступал, вы были готовы, что в случае неудачи он пойдет в армию, - вы говорили об этом в одном из интервью?

О. Ф.:

Да, говорила и могу подтвердить. Это ведь тоже свой путь. Хотел поступить и знал, что будет, если не поступит. Зачем же вмешиваться? Если совсем начистоту, наверное, мне было бы трудно. И если бы так все и вышло, но в этот момент шла война где-нибудь в Афганистане или Чечне, я бы обзвонила всех друзей-знакомых и сделала все, чтобы его не отправили именно туда. Но просто пойти служить - нет, этому я бы не препятствовала. Возможно, это детство во мне до сих пор играет, но мне кажется: если ты чувствуешь себя открытым и уверенным, вряд ли что-то очень плохое может с тобой произойти. Можете считать это моей дурацкой наивностью, но мне кажется, то, чего мы боимся, с нами и происходит. Страх - такой же магнит, как и ненависть, как и зависть.

Не все же чего-то вы сами боитесь?

О. Ф.:

Я боюсь летать на самолетах. И вы не представляете, как я от этого страдаю. Но интересно: когда летят мои дети, я абсолютно спокойна. Эта моя программа страха распространяется только на меня. Я давно поняла: если чего-то боишься, самое худшее - переносить свой страх на другого человека. И еще: при всем моем страхе, если что-то, не дай бог, случается у кого-то из друзей, если кому-то срочно нужно помочь - я сажусь и лечу не задумываясь.

«НАДО РАЗВИВАТЬСЯ, НЕ СТОЯТЬ НА МЕСТЕ! ПО-МОЕМУ, ЭТО ГЛАВНОЕ»

А за что детям от вас достается?

О. Ф.:

Достается, если чувствую, что они впустую и с удовольствием тратят время. Вот тогда… Я не вижу себя со стороны, но, видимо, у меня появляется очень характерный взгляд. Потому что сразу следует реакция: «Так, спокойно, что мне сделать? Книжку пойти почитать, да?» Да, почитать, послушать, подумать - что угодно, только не «тупить»! Нельзя останавливаться в развитии. Не надо бояться оступиться, свернуть не туда. Стоять на месте - вот самое страшное. Ну, и раньше иногда доставалось по денежным поводам, я с этим очень воевала. Сейчас уже победила, надеюсь, но сражения были. Помню, Ваня с папой однажды вернулись домой. В очень дорогом магазине они купили Ване кучу одежды. А Ване было лет, наверное, двенадцать. Я посмотрела на вещи, посмотрела на ценники. И спросила: «Чек сохранился?» - «Да». - «Вот и хорошо, а теперь езжайте и отвезите все обратно». Это же важно, очень важно понимать, тем более подростку: ты выделяешься и заслуживаешь уважения не одеждой.

И как к этому отнесся ваш муж?

О. Ф.:

Филипп? Он усмехнулся и сказал Ване: «О! А я что тебе говорил? Поехали».

Oксана Фандера не производит впечатления актрисы, для которой карьера превыше всего. И не производит впечатления жены и мамы, для которой, кроме семьи, ничего нет. Она вообще не производит впечатления - это не ее занятие.

Работа на фотокамеру не приносит ей особого удовольствия, и она честно об этом говорит: “Фотография неподвижна, а у меня природа другая. Меня нужно ловить, я не люблю “держать” эмоцию на лице. Застывшая улыбка - это же гримаса”. На лице Оксаны Фандеры и правда ничего не застывает, эмоции несутся наперегонки, сбивая друг друга с ног. И ни одна не таится: по этому лицу можно читать - там не тайнопись, а вполне прозрачный текст. В том числе, подозреваю, попадаются и неприятные для тебя слова и выражения, но я, к счастью, ничего такого не вычитал. “Я вообще человек процесса, а не результата. Мне результат с самого начала как-то не очень важен. Если поделить всех людей на коммерческих и нет, то я - из числа вторых”.

Это понятно. Достаточно взглянуть на ее фильмографию - была бы коммерческой, там пестрело бы от названий, те же сериалы толпились бы шумною толпой. А у Фандеры работ - всего ничего. Из последних, и, пожалуй, самая значительная - Игла в “Статском советнике”. Филипп Янковский, ее муж и режиссер этого фильма, поначалу жену-актрису в роли Иглы не видел. Но она настояла, убедила и доказала, что сумеет сыграть свою полную противоположность - человека результата, даже фанатика результата, террористку с сухим взглядом и бескровными губами. Грим занимал шесть минут. “Рекорд для книги Гиннеса, - гордится Оксана. - Мы по часам засекали. Просто смывали лицо и забирали волосы в пучок. И все”.

Игла исполнена ею так, что банальный вопрос - отчего все же так обидно короток список названий в фильмографии актрисы Фандеры? - возникает сам собой. Но это вопрос к тем, кто предлагает. Она избирательна: берется только за то, что ее зажигает. Да еще - это опять о коммерции - в договоре со своим актерским агентом настояла на пункте: в учебных фильмах молодых режиссеров из ВГИКа или с Высших курсов снимается бесплатно. “Интересно, что вы услышали от агента?” - “Она посмотрела на меня тяжелым взглядом и спросила: ты сумасшедшая? Но я выдержала этот взгляд и повторила: я так хочу”. - “Я могу ее понять. От вашего гонорара зависит ее процент”. - “Ну, у нее ведь много других, здравомыслящих актрис, так что она вряд ли внакладе... В какой-то момент она поняла меня. Или приняла. Не надо понимать - ты просто прими и скажи: ладно, пусть будет одна такая, странная”. И Оксана хохочет.

С ней, одной-такой-странной, столько всего уже успело в жизни произойти, что другим, не таким и не странным, на три века хватит. Повороты были лихие - покруче, чем переезд из любимой Одессы в неродную Москву, с которой ее примиряют только семья и друзья. Занять призовое место в первом конкурсе “Московская красавица”, а через несколько лет оказаться в ученицах у режиссера Анатолия Васильева - схимника, затворника, лабораторного театрального ученого. Это даже не поворот. Это вираж такой повышенной лихости, что искры из-под колес. Кстати, именно уроки Васильева - я предположил, а Оксана кивнула - утвердили ее в том, что результат заведомо ничтожнее процесса. Именно из его закрытой театральной школы выходят с такими убеждениями: “Мне во всем этом интересна я сама. Куда я двигаюсь и как. Я занимаюсь исследованием исключительно самой себя”. Кстати, а как быть с мнением других о ней? Оно хоть сколько-нибудь важно? Нет, нисколько. “Я даже не могу себе представить, что вообще обо мне думают и говорят. Вот ей-богу”.

Так было, однако, не всегда. Так стало после “Московской красавицы”, которая для Оксаны обернулась не только победой, но и ударом. “Я не была готова к такому повышенному вниманию, и не просто вниманию, а с прозрачными полунамеками. К такому количеству сплетен о себе. Оказалось, вся Москва меня знает, причем близко. Ну, вы понимаете, о чем я. Все друг другу рассказывали, с кем я и когда. Была бы я тогда взрослой - с улыбкой бы все это выслушала, но когда тебе восемнадцать... Дошло до того, что я в какой-то момент была готова выбежать на Красную площадь и прокричать, что я не такая, что у меня совершенно другая жизнь, все другое”. - “Что вас удержало?” - “Поймав себя на этой мысли, я сказала: стоп. Остановись. Не обращай внимания, не замечай - иначе всю жизнь будешь зависеть от представлений о тебе. Вот, послал мне бог эту мудрость. Я же тогда умных книжек не читала - просто увидела, почувствовала, поняла. Поняла, что жить, постоянно думая о том, как правильно и как должно быть, не хочу и не буду. Чтобы в одной компании вести себя так, в другой - эдак, на переговорах - еще как-то... Моя хулиганская природа с детства против этого бунтовала. А когда я все про себя поняла, то выдохнула: хватит. Я - другая”. “Ну, хотя бы минимальные нормы все же учитываете?” - осторожно осведомляюсь я для порядка. “Что вы имеете в виду? Не хожу ли я посреди улицы в туалет?” - и Оксана, только что тихая и серьезная, опять весело хохочет. Одна такая, странная.

Она замужем, у нее двое детей, и родители мужа так и значатся в ее записной книжке как родители. Своих папы с мамой уже нет на свете. А когда погибла сестра - никого не осталось. “На мне заканчивается мой род, - говорит она. - Я одна Фандера. Больше нет”. - “Вообще нет?” - “Вообще. Приятели, умеющие искать по сети, искали, но не нашли. Это грустно. Такая красивая фамилия, неизвестно что означает, и ее уже не будет”. Тут можно было бы завести речь об ответственности перед родом и фамилией, но Оксана этих разговоров и этих мыслей не любит. Считает, что они загоняют в комплекс, а это совсем не тот угол, где чувствуешь себя свободно. “Я и детям никогда не втолковывала, что они должны нести свою фамилию с гордостью, что обязаны хорошо учиться, чтобы не уронить ее честь, и так далее. Потому что это, с одной стороны, возвышает ребенка над остальными, а с другой - он начинает бояться, что не сумеет соответствовать”. У ее детей, Вани и Лизы, само собой, папина фамилия - они Янковские. По отчеству они Филипповичи, а их папа, соответственно, Олегович. Как-то раз Оксане рассказали, что Ваня, тогда еще маленький, выступил перед друзьями на тему “А вот мой дедушка...” Она поговорила с сыном тет-а-тет, спокойно и жестко. Больше не повторялось.

Оксана вообще строгая мама. “Не просто строгая, а очень, - уточняет она. - И при этом воспитатель из меня никакой, правда-правда. Бывают асоциальные люди, а я - апедагогичная. Как только дети стали немного понимать, что к чему, я им сказала: воспитывать вас не умею. Могу с вами дружить”. - “Но дружба, как я понял, не исключает принятия мер в случае чего?” - “Конечно. Представляю, как это сложно для них. Друг, который наказывает, да? Так и есть, так и есть...” От детей она не стала скрывать, что в школе у нее по физике-математике были “тройки”. “Зачем я буду врать, что это не так, если по мне все видно? Ваня сказал бы: мама, не валяй дурака. Или попросил бы извлечь какой-нибудь корень - и тут же меня поймал бы”. Наверное, и про свой вечный “неуд” по поведению тоже рассказала. “Я никогда не отличалась особенным хамством, не старалась унизить учителей кнопками на стуле или хлопушками за спиной. Но усидеть на месте не могла”. - “И смотать с уроков - тоже запросто?” - “О чем вы, это минимум. Мне ничего не стоило весь класс на это дело подбить. Уходили все”. Тогда в одесских школах урок украинского языка в школе не был обязательным. Если родители писали заявление о том, что они в силу незнания украинского не способны помочь своему ребенку им овладевать, то ребенка от занятий освобождали. С Оксаной все было иначе. Учительница подошла к ней сама и, чеканя каждое слово, произнесла: “Прошу тебя. Пусть твоя мама напишет заявление. Что не может тебе помогать по моему предмету. Чтобы ты на мои уроки не ходила. Очень тебя прошу. Пожалуйста”. Мама вошла в положение учительницы, просьбу выполнила, и Оксана получила возможность лишний час гонять по школьным коридорам, пока друзья корпели над украинской мовой. Она и первую роль в кино получила за неугомонность - в фильме “Приключения Электроника”, без которого у нас уже четверть века ни одно детство не обходится. Будете пересматривать - заметите вредную девочку, которая издевается над рыжим Чижиковым: “Ну что, Рыжиков, опять не приняли тебя в хор?” Сначала их с сестрой просто отобрали в класс Электроника-Сыроежкина, но потом Оксана сделалa так, что режиссер Бромберг просто не мог оставить ее без роли, хотя бы маленькой. “Я подошла к нему и говорю: вы не против, если мы поднимем вас на пальцах? Он удивился, растерянно сказал: ну, давайте. Я сколотила компанию из четырех человек, включая себя. Мы усадили его на стул... Честно, я до сих пор не знаю, как работает этот метод. Но он работает. Сначала надо сосредоточиться. Для этого восемь рук в полной тишине делают над головой объекта специальные пассы. Потом двое просовывают пальцы под мышки, двое - под колени. И поднимают. Мы подняли Бромберга над головой. Он - мужчина не маленький, мы - дети легкой весовой категории. Но мы подняли”.

В боевой Оксане бушуют три крови: украинская, цыганская и еврейская. “Папа был хохол и цыган, но я еврейка, потому что по маме”. - “Ну да, по еврейским законам. А я как раз по маме получаюсь русский, хотя она сама только половинка”. - “Считайте, что вы еврей. Неважно, папа-мама. Это где-то глубоко внутри. Знаете, как можно узнать? Вот я сейчас перестану улыбаться, и вы тоже. Просто не будем улыбаться, выдержим паузу. У евреев особый взгляд. В этом взгляде есть печаль. Всегда. Поэтому у меня два состояния, без переходных. Я либо смеюсь, либо умолкаю - и тогда мeня спрашивают: у тебя что-то случилось? ты себя плохо чувствуешь? Нет, говорю, я просто замолчала”.

Встречу с Оксаной Фандерой THR планировал давно. Но она упорно настаивала на том, чтобы дождаться важной для нее роли. Наконец все совпало: у Оксаны сразу два серьезных проекта — космическая драма «Салют-7» и криминальный ретросериал «Неуловимые» . Плюс юбилей! Главный редактор Мария Лемешева встретилась с актрисой и узнала не только тайны съемочных площадок, но и рецепт воспитания детей, а также долгоиграющей любви.

Оксана, ты из тех редких актрис, которые, получив популярность, решают не мелькать везде, а, наоборот, становятся крайне разборчивыми в выборе ролей и мероприятий. А ведь для актрисы «ждать» — большой риск…

Я соглашаюсь на проект, если мне что-то кажется любопытным. У меня есть только интуиция и желание находиться в качественном процессе. Мой мастер Анатолий Александрович Васильев с самого начала затачивал нас, как карандаши, на процесс, а не на результат. Должно быть хорошо, трудно, интересно, вот и все.

Я очень люблю твою Любу в «Огнях притона», под впечатлением от небольшой, но такой яркой Иглы в «Статском советнике» — особенно от сцены перед взрывом, когда жесткая героиня-революционерка становится хрупкой, ранимой девушкой, мечтавшей всего-то о любви. А тебе какой персонаж особо дорог?

«Огни притона» очень люблю. А почему… Просто так встали звезды в то лето: я остро стала чувствовать потребность в благодарности своей маме и городу, который для меня абсолютно как живой человек. Мамы на тот момент уже несколько лет как не было. И тут появился Александр Гордон, у которого тоже была потребность. Своя. Его отец Гарри Борисович написал изумительную повесть, по которой Александр решил делать фильм, и мы совпали в желании поблагодарить близких нам людей и родные места. Мы не репетировали — мы разговаривали, мы просто получали удовольствие. Саша, помню, позвал меня к монитору, я подошла и вздрогнула, потому что увидела там маму… Иглу обожаю. Я хотела роль на сопротивление — то, что совсем не органично для меня. Мы сделали фотопробы, и, когда они были готовы, я предложила: давайте меня просто умоем, затянем волосы в хвост, нарисуем веснушки, и больше не будет ничего. И меня утвердили. Ты привела правильные примеры: мне нравятся эти работы, потому что они дают возможность, обсуждая результат, с радостью вспоминать процесс — сложный, но качественный.

А чем подкупил «Салют-7»?

Захотелось окунуться в то, чего никогда не было бы в моей жизни. Я категорический трус, когда дело касается высоты: то есть все, что собой представляет полет — начиная с лифта и заканчивая самолетами, не говоря уже о ракетах, — для меня... ммм... испытание. Но мысль, что люди это делали, делают и даже получают удовольствие, заставила решиться и отнестись к предложению как к неким сеансам психоанализа — возможно, находясь внутри скафандра и наедине со своими страхами, я смогу преодолеть мучительные для меня фобии. В общем, я приняла этот вызов. (Смеется.)

Оксана Фандера в «Салют-7»

Фильм начинается со сцены, в которой твоя героиня — списанная частично с героя космонавтики Светланы Савицкой — работает в открытом космосе. Приоткрой тайну: сложные трюки сама выполняла?

Я не готовилась специально, но все делала сама. Должна тебе сказать, работать в скафандре очень сложно: нестерпимо жарко, душно, он сковывает движения. В огромном ангаре построили специальные механизмы, которые опускали и поднимали нас на тросах. Надо было имитировать состояние плавности, как при невесомости. Люди в космосе, в безвоздушном пространстве, находятся немного в эмбриональной позе, поэтому меня, например, пристегивали к стулу, чтобы была такая правильная пластика тела.

Скоро выходит сериал «Неуловимые» . Там у тебя роль очаровательной воровки. Учитывая твою щепетильность в выборе ролей, чем так зацепила Фирочка?

Фирочка… Эсфирь Леонидовна Фатинсон… Французский шик и одесские манеры. И безграничная преданность своему любовнику. И тотально-фатальная любовь к риску… Вообще, ключом к моей натуре является слово «Одесса». Как только в разговоре появляется город, в котором я родилась и выросла, я поворачиваюсь, начинаю пристально смотреть человеку в глаза и говорю: «Продолжай…» Володя Виноградов именно с этого и начал знакомство со мной. Режиссер, который, надо заметить, никогда до этого проекта не был в Одессе, умудрился найти такие правильные слова, что я поверила: этот город, эту уникальную человеческую среду, эту природу юмора он знает, чувствует так же, как я. Плюс блестящий цех по костюмам, потрясающие гримеры! Это когда ты понимаешь, вот оно — настоящее творчество!

В сериале эстетика 50-х. Тебе очень к лицу оказался образ — шляпки, шифоновые платья, фильдеперсовые чулки. А в жизни какой стиль предпочитаешь?

Я не особо слежу за модой. Иногда мода следит за мной, потому что, когда я хулиганю или одеваюсь как-то совсем уж небрежно, спустя какое-то время мои друзья и знакомые говорят: круто, наверное, это модно! (Смеется.) Мне кажется, одежда — так же, как речь, — средство самовыражения. И если тело — одежда души, то, наверное, и одежда является одеждой не столько для тела, сколько для души. Поэтому, выбирая наряд, смотрите не только в зеркало, но и вглубь себя — ваши ощущения вас не обманут.

Оксана Фандера в «Неуловимых»

Ты стала известна на всю страну как финалистка первого конкурса красоты в СССР в 1988 году. С тех пор за тобой прочно закрепился образ соблазнительной красотки. И вот как раз после «Статского советника» стало понятно, что ты готова экспериментировать с внешностью. Скажи, решилась бы, например, как Шарлиз Терон набрать 20 килограммов, когда та готовилась к работе в фильме «Монстр»?

Ну, давай так: я тебе на все отвечаю — да! (Смеется.) Я ничего не боюсь. Не думаю, что, если вас кто-то когда-то назвал красивым, это догма. Кто-то, наоборот, возможно, смотрит на меня и думает: «Как она ужасна». Я не смогу ответить на вопрос, что бы мне хотелось сыграть. Я только умею говорить «спасибо» за то, что получаю. Уверена, есть силы, которые ведут нас: назовите их как хотите, Бог, Свет. Просто кто-то говорит: «Я сам», и тогда Свет говорит: «Окей, я пока немного в стороне подожду, пока ты сам…» А кто-то говорит: «Я полностью доверяю тому, что со мной происходит. Знаю, что я всего лишь средство…» Вот и мне кажется, что если через меня удается что-то сказать, выразить, то я готова быть проводником.

И раз уж речь зашла о красоте: ты мама двоих взрослых детей стройна, молода, сексуальна. Кроме генетики что еще в твоем арсенале?

В моей ДНК есть улица Карла Маркса, угол улицы Дерибасовской, вот и все. Я не занимаюсь спортом, я чрезвычайно ленива. Я тот самый нервический тип женщины, которая, когда переживает, не ест вообще, просто не может.

Хотя большинство поступает наоборот.

Зато большинство потом, когда все хорошо, может держать себя в руках, а я ем, и, Маша, тебе не надо видеть, какое количество еды я могу съесть! (Смеется.)

Твой супруг — Филипп Янковский — талантливый режиссер и актер. Вы нередко работаете вместе. Это не приводит к каким-то ненужным для семьи спорам или, наоборот, это вас сближает?

У нас с Филиппом есть негласное правило: я не читаю сценарии его фильмов, если он сам мне не предлагает. То есть нет такого: почитаю, а потом за чашкой чая скажу: «А может быть, это я, милый?» Я четко понимаю: если режиссер не предлагает, значит, меня там просто не видит. И, если честно, Филипп с большой неохотой, такое было ощущение, брал меня в свои картины. (Смеется.) Так получалось, что я каждый раз выручала либо его, либо актрису. Но должна сказать: работать с ним — отдельное удовольствие. И как с режиссером — он предельно точно всегда знает, какой результат ему нужен, и как с актером — он прекрасный артист и тонкий, очень деликатный партнер.

Пару лет назад вы с Филиппом отметили серебряную свадьбу, что в наше время в среде творческих людей — уже событие. Когда я брала интервью у твоего мужа, он с большой любовью и признательностью говорил о тебе. В чем сила вашей любви?

Ты знаешь… это как веревка, белье и прищепка — все друг для друга. Веревка без белья не нужна на улице. Белье без веревки не будет висеть. Но белье не будет висеть на веревке, если не будет прищепки. И кто из них что друг для друга… Наши отношения — это определенная форма игры, детской игры. Мы получаем удовольствие от того, как мы существуем рядом. У нас нет долженствования, у нас нет той системы координат, которая обычно принята в семье. И мы продолжаем учиться друг у друга каким-то очень важным для роста каждого из нас вещам.

Особая гордость мамы — дети. Сын Иван уже стал звездой, причем заслуженно. Недавно наш журнал вручил ему приз как «Событию года» в кино. На подходе работы Лизы. Ты строгая мама?

Строгая, даже, возможно, чрезмерно. Была. Хвалила только по делу. Когда они были маленькие, я явно была не из тех мам, кто оказывает поддержку ребенку, что бы и как бы он ни сделал. Признаю это с сожалением. Сейчас я вела бы себя по-другому, но, видимо, дело в том, что меня так воспитывала моя мама, а ее так воспитывала моя бабушка. Наверное, это какой-то еврейский код, когда говорят: «Нет, ты видишь: у Сережи тоже скрипка, а играет он лучше. Посмотри, чего он добился!» — и все детство у меня так прошло. Со своими детьми я пару раз пошла в эту «педагогическую» и крайне неделикатную сторону воспитания, но потом поняла, что это колоссальное давление на психику ребенка. Но я была максималистом и перфекционистом, и такая же высокая планка у меня была, конечно, в отношении детей. Я сложно выносила отсутствие движения, и дети всегда знали: если ты останавливаешься, перестаешь расти, развиваться, то это повлечет серьезный и не очень приятный разговор с Филиппом и со мной. Они ходили в обычную школу — я настояла на этом, и Филипп поддержал, — там не было дорогих авто с водителями и других вип-атрибутов. Это тоже помогло привести к тому, что эти два человека правильно расставили приоритеты. Они знают: важно не как, а что, не форма, а содержание, не результат, а процесс.

Оксана Фандера Фото: Влад Локтев. Украшения: KOJEWELRY

А узнав, что дети выбирают все же актерскую профессию, как-то помогала?

Нет. Я сказала, что на этой профессии надо «жениться» исключительно самостоятельно, чтобы потом не было болезненного «развода». Иван сначала поступил к одному мастеру, проучился полгода на актерском факультете, а потом самостоятельно решил сменить мастерскую и перепоступать к Сергею Женовачу на режиссерско-актерский. Мне очень нравится то, что он делает в театре и в кино — он из тех, кто «во всем хочет дойти до самой сути». Его категорически не устраивают предложения, где надо просто быть, и, да, стоит признаться, он даже меня умудрился поразить некоторыми эпизодами в фильме «Дама Пик», когда я вообще перестала его узнавать…

А потом тем же путем решила пойти и Лиза…

…И ты, я думаю, представляешь наш с Филиппом шок! Проучившись два года у очень сильного педагога, она решила, что актерского образования ей мало, она хочет еще и к режиссуре иметь отношение. Она поступила на режиссерско-актерский в ГИТИСе и абсолютно счастлива. Лиза — удивительное, уникальное в каком-то смысле сочетание несочетаемого, внешнего и внутреннего. Она выпадает за рамки всех амплуа — при внешности абсолютно лирической героини у нее совершенно бунтарское, характерное, если можно так выразиться, содержание. Слава богу, сейчас наступило время, когда это стало цениться на вес золота. (Смеется.) Я хожу к ней на экзамены по актерскому мастерству, и как же это прекрасно! Это поколение совершенно другое — они сложные, очень глубокие, стремительные, необычные. И наблюдать за тем, как Лиза в этой «реке» плавает, как она заныривает и выныривает, хватает легкими воздух и ныряет опять — это наслаждение. Я не думаю, что главная причина такого развития детей — мы с Филиппом. Просто, наверное, они выбрали нас, потому что им нужно было что-то взять от нас и двигаться дальше. Мы совпали. Они нужны были нам, чтобы что-то понять, а мы нужны были им.

Оксана Фандера Фото: Влад Локтев. Украшения: KOJEWELRY

Поклонники твоего «Инстаграма», а их немало, знают еще и о таланте Фандеры-фотографа. Откуда такое увлечение?

«Инстаграм» для меня открыл сын, он сказал: «Мам, ну ты же современный человек…» Я повесила там одну- единственную фотографию (это была Одесса). И забыла о странице. А потом случился спор с одним из моих друзей, я его благополучно проиграла и получила задание: в течение года выкладывать как минимум по одной фотографии ежедневно. Благодаря этому пари я научилась фотографировать и совершенно влюбилась в этот мир глазами телефона. Иногда, когда я начинаю рассматривать фотографии, которые нащелкала огромное количество за пару минут, с изумлением обнаруживаю какие-то детали, которых не видела во время съемки. И это становится таким своеобразным наркотиком — поймать и разглядеть знаки, которые тебе посылают. В общем, я такой своеобразный ловец жемчуга, который теперь уже точно знает, что жемчуг разбросан везде, его нужно просто увидеть, собрать и… раздать. Потому что он — для всех.

…У меня к этому юмористическое отношение. Кто меня очень близко знает, рассказал бы, что я совсем не лукавлю, когда впадаю в ступор от вопроса про возраст: у меня в этот момент внутри начинается комическая напряженная работа. Дело в том, что у меня крайне сложные отношения с цифрами и памятью на этот счет, и так было всегда. Это такая своего рода математическая дислексия: каждый раз, для того чтобы ответить, сколько мне лет, я вынуждена отнимать от настоящего года, который сейчас, год моего рождения, и таким образом вспоминаю-понимаю, сколько мне лет сейчас. (Смеется.)

Да я не про возраст хотела спросить! Я только про торжество — планируешь что-то грандиозное?

Вице-мисс нашумевшего конкурса «Московская красавица», после которого ее фотографии появились в самых популярных журналах мира. А еще она - актриса, но в этом качестве ее пока знают немногие.

Вот что актриса рассказала о себе:

«…Выросла я в Одессе. Семь лет назад наша семья - мама, сестра и две собаки переехали в Москву. Здесь я закончила школу. В институт поступать не захотела - решила пойти поработать. Устроилась манекенщицей в Дом моделей, что на Кузнецком мосту.

Там мне не очень понравилось: поворот направо, поворот налево, взмах рукой, взлет ресниц - стало скучно. Перешла в другой Дом моды - Молодежный, который обосновался в Тушино. Там модели демонстрировались в виде шоу - танцы, музыка, спецэффекты, антураж - было интересно.

А хореографией занимался известный танцовщик из Большого балета Гедиминас Таранда. В свое время ходила в танцевальную студию - навыки минимальные у меня были, но все равно, когда он меня похвалил, мне было приятно. Но и здесь я не задержалась…

…В кино попала чисто случайно - ассистент «Мосфильма листал каталог Дома моделей, наткнулся на мою физиономию. Ну а дальше, как обычно: позвонили, пригласили, сфотографировали, отсняли, утвердили. Название у моей первой ленты многообещающее - «Корабль».

Я думала, еще до того как сценарий прочла, что будет что-то вроде Грина - Грей, алые паруса, бегущий по волнам фрегат… Оказалось - социальная драма из жизни обеспеченных отпрысков благополучных родителей, с привкусом натужной философичности…

…Когда шли съемки «Корабля», объявили конкурс «Московская красавица». Пошла с подружкой - ее «отсеяли» на втором туре, я вышла в финал. Но, честно говоря, думала я на конкурсе не столько о собственной внешности, сколько о том, успеваю или нет на последнюю электричку, идущую в Звенигород, где снимали «Корабль». Попадала я не с корабля на бал, а с бала - на «Корабль»…

…Еще картины? «Утреннее шоссе», эпизод в эпопее «Сталинград», главная роль в телевизионном трехсерийном фильме, который сделал в объединении «Экран» Александр Бланк… Решила пойти учиться - поступила на курс к Анатолию Васильеву в ГИТИС…»

Оксана Фандера выглядит превосходно и молодо для своего возраста. Этим она привлекает внимание не только мужчин, но и женщин, которые хотят узнать секреты её молодости. Стройной, молодой ей позволяет выглядеть особый стиль питания, собственные секреты, правила. На хорошую генетику сослаться не получиться. Папа у Оксаны наполовину цыган, мама – еврейка. Представители этих национальностей не отличаются моложавостью.

Оксана – востребованная актриса театра, кино. Ей нелегко в плотном графике репетиций, гастролей, выступлений, съёмок находить время для своего здоровья. Но результат впечатляет. Данное фото доказывает, что актриса не выглядит на свой биологический возраст.

Особенности питания, образа жизни, пищевые привычки – всё это способствует поддержанию фигуры. На это не влияет рождение детей (у Оксаны с мужем сын с дочкой). и кормления фигура восстанавливается под действием всё тех же правил.

Фигура Оксаны Фандеры как-будто с годами приобретает больше женской плавности, очарования. В 1988 году у неё были все шансы победить на первом конкурсе красоты СССР «Московская красавица». Она получила второе место только потому, что не была коренной москвичкой. При росте 171 см вес Оксаны в среднем 62 кг, вес никогда не превышал 65 кг. Объём талии 54 см – это отличные показатели для её возраста.

Питание

Оксана утверждает, что никогда не придерживалась определённых диет, но всегда соблюдала принцип умеренности. Кушать себе разрешает всё, но немножко. Иногда актриса пьет качественные алкогольные напитки с наименьшим содержанием калорий.

В своё меню актриса старается всегда добавлять:

  • Свежие овощи;
  • Ягоды;
  • Постные сорта рыбы, мяса;
  • Каши;
  • Зелень;
  • Фрукты;
  • Морепродукты;
  • Зелёный чай.

Оксана уверена, что нельзя отменять трёхразовое питание даже ради стройной фигуры. Обязательно должны быть перекусы. Но они также должны быть полезными. Для этого вместо выпечки, сладостей известная артистка рекомендует перекусывать фруктами, .

Раз в неделю нужно устраивать разгрузочный день. Рацион должен состоять из , фруктов. Такие дни должны быть регулярными, тогда будет получен заметный положительный результат.

Спорт

Тренажёрный зал актриса не посещает, так что стройность её фигуры не является результатом упорных тренировок. Она признаётся, что не любит спорт по принуждению. Сама себя оценивает, как человека настроения. Если ей хочется в данный момент поваляться на диване, то она так и сделает. Но Оксана не забывает про пользу физических упражнений. Она с детских лет мечтала о карьере актрисы, для этой профессии нужно поддерживать форму. В свободное время делает в домашних условиях для поддержания фигуры в тонусе из книги «Око возрождения». Она говорит о восхитительных результатах этих занятий.

Косметика

Оксана Фандера уверяет, что не использует особую косметику для поддержания кожи в здоровом, подтянутом состоянии. Она считает, что всё исходит изнутри. По её мнению возраст у человека в душе. Если она молодая, то внешность тоже не будет стареть.

Секреты красоты от Оксаны Фандеры заключены в нескольких словах – гармония и уверенность в себе. Она считает, что мужчинам безразлично, какая у женщин фигура или внешность. Их будет притягивать положительная энергия, которая она излучает. Но такая энергия есть только у уверенных в себе дамах, внутри которых полная гармония.

Также секретом своей молодости Оксана считает не использование суперсовременной косметики, а умение «жить здесь и сейчас» – это позволяет не тратить энергетические силы на ненужные переживания, которые являются бессмысленными, часто негативными. Нужно наслаждаться сегодняшним днём, не думать о возрасте, прошедшем времени. Возможно, такие советы имеют научное основание. Ведь результатом их выполнения является положительный опыт Оксаны Фандеры, её красота, стройность, молодость в зрелые годы.

Пластика

Корректировка при помощи пластического хирурга проводится многими представителями театра, кино – это особенности профессии, когда необходимо поддерживать в порядке черты лица, формы фигуры. У Оксаны Фандеры от природы красивая внешность. У неё есть чувство меры, что позволяет ей делать улучшения, но трудно догадаться о них.

Оксана проводила коррекцию верхней губы. Осуществляется такое изменение при помощи пластической операции или косметической процедуры. Какой вариант выбрать, решает хирург, опираясь на поставленные задачи, индивидуальные особенности клиентки. Верхняя губка получила приятную припухлость, контур стал более отчётливым, выразительным. Актриса стала ещё привлекательнее.

При сравнении фотографий можно заметить изменение объёма бюста. Эта операция очень популярна среди представительниц прекрасного пола, тем более после двух детей форма груди могла измениться в худшую сторону.

В прессе писали, что супруг Оксаны – Филлип Янковский был инициатором такого хирургического вмешательства, так как он особо следит за внешним видом жены. В любом случае для актрисы эта пластическая операция пошла на пользу, её фигура прекрасна, она подтянута, стройна, выглядит молодо. Этому помогает кроме проведенной пластики чувство вкуса и стиля.

Оксана важным для женщины считает умение стильно одеваться. Она следить за модным новинками, много внимания уделяет всем тенденциям. В одежде предпочитает лёгкую небрежность. Не любить размеренность, рассчитанность цвета, фасона в гардеробе. Её не нравится идеальность в одежде. А вот элемент случайности вполне отражает её характер, придаёт образу незаконченность, недосказанность, которые придают ей молодость, красоту.

ЭТИ СТАТЬИ ПОМОГУТ ВАМ ПОХУДЕТЬ

Ваш отзыв на статью: