Форум цезаря, императорские форумы. Личность и характер юлия цезаря Бюст Юлия Цезаря, I в

Юлий Цезарь, наверное, самый известный персонаж античной, да и всей древней истории. Соперничать с ним может разве что Александр Македонский. Про Цезаря написаны бесчисленные тома научных трудов, популярных биографий и художественной литературы.

В кино его играли такие выдающиеся актеры, как Джон Гилгуд, Рекс Харрисон, Клаус Мария Брандауэр и Киран Хайндс. Вокруг любой выдающейся исторической личности рано или поздно нарастает шелуха мифов и преданий. Не избежал этого и Цезарь.

Миф 1. Его звали Кай Юлий Цезарь

Начнем с имени. У Цезаря, как практически у каждого римского мальчика из хорошей семьи, было три имени: во-первых, преномен, или личное имя (Gaius) , - их в Древнем Риме было очень немного, Гай входило в число самых распространенных; во‑вторых, номен, или родовое имя (Iulius) , и в-третьих, когномен, изначально прозвище с каким‑то словарным значением, прикрепившееся к ветви рода и ставшее наследственным (Cicero - Горошина, Naso - Носатый). Что значило слово Caesar - неизвестно. Объяснений было много: сам Цезарь утверждал, что это «слон» на «мавританском языке», а Плиний Старший возводил слово к глаголу caedo , «резать, вырезать», утверждая, что самый первый Цезарь (не наш, а кто‑то из его предков) появился на свет из разрезанной матки, то есть в результате процедуры, впоследствии известной как кесарево сечение. Уже благодаря славе именно нашего Юлия Цезаря его когномен в разных формах вошел во многие языки мира как синоним правителя - кесарь, кайзер, царь.

Вариант Кай (а не Гай) Юлий Цезарь в обыденной речи бытует очень давно. Встречается он и в литературе: например, в фантастической повести «Призраки» Тургенева, в «Золотом теленке» Ильфа и Петрова или в «Белой гвардии» Булгакова. Поиск по корпусу текстов русской литературы выдает 18 результатов по запросу «Кай Юлий» против 21 - «Гай Юлий», практически поровну. Иван Ильич у Толстого вспоминает пример из «Логики» немецкого философа-кантианца Иоганна Готтфрида Кизеветтера: «Кай - человек, люди смертны, потому Кай смертен» (у Кизеветтера: «Alle Menschen sind sterblich, Caius ist ein Mensch, also ist Caius sterblich» ). Это тоже, конечно, «Кай» Юлий Цезарь. В языках с графикой на основе латиницы вариант Caius вместо Gaius также продолжает встречаться - не только в романах, но и, например, в книгах современного британского популяризатора античности Эдриана Голдсуорти. Такое написание - результат не то чтобы недоразумения, но своеобразного древнеримского представления о верности традициям.

Хотя в латинском языке звуки [k] и [g] всегда различались, на письме это различие поначалу не отражалось. Причина была в том, что в этрусском (или каком-то другом североиталийском) алфавите, из которого развился латинский, не было смычного [g]. Когда объемы письменной информации стали увеличиваться, а грамотность распространяться (в античности в принципе было не так много свободных людей, не умеющих хотя бы на примитивном уровне читать и писать), возникла необходимость как-то различать буквы, обозначающие непохожие звуки, и к C приделали хвостик. Как отмечает лингвист Александр Пиперски, буква G - это нововведение с диакритическим значком типа буквы Ё , только более успешное в исторической перспективе. Букву Ё , как известно, придумал Карамзин, а римские любители древностей зафиксировали, что G ввел в алфавит некий Спурий Карвилий - вольноотпущенник и первый в Риме владелец частной начальной школы - в III веке до н. э.

Большая буква C , обозначающая звук [g] , часто использовалась в качестве инициала имен Гай и Гней (C и CN соответственно). Такие инициалы встречались в посвятительных надписях, на надгробиях и в других контекстах повышенной важности. Римляне к подобного рода вещам относились очень невротично и предпочитали ничего в них не менять. Поэтому в надписях начиная со II века до н. э. мы нередко видим букву G там, где ей быть положено (например, в слове AVG , сокращении от Augustus ), но при этом имя Гай сокращается по старинке как С . То же самое с именем Гней, которое сокращается как CN (однако форма «Кней», насколько мне известно, по-русски нигде не встречается).

Скорее всего, именно эта двусмысленность и стала причиной раздвоения популярного римского имени на правильное Гай и ошибочное Кай. Кай из «Снежной королевы» Андерсена с большой вероятностью не имеет отношения к Цезарю - это распространенное скандинавское имя, и про его происхождение есть много других этимологических гипотез, в основном восходящих к фризским языкам.

Миф 2. Мы знаем, как он выглядел

Давайте посмотрим на несколько скульптурных портретов.

Первый - так называемый тускуланский портрет, раскопанный в 1825 году Люсьеном Бонапартом (братом Наполеона I). Он хранится в Музее древностей города Турина. К этому же типу относится еще несколько скульптурных изображений, хранящихся в Национальном римском музее, Эрмитаже, Новой глиптотеке Карлсберга в Копенгагене и др.



Второй распространенный тип портретов Цезаря - так называемый бюст Кьярамонти (сейчас хранится в Музеях Ватикана). К нему примыкает еще один бюст из Турина, скульптуры из Пармы, Вены и ряд других.



Наконец, осенью 2007 года со дна реки Роны в районе французского города Арля был поднят еще один предполагаемый бюст Юлия Цезаря.

Заметно, что даже внутри одного типа портреты не очень схожи между собой, а если сравнивать один тип с другим, и вовсе неясно, как это может быть один и тот же человек. При этом древнеримская портретная скульптура отличалась очень высоким уровнем реализма и стабильно достигала портретного сходства. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на многочисленные портреты более поздних императоров - Августа, например, или Марка Аврелия. Их нельзя перепутать ни между собой, ни с кем-либо еще.

В чем же дело? Дело в том, что почти все дошедшие до нас античные скульптурные портреты не подписаны и их атрибуция - дело в высшей степени гадательное. Подписанные портретные изображения встречались только на монетах, причем Цезарь был первым из римлян, чье изображение появилось на монетах при его жизни (произошло это в 44 году до н. э., а уже 15 марта этого года, в приснопамятные Мартовские иды, он был убит). Денарий Цезаря, отчеканенный чиновником по делам монетного двора Марком Меттием, стал образцом для всех позднейших монет императорского времени.

55-летний Цезарь изображался на денарии с реализмом, характерным для позднереспубликанской эпохи: очень длинная шея со складками, выступающий кадык, морщинистый лоб, худое лицо, в некоторых версиях - морщины в уголках глаз, венок, которым, по слухам, Цезарь камуфлировал плешь. Но все-таки монета - особый жанр, и атрибуция скульптурного бюста на основании стилизованной нумизматической картинки - дело ненадежное. Конечно, археологи из Арля хотели, чтобы про римский бюст выдающегося качества - что, бесспорно, редкая находка - узнало как можно больше народу, да и финансированию работ это тоже должно было помочь. А для такой цели «бюст Юлия Цезаря» подходит больше, чем «бюст неизвестного римлянина». С той же осторожностью надо относиться и ко всем остальным скульптурным изображениям «Юлия Цезаря».

В том, как публика представляет себе того или иного персонажа, репутация нередко оказывается важнее правдоподобия. Если поискать по картинкам в Google императора Вителлия, нам в первую очередь покажут бюст из Лувра, изображающий тучного, высокомерного человека с тройным подбородком. Это хорошо соотносится с образом императора, который, по словам Светония, «больше всего отличался обжорством и жестокостью».

Но сохранившиеся монеты показывают совершенно другое лицо - человека тоже нехудого, но уж точно не курносого.

Миф 3. Он мог делать несколько дел одновременно

Вам никогда не приходилось слышать от мамы или бабушки «Не читай за едой, ты не Гай (или Кай) Юлий Цезарь»? В основе этого предупреждения - представление о том, что Цезарь мог делать несколько дел одновременно и что такого рода многозадачность была его уникальным свойством, большинству людей недоступным.

Во-первых, этот мем больше всего распространен в России. В западно­европейских культурах нет такого устойчивого выражения, хотя сам факт известен и иногда упоминается. Однако найти его в источниках не так просто. Светоний в жизнеописании Цезаря об этом не говорит ничего. Плутарх, со ссылкой на некоего Оппия, отмечает, что Цезарь «во время похода упражнялся еще и в том, чтобы, сидя на коне, диктовать письма, занимая одновременно двух или даже… еще большее число писцов» . Это замечание вставлено между упоминанием залихватской физической ловкости («Он умел, отведя руки назад и сложив их за спиной, пустить коня во весь опор» - если вам кажется, что это не так уж и сложно, напоминаю, что античные всадники не пользовались стременами) и рассказом об изобретении СМС («Говорят, что Цезарь первым пришел к мысли беседовать с друзьями по поводу неотложных дел посредством писем, когда величина города и исключительная занятость не позволяли встречаться лично» ).

Несколько подробнее об этой особенности говорит Плиний Старший в своем монументальном труде «Естественная история». Он находит живость ума, отличавшую Цезаря, беспрецедентной: «Сообщают, что он умел писать или читать и одновременно - диктовать и слушать. Он мог диктовать своим секретарям по четыре письма одновременно, причем по самым важным вопросам; а если не был занят ничем другим - то и по семь писем» . Наконец, Светоний в жизнеописании Августа замечает, что Юлий Цезарь во время цирковых игр «читал письма и бумаги или писал на них ответы» , за что подвергался нареканиям, - и Август прилагал усилия к тому, чтобы не повторять этой пиар-ошибки приемного отца.

Мы видим, что речь идет не о настоящем параллельном процессинге, а (как это происходит и у компьютеров) о быстром переключении с одной задачи на другую, о грамотном распределении внимания и расстановке приоритетов. Жизнь публичного человека в античности ставила перед его памятью и вниманием задачи, несопоставимые с теми, которые приходится решать современным людям: например, любая речь, даже многочасовая, должна была заучиваться наизусть (возможности для импровизации, конечно, существовали, но общую канву в любом случае приходилось держать в голове). Тем не менее даже на этом фоне способности Цезаря производили на современников неизгладимое впечатление.

Наполеон Бонапарт, чье стремление имитировать и превзойти Цезаря хорошо документировано, тоже славился умением диктовать до семи писем одновременно и, согласно воспоминаниям одного из секретарей, барона Клода Франсуа де Меневаля, относил эту свою сверхспособность к виртуозному владению техникой, которая на современном менеджерском жаргоне называется компартментализацией. «Когда я хочу отвлечься от некоторого дела , - говорил, по словам Меневаля, Наполеон, - я закрываю ящик, в котором оно хранится, и открываю другой. Два дела никогда не смешиваются, не беспокоят и не утомляют меня. Когда я хочу уснуть, я закрываю все ящики» . Эта система с пространственной визуализацией тем или задач тоже восходит ко временам классической древности.

Бонус. Где был убит Юлий Цезарь?

Цезарь был убит по пути на заседание Сената. Этот факт, совмещенный с авторитетом Шекспира (который помещает сцену покушения куда-то возле Капитолия - то есть, возможно, на Форум, над западной частью которого и возвышается Капитолийский холм), создает у многих ошибочное впечатление, что он был убит непосредственно в здании Сената. Здание Сената стоит на Форуме и сейчас и даже называется Юлиевой курией. Но во времена Цезаря его там не было: старая курия сгорела во время беспорядков, предшествовавших его правлению, он велел построить новую, но не успел ее увидеть (она была достроена при Августе; сохранившееся до наших дней здание еще более позднее, времен императора Диоклетиана).

Пока постоянное место для заседаний отсутствовало, сенаторы собирались где придется (эта практика существовала всегда и не прекратилась после строительства курии). В данном случае местом заседания был портик недавно возведенного Театра Помпея; там заговорщики и набросились на Цезаря. В наши дни эта точка находится на площади, которая называется Ларго-ди-Торре-Арджентина. На ней в 1920-х годах были обнаружены развалины четырех очень старых храмов республиканской эпохи. При Августе место убийства Цезаря было замуровано как проклятое, а рядом устроили общественную уборную, остатки которой можно разглядеть и сегодня.

Игорь Аксюта,
Livejournal.com

Бюст Юлия Цезаря из коллекции Британского музея. Фотография Роджера Фентона, сделанная по заказу Британского музея. Ориентировочно 1856 год Royal Photographic Society

Юлий Цезарь, наверное, самый известный персонаж античной, да и всей древней истории. Соперничать с ним может разве что Александр Македонский. Про Цезаря написаны бесчисленные тома научных трудов, популярных биографий и художественной литературы. В кино его играли такие выдающиеся актеры, как Джон Гилгуд, Рекс Харрисон, Клаус Мария Брандауэр и Киран Хайндс. Вокруг любой выдающейся исторической личности рано или поздно нарастает шелуха мифов и преданий. Не избежал этого и Цезарь.

Миф 1. Его звали Кай Юлий Цезарь

Начнем с имени. У Цезаря, как практически у каждого римского мальчика из хорошей семьи, было три имени: во-первых, преномен, или личное имя (Gaius), — их в Древнем Риме было очень немного, Гай входило в число самых распространенных; во‑вторых, номен, или родовое имя (Iulius), и в-третьих, когномен, изначально прозвище с каким‑то словарным значением, прикрепившееся к ветви рода и ставшее наследственным (Cicero — Горошина, Naso — Носатый). Что значило слово Caesar — неизвестно. Объяснений было много: сам Цезарь утверждал, что это «слон» на «мавританском языке», а Плиний Старший возводил слово к глаголу caedo, «резать, вырезать», утверждая, что самый первый Цезарь (не наш, а кто‑то из его предков) появился на свет из разрезанной матки, то есть в результате процедуры, впоследствии известной как кесарево сечение. Уже благодаря славе именно нашего Юлия Цезаря его когномен в разных формах вошел во многие языки мира как синоним правителя — кесарь, кайзер, царь.

Вариант Кай (а не Гай) Юлий Цезарь в обыденной речи бытует очень давно. Встречается он и в литературе: например, в фантастической повести «Призраки» Тургенева, в «Золотом теленке» Ильфа и Петрова или в «Белой гвардии» Булгакова. Поиск по корпусу текстов русской литературы выдает 18 результатов по запросу «Кай Юлий» против 21 — «Гай Юлий», практически поровну. Иван Ильич у Толстого вспоминает пример из «Логики» немецкого философа-кантианца Иоганна Готтфрида Кизеветтера: «Кай — человек, люди смертны, потому Кай смертен» (у Кизеветтера: «Alle Menschen sind sterblich, Caius ist ein Mensch, also ist Caius sterblich»). Это тоже, конечно, «Кай» Юлий Цезарь. В языках с графикой на основе латиницы вариант Caius вместо Gaius также продолжает встречаться — не только в романах, но и, например, в книгах современного британского популяризатора античности Эдриана Голдсуорти. Такое написание — результат не то чтобы недоразумения, но своеобразного древнеримского представления о верности традициям.

Хотя в латинском языке звуки [k] и [g] всегда различались, на письме это различие поначалу не отражалось. Причина была в том, что в этрусском (или каком-то другом североиталийском) алфавите, из которого развился латинский, не было смычного [g]. Когда объемы письменной информации стали увеличиваться, а грамотность распространяться (в античности в принципе было не так много свободных людей, не умеющих хотя бы на примитивном уровне читать и писать), возникла необходимость как-то различать буквы, обозначающие непохожие звуки, и к C приделали хвостик. Как отмечает лингвист Александр Пиперски, буква G — это нововведение с диакритическим значком типа буквы Ё, только более успешное в исторической перспективе. Букву Ё, как известно, популяризовал Карамзин, а римские любители древностей зафиксировали, что G ввел в алфавит некий Спурий Карвилий — вольноотпущенник и первый в Риме владелец частной начальной школы — в III веке до н. э.

Большая буква C, обозначающая звук [g], часто использовалась в качестве инициала имен Гай и Гней (C и CN соответственно). Такие инициалы встречались в посвятительных надписях, на надгробиях и в других контекстах повышенной важности. Римляне к подобного рода вещам относились очень невротично и предпочитали ничего в них не менять. Поэтому в надписях начиная со II века до н. э. мы нередко видим букву G там, где ей быть положено (например, в слове AVG, сокращении от Augustus), но при этом имя Гай сокращается по старинке как С. То же самое с именем Гней, которое сокращается как CN (однако форма «Кней», насколько мне известно, по-русски нигде не встречается).

Скорее всего, именно эта двусмысленность и стала причиной раздвоения популярного римского имени на правильное Гай и ошибочное Кай. Кай из «Снежной королевы» Андерсена с большой вероятностью не имеет отношения к Цезарю — это распространенное скандинавское имя, и про его происхождение есть много других этимологических гипотез, в основном восходящих к фризским языкам.

Миф 2. Мы знаем, как он выглядел

Давайте посмотрим на несколько скульптурных портретов.

Первый — так называемый тускуланский портрет, раскопанный в 1825 году Люсьеном Бонапартом (братом Наполеона I). Он хранится в Музее древностей города Турина. К этому же типу относится еще несколько скульптурных изображений, хранящихся в Национальном римском музее, Эрмитаже, Новой глиптотеке Карлсберга в Копенгагене и др.

Тускуланский портрет из Музея древностей Турина. Датируется 50–40 годами до н.э. © Gautier Poupeau / Wikimedia Commons

Копия с тускуланского портрета. I век до н. э. - I век н. э. © J. Paul Getty Trust

Копия с римского оригинала I века н. э. Италия, XVI век © Государственный Эрмитаж

Второй распространенный тип портретов Цезаря — так называемый бюст Кьярамонти (сейчас хранится в Музеях Ватикана). К нему примыкает еще один бюст из Турина, скульптуры из Пармы, Вены и ряд других.

Бюст Кьярамонти. 30-20 годы до н.э. ancientrome.ru

Знаменитый «Зеленый Цезарь» хранится в Берлинском античном собрании.

«Зеленый Цезарь» из экспозиции Старого музея. I век до н. э. Louis le Grand / Wikipedia Commons

Наконец, осенью 2007 года со дна реки Роны в районе французского города Арля был поднят еще один предполагаемый бюст Юлия Цезаря.

Бюст Юлия Цезаря из Арля. Ориентировочно 46 год до н. э. IRPA / Musée Arles Antique / Wikipedia Commons

Хорошую подборку скульптурных портретов Цезаря можно также посмотреть вот .

Заметно, что даже внутри одного типа портреты не очень схожи между собой, а если сравнивать один тип с другим, и вовсе неясно, как это может быть один и тот же человек. При этом древнеримская портретная скульптура отличалась очень высоким уровнем реализма и стабильно достигала портретного сходства. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на многочисленные портреты более поздних императоров — Августа, например, или Марка Аврелия. Их нельзя перепутать ни между собой, ни с кем-либо еще.

В чем же дело? Дело в том, что почти все дошедшие до нас античные скульптурные портреты не подписаны и их атрибуция — дело в высшей степени гадательное. Подписанные портретные изображения встречались только на монетах, причем Цезарь был первым из римлян, чье изображение появилось на монетах при его жизни (произошло это в 44 году до н. э., а уже 15 марта этого года, в приснопамятные Мартовские иды, он был убит). Денарий Цезаря, отчеканенный чиновником по делам монетного двора Марком Меттием, стал образцом для всех позднейших монет императорского времени.


Аверс дена-рия Мар-ка Мет-тия с изображением Юлия Цезаря. 44 год до н. э. Museum of Fine Arts / Bridgeman Images / Fotodom

55-летний Цезарь изображался на денарии с реализмом, характерным для позднереспубликанской эпохи: очень длинная шея со складками, выступающий кадык, морщинистый лоб, худое лицо, в некоторых версиях — морщины в уголках глаз, венок, которым, по слухам, Цезарь камуфлировал плешь. Но все-таки монета — особый жанр, и атрибуция скульптурного бюста на основании стилизованной нумизматической картинки — дело ненадежное. Конечно, археологи из Арля хотели, чтобы про римский бюст выдающегося качества — что, бесспорно, редкая находка — узнало как можно больше народу, да и финансированию работ это тоже должно было помочь. А для такой цели «бюст Юлия Цезаря» подходит больше, чем «бюст неизвестного римлянина». С той же осторожностью надо относиться и ко всем остальным скульптурным изображениям «Юлия Цезаря».

В том, как публика представляет себе того или иного персонажа, репутация нередко оказывается важнее правдоподобия. Если поискать по картинкам в Google императора Вителлия, нам в первую очередь покажут бюст из Лувра, изображающий тучного, высокомерного человека с тройным подбородком. Это хорошо соотносится с образом императора, который, по словам Светония, «больше всего отличался обжорством и жестокостью». Но сохранившиеся монеты показывают совершенно другое лицо — человека тоже нехудого, но уж точно не курносого.

Бюст мужчины (псевдо-Вителлий). Копия с более ранней скульптуры. XVI век © Wikimedia Commons

Денарий императора Вителлия. 69 год © Wikimedia Commons

Миф 3. Он мог делать несколько дел одновременно

Вам никогда не приходилось слышать от мамы или бабушки «Не читай за едой, ты не Гай (или Кай) Юлий Цезарь»? В основе этого предупреждения — представление о том, что Цезарь мог делать несколько дел одновременно и что такого рода многозадачность была его уникальным свойством, большинству людей недоступным.

Во-первых, этот мем больше всего распространен в России. В западно-европейских культурах нет такого устойчивого выражения, хотя сам факт известен и иногда упоминается. Однако найти его в источниках не так просто. Светоний в жизнеописании Цезаря об этом не говорит ничего. Плутарх, со ссылкой на некоего Оппия, отмечает, что Цезарь «во время похода упражнялся еще и в том, чтобы, сидя на коне, диктовать письма, занимая одновременно двух или даже... еще большее число писцов». Это замечание вставлено между упоминанием залихватской физической ловкости («Он умел, отведя руки назад и сложив их за спиной, пустить коня во весь опор» — если вам кажется, что это не так уж и сложно, напоминаю, что античные всадники не пользовались стременами) и рассказом об изобретении СМС («Говорят, что Цезарь первым пришел к мысли беседовать с друзьями по поводу неотложных дел посредством писем, когда величина города и исключительная занятость не позволяли встречаться лично»).


Юлий Цезарь диктует свои изречения. Картина Пеладжо Паладжи. XIX век Palazzo del Quirinale / Bridgeman Images

Несколько подробнее об этой особенности говорит Плиний Старший в своем монументальном труде «Естественная история». Он находит живость ума, отличавшую Цезаря, беспрецедентной: «Сообщают, что он умел писать или читать и одновременно — диктовать и слушать. Он мог диктовать своим секретарям по четыре письма одновременно, причем по самым важным вопросам; а если не был занят ничем другим — то и по семь писем». Наконец, Светоний в жизнеописании Августа замечает, что Юлий Цезарь во время цирковых игр «читал письма и бумаги или писал на них ответы», за что подвергался нареканиям, — и Август прилагал усилия к тому, чтобы не повторять этой пиар-ошибки приемного отца.

Мы видим, что речь идет не о настоящем параллельном процессинге, а (как это происходит и у компьютеров) о быстром переключении с одной задачи на другую, о грамотном распределении внимания и расстановке приоритетов. Жизнь публичного человека в античности ставила перед его памятью и вниманием задачи, несопоставимые с теми, которые приходится решать современным людям: например, любая речь, даже многочасовая, должна была заучиваться наизусть (возможности для импровизации, конечно, существовали, но общую канву в любом случае приходилось держать в голове). Тем не менее даже на этом фоне способности Цезаря производили на современников неизгладимое впечатление.

Наполеон Бонапарт, чье стремление имитировать и превзойти Цезаря хорошо документировано, тоже славился умением диктовать до семи писем одновременно и, согласно воспоминаниям одного из секретарей, барона Клода Франсуа де Меневаля, относил эту свою сверхспособность к виртуозному владению техникой, которая на современном менеджерском жаргоне называется компартментализацией. «Когда я хочу отвлечься от некоторого дела, — говорил, по словам Меневаля, Наполеон, — я закрываю ящик, в котором оно хранится, и открываю другой. Два дела никогда не смешиваются, не беспокоят и не утомляют меня. Когда я хочу уснуть, я закрываю все ящики». Эта система с пространственной визуализацией тем или задач тоже восходит ко временам классической древности.

Бонус-трек. Где был убит Юлий Цезарь?


Смерть Юлия Цезаря. Картина Жана Леона Жерома. 1859-1867 годы Walters Art Museum

Цезарь был убит по пути на заседание Сената. Этот факт, совмещенный с авторитетом Шекспира (который помещает сцену покушения куда-то возле Капитолия — то есть, возможно, на Форум, над западной частью которого и возвышается Капитолийский холм), создает у многих ошибочное впечатление, что он был убит непосредственно в здании Сената. Здание Сената стоит на Форуме и сейчас и даже называется Юлиевой курией. Но во времена Цезаря его там не было: старая курия сгорела во время беспорядков, предшествовавших его правлению, он велел построить новую, но не успел ее увидеть (она была достроена при Августе; сохранившееся до наших дней здание еще более позднее, времен императора Диоклетиана).

Пока постоянное место для заседаний отсутствовало, сенаторы собирались где придется (эта практика существовала всегда и не прекратилась после строительства курии). В данном случае местом заседания был портик недавно возведенного Театра Помпея; там заговорщики и набросились на Цезаря. В наши дни эта точка находится на площади, которая называется Ларго-ди-Торре-Арджентина. На ней в 1920-х годах были обнаружены развалины четырех очень старых храмов республиканской эпохи. При Августе место убийства Цезаря было замуровано как проклятое, а рядом устроили общественную уборную, остатки которой можно разглядеть и сегодня.

Источники

  • Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. Божественный Юлий.
  • Кай Плиний Секунд. Естественная история.
  • Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр и Цезарь.
  • Balsdon J. P. V. D. Julius Caesar and Rome.
  • Goldsworthy A. Caesar: Life of a Colossus.

    New Haven; London, 2008.

  • A Companion to Julius Caesar.

На прошлой неделе французскими археологами в русле реки Роны, близ города Арля, было сделано сенсационное открытие. Найден бюст Гая Юлия Цезаря. Ученые полагают, что это единственный прижизненный портрет, в отличие от всех до сих пор известных изображений головы Цезаря, которые были созданы в более позднее время. Сюрпризом оказалось то, что полководец и император выглядит иначе, чем мы его представляли.

"Говорят, он был высокого роста, светлокожий, хорошо сложен, лицо чуть полное, глаза черные и живые. Здоровьем он отличался превосходным", — сообщает древнеримский писатель и историк Светоний (ок. 70-130/40), описывая Гая Юлия Цезаря. Будучи секретарем при императоре Адриане, Светоний мог черпать свои сведения из надежного архивного источника. "За своим телом он ухаживал слишком даже тщательно, и не только стриг и брил, но и выщипывал волосы, и этим многие его попрекали. Безобразившая его лысина была ему несносна, так как часто навлекала насмешки недоброжелателей. Поэтому он обычно зачесывал поредевшие волосы с темени на лоб; поэтому же он с наибольшим удовольствием принял и воспользовался правом постоянно носить лавровый венок".

То, что он нашел бюст мужчины, чей портрет оставил нам когда-то Светоний, был уверен французский исследователь античности Люк Лонг (Luc Long), сделавший находку близ Арля: "Я сразу узнал его".

Настоящее открытие уже сейчас можно с полным основанием считать первостепенным, если учесть, что со времен античности сохранилось только 20 или 25 изображений римского полководца и диктатора. Однако находка станет подлинной сенсацией, если исследователям удастся подтвердить, что бюст из Арля — единственное прижизненное изображение Цезаря.

Возможно, что бюст изваян между 49 и 46 г. до н. э. Следовательно, он оказывается древнее, чем голова Цезаря из Тускулума, которую обычно принято датировать 44-м годом, годом смерти Цезаря или несколько позднее.

Вероятнее всего, изображение сделано в 46-м году, когда, как принято считать, был основан город Арль. Тогда Цезарю было 54 года, двумя годами ранее он разбил Помпея в битве при Фарсале, захватил Александрию, с царицей Клеопатрой зачал сына и — в апреле 46 года — в провинции Африка разгромил войска сенаторов Метелла Сципиона и Катона.

Он был на пике могущества, когда начал удовлетворять требования своих ветеранов, наделяя их земельными участками. Части его шестого легиона поселились в колонии Арелат (Arelate), сегодняшний город Арль.

Изображение из Роны демонстрирует хорошо пожившего человека, который уже кое-что испытал на своем веку. Цезарь управлял Галлией с 58 года, когда стал наместником в провинции. В Галлии он видел войну, испытал поражения и неоднократно смотрел в глаза смерти, прошагал неисчислимое количество километров. Множество морщин, массивная голова, жидкие волосы, все это заставляет отнести найденный портрет к ряду изображений высокопоставленных деятелей времен Римской республики, которые в отличие от своих греческих образцов мало идеализируют персонажа, стараясь передать его индивидуальные черты.

Несмотря на невероятное обилие морщин на лице, Хансгерд Хелленкемпер (Hansgerd Hellenkemper), директор римско-германского музея в Кельне, хочет видеть в находке портрет Цезаря. В интервью "Вельт", он отметил, что лицо "сказочно сохранилось", несет на себе "республиканские черты", однако артефакт, пожалуй, скорее стоит датировать периодом принципата Августа. Коллеги из Арля, по его мнению, не являясь экспертами в области римского портрета, ошиблись. Датировать находку он считает возможным лишь на основании признаков, характерных для этого стиля. Однако уже сейчас для Хелленкемпера ясно одно: "Вокруг этого портрета разгорится общеевропейская дискуссия".

Дрезденский историк античности и биограф Цезаря Мартин Йене (Martin Jehne) называет ронскую находку сенсацией и приводит её, как сенсационный пример улучшения методов подводной археологии. При этом он критикует выводы, сделанные Люком Лонгом на основании его открытия. Он говорит, "что бюст бросили в реку после убийства Цезаря. Тогда считалось плохим тоном быть его приверженцем".

Такая интерпретация, по мнению Йене, возможна, потому что уже через несколько дней после убийства Цезаря в мартовские иды (15 марта) — 44 сторонника диктатора и его убийцы искали компромисс. Их не преследовали. За короткий промежуток времени между сообщением о смерти и политическом перемирии никакая община не началась

бы с иконоборчества, учитывая, что она состояла по большей части из ветеранов Цезаря. Вероятнее всего они взялись бы за оружие и влились бы в вооруженные ряды сторонников Цезаря. В конце концов, они были обязаны своему полководцу не только основанием колонии, но и землям, на которых жили.

Найденный бюст Цезаря может быть скорее объяснен другими историческими причинами. После его победы над сыновьями Помпея при Мунде в Испании в 45-м году, сенат решил провести триумф. Цезарь стал пожизненным диктатором. Во всех городах должны были устанавливаться его статуи, как сообщает историк Аппиан.

Это означает, что в течение нескольких месяцев между возвращением Цезаря в Рим и его убийством большое количество статуй должно было быть изъято. Источники сообщают, что после мартовских ид несколько изображений в Риме были изъяты на переделку, а их дальнейшее производство прекращено. Изображение Цезаря из Тускулума могло появиться в этой связи. Для этого должны были иметься образцы, к которым, вероятно, может относиться и изображение из Роны. Это позволило бы считать ронскую находку — "частью всемирного культурного наследия", полагает Люк Лонг.

Правда, остается вопрос, почему до сих пор был найден только один прижизненный портрет Цезаря. Вероятно, это также связано с большой политикой. На Востоке убийцы Цезаря развязали большую войну против его сторонников и вряд ли бережно обошлись со статуями диктатора. Позже, после своей кровавой победы, приемный сын Цезаря Октавиан не испытывал большого интереса рассматривать свое господство в рамках традиции предков. Наконец, он открыто демонстрировал свои монархические амбиции, выраженные по восточному образцу. Август, который позиционировал себя как первого гражданина — принцепса, осознанно хотел выделяться на этом фоне и в своей пропаганде воздерживался от выражения культа предков.

Только в конце 1 века нашей эры Цезаря стали почитать как основателя Империи и соответствующим образом воздвигать ему статуи и памятники. На них его облику придавали благородные черты и тонко сработанные резцом волосы. Прежние сохранившиеся изображения Цезаря имеют мало общего со строгими чертами человека, найденного на дне Роны.

Это был человек в полном смысле гениальный, он был от природы одарен более, чем какой-либо другой исторический деятель. Нелегко, даже прямо невозможно описать в кратких словах личность этого удивительного человека, но если указать хоть некоторые, даже, быть может, и не главные, свойства ума и характера Цезаря, то и тогда станет ясно, насколько необыкновенны были его дарования.

Прижизненный бюст Юлия Цезаря

Гай Юлий Цезарь (род., вероятно, 12 июля 100 г.; убит 15 марта 44 г.) происходил от одного из древнейших римских родов и принадлежал по рождению к высшей римской аристократии. В молодости он вел образ жизни, обычный богатым молодым людям его круга, предавался всевозможным увлечениям, вкусил, можно сказать, и пену и осадок от чаши наслаждений, но не растратил своих духовных и физических сил, отдавал увлечениям, кажется, только их избыток и до конца дней оставался бодрым и веселым человеком, неотразимо привлекавшим к себе всех, с кем имел дело, и сам сохранил способность искренно привязываться и нежно любить.

Юлий Цезарь был прирожденный государственный человек. Он начал свою деятельность в партии, которая боролась против существующего правительства, и потому долго как бы подкрадывался к своей цели, затем он играл видную роль в Риме, потом выступил на военном поприще и занял место в ряду величайших полководцев – не только потому, что одерживал блестящие победы, но и потому, что он один из первых умел достигать успеха не огромным перевесом сил, а необычайно напряженною деятельностью, когда это было необходимо, искусным сосредоточением всех своих сил и невиданною быстротою движений.

Бюст Цезаря в военной форме

Затем выделился Цезарь и как администратор, обнаружив замечательный ораторский и литературный талант. Во всех своих проявлениях жизнь ключом била в этой удивительно одаренной личности, на всех поприщах совершил Юлий Цезарь дела, которые на каждом давали ему право на первые места, – и ни одному этому поприщу не отдавал он своих сил целиком, всегда и надо всем преобладал в Цезаре государственный человек: всегда имел он пред глазами свою великую цель – возродить свою родину, поднять в политическом, в военном и в умственном и нравственном отношении глубоко павшую латинскую нацию и еще глубже павшую родственную ей эллинскую. Только деятелю с личными дарованиями Цезаря и была доступна такая цель, если он и не достиг ее вполне, то сомнительно, было ли и возможно достигнуть большего, и во всяком случае Цезарь совершил столько, что больше его не сделал ни один человек.

Удивительны духовные дарования, какие проявил Юлий Цезарь. Он обладал не только твёрдым характером, но и в высшей степени проницательным умом, невозможно лучше, чем он, оценивать людей, находить для каждого место, на котором он мог приносить наибольшую пользу. Наблюдательность Цезаря была поразительна, благодаря ей он быстро ориентировался в самых трудных положениях, а его приказания даже там, где он распоряжался заочно, были всегда удивительно ясны и исполнимы. Память Цезаря была необычайно точная и сильная: он удерживал в голове огромную массу фактов и мог с легкостью вести одновременно самые различные дела. Наиболее же удивительным свойством характера Юлия Цезаря была, так сказать, гениальная трезвость его ума: он охватывал своим умственным взором все стороны действительной жизни, ничего не упускал, все оценивал верно, находил всегда наиболее легкие и прямые пути к цели, никогда не увлекался ничем недостижимым, как бы ни казалось оно заманчивым. Все дела, которые он вел с небывалою творческой силой, все перемены, которые он производил, с чудной гармонией направлял он к одной общей цели и никогда не был принужден что-либо переделывать.

Бюст Юлия Цезаря, I в. по Р. Х.

И при всем том Юлий Цезарь никогда не был отуманен своими успехами, всегда он чувствовал, что не все достижимо для человека, что многое зависит от случая, от счастья, и потому, с одной стороны, часто действовал с необычайною смелостью, полагаясь на судьбу, с другой – никогда не испытал чувства разочарования. Когда он стал монархом, он всегда действовал лишь так, как того требовал долг правителя, никогда не поддавался ни колебаниям характера, ни капризу, и никогда не влияла на него возможность видеть около себя беспрекословное повиновение.

Все, что совершил Цезарь, сделано было в течение едва пяти с половиною лет, из которых два года заняты были войною. Все, что было сделано в правление Цезаря , он делал так, как будто план у него был давно и всесторонне обдуман. Полон ли план – пусть судит тот, кто считает себя способным помериться с гениальной личностью Цезаря. Его делу люди не перестают удивляться уже почти две тысячи лет, и кажется, что человечество пойдет по стезям, проложенным Юлием Цезарем, пока не разрушится мир...

Теперь мы с вами заглянем в храмы Рима, побродим по развалинам римского Форума и полюбуемся другими достопримечательностями.

Начнём с Пантеона. В переводе с др. греч. - Храм всех богов. Это одна из главных достопримечательностей Рима, самая большая из сохранившихся купольных построек и вплоть до XIX в. не имеющая себе равных. Первое здание Пантеона было построено консулом Марком Агриппой в 27-25 годах до рождества Христова. После пожаров в 80 году н. э. и в начале II века н. э., Пантеон был заново отстроен. В 126 году н. э. император Адриан скромно оставил на его фронтоне имя первостроителя. Надпись гласит: - "Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это".

Согласно преданию, с этого места 5-го июля 717 г. до н. богом Марсом был вознесён на небеса основатель Рима - Ромул.

Храм представляет собой уникальное сооружение и большое инженерное достижение античности. Диаметр его купола - 43 м., на вершине свода круглое отверстие диаметром 9 м., через которое внутрь проникает свет в виде гигантского луча цилиндрической формы. Кроме входной двери и этого отверстия, других источников света нет.

Внутреннее убранство Пантеона постоянно изменялось. При Агриппе, в центре храма, была установлена огромная статуя обожествлённого Юлия Цезаря, а по сторонам статуи Марса, Венеры, Сатурна, Нептуна и других богов.

1 ноября 609 года языческий храм был освящён как христианская церковь Святой Марии и Мучеников.

Под статуей "Мадонна на скале" находится гробница Рафаэля (1483-1520). Место захоронения в Пантеоне и то, как оно должно быть оформлено, великий мастер указал в своём предсмертном завещании. Саркофаг установлен по приказу папы Григория XVI. Надпись гласит: - "Здесь лежит Рафаэль, кем опасалась Природа стать побеждённой навек и умереть вместе с ним". Слева от скульптуры бюст Рафаэля из чёрного мрамора (cоздан в 1833 г. скульптором Giuseppe Fabris).

В саркофаге из красного мрамора похоронен второй король Италии Умберто I.

Фреска с картины неизвестного художника (1686 г. из Бари) "Мадонна с поясом и св. Николай". "Существует православное предание, что на третий день после погребения Богородица явилась апостолу Фоме и бросила ему в утешение Свой пояс с Неба" т. к. он опоздал на погребение и долго плакал возле гроба.

"Благовещение" Считается, что эта фреска выполнена Melozzo (Ambrosi) da Forli в его римский период (1480-84 г.)

Гробница первого короля Италии Виктора Эммануила II. (умер в 1878 г.). "PADRE DELLA PATRIA" - Отец отечества.

Теперь мы заходим в церковь Сан-Сильвестро-ин-Капите. "Капите", лат. (Capute) - голова, стоит в названии церкви, т. к. в ней хранится реликвия, голова Иоанна Крестителя.

Внутреннее убранство. Базилика отделана мрамором, богато украшена картинами известных живописцев, позолотой, статуями, фресками и реликвиями.

Главной реликвией церкви, является голова (часть черепа без челюсти) Иоанна Крестителя. Она находится в часовне, справа от входа в церковь. Сомневаться в подлинности этой реликвии считается кощунством, но до сегодняшнего дня вопрос остаётся, т. к. католицизм считает, что подлинная голова хранится в этой церкви, исламская традиция считает, что в мечети Омейядов, в Дамаске. Поклоняются этой реликвии также в Амьене (Франция), привезённой туда из четвёртого крестового похода, в турецкой Антиохии и в одном из монастырей Армении.

Фигура Богоматери оплакивающей Христа.

Заглянем ещё в одну церковь - базилика Сан Петро ин Винколи.

На заднем плане интерьера виден главный алтарь, в нижней части которого, в ковчеге хранятся цепи Св. Апостола Петра (отсюда и название храма). Первая часть цепей из Иерусалимской темницы (42 г.), вторая часть - римская, при Нероне из Мамертинской тюрьмы (64 г). В храме находятся гробницы художника Антонио Полайоло и могущественного папы Юлия II,
В левом нефе обращает на себя внимание барельеф, изображающий смерть с белыми крыльями и косой.

Как объяснила экскурсовод, помещена она здесь, чтобы не забывали и её, как вечную спутницу жизни земной. Может она и права. Итальянцы, не без известной доли иронии, называют это произведение "Белокрылая Сеньора с косой".

Стены храма украшают работы великих мастеров.

Мы снова на улице. Слева от курии Юлия вы видите несколько колонн. Это один из древнейших храмов - храм Сатурна, вернее то, что от него осталось, восемь колонн, шесть из серого гранита по фасаду и две из красного по бокам.

Предполагают, что храм был построен в 489 году до н. э. после победы над этрусскими царями в честь бога Сатурна, которого римляне считали своим покровителем. Внутри храма стояла статуя Сатурна из золота и слоновой кости. После окончания земледельческих работ, в последнюю неделю декабря начинался праздник Сатурналий. Статую выносили из храма для шествия, приносились жертвы богу Сатурну, потом начиналось всеобщее пиршество и веселье. Возможно отсюда и пришла традиция устраивать праздник урожая в нынешнее время.

Общий вид на развалины Императорских форумов.

Остатки храма в виде трёх колонн, расположенных на форуме Юлия Цезаря.

Форум Цезаря был построен в 54-46 гг. до н. э. (на фото его остатки).

Памятник Юлию Цезарю - бронзовая копия статуи, находящейся в Капитолии. Установлен недавно. Аббревиатура на постаменте лат. S.P.Q.R. - Senatus Populusque Romanus (Сенат и граждане Рима), часто встречается во многих исторических местах города.

Гай Юлий Цезарь родился 13 (12) июля 100 (102) года до н. э. Убит 15 марта 44 г. до н. э. Древнеримский государственный и политический деятель, диктатор, полководец, писатель. В разное время, трижды женат. Дети: Юлия Цезарис (дочь от первого брака) и Птолемей XV Цезарион (под сомнением - внебрачный сын от связи с Клеопатрой). Своими завоеваниями Цезарь расширил границы римской державы до Британских островов. Он также провёл очень важные государственные реформы, изменил календарь, который мы сейчас называем Юлианским. Месяц, в котором он родился, назван в честь его имени - июль, а в честь его приемника, усыновлённого по завещанию племянника Октавиана Августа - месяц август. Жизнь и деятельность Юлия Цезаря подробно описана в разных источниках, в том числе в его собственных "Записках" (мемуарах), а также в биографиях, характеристиках и отзывах о нём (порой разнополярных), написанных его современниками. В их числе древнеримский политик и философ, блестящий оратор, Цицерон. Так-что предлагаю вам самим ознакомится с этими материалами. От имени Цезаря произошли впоследствии русские слова - "царь", "кесарь" и немецкое - "кайзер"

В центре - церковь Санта Мария ин Космедин. Возведена на руинах храма Геркулеса в VIII веке. Изящная звонница украшающая город видна издалека, построена в XII веке.

Раскопки остатков храмового комплекса времён римской республики на площади Торре-Арджентина. До сего времени не установлено, кому посвящены эти четыре храма и пока названы условно - A, B, C и D. Известно, что в I веке до н. э. вокруг этих храмов стояли общественные здания - цирк, театр, Курия Помпея и др.

Площадь колонны названа так потому, что на ней расположена мраморная Колонна Марка Аврелия (41,5 м.).

Колонна полая, внутри неё имеется винтовая лестница с 190-200 ступенями. Раньше на вершине колонны была установлена скульптура Марку Аврелию в честь победы над германцами и сарматами в Маркоманской войне. Вся поверхность колонны богато украшена барельефами, изображающими сцены из этой войны. Маленькие отверстия, что видны вдоль колонны, это окошечки для освещения лестницы внутри колонны.

В XVI веке статуя Марка Аврелия была утеряна и в 1589 году, по указанию папы Сикста V, вместо неё была установлена бронзовая статуя Апостола Павла. Св. Павла часто изображают с мечом в руке, т. к. до знакомства с Иисусом Христом, он был фарисеем и принимал участие в гонениях на первых христиан.

Улица Императорских форумов.

Когда-то здесь кипела жизнь и эти форумы были забиты толпами римлян. Здесь решались их судьбы и судьбы других народов. На фото слева - Храм Антонина и Фаустины. Построен в 141 г. н. э. по приказу императора Антонина Пия в честь его умершей жены Фаустины.

На переднем плане - часть сохранившегося пятиэтажного древнеримского жилого дома "Инсула Арачели", II в. н. э., в северной части Капитолийского холма, обнаруженного при раскопках во время строительства монумента Витториано. В одном из верхних этажей, во времена средневековья, была встроена церковь.

Вид на город с выступа монумента Витториано.

Витториано (итал. Vuttoriano) - монумент в честь первого короля объединённой Италии. Строился с 1885 по 1935 годы. В центре монумента, на выступе - двенадцатиметровая бронзовая конная статуя короля. Под ним стоит статуя богини Ромы. Ещё ниже - могила Неизвестного солдата, погибшего на первой мировой войне, так называемый "Алтарь Отечества" и постоянный Почётный караул. Римляне недолюбливают это сооружение, т. к. оно контрастирует с окружающими строениями и иронически называют его: - "Пишущая машинка*, "Свадебный торт", "Вставная челюсть" и т. пр.

Продолжение следует...