Формы привлечения иностранных инвестиций. Привлечение иностранных инвестиций Необходимые условия привлечения иностранных инвестиций

Как было показано ранее, особая роль в осуществлении инвестиционных проектов принадлежит, иностранным инвестициям, которые должны способствовать разрешению следующих проблем социально-экономического развития:

· освоению невостребованного научно-технического потенциала России;

· продвижению российских товаров и технологий на внешний рынок;

· содействию расширения и диверсификации экспортного потенциала в развитии имнортнозаменяющих производств в отдельных отраслях;

· содействию притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

· созданию новых рабочих мест и освоению передовых форм организации производства;

· освоению опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;

· содействию производственной инфраструктуры.

Для осуществления указанных направлений инвестирования рекомендуются следующие формы использования иностранного капитала:

· инвестиции зарубежных государств и международных финансовых институтов в форме государственных заимствований РФ, образующих государственный долг РФ;

· инвестиции в форме вклада в акционерный капитал российских предприятий;

· инвестиции в форме вложения в ценные бумаги, в том числе государственных, корпоративных и институциональных эмитентов;

· иностранные кредиты;

· лизинговые кредиты, позволяющие отечественной экономике (предприятиям) получить наиболее современную технику и технологии;

· финансовые кредиты российским предприятиям.

Правовую среду привлечения иностранных инвестиций в регионы во многом формируют законодательные акты, непосредственно посвященные разграничению полномочий центра и регионов во внешнеэкономической области. Речь идет о федеральных законах от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Наконец, Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» прямо установил, что субъекты федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие процесс привлечения инвестиций, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

К настоящему моменту «пакеты» документов, включающие в себя договоры между органами государственной власти федерального и регионального уровней о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения между органами исполнительной власти разных уровней о взаимном делегировании полномочий, подписаны федеральным центром более чем с 30 регионами.

В целом существующее законодательство дает субъектам федерации достаточно широкие возможности создавать на региональном уровне собственные преференциальные системы для иностранных инвесторов. Регионы имеют право:

· регулировать ставки некоторых федеральных налогов, поступления от которых зачисляются в региональные бюджеты (в частности, налога на прибыль);

· устанавливать региональные и местные налоги в соответствии с условиями, определенными федеральным законодательством и законодательством субъекта федерации;

· устанавливать налоговые льготы для приоритетных инвестиционных проектов;

· создавать на своей территории свободные экономические зоны с особо льготными налоговыми условиями для инвесторов;

· создавать за счет средств региональных бюджетов страховые и залоговые фонды, гарантирующие соблюдение обязательств перед иностранными инвесторами.

Следует подчеркнуть, что эти возможности используются регионами весьма активно.

С середины 1990-х гг. в попытке восполнить недостаток средств на инвестиционные нужды региональные власти стали прибегать к внутренним и внешним заимствованием. К августу 1998 г. собственные еврооблигации разместили на внешних рынках около десятка российских регионов. Так, Москва разместила на рынке еврооблигации в объеме 500 млн дол., Санкт-Петербург - 300 млн дол. и Нижний Новгород - 100 млн дол. Однако в условиях финансового кризиса все они были вынуждены прекратить обслуживание накопленных обязательств или начать переговоры о реструктуризации долга. В августе 2000 г. в действующий Бюджетный кодекс РФ были внесены поправки, согласно которым субъекты федерации утратили право финансировать дефицит региональных бюджетов за счет внешних источников. В таких условиях региональным властям не остается ничего другого, как решать свои финансовые проблемы путем стимулирования мер по привлечению иностранных инвестиций на свою территорию и расширению тем самым собственной базы налоговых поступлений.

Собственные законы об инвестиционной деятельности были приняты в абсолютном большинстве субъектов федерации, в них, как правило, предусматривается разветвленная система льгот и гарантий для инвесторов. Во многих регионах получили распространение такие меры, как: освобождение на определенных условиях от уплаты в региональный бюджет налога на прибыль, налога на имущество предприятий (или снижение их ставки); отсрочка по налоговым и арендным платежам; предоставление инвестиционного налогового кредита и т. д.

Регионы, проводящие активную инвестиционную политику, можно разделить нате, где налоговые льготы предоставляются и российским, и иностранным инвесторам, и те, в которых существуют преференции только для инвесторов из-за рубежа. К первой группе относятся, в частности, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Ярославская, Белгородская область. Ко второй - Новосибирская область, Хабаровский край, Республика Бурятия.

На региональное распределение потоков иностранных инвестиций определяющее влияние оказывает совокупность географических, политических и социально-экономических факторов, которые формируют инвестиционный климат. Регионы России сильно дифференцированы по соотношению инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. Среди факторов, безусловно повышающих такой потенциал, следует выделить прежде всего приграничный (со странами дальнего зарубежья) статус региона, столичный статус Москвы и мегаполиса Санкт-Петербурга, статус региона с наличием минерально-сырьевых ресурсов. По состоянию на начало 2001 г. (табл. 20.5) наиболее привлекательными для иностранных инвесторов были:

· регионы, уровень развития экономики которых позволяет эффективно функционировать предприятиям с иностранными инвестициями в непроизводственной сфере (Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области);

· регионы с сырьевым экспортным потенциалом (Сахалинская и Тюменская области, Красноярский край). К числу регионов, которые сумели добиться притока инвестиций за счет активной промышленной политики, можно отнести Самарскую и Новосибирскую области.

Таблица 20.5


Похожая информация.


Среди важных факторов устойчивого развития экономики республики существенное место занимает привлечение иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции, привлекаемые в страну, можно разделить на три канала. Между собой эти три финансовых потока различаются по назначению применения, условиям предоставления и т.д.

Группу А составляют экспортные кредиты, обычно связанные с одним или группой проектов, которые понимаются как кредиты, выданные с условием закупки товаров или услуг только из страны-экспортера. Они выступают в двух основных формах: инвестиционные, которые предоставляются с целью поставки технологии, оборудования и т.д. на срок более 3 лет, и товарные кредиты, предоставляемые на условиях поставки уже готовых потребительских товаров, а также запчастей и оборудования без привязки к инвестиционным проектам (срок до 3 лет).

В мировой практике подобные экспортные кредиты предоставляются обычно под гарантии первоклассных банков. Однако для страны с переходной экономикой, где обычно присутствуют большие политические и экономические риски, экспортеры чаще всего требуют правительственных гарантий. В этом случае гарантийная база привлечения экспортных кредитов имеет три уровня: контргарантия конечного заемщика, контргарантии банка страны-заемщика, гарантия государства-заемщика. Таким образом, ответственность за погашение кредита ложится, в первую очередь, на конечного заемщика, а с учетом риска - на банк и затем - на бюджет. Правительственная гарантия является основанием для заключения банковского соглашения о кредите.

Группу В составляет официальная помощь развитию (ОПР). ОПР предоставляется государству на межправительственном уровне и также подразделяется на две формы: техническую и финансовую. Техническая помощь подразумевает предоставление услуг в самых разных сферах: обучение, консультации, покупка оборудования. Такая техническая помощь предоставляется в двух видах: грант - безвозмездная передача стране-получателю технической помощи и займа - передача технической помощи на условиях платности, срочности и возвратности. Финансовая помощь в рамках ОПР. направляется на поддержание платежного баланса, критического импорта товаров и в инвестиционные проекты, необходимые, прежде всего в пределах социально-экономических задач.

К группе С относятся инвестиции, которые понимаются как капитализация части прибавочной стоимости (прибыли), в данном случае приток иностранного капитала в экономику страны. Они разделяются на два вида. Прямые инвестиции - вложение иностранного капитала в экономику страны под собственный риск предпринимателя. Под портфельными инвестициями понимают вложение финансовых средств в фиктивный капитал - акции и другие ценные бумаги. Преимуществом этого вида деятельности (по крайней мере, для правительства) является то, что здесь не требуется финансовых гарантий.

Между тем при выборе оптимального решения надо иметь в виду, что существуют разные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов.

Среди них можно назвать:

  • 1) международную кооперацию производства, сопровождающуюся передачей технологии, а иногда и созданием совместной собственности;
  • 2) получение зарубежных кредитов;
  • 3) получение иностранного оборудования на основе лизинга;
  • 4) получение кредитов на компенсационной основе;
  • 5) привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвесторам акций;
  • 6) создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
  • 7) сотрудничество с иностранными компаниями в развитии производства на базе договора (контракта) без создания юридического лица;
  • 8) привлечение иностранного капитала на основе концессий или договоров о разделе продукции;
  • 9) создание свободных экономических зон, направленных на более активное привлечение иностранных капиталов на определенной территории.

Схема составлена по данным Минфина и Госкомитета по управлению госимуществом и привлечению прямых иностранных инвестиций.

Все эти формы сотрудничества имеют позитивный шанс решения стратегических задач по стабилизации и подъему экономики Кыргызской Республики. Однако необходимо подчеркнуть, что все они подвержены воздействию инфляции, политической и экономической нестабильности.

Сотрудничество в 1-4-й формах не связано с привлечением иностранного капитала в предпринимательской форме. Международная кооперация может быть вообще не связана с привлечением финансовых средств из-за рубежа, но она часто позволяет привлечь зарубежную технологию, а иногда и поставки некоторых видов оборудования, которые потом будут оплачены поставками комплектующих. Кооперация позволяет компаниям сохранить полностью свой контроль над предприятиями и в то же время быть эффективным способом выхода на мировой рынок. Только в отдельных случаях кооперация может сопровождаться созданием совместной собственности, например, при передаче иностранному партнеру пакета акций в качестве оплаты за передачу лицензий и «ноу-хау» на новую технологию, при создании совместного производства и т.д.

Разные формы кредита (просто получение кредита, компенсационные сделки, лизинг) означают ввоз финансовых средств в ссудной форме и предполагают, что они должны быть возвращены с уплатой определенного процента. Однако собственность на производство, освоенное с помощью кредита, остается в руках владельца. В случае твёрдой уверенности, что, получив кредит, он может освоить рентабельное производство и поставлять свою продукцию на внешний рынок, эта форма привлечения зарубежных финансовых ресурсов может оказаться предпочтительнее. Формы, связанные с непосредственным привлечением иностранного капитала (формы 5-9-я), позволяют сопрягать трудовые и природные ресурсы, производственный и научно-технический потенциал, а также (кроме формы, связанной с созданием предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу) капитал принимающей страны с капиталом иностранного партнера в весьма эффективной форме, так как иностранные инвестиции требуют не полной оплаты, а лишь прибыли на капитал, которая к тому же не может быть «отоварена» конкретным продуктом, получаемым зарубежным партнером в покрытие прибыли на произведенные им инвестиции.

Однако если при получении кредита оплата завершается при погашении всей его суммы и процентов, выплата прибыли иностранному инвестору (которую или часть которой он может вывозить из страны) осуществляется постоянно, пока функционирует это предприятие. В сфере добычи полезных ископаемых предприятие с иностранными инвестициями или иностранный инвестор, получивший концессию, получают право самостоятельно распоряжаться добытыми природными ресурсами. Все это надо учитывать при принятии решения о выборе той или иной формы привлечения иностранного капитала и проведении соответствующей государственной политики. Вместе с тем следует учитывать, что цели привлечения иностранных инвестиций в различных формах и возможности их использования не одинаковы на отдельных уровнях хозяйствования. Поэтому при сопоставлении различных вариантов привлечения иностранных средств необходимо, прежде всего, учитывать цели и интересы субъектов хозяйствования.

Привлечение материальных ресурсов из-за рубежа требуется и для внедрения собственных технических разработок, использование которых сдерживается из-за отсутствия необходимого оборудования.

Если же речь идет о регионе или стране в целом, то круг целей, которые могут быть достигнуты на базе привлечения иностранного капитала, значительно расширяется:

  • - создание совершенно новых предприятий для структурной перестройки, производства продукции, которая сейчас не выпускается или выпускается в недостаточном количестве для нужд внутреннего рынка;
  • - создание новых экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств;
  • - создание новых хозяйственных единиц для развития конкуренции;
  • - ускорение освоения новых месторождений полезных ископаемых, как для внутреннего рынка, так и для расширения экспортного потенциала;
  • - ускоренное развитие менее развитых территорий;
  • - создание структур с иностранным участием для использования зарубежного опыта в области консалтинга.

С учетом этих целей и должен решаться вопрос о выборе форм привлечения иностранных инвестиций, при этом не все эти формы могут использоваться на разных уровнях. На уровне отдельного предприятия (независимо от формы его собственности) нет возможности использовать такие формы привлечения иностранных инвестиций, как, например, концессия или создание свободной экономической зоны. Поэтому на каждом уровне хозяйствования необходимо сопоставлять те варианты привлечения иностранного капитала, которые приемлемы для данного уровня.

Определенную роль в привлечении иностранных инвестиций играет создание коммерческих организаций со 100%-м иностранным участием. Серьезных западных инвесторов в настоящее время интересует не столько партнерство, сколько приобретение надежных элементов контроля над производством. Для Кыргызской экономики весьма полезны средние и мелкие предприятия, принадлежащие иностранному капиталу, в отраслях, не имеющих стратегического значения, особенно в переработке сельскохозяйственной продукции, производстве одежды, обуви и других товаров народного потребления. В этих отраслях нет опасности, что предприятие со 100% участием захватит монопольное положение на внутреннем рынке республики.

Вопрос о привлечении иностранного капитала в приоритетные отрасли решается теперь не непосредственно органами управления, а путем проведения ими соответствующей политики или осуществления определенных административных мер. В частности, предоставляя налоговые и другие льготы, органы управления могут способствовать привлечению иностранного капитала в форме совместных предприятий в приоритетные отрасли производства.

В некоторых случаях органы управления на региональном или национальном уровне должны сами принимать решение о выборе той или иной формы привлечения иностранных ресурсов. Например, если речь идет об освоении месторождений полезных ископаемых, то здесь возможны различные варианты:

во-первых, заключить соглашение о привлечении иностранных средств на компенсационной основе, сохранив контроль над самим производством полностью в руках национальных предприятий (государственных или частных);

во-вторых, создавать для разработки месторождения совместные предприятия, определив при этом оптимальную долю иностранного партнера;

в-третьих, предоставить концессию или заключить соглашение на основе разделения продукции по разработке месторождения иностранной фирме или группе фирм.

Иностранные инвестиции в топливно-энергетический комплекс могут осуществляться в различных формах. К числу основных форм привлечения иностранного капитала в эту отрасль относятся прямые иностранные инвестиции на основе договоров о концессии, контрактов типа «продакшен шеринг» (контрактов на раздел продукции), сервисных контрактов с риском и без риска. В международной практике в добыче полезных ископаемых разведка и разработка месторождений с привлечением иностранного капитала давно осуществляются в вышеназванных формах. Условно эти формы можно разделить на две основные категории - концессии и контракты. При этом если до 70-х годов концессии были практически единственным видом соглашений между нефтяными компаниями и правительствами принимающих стран, то впоследствии стали шире применяться новые, более совершенные формы соглашений. В настоящее время, наряду с концессионными соглашениями, широко применяются соглашения о разделе продукции, сервисные и подрядные оглашения. Существующее разнообразие видов соглашений в добыче позволяет регулировать полноту выполняемых работ - от проведения поиска, разведки, разработки месторождений до сдачи объекта «под ключ» и развития инфраструктуры района, проведения чисто сервисных работ. Говоря о различных формах разработки природных ресурсов, следует отметить одну общую черту, характерную практически для всех стран. Это существование лицензионной (разрешительной) системы доступа к полезным ископаемым. Прежде чем приступить к разведке или разработке месторождения, необходимо получить от государства разрешение па проведение тех или иных видов работ. Такое разрешение предоставляется в форме лицензии, концессии, договора, аренды и т.д. Концессия представляет собой соглашение (сделку), по которому государство передает свои монопольные права на эксплуатацию месторождения компании-концессионеру, который взамен полученных прав принимает на себя определенные обязательства - погашение всех своих затрат и уплату определенных налогов, ведение разведки на месторождении, а в случае обнаружения запасов концессионер обязуется добывать и продавать нефть и газ. Право на транспортировку обнаруженных углеводородов обычно тоже предусматривается в концессионном соглашении. Основным преимуществом концессии является то, что это проверенный временем эффективный механизм. Ее предоставление и реализация могут быть оговорены законодательством. Одним из серьезных недостатков концессии является то, что правительству принимающей страны предоставляется меньше прав вмешиваться в деятельность предприятия и участвовать в его управлении. Ограничивается возможность государства по таким вопросам, как например, подготовка национальных кадров, контроль над развитием отрасли. Этот недостаток можно устранить, оговорив в концессионном соглашении участие государственного ведомства в форме партнера по совместному предприятию, а также обязательства иностранной нефтяной компании по подготовке кадров. Предоставление концессий пока не получило широкого распространения в Кыргызской Республике. Республика должна учитывать мировой опыт в области концессий, в том числе и при принятии закона о концессиях. Соглашения о разделе продукции во многом напоминают концессионные договоры. Различие состоит в том, что иностранная фирма, берущая на себя обязательства осваивать разработку определенного приодного ресурса, расплачивается с принимающей стороной частью добытой продукции (осуществляется «раздел продукции»).

В настоящее время, особенно в сфере недропользования, иностранные инвестиции более привлекательны для Кыргызской Республики в форме соглашений о разделение продукции, так как не требуют первоначальных затрат кыргызстанской стороны. Уже подписан ряд соглашений, основанных на этой форме сотрудничества, хотя нерешенность правовых вопросов сдерживает их реализацию. Сервисное соглашение в чистом виде предполагает заключение простого контракта на выполнение конкретных видов работ, за которые подрядчику выплачивается оговоренная сумма. Сервисные контракты бывают двух видов; без риска и с риском. Соглашение предполагает, что иностранная сторона вкладывает капитал с риском на разведку месторождения (рисковый капитал), а также капитал, требующийся для разработки месторождения в случае обнаружения запасов. Этот капитал приобретает форму займа и с процентами возвращается инвестору в виде продукции предприятия. Учет многих факторов необходим и при принятии решения об образовании свободных экономических зон как территорий, на которых за счет льготного режима хозяйственной и внешнеэкономической деятельности и создания необходимой инфраструктуры создается более благоприятный инвестиционный климат для отечественных и главным образом иностранных инвесторов. Именно такие зоны, особенно зона экспортного производства, при относительно небольших затратах на их создание, дают максимальный эффект в сравнительно короткие сроки. Зоны этого типа создаются, как правило, в непосредственной близости от крупных международных морских портов, аэропортов, железнодорожных узлов при наличии свободных территорий, рабочей силы и специалистов. При этом для финансирования создания ключевых объектов производственной инфраструктуры свободных экономических зон, развитие которых будет признано приоритетным с точки зрения общегосударственных интересов, должно быть предусмотрено выделение средств из государственного бюджета.

Силы, время), с дальнейшей перспективой получения прибыли, то есть финансового вознаграждения.

Иностранные инвестиции – это долгосрочные вложения капитала, которые владельцы из других стран направляют в различные отрасли экономики России. Инвестиционный климат в стране и привлекательность объекта инвестирования определяют их объем.

Иностранные инвестиции представляют собой капитальные средства, вывезенные из одной страны и вложенные в различные виды предпринимательской деятельности за рубежом с целью извлечения прибыли или процента.

Согласно закону об иностранных инвестициях – это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории России в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации.

Иностранные инвестиции - это все виды вложений имущественных (денежных) и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории России с целью получения последующего дохода.

В иностранных инвестициях нуждается любая страна в мире, каким бы высоким ни был уровень ее экономического развития. Российская Федерация не является исключением, ей тоже требуется иностранный капитал для решения экономических задач и проведения реформ.

Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства. Привлечение иностранного капитала относится к стратегическим задачам развития российской экономики. Создание благоприятных условий для увеличения притока средств иностранных инвесторов является одним из приоритетных направлений государственной экономической политики в РФ.

ВИДЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Существует ряд признаков, по которым можно классифицировать все инвестиции в целом, в том числе и иностранные.

В зависимости от активов, в которые инвестируется капитал, выделяют:
- реальные;
- финансовые;
- нематериальные иностранные инвестиции.

Реальные инвестиции – инвестирование капитала в реально существующие и действующие проекты. К реальным инвестициям можно отнести вложения в строительство каких-либо объектов, а также инвестирование в образование и медицину.

Финансовые инвестиции - инвестирование капитала путем приобретения ценных бумаг и других денежных активов.

Нематериальные инвестиции – инвестирование капитала путем приобретения нематериальных активов, то есть различных патентов, лицензий, торговых марок и др.

В зависимости от формы собственности выделяют:
- государственные;
- частные;
- смешанные инвестиции.

Государственные инвестиции осуществляются за счет средств государственного бюджета. Выделяются только при официальном решении правительства страны. Представляют собой государственные кредиты, помощь другим странам, а также различные гранты.

Частные инвестиции осуществляются за счет личных средств инвесторов. Представляют собой покупку различных объектов. Смешанные инвестиции осуществляются как государственными, так и частными инвесторами.

В зависимости от объекта вложений выделяют:
- прямые;
- портфельные;
- прочие инвестиции.

Прямые инвестиции – это вложения в акции, ценные бумаги, облигации. Процент приобретаемого капитала составляет более 10% от всех акций конкретного предприятия. Использование прямых инвестиций подразумевает непосредственное участие инвесторов в управлении данным предприятием.

Портфельные инвестиции – это вложения иностранных инвесторов в ценные бумаги. Основное отличие портфельных инвестиций от прямых заключается, в том, что процент приобретаемого капитала составляет менее 10%. Использование такого вида инвестиций не подразумевает активного участия инвесторов в делах компании.

В зарубежной литературе иностранные инвестиции обычно делятся на прямые и портфельные (предпринимательская форма инвестиций). В отечественной литературе дополнительно выделяют прочие иностранные инвестиции (ссудная форма инвестиций). Прочие инвестиции - вклады в банки, торговые кредиты, кредиты правительства иностранных государств, прочие кредиты и т. п. Этот вид иностранных инвестиций занимает более 57% от общего объема инвестиций.

В зависимости от срока, в течение которого инвестор планирует получать прибыль, выделяют:
- краткосрочные (от одного дня до одного года);
- среднесрочные (от одного года до трех лет);
- долгосрочные вложения (более трех лет).

В зависимости от характера использования выделяют:
- предпринимательские;
- ссудные инвестиции.

Предпринимательские инвестиции – это инвестирование капитала в различные виды предпринимательской деятельности. Прибыль достигается путем получения дивидендов.

Ссудные инвестиции отличаются от предпринимательских только видом получаемой прибыли. Здесь прибыль достигается путем получения ссудных процентов.

С точки зрения страны, принимающей капитал, в том числе России, предпочтительнее вложения иностранного капитала в виде прямых инвестиций, так как они не требуют возврата и заинтересовывают инвестора повышать эффективность деятельности компании, в которую они вложены. Портфельные инвестиции, т. е. покупка иностранцами акций и облигаций коммерческих организаций, также может быть источником финансирования производства. Однако портфельные инвестиции очень чувствительны к изменениям конъюнктуры и могут быстро перемещаться из одной страны в другую.

ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

По закону, иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законодательством РФ. Основными формами иностранных инвестиций являются:
- создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
- долевое участие в капитале предприятий, создаваемых совместно с юридическими лицами либо гражданами РФ;
- приобретение предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений;
- приобретение иных имущественных прав;
- приобретение облигаций, акций, паев и иных ценных бумаг;
- инвестиции в форме государственных займов;
- приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами.

Банки выдают кредиты обычно под предоставление правительственных гарантий. Правительство через аффилированные организации (министерства, специально созданные фонды) выступает гарантом предприятия и выплачивает сумму кредита иностранному инвестору в случае невозврата.

Объектами инвестиционной деятельности являются:
- недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права;
- вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях;
- ценные бумаги ;
- права на интеллектуальные ценности;
- научно-техническая продукция;
- целевые денежные вклады.

Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 106-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, другими законами и правовыми актами, а также международными договорами.

РОЛЬ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Приоритетное значение среди различных форм иностранных инвестиций имеют прямые инвестиции, так как они оказывают существенное воздействие на национальные экономики и международный бизнес в целом. Роль прямых иностранных инвестиций заключается:
- в содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу (в отличие от спекулятивных и нестабильных портфельных инвестиций, которые могут быть внезапно выведены с негативными последствиями для национальной экономики);
- в способности активизировать инвестиционные процессы в силу присущего инвестициям мультипликативного эффекта;
- в сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента со взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки;
- в способности при правильных организации, стимулировании и размещении ускорить развитие отраслей и регионов;
- в активизации конкуренции и стимулировании развития среднего и малого бизнеса;
- в стимулировании развития производства экспортной продукции с высокой долей добавленной стоимости, инновационных товаров и производственных технологий, управления качеством, ориентации на потребителя;
- в содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширению налоговой базы.

Факторы определяющие инвестиционную привлекательность

Положительную роль в привлечении иностранных инвестиций играют следующие факторы:
- богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы (лес, нефть, газ, уголь, полиметаллы, алмазы и др.);
- огромный внутренний рынок;
- относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;
- отсутствие серьезной конкуренции со стороны российских производителей;
- кадры с достаточно высоким уровнем базового образования, способные к быстрому восприятию новейших технологий в производстве и управлении;
- возможность получения быстрой сверхприбыли.

Главным фактором, снижающим инвестиционную привлекательность российского рынка, подавляющее большинство инвесторов считают коррупцию.

Другим существенным фактором, сдерживающим инвестиционную активность иностранных инвесторов, являются административные барьеры, значительно увеличивающие издержки ведения бизнеса. Бюрократическая волокита при оформлении необходимых разрешений, лицензий, заключений, виз и других документов значительно осложняет хозяйственную деятельность и увеличивает сроки реализации инвестиционных проектов.

Еще одним негативным фактором является несовершенство законодательной базы и правоприменительной практики.

Также не способствует инвестиционной привлекательности неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система коммуникаций, гостиничный сервис.

Преимущества и недостатки иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции имеют следующие преимущества по сравнению с другими видами международной экономической помощи:
1. Иностранные инвестиции способствуют развитию эффективных интеграционных процессов, включению национальной экономики в мировое хозяйство, благоприятствуют и способствуют умелому использованию преимуществ международного разделения труда, глобализации, нахождению и освоению эффективных ниш в системе мирового хозяйства.
2. Дополнительный источник капитала, существенно увеличивающий ресурсы страны для обновления и расширения основного капитала, реализации инвестиционной политики, обеспечивающий подъем и развитие национальной экономики, насыщение рынка конкурентоспособными товарами и услугами.
3. Иностранные инвестиции побуждают к овладению и закреплению опыта функционирования рыночной экономики, освоению присущих ей правил игры.
4. Служат источником средств для внедрения прогрессивных технологий, ноу-хау, современных методов управления и маркетинга.
5. Иностранные инвестиции сближают условия функционирования капитала в стране с общепринятыми в мире и ускоряют процесс формирования благоприятного инвестиционного климата, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов, что в свою очередь порождает уверенность иностранного инвестора в возврате вложенных средств с достаточной прибыльностью.
6. Способствуют обучению персонала, эффективно использующего новые технологии, рыночные механизмы, осваивающего международный опыт.
7. Способствуют расширению ассортимента выпускаемой продукции.
8. Способствуют расширению экспорта и поступления иностранной валюты.
9. Не увеличивают внешнего долга страны, а напротив, способствуют получению средств для его погашения.
10. Увеличивают объем налоговых поступлений, позволяющих расширить государственное финансирование социальных и других программ.
11. Способствуют повышению уровня жизни и покупательной способности населения.

Вложения иностранных капиталов могут оказывать на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия. Как показывает международная практика, к отрицательным последствиям привлечения иностранного капитала можно отнести:
- подавление местных производителей и ограничение конкуренции;
- усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;
- репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платежного баланса принимающей страны;
- увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;
возможная деформация структуры национальной экономики;
- упадок традиционных отраслей национальной экономики;
- ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР вследствие ввоза иностранной технологии, что, в конечном счете, может привести к усилению технологической зависимости;
- ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов.

Разумеется, все перечисленные выше преимущества и недостатки иностранных инвестиций не реализуются автоматически, а существуют лишь в потенции. Поэтому принимающие страны должны проводить разумную политику регулирования иностранных инвестиций, которая позволяла бы в полной мере использовать их положительные эффекты и устранять или минимизировать отрицательные.

Москва - крупный центр привлечения прямых иностранных инвестиций. За девять месяцев 2015 года на её долю пришлось около 50 процентов прямых вложений, поступающих в Россию из-за рубежа. Одна из характерных макроэкономических тенденций - стабильный рост инвестиций. За пять лет объём вложений в основной капитал в городе вырос на 61,3 процента (в сопоставимых ценах) и достиг в 2015 году 1611,5 миллиарда рублей.


Почему Москва привлекательна для инвестиций?

Прежде всего российская столица имеет целый ряд неценовых конкурентных преимуществ. Это ёмкий внутренний рынок - с учётом московской агломерации около 20 миллионов человек. Кроме этого, Москва имеет точки входа на рынок России и стран СНГ с населением около 200 миллионов человек и выходы на экспортные рынки.

Второй важный фактор - доступ к качественным трудовым ресурсам, научный и образовательный потенциал. В Москве сосредоточено около трети всех научных кадров и организаций России, здесь проживают около одного миллиона студентов, более 50 процентов представителей занятого населения имеют высшее образование.

Высокий уровень развития информационно-коммуникационных технологий, большой запас мощности коммунальной инфраструктуры, положительная динамика развития транспортной инфраструктуры и общественных пространств, а также высокое качество городской среды тоже делают столицу привлекательной для инвестиций. А с конца 2014 года она получила ещё и дополнительные конкурентные преимущества по привлечению инвестиций перед ведущими мегаполисами мира - затраты на ведение бизнеса в долларовом выражении снизились на 30–50 процентов.

Что помогает привлекать инвестиции?

На привлечение инвестиций так или иначе ориентированы все направления экономической политики Москвы:

Стабильная бюджетная политика, предполагающая обеспечение рынка ликвидностью, повышение конкурентности и прозрачности госзаказа;

Стимулирующая налоговая политика, предполагающая смещение акцентов налогообложения на активы и, как следствие, максимальное вовлечение в оборот всех активов на территории города; сдерживание роста иных налогов, адресные налоговые льготы;

Налоговые льготы, нацеленные на поддержку действующих эффективных промышленных предприятий и новых инвестиционных проектов по созданию высокотехнологичных и инновационных производств;

Взвешенная тарифная политика, нацеленная на сдерживание роста тарифов и ограничение перекрёстного субсидирования;

Активная инвестиционная политика, направленная на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций из разных источников.

Отдельно хотелось бы остановиться на таком важном направлении оптимизации налоговой политики, как совершенствование патентной системы. Простота патентной системы существенно способствует развитию индивидуального предпринимательства, в том числе выходу из тени физических лиц, ранее предоставлявших различные услуги без регистрации.

В ноябре 2014 года Мосгордума внесла изменения в закон «О патентной системе налогообложения», в результате чего патенты стали доступнее большему количеству московских предпринимателей. В настоящий момент патентную систему в Москве можно применять для 80 видов деятельности. Кроме того, проведена дифференциация стоимости патента в зависимости от реальной доходности бизнеса. Для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей приняты налоговые каникулы.

В итоге в 2015 году было приобретено более 34 тысяч патентов на сумму 2,3 миллиарда рублей. Это на 60 процентов выше аналогичных показателей 2014 года и почти в шесть раз - 2013 года. По сравнению с 2012 годом количество приобретённых московскими предпринимателями патентов выросло в 3,5 раза, а общая сумма уплаченного налога по патентам возросла в 23 раза.

Во многом благодаря патентной системе налогообложения в 2015 году был обеспечен прирост числа предпринимателей - в столице он составил более 15 тысяч. Это пример того, как налоговые инициативы могут реально влиять на развитие предпринимательства в городе.

Разработана система льгот по уплате налога на имущество для предприятий социальной сферы, коммунальной инфраструктуры, здравоохранения и образования, гостиничного бизнеса, общественного питания и спорта, а также для предприятий, обслуживающих транспортную систему. В 2016 году Правительство Москвы инициировало введение льгот для строящихся спортивных объектов (что является существенной поддержкой спортивной отрасли в преддверии чемпионатов мира по хоккею и футболу в 2016–2018 годах), медицинских учреждений и агрокластеров. Только эта категория объектов может получить льготы в размере более чем 0,5 миллиарда рублей.

Роль государственно-частного партнёрства

Ещё один важный фактор развития инфраструктуры и положительной динамики инвестиций - государственно-частное партнёрство (ГЧП). В 2013–2015 годах объём заключённых контрактов по таким проектам составил 514 миллиардов рублей. Из них на концессии пришлось 65 миллиардов рублей, на контракты жизненного цикла на поставку и обслуживание вагонов метрополитена - 245 миллиардов рублей, а на долгосрочные контракты с инвестиционной составляющей в транспортной и коммунальной сфере - 199 миллиардов рублей. По итогам 2015 года Москва заняла первое место в рейтинге развития ГЧП в России.

Один из примеров успешных проектов - строительство северного дублёра Кутузовского проспекта. Он реализуется в форме концессионного соглашения, заключённого сроком на 40 лет (это первая автодорожная концессия Москвы). Объём частных инвестиций в проект составит 40 миллиардов рублей. В результате этого проекта город получит высокоскоростную магистраль от МКАД до центра города протяжённостью 11 километров. Строительство дороги улучшит транспортную ситуацию на западе Москвы, на территории, прилегающей к «Москва-Сити», а также разгрузит Кутузовский проспект и Можайское шоссе.

Помимо крупных инфраструктурных проектов, Москва реализует и меньшие по объёму проекты для малого и среднего бизнеса в социальной сфере. Это программа льготной аренды недвижимости с инвестиционными обязательствами в области здравоохранения (проект получил название «Доктор рядом»), образования и восстановления объектов культурного наследия. По условиям программы инвестор получает объект с открытых торгов, ремонтирует его, оснащает всем необходимым для его функционального назначения (помимо объектов культурного наследия) и после начала предоставления услуг переходит на льготную ставку аренды - один рубль за квадратный метр в год. Срок аренды объектов в сфере здравоохранения - 20 лет, в сфере образования и восстановления объектов культурного наследия - 49 лет. В рамках программы заключены договоры, предусматривающие частные инвестиции в размере 3,8 миллиарда рублей. По проекту «Доктор рядом» инвесторам передано 55 помещений, 26 из них уже начали работу. В сфере образования в реализации у инвесторов 30 объектов, 12 из них введены в эксплуатацию. По третьему направлению в аренде у инвесторов 14 объектов культурного наследия, четыре из них отреставрированы и перешли на льготную арендную ставку.

Туризм и событийный туризм

Поддержка развития гостиничных комплексов - важный аспект развития туризма, одного из наиболее динамично развивающихся сегментов мирового бизнеса.

Москва - центр российского и международного туризма: ежегодно в столицу приезжают 17 миллионов человек. Развивается необходимая инфраструктура: в столице насчитывается более 750 гостиниц, мини-отелей и других мест размещения. В целом за последние пять лет в Москве построено около 41 миллиона квадратных метров недвижимости.

Поступления в бюджет в дни крупных мероприятий увеличиваются за счёт ярмарочной торговли, роста прибыли гостиниц, магазинов и предприятий общественного питания, использования общественного транспорта, посещения театров, музеев, концертных залов и так далее. Фактически все сферы жизнедеятельности города так или иначе взаимодействуют с туристами. Развитие туризма позволяет столице через систему налогообложения получать определённые экономические преференции: фестивали 2015 года принесли бюджету 2,7 миллиарда рублей. Жители ближайших регионов, приезжавшие на один день (без ночёвки), тратили в среднем по одной тысяче рублей в сутки, 10 тысяч рублей - когда приезжали с ночёвкой, 37 тысяч рублей тратили за время визита иностранцы.

Для развития индустрии гостеприимства предусмотрены налоговые льготы на имущество гостиничных комплексов, в помещениях которых находятся офисы, торговые объекты и другая сопутствующая инфраструктура. Для таких комплексов уменьшается налоговая база на величину кадастровой стоимости минимальной площади номерного фонда, увеличенной на коэффициент 2, в отношении объектов недвижимости, налог по которым исчисляется исходя из кадастровой стоимости.

Что касается городских фестивалей, то это надёжная платформа для развития бизнеса и популяризации отечественных товаров: они являются не только двигателем экономики, но и местом приложения труда для малого и среднего бизнеса.

За прошедшие несколько лет в Москве сформировался устойчивый календарь общегородских сезонных фестивалей («Пасхальный дар», «Рыбная неделя», «Московская весна», «Московское лето. Фестиваль варенья», «Московская осень», «Путешествие в Рождество»), ставших популярными у жителей и гостей столицы. В 2015–2016 годах их аудитория составила от пяти до десяти миллионов человек.

Улучшение инвестиционного климата Москвы

В исследовании Doing Business по итогам 2015 года Россия улучшила свои позиции, поднявшись в общем рейтинге с 62-го на 51-е место. Этому способствовали в основном проведённые реформы в сфере инвестиционной политики и поддержки промышленных производств.

Развитие современной промышленности - одна из главных целей, стоящих сегодня перед столицей. Москва обладает серьёзным индустриальным потенциалом и располагает свободными земельными участками и готовой инфраструктурой для реализации новых инвестиционных проектов. Разработанная комплексом экономической политики и имущественно-земельных отношений и принятая Мосгордумой в октябре 2015 года комплексная система поддержки современной эффективной промышленности включает в себя правовую защиту инвестиций, налоговые льготы, обеспечивающие снижение общей налоговой нагрузки от 17 до 25 процентов, и упрощение административных процедур.

В настоящий момент в Москве успешно развиваются специализированные площадки, на которых инвесторам предлагаются специальные условия, в том числе ряд налоговых льгот: технополисы «Москва», «Сколково» (специализирующийся на космических технологиях и телекоммуникациях, биомедицинских технологиях, энергоэффективных и ядерных технологиях), «Мосгормаш», «Калибр», «Отрадное», «Нагатино», «Строгино», «Слава», «Фотоника», «Сапфир», «Визбас», «Техноспарк».

АПИИ (Агентство по привлечению иностранных инвестиций)

Опыт зарубежных стран по привлечению иностранного капитала, свидетельствует, что открытие специальных Агентств по привлечению иностранных инвестиций (АПИИ), их правильная организация и политика, способствуют не только привлечению зарубежного капитала в страну, но и является очень важным инструментом в формировании позитивного имиджа страны на международном уровне и налаживании делового климата.

Как правило, АПИИ учреждается государственными органами страны, обладает большим штатом профессиональных сотрудников и широкой сетью представителей в разных странах. Главная цель такого Агентства – привлечение иностранных инвестиций , непосредственное общение с инвесторами на местах, максимальное содействие в бизнесе.

Существует немало успешных примеров зарубежных стран, которым удалось привлечь значительный поток иностранного капитала с помощью таких Агентств, тем самым улучшив экономическую ситуацию в стране.

Опыт Сингапура

Самым успешным примеров по созданию деловой среды, максимально благоприятной для бизнеса, является Сингапур. Главная заслуга в этом принадлежит агентству, аналогичному АПИИ. Агентство экономического развития (АРЭ), созданное в 1961 году, отвечает за привлечение иностранного капитала в экономику Сингапура, а также оказывает необходимую поддержку инвесторам.

С 1995 года Сингапур занимает третье место в рейтингах по комфортности ведения бизнеса. В этом также есть заслуга Агентства, которое создает благоприятные условия для ведения бизнеса. С момента возникновения Агентства, ВВП Сингапура вырос в несколько десятков раз, и занял третье место в мире.

В штате Агентства около 500 сотрудников, из которых примерно 100 работают в зарубежных представительствах в 19 странах мира. Сотрудники компании, работающие в офисах по всему миру, устанавливают тесные контакты с инвесторами, потенциально заинтересованными в инвестициях в экономику Сингапура. Сотрудники штаб-квартиры Агентства выстраивают взаимоотношения иностранных инвесторов и сингапурских компаний. Ежегодно Агентством проводятся стратегические обзоры целевых секторов и инвесторов.

Правительством Сингапура и Агентством разработаны и успешно реализуются специальные программы по привлечению иностранных инвестиций :

  • Содействие инвестору на всех этапах инвестиционного процесса, в том числе помощь в получении виз и разрешений, специально созданные инструкции для иностранных компаний и т.д.;
  • Для иностранных инвесторов создана привлекательная налоговая политика, учитывающая их интересы;
  • Инвесторам предлагается широкий выбор финансовых инициатив: от обучения персонала за счет Агентства, до защиты интеллектуальной собственности и многие другие.

Опыт Франции

Вторым примером удачной деятельности по привлечению иностранных инвестиций в страну, является Франция. За последние годы эта страна изменила свое отношение к иностранному капиталу. Итогом этих перемен стала активная деятельность государственного Агентства по привлечению иностранных инвесторов во Францию – IFA (Invest in France Agency). Агентство не только привлекает иностранный капитал в страну, но и находится в тесном сотрудничестве с администрациями 22 регионов Франции, которые находятся в условиях жесткой борьбы за инвестиции не только между собой, но и с другими странами Европы.

В результате, Франция вышла на третье место в мире и заняла первое место в Европе, по привлечению в страну прямых зарубежных инвестиций. При этом сейчас Франция находится на втором месте в Европе по уровню развития. Этому способствовало два фактора:

  • Структурный. Франция находится внутри Европы, имеет прямой доступ к странам Евросоюза, а французские рабочие являются одними из самых квалифицированных и высокопроизводительных работников.
  • Экономические реформы. Правительство Франции приняло ряд антикризисных мер и повысило инвестиционную привлекательность страны. Кроме этого, был принят план мероприятий по поддержанию экологических видов промышленности. Мероприятия рассчитаны до 2020 года и должны привлечь инвестиций, в том числе иностранных, на общую сумму около 460 миллиардов евро.

Агентство имеет широкую сеть филиалов в 22 странах мира. Работает по проектной системе, быстро реагируя на предложения инвесторов. Практикуется индивидуальный подход к каждому иностранному инвестору, при этом в каждом конкретном случае разрабатываются индивидуальные программы инвестиций. Основной задачей Агентства является разработка проектов и инвестиционных предложений, учитывающих все потребности инвестора. Так как конкуренция в странах Европы очень жесткая, Агентство стремится предложить иностранным инвесторам оптимальные варианты и наилучшие условия для того, чтобы иностранные инвестиции привлекались на благо страны.

Российское Агентство по привлечению иностранных инвестиций

Россия также как и другие страны, заинтересована в привлечении иностранного капитала. На сегодняшний день, уже действует ряд финансовых учреждений, занимающихся их привлечением. Но, не хватает единого центра, координирующего работу таких учреждений, а также регулирующего взаимодействия регионов и иностранных инвесторов.

Единым центром по привлечению иностранного капитала, выполняющим все вышеперечисленные функции, должно стать российское АИИ (Агентство по иностранным инвестициям). Учредителем Агентства является правительство России, но правовая форма основана на принципах ГЧП (государственно-частного партнерства). При Агентстве создан Наблюдательный Совет. Финансирование осуществляется за счет всех участников.

Если российским Агентством будет учтен успешный опыт зарубежных агентств, экономическая и политическая ситуация в стране будет стабильной, а инвестиционная политика привлекательной, иностранные инвестиции потекут в российскую экономику нескончаемым потоком.