Дмитриевская суббота: история установления и традиции поминовения усопших. Дмитриевская родительская суббота: приметы, традиции, поминания

Традиции православной церкви, в отличие от протестантских конфессий, признают легитимность молитв за усопших. Поэтому наличие в календаре дней, специально отведенных для молитвенного поминовения почивших предков, - не случайно в рамках ортодоксальной традиции. Как правило, привязаны они к субботе, а потому называются родительскими субботами. Всего их насчитывается семь плюс один день девятого мая, не имеющий привязки ни к субботе, ни к какой-либо иной части недели. Один из таких дней, о котором пойдет речь ниже, называется Дмитриевская суббота.

История установления Дмитриевской субботы

Не все дни памяти почивших установились единовременно. Некоторые из них гораздо старше других. Дмитриевская поминальная суббота, например, поводом к своему установлению имела небезызвестную В первое время в этот день и поминали только убитых в том сражении воинов. Но со временем память о погибших защитниках отечества стала выветриваться, в итоге поминать стали вообще всех усопших православных.

Как таковая Дмитриевская суббота была установлена князем Дмитрием Донским, от имени которого она и получила свое название. Случилось это, конечно, не сразу, не по некоему официальному распоряжению властителя. Процесс развития данной традиции проходил постепенно. Но точкой отсчета является 1380 год, когда было разбито войско Мамая. С за победу Дмитрий Донской посетил Троице-Сергиеву лавру, где ранее получил благословение на это сражение от основателя и игумена монастыря преподобного Сергия Радонежского. Вместе с благодарственными молебнами в память по убиенным товарищам было совершено заупокойное богослужение, которое вошло в традицию повторять ежегодно. Такой масштаб Дмитриевская суббота приобрела не случайно - на поле битвы полегли десятки тысяч воинов только с русской стороны, что сравнительно с уровнем населения того времени представляет очень большое число. Множество семейств потеряли близких людей - отцов, мужей, братьев. Поэтому радость победы в этой битве неотъемлемо слилась на Руси с горечью потери.

Датой для этого поминального дня была избрана суббота перед 26 октября по старому стилю, или 8 ноября по новому, то есть перед праздником великомученика Димитрия Солунского (этот святой - небесный покровитель князя Дмитрия Донского). Таким образом, в прошлом году отмечалась Дмитриевская 1 ноября, а в этом году она выпадает на Вскоре новую традицию поддержали во всех епархиях Русской церкви, и она прочно вошла в богослужебную традицию.

Обычаи поминовения

Как и любой поминальный день, Дмитриевская суббота отмечается совершением панихид, заупокойных молитв, посещением кладбищ и специальными поминальными трапезами. В народных традиция Дмитриевской субботы отпечатались и прежние дохристианские обычаи славян, связанные с культом предков. Так, например, кроме церковных заупокойных молитв, в канун субботы было принято оставлять в бане чистую воду и новые веники для душ усопших. Подобным образом на ночь на столе оставляли специально приготовленный обед, чтобы пришедшие предки смогли насытиться. Угощение для почивших относили и на кладбище. Вообще сам размах и масштаб отмечания этого дня на Руси свидетельствует о слиянии двух традиций - языческого праздника предков и христианского дня

Церковное поминовение

Относительно сугубо церковного ритуала, Дмитриевская поминальная суббота ничем особенным не выделяется. Накануне, в пятницу вечером, в храмах служится так называемый парастас - поминальная вечерняя служба. А в саму субботу с утра совершается заупокойная литургия с панихидой. В качестве пожертвования в этот день принято в храм относить продукты, за исключением крепких спиртных напитков и мясного.

Личное поминовение

Рассказывая о том, что такое Дмитриевская родительская суббота, проповедь церкви также обращает внимание на необходимость личного, а не только храмового поминовения усопших. В первую очередь это касается ближайших почивших родственников. Собственно, потому и называются поминальные субботы родительскими - в них прежде всего молятся за упокой родителей (если они умерли) и других близких людей. Для этого в помощь верующим в церковных молитвенниках предлагаются специальные чинопоследования заупокойных молитв.

Чем отличается Дмитриевская суббота от остальных дней поминовения усопших – иеродиакон Иоанн (Курмояров)

Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота – суббота перед днем памяти святого вмч. Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), когда совершается поминовение усопших несмотря на то, что в богослужебном уставе этот день не отмечается как заупокойный. В русских рукописях Дмитриевская родительская суббота упоминается редко, не отмечается в переводных литургических книгах («Типиконах», «Минеях») и лишь изредка указывается в оригинальных русских памятниках – соборных «Чиновниках» и монастырских «Обиходниках». Одно из первых упоминаний Дмитриевской родительской субботы как дня поминовения усопших содержится в сборнике новгородского происхождения XV в. В монастырских «Обиходниках» Дмитриевская родительская суббота является днем поминовения усопшей братии.

Почему суббота? Потому что в субботу Господь Своей душой пребывал с умершими в аду: Христос сошел в ад сразу по разделении души с телом, а в субботу Господь пребывал в аду и выводил оттуда ветхозаветных праведников.

Вне монастырей Дмитриевскую родительскую субботу воспринимали как день заупокойной молитвы обо всех усопших верных. Царь Иоанн IV Грозный повелел в эту субботу «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить». В «Чиновнике» московского Успенского собора под 23 октября содержится следующая запись 2-й половины XVII века: «Пред памятью святаго великомученика Димитрия в пяток вечера бывает панихида по всех православных христианех». В старообрядческих рукописях встречается компиляция из «Обиходников» и «Уставов», посвященная Дмитриевской родительской субботе с заглавием: «Подобает ведати о суботе иже пред праздником великомученика Димитрия Солунского».

В XVII веке Дмитриевскую родительскую субботу, по всей вероятности, еще не связывали с поминовением воинов, павших в Куликовской битве. Сказания о Куликовской битве также не содержат указания об установлении Дмитриевской родительской субботы князем Дмитрием Донским. Только в Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в середине XVI века и дошедшей до нас в составе Никоновской летописи, повествуется о том, что блгв. князь обращался к прп. Сергию со словами: «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобного игумена Сергия корми, и всю братию его», но и в этих словах Дмитриевская родительская суббота не связывается с Куликовской битвой. Можно предположить, что ассоциация Дмитриевской родительской субботы с поминовением павших на поле Куликовом появилась только в XVIII или даже в XIX веке.

Свт. Филарет Московский (Дроздов) писал в письме к А. Н. Муравьеву от 26 ноября 1845 г.: «О Дмитриевской субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием павших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим».

В XIX веке мнение о связи Дмитриевской родительской субботы с Куликовской битвой распространилось и стало господствующим. 22 августа 1903 года был издан императорский указ, предписывающий в войсковых частях совершать в Дмитриевскую родительскую субботу панихиды по усопшим воинам. Согласно утверждениям некоторых современников, и до издания этого указа «русская армия чтила память всех павших в Куликовской битве» в эту субботу.

На Руси в народной среде Дмитриевская родительская суббота считалась одним из главных поминальных дней. В период между праздником Казанской иконы Божией Матери и днем памяти вмч. Димитрия, или Дмитриевской родительской субботы, не играли свадеб.

В случае совпадения Дмитриевской родительской субботы с праздничным днем (например, с 22 октября – днем памяти Казанской иконы Божией Матери) поминовение усопших переносится на предшествующую субботу. В 1885, 1900 и 1906 годах, когда Дмитриевская родительская суббота совпадала с 21 октября – днем восшествия на престол имп. Николая Второго, Священный Синод переносил поминовение на пятницу, 20 октября – день кончины императора Александра Третьего.

(Статья «Димитриевская родительская суббота» // Православная Энциклопедия. Издается Русской Православной Церковью по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Церковно-научный центр. «Православная Энциклопедия». М., 2006. Т. 14. «Да-Ди». С. 719–721).

Русская православная церковь сегодня отмечает Димитриевскую родительскую субботу — день поминовения всех усопших.

Что там — за порогом смерти? Верит ли человечество в воскресение умерших или не верит, как это было во времена земной жизни Спасителя, в глубине души своей оно не может не задаваться этим мучительным вопросом. Мы же, христиане, призваны видеть в смерти торжество жизни. И святая Церковь еще здесь, на земле, благодатью Христовой дает нам узнать, что жизнь будущего века совершенно отличается от нынешнего. «В ней не женятся, не умирают и не могут умереть, — говорит Христос. — Там люди будут во всем подобны ангелам, сынам Божиим». Сам Бог, явившись Моисею в огненной купине, называет Себя Богом Авраама, Богом Исаака, Богом Иакова. Богом не мертвых, но Богом живых. «Ибо у Бога все живы», — говорит Христос.

Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского. Художник священник Сергий Симаков

Почему поминальная суббота названа Дмитриевской

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально, по установлению великим князем Димитрием Иоанновичем Донским, поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Куликовская битва, благословение

В сентябре 1380 года совершилась великая Куликовская битва. Русских ратников, по подсчетам историков, насчитывалось 100-150 тысяч. У Мамая воинов было едва ли не вдвое больше.

В «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что получить благословение на битву великий князь Дмитрий Иоаннович приезжал к преподобному Сергию Радонежскому. Никоновская летопись сохранила потомству описание посещения преподобного Сергия великим князем Дмитрием Иоанновичем:

«Великий князь прибыл в монастырь месяца августа в восемнадцатый день, на память святых мучеников Флора и Лавра. Он собирался тотчас вернуться, ибо торопили его многочисленные вестники, сообщая о нашествии Мамая. Но преподобный игумен Сергий упросил его вкусить с ним хлеба за трапезой. «Пусть Господь Бог и Пречистая Богородица помогут тебе! — сказал он. — Не пришло еще время тебе с вечным сном надеть венец смертный, но бесчисленному множеству готовятся венцы с вечной памятью». И он велел принести освященную воду, и по окончании трапезы благословил крестом великого князя, и окропил его святой водой, и сказал ему: «Почти дарами и почестями нечестивого Мамая. Пусть Господь, увидев твое смирение, вознесет тебя, а его неукротимую гордость и ярость низвергнет». Тот же сказал: «Я всё это сделал для него, отче, но он ещё больше возгордился». А преподобный сказал ему: «Если это так, ждёт его непременная гибель и забвение. Тебе же от Господа Бога, и Пречистой Его Богоматери, и всех святых Его — помощь, милость и слава»».

Пo просьбе великого князя игумен отправил на поле сражения двух троицких монахов, Александра Пересвета и Андрея Ослябю, предварительно посхимив. И сказал им: «Мир вам, мои возлюбленные о Христе братья, Пересвет и Ослябя! Потрудитесь как доблестные Христовы воины, ибо назначенное вам время пришло». Он благословил крестом и окропил святой водой великого князя, двух иноков, Пересвета и Ослябю, и всех князей, бояр и воевод. И произнёс, обращаясь к Димитрию Иоанновичу: «Иди, господине, небоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов». А затем, понизив голос, сказал тихо великому князю: «Победиши враги твоя».

Под Коломной на Девичьем поле великокняжеское войско соединилось с остальными полками, которые уже собрались здесь для похода. Тогда же из собора Коломны они взяли с собой – как священное духовное знамя – икону Пресвятой Богородицы «Умиление», получившую после Куликовской битвы наименование «Донская».

Впервые Русь выставляла такое количество ратников. Летописец отметил: «От начала бо такова сила не бывала князей Русских, яко же в се время» Главную силу русского войска составляли «черные», т.е. простые люди: «сыны крестьянские от мала до велика» и «молодые люди» — ремесленники.

30 августа войско переправилось через Оку. Узнав о движении русских полков, литовский князь Ягайло не решился выдвинуться на помощь Мамаю, хотя и обещался. Он так и не принял участие в битве.

За Доном стояли несметные татарские полчища. Увидев их, русские испытали невольный страх. «…Князь же великий стал совещаться с братом своим и… литовскими князьями: «Здесь ли и дальше останемся или Дон перейдем?» И тут, когда князь нуждался в поддержке, прибыл к нему запыхавшийся любимый скороход преподобного Сергия — инок Нектарий — с благословенною грамотою от игумена. Писал старец: «Без всякого сомнения, государь, иди против них, и, не предаваясь страху, твёрдо надейся, что поможет тебе Господь».
В ночь с 7 на 8 сентября в день Рождества Пресвятой Богородицы, великий князь Димитрий Иоаннович переправился через Дон у впадения в него реки Непрядвы и поставил полки на Куликовом поле.

Александр Пересвет

В «Сказании о Мамаевом побоище», написанном в конце XV в., сохранилось предание: героем Куликовской битвы стал воин–инок Александр Пересвет. Он начал сражение поединком с богатырем-печенегом Челубеем, в котором оба погибли.

И сошлись грозно обе силы великие… Летописная повесть о Куликовской битве так рисует - почти былинными красками - картину сражения: «И вот двинулась великая рать Мамаева, все силы татарские. А с нашей стороны - князь великий Димитрий Иванович со всеми князьями русскими, изготовив полки, пошел против поганых половцев со всею ратью своею. И, воззрев на небо с мольбою и преисполнившись скорби, сказал словами псалма: «Братья, Бог нам прибежище и сила». И тотчас сошлись на многие часы обе силы великие, и покрыли полки поле верст на десять - такое было множество воинов.

Победа на Куликовом поле

И была сеча лютая и великая, и битва жестокая, и грохот страшный; от сотворения мира не было такой битвы у русских великих князей, как при этом великом князе всея Руси. Когда бились они, от шестого часа до девятого, словно дождь из тучи, лилась кровь и русских сынов, и поганых, и бесчисленное множество пало мертвыми с обеих сторон… И воздвиг Бог десницу нашего князя на одоление иноплеменников. А Мамай, в страхе затрепетав и громко восстенав, воскликнул: «Велик Бог христианский и велика сила Его! Братья измаиловичи, беззаконные агаряне, бегите неготовыми дорогами!» И сам, повернув назад, быстро побежал к себе в Орду».

(Мамай бежал в Крым и там был убит)

Куликовская битва, художник Павел Рыженко

Преподобный Сергий в часы сражения молился с братией у себя в церкви. Говорил о ходе боя. Называл павших и молился об их упокоении. А в конце сказал: «Мы победили».

Потери русских войск были неисчислимы: берега Дона и Непрядвы были усеяны телами погибших. Как сообщает летописец, «страшно, братья, зреть тогда, и жалостно видеть, и горько взглянуть на человеческое кровопролитие: как морское пространство, а трупов человеческих - как сенные стога: быстрый конь не может скакать, и в крови по колено брели, а реки три дня кровью текли». Русские потеряли около половины своего войска. Восемь дней собирали и хоронили убитых.

Великий князь, прозванный за эту победу Донским, возвратился в Москву и почти весь октябрь провел в Троицкой обители, поминая усопших.

Установление поминовения павших воинов

В благодарение Богу за дарованную великую победу, великий князь, прозванный в народе Донским, решает учредить Дубенский монастырь, находившийся в 40 верстах от Троицкого монастыря, на реке Дубенке, и богомудрый Сергий дает ему инока Савву для сооружения храма во имя Успения Божией Матери.

С тех пор на Руси было установлено совершать в ближайшую субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского, что празднуется 26 октября (8 ноября), особое ежегодное поминовение павших на Куликовом поле - в так называемую Димитриевскую субботу. Она и поныне остается днем поминовения всех воинов, «положивших душу за други своя», за Россию.

Благодарный народ неизменно почитал и память великого князя Димитрия. В 1988 г. князя причислили к лику святых.

Впоследствии православные христиане стали в этот день творить память не только православных воинов, за Веру и Отечество жизнь свою на брани отдавших, но вместе с ними и всех, вообще, всех усопших братий своих. В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам о всех тех, кто погиб, пострадал за Православие.

Необходимы ли наши молитвы за усопших?

Необходимы ли наши молитвы за усопших? Да, необходимы, потому что оказывают им весьма большое благодеяние. Дело в том, что после смерти есть две вечности: или вечное блаженство праведников, или вечное мучение грешников. Известно также и то, что нет на земле человека, который бы пожил и не согрешил. Так что верно утверждение, что во грехах мы рождаемся, во грехах проводим жизнь, во грехах и оканчиваем свое земное существование. Но все ли согрешившие приносят полное и искреннее раскаяние перед смертью? Ведь иногда смерть настигает человека, находящегося в состоянии такой тяжкой болезни, когда у него и память теряется, и душевные силы приходят в полное изнеможение. И ясно, что в таком состоянии человек не может припомнить своих проступков и раскаяться в них, — и он умирает со грехами. Часто смерть поражает человека внезапно, и он, не принеся никакого покаяния, также отходит со грехами. Сам он уже не может помочь себе никакими средствами. Изменить свою участь человек может только, когда он жив, творя добрые дела и моля о своем спасении ко Господу. Вот в таких-то случаях молитва за усопших весьма необходима и доставляет им величайшее благодеяние. Многих наших присных уже давно нет на земле, однако любящее сердце не может забыть их, рвется к ним, даже, быть может, больше, чем к живым. Подобным образом и усопшие смотрят из потустороннего мира в нашу сторону, горя любовью к тем, кто здесь их сердцу был особенно близок. Если же кто из умерших достиг оправдания перед Богом, то он, отвечая на нашу любовь взаимной любовью, ниспосылает нам свыше небесную помощь; а тому, кто еще не достиг оправдания, в облегчении его загробной участи может очень помочь наша молитва.

Будем внимательны, потому что мы знаем, что всем нам без исключения рано или поздно придется расстаться с этой земной жизнью. И мы предстанем перед своим Творцом и Создателем с ответом о том, как мы жили, что совершали в своей земной жизни, достойны ли были Своего Небесного Отца. Это очень важно всем нам сегодня вспомнить и подумать об этом, и попросить у Бога, чтобы Господь простил нам наши согрешения, вольные или невольные. И вместе с тем приложить все усилия для того, чтобы не возвращаться к грехам, а совершать богоугодную, святую и достойную жизнь. А для этого у нас есть все: у нас есть Святая Церковь с ее Святыми Христовыми Таинствами и помощь всех святых подвижников веры и благочестия, и прежде всего - Самой Царицы Небесной, Которая готова всегда протянуть нам руку Своей материнской помощи. Вот, братья и сестры, те уроки, которые все мы должны извлечь из сегодняшнего дня, который именуется Димитриевской родительской субботой. Царствие Небесное и вечный покой всем от века почившим отцам, братиям, сестрам и прочим сродникам нашим. Дай Бог, чтобы все мы с вами, достойно совершая молитву о всех от века почивших православных христианах, вместе с тем достойно совершали и свой жизненный путь.

Тропари заупокойные

Апостоли, мученицы и пророцы, святителие, преподобнии и праведнии, добре подвиг совершивши и веру соблюдши, дерзновение имущии ко Спасу, о нас Того, яко Блага, молите спастися, молимся, душам нашим.

Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя, и елика в житии согрешиша, прости: никтоже бо безгрешен, токмо Ты, могий и преставленным дати покой.

Кондак заупокойный
Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

О духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой,
Сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбие.
В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются,
Упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый,
Сам и душу раба Твоего упокой.
С духами скончавшихся праведников упокой, Спаситель, душу раба Твоего,
Сохраняя ее в Твоей блаженной жизни, Человеколюбец.

Димитриевская родительская суббота совершается в ближайший день перед днем памяти (26 октября / 8 ноября (н.с.)). Память этого страстотерпца ежегодно совершается 8-го ноября по новому стилю. Это поминовение усопших установлено после битвы на Куликовом поле (8 сентября 1380 г.) по благословению преподобного Сергия Радонежского. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Но, постепенно, Димитриевская суббота стала днём заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

…Тот день был днем великой радости и великой печали. Гонец князя Димитрия достиг ворот Москвы в считанные дни, и к моменту возвращения ополчения жители – священники, монахи и миряне, стар и млад – с иконами и хоругвями вышли на окраину города, к тому месту, пониже Егорьевской горки, откуда начиналась улица, ведущая к Кремлю и большому торгу. Теперь она носит название Варварка (в честь храма св. Великомученицы Варвары, построенного позднее, в самом ее начале).

От Кулишек были видны купола храма в честь – «Егория», как его называли в народе. По этой самой улице, испрашивая благословение у святого покровителя Москвы, выступило на Куликовскую битву русское ополчение.

По этой же улице было решено и возвращаться назад. Дорога надежды, молитвы, благодарения и слез – вот, чем стала она для ополченцев и горожан. Жены, матери, дети и старцы с нетерпением ожидали своих. – Гонец привез весть, что потери огромные. – Они вышли навстречу князю и дружине, зная, что за ними следует великое множество подвод с раненными и убитыми. Возгласы радости, плач, прославление Бога, и над всем этим морем – сердечная молитва об упокоении душ убитых на Куликовом поле православных воинов .

Никогда еще русское воинство не знало такой победы. Она была подобна священным войнам из истории Ветхого Завета, когда на стороне древнего Израиля сражался Сам Бог, когда победа давалась не числом и военным искусством, а верой в Его несомненную и близкую помощь.

Как царь Давид, ещё отрок, вышел навстречу великану с пращей в руке, и с призыванием Имени Божия сокрушил нечествица, так и на этот раз из оробевшего стана навстречу Челубею, одетому в тяжелые доспехи, выехал монах Александр Пересвет с одним лишь копьем в руках. 8 сентября 1380 г. подобное чудо видело многотысячное русское войско. Поразив противника с одного удара, инок упал замертво и предал душу Богу, но этого было достаточно для того, чтобы русские полки с молитвой выступили вперед.

В тот день исполнилось слово преподобного Сергия Радонежского, предвозвестившего князю Димитрию Иоанновичу победу, но победу дорогой ценой. Из 150 000 ополченцев в Москву вернулось лишь 40 000. Однако с этого момента Русь начала жить надеждой на освобождение от ордынского ига.

Дмитриевская (Димитриевская) родительская суббота — cамо название этого поминального дня свидетельствует о времени совершения молитвенной памяти усопших.

Временем установления Дмитриевской родительской субботы считается период жизни и правления благоверного князя Димитрия Донского. Исторически поминовение усопших в этот день связывалось с памятью почивших воинов, положивших свои жизни за свое Отечество на Куликовом поле в 1380 году.

Из истории известно, что сам преподобный Сергий Радонежский совершал молитвенное поминовение усопших воинов Куликовского сражения. С тех пор в Русской Церкви и начали поминать усопших воинов, а также всех сродников…

В день Дмитриевской родительской субботы в православных храмах совершается божественная литургия, во время которой поминаются усопшие. По традиции после окончания богослужения в храмах отправляются панихиды.

Для православного человека необходимо не только умственно помнить своих почивших родственников, но и совершать их молитвенное поминовение, творить дела милосердия в память о почивших близких .

В этом прослеживается не только связь поколений, но и представление о Церкви земной и небесной. Именно поэтому для верующих людей родительские субботы — особые дни православного календаря.

Димитриевская родительская суббота — Долг памяти

Сразу по возвращении приказал служить панихиды по убиенным во всех храмах и монастырях. Тут же составлялись и рассылались по приходам и обителям списки погибших. Многие ратники так и остались навсегда неизвестными, и в те дни Православная Церковь соборно молилась о даровании прощения грехов и об упокоении всех русских воинов знаемых и не знаемых, за Русь, за веру православную живот свой положивших.

Город жил одним молитвенным воздыханием. Перед алтарями в свете паникадил и под сводами монашеских келий, в боярских палатах и в тесных избах при огоньках грошовых свечей читались Евангение и Псалтирь с поминовением погибших воевод, тысяцких и сотников и всех православных ополченцев. Люди, не знавшие грамоты, молились от сердца со слезами и с земными поклонами перед темными образами и на папертях храмов.

В память о погибших на том самом месте, откуда выступало русское войско на битву с татарами, был заложен храм в честь Всех святых – небесных покровителей русских ратников, павших во время битвы. Так появилась одна из самых древних московских церквей – церковь Всех святых на Кулишках. Современный вид храм приобрел на рубеже XVI-XVII вв. Он был построен на кладке прежней деревянной церкви XIV в.

А в 1386 г. мать героя Куликовской битвы, серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, княгиня Мария, в благодарность за то, что Господь сохранил жизнь ее сыну, основала в Москве монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и сама приняла в нем постриг с именем Марфа. О месте его первоначального размещения единого мнения нет: согласно одной из версий, первоначально он был основан в Кремле и назывался монастырем «что на рве» и простоял до 1484 г.; по другой – был основан на нынешнем месте, на левом берегу Неглинной, неподалеку от Трубной площади. Есть свидетельства о том, что монастырь возвели по княжескому указу. Первыми его насельницами стали вдовы русских ополченцев. В нём нашли приют те, кто потерял своих кормильцев в битве на Куликовом поле…

Бывшая первоначально днем поминовения православных воинов, установлена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем, 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, посетил Троице-Сергиеву обитель.

По завету благоверного князя Дмитрия Донского вся русская Церковь будет молиться за «вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших » на Куликовом поле и на всех других битвах и сражениях за землю Русскую. Они исполнили наивысшую заповедь, ведь «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих » (Иоан.15:13). Мы будем молиться за дальних и близких предков наших, чтобы простил им милосердный Господь все вольные и невольные прегрешения и даровал Царствие Небесное!

Игумен обители, ранее благословил его на брань с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков — Александра Пересвета и Андрея Осляблю. Оба инока пали в битве и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Сименове монастыре.

Совершив в Троицкой обители поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября, в день святого Димитрия Солунского — день тезоименитсва самого Димитрия Донского.

Велика была рабость победы, но в многие тысячи православных семей пришла горечь утрат и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

Впоследствии, православные христиане стали в этот день творить память не только православных воинов, за Веру и Отечество жизнь свою на брани отдавших, но — вместе с ними — и всех, вообще, усопших братий своих. Таким образом, суббота в конце октября еще до вхождения ее в церковный календарь широко отмечалась на Руси и как день поминовения всех наших усопших родителей.

Димитриевскую субботу всегда проводили торжественно: ходили на могилы родных, служили панихиды, устраивали тризны, женщины причитали. В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несёт в себе ещё особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам о всех тех, кто погиб, пострадал за Православие, всех воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани.

Суббота в Святом Писании – день особый. В Ветхом завете – день покоя, а в Новом – день прощения, отпущения грехов. И не случайно субботний день был выбран Церковью для соборного поминовения героев Куликовского сражения. Накануне праздничного дня – воскресения, когда по обычаю все христиане должны быть в храме, верующие собирались для молитвы об упокоении душ братьев по вере. И так, каждый год в один и тот же осенний субботний день князем Димитрием было установлено служить панихиды в память по убиенным .

Со временем установленный обычай несколько изменился: к молитве о павших воинах стала присоединяться и молитва об усопших родственниках и обо всех от века почивших православных христианах. Тогда-то «Димитровская суббота» – так её называли в память о князе Димитрии Донском – стала называться «родительской». С давних времен в Русской Православной Церкви – это день общей молитвы об усопших, день надежды на милосердие Божие.

Обычай, установленный в Церкви со времён князя Димитрия Иоанновича, оказался той «связующей нитью», которая объединила чувством соборности, церковного единства многие поколения русских людей. После изгнания из России остатков наполеоновской армии, в Димитровскую субботу, Церковь молилась и о воинах, «за веру, царя и отечество живот свой положивших» в годы отечественной войны 1812 – 1815 гг. Так же призывала Она милость Божию на всех погибших православных христиан в годы Крымской войны. В царствование Александра III поминались и русские солдаты, отдавшие жизнь ради освобождения братьев по вере на Балканах. Звуки соборной молитвы не утихали в Димитровскую субботу и во времена Первой мировой и Великой отечественной.

На предстоящей неделе субботний день – один из самых важных в церковном календаре. Это день памяти и молитвенного общения живых и усопших христиан.

Слово святителя Иоанна архиепископа Шанхайского на Дмитриевскую поминальную субботу

— это не просто религиозный долг православного человека. Воспоминание умерших близких — является нравственной потребностью человеческой души, ведь именно в этом проявляется исполнение заповеди о любви к ближним .

Мы видим часто стремление сродников умершего как можно богаче провести похороны и устроить могилу. Большие средства тратятся иногда на роскошные памятники. Много денег тратят родственники и знакомые на венки и цветы, причем последние приходится вынимать из гроба еще до его закрытия, чтобы они не ускоряли разложения тела.

Иные хотят объявлениями через печать выразить свое почтение умершему и свое сочувствие его родственникам, хотя самый такой способ выявления своих чувств показывает их неглубокость, а подчас и лживость, так как искренно скорбящий не будет выставлять свою скорбь напоказ, выразить же свое сочувствие можно гораздо теплее лично.

Но что бы мы из всего того ни сделали, умерший не получит от того никакой пользы. Мертвому телу одинаково лежать в бедном или богатом гробе, роскошной или скромной могиле. Не обоняет оно принесенных цветов, не нужны ему притворные выражения скорби. Тело предается тлению, душа живет, но не испытывает больше ощущений, воспринимаемых через телесные органы. Другая жизнь настала для нее, и другое нужно ей оказать.

Вот то нужное ей и должны мы делать, если действительно любим усопшего и желаем принести ему свои дары! Что же именно доставит отраду душе умершего? Прежде всего, искренние молитвы о нем, как молитвы личные и домашние, так и, в особенности, молитвы церковные, соединенные с Бескровной Жертвой, т.е. поминовение на литургии. Многие явления умерших и другие видения подтверждают огромную пользу, которую получают усопшие от молитвы за них и от приношения за них Бескровной Жертвы.

Преподобная Афанасия Эгинская — oбраз кротости и чистоты

Другое, что приносит большую отраду душам усопших, – творимая за них милостыня. Напитать голодного во имя усопшего, помочь неимущему – все равно, что сделать то ему самому.

Преподобная Афанасия (память 12 апреля) завещала перед смертью кормить в течение сорока дней нищих в её память; однако сестры монастыря по небрежности исполняли это поручение лишь девять дней.

Тогда святая явилась им с двумя ангелами и сказала: «Зачем вы забыли мое завещание? Знайте, что милостыня и молитвы иерейские, приносимые за душу в течение сорока дней, умилостивляют Бога: если души усопших были грешны, то Господь дарует им отпущение грехов; если же они праведны, то молящиеся за них будут награждены благодеяниями».

Особенно в наши, тяжелые для всех дни безумно тратить деньги на бесполезные предметы и дела, когда, употребив их для неимущих, можно одновременно сделать два добрых дела: и самому усопшему, и тем, которым будет оказана помощь. Но если с молитвой за усопшего будет дана беднякам пища, они насытятся телесно, а усопший напитается духовно.

Неделя 7-я по Пасхе, 1941 г. Шанхай.
СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН (МАКСИМОВИЧ)

Молитва о всех усопших христианах

Боже духов, и всякие плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый, Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих – всех православных христиан в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание, всякое согрешение, содеянное им, делом или словом или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог прости: яко несть, человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо Един, кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина. Яко Ты еси воскресение, и живот, и покой усопших раб Твоих – всех православных христиан, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Вконтакте

Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву

Дмитровская родительская суббота или осеннее поминовение усопших в РПЦ приходится в 2014 году на 1 ноября. В прошлом году этот день праздновался 2 ноября и совпадал с католическим поминовением.

День осеннего поминовения усопших существует у всех народов, только он по-разному называется и приходится на разные даты. В католичестве поминовение происходит только раз в году, но всегда второго ноября, на другой день после .

В России существует несколько дней поминовения: весенние (три родительских дня в начале , Троицкая родительская суббота) и осеннее - Дмитровская родительская суббота. Последняя была установлена не так давно: в постоянную богослужебную практику она вошла только в конце XIX века, а окончательно установлена указом Государь Императора в 1903 году.

История рассказывает, что Дмитрий Донской после кровопролитной Куликовской битвы пришел к Сергию Радонежскому, благословившему его на этот бой, и заказал панихиду по всем погибшим в битве воинам. И повелел также ежегодно служить панихиду по убиенным в субботу, которая предшествует дню его ангела-хранителя - воина Дмитрия Солунского. Потом этот день стал праздником поминовения не только воинов, но и всех верных.

Павел Рыженко. Поле Куликово

В Белоруссии, на Украине и в районах, которые к ним прилегают, день поминания усопших называется Дедами (Дзядами или Днями предков). Осенние Деды, в отличие от весенних, празднуются не на кладбище, а в доме, и не один день, а два: в пятницу и субботу.

Первый день – постный и собственно называется Дедами, поскольку в этот день ждали прихода мужских душ, второй - суббота – скоромный, и называется Бабами, в который приходят женские души. Осенний праздник Дедов по государственному календарю Белоруссии отмечается 2 ноября.

По церковному календарю может отмечаться в разных местах и в Дмитровскую родительскую субботу, в субботу перед днем Космы и Дамиана (четырнадцатого ноября) или в субботу перед днем архангела Михаила (двадцать первого ноября). В разных местах - по-разному, но чаще всего Деды празднуются все-таки в Дмитровскую субботу.

С этим днем в Белоруссии связаны особые обычаи и ритуалы, в отличие, например, от России, где больше почитается поминовение в Радуницу и Троицу. Праздник считается семейным, как Новый год. На него стараются приехать все родственники.

Поминовение усопших. Деды

В этот день запрещалось что-либо делать, кроме приготовления еды, запрещалось также исполнение супружеских обязанностей во избежание зачатия (ребенок мог, по поверьям, родиться убогим). Словом, существовали такие же запреты, как и на Великого поста.

Существует обычай на Дедов чисто убираться в доме, стол застилать новой скатертью и топить баню, а в конце помывки оставлять воду, новый веник и чистое полотенце для душ, которые тоже захотят помыться. Праздновать начинали в пятницу вечером: тогда зажигался огонь в печи, а глава семьи затеплял застольную свечу и читал молитву.

Наступало время угощения предков. На стол клали больше ложек, чем было в доме живых, в расчете на души усопших предков. Количество блюд, которые подаются в эти дни на стол, должно быть строго нечетным или строго четным – в разных местах по-разному, но обязательно в их число должны входить поминальная кутья и блины.

После молитвы еще некоторое время все стоят, ожидая, когда насытятся пришедшие души. Только потом рассаживались за стол и живые. Трапеза проходила в тишине, как поминки. Существовал запрет есть вилками и ножами (только ложками) и резать хлеб (только ломать).

На стол ставились специальная чарка и блюдо - для вина и еды усопших: дедовская миска и дедовская чарка. В них каждый отливал часть своего вина и клал часть своей еды. Дверь оставляли открытой на случай прихода новых душ.

За трапезой говорили только о предках, вспоминали их дела и случаи из жизни, которыми гордились наследники рода. Потом наступало время гаданий и веселья, которое показывало предкам, что род живет и процветает, все идет по-прежнему и жизнь продолжается.

Стол часто оставляли на ночь не убранным, чтобы запоздавшие души могли угоститься. После застолья хозяин провожал души усопших, окропляя святой водой вокруг стола и пол до самой двери.

Существовали поверья и предсказания погоды на Пасху: если на Димитрия снега нет, значит и Пасха будет теплая и бесснежная, если Димитрий со снегом, то и Пасха будет холодная. У нас снега нет, а Пасха в следующем году будет двенадцатого апреля и все может быть: и снег, и тепло. Будем ждать – по приметам – тепло.

Римская церковь отмечает осенний день памяти усопших в основном походом на кладбище, как происходит в православии в Радуницу, с теми же обычаями: свечи, цветы, яства...

И совсем по-иному проходит День памяти Мертвых в Мексике и других странах Северной Америки. Празднуют его тоже два дня - 1 и 2 ноября, но празднуют очень весело, по-карнавальному. Гуляния начинаются уже с вечера 31 октября, а подготовка к ним - и вовсе за три–четыре месяца.

Традиция празднования мексиканского Дня Мертвых интересна тем, что здесь смерть не является символом трагедии и чего-то страшного. Наоборот, смерть – это продолжение жизни. Они с полным правом могут сказать словами Иисуса: «Смерти нет!».

Мексиканский праздник Смерти выливается в городах и селах в карнавальные шествия на кладбищах или площадях. Кладбища в эти дни становятся самыми многолюдными местами: свечи, украшенные могилы, маски, черепа, алтари, музыка, песни, вино, еда, хлеб, специально испеченный к этому дню....

Калавера Катрина

У праздника есть свои символы и обязательные атрибуты. Это калавера (череп), чаще всего сахарная, приготовленная по особому рецепту. Она является украшением символических алтарей, прилавков магазиной, домов и квартир. Калавера такой же традиционный символ праздника поминовения, как тыква - .

Второй обязательный символ - красавица Калавера Катрина. Щеголиха и дама из светского общества с черепом вместо головы. Ее образ впервые появился в 1913 году, созданный мексиканским печатником Хосе Гуадалупе Посада.

День Мертвых в Мексике – это день веселья, радости, воспоминаний и повод напомнить, что смерть – это не конец и нет повода для грусти. День Мертвых - праздник, в котором нет места скорби и печали, есть память о смерти, но она – не враг. В том мире калаки (скелеты) тоже танцуют, радуются, играют и не печалятся о своей смерти.

Смерть – радостное событие, это Пасха, если возвращаться к христианским корням, это центр жизни, момент, когда происходит рождение в жизнь Вечную, и потому ее сопровождают блистающие белые одежды, а не черное траурное облачение.

Помянем в Дмитровскую субботу, кто как сможет, всех наших усопших родных и близких, матерей и отцов, сестер и братьев, знакомых и друзей. Вечная им память…