БТИ выдало техпаспорт на дом в СНТ. Написано: "жилое строение", назначение - "нежилое"

доцент кафедры гражданского права

Государственного университета – Высшей школы экономики,

кандидат юридических наук

К ВОПРОСУ О ТОМ, КАКОЕ ДАЧНОЕ СТРОЕНИЕ СЛЕДУЕТ ПРИЗНАВАТЬ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ

Многие граждане Российской Федерации не мыслят своё существование без отдыха на даче. На 6 сотках земли в садоводческих товариществах в настоящее время всё чаще возводят комфортабельные дома, пригодные не только для летнего, но и для постоянного, круглогодичного, проживания. Возможность возведения на земельных участках жилых и иных строений предусмотрена, в частности, статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации (при условии соблюдения собственником земельного участка его целевого назначения и его использования с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов), а также федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве». В действующем российском законодательстве можно встретить даже понятия «дача», «садовый домик», хотя содержание этих понятий не раскрывается.

Каков же правовой режим возводимых на дачах строений?

Если обратиться к Жилищному кодексу Российской Федерации, то можно обнаружить, что «дачи», «садовые домики», «жилые строения» не значатся в качестве объектов жилищных прав . Ими в соответствии с п.1 ст.15 ЖК РФ являются жилые помещения, имеющие следующие разновидности: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната (ч.1 ст.16). Между тем в Жилищном кодексе РФ понятие «дачный дом » всё же встречается. Так, п.2 ст.136 закрепляет возможность создания товарищества собственников жилья путём объединения нескольких расположенных близко зданий, строений или сооружений - жилых домов, предназначенных для проживания одной семьи, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках объектами, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры.


В практике возник вопрос: можно ли квалифицировать как жилое помещение строение, возведенное на земельном участке садоводческого товарищества? В юридической литературе высказывалось мнение о том, что «регулировать отношения, связанные с владением и пользованием дачами, садовыми домиками в рамках жилищного закона нельзя, поскольку эти строения не являются жилыми, местом постоянного жительства. Они - всего лишь место пребывания». Полагаем, что в настоящее время данный вывод не является абсолютно бесспорным. Дело в том, что 14 апреля 2008г. Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующим Конституции абзац 2 статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», устанавливающий запрет на регистрацию проживания в возведенном на садовом земельном участке жилого строения.

Поводом к рассмотрению дела явились жалобы граждан и, и, а также, и. Граждане постоянно проживали в расположенных в садоводческом товариществе жилых строениях, право собственности на которые были оформлены надлежащим образом. Так, гражданин совместно с членами своей семьи и родителями проживал в жилом строении, состоящем из четырех комнат, жилой площадью 76,6 кв. м и общей площадью 238,9 кв. м, по адресу: город Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, садоводческое товарищество "Ветеран", улица Ореховая, дом N 488. На указанное жилое строение гражданином было получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на основании акта приемки законченного строительством жилого строения в эксплуатацию и соответствующего постановления главы администрации округа от 4 февраля 2005 года. Граждане и с 1998 года постоянно проживали в расположенном на садовом земельном участке N 134 по улице Садовой в садоводческом товариществе "Авиатор" (поселок Афипский Северского района Краснодарского края) доме площадью 56,8 кв. м, который был принят в эксплуатацию в 2001 году и принадлежал согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности.

Жилые строения являлись единственно возможным для заявителей местом жительства. Между тем Управление Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю отказало им в регистрации по месту жительства в указанных жилых строениях. Граждане обратились в суд общей юрисдикции с целью признать данный отказ неправомерным. Однако в удовлетворении их требований было отказано. Тогда они обратились с жалобой в Конституционный Суд РФ с целью признать примененную норму абзаца 2 статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не соответствующей Конституции Российской Федерации .

Конституционный Суд РФ пришёл к выводу, что норма абзаца 2 статьи 1 указанного закона порождает правовую неопределенность, нарушает конституционный принцип равенства, позволяет органам регистрационного учета отказывать в регистрации по месту жительства гражданам, которые постоянно проживают в возведенных на садовых земельных участках жилых строениях, принадлежащих им на законных основаниях, пригодных для постоянного проживания и являющихся для них единственно возможным местом жительства.

Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3), абзац второй статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.


Как отметил Конституционный Суд РФ, потребуется внесение изменений в Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Также Конституционный Суд РФ указал: поскольку жилищное законодательство является сферой совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "к" части 1, Конституции Российской Федерации), субъекты Российской Федерации вправе осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления – утвердить правила землепользования и застройки. При этом не исключается возможность введения субъектами Российской Федерации указанного правового регулирования в опережающем порядке. До принятия соответствующих нормативных актов признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение (глава 28 ГПК Российской Федерации).

Таким образом, Конституционный Суд РФ признал, что правовой режим жилых строений, при условии, что они, во-первых, расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям населенных пунктов, и, во-вторых, пригодны для постоянного проживания, определяется нормами жилищного законодательства Российской Федерации . А поскольку объектами жилищных прав, как уже было отмечено, являются жилые помещения, то указанные выше жилые строения должны обладать признаками жилых помещений.

Конституционный Суд РФ указал на необходимость соблюдения самого важного принципа жилых помещений – принципа пригодности для постоянного проживания.

Пригодность для постоянного проживания граждан определяется его соответствием санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. В частности, Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока; содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам (ст.23).

Общие требования, предъявляемые к жилому помещению, закреплены в Постановлении Правительства РФ от 01.01.2001 N 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». В нём, в частности, установлено, что:

Жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории;

Несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования;

Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение , водоотведение, отопление и вентиляция , а в газифицированных районах также и газоснабжение); в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно - и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных;

Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности;

Внутри жилого помещения мощность эквивалентной дозы облучения не должна превышать мощность дозы, допустимой для открытой местности, более чем на 0,3 мкЗв/ч, а среднегодовая эквивалентная равновесная объемная активность радона в воздухе эксплуатируемых помещений не должна превышать 200 Бк/куб. м;

Концентрация вредных веществ в воздухе жилого помещения не должна превышать предельно допустимых концентраций для атмосферного воздуха населенных мест, установленных в действующих нормативных правовых актах . При этом оценка соответствия жилого помещения требованиям, которым оно должно отвечать, проводится по величине предельно допустимых концентраций наиболее гигиенически значимых веществ, загрязняющих воздушную среду помещений, таких, как оксид азота , аммиак , ацетальдегид, бензол, бутилацетат, дистиламин, 1,2-дихлорэтан, ксилол, ртуть, свинец и его неорганические соединения, сероводород, стирол, толуол, оксид углерода, фенол, формальдегид, диметилфталат, этилацетат и этилбензол.

В Постановлении указываются также основания для признания жилого помещения непригодным для проживания. При этом не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания, в частности, отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно - и двухэтажном жилом доме.

Важно отметить, что помещение, пригодное для постоянного (круглогодичного) проживания, фактически может быть использовано для временного (например, летнего) проживания. Таким образом, на отнесение помещения к жилому не должен влиять факт его использования для временного или постоянного проживания. Главное, чтобы помещение было пригодно для постоянного проживания.

Жилищный кодекс РФ называет еще 2 признака, которым должно отвечать жилое помещение: оно должно быть недвижимым имуществом; оно должно быть изолированным (ч.2 ст.15 ЖК РФ).

Понятие недвижимости раскрывается в п.1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с ним к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства .

По мнению ряда учёных-юристов, указание на недвижимый характер жилого помещения в Жилищном кодексе РФ представляется излишним. Так, замечает: «если следовать логике ч.2 ст.15 ЖК РФ, то должны существовать помещения: движимые, неизолированные и не предназначенные для постоянного проживания граждан…Но откуда возьмутся «движимые» помещения, если они всегда рассматривались как части зданий (сооружений), то есть объектов недвижимости ».

Принцип изолированности, который, кстати, был закреплен и в Жилищном кодексе РСФСР, также имеет неоднозначную оценку. Как отмечает тот же автор, свойством изолированности обладает любое помещение. Ведь любое помещение предполагает более или менее четкое (конструктивное) определение его границ. Отсюда можно сделать вывод о том, что достаточно отразить в Жилищном кодексе РФ только принцип пригодности для постоянного проживания для квалификации помещения как жилого. Представляется, что этой позиции придерживается и Конституционный Суд РФ, который в рассматриваемом Постановлении указал на необходимость установления лишь одного признака жилого помещения.

Следует также отметить, что режим жилых помещений будет распространяться лишь на тот объект, который включен в реестр жилищного фонда, т. е. отражен в данных государственного учёта, который включает технический учет жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям). Порядок проведения государственного учёта жилых помещений установлен Постановлением Правительства Российской Федерации «О государственном учёте жилищного фонда в Российской Федерации». Кроме того, право собственности и иные права граждан на жилое помещение как объект недвижимого имущества подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Статья написана в рамках индивидуального исследовательского проекта № «Проблемы правового регулирования жилищных правоотношений в Российской Федерации», выполненного при поддержке ГУ-ВШЭ.

Земельный кодекс Российской Федерации от 01.01.2001 N 136-ФЗ//Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147.

Федеральный закон от 01.01.2001 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»//Собрание законодательства РФ, 14.07.2003, N 28, ст. 2881.

Ст.17 Закона Российской Федерации от 01.01.2001 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (Ведомости СНД и ВС РСФСР", 1991, N 21, ст. 699); п.1 ст.220 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 01.01.2001 N 117-ФЗ (Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3340); п.3 ст.74 Федерального закона от 01.01.2001 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости) (Собрание законодательства РФ, 20.07.1998, N 29, ст. 3400).

Концепция развития жилищного законодательства//Журнал российского права. – 2000. - № 5-6 //СПС КонсультантПлюс.

Федеральный закон от 01.01.2001 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан//Собрание законодательства РФ, 20.04.1998, № 16, ст. 1801.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 01.01.01г. «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан»// Российская газета, № 92, 26.04.2008.

Федеральный закон от 01.01.2001 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 01.01.2001)// Собрание законодательства РФ, 05.04.1999, N 14, ст. 1650.

Постановление Правительства РФ от 01.01.2001 N 47 (ред. от 01.01.2001) «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»//Собрание законодательства РФ, 06.02.2006, № 6, ст. 702.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 01.01.2001 N 51-ФЗ//Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

Гражданский кодекс РФ(часть первая) от 01.01.2001 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)

(ред. от 01.01.2001)//Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

Вопросы недвижимости в новом Жилищном кодексе РФ//Хозяйство и право. – 2005. -№ 6.–С.88.

Вопросы недвижимости в новом Жилищном кодексе РФ//Хозяйство и право. –2005. - № 6.–С.88.

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 N 1301 «О государственном учёте жилищного фонда в Российской Федерации» от 01.01.2001 N 1301//Собрание законодательства РФ, N 42, 20.10.1997, ст. 4787.

Федеральный закон от 01.01.2001 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»//Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, N 30, ст. 3594.

С 2019 года начнет действовать новый закон о садоводстве*, который исключает понятие «дачное некоммерческое товарищество», оставляя лишь две возможные формы товариществ: садоводческие и огороднические. Соответственно, предусматривается и два вида земельных участков: садовые и огородные. Дачные участки будут приравнены к садовым.

«Принципиальных изменений относительно застройки садовых и огородных участков закон о садоводстве не устанавливает. Но если вы сейчас приступаете к строительству на своем садовом участке, то лучше заранее знать, что можно строить на этой земле», - предупреждают в Управлении Росреестра по Чувашской Республике.

На садовом земельном участке можно строить:

Садовый дом для сезонного использования. Для его размещения (строительства) не требуется оформлять соответствующую разрешительную документацию. Понятие «садовый дом» вводится на смену существующего «жилого строения». Целевое назначение данной постройки - временное пребывание и отдых граждан;

Жилой дом, предназначенный для постоянного жительства, с возможностью прописки. Для возведения жилого дома на таком участке потребуется разрешение на строительство;

Хозяйственные постройки (в том числе сараи, бани и другие сооружения и постройки на фундаменте);

На огородном земельном участке можно строить хозяйственные постройки, не являющиеся объектами недвижимости, предназначенные для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур. То есть легкие строения, которые можно без труда переместить, переставить, разобрать и снова собрать.

Постройка объектов капитального строительства на садовом участке, по новому закону, допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, для которых:

Утверждены градостроительные регламенты;

Установлены предельные параметры разрешенного строительства.

То есть возможность строительства капитального дома будет зависеть не только от вида разрешенного использования земельного участка (садовый или огородный), но и от градостроительного регламента, устанавливающего предельные параметры такого строительства.

Управление Росреестра по Чувашской Республике также отмечает, что замена ранее выданных документов не потребуется. Данная замена может осуществляться по желанию правообладателей.

Так, расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до 01.01.2019 с назначением «жилое», «жилое строение», признаются жилыми домами.

Здания, сооружения с назначением «нежилое», сезонного или вспомогательного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, признаются садовыми домами.

*Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2019 год начался с вступления в силу законодательных изменений, касающихся всех дачников России. Какие-то из них приняты садоводами и огородниками с большим энтузиазмом, другие вызывают сомнения и опасения. Но самое главное, что интересует всех дачников, чем отличается садовый дом от жилого дома и как введение новых юридических терминов отразится на их жизни.

Законодательные изменения

Закон, именуемый в народе дачной амнистией, помог многим гражданам узаконить земельные участки и объекты недвижимости. Однако некоторые россияне использовали эту возможность в других целях. Например, построив на земле капитальное здание, предназначенное для круглогодичного проживания, оформляли его в упрощенном порядке без получения необходимых в таких ситуациях бумаг (разрешение на строительство, акт ввода в эксплуатацию, кадастровый план и т.д.). Чтобы избежать подобного в дальнейшем, законодатели внесли определенные изменения в новый дачный закон:

  1. Все участки, имевшие ранее статус дачных, переводятся в единую категорию садовых (вне зависимости от вида разрешенного использования и расположения). При этом собственники таких наделов имеют право использовать их по своему усмотрению: для отдыха, выращивания овощей, ягод или фруктов для личного потребления, разведения подсобного хозяйства (птица, кролики, мелкий или крупный рогатый скот и т.д.), возведения вспомогательных строений.
  2. Все виды разнообразных сообществ дачников и садоводов упразднены. С января 2019 года разрешены только две организационно-правовые формы: садовое некоммерческое товарищество (СНТ) и огородное некоммерческое товарищество (ОНТ).
  3. Участки СНТ могут располагаться на землях населенных пунктов или сельхозугодиях. ОНТ находятся только на территориях сельскохозяйственного назначения.
  4. Построить жилое строение можно только на участках СНТ.
  5. Упорядочены взаимоотношения между дачниками и товариществами, в том числе и теми владельцами, которые не являются членами СНТ или ОНТ.
  6. Определено, чем отличается дачный дом от жилого дома.

Важно! Изменения коснулись и построек, уже возведенных на участках и зарегистрированных в Росреестре. Если строения имели жилое назначение – с января 2019 года они признаются жилыми домами. Если в документах к постройке было прописана нежилое назначение – им присваивается статус садовой недвижимости вне зависимости от использования строения (гараж, баня, сарай и т.д.).

Отличия построек на земельных участках

Несмотря на то, что новый закон о садоводстве и огородничестве определил только два вида объектов недвижимости: жилой и садовый домик, стоит дополнительно рассмотреть упраздненное понятие дачи.

Читайте также: Как заказать выписку на кадастровую стоимость объекта недвижимости

Жилой дом

С точки зрения российских законодателей для регистрации строения в качестве жилого, необходимо чтобы оно соответствовало определенным критериям и требованиям:

  1. Постоянное проживание – жилье должно быть капитальным, обладать всеми необходимыми коммуникациями, системой отопления и вентиляцией. Кроме того, необходимо наличие дверей, окон, крыши и других составляющих жилого строения, без которых невозможно проживание в доме, например, в холодный период года.
  2. Размеры и общая площадь – вновь возведенное строение должно соответствовать установленным строительным нормам и правилам. Например, подобная постройка не может состоять более чем из 3 этажей, а ее высота не должна превышать 20 м.
  3. Обособленность – построенное здание не должно разделяться на квартиры и должно использоваться для проживания одной семьи. В противном случае собственник должен инициировать процедуру реконструкции и получать разрешение от местных властей.

Также перед возведением постройки необходимо учитывать следующие нюансы:

  1. Строительство возможно на садовых участках, землях ИЖС, а также ЛПХ, расположенных в пределах населенного пункта.
  2. По окончании строительных работ необходимо поставить объект недвижимости на кадастровый учет. Для этого нужно вызвать кадастрового инженера для проведения обследования, измерений и создания кадастрового паспорта.

Полезно! Основным преимуществом строительства здания жилого назначения является возможность прописки в нем. Однако на такой объект недвижимости действуют более высокие налоговые тарифы.

Садовый домик

В соответствии с новым дачным законодательством всем строениям, имеющимся на участке и не являющимся жилыми, присваивается статус садового домика. Однако существуют определенные признаки подобных построек:

  1. Назначение: сезонное использование или временное пребывание.
  2. Участки под застройку: только садовые.
  3. Кадастровый учет: подлежат регистрации в качестве нежилых строений.
  4. Налогообложение: по низкой тарифной ставке.

Важно понимать, что по новому законодательству к садовым домам относятся обычные хозяйственные и вспомогательные постройки, а также то, что ранее было принято считать дачами (жилое строение сезонного использования).

Итак, вы счастливый обладатель земельного участка в населенном пункте. Означает ли это, что вы автоматически можете построить на нем дом для постоянного проживания? Отнюдь. На положительный ответ в первую очередь влияет разрешенное использование вашей земли . Именно от него зависит, появится на вашем участке капитальное строение или простой летний домик. Свои преимущества и недостатки есть у каждой категории участков в российских населенных пунктах, на которых разрешено строить жилые объекты - земель под садоводство, приусадебных хозяйств и участков под индивидуальное жилищное строительство.

Жилое строение или дом? Принципиальные отличия

Унификация во многом устаревших различий в правовом режиме земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, приусадебного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, расположенных в границах населенных пунктов, началась в нашей стране в 2008 году. Тогда Конституционный суд (КС РФ) признал не соответствующим Конституции абзац второй статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в той части, где им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке на землях населенных пунктов.

В отличие от прежнего порядка государственного учета жилищного фонда, действующая в настоящее время система в качестве критерия отнесения к жилым помещениям называет фактическую пригодность жилого строения для постоянного проживания . Тем самым не исключена возможность отнесения к индивидуальному жилищному фонду и жилых строений , если они пригодны для проживания.

Но среди видов жилых помещений, перечисленных в статье 16 Жилищного кодекса РФ, понятия жилые строения нет. Поэтому их пригодность для постоянного проживания, в отличие от жилых домов , должна доказываться и устанавливаться. Ранее это было возможно в соответствии с законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики": жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках, можно было переоформить в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности. Однако этот закон утратил силу с марта 2005 года в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ, который такой возможности уже не предусматривает.

Следует также помнить, что КС РФ не признал неконституционным фактический запрет на возведение на садовом земельном участке жилого дома , а не жилого строения , установленный ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Соответственно, возведение на садовом участке жилого дома будет незаконным . Тем же, кто желает построить-таки жилой дом и жить в нем постоянно, нужно либо возвести жилое строение и признать его жилищем , либо до начала строительства изменить разрешенное использование земельного участка . Признание гражданами жилых строений пригодными для постоянного проживания осуществляют суды общей юрисдикции (то же самое действие юридическими лицами осуществляется в арбитражном суде).

Строительство на приусадебной земле

Кроме строительства на земле, предназначенной под садоводство, жилого строения и признания его жилищем, существует и другой путь законно возвести на землях населенного пункта жилье. Он, в частности, предполагает изменение разрешенного использования земельного участка на земли под личное приусадебное хозяйство (ЛПХ) или под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона номер 112 "О личном подсобном хозяйстве" приусадебный земельный участок – это участок в границах населенного пункта, который используется для ведения личного подсобного хозяйства, то есть непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции в целях удовлетворения личных потребностей. На приусадебном земельном участке можно возводить и жилой дом, и жилое строение .

При этом специалисты, как правило, рекомендуют строить сразу именно дом , так как налоговые органы придерживаются мнения, что физическое лицо не может получить имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в части расходов, произведенных на строительство жилого строения (письмо УФНС России по Москве от 29.09.2009 № 20-14/4/101409). Является ли ваше здание жилым домом или строением , определяет проект строительства.

В случае возведения жилой постройки на землях ЛПХ нужно принять во внимание и еще один существенный факт. Несмотря на то, что такие участки не относятся к землям сельскохозяйственного назначения, они прежде всего должны использоваться для производства сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 4 112-ФЗ) и лишь потом – для возведения на нем дома и других зданий. Это значит, что, во-первых, неиспользование подобной земли для производства сельскохозяйственной продукции может повлечь ответственность по статье 8.8 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП; для граждан штраф составляет от 500 до 1 тысячи рублей); во-вторых, после трех лет неиспользования по назначению участок после предварительного уведомления может быть изъят у собственника путем продажи с публичных торгов (статьи 284 и 286 Гражданского кодекса РФ). Пока эти положения применяются только к участкам из земель сельхозназначения, а не земель поселений, тем не менее, необходимо иметь ввиду, что буква закона обязывает не только строить на приусадебном земельном участке, но и выращивать там фрукты, овощи и так далее.

Плюсы и минусы ИЖС

Гораздо больше подходят для капитальной загородной недвижимости земельные участки для индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Одно из главных преимуществ этой категории земель – то, что при переводе земли в ИЖС и строительстве на ней дома собственник, согласно Налоговому кодексу, вправе рассчитывать на налоговый вычет, равный сумме фактически произведенных расходов. Однако, необходимо помнить, что если в течение 10 лет с даты государственной регистрации прав на земельный участок дом так и не построен, и на него, соответственно, не зарегистрированы права собственности, то зпо прошествии этих 10 лет земельный налог в отношении участка будет начисляться с двойным коэффициентом.

Другой плюс ИЖС – при предоставлении земель этой категории обязательно выдаются технические условия для инженерной инфраструктуры (в том числе и для газификации - статья 48 Градостроительного кодекса РФ и Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения").

При предоставлении участков под ЛПХ технические условия, напротив, могут не выдаваться. В этом случае орган местного самоуправления обязан выдать технические условия подключения перед началом строительства на соответствующем участке в ходе подготовки градостроительного плана земельного участка. Конкретные условия подключения будут определяться местоположением участка, наличием инфраструктуры, местными программами газификации.

При этом если для подключения строящихся объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создание этих сетей, плата за подключение не взимается.

Что касается обязательств, то все упомянутые выше санкции за неиспользование земельного участка для ЛПХ в течение трех лет распространяются и на собственников участков для ИЖС, но уже за незастройку участка, а не за сельскохозяйственную запущенность. То есть земли ИЖС в течение трех лет обязательно нужно начать использовать по прямому назначению, для строительства жилья, иначе участок у собственника может быть изъят.

Порядок изменения целевого назначения

Порядок изменения разрешенного использования участка зависит от того, утверждены ли для соответствующей территории правила землепользования и застройки (ПЗЗ). При наличии утвержденных ПЗЗ изменения в них вносятся в предусмотренном этими правилами порядке. Общие требования к этой процедуре установлены в статьях 31 – 32 Градостроительного кодекса РФ. Она предполагает подачу заявления об изменении правил землепользования и застройки в местную комиссию по землепользованию и застройке, которое после вынесения комиссией заключения проходит согласование у главы местной администрации. После этого проводятся публичные слушания, о которых уведомляются прежде всего правообладатели соседних земельных участков и недвижимости, расположенной на них. Представительный орган местного самоуправления утверждает соответствующие изменения, и тогда новое разрешенное использование земельного участка может быть учтено в Государственном кадастре недвижимости и зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

В случае, когда ПЗЗ на соответствующей территории не приняты, до 2012 года (срок, до которого закон обязывает все территории принять правила) решение об изменении одного вида использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой принимает глава местной администрации (статья 4 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ"). И если новый вид разрешенного использования предусматривает жилищное строительство, то изменение производится без процедуры публичных слушаний.

Адвокат адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры", магистр юриспруденции Антон Алексеев

Противоречивость современного Российского законодательства с очевидной наглядностью отразилась в правовом статусе «жилых строений».

Термин «жилые строения» введен в оборот Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66–ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Статьей первой этого закона гражданам разрешено возводить жилые строения на садовых и дачных земельных участках без права регистрации проживания в них, а также, возводить вспомогательные хозяйственные строения и сооружения, обеспечивающие режим эксплуатации таких жилых строений. Обращает на себя внимание тот факт, что приведенный термин - «жилые строения», не упомянут в Жилищном кодексе РФ и поэтому указанные объекты являются самостоятельным видом объектов, не отнесенных законодателем числу объектов жилищных прав.

Жилищный кодекс РФ оперирует родовым понятием «жилое помещение», в состав которого входят следующие виды объектов: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (ч.1 ст.16 ЖК РФ). Перечисленные виды жилых помещений являются объектами жилищных прав и предназначены для постоянного проживания граждан. Приведенный перечень жилых помещений является закрытым. Следует отметить, что жилые дома, возводимые на дачных земельных участках (с правом регистрации проживания), полностью соответствуют признакам объекта жилищных прав.

В отличие от «жилых помещений» жилые строения имеют самостоятельную правовую природу и основанный на специальном законе правовой режим (Федеральный закон от 15.04.1998 №66-ФЗ).

Итак, какова же правовая природа объектов, обозначенных законодателем как «жилые строения». Следует сразу подчеркнуть, что правовой режим (целевое назначение) любого объекта капитального строительства изначально предопределено назначением земельного участка, на котором он расположен. Любое иное соотношение правовых режимов является исключением. Земельное и градостроительное законодательство исходит из приоритетности целевого назначения земельных участков, при определении вида использования объектов капитального строительства, возводимых на этих участках (ст.1 п.5; ст. 85 п.3 Земельного кодекса РФ, ст.1 п.9; ст. 36 п.1; ст. 51 п.1 Градостроительного кодекса РФ). Иными словами, назначение постройки зависит от назначения земли. Прежде чем возводить, что либо, на земельном участке, – застройщик должен убедиться, соответствует ли задуманное правовому статусу участка и, если нет, то, возможно ли изменить этот земельно-правовой статус.

Правовой режим садоводческих и дачных земельных участков предусматривает их использование для выращивания плодовых и огороднических культур, в сочетании с отдыхом. В силу этого, эксплуатация возводимых на этих участках жилых строений ограничена целями обеспечения процесса выращивания садово-огороднических культур и проведением отдыха. Само употребление в словосочетании «жилое строение» термина «строение» характеризует временный, сезонный, неосновательный характер постройки, подчеркивает непостоянство пользования этих строений людьми. Если для владельцев дачных земельных участков Федеральный закон от 15.04.1998 №66-ФЗ предусмотрел правовую альтернативу – возводить «жилое строение» или «жилой дом с правом регистрации проживания», то для садовых земельных участков закон такой альтернативы не предоставил.

Вместе с тем, существующая реальность такова, что вне зависимости от правового режима садового земельного участка, зачастую на землях садоводческих товариществ возводятся комфортабельные жилые дома, которые вряд ли можно назвать «строениями». По техническим нормативам и строительным характеристикам (фактически) эти объекты являются жилыми домами, по правовому режиму (виртуально) – жилыми строениями. В данном случае предназначение коренным образом отличается от реального использования. Граждане, озабоченные жилищной проблемой давно нашли практическое её разрешение в возведении жилищ на садовых землях. Отсутствие необходимости готовить и согласовывать проектную документацию для застройки садовых и дачных земельных участков, позволяет их владельцам создавать пригодные для постоянного проживания жилые объекты. Единственными правовыми документами, ограничивающим владельцев в их строительном порыве остаются правила землепользования и застройки – на территориях, входящих в черту населенных пунктов и проекты планировки территории некоммерческого товарищества – на землях сельскохозяйственного назначения. В таких условиях застройщики земель садоводческих товариществ ограничены только в параметрах – высотой не более трех наземных этажей, площадью – не более 1500 кв.м., отступ от границ участка – на величину, предусмотренную правилами застройки или проектом планировки. Кто, в таком случае, откажет себе в удовольствии построить жилой дом на садовом участке. Только тот, кто ограничен в средствах либо в фантазии.

В последние десятилетия территории садоводческих товариществ превратились в жилые поселки малоэтажной застройки. Вполне очевидно желание граждан устранить правовые различия в условиях отсутствия различий фактических. Такие попытки предпринимались и ранее, в начале 1990-х годов, на законодательном уровне. Федеральным законом № 4218-1 от 24 декабря 1992 года «Об основах федеральной жилищной политики» гражданам, имеющим в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках и отвечающие требованиям нормативов, предъявляемым к жилым помещениям, было предоставлено право переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности, в порядке, установленном законодательством (часть 3 статьи 9 упомянутого Закона). Неизвестно какая часть граждан успела воспользоваться предоставленной возможностью, так как с введением в действие нового Жилищного Кодекса РФ, с 1 марта 2005 года Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» утратил силу.

Правовая возможность отнесения пригодных для постоянного проживания жилых строений, расположенных на садовых земельных участках к жилищному фонду была восстановлена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008 №7-П. Судом было рассмотрено заявление семей военнослужащих из Краснодарского края, обжаловавших положения абзаца второго статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», запрещающего регистрацию по месту жительства в жилых строениях, возведенных на землях в составе садоводческого товарищества. По результатам рассмотрения суд признал не соответствующими Конституции Российской Федерации отдельные положения упомянутой статьи. Статья 1 Федерального от 15.04.1998 № 66-ФЗ признана неконституционной в части ограничения прав граждан быть зарегистрированными «по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов». Как видим, формулировка снятия ограничений сопровождается судом (оговорена) определенными условиями. Регистрация (прописка) в жилом строении возможна, при условии: 1) если это строение «пригодно для постоянного проживания» (читай круглогодичного), 2) если садовый земельный участок входит в черту населенного пункта. Таким образом, постановлением Конституционного суда не был изменен правовой статус «жилых строений» на садовых участках. Их назначение, связанное с садоводством, осталось прежним. Более того, правовые различия между объектами, расположенными на дачных участках и объектами в составе садоводческих товариществ оставлены в силе. Для части садовых жилых строений (не для всех), суд определил возможность, посредством комиссионной процедуры быть отнесенными к жилищному фонду. Иными словами, при определенных условиях, объекты, не предназначенные для постоянного проживания, но пригодные для этой цели, могут использоваться как жилые. Это касается только садовых жилых строений, расположенных на землях поселений. Следовательно, правовой режим садоводческих земельных участков при определенных условиях расширяется. В том случае, если садоводческое товарищество расположено на землях сельскохозяйственного назначения – факт пригодности строения для целей постоянного проживания не снимает ограничений в регистрации (прописки) по месту жительства.

Конституционный Суд РФ указал, что поскольку жилищное законодательство является сферой совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «к» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации), субъекты Российской Федерации вправе осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания.

Безусловно и очевидно, что процедура признания жилого строения пригодным для постоянного проживания, по сложности, сопоставима с получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В Краснодарском крае, в рамках реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 7-П, главой администрации (губернатором) Краснодарского края принято постановление от 29 декабря 2009 года № 1185 подробно регламентирующее процедуру и порядок комиссионного признания жилых строений пригодными для постоянного проживания.

Предоставленная Конституционным Судом органам власти субъектов Федерации возможность правового регулирования вопроса отнесения к жилищному фонду объектов садовых жилых строений, расположенных в границах населенных пунктов, повлекла в свою очередь изменения в процедуру упрощенной регистрации прав на такие объекты. Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 №447 была утверждена новая форма декларации об объекте недвижимого имущества предназначенная для регистрации прав на объекты, не требующие получения разрешения на строительство. Новая форма декларации вступила в силу 26 января 2010 года. Главным отличием новой формы декларации стало исключение из перечня видов объектов недвижимости термина «жилое строение». Это оправдано. Термин «жилое строение» употребляемый в сочетании с обозначением «назначение – нежилое» для большинства неспециалистов звучит некорректно. Теперь, заполняющий декларацию вправе самостоятельно обозначить таким наименованием принадлежащий ему объект, в строке, заполняемой вручную. Разработчики попытались объединить под одним видовым понятием «дом» объекты, расположенные как на дачных, так и на садовых участках. Поскольку законодательного определения «садовый дом», «дачный дом» не существует, разработчики воспользовались определением «дом», содержащимся в приказе Росстата от 13.04.2009 № 61 «Об утверждении переписных документов Всероссийской переписи населения 2010 года». Согласно терминологии названного приказа: «Дом – здание, предназначенное для постоянного проживания, или временного пребывания людей в зависимости от функционального назначения и для выполнения различного вида производственных процессов». Как видим, под такое определение подпадают и «дом» на дачном участке и «жилое строение» – на садовом участке. Главное отличие первого дома («дачного») от другого («садового»), в назначении – «жилое» или «нежилое». Логика разработки новой формы декларации – упростить классификацию видов объектов не всеми была правильно понята. У части граждан новая форма декларации породила ошибочные представления о том, что простым заполнением декларации (проставлением отметки в клеточке) можно узаконить возведенный на садовом участке жилой дом. Процедура признания жилого строения пригодным для постоянного проживания находится в ведении органов власти субъектов Федерации. Органы Росреестра в процессе государственной регистрации прав по упрощенной процедуре на основе представляемых деклараций в обязательном порядке должны проверять соответствие заявленных объектов целевому назначению земельного участка.

Государственный регистратор С.А. Ковалев