Анализ программы по биологии в средней школе. Сравнительный анализ школьных учебников по общей биологии Анализ школьных учебников биологии

Анализ УМК по биологии

6 - 11 классы

под редакцией И.Н. Пономаревой

Анализ составила:

Ткаченко С.Н.,

учитель биологии и химии

МБОУ СОШ № 2 г. Кимовска

2013 год

Я работаю по учебно-методическому комплексу «Биология» 6-11 классы под редакцией И. Н. Пономарёвой (издательство «Вентана - Граф»).
Состав УМК:


  • Авторские программы под редакцией И.Н. Пономаревой;

  • Учебники;

  • Рабочие тетради;

  • Методические пособия для учителя;

  • Мультимедийные приложения.
Программы разработаны в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (2004 год).
Программы для 6-9 классов:
Программы максимально направлены на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии, на воспитание экологической культуры, на широкое общение с живой природой, природой родного края, воспитание ответственного отношения к природным объектам, воспитание патриотизма, любви к природе, к родине, к предмету биологии. Цель программ – развивать у обучающихся в процессе биологического образования понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия.
Особенности программ:

  • Увеличение объема экологического содержания.

  • Усиление внимания к биологическому разнообразию.

  • Усиление внимания к идеям эволюции органического мира, к идеям устойчивого развития природы и общества.

  • Расширение перечня практических работ и экскурсий в природу, с ориентацией на активное и самостоятельное познание явлений природы, на развитие практических и творческих умений у учащихся.
Изучение биологии в 6-9 классах построено с учетом развития основных биологических понятий, преемственно от курса к курсу и от темы к теме в каждом курсе.

Программы для 10-11 классов:
Данная программа является продолжением программы по биологии 6-9 классов, где биологическое образование завершается в 9 классе курсом «Основы общей биологии». В связи с этим программ для 10-11 классов представляет содержание курса общей биологии более высокого уровня обучения, построенного на интегративной основе. Интегрирование материалов разных областей науки биологии делает учебное содержание новым и более интересным для учащихся.

Цель программы – обеспечение общекультурного менталитета и общей биологической компетентности выпускника современной средней школы.

Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и заканчивается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Эта последовательность обеспечивает в 10 классе тесную преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов, а изучение в 11 классе процессов, идущих на молекулярном уровне жизни, - тесную связь с курсом химии.
Учебники, входящие в состав учебно-методического комплекса, включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Все они соответствуют требованиям федерального базисного учебного плана и федерального компонента государственного стандарта, концепции модернизации российского образования. Во всех учебниках реализован принцип вариативности содержания материала: дается материал обязательный и для дополнительного изучения, соблюдается принцип преемственности.

Учебник «Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники» 6класс

(авт. Пономарева И. Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.).

Представленный курс биологии посвящен изучению растений, бактерий, грибов, лишайников. В основе концепции учебника - системно-структурный подход к изучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни.

Темы излагаются последовательно: от биологического разнообразия растений, клеточного строения, строения органов, к основным процессам жизнедеятельности растений (питание, дыхание, размножение, рост). Царства бактерий, грибов и лишайников рассматриваются в эволюционном плане. В заключении изучаются природные сообщества, их многообразие и роль человека в природе.

Учебник красочно оформлен, в нем много дополнительного материала, что делает его интересным для прочтения. Очень важным является то, что его авторы значительное внимание уделяют эволюционному аспекту. Учебник не только даёт знания, но и формирует умения. Предложены лабораторные работы, при выполнении которых каждому учащемуся необходимо проводить наблюдения, исследовать, доказывать, сравнивать, делать выводы, критически анализировать информацию - все это развивает интеллектуально-творческие способности учащихся. Авторами продумана система самоконтроля знаний учащихся. После каждого раздела имеются задания: «Проверь себя», в которые включены задания и репродуктивного, и творческого характера.

В комплект входят методическое пособие для учителя, две рабочие тетради и дидактические карточки.
Учебник «Биология. Животные» 7кл асс

(авт. Константинов В. М., Бабенко В.Г.,Кучменко В. С.)

В основе учебника – концепция разноуровневой организации живой материи и исторического развития животного мира от простейших форм к высокоорганизованным. Особое внимание уделено практическому значению животных, взаимоотношениям живых организмов, в первую очередь животных в экосистемах, пищевым связям, сохранению устойчивого равновесия и охране животного мира. В учебный материал включены такие темы как «Клетка», «Ткани», «Органы и системы органов животных» (которых не было в старых учебниках).

Учебник богато иллюстрирован. Каждая глава также завершается блоком заданий для проверки знаний. Предложены лабораторные и практические работы. В комплект входят 2 рабочие тетради и методическое пособие для учителя.
Учебник «Биология. Человек» 8 класс

(авт. Драгомилов А.Г., Маш Р. Д.)

Рассчитан на изучение раздела "Человек и его здоровье" по 2 ч в неделю и содержит сведения, предусмотренные стандартом биологического образования. Учебник включает систему лабораторных и практических работ по основным темам курса, многие из которых рекомендовано выполнить в домашних условиях и сдать отчет об их выполнении. По усмотрению учителя последние параграфы тем и блоки заданий «Проверьте себя» могут быть использованы для обобщающих уроков. Звездочкой (*) отмечены задания, выполняемые учащимися по выбору, и материал, изучаемый в обзорном порядке. Учебник очень познавательный, содержит большое количество ярких, красочных рисунков, в конце каждой главы имеется рубрика: «Проверь себя». Заканчивается книга интересным «Приложением».

В комплект входят 2 рабочие тетради, методическое пособие для учителя.

Учебник «Основы общей биологии» 9 класс

(авт. И. Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова)

Учебник разработан в соответствии с программой курса биологии, созданной авторским коллективом под руководством проф. И.Н. Пономаревой. По этой программе изучение курса завершается в 9 классе основами общей биологии. Методический аппарат учебника способствует усвоению теоретического материала и обеспечивает дифференцированное обучение. Материал учебника хорошо структурирован, поделен на разделы (блоки), которые четко связаны между собой, в последовательности уровней организации живой материи (биосистем): молекулярный уровень организации, клеточный, организменный, популяционно-видовой биогеоценотический и биосферный.

В учебнике имеются лабораторные и практические работы, при выполнении которых необходимо каждому учащемуся проводить наблюдения, исследовать, доказывать, сравнивать, делать выводы, критически анализировать информацию – все это развивает интеллектуально-творческие способности учащихся.

Некоторые темы предполагают сообщения учащихся, а это работа с энциклопедиями, научно-популярной литературой, справочниками. Следует отметить, что практически все темы содержат практикоориентированный материал. В конце каждой темы существует перечень основных рассмотренных понятий, что предполагает их отработку и повторение, т.е. систему развития научных понятий.

В комплект входят рабочая тетрадь и методическое пособие для учителя.

Учебники «Общая биология» 10 и 11 классы, базовый уровень

(авт. И. Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина)

Учебный курс общей биологии, представленный в данных учебниках, раскрывается на основе знаний, полученных учащимися в предшествующих классах, и является логическим продолжением курса 9 класса, посвященного основам общей биологии. Учебники позволяют раскрыть особенности живой природы, используя интегративный подход. Знания из других областей плюс новые научные сведения, включенные в текст параграфов, позволяют учителю сформировать у учащихся целостное представление о живой природе, ее происхождении и развитии. Две содержательные линии программы: «Биосферный, биогеоценотический, популяционно-видовой уровни жизни» (10класс) и «Организменный, клеточный, молекулярный уровень проявления жизни» (11класс) позволяют дать представление о биологии как науке, изучающей живую природу. Учебный материал разделен на два образовательных компонента. Один соответствует базовому уровню государственного образовательного стандарта 2004 года (один час в неделю), другой может быть использован как дополнительный (при двухчасовом изучении предмета). Познавательный материал (не обязательный для изучения) выделен шрифтом, отличным от основного.

Программой прослеживается преемственность с ранее изученными разделами биологии при изучении таких глав, как основы биологии клетки; молекулярные основы жизни; основы биологии развития. Именно при изучении этих глав используется интегрированный подход не только с естественнонаучными, но и гуманитарными циклами. Несколько слов о структуре: вопросы и задания для самоконтроля в конце темы позволяют организовать выполнение домашнего задания, могут использоваться при подготовке к контрольным работам. Также хочется отметить работу с ключевыми словами. Во-первых, они выделены в тексте, во-вторых, вынесены в конце каждой темы. В учебниках появились такие рубрики как: «Выскажи свою точку зрения», «Проблема для обсуждении» «Материал для обсуждения». Выделены темы семинарских занятий и материал к ним.

В комплект к учебникам входят методические пособия для учителя, рабочие тетради.


Название учебной программы

Вид учебной программы

Используемые учебники

Используемые пособия для учителя

и для учащихся


Природоведение. Биология. Экология:5 – 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010

государственная

1. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2012.
2. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, B.C. Кучменко; под ред. проф. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2013.

3. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – М.: Вентана-Граф, 2013.

4. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2012.

5.Биология: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/ Пономарёва И.Н., Корнилова О.А, Лощилина Т.Е. , под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2013.

6. Биология: 11 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина, П.В. Ижевский; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2013.


Для учителя:

1. Биология.6 класс: методическое пособие/ И.В.Пономарева, В.С.Кучменко, Л.В. Симонова. - М.: Вентана-Граф, 2010.
2. Биология. Животные: 7 класс: методическое пособие/В.С. Кучменко, С.В. Суматохин. - М.: Вентана-Граф, 2008.
3. Биология. Человек: 8 класс: методическое пособие / Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов. – М.: Вентана-Граф, 2010.
4. Основы общей биологии: Методическое пособие. 9 класс / Пономарёва И.Н., Симонова Л.В., Кучменко В.С.; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2005.
5. Биология: 10 класс: методическое пособие: базовый уровень /И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2010.
6. Биология: 11 класс: базовый уровень: методическое пособие /И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2011.

7. Биологический тренажер: 6-11 классы: дидактические материалы. / Г.А. Воронина, С.Н. Исакова. - М.: Вентана-Граф, 2013.
Для учащихся:

1. Биология. 6 класс. Комплект рабочих тетрадей (№1, №2) для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, И.Н. Пономарева. – М.: Вентана-Граф, 2013.
2. Биология: 6 класс: дидактические карточки/И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова. - М.: Вентана-Граф, 2013.

3. Биология. 7 класс. Комплект рабочих тетрадей (№1, №2) для учащихся общеобразовательных учреждений/ С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. - М.: Вентана-Граф, 2013.


4. Биология. 8 класс. Комплект рабочих тетрадей (№1, №2) для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Драгомилов, Р.Д.Маш. - М.: Вентана-Граф, 2012.

5. Биология: 9 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. - М.: Вентана-Граф, 2012.

6. Биология. Базовый уровень. 10 кл. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Т.А. Козлова, И.Н. Пономарева.- М.: Вентана-Граф, 2013.
7.Биология. Базовый уровень. 11 кл. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Т.А. Козлова, И.Н. Пономарева.- М.: Вентана-Граф, 2013.


Мультимедийные приложения:

  • 1С: школа. Биология, 6 класс. Образовательный комплекс для учебника под.ред. И.Н. Пономаревой «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс; издательство «Вентана-Граф».

  • 1С: школа. Биология, 7 класс. Образовательный комплекс для учебника под.ред. И.Н. Пономаревой «Животные» 7 класс; издательство «Вентана-Граф».

  • 1С: школа. Биология, 8 класс. Образовательный комплекс для учебника под.ред. И.Н. Пономаревой «Человек» 8 класс; издательство «Вентана-Граф».

  • 1С: школа. Биология, 9 класс. Образовательный комплекс для учебника под.ред. И.Н. Пономаревой «Основы общей биологии» 9 класс; издательство «Вентана-Граф».

  • 1С: школа. Биология, 10 класс. Образовательный комплекс для учебника под.ред. И.Н. Пономаревой «Биология» 10 класс; издательство «Вентана-Граф».

  • 1С: школа. Биология, 11 класс. Образовательный комплекс для учебника под.ред. И.Н. Пономаревой «Биология» 11 класс; издательство «Вентана-Граф».

Оценивая программу и учебники в целом, хочу отметить, что их отличают хорошо продуманная структура, наполненность разделов новыми научными данными, преемственность, интегрированность. Во всех учебниках особое внимание уделяется изучению биологического разнообразия, живой природы родного края и бережного отношения к ней.
Недостатками представленного учебно-методического комплекта считаю:


  • Часто учебный материал изложен труднодоступным языком для учащихся.

  • Мелкие рисунки (но это можно компенсировать использованием дисков или ресурсами сети).

  • Некоторые параграфы очень объемные и научные, особенно в учебниках 6 и 7 классов (не соответствуют возрастным особенностям обучающихся).

  • Недостаток ВСЕХ рабочих тетрадей – полное дублирование материала учебников, что не позволяет реализовать творческий подход при работе с ними. Рабочие тетради ориентированы исключительно на репродуктивную деятельность обучающихся.

Страница 1

В соответствии с новой концепцией биологического образования и действующим в настоящее время учебным планом приоритетными направлениями при обучении биологии в школе является увеличение значения экологических знаний и гуманизация учебного процесса в целом.

Проанализировав программы по биологии для шестых классов с целью выявления условий обеспечения учащихся экологической грамотностью, мы установили, что:

1. Программа "Естествознание" (авторы И.Т. Суравегина и др.) имеет следующее экологическое содержание - экосистемы; качество окружающей среды и ее охрана; природные факторы; антропогенные факторы среды. Кроме того, учащиеся получают первоначальные знания о мониторинге и тех мерах, которые человек должен предпринимать, чтобы сохранить природную среду.

Перечислим те идеи, которые обеспечивают экологизацию рассматриваемого курса:

Знакомство с природными системами и их иерархическими рядами;

Введение понятия "окружающая среда";

Показ включенности человека в природные сообщества как субъекта деятельности;

Обозначение в явном виде ценностных ориентаций;

Введение элементов биологической экологии, глобальной экологии, экологии человека и социальной экологии.

Своеобразие этой программы состоит в том, что на заключительных этапах каждого года обучения (в том числе и 6-го класса) проводится полевая практика, которая обеспечивает разнообразную общественно полезную деятельность учащихся по изучению и сбережению природы своей местности. Это имеет большое воспитательное значение. Реальный вклад учащихся в сохранение окружающей среды является наряду со знаниями и умениями одним из критериев эффективности экологического образования. Полевая практика включает три основных направления:

изучение и оценку состояния природы родного края.

Охрана природы.

Пропаганда полученных знаний.

2. Программа "Живой организм" (автор Н.И. Сонин) построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. В результате изучения предмета учащиеся должны приобрести определенные знания и умения, в том числе и экологические: природное сообщество, экосистемы, цепи питания, жизненные формы организмов, единство организма и среды, обмен веществ и энергии, среда обитания, факторы среды, влияние факторов неживой природы на живые организмы.

3. Программа "Естествознание" (авторы И.Ю. Алексашкина и Н.И. Орещенко) декларирует, что одним из ведущих направлений курса является идея взаимосвязи человека и природы, а среди задач курса есть задача выработки у учащихся системы знаний-убеждений, дающих четкую ориентацию в системе отношений "Человек - Природа" как основы экологического образования и воспитания учащихся, а так же задача формирования гуманистических, нравственных идеалов как основы экологического мышления и ценностного отношения к природе.

4. Курс "Биология - 6" - раздел: "Растения. Бактерии. Грибы и лишайники" (автор И.Н. Пономарева) имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук о растении и растительности: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а так же привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от организменного уровня биосистем к надорганизменному - биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах. Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития.

Нюансы образования:

Применение электронных образовательных ресурсов в школьной математике
Применение цифровых образовательных ресурсов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительные стороны: обеспечивают новое качество образования, ориентируются на современные формы обуче...

Формирование знаний о реакциях ионного обмена
Изучение теории электролитической диссоциации позволяет углубить и расширить знания о реакции, дифференцировать особенности протекания обменных и окислительно-восстановительных реакций. Учащиеся прио...

Сравнительный анализ школьных учебников по общей биологии

Новые экономические условия и реформа образования, проводимая в нашей стране, вызвали появление множества новых учебников, а с ним и вопрос учителя: какой учебник избрать для работы с детьми? В поисках ответа проведен детальный анализ девяти учебников общей биологии по содержащимся в них ключевым словам. Списки ключевых слов сравнивали между учебниками, а также с кодификатором элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) Единого государственного экзамена по биологии из раздела «Общая биология».

Оказалось, что курс общей биологии основан приблизительно на 200 понятиях, которые различно представлены в разных пособиях. Приведу краткие аннотации пособий, которые могут помочь учителям в выборе учебника для работы в классе и для подготовки к выпускным экзаменам. Полные библиографические описание приведены в конце обзора.

Беляев Д.К. и др., 2001.

Книга является наиболее адекватным отражением образовательного минимума по биологии: она содержит большую часть обязательных понятий и сравнительно небольшое количество дополнительной информации. Есть словарь основных биологических понятий, небольшое количество генетических задач и сжатый лабораторный практикум. По всей видимости, это достаточно надежное пособие для преподавания общей биологии и подготовки к Единому государственному экзамену. Вместе с тем необходимо учитывать специфику учебника: например, понятие гомеостаза дается в §22, а не как обычно – среди других признаков живого.

Рувинский А.О. и др., 1993.

Это наиболее полный учебник (а во многом и справочник), содержащий более емкий материал, чем предполагает обязательный минимум знаний по биологии для выпускников средних школ. Его следует рекомендовать для подготовки к вступительным экзаменам в вузы биологического и медицинского профилей. Авторский и предметный указатели (правда, последний содержит неполный список понятий, приводимых в тексте) значительно облегчают пользование учебником. Полезными дополнениями являются подробное описание 17 лабораторных работ, список литературы и любопытное руководство по компьютерному моделированию генетических и экологических процессов.

Полянский Ю.И. и др., 1990.

Старейший среди современных учебников общей биологии, выдержавший два десятка изданий. Структура книги обратна традиционной: изложение ведется не от низших структурных уровней к высшим, а наоборот: начиная с эволюции (вернее сказать, обзором исторического развития) существ и завершая генетикой и селекцией. Материал достаточно полно совпадает с кодификатором КИМов при отсутствии ряда важных элементов, например некоторых признаков живого, гормонов, витаминов, круговоротов углерода и воды. Представления об эволюции излагаются преимущественно на уровне классического дарвинизма, без рассмотрения деталей и даже без упоминания о синтетической теории, что вполне логично определяется принятой структурой изложения, поскольку данная теория основана на генетических представлениях и может быть объяснена только после усвоения основных понятий генетики. В тексте имеются некоторые неточности. Так, третий закон Менделя (независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании) назван вторым законом. В §7 и 63 приведен пример эволюции окраски у березовой пяденицы, сопровождающийся давно устаревшим объяснением: в условиях промышленного загрязнения стволы деревьев покрыты слоем сажи, отчего белые особи пяденицы поедаются птицами, а черные выживают. На самом деле, явление так называемого индустриального меланизма (известное также у несъедобных насекомых и даже у млекопитающих) объясняется скорее повышенной устойчивостью темноокрашенных особей к отравляющим веществам. В итоге, книгу можно рекомендовать как дополнительное пособие (например, к учебнику Т.В. Ивановой и др., 2000), поскольку она содержит полезные предметный указатель и краткий словарь биологических терминов.

Пономарева И.Н. и др., 2002 и 2003.

Курс состоит из двух частей. Первая, как указано на титульном листе, является победителем конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы и, видимо, в этой связи обладает структурой изложения, принципиально отличной от традиционно принятой в учебниках общей биологии.

Вместе с тем учебник едва ли можно рекомендовать учителям. Во-первых, он не освещает многие элементы обязательного минимума знаний по биологии. Например, отсутствуют разделы об энергетическом и пластическом обмене веществ, некоторых деталях строения растительной клетки (вакуолях и клеточной стенки), регуляции транскрипции у низших и высших организмов, особенностях оплодотворения у животных и растений, зависимости индивидуального развития от условий внешней среды. Многие разделы рассмотрены крайне конспективно – например, фотосинтез, биосинтез белка и селекция, которым в школьной программе уделяется довольно большое внимание.

Во-вторых, некоторые разделы рассматриваются в других курсах школьной программы по биологии. В издании 2002 г. таковы, например, §4 и 5 «Устройство и функционирование организма животных»; §37 и 38 «Простейшие» (материал из курса зоологии), §36 «Водоросли» (материал по ботанике).

В-третьих, учебник неоднократно повторяет сам себя: например, в издании 2003 г. раздел «Значение биологии» изложен в §5 и 8, «Методы биологии» – в §4 и 6, понятие о биогеоценозе – в §19, 22 и 23, о продуцентах, редуцентах и консументах – в §6, 22 и 23, проблема охраны биоразнообразия рассматривается в §42 и 54. Понятно, что повторение – мать учения, однако это дело учителя – выявлять забытое детьми и повторять ранее пройденный материал. В учебнике же должно быть только все необходимое – и ничего больше (прежде всего – смысловых повторов).

В-четвертых, в учебник включены внепрограммные §42 «Гармония и целесообразность в живой природе» (2002), §9 «Живой мир и культура» (2003), §13 «Физико-химическая эволюция в развитии биосферы» (2003), §21 «Живой мир в литературе» (2003), §35 «Образы природы…» (2003). Нет сомнения, что понятия о человеческой культуре и о происхождении Вселенной необходимо преподавать, но вряд ли один параграф и урок окажут влияние на детский ум. Да и целесообразно ли использовать для этого уроки биологии при явном стремлении Министерства образования РФ сокращать программу по биологии?

В-пятых, учебник содержит «шедевры» вроде «определения» жизни: «Жизнь – это форма существования живой материи, возникшая в ходе биопоэза» (2003, с. 10), а биопоэз, как сказано на той же странице, есть «процесс образования живых клеток в результате химической эволюции». Хорошо, что авторы не взялись составить учебник химии. Едва ли они смогли бы объяснить, что такое «химическая эволюция», зато определение воды у них выглядело бы примерно так: «Вода – это водянистая форма материи, обладающая свойствами воды и возникающая в химических реакциях как вода». Нечто подобное было у Ильфа и Петрова при описании махинаций Корейко!

Фактически пособие имеет выраженный экспериментальный характер и притом достаточно сыро: материал плохо сгруппирован по темам. Соответственно, его в лучшем случае можно рекомендовать как дополнительное пособие, но не в качестве учебника.

Иванова Т.В. и др., 2000.

Книга с традиционной структурой изложения представляет облегченный вариант школьного учебника по общей биологии. Материал дается конспективно, местами слишком сжато, буквально в двух словах. К числу имеющихся пробелов относятся неполное перечисление свойств живого, отсутствие объяснения роли рекомбинации хромосом в процессе полового размножения, зависимости хода онтогенеза от внешних условий, понятия чистоты гамет, не освещен ряд экологических вопросов.

В тексте есть неточности. Например, при определении вида как открытой системы (перед §38) следует пояснить, что такое «открытая система». Кроме того, вид может и не быть системой (целым из связанных частей), если его популяции полностью изолированы друг от друга (например, ареал вида насекомых, разделенный океаном). В §40 «потомки» названы «потомством», что не одно и то же. В конце §41 имеется утверждение (кстати, вошедшее в КИМы), что «при определении принадлежности особи к тому или иному виду следует учитывать не один критерий, а весь их комплекс», т.е. морфологический, молекулярно-биологический, генетический, экологический, географический и физиологический. На самом деле, при определении особей используется комплекс исключительно морфологических признаков, из которых состоят все определители. Эти же признаки используются и при описании новых видов. Остальные критерии известны для очень небольшого числа хорошо изученных видов и в подавляющем большинстве случаев всего лишь предполагаются, будучи логическим следствием наших теоретических воззрений. Учителю, использующему это пособие на уроках, необходимо значительно дополнять и пояснять преподаваемый материал.

Захаров В.Б. и др., 1996.

В тексте имеются элементы, относящиеся скорее к курсу естествознания, чем к общей биологии, например, §2.2.1 «Эволюция химических элементов в космическом пространстве» и §2.2.2 «Образование планетных систем». В круг дополнительных биологических сведений входят понятия о стрессе, эмбриональной индукции, лимитирующем факторе, аллопатрическом и симпатрическом видообразовании, описание круговоротов серы и фосфора, основы бионики.

Как ни странно, в учебнике отсутствуют четко выделенные критерии вида, перечисление доказательств эволюции и функций живого вещества, понятие об агроценозе и двойном оплодотворении у растений, хотя все эти вопросы затрагиваются в КИМах. Не введено понятие «анабиоз» (при том, что соответствующий материал имеется в §17.3.2).

Своеобразной особенностью являются английские резюме в конце разделов, двухязычный словарь терминов и задания по русско-английскому переводу. По замыслу авторов, учебник мог бы служить пособием для межпредметного изучения биологии и иностранного языка. Но резюме составлены на плохом английском, и обучаться на их примере не стоит. К сожалению, учебник снабжен всего лишь одним полезным приложением – «Основные вехи в развитии биологии»; при значительном объеме содержания были бы уместны предметный и авторский указатели. Использовать учебник для углубленного изучения биологии можно, дополняя его недостающим материалом.

Более поздний учебник В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова и Н.И. Сонина обладает такой же структурой.

Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., 2002.

Пособие представляет собой сокращенную версию школьного учебника по общей биологии В.Б. Захарова и соавторов (см. выше), содержит практически те же достоинства (за исключением англоязычного дополнения) и пробелы и вполне может быть использовано в старшей школе. К недостаткам пособия можно отнести черно-белые иллюстрации при сравнительно высокой цене издания. В §41 «Эволюционная роль мутаций» содержится нелепое утверждение, будто «в закопченных березовых лесах Южной Англии» листья деревьев «покрыты гарью и копотью». Я, достаточно долго проработавший в этой стране, ничего подобного в Англии не видел.

Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., 2002.

В заключение немного о кодификаторе КИМов. Очевидно, что он не полон: в нем, например, не упоминаются изменчивость, наследственность и способность к эволюции как существенные свойства живого, двигательная функция белков, гормоны, гликолиз, различие транскрипции и трансляции у высших и низших организмов, различие оплодотворения у животных и растений, зависимость онтогенеза от внешних условий, множественное действие гена, дрейф генов, дивергенция и конвергенция, почвообразование, а также такие глобальные проблемы как бедность и рост населения. Все перечисленные понятия принципиальны для общей биологии и, что важнее, используются при составлении КИМов, а потому должны быть включены в кодификатор. Можно предполагать, что в последующие годы кодификатор будет доработан с учетом конкретного содержания школьной программы. Он должен состоять не из рубрик с расплывчатыми границами (например, «Генетическая терминология и символика»), а представлять собой четко очерченный список понятий, которые следует знать выпускнику средней школы, который рассчитывает на высший балл по биологии.

Приношу свою благодарность преподавателям биологии – И.В. Болдиной, Т.Н. Григорьевой и В.В. Леоничевой (г. Уяр и Уярский р-н Красноярского края) за помощь в проделанной работе.

Список проанализированных учебников

Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н., и др . Общая биология. Учебник для 10-11-х классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001. 304 с.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. Учебник для 10-11-х классов общеобразовательных учебных заведений. – М.: Школа-Пресс, 1996. 624 с.

Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Общая биология. 10 кл. – М.: Просвещение, 2000.189 с.

Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Высшая школа, 2002. 317 с.

Полянский Ю.И., Браун А.Д., Верзилин Н.М. и др. Общая биология. Учебник для 10-11-х классов средней школы. 20-е издание. – М.: Просвещение, 1990. 287 с.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. Учебник для учащихся 11-го класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2002. 224 с.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Общая биология. Учебник для учащихся 10-го класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2003. 224 с.

Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А. Общая биология. Учебник для 10–11-х классов общеобразовательных учреждений. Изд. 2-е. – М.: АСТ Астрель, СПб: СпецЛит, 2002. 288 с.

Рувинский А.О., Высоцкая Л.В., Глаголев С.М. и др. Общая биология. Учебник для 10–11-х классов школ с углубленным изучением биологии. – М.: Просвещение, 1993. 544 с.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шоршелская средняя общеобразовательная школа

имени летчика-космонавта А.Г. Николаева»

Мариинско-Посадского района Чувашской Республики

Егорова Елена Николаевна,

учитель биологии

Анализ учебно-методических комплексов по биологии

Я работаю по учебно-методическому комплексу «Биология» 6-11 классы под редакцией И. Н. Пономарёвой (издательство «Вентана - Граф»).

Состав УМК:

    Учебники;

    Рабочие тетради;

    Методические пособия для учителя;

    Мультимедийные приложения.

Программы разработаны в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (2004 год).

Программы для 6-9 классов:

Программы максимально направлены на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии, на воспитание экологической культуры, на широкое общение с живой природой, природой родного края, воспитание ответственного отношения к природным объектам, воспитание патриотизма, любви к природе, к родине, к предмету биологии. Цель программ – развивать у обучающихся в процессе биологического образования понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия.

Особенности программ:

    Увеличение объема экологического содержания.

    Усиление внимания к биологическому разнообразию.

    Усиление внимания к идеям эволюции органического мира, к идеям устойчивого развития природы и общества.

    Расширение перечня практических работ и экскурсий в природу, с ориентацией на активное и самостоятельное познание явлений природы, на развитие практических и творческих умений у учащихся.

Изучение биологии в 6-9 классах построено с учетом развития основных биологических понятий, преемственно от курса к курсу и от темы к теме в каждом курсе.

Программы для 10-11 классов:

Данная программа является продолжением программы по биологии 6-9 классов, где биологическое образование завершается в 9 классе курсом «Основы общей биологии». В связи с этим программ для 10-11 классов представляет содержание курса общей биологии более высокого уровня обучения, построенного на интегративной основе. Интегрирование материалов разных областей науки биологии делает учебное содержание новым и более интересным для учащихся.

Цель программы – обеспечение общекультурного менталитета и общей биологической компетентности выпускника современной средней школы.

Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и заканчивается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Эта последовательность обеспечивает в 10 классе тесную преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов, а изучение в 11 классе процессов, идущих на молекулярном уровне жизни, - тесную связь с курсом химии.

Учебники, входящие в состав учебно-методического комплекса, включены вФедеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Все они соответствуют требованиям федерального базисного учебного плана и федерального компонента государственного стандарта, концепции модернизации российского образования. Во всех учебниках реализован принцип вариативности содержания материала: дается материал обязательный и для дополнительного изучения, соблюдается принцип преемственности.

Учебник «Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники» 6класс

(авт. Пономарева И. Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.).

Представленный курс биологии посвящен изучению растений, бактерий, грибов, лишайников. В основе концепции учебника - системно-структурный подход к изучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни.

Темы излагаются последовательно: от биологического разнообразия растений, клеточного строения, строения органов, к основным процессам жизнедеятельности растений (питание, дыхание, размножение, рост). Царства бактерий, грибов и лишайников рассматриваются в эволюционном плане. В заключении изучаются природные сообщества, их многообразие и роль человека в природе.

Учебник красочно оформлен, в нем много дополнительного материала, что делает его интересным для прочтения. Очень важным является то, что его авторы значительное внимание уделяют эволюционному аспекту. Учебник не только даёт знания, но и формирует умения. Предложены лабораторные работы, при выполнении которых каждому учащемуся необходимо проводить наблюдения, исследовать, доказывать, сравнивать, делать выводы, критически анализировать информацию - все это развивает интеллектуально-творческие способности учащихся. Авторами продумана система самоконтроля знаний учащихся. После каждого раздела имеются задания: «Проверь себя», в которые включены задания и репродуктивного, и творческого характера.

В данном учебнике реализована авторская программа, рассчитанная на изучении биологии 1 ч в неделю (35 ч в год) и 2 ч в неделю (70 ч) в год.

В комплект входят методическое пособие для учителя, две рабочие тетради и дидактические карточки.

Учебник «Биология. Животные» 7класс

(авт. Константинов В. М., Бабенко В.Г., Кучменко В. С.)

В основе учебника – концепция разноуровневой организации живой материи и исторического развития животного мира от простейших форм к высокоорганизованным. Особое внимание уделено практическому значению животных, взаимоотношениям живых организмов, в первую очередь животных в экосистемах, пищевым связям, сохранению устойчивого равновесия и охране животного мира. В учебный материал включены такие темы как «Клетка», «Ткани», «Органы и системы органов животных» (которых не было в старых учебниках).

Учебник богато иллюстрирован. Каждая глава также завершается блоком заданий для проверки знаний. Предложены лабораторные и практические работы. В комплект входят 2 рабочие тетради и методическое пособие для учителя.

Учебник «Биология. Человек» 8 класс

( авт. Драгомилов А.Г., Маш Р. Д.)

Рассчитан на изучение раздела "Человек и его здоровье" по 2 ч в неделю и содержит сведения, предусмотренные стандартом биологического образования. Учебник включает систему лабораторных и практических работ по основным темам курса, многие из которых рекомендовано выполнить в домашних условиях и сдать отчет об их выполнении. По усмотрению учителя последние параграфы тем и блоки заданий «Проверьте себя» могут быть использованы для обобщающих уроков. Звездочкой (*) отмечены задания, выполняемые учащимися по выбору, и материал, изучаемый в обзорном порядке. Учебник очень познавательный, содержит большое количество ярких, красочных рисунков, в конце каждой главы имеется рубрика: «Проверь себя». Заканчивается книга интересным «Приложением».

В комплект входят 2 рабочие тетради, методическое пособие для учителя.

Учебник «Основы общей биологии» 9 класс

( авт. И. Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова)

Учебник разработан в соответствии с программой курса биологии, созданной авторским коллективом под руководством проф. И.Н. Пономаревой. По этой программе изучение курса завершается в 9 классе основами общей биологии. Методический аппарат учебника способствует усвоению теоретического материала и обеспечивает дифференцированное обучение. Материал учебника хорошо структурирован, поделен на разделы (блоки), которые четко связаны между собой, в последовательности уровней организации живой материи (биосистем): молекулярный уровень организации, клеточный, организменный, популяционно-видовой биогеоценотический и биосферный.

В учебнике имеются лабораторные и практические работы, при выполнении которых необходимо каждому учащемуся проводить наблюдения, исследовать, доказывать, сравнивать, делать выводы, критически анализировать информацию – все это развивает интеллектуально-творческие способности учащихся.

Некоторые темы предполагают сообщения учащихся, а это работа с энциклопедиями, научно-популярной литературой, справочниками. Следует отметить, что практически все темы содержат практикоориентированный материал. В конце каждой темы существует перечень основных рассмотренных понятий, что предполагает их отработку и повторение, т.е. систему развития научных понятий.

В комплект входят рабочая тетрадь и методическое пособие для учителя.

Учебники «Общая биология» 10 и 11 классы, базовый уровень

(авт. И. Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина)

Учебный курс общей биологии, представленный в данных учебниках, раскрывается на основе знаний, полученных учащимися в предшествующих классах, и является логическим продолжением курса 9 класса, посвященного основам общей биологии. Учебники позволяют раскрыть особенности живой природы, используя интегративный подход. Знания из других областей плюс новые научные сведения, включенные в текст параграфов, позволяют учителю сформировать у учащихся целостное представление о живой природе, ее происхождении и развитии. Две содержательные линии программы: «Биосферный, биогеоценотический, популяционно-видовой уровни жизни» (10класс) и «Организменный, клеточный, молекулярный уровень проявления жизни» (11класс) позволяют дать представление о биологии как науке, изучающей живую природу. Учебный материал разделен на два образовательных компонента. Один соответствует базовому уровню государственного образовательного стандарта 2004 года (один час в неделю), другой может быть использован как дополнительный (при двухчасовом изучении предмета). Познавательный материал (не обязательный для изучения) выделен шрифтом, отличным от основного.

Программой прослеживается преемственность с ранее изученными разделами биологии при изучении таких глав, как основы биологии клетки; молекулярные основы жизни; основы биологии развития. Именно при изучении этих глав используется интегрированный подход не только с естественнонаучными, но и гуманитарными циклами. Несколько слов о структуре: вопросы и задания для самоконтроля в конце темы позволяют организовать выполнение домашнего задания, могут использоваться при подготовке к контрольным работам. Также хочется отметить работу с ключевыми словами. Во-первых, они выделены в тексте, во-вторых, вынесены в конце каждой темы. В учебниках появились такие рубрики как: «Выскажи свою точку зрения», «Проблема для обсуждении» «Материал для обсуждения». Выделены темы семинарских занятий и материал к ним.

Недостатками представленного учебно-методического комплекта считаю:

    Часто учебный материал изложен труднодоступным языком для учащихся.

    Мелкие рисунки (но это можно компенсировать использованием дисков или ресурсами сети).

    Некоторые параграфы очень объемные и научные, особенно в учебниках 6 и 7 классов (не соответствуют возрастным особенностям обучающихся).

    Недостаток ВСЕХ рабочих тетрадей – полное дублирование материала учебников, что не позволяет реализовать творческий подход при работе с ними. Рабочие тетради ориентированы исключительно на репродуктивную деятельность обучающихся.

Специфической особенностью обучения биологии в школе является широкое использование натуральных объектов, постановка опытов и осуществление наблюдений за живыми организмами. Умелое использование натуральных объектов в сочетании с другими средствами обучения, организация самостоятельной работы учащихся с живыми растениями на уроках и во внеурочное время играют важную роль в решении учебно-воспитательных задач.

Выполнение работ, связанных с проведением опытов и наблюдений за живыми объектами, способствует выработке у учащихся приемов и навыков самостоятельной познавательной деятельности, которые впоследствии могут стать основой для более серьезных исследований. Комнатные растения и животные являются частицей живой природы, которую человек стремится перенести в свое жилище. Создание в школах живого уголка, который можно использовать для иллюстрации формируемых у школьников биологических понятий, идея не новая, но весьма актуальная в современных условиях.

Анализ школьных программ по использованию живых объектов на уроках биологии

При изучении биологии уже с шестого класса широко используются живые объекты, начиная от комнатных растений до питомцев живого уголка.

Благодаря своему многообразию растения могут служить хорошим демонстрационным материалом в темах по морфологии и систематике растений, в проведении опытов по физиологии растений, при выяснении влияния окружающих условий на рост и развитие растений.

Уже на первом уроке, в теме «Общее знакомство с цветковыми растениями», комнатные растения служат демонстрационным материалом, иллюстрирующим рассказ учителя о многообразии растительного мира. Формируя понятие «цветковые растения», знакомя учащихся с органами цветкового растения, демонстрирую цветущие фиалки, бальзамин, гибискус и др.

Демонстрация комнатных растений с плодами всегда вызывает живой интерес у учащихся. Для этой используются паслен перечный. Клеточное строение растений учащиеся изучают с помощью микропрепаратов органов растений, изготовленных самостоятельно (листья, лепестки бегонии, корни и т. д.). Изучение внешнего и внутреннего строения корня провожу на придаточных корнях бегонии. Воздушные придаточные корни легко образуются у пилеи во влажной камере. У монстеры воздушные корни достаточно крупные и корневой чехлик виден невооруженным глазом. Поглощение корнем воды с растворенными в ней минеральными солями легко демонстрировать на бальзамине султанском, поливая его накануне водой, подкрашенной красными чернилами.

В корнях циперуса видны воздушные камеры - приспособление растения к жизни на болоте. При изучении темы «Лист» комнатные растения становятся незаменимыми живыми объектами, т. к. эту тему изучают в зимние месяцы. На крупных листьях бегонии можно наглядно показать, что такое листовая пластинка и черешок листа. Сидячие листья можно наблюдать у традесканции, пандануса, драцены. Листья, близкие к округлой форме, демонстрирую на примере сенполии. Яйцевидной формы - у гибискуса, бальзамина; обратнояйцевидной - у пеперомии. Овальной формы - у воскового плюща, стреловидной формы - у белокрыльника, сингониума. Ланцетной формы - кливии, пандануса, узколинейной формы - у циперуса. Различный характер жилкования листа можно показать на листьях бегонии (сетчатое), традесканции (дуговое), циперуса, пандануса (параллельное).

Расположение листьев на стебле удобно демонстрировать на примере пеларгонии (очередное), красулы (супротивное). Живые растения помогут учащимся усвоить целый ряд понятий о побеге и его составных частях. Хорошо видны узлы и междоузлия у гибискуса, фикуса, пеларгонии. На любом комнатном растении класса двудольных видны пазухи листьев, верхушечные, пазушные почки.

На гибискусе, фикусе, бегонии и др. удобно провести опыт по формированию кроны растений.

При изучении темы «Вегетативное размножение растений» комнатные растения используются для проведения несложных опытов и практических работ:

  • - размножение стеблевыми черенками (гибискус, аукуба);
  • - размножение усами (папоротники);
  • - размножение корневищами (аспарагус, циперус);
  • - размножение корневыми отпрысками и корневыми черенками (драцена);
  • - размножение листьями (бегония).

Со строением цветка учащиеся знакомятся, рассматривая цветки гибискуса, герани, бегонии (тычиночные и пестичные). Изучая строение соцветий, можно использовать ряд цветущих комнатных растений, цветки которых собраны в соцветия. Простой зонтик - пеларгония, восковой плющ. Конечно, цветение не всегда совпадает с изучением темы, но всегда есть возможность рассматривать живые объекты при повторении изученного материала.

На комнатных папоротниках можно показать расположение сорусов.

При изучении многообразия покрытосеменных растений и их приспособленности к различным условиям жизни из имеющихся в кабинете растений составляю группы в зависимости от среды обитания их в природе:

  • - растения тропических лесов (бальзамин, бегония, монстера, колеус);
  • - растения субтропиков (аспарагус, гибискус);
  • - растения пустынь (алоэ, кактусы, молочай);
  • - растения болот (циперус, белокрыльник).

На уроках в старших классах так же широко используются имеющиеся в кабинете комнатные растения.

Например, в теме «Критерии вида» демонстрирую разные виды одного рода (бегония королевская, бегония).

Для объяснения тем «Искусственный отбор» и «Селекция» применяются сорта сенполии, гибискуса (Hamburg и Rosa). Соотносительную изменчивость, проявляющуюся в том, что изменение одного органа вызывает зависимое изменение других, можно увидеть у сенполии (форма листа - особенности окраски и формы цветка).

Влияние условий среды на формирование фенотипа можно показать, демонстрируя пеперомии, выращенные из листьев одного растения, но произрастающие в горшочках разной величины (или одно в песке, другое - в питательной почве).

И это далеко не полный перечень примеров использования комнатных растений при изучении ботаники и общей биологии. На любом уроке живой объект вызывает интерес у детей, активизирует их познавательную деятельность.

Животные живого уголка также играют огромную роль в обучении детей основам биологии. Обучающиеся в независимости от возраста с удовольствием ухаживают и разводят декоративных животных. Для оборудования живого уголка не нужны экзотические животные - достаточно взять самых распространенных и неприхотливых: хомяков, песчанок, кроликов, морских свинок, черепах, лягушек, обзавестись аквариумом.

Обитатели живого уголка школы выступают в качестве живых экспонатов, на уроках биологии при изучении следующих разделов:

  • - «Какие бывают животные» - детей впервые знакомят с обитателями живого уголка, указывая на их отличительные черты;
  • - «Среда обитания», (кто, где живет) - здесь особое внимание уделяется отличиям среды обитания;
  • - «Дикие домашние животные» и «Животные в школе и дома» - непосредственное общение с животными живого уголка с пониманием их организации, условий жизни и ухода;
  • - «Общие признаки рыб»;
  • - «Особенности внешнего строения птиц»;
  • - «Разнообразие млекопитающих. Внешнее строение»;
  • - «Грызуны»;
  • - «Значение грызунов в природе»;
  • - «Зайцеобразные»;
  • - «Разведение домашних кроликов» - все эти разделы направлено на непосредственное ознакомление с физиологией организмов.

Обитателей живого уголка учащиеся школы видят постоянно, под руководством учителей систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода дети получают представление о многообразии животного мира на земле, о том как, растут и развиваются животные, какие условия для них нужно создавать.

У детей формируются определенные трудовые навыки, они учатся внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о них, таким образом, у школьников появляется интерес к природе, настойчивость в достижении результата. Школьные питомцы находятся под присмотром врача ветеринара.