Абсолютный, или идеальный, слух и неспособность различать звуковые тоны. Можно ли развить абсолютный слух? Можно ли развить музыкальный слух

Музыкальный слух

— совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.

Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма, мелодический, гармонический и др. виды слуха).

Среди различных видов музыкального слуха, выделяемых по разным признакам, важнейшими являются:

Существует распространенное мнение, что музыкальный слух - это что-то почти уникальное - дар божий, и человеку, имеющему музыкальный слух, крупно повезло. Ведь ему можно петь, заниматься музыкой, и вообще, он, в некотором смысле, избранный.

Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя: "мне медведь на ухо наступил".

Действительно ли это такая редкость - музыкальный слух? Почему одни люди его имеют, а другие - нет? И вообще, откуда он взялся у человека? Зачем вообще появился? Может быть, это что-то вроде экстрасенсорных способностей?

Стоит вспомнить, что способности человека возникают не просто так. Всякая наша способность идет от жизненной необходимости. На двух ногах человек научился ходить потому, что ему нужно было освободить руки.

Примерно такая же ситуация и с музыкальным слухом. Эта функция появилась, когда живым существам потребовалось общаться при помощи звуков. У человека музыкальный слух развивался вместе с речью. Для того, чтобы научиться говорить, нам нужно уметь различать звуки по силе, длительности, высоте и тембру. Собственно, именно это умение люди и называют музыкальным слухом.

Виды музыкального слуха

Абсолютный слух

Способность узнавать по слуху любую ноту (до, ре, ми и т. д.) и воспроизводить ее голосом без предварительной настройки. Это относится и к звукам, исполняемым не только на музыкальных инструментах (сирена, телефонный звонок, стук по металлической трубе и т.д.).

Относительный слух

Отличается от абсолютного тем, что для определения или пропевания нот на слух необходима настройка - звук или аккорд, относительно которого мысленно будет выстроен звукоряд.

Мелодический слух

Способность слышать и понимать строение мелодии (звуковысотность, направление движения и ритмическую организацию), а также воспроизводить ее голосом. На более высоком уровне развития - записывать нотами.

Развивается в процессе обучения музыке.

Гармонический слух

Способность слышать гармонические созвучия - аккордовые сочетания звуков и их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте.

На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к мелодии, даже без знания нот или пении в многоголосном хоре.

Возможно его развитие даже при начальном отсутствии такой способности.

Внутренний слух

Внутреннее представление правильного звуковысотного интонирования, без воспроизведения голосом.

  1. Внутренний слух, некоординированный с голосом. Начальный уровень.
    На практике выражается в подборе мелодии, возможно с аккомпанементом, по слуху на инструменте или понимании ошибок на слух в изучаемом произведении.
  2. Внутренний слух, координированный с голосом. Профессиональный уровень. Результат серьезных занятий сольфеджио. Предполагает слышание и предслышание нотного текста и возможность работы с ним без музыкального инструмента.

Развивается в процессе обучения музыке.

Предслышание

Мысленное планирование внутренним слухом будущего чистого звука, ритмической фигуры, музыкальной фразы. Используется, как профессиональный прием в вокале и для игры на всех музыкальных инструментах.

Можно ли развить музыкальный слух?

Мы пользуемся музыкальным слухом, причем, очень точным, постоянно. Без него мы не узнавали бы людей по голосу. А ведь по голосу мы можем сказать о своем собеседнике еще очень многое. Он дает нам возможность определять, какое настроение у человека, с которым мы разговариваем, можно ли ему доверять и многое другое. Невербальные, то есть несловесные, характеристики речи дают нам порой гораздо больше информации, чем сказанные слова.

Можно ли в таком случае говорить, что у кого-то нет музыкального слуха? Да конечно, нет! У каждого человека, который самостоятельно научился говорить, есть музыкальный слух.

Отсутствие музыкального слуха - такая же редкость, как, например, врожденная слепота!
Конечно, у кого-то он может быть развит очень хорошо, а у кого-то похуже, но у подавляющего большинства людей музыкальный слух развит вполне достаточно, чтобы заниматься музыкой и достигать прекрасных результатов без специальных усиленных тренировок по развитию музыкального слуха. Проблема в том, что очень часто о музыкальных способностях судят по умению человека петь. Не умеешь петь - значит "медведь на ухо наступил", "нет музыкального слуха".

Но ведь чтобы петь, мало хорошо слышать. Нужно еще уметь хорошо владеть своим голосом. А управлению голосом нужно учится так же, как рисовать, танцевать или плавать.

А, кроме того, если Вы слышите, что поете плохо, то уж со слухом-то у Вас точно все в полном порядке!
И, наконец, если Вы любите музыку, слушаете ее, значит у Вас нормальный музыкальный слух, можете, на этот счет, не беспокоится.

Музыкальный слух, как любая функция нашего организма (например, умение плавать), развивается только тогда, когда мы им активно пользуемся. Если Вы будете играть на музыкальном инструменте или петь, это поможет Вам быстро развить музыкальный слух. Кстати, Дмитрий Кабалевский посвятил свою жизнь развенчиванию мифа об уникальности музыкального слуха. Он разработал целую систему, доказывавшую, что обучать музыке можно и нужно каждого человека. И результаты его деятельности показали, что успешно заниматься музыкой может практически любой человек.

Развитием музыкального слуха занимается спец. дисциплина — , однако активно музыкальный слух развивается прежде всего в процессе музыкальной деятельности.

Один из методов развития интонационного слуха - через движение, дыхательные практики и танец. Различные проявления музыкального слуха изучаются в музыкальной психологии, музыкальной акустике, психофизиологии слуха. Слух диалектично связан с общей музыкальностью, выражающейся в высокой степени эмоциональной восприимчивости музыкальных явлений, в силе и яркости вызванных ими образных представлений и переживаний.

Если у вас есть желание заниматься музыкой в том или ином виде, отбросьте всякие сомнения в своих способностях, действуйте, учитесь, и успех обязательно придет к вам!

Абсолютный слух – это особый способ восприятия звуков. Человек, обладающий абсолютным слухом, определяет частоту звука, не сравнивая его с другими, не пропевая их про себя. Это качество отличает абсолютный слух от относительного слуха, при котором человек определяет звук, сравнивая его с другими.

Абсолютный в переводе с латинского absolutes означает «неограниченный». Различают пассивный и активный абсолютный слух.

При пассивном абсолютном слухе человек легко определяет высоту музыкального звука, но не способен его воспроизвести голосом. Активный абсолютный слух не имеет такого ограничения, обладатель этого качества может определить звук и напеть голосом.

Люди с активным абсолютным слухом – абсолютники, отличаются друг от друга быстротой определения, частотным диапазоном восприятия звуков, умением определять звуки разных тембров звучания.

Особенности звукового диапазона

Человек различает звуковые колебания в частотном диапазоне от 16 Гц до 20 000 Гц. Звуки высокой частоты в полном объеме воспринимаются в детстве, с возрастом верхняя граница понижается.

Человек с абсолютным слухом воспринимает звуки в обычном диапазоне, но обладает способностью точно различать звуки разной частоты, причем не на всем диапазоне слышимых звуковых колебаний, а на определенном участке.

Самая высокая точность распознавания звуков соответствует среднему регистру, уменьшается к краям частотного диапазона.

К среднему регистру относятся малая, первая, вторая октавы. В среднем регистре лежит и речевой диапазон, средняя часть диапазона – первая октава.

Эталон звучания

В 1939 году на Международной конференции в Лондоне был принят стандарт для настройки музыкальных инструментов по всему миру. Эталоном звука, по которому и сегодня сверяют свои действия все музыканты мира, служит звучание ноты «ля», соответствующее частоте 440 Гц.

Псевдоабсолютный, гармонический, внутренний слух

Кроме абсолютного, различают псевдоабсолютный слух. При этом способе распознавания звуков человек сравнивает внешний звук со звуком своего голоса. Отсчетом для определения звука может служить самый высокий или самый низкий звук собственного голоса.

Еще одной особенностью людей с абсолютным слухом является умение распознавать звуки при их одновременном звучании. Такой слух называют гармоническим. Абсолютники точно называют количество звуков в гармоническом аккорде, распознают каждый из них.

Для музыканта важно обладать не только хорошим абсолютным и относительным восприятием звуков, но и развитым внутренним слухом.

Это качество основывается на музыкальном опыте, способности мыслить музыкальными образами, представлять гармонию музыкального произведения в целом.

Внутренний слух основывается на музыкальном таланте, совершенствуется всю жизнь. Такие известные композиторы, как Бетховен, Сметана, страдающие в конце жизни глухотой, писали музыку, пользуясь исключительно внутренним слухом.

Абсолютный слух и музыкальные способности

Абсолютная способность распознавать звуковые частоты всегда врожденная, но для того, чтобы она проявилась, человек должен сначала услышать звуки. Частота услышанного звука сохраняется в памяти без изменений всю жизнь. Первым известным абсолютником считается В. А. Моцарт.

С возрастом абсолютный слух не утрачивается, а по некоторым данным, улучшается. Встречается врожденная способность абсолютного распознавания звуков в среднем с частотой 1: 10 000. Среди профессиональных музыкантов эта способность отмечается чаще, примерно у одного на несколько десятков человек.

Количество абсолютников выше у народностей с тональными языками. К таким языкам относятся японский, вьетнамский.

Жители этих стран музыкальны, любят и понимают музыку. Тем не менее, количество композиторов в этих странах в среднем не выше, чем в европейских государствах.

Дело в том, что абсолютный слух — не гарантия музыкальной одаренности. По аналогии с литературой, не достаточно распознавать цвета, чтобы рисовать, знать буквы, чтобы стать писателем.

Можно ли достичь абсолютного слуха тренировкой

Абсолютник отличается от человека с относительным музыкальным слухом способностью сохранять в памяти частоту звука. Поступающий в слуховой анализатор внешний звук сравнивается с имеющимися у абсолютника в памяти частотами и выбирается наиболее близкое значение.

Совершенно идеального звучания внешнего звука добиться сложно. В действительности даже эталон — нота «ля», воспроизводится не на частоте 440 Гц, а с небольшой погрешностью. Диапазон погрешности или звуковысотная зона составляет 435-445 Гц.

Специальной тренировкой обычный человек при желании способен максимально приблизиться к умению различать звуки с абсолютной точностью.

Возможно, не каждому удастся достичь скорости распознавания и точности определения звука, характерных для абсолютного слуха, но приблизить свой музыкальный слух к желаемому идеалу, по силам каждому.

Обязательным условием для начала занятий должно быть наличие относительного музыкального слуха. Этот способ распознавания звуков может быть развит в совершенстве и соответствовать уровню абсолютного распознавания звуков.

Существуют специальные программы – Ear Power, Earope, позволяющие совершенствовать слух самостоятельно. Желающим улучшить свой абсолютный слух предлагаются курсы, где под руководством тренера шаг за шагом постигается мастерство распознавания музыкальных звуков.

Известно большое число успешных, выдающихся композиторов, не обладавших абсолютным слухом с рождения и отточивших мастерство в профессиональной деятельности.

Недостатки абсолютного слуха

Не всегда выдающиеся качества приносят обладателю одну лишь только пользу. Абсолютный слух в обычной жизни создает даже некоторые неудобства.

Так, абсолютники слышат любую фальшивую ноту. Диссонанс режет слух, отвлекает, вносит оттенок неудовольствия в занятия. Абсолютный слух улавливает фальшивые ноты в звучании оркестра на концерте, церковного пения в храме, звуки обычного пения в караоке вызывают шок.

Кроме того, чистый абсолютный слух без развитого относительного слуха позволит человеку играть с листа сложные музыкальные произведения, идеально настраивать инструменты, но не позволит писать музыку. Обладатель абсолютного слуха с неразвитым относительным слухом воспринимает музыкальные звуки в отдельности, не чувствует их взаимного тяготения и гармонии.

Абсолютный слух обнаруживается при занятии музыкой, тренируется и развивается в течение всей жизни, не ослабевает с возрастом. Музыкальные способности человека складываются из умения точно различать высоту звука, способностью определять тембр, длительность, относительную высоту и интенсивность звуков.


Феномен абсолютного слуха


Преподаватель музыки всегда может сказать, у кого из его учеников абсолютный слух. Они не обязательно играют на инструментах лучше других или становятся солистами в вокальных группах. Их отличает способность мгновенно (за 1-2 секунды) назвать звучащую ноту . Такие музыканты легко и точно воспроизводят любую услышанную мелодию и могут записать ее. Одновременно с восприятием звука они видят его позицию на нотном стане.

Большинство музыкантов определяют ноты на слух по-другому. Они руководствуются соотношением между звуками. Легко распознавая интервал между двумя нотами, они могут назвать одну из них лишь в том случае, если им подскажут вторую. Это — относительный слух, вполне достаточный для серьезных занятий музыкой, но не феноменальный .

Веками считалось, что абсолютный слух — достояние музыкальной элиты. По некоторым оценкам, лишь один из 2000 человек обладает им. Однако все большее число экспериментов — от лингвистических исследований до сканирования мозга — доказывает, что этот дар встречается гораздо чаще . Некоторые ученые даже полагают, что все люди, независимо от музыкальной одаренности, могут развить его. Есть надежда, что современные исследования наконец внесут ясность в давний спор о том, какова природа абсолютного слуха: зависит ли он от наследственных факторов или от обучения музыке в раннем возрасте.

На съезде Американского акустического общества в 1999 году психолог Диана Дейч привела результаты исследования, проведенного в университете Сан-Диего. Оно касалось феномена абсолютного слуха у людей, говорящих на языках с тоновым ударением . Треть населения земного шара, в основном жители Азии и Африки, говорит на языках, в которых значение слова меняется в зависимости от высоты ударного слога. Вьетнамцы и китайцы, например, с раннего детства привыкают различать звуки по высоте и связывать с ними значение слов. Это развивает у них абсолютный слух . Точно так же, как музыканты-«абсолютники» сразу называют услышанную ноту, они по высоте звука мгновенно распознают смысл слова. Отклонение не превышает четверти тона. Диана Дейч считает это доказательством того, что абсолютный слух можно развить .

Почему же не все люди обладают абсолютным слухом? Данел Левитин из университета Макгила в Монреале приводит любопытное сравнение: «Человеку не нужно сверяться с радугой, чтобы определить, что помидор красного цвета. Каждый из нас мгновенно распознает любой из десяти основных цветов. Но если мы с легкостью классифицируем цвета, то почему же не можем сразу назвать каждый их двенадцати основных звуков?» У Левитина есть ответ на этот вопрос. Абсолютный слух, утверждает он, включает в себя два компонента — звуковую память и звуковое ранжирование. «Абсолютники» автоматически ассоциируют память о тоне с его позицией на нотном стане. Не имея абсолютного слуха, человек не может автоматически отождествлять ноту с ее названием. В лучшем случае он может лишь воспроизвести ноту сразу после того, как ее услышит.

Но откуда берется такая феноменальная способность? Человек рождается с ней или приобретает ее на уроках музыки? Вопрос этот очень непрост.

В музыкальных семьях любовь к музыке передается из поколения в поколение. Но только ли любовь? А способности, в том числе абсолютный слух? В последнее десятилетие ученые пришли к выводу, что абсолютный слух «обтачивается» поколениями. Как утверждает Нелсон Фреймер из университета Сан-Франциско, музыкальные гении создаются на генном уровне. Фреймер исследовал множество людей с абсолютным слухом и их родственников. Кроме того, объектами его исследований стали люди, которых рано начали обучать музыке. Оказалось, что слух лучше развивается у тех, у кого в роду были «абсолютники», чем у тех, кто просто с раннего детства учился музыке. В конце концов, Фреймер пришел к такому выводу: существует генетическая предрасположенность к абсолютному слуху, но развивается этот природный дар на занятиях музыкой .


Многие исследователи именно этим объясняют разную степень музыкального таланта у людей с абсолютным слухом. «При хорошей наследственности решающую роль играет то обстоятельство, насколько рано ребенок начал заниматься музыкой, — говорит психолог Элизабет Марвин. — Наибольших успехов достигают те, кто приобщился к этому с трех до шести лет ».

Генетик из Нью-йоркского университета Питер Грегерсен вместе с коллегами обследовал 2700 студентов американских консерваторий и колледжей и обнаружил, что среди выходцев из Азии 32% обладают абсолютным слухом, в то время как на остальных студентов приходится только 7% «абсолютников» . Конечно, это соотношение отражает генетические особенности, о которых уже упоминалось. Но, по мнению Грегерсена, имеет значение и возраст приобщения к музыке, и сам метод музыкального образования. Студенты с абсолютным слухом начали заниматься музыкой в среднем с пяти лет, тогда как остальные — с восьми. Важно и то, что в Азии при обучении музыке отдается предпочтение методу Сузуки , при котором ученики определяют ноты и играют только на слух . Например, в Японии дети поднимают флажки, цвет которых соответствует той или иной ноте . В США же принято сразу обучать нотной грамоте. Это развивает не абсолютный, а относительный слух.

Но если легкость определения нот действительно объясняется генетической предрасположенностью и методом обучения, то это должно отражаться и на работе мозга. Для того чтобы выяснить это, было проведено обследование на томографе музыкантов с абсолютным и относительным слухом. Сканирование позволило установить существенные когнитивные различия. У музыкантов с относительным слухом, когда их просили назвать ноту, вспышка активности происходила в той области мозга, где поступающая информация сопоставляется с памятью. То есть они оперировали рабочей памятью. Напротив, музыканты с абсолютным слухом для определения ноты прибегали к помощи долговременной памяти . Создается впечатление, что инструмент распознания звуков у них запрятан гораздо глубже.

Ученые сходятся в том, что зачатки абсолютного слуха есть у всех людей. У одних он развивается из поколения в поколение, у других, наоборот, притупляется. При обучении ставка на относительный слух не позволяет развиваться абсолютному слуху даже в том случае, если приобщение к музыке началось рано . Интересно, что даже люди с развитым абсолютным слухом пользуются им далеко не всегда. Они тоже прибегают к возможностям, предоставляемым слухом относительным, так как считают его более полезным.

Е. Рудерман

Если вы думаете, что “вам слон на ухо наступил” и вы никогда не сможете воспринимать окружающие вас звуки так, как их воспринимают люди, одаренные музыкальным слухом с рождения, то вы глубоко ошибаетесь. Развить музыкальный слух не так уж сложно, как вам кажется. И сегодня мы дадим вам несколько советов, которые помогут вам это сделать.

Для начала давайте разберемся в видах слуха. Чтобы развить музыкальный слух, нам нужно отточить:

  • Ритмический слух. То есть научиться слышать и ощущать ритм.
  • Мелодический слух – умение понимать движение и структуру музыки и слышать ее тонкости.
  • Относительный – слух, позволяющий понимать величину музыкальных интервалов и высоту звука.
  • Внутренний слух – то есть слух, позволяющий ясно представлять музыку и отдельные звуки в своих мыслях.
  • Интонационный слух, позволяющий понимать характер и тон музыки.

Конечно, существует гораздо больше видов слуха, но мы остановимся на этих пяти, так как их достаточно для того, чтобы обрести музыкальный слух.

Итак, что же нам нужно делать, чтобы натренировать эти виды слуха.

1. Музыкальный инструмент

Идеальный способ “прокачать” все виды слуха – это начать учиться игре на каком-либо инструменте. Таким образом вы запомните, как должна звучать каждая нота, натренируете свое чувство ритма и в целом начнете лучше понимать музыку. Но так как у вас, скорее всего, нет времени на обучение игре на музыкальных инструментах, давайте пойдем дальше.

2. Пение

Если у вас нет дома фортепиано – найдите онлайн версию в интернете и каждый день по нескольку раз играйте на нем гаммы и пойте их вместе с фортепиано. Когда вы начнете уверенно чувствовать себя с гаммами, приступайте к интервалам, аккордам и простым мелодиям. Главное не стесняйтесь. Если вы боитесь, что вас кто-то услышит – постарайтесь тренироваться в то время, когда вы одни дома. Но на самом деле, ничего постыдного здесь нет! Вспомните только караоке-бары, где люди, мягко говоря, без голоса и слуха поют так громко, что их слышно и за пределами бара.

3. Медитация

Мы назвали этот пункт так, потому что упражнение, о котором мы сейчас вам расскажем, очень похоже на практики медитации для новичков. Оно поможет вам развить внимательность к звукам.

Гуляйте на улице без наушников, стараясь уловить обрывки разговоров, шум деревьев, звук машин, стук каблуков по асфальту; то, как собака шаркает лапой по земле; то, как кто-то вытряхивает одеяло на балконе….вы заметите, что вас окружает такое количество звуков, что в это и поверить сложно. Дома тратьте пять минут в день на то, чтобы послушать, как доносится жужжание холодильника из кухни, шум воды в трубах, разговоры соседей, шум с улицы.

4. Голоса

Разговаривая с человеком, старайтесь запомнить его голос. Также можно смотреть фильмы, запоминая голоса актеров, а затем прослушивать отдельные части фильма и стараться назвать персонажа, основываясь лишь на его голосе.

Старайтесь замечать манеру разговора вашего собеседника, тембр его голоса; вспоминая разговор с кем-либо, старайтесь проговаривать у себя в голове фразы собеседника его же голосом.

5. Учитесь слышать музыку

Конечно, очень приятно слушать музыку и не думать ни о чем. Но если перед вами стоит цель развить музыкальный слух, то старайтесь вникать в музыку, которую вы слушаете. Учитесь отделять один музыкальный инструмент от другого; изучите, как звучит гитара под разными “примочками”, чтобы не путать ее с другими инструментами; научитесь также отличать разные режимы синтезатора от остальных музыкальных инструментов; послушайте, как звучат настоящие барабаны и электронные.

Такая практика поможет вам не только развить музыкальный слух, но и научит более тонко слышать музыку, что в свою очередь подарит вам еще большее наслаждение от ее прослушивания. Есть один побочный эффект у данной практики – скорее всего впоследствии вы не захотите слушать то, что слушаете сейчас, вам захочется чего-то более сложного и объемного. И это отлично, ведь не это ли является основным показателем вашего продвижения?

6. Ритм

Есть такая классная вещь, называется “метроном”. Вы можете приобрести себе его или же найти онлайн версию в интернете. Каждый день упражняйтесь с метрономом, отстукивая пальцем (рукой, ногой, чем угодно), ритм, который он вам задает.

Когда вы почувствуете себя уверенно с метрономом, переходите к распознаванию ритма в музыке. Начните с той музыки, в которой присутствуют барабаны, по ним проще определиться с ритмом. А затем переходите к работе с музыкой, не содержащей шумовых инструментов, позволяющих без особого труда определить ритм (классическая музыка, например).

Еще один приятный способ улучшить свое чувство ритма – танцы. Запишитесь в танцевальную студию или же танцуйте дома в свое удовольствие.

7. Источник звука

Если у вас есть помощник для этого задания – прекрасно! Закройте глаза и попросите кого-нибудь ходить вокруг вас в комнате и за ее пределами и издавать звуки (голос, хлопок в ладоши, звонок колокольчика и так далее). И каждый раз, когда ваш помощник издает звук, вы должны постараться понять, с какой стороны он доносится. Довольно простое задание, если вы с помощником находитесь в одной комнате, но как только он начнет ходить по квартире, вы заметите, что вам стало сложнее определить, откуда доносится звук.

Если же у вас нет человека, который сможет вам в этом помочь, то вы можете поступить следующим образом. Выйдите на улицу, сядьте где-нибудь на лавочку и прислушайтесь к окружающим вас звукам, как в третьем упражнении. Только в этот раз вам нужно будет еще и понять, с какой стороны доносится этот звук.

Программы и приложения

Конечно же, существует множество программ для развития музыкального слуха, и мы собрали лучшие из них.

1. Earteach

Отличное приложение, содержащее в себе упражнения на гаммы, аккорды и интервалы. Отлично подойдет для тех, у кого музыкальных слух уже более развит. Можно скачать и версию для ПК.

Принцип очень простой – нужно сыграть мелодию, которую вы только что услышали. Приложение также можно скачать на Android и iOS.

Простая игра, которая поможет вам запомнить ноты. Также справа вы сможете найти еще множество игр на развитие музыкального слуха.

Online игра "Абсолютный слух"

To view this page ensure that Adobe Flash Player version 10.0.0 or greater is installed.


Если вы не видите игру над этой надписью, то вам нужно скачать и установить Adobe Flash Player

По техническим причинам мы больше не формируем таблицу рекордов, поэтому вводить в конце игры данные НЕ надо...

По техническим причинам мы больше
не выдаем ДИПЛОМЫ и приносим извинения:-(

В игре звучат первых 33 вопроса из данного списка. Весь список из 55 вопросов (с 34 по 55 фишки с нотым станом) представлен в полной версии данной игры, входящей в программу .

1. ДО
2. РЕ
3. МИ
4. СИ
5. ЛЯ
6. РЕ
7. МИ
8. ФА
9. ЛЯ
10. СИ
11. СОЛЬ
12. МИ
13. ДО 1-й октавы
14. РЕ 1-й октавы
15. МИ 2-й октавы
16. ФА малой октавы
17. СОЛЬ 1-й октавы
18. ЛЯ 1-й октавы
19. СИ малой октавы
20. ДО малой октавы
21. РЕ малой октавы
22. МИ большой октавы
23. ФА 1-й октавы
24. СОЛЬ малой октавы
25. ЛЯ большой октавы
26. СИ большой октавы
27. ДО 2-й октавы
28. РЕ 1-й октавы
29. МИ 1-й октавы
30. ФА 2-й октавы
31. СОЛЬ большой октавы
32. ЛЯ малой октавы
33. СИ 2-й октавы
34. ДО 1-й октавы + нотный стан
35. СОЛЬ малой октавы + нотный стан
36. ЛЯ большой октавы + нотный стан
37. ФА большой октавы + нотный стан
38. РЕ большой октавы + нотный стан
39. МИ 1-й октавы + нотный стан
40. ДО 1-й октавы + нотный стан
41. СОЛЬ 1-й октавы + нотный стан
42. СИ 1-й октавы + нотный стан
43. РЕ 2-й октавы + нотный стан
44. МИ 2-й октавы + нотный стан
45. ФА 2-й октавы + нотный стан
46. СОЛЬ 2-й октавы + нотный стан
47. СИ 2-й октавы + нотный стан
48. ДО 3-й октавы + нотный стан
49. ДО 1-й октавы + нотный стан
50. ЛЯ малой октавы + нотный стан
51. ФА малой октавы + нотный стан
52. РЕ малой октавы + нотный стан
53. СОЛЬ большой октавы + нотный стан
54. МИ большой октавы + нотный стан
55. ДО большой октавы + нотный стан

Алексей Устинов, 2011-12-30

Игра обновлена 2013-11-30

Комментарий педагога

Абсолютный музыкальный слух - способность определять высоту тона, независимо от других тонов , т.е. не сравнивая звуки между собой и, как следствие, присваивать этому звуку название ноты. Природа этого феномена недостаточно исследована в кругах музыковедов и, видимо, поэтому представлена разными точками зрения. Но еще менее она знакома педагогам-практикам. При этом, навык "абсолютного музыкального слуха" постоянно остается в фокусе как интереса, так и споров почти у всех музыкантов. Принято считать, что все струнники (скрипачи, виолончелисты) обладают таким слухом, но это не так! Напротив, кажется, что пианисту он вовсе не нужен - однако, те из них, кто владеет этим навыком, говорят, что он очень помогает, например, при чтении партитур… Еще один часто дискуссируемый вопрос: можно ли его развить, или это что-то врожденное?...

Что делать с ребенком, который легко подбирает любую мелодию и совсем не желает смотреть в нотный текст? Как развить слух ученику, который хорошо знает нотные символы, но может играть фальшивые ноты, заучивает их и педагог никакими силами не может ему помочь?

Однажды мой ученик второго класса попросил сыграть ему пьесу Геннадия Сасько "Блюз", достаточно сложную в ритме, с пассажем в конце. Сыграла ее три раза... а на следующем уроке он играл Блюз без нот и в том же темпе, котором пьеса прозвучала. Случай с этим мальчик был для меня примером моей некомпетентности в работе с одаренным, с абсолютным слухом, учеником… Детей с абсолютным слухом в моей педагогической практике встречалось не много. И чаще всего такие дети не заканчивали музыкальную школу. Они с самого начала могли запомнить и сыграть пьесы с рук, "на слух", но чтение сложного текста вызывало у них сопротивление и, как следствие, у них терялся интерес к обучению.

Иными словами, навык "абсолютного слуха" не является чем-то отдельным в процессе обучения, однозначно положительным или негативным. И наличие, и отсутствие его требует от педагога дополнительного внимания и особого подхода к ученику. И все-таки, этот навык крайне желателен!

Чтобы помочь своим ученикам, а самой не повторить ошибки молодости, сейчас я применяю метод Мальцева С.М. - автора комплексной методики обучения игре на фортепиано, а так же сольфеджирования, синхронного с фортепианной игрой. Этот метод помогает мне выявлять уже в первый год обучения детей с хорошо развитым слухом и постоянно работать с ними чтением нот с листа.

Большинству учащихся и желающим освоить музыкальные премудрости, легко разучивать и играть любимые мелодии на фортепиано или гитаре, все же надо развивать слух. И игра "Абсолютный слух" - превосходное средство для этого. Она годится для всех возрастов.

Маленькие дети, которые и читать то не могут, по картинкам будут угадывать нужный ответ. (Только им надо помочь - вначале поиграйте в игру НОТКИ - КАРТИНКИ, чтобы ребенок познакомился с нотками, спрятанными в простых словах: ДОМ, РЕПКА. Там же, он познакомится и со звучанием нот.).

Ребята постарше и взрослые, играя, обнаружат, что у них ЕСТЬ абсолютный слух и что этот навык развивается - проверено!

Конечно, кто-то может сказать, что в игре нет полутонов (точнее, полной хроматической гаммы). Да, игра включает только белые клавиши фортепиано, т.е. фактически мы находимся в мажорном (ДО) или минорном (ЛЯ) ладу… Кто-то может отметить, что здесь играют роль ступени лада и интервалы... Абсолютно верно! Но, начните с простых задач, добейтесь уверенного распознавания этих нот, и вы сделаете большой шаг в совершенствовании вашего музыкального слуха. Поверьте, вы получите громадное удовольствие, обнаружив, что вы на слух определяете название ноты!

Кривопалова Л.Н.
Педагог фортепиано, Дворец творчества детей и молодежи, г. Томск
01.05.2011

Команда Вирартек выражает признательность Любови Николаевне Кривопаловой, принявшей активное участие в создании данной игры и в ее тестировании. СПАСИБО! Успехов вам и вашим ученикам!