Упражнения для развития креативности. Креативное мышление: упражнения которые помогут развить креативность

Модное слово нынче – креативность, а если проще – творческие способности, в которых заложено множество качеств и умений. И нестандартность мышления, и творческая смелость, и чувство юмора, и талантливая лёгкость. Ах, какой вкусный коктейль! Интересно, креативность – это врождённый талант или его можно как-то развить творческие способности у детей дошкольного и школьного возраста? Думается, что можно! Именно этим мы сейчас и займёмся.
Несколько упражнений для развития творческих способностей

«Архитектор»
Представим себе, что нам, архитекторам, дано задание – создать проект дома. На листочке пишем несколько любых слов – это и будут пожелания клиента, каждое из которых должно найти отражение в проекте. Например: молоко, мышь, зеркало, шар. Возможно, дверь в наш замок будет в виде мышиной норы, во дворе будет фонтан в виде кувшина «молока» – подкрашенной воды, в виде шаров будет мебель, а зеркальной будет крыша! Осталось только подробно нарисовать нашу фантазию. Безумие? Конечно! На то и расчёт: отпустить себя – чем свободнее, тем лучше!

«Две картинки»
Впрочем, картинок может быть и три, и четыре и даже десять. Дело за малым: найти между ними какую-то связь и суметь её объяснить. Можно поиграть в такие : на карточки наклеить разнообразные картинки, все карточки (их должно быть достаточно много) раздаются игрокам, а одна кладётся на стол. Игроки по очереди кладут по одной картинке как в домино – одна к одной. Одно условие – соседние картинки должны ассоциативно быть связаны друг с другом. Ребёнок должен суметь объяснить свой выбор. Например: к яблоку я положу ведро, потому что яблоки можно туда положить. Или: к автобусному билетику я положу картинку с крепостью, ведь мы поехали на экскурсию в крепость на автобусе. И так далее.

«Кляксы и пятна»
Увлекательнейшая игра – поиск сюжетов и картин где угодно: в облаках, в лужах, трещинах на асфальте, кляксах и даже в контуре блинов! Кляксы и пятна можно создавать самостоятельно. А можно чуть усложнить задачу: а что бы увидел в этой кляксе художник? А пожарный?

«10 слов»
Берём любой предмет и придумываем к нему 10 подходящих определений. А теперь наоборот – 10 самых неподходящих. А теперь 10 прилагательных, характеризующих его и начинающихся на буквы «К», «А» и «М».

«Названия»
Представляем себя главными редакторами крупной газеты и придумываем названия всему: предметам, ситуациям, действиям, событиям, как если бы это был материал для первой полосы нашего издания. Пусть эти названия будут разными по стилю и настроению.

«Что из этого можно придумать?»
Берём любой предмет, допустим, скрепку, и предлагаем варианты по нестандартным способам её использования. Крючок для ёлочной игрушки? Звено для цепочки? Закладка для книги? Неплохо для начала. Кстати, её можно разогнуть при необходимости и даже порезать на кусочки, если нужно! Чем больше получится разнообразных вариантов, тем лучше.

«Как выйти из ситуации?»
Представим себе ситуацию из жизни – вдруг во время прогулки порвался ботинок. Что делать? Обувной мастерской поблизости нет! Идти босиком? Вариант! Прибить подошву маленькими гвоздиками? Тоже можно. Приклеить на жвачку, обмотать носовым платком, оторвать подошву совсем – все варианты хороши и подходящи. А теперь можно придумать какую-то другую ситуацию.

«Сделай мне фотоаппарат»
Давайте оглянемся вокруг и подумаем, из чего, из какого подручного материала можно сделать такую игрушку? Из коробки из-под крема, а, может быть, из большой кружки? В эту игру можно поиграть и наоборот: на что похож, например, теннисный мячик? На ёлочную игрушки и пудреницу, на жёлтого цыплёнка и клубок ниток – продолжать можно ещё долго.

Творческого самочувствия всем, и пусть ваша креативность проявляется во всех сферах жизни!

Введение

Интерес к проблеме воображения, как психического процесса возник сравнительно недавно на рубеже 19-20 вв. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования воображения (С.Д. Владычко. В.Вундт, Ф.Матвеева, Э. Мейман, Л.Л. Мишенко, Т. Рибо, Л.С. Выготский. А.Я. Дудецкий и др.). Постепенно аспекты изучения этой проблемы расширяются, разрабатываются новые методики, позволяющие экспериментальным путем исследовать функцию воображения, рассматриваются вопросы взаимоотношения воображения с другими познавательными процессами. В науке возрастает интерес к проблеме творчества, а через него и к воображению как важнейшему компоненту любой формы творческой деятельности.

Творить - означает созидать, делать шаги в неизведанное. Величайший из известных нам творцов - природа. А творящий человек, лишь подобен ей. Одной из главных особенностей творческой природы является то, что она не любит ясных, простых, однозначных решений. Именно поэтому трудно дать определение творцу и творчеству.

Развитие творческих способностей, “том числе творческого воображения детей это наиболее актуальная проблема в России, да и, пожалуй, во всем мире. Новые экономические отношения привели к смене традиционной образовательной парадигмы.

Традиционное образование - фактологическое, т.е. предполагает передачу обучающимся готовых знаний", в результате чего обучающийся получает сумму знаний, умений и навыков. Однако доказано, что готовые знания, факты ослабляют внутреннюю мотивацию обучающегося и приводят к невостребованности потенциала личности. Новые взгляды на образование заключается в целенаправленном всестороннем развитии творческого потенциала человека. Ранняя диагностика способностей детей и их дальнейшее развитие в творческой деятельности - необходимые условия для формирования полноценной личности, раскрытия личностного потенциала, формирования качеств культурного, духовно развитого и социально активного члена общества.

Творческие способности

Творческое мышление - это просто понимание того факта, что нет ничего особенно хорошего в том, чтобы делать вещи так, как их всегда делали.
Роджер фон Эйх.

Творческие способности - являются сердцевиной интеллекта. Должна ли идея быть совершенно новой, чтобы считаться творческой? Является ли артистизм или эстетическое наслаждение необходимым условием творчества? Может ли творчество стать результатом детальной методичной работы?

Многие психологи считают, что творчество есть всего лишь новаторский подход к решению задачи. С этой точки зрения в творческом мышлении нет ничего экстраординарного. Оно реализуется как следствие методических размышлений. Другие психологи полагают, что творчество процесс необузданный, неуправляемый, сопровождающийся внезапными вспышками озарения. С этой точки зрения творчество таинственно и непредсказуемо.

Творчество подразумевает, что вы сами создаете некую идею, а не заимствуете ее у кого - то. Творческий процесс можно разделить на две фазы: исследовательскую и прикладную. В исследовательской фазе вы оцениваете новые идеи и манипулируете ими. Вы соединяете несвязанные до сей поры материи, создаете новые отношения, ищете необычные образы. Вы пускаете в ход воображение, обыгрываете неожиданные варианты, нарушаете правила, давая возможность идеям откладываться в глубине вашего сознании. В прикладной фазе вы оцениваете и внедряете свои идеи. Вы смотрите насколько она применима, отвечает ли она вашим требованиям. А затем вы воплощаете идею в действие, переводя ее из плоскости “что если” в плоскость “что есть”. Обе фазы дополняют друг друга. В фазе генерации вы мыслите широко, в прикладной – более узко.

Творчество - это десять процентов вдохновения и девяносто процентов потения”.
Томас Эдисон, изобретатель

Педагог обычной школы, зажатый тисками воспитательного плана и все более жестких министерских требований всеобщей стандартизации обучении, имеет мало возможностей для собственного творчества и для его развития у своих подопечных. Больше таких возможностей у педагога дополнительного образования. В большей степени стимулируют творческое самовыражение воспитанников педагоги, имеющие в своем арсенале четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого процесса. Педагогу необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски - что важным и достойный процесс, полезный для саморазвития личности, повышения творческой адаптации к Миру.

К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей, личностным ориентациям педагога можно отнести следующие:

1. Поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют вреда окружающим;

2. Не помешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по- своему;

3. Уважать точку зрения воспитанника, какой бы она не была “глупой” или “неправильной” - не подавлять ее своим “правильным” отношением и мнением;

4. Предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных, и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;

5. Безоценочность в отношении к детскому творчеству - то есть не применять явной системы оценок, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ними самими, с его прошлыми опытами;

6. Не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то “не так” и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и искать;

7. Творить и играть иногда вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса;

8. Не навязывать свою программу образов и действии, манеру изображения и мышления, свою веру, а. наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее:

9. Больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддерживанию этого процесса, а не результатам;

10. Развивать чувство меры в отношении детей к какому - либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, психологические разминки, упражнения обычной гимнастики и йоги, точечный массаж, это позволяет предотвратить однообразие перенапряжение и переутомление;

11. Поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей бодрость, спокойную сосредоточен ность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса;

12. Для внесения большего разнообразия в занятия и изучения творческих способностей детей использовать психологические “творческие” методики и задания, творческие игры со словами, движениями тела, звуками, зрительными образами, вкусовыми, тактильными и обонятельными ощущениями, упражнения из курсов развитии психологической культуры: общения, творческого мышления, психической саморегуляции, деловых качеств, самопознания и понимания законов Мира.

С целью изучения и развития творческих способностей детей рекомендуется использовать предлагаемый ниже набор простых творческих заданий, применение которых не требует от педагога большой специальной подготовки. Достаточно попробовать ответить самому, проконсультироваться у психолога - и в добрый путь! Задания можно применять в любом порядке, можно вносить свои изменения и дополнения. Главное здесь - это увлечь ребят процессом творческой игры.

Лучший способ создать хорошую идею иметь много идеи.
Лайнус Полине,
физик, нобелевский лауреат

УПРАЖНЕНИЕ. Что это такое?

В большинстве случаев наши размышления направлены на то, чтобы получить один-единственный правильный ответ. При таким подходе “единственно правильное решение”, который внедряется в нас тестами и викторинами, мы привыкаем мыслить блоками: “да-нет, “черное-белое”, “правильно-неправильно”.

Следствием подобного стиля мышления является то, что при поиске новых идей мы нередко останавливаемся па первом же ответе, удовлетворяющем условию, и не пытаемся двинуться дальше. Первое решение, даже если оно и не является лучшим, часто блокирует наше стремление продолжить поиск. Мы теряем возможность найти лучшее решение.

Например, глядя на рисунок, вы можете сказать, что это две окружности, и на том остановиться. А можно еще подумать и представить, что это - яичница, рулон туалетной бумаги (вид сверху), сомбреро (вид снизу), глаз альбиноса, орбиты Меркурия и Венеры, цоколь лампочки и т.д. Второй рисунок - это медведь лезет на дерево. Это упражнение очень нравится детям. Если вы решили что-нибудь сотворить, не прекращайте поиск. Не исключено, конечно, что девятнадцать из двадцати придуманных вами идей

можно будет спокойно отправить на свалку, но помните о том, что Томас Эдисон нашел более двух тысяч способов изготовления лампы накаливания. Если вы продолжите поиск, может быть найдете лучшее решение.

Установление связей

Способность устанавливать связи и соотношения, иногда странные и даже шокирующие,
лежит в основе любого творческого ума зависимости от области или дисциплины.
Джордж Дж. Зайдель,
писатель

УПРАЖНЕНИЕ. Что получится, если соединить лампочку с ручкой?

Крылья и автомобиль? Утюг и пылесос? и др.

Многие творческие озарения приходят именно тогда, когда человек пытается соединить две очевидно разнородные идеи и на их основе образовать нечто радикально повое. Иоганн Гутенберг объединил идеи прессов для винограда и для чеканки монет и создал переносной печатный станок, Вильям Гарвей нашел аналогию между насосом и сердцем человека и разработал современную теорию кровообращения.

Братья Райт установили связь между крылом птицы, велосипедом и двигателем внутреннего сгорания и первыми насладились управляемым полетом.

В предложенном вам упражнении можно найти несколько связей. Например, подумать о ручке со встроенным источником света для писания в темноте или представить себе специальную ручку, которая пишет па стекле лампы так, чтобы можно было проецировать разнообразные красивые узоры. Можно представить себе ручку, которая ввинчивается в цоколь для заправки. Какие еще связи вы сумеете найти? Дети могут придумать такое, что вам и не придет в голову.

Очень интересно наблюдать за процессом установления этих связей в сознании. Вот вы еще ищете, а в следующий момент - уже нашли идею. Что же произошло между этими двумя событиями? Вы пережили момент “Ага!” Это “Ага!”, которое вы испытываете, найдя новую идею, подобно тому “Ого!, которое вы переживаете, обнаружив что-то занятное. И то и другое происходит спонтанно

Слова-триггеры

Представьте себе, что ваш мозг - это огромная библиотека. А ваши воспоминания, опыты, идеи являются сказками, повестями, рассказами, фантастикой, пьесами, которые разложены по полкам. Многие работы затерялись в плохо освещенных коридорах. Идеи в принципе доступны, но до них трудно докопаться.

Существует несколько способов облегчить доступ к библиотеке вашего опыта. Один из них - это так называемые слова-триггеры, или слова, которые вызывают свежие ассоциации. Просмотрите орфографический или толковый словарь в поисках слов, которые ассоциируются у вас с той идеей, над которой вы сейчас работаете.

Вы можете либо искать до тех пор, пока некое слово не вспыхнет перед вами как озарение, либо открыть книгу наугад, ткнуть пальцем в любую строку и принудительно создать ассоциацию между вашей идеей и тем словом, которое попал ваш палец.

Что это может означать для вас? Энзим - вещество белковой природы, которое регулирует биохимические процессы. Это слово может напомнить вам о клетках и микробах. В связи с этим вы начинаете воображать игру, в которой одни игроки являются “микробами”, которые должны заразить некие клетки, а другие игроки должны защитить эти клетки. Это слово может навести вас на мысль об одной большой клетке или о целом организме. Поскольку энзимы способствуют осуществлению химических реакций, но не используются в них, вы можете вообразить себе игру, в которой положение игрока не меняется, а меняются только внешние условия. Другой путь: вы можете решить, что слово “энзим” созвучно слову “разим”, И представить себе какую-нибудь военную игру.

УПРАЖНЕНИЕ. Какую игру вы придумаете, чтобы сыпать следующие слова: коридор, принц, лампа, тележка, шишка? И т.д.

Разделение и соединение

Есть еще один хороший способ генерирования идей. Он называется анализ атрибутов. При анализе атрибутов создается список свойств, характеристик и параметров той идеи, над которой вы работаете. Затем, в целях создания новой идеи, вы начинаете менять по одному или сразу же по нескольку свойств.

УПРАЖНЕНИЕ. Например, представьте себе, что вы работаете над дизайном новой чашки. В списке свойств чашки числится, что она должна быть круглой, иметь ручку, что она должна быть сделана из достаточно тверд- го материала, чтобы у нее было устойчивое донышко и чтобы она не меняла вкус напитка.

Теперь вы готовы подумать в новых направлениях. Нацельтесь на один из атрибутов и меняйте его тем или иным образом. Например, пусть у нашей чашки будет не одна ручка, а две, чтобы ее можно было держать с двух сторон. Если вы установите ручку внутри чашки, то уже никогда не обожжетесь, потому что невозможно хлебнуть из такой чашки, не попробовав сначала пальцем. Можно сделать ручку размером с саму чашку - для тех, кто пьет прямо в хоккейных перчатках.

Можно поменять другие параметры, чтобы чашка служила определенным целям. Пусть у нее будет заостренное донышко, чтобы она не опрокидывалась, воткнутая в песок на пляже. А можно сделать донышко клейким и мягким, чтобы чашка не падала от качки во время морских путешествии. Для тех, кто пьет слишком много кофе, можно сделать чашку с дыркой на середине высоты - чашка всегда будет наполовину пустой. Для тех, кто любит сладкое, можно, воспользовавшись какой-нибудь химической технологией, покрыть внутреннюю поверхность чашки сахаром. А можно покрыть ободок чашки четырьмя веществами с различным вкусом - сладким, горьким, соленым и кислым, - так, чтобы можно было выбирать вкус, поворачивая чашку.

Изменение контекста

УПРАЖНЕНИЕ. Придумайте двадцать способов применения скрепки, стакан, шарика, кастрюли, ботинка и т.д.

Вещи приобретают значение в зависимости от своего окружения. Например, в офисе скрепки используются для того, чтобы держать вместе письма, договоры и другие документы. В лаборатории та же железка может оказаться частью проводки, которая соединит два кабеля. Вы можете использовать скрепку, чтобы наспех починить разбитые очки, с ее помощью взломать замок.

Изменившиеся обстоятельства могут вынудить вас исследовать новые возможности применения известных вещей. Когда вы путешествуете, полотенце становится подушкой, тентом от солнца, маской для защиты от песка, юбкой, сумкой для переноски кинокамеры, корзиной дли белья, “чесалкой” для спины.

Невозможно вызвать процесс творчества по своей воле,
невозможно умолить его снизойти на вас, даже давая
обеты. На самом деле он придет к вам скорее, когда ваш
разум отдыхает, а воображение свободно блуждает.
Моррис Кляйн, математик

Упражнения на импровизацию

Разминка

  1. Какая последняя творческая идея вас посетила?
  2. Когда вы последний раз воплотили свою творческую идею в жизнь?
  3. Назовите пять наиболее творческих вещей, которые вы сделали.
  4. Вспомните свое раннее детство.
  5. Когда вы в последний раз творчески рискнули? И что произошло? Что плохого могло произойти? И что хорошего?

Проверка гибкости ума

1. У вас есть свечка, коробок спичек и коробочка гвоздей. Вы должны прикрепить свечку к деревянной двери так, чтобы свечка хорошо горела и давала достаточно света для чтения. Обратите внимание на то, как оформляются ваши идеи по мере размышлений.

2. Перечислите все возможные способы измерить высоту здания с помощью барометра.

3. Вы придумываете обложку новой книги. Утром вы решили поместить некую рекламу в такое место, где президент мог бы увидеть ее по дороге на работу. Что это будет за реклама?

4 .Вы знаете, что вам предложат тестовую задачу: как достать теннисным мячик из длинного узкого цилиндра, привинченного к полу. Стандартное решение - налить воды, чтобы мячик всплыл. Но вы узнали о содержании задачи и заранее подготовили дополнительные варианты ответа. Какие именно? Как вы собираетесь достать мячик?

Практика творчества

Выберите любое повседневное занятие, которое вы выполняете регулярно: чистить зубы, и придумывайте те способы что бы сделать это занятие более творческим.

Развитие метафорического мышления

1. Заполните пробелы в сравнениях и метафорах. Вода для корабля то же что... для…. бочки. Цветок вызывает радость, так же как... гнев. Кран для…. то же, что... для праздника.

Займитесь синтезом

Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в то: чтобы вообразить смешение различных видов восприятия, то есть представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения. Попробуйте проделать что-то в таком роде.

Чем пахнет слово “веселье”? Каково на ощупь число семь? Какой вкус у желтого цвета? Какая форма у среды? Какой на вкус закат?

Каков вкус радости?

Каким образом вы

Создадите командную игру с двумя мячами? Переконструируйте человеческое тело?

Переконструируете человеческое лицо? Создадите проект дома, не имеющего прямых стен?

Повседневное творчество

Каждый день принимайте такую позу, какой вы еще никогда не принимали. Каждый день изобретайте новое слово и придумывайте для него значение.

Каждый день выдумывайте новую мысль. Каждый день делайте умственную гимнастику.

В течение месяца каждый день придумывайте новый способ чистить зубы.

Спонтанная иллюстрация

Возьмите ручку и нарисуйте что-нибудь, не задумываясь. Не имея никакого представления о том, что вы собираетесь сотворить, прижмите кончик карандаша к бумаге и дайте ему свободно двигаться. Не думайте о том, что получится - что выйдет, то и выйдет. Сделайте хотя бы пятнадцать рисунков. Что сотворит ваш карандаш?

Программирование снов

Сон часто является источником творческих озарений, если вы хотите обдумать что-либо во сне, то, засыпая, держите в уме эту мысль. Вместо того чтобы держать мысленный образ прямо перед собой, дайте ему повернуться то одним боком, то другим - чтобы, когда вы заснете, мысленная картина предстала перед вами во всем многообразии. Когда вы проснетесь утром, вспомните, о чем выдумали, засыпая накануне, и постарайтесь рассказать родителям. Выплесните мысли, не вставая с кровати.

Две минуты на творчество

Очень часто наше творческое кровообращение осуществляется намного интенсивнее, когда мы попадаем в безвыходное положение, и нам ничего не остается, как только проявить изобретательность.

Выполните следующие упражнения.

  1. 3а две минуты придайте своей правой руке максимальное количество новых положений. А теперь за две минуты произнесите слова “сегодня вечером”, с наибольшим количеством различных интонаций
  2. 3а две минуты составьте из четырех скрепок различные фигуры, не допускать разгибания скрепок (зарисуйте длинными овалами каждую картинку).
  3. На рисунке три фрагмента. За две минуты составьте как можно больше узоров с использованием только этих трех фрагментов.

Если вы ожидаете неожиданного,то и не найдете ого.
Гераклит, философ

Упражнения для развития творческих способностей у детей на занятиях:

1. “Конструкция”

листок на всех целый, на который дети по очереди приклеят свои кусочки не зная, что задумал изобразить первый ребенок. Последний скажет, что получилось в итоге и сравнить с тем, что задумал первый.

2. “Три словечка”

Педагог говорит три любых слова например: кот, мяч, самолет, каждый ребенок старается придумать предложение, используя эти слова. Например: Кот летел на самолете за мячом.

  • Кот играл мячом в самолете.
  • На мяче кот летел, как самолет. И т.д.

3. Каракули

Взять ручку, поставить и центр листочка, закрыть глаза, и произвольно водить но листочку, непрерывную линию в течение 15 сек., затем внимательно посмотреть какой образ видно” выделить его.

4. “Сочинение загадок но алгоритму

Можно сочинять загадки, описывая признаки предмета по таблице:

Какой? Что такое же?

Алгоритм:

1. Выбрать объект,

2. Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: “Какой?”

3. Заполнить правую часть таблицы: “Что такое же?”

4. Вставить слова -связки “….но не...”

5. “Рисовалка”

Двое детей берут одну ручку, ставят в центр листа и рисуют одновременно, что - то, что сказал им педагог на ухо разное. И смотрим, что получилось.

6. “Рифмочка”

Подбери рифму к слову. Например: овечка - словечко - сердечко.

7. “Как сказать иначе?”

Отыскать как можно больше синонимов к словам:

  • Глупый: бестолковый, недалекий, тупой, тупоголовый, безмозглый......
  • Важный: весомый, значительный, существенный, принципиальный......
  • Печальный: скорбный, угрюмый, тоскливый, грустный......
  • Друг: приятель, товарищ, коллега…
  • Испуганный: охваченный страхом, струсивший, боязливый, обеспокоенный.....
  • Смешной: забавный, комичный, потешный, уморительный, веселый, остроумный....
  • Привлекательный: обаятельный, восхитительный, зовущий, манящий, соблазнительный, притягательный.....
  • Самоуверенный: самонадеянный, знающий себе иену, бесцеремонный......

8. “Полный спектр.”

Составить списки из тридцати взаимосвязанных слов в алфавитном порядке, например:

  • Профессии: архитектор, бухгалтер, врач...
  • Города: Анапа, Байкал, Воронеж.
  • Музыкальные инструменты: аккордеон, балалайка, виолончель...
  • Пища: ананас, булка, виноград...
  • Деревья: акация, береза, верба....
  • Животные и т.д.

9. “ Да и нет ”

Отгадать героя скалки, задавая вопросы на которые можно ответить только “Да или нет”, но прямых вопросов задавать нельзя (например - Это кошка?)

10.“Вкусный рюкзачек”

В рюкзачке лежали: бутерброд, мячик, конструктор, ложка, апельсин, кубик, сосиска, фломастер, орех. Перечислить, что из съедобного лежало в рюкзачке.

11.“Тактильный рукав”

В мешочек - рукав положить фигурки плоскостной разрезной игры “ Танграм” или любые геометрические фигурки. Дети должны определить на ощупь, что было в мешке и запомнить. А теперь ответить па вопросы:

  • Сколько фигур было в рукаве?
  • Сколько четырехугольников? Достаньте квадрат.
  • Сколько всего треугольников? Достаньте средний.
  • Сколько фигурок осталось?

12.“Фигурка”

Обвести геометрическую фигуру и дорисовать так, чтобы получилось животное.

13.“Рассказ по картинке”

Приготовить разные картинки из журналов. Расскажите прошлое, настоящее, будущее того или иного предмета или живого существа.

14.“Решение необычной проблемы”

Подумайте и напишите, что вы будете делать если:

  • Все люди будут легкими, как пушинки?
  • Если животные станут разговаривать, как люди?
  • Если все люди смогут читать мысли на расстоянии? И др.

Полезные советы

Творчество - это замечательное качество, которое делает нас новаторами и мыслителями. Оно - конечная цель для того художника, который заключен и каждом из нас.

СОВЕТ 1. Не останавливайтесь на первом же правильном решении. Возьмите себе за правилозаглядывать чуть-чуть дальше и копать чуть-чуть глубже.

СОВЕТ 2. Устанавливайте взаимосвязи. Используйте метафоры, сравнения и аналогии для генерирования новых идей. Ищите материалы вне сферы своих обычных интересов.

СОВЕТ 3. Творя -рискуйте. Если вы собираетесь выдвинуть оригинальную идею - оригинальную для вас,нужно сделать что-то совершенно отличное от того, что вы обычно делаете. Это означает, что нужно вторгаться в неизведанные области и предпринимать попытки сделать что-то новое. Не бойтесь облачить свой ум в охотничий костюм.

СОВЕТ 4. Прозрения, порывы вдохновения и творческие скачки воображения могут произойти в любое время и в любом месте - в ванне, за обедом, в момент пробуждения. К сожалению, очень часто они развеиваются также быстро, как и появляются. Будьте готовы зафиксировать их, как только они появились: набросать рисунок или сделать заметки.

Заключение

И в заключение, хочется обратить особое внимание па следующее.

Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека. Она будет оптимально организована

лишь тогда, когда осуществляется в меру, без сверхусилий и резкого или длительного нарушения режима занятий и отдыха, т.е. без маниакальной одержимости. Когда ей не присущи хронические и сверхнапряженные усилия, и вся остальная жизнь не зачеркивается “одной, но пламенной страстью”.

Воспитание творческой личности у детей предполагает, следовательно, и развитие у них направленности на гармоничное протекание творческой деятельности, на самоорганизацию гармоничной жизни в целом. Творчество может баловать и укреплять личность, здоровье ребенка лишь при мудрой, т.е. помимо прочего, при разнообразно и процессуально ориентированной, его педагогической организации.

С целью изучения и развития творческих способностей детей рекомендуется пользовать предлагаемый набор простых творческих заданий, применение которых не требует от педагога большой специальной подготовки. Достаточно ответить самому или проконсультироваться у психолога - и в добрый путь! Задания можно применять в любом порядке, можно вносить свои дополнения и изменения. Главное здесь - это увлечь ребят в процесс творческой игры.

Список литературы

1. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка. [Текст]: учебное пособие/ Т.Г.Богданова, Т.В.Корнилова. - М.: Роспедагенство, 1994. - с.62- 66

2. Вуджек, Т. Тренировка ума. [Текст]: упражнения для развития повышенного интеллекта/ Т. Вуджек. - Санкт - Петербург: Издательство “Питер”, 1996.- 229 с.

3. Мотков, О.И. Развитие творчества у детей. [Текст]: / О.И. Мотков. Дополнительное образование, - 2008. №4 - с.9-13.

4. Савенков, А.И. Развитие творческого мышления. [Текст]: учебное пособие/ А.И. Савенков - Ярославль: Издательство ООО Академия развития, 2007. - 32с.

5. Собко, Н.В . Развитие творческого воображения учащихся начальных классов- важная проблема современного образования. [Текст]: / Н.В.Собко - Дополнительное образование, - 2005. №6 - с.9-10.

Многим современным людям интересно, как развить творческое мышление. Подобные навыки могут быть очень полезными для полноценной жизнедеятельности человека.

Для этого создаётся специальная литература, комплексы упражнений, электронные приложения и даже курсы, где ученики выбирают подходящего для себя преподавателя.

Существует мнение, что нереально обучить человека мыслить творчески, если эта функция не заложена в нём генетически. Однако это не совсем так. Конечно, на формирование творческого мышления влияют врождённые способности, однако, они не являются базовыми.

Обучать взрослых людей проще за счёт полезного багажа в виде жизненного опыта. Подумав, можно проследить интересную закономерность: большинство мастеров искусства и науки добились главных высот уже в зрелом возрасте, когда их навыки были отточены не только знаниями, но и постоянной практикой.

Главное знать, какие методы творческого мышления помогут воплотить мечты в реальность.

Реальная история о том, как на практике можно использовать методы творческого мышления

Семья Андрея не раз сталкивалась с проблемой непонимания. Потому многие, даже рутинные проблемы, решались спорами и ссорами. Не всегда получалось прийти к решению, которое устраивало всех членов семьи.

Существенных изменений получилось достигнуть, как только Андрей (глава семьи; 48 лет) увлекся идеей развития своего креативного мышления. Ему пришлось потратить немало времени на изучение соответствующей литературы. Сдаваться мужчина не собирался, потому сразу начал выполнять упражнения для развития творческого мышления.

Представители семьи делились на две команды. Одна группа разрабатывала пути решения появившейся проблемы, а другая – старалась развить каждую из идей, пока все не приходили к выбору подходящего варианта.

Со временем ссор в семье стало меньше, так как проблемы не накапливались, а решались совместными усилиями. Каждый мог проявить свою сообразительность и оригинальность.

Что такое творческое мышление и креативность?

Психологи дают разные определения понятиям «творческое мышление» и «креативность». Но в каждой формулировке есть две главные характеристики:

  • это способ мышления;
  • это процесс, что ведет к созданию чего-то нового и уникального.

Практически все методы развития творческого мышления под конечной целью подразумевают формирования оригинальной идеи, которая позволяет раскрыть хотя бы часть потенциала человека.

«У людей есть один чудесный недостаток – мы неспособны делать идеальные копии.»

(Остин Клеон из книги «Кради как художник»)

Условия, необходимые для развития творческого мышления

Ученые не один год занимались изучением влияния окружающих факторов на формирование креативной личности. Творческое мышление и особенности его развития напрямую зависят от средств обучения человека, а также воспитания.

Специалистов начали интересовать методы активизации творческого мышления. Со временем они выделили список способов стимуляции мозговой деятельности в нужном русле.

Известный психолог В.Н.Дружинин в своих трудах описал условия развития творческого мышления.

  1. Отсутствие установленного, стандартизированного образца поведения.
  2. Наличие положительного образца оригинального (креативного) поведения. Чем больше дети общаются с творческими взрослыми, тем выше вероятность формирования ребенка как изобретательной личности.
  3. Создания оптимальных условий для активной творческой деятельности.
  4. Подкрепление выбранного поведения со стороны социума.

Базовые методы развития творческого мышления основываются на вышеуказанных условиях.


Что нужно делать для развития креативности?

Различные способы развития творческого мышления базируются на нескольких основных рекомендациях. В современном мире совершенствоваться довольно легко.

  1. Попробуйте отказаться от стереотипов! Опора на существующие традиции не приводит к успеху.
  2. Старайтесь расширять свой кругозор всеми возможными способами: путешествия, чтение художественной и/или научной литературы, изучение иностранных языков, различные хобби.
  3. Решайте повседневные проблемы, импровизируя. Отходите от привычных действий, отдавайте предпочтения новым подходам.
  4. Знакомьтесь с новыми людьми. Чем больше знакомств, тем больше знаний и опыта можно перенять от других.
  5. Выполняйте упражнения для развития творческого мышления.

Книги для развития творческого мышления

Научиться мыслить творчески реально! Чем больше усилий приложит человек к работе над собой, тем быстрее достигнет желанных высот.

Существует масса книг и учебников, предназначенных для мотивации и обучения читателей. Такая литература идеально подойдёт активным людям, для которых развитие творческого мышления стало важной жизненной целью.

Среди огромного количества полезных литературных источников можно выделить несколько отличных книг.

  • Остин Клеон «Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения»

Автор пытается донести мысль о том, что элементы творчества – это часть тех вещей, которые находятся вокруг нас. Не нужно быть гением, чтобы стать креативной личностью, достаточно просто быть собой и развивать все свои навыки.

Также Клеон описывает эффективные методы активизации творческого мышления.

  • Майкл Микалко «Рисовый штурм»

Эксперт по креативности рассказывает, как научиться производить только оригинальные и полезные идеи. Сотни необычных задач-головоломок, выполнение которых поможет самостоятельно генерировать толковые идеи в будущем.

  • Марк Леви «Гениальность на заказ»

Леви говорит, что пора отказываться от привычных методов решения задач, нужно учиться думать и действовать нестандартно.

Фрирайтинг – необычная технология развития творческого мышления, придуманная автором для создания оригинальных идей.

  • Эстанислао Бахрах «Гибкий ум»

Обязательное условие – сильное желание и стремление к саморазвитию.

  • Братья Маклеод «Создай свою вселенную»

Книга порадует не только полезным текстом, но и забавными иллюстрациями к ситуациям, что описываются братьями. Авторы разбирают некоторые приемы развития творческого мышления. Для этого они подобрали интересные задания, которые помогут раскрыть потенциал каждого читателя.


10 эффективных упражнений

Задачи на творческое мышление созданы для того, чтобы помочь людям развить свои скрытые или не до конца проявленные таланты. Не стоит думать, что заученные фразы из книг об эволюции креативности дадут стопроцентный результат. Как правило, теория – это только часть от целого комплекса методов по саморазвитию.

Полноценное формирование творческого мышления не столько зависит от изученной информации по данной теме, сколько от практики. Потому выполнять специальные упражнения – обязательная составляющая целостного процесса развития.

  1. «Место отдыха»

Во время рабочего дня сделайте себе 15-минутную паузу. Примите удобное положение, расслабьтесь и подумайте об идеальном месте для отдыха. Куда бы вы убежали, чтобы привести свои мысли в порядок? Возьмите листок и постарайтесь написать все мысли, которые приходят в голову.

  1. «Письмо в прошлое»

Вспомните себя в 8-10-12 лет. Проследите, какие существенные изменения произошли с вами за время взросления. Напишите письмо-совет себе ребенку.

  1. «Пустой стакан»

Как много вы можете сказать о пустом стакане? Создайте небольшой рассказ о нем. В качестве наглядного помощника поставьте посудину на стол и параллельно записывайте мысли.

  1. «Я никогда не…»

Составьте список из 50 вещей (поступков), которые вы никогда не сделаете. Подумайте почему. Что бы вас остановило?

  1. «Жизнь в 150 словах»

Представьте персонажа по имени Иван Булочкин (имя по желанию можно придумать самостоятельно). Придумайте ему жизнь (внешность, возраст, профессию, хобби, характер, семью, привычки). Хотели бы вы подружиться с таким человеком?

  1. «Монолог»

Попробуйте написать монолог от лица какого-то неживого предмета (свежесрезанный цветок, старая потёртая сумка, махровое одеяло, упавший листок, библиотечная книга).

  1. «Жалоба носка»

Вообразите ситуацию: мужской полосатый носок попал по ошибке в холодильник, который полностью забит продуктами. Возмущенный предмет одежды начинает жаловаться. Что бы он сказал? Запишите свои мысли.

  1. «Последние деньги»

Подумайте о своём кошельке. Представьте, что там осталось всего 500 рублей, а до зарплаты еще целая неделя. Необходимо поразмыслить и перечислить 10 вещей, которые вы бы купили на последние деньги.

  1. «Меню для любимого врага»

У вас есть возможность накормить «вкусностями» своего врага. Возьмите листок бумаги и составьте полное меню на один день (завтрак, обед, полдник, ужин).

  1. «Правила для домашнего питомца»

Представьте, что вашу собаку, кота, хомяка или другого любимца можно надрессировать обычным списком правил. Напишите инструкцию по поведению в вашем доме. Что бы вы хотели сказать своему питомцу?

Упражнения на развитие творческого мышления полезно проводить хотя бы 2-3 раза в неделю, чтобы прослеживался желаемый эффект. Обязательно доводите каждое задание до конца, не бросайте, выполнив лишь небольшую часть.

Любая технология творческого мышления включает в себя целый комплекс интересных и необычных задач, над которыми иногда долго приходится ломать голову.

Выводы

Очень важно знать, что такое творческое мышление, как развивать его в условиях повседневной жизни. Каждый, кто уже занимается саморазвитием, заслуживает высшей похвалы. Чем больше человек над собой работает, тем больше возможностей сможет открыть для себя в будущем.

Современная технология творческого мышления позволяет выбрать оптимальный вариант для каждого. Проверить уровень своих навыков можно специальными тестами. Их можно найти в интренете в свободном доступе или же обратиться в обучающие учреждения, которые помогут подобрать подходящий курс.

Никто с рождения не умеет держать кисточку в руках, никого не забирают из колыбели главным артистом балета. Чтобы стать гениальным художником, творцом, писателем, нужно учиться и заниматься. И желательно каждый день. В книге «Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта» нет упражнений, но если внимательно читать и повторять действия за Леонидом Тишковым, как за личным учителем, можно развить множество собственных талантов. Попробуйте выполнить эти 15 упражнений и убедитесь сами, как ваша гениальность будет расти с каждым днем.

«Самое большое заблуждение - что у нас с вами нет таланта. Он есть, надо только найти свое уникальное „я“ и незамедлительно начать культивировать талант, сразу, сейчас, шаг за шагом, без пере­рыва, работать на свой талант»

Леонид Тишков

Откуда возникает необыкновенный взгляд на мир? Он вырастает, как цветок, опутывая живот изнутри. Он состоит из сопереживания художника тому, что он видит, с интуитивным чувствованием предмета или события. И потом, когда он переносит, что узрел внутренним оком, на холст, бумагу, воплощает в глине или объекте, это видим и мы. Причем нам уже не нужно «до полной гибели всерьез» превращаться в художника, достаточно только поймать волну, настроив на его искусство наши душевные камертоны.


Попробуйте посмотреть на мир глазами Ван Гога.

Многие картины художников являют нам такой взгляд их созда­телей. Надо попробовать разгадать этот взгляд. Больше смотреть картины, рисунки, ходить на выставки и в музеи. Если ты это любишь - смотреть, - то каким-то образом сливаешься с потоком искусства и себя ставишь на место художника, который создавал свою картину, а если она тебе нравится, то постепенно начинаешь понимать, как она была сделана.

Обычные вещи для человека обыкновенного кажутся обыкновенными. Он смотрит на луну: «Ну, вот луна…» Луна освещает землю, значит, дорожка ярче, теперь я пойду и не поскользнусь… А другой человек - поэт, например, Мацуо Басё, - он смотрит на луну, и у него возникает стихотворение:

В небе такая луна,

Словно дерево спилено под корень:

Белеет свежий срез.

Так же мы можем воспринимать не только луну, но и яблоко, кружку, гипсовый нос. Первое, чему должен научиться творческий человек - это смотреть. На вещи. На мир вокруг него. Посмотрите вокруг, выберите объект и напишите про него хокку - короткое трехстишие.


Иллюстрация из книги

3. Начните замечать и зарисовывать мелочи

Чтобы развить таланты, не нужно браться за титанический труд и картину метр на метр. Можно начать с малого. Зарисуйте кружку на вашем столе. Или ручку или собственный безымянный палец. Обратите внимание на детали окружающего вас мира, возьмите карандаш и зарисуйте кузнечика, который случайно прыгнул вам на ногу. Как устроены сочленения его сильных пружинистых ног? Это будет понятно пытливому взгляду художника.

Главное - не останавливайтесь, не прерывайте линию. Линия оживет и сама поможет вам.

Чистый лист - окно в иное измерение. Ты макаешь в тушь кисть и ставишь точку в самом центре листа. И сразу начинается творение вселенной, а с ней - отсчет времени, материя, жизнь, свет. Все возникает вместе с точкой, завязываются отношения черного и белого: черная точка на белом листе - это уже рисунок.

«Черная точка - это ясный знак. Но если рядом с этой точкой ставлю вторую, затем третью, то возникает смятение», - говорит Анри Матисс

Если ты собрался стать художником, как это ни смешно звучит, надо вначале поставить точку! Начнем с простого. Поставим черные точки пером или кистью на чистой поверхности листа бумаги. Глядя на точку, мы можем испытать душевное волнение, представляя одиночество этой точки на белом листе. Дальше начинаем фантазировать: перемещать эту точку или увеличивать количество точек, тем самым создавать еще более насыщенную жизнь и драматургию картинки. Они могут танцевать, они собираются в созвездия. И вот перед нами звездное небо.


Попробуйте создать рисунок, который состоит только из точек. -

5. Рисуйте музыку

Включите музыку и рисуйте на большом листе звуки. Кисточка должна лежать в руке свободно. Импровизируйте! Вот как свой опыт рисования музыки описывает Леонид Тишков:

«Однажды, слушая песни грузинского хора, я решил нарисовать линию звука, линию пения. Так замысловато, переливаясь, бесконечно звучали голоса грузин, сидящих где-то на длинных лавках под голубыми горами. Я подумал о старом варшавском мастере, взял его кисточку, обмакнул в тушь и начал! За десять часов под сто грузинских песен я разрисовал почти сто листов бумаги, сложил их вместе, обернул в обложку и назвал это книгой „Кавказ“. И все, кто видел ее, отчетливо слышали тихие песни, которые слушал я, когда рисовал эти линии.»

Упражняясь в каллиграфии, создавая образ каждой буквы, мы постигаем душу буквы, погружаемся в ее структуру и очертания, приручаем, входим к ней в доверие и постепенно замечаем, что буквы рождаются у нас в руке не просто как отражение какого-то звука, а как символы, таящие в себе высокий смысл.

Выберите шрифт, который вам нравится и перерисуйте каждую букву от руки. А еще лучше - придумайте свой собственный.


Шрифт Кафки. Иллюстрация из книги «О шрифте» .

7. Разгадайте историю предмета

Надо чувствовать жизнь предмета. Рисуешь веник с совком - представь, что это два сказочных существа, как в сказке про Соло­минку, Пузырь и Лапоть. Веник - не просто веник, а степные травы, когда-то они росли, колыхаясь на ветру. Каждая вещь несет в себе историю. Эту историю надо не то чтобы знать, ее надо чувствовать. Потому что просто рисовать «похоже» - недостаточно.

Можно передать через маленький предмет, через маленькую вещь - весь мир.

Как же изображать предмет? Не нужно сразу бросаться и рисовать его. Надо взять его в руку, если это возможно. Почувствуйте, что вам захочется? Нарисовать предмет? Придумать для него историю? Может быть сделать копию этого предмета? Научиться чему-то? Или поехать куда-то? Понаблюдайте, какое творческое начало в вас проснется.

Карикатурист - это рисующий клоун. У Леонида Тишкова есть такая картинка: после представления в гримерной сидит усталый клоун. Он снял колпак, башмаки, и оказалось, что голова у него такая же длинная, вытянутая и конусообразная, как сам колпак, а ноги такие же огромные, как клоунские ботинки. Только круглый красный нос он еще не снял, поэтому мы не знаем, какой у него нос на самом деле.

Еще один российский карикатурист Василий Дубов не просто рисовал смешные картинки, он проживал жизнь вместе со своими абсурдными героями. Вокзал, падает снег, подходит поезд, на перроне стоит женщина в длинном платье, в шляпе с вуалью. …А из громкоговорителя доносится:

Анна Каренина, отойдите от края платформы!

Нарисуйте и вы карикатуру на какую-нибудь волнующую вас тему.


9. Вообразите абсурдный сюжет

Развивайте воображение, придумывая фантастические сюжеты. Вот вам пример из книги:

Кто не знает, что осьминог живет в воде? А если этот осьминог вышел на сушу и поселился дома у старого капитана? И так его полюбил, что, когда тот заболел, он стал ходить в булочную и в аптеку и ухаживать за ним, как всякий добрый отзывчивый осьминог.

Возьмите что-то реальное и придумайте с этим персонажем или предметом нереальный сюжет.

Подумайте, какой памятник вы бы хотели установить? И в каком месте? Леонид Тишков упоминает в книге памятник, который был установлен на Пушкинской набережной в парке Горького в 2016 году. «Водолаз-маяк» - необычный арт-объект является первым в мире маяком, представляющим собой статую водолаза.


А какой памятник вы бы хотели создать? Продумайте концепцию своего арт-объекта, в чем будет его смысл, где он будет установлен? Нарисуйте скетч.

11. Рисуйте масштабно

Возьмите старый рулон обоев, раскатайте в комнате или коридоре и рисуйте крупной кисточкой, не жалея краски. Дайте выход эмоциям. Подключите к этому занятию детей. А потом сверните гармошкой и назовите это семейным художественным альбомом.

У всех есть любимая книга - художественная или нон-фикшн. Почувствуйте себя иллюстратором - нарисуйте собственный вариант обложки.

«Иллюстрируя Беккета, Ионеско, Замятина, Ильфа и Петрова, я каждый раз придумывал свой миф, соседствующий с сюжетом писателя, как параллельное измерение. Естественно, в один прекрасный день мои миры обрели самостоятельность и, словно радужные пузыри, полетели над землей и зажили своей жизнью.»

Леонид Тишков


Разворот книги «Охота на Снарка». Иллюстрация из книги

13. Сходите на выставку

Подойдет выставка картин или арт-объектов, скульптур и даже книг. Вот что такое - любить живопись, ходить на выставки. Восхи­щаясь картинами Франсиско Гойи, мы становимся Гойей на какое-то время. Пусть на мгновение - Винсентом Ван Гогом! Созерцая картины художников, мы становимся более многогранными.

Живопись, скульптура, архитектура, прекрасные здания, музыка и литература - мы нуждаемся в этом.

Сколько миров на Земле? Столько же, сколько людей. Потому что каждый творит свой собственный мир. Как это происходит? Сядьте в тишине, закройте глаза, посмотрите на себя, какой вы на самом деле. Мудрец Чжуан-цзы говорил: «Совершенством видения я называю видение не других, а себя»

Что там видно? Что слышно? На какую-то долю мгновения вы ощутите тишину. А потом в голове начнут рождаться идеи.


Иллюстрация из книги

Подойдите творчески к хламу, который годами копится в вашей квартире. Если просто так выбросить старые вещи не получается. Создайте из них арт-объект. Например, сделайте картину из пуговиц, просто наклеив их на холст. Свяжите арт-коврик-скафандр из старой одежды, разрезанной на полоски.


Леонид Тишков и его вязаный скафандр «Вязаник».

Наша жизнь - произведение искусства. Даже если мы не пишем и не рисуем, мы все равно творим.

Тит Нат Хан

Чему нас учит опыт художника? Первое - рисуй, если тебе хочется рисовать! Если это твой способ выразить то, что тебя волнует. Второе - изображай свою жизнь, рассказывай линией, цветом, вспоминай детали, попытайся передать весь «театр своей памяти». Третье - если нет альбома и кистей, бери простую тетрадь, набор детских карандашей, шариковую ручку, наконец, и - в путь.

Порою творческий подход в личной или профессиональной жизни необходим как глоток свежего воздуха. Но к сожалению, не все люди умеют креативно мыслить. Многих оригинальные идеи посещают редко. Как развить креативность? И возможно ли это?

Каждый наделён творческим потенциалом, мы с ним рождаемся. Это способность нашего мозга, которую можно разбудить.


Меняйте привычное мышление на нестандартное

Часто мы живём и думаем в автоматическом режиме. Так ведь удобнее? Мы не решаемся покинуть зону комфорта и посмотреть на окружающие вещи с творческой точки зрения.

В конце концов стул нужен, чтобы сидеть. Но кто сказал, что только для этого? В развитии творчества важную роль играет нестандартное мышление. Старайтесь разрушать стереотипы. Импровизируйте!

Любопытство не порок

Нет творчества без любопытства. Это качество помогает рождению новых впечатлений, идей и исследований.

Записывайте идеи

Пусть у вас под рукой всегда будет блокнотик, для записи, любой возникшей мысли. Многое не остаётся в памяти. Но вы всегда сможете вернуться к написанному и использовать задумку в нужное время. Никогда не бросайте, рождённые идеи с мыслью: «Это глупо!». Любая мысль имеет право на существование.

Найдите свой источник вдохновения

Это может быть картина, песня, книга, стихотворение, фильм. Мир предлагает идеи, которые можно использовать, как основу создания своих замыслов. Только не путайте источник вдохновения с плагиатом.

Препятствия – ваша мотивация

Не стоит путать «сложно» и «невозможно». Если хотите научиться креативности, то исключите слово «невозможно». Да, бывает сложно и трудно. Сталкиваясь с препятствием, сосредоточьтесь на решении проблемы. Преодоление возникшего дискомфорта и негативных чувств становятся хорошим источником вдохновения.

Подавляющее большинство изобретений, созданных для улучшения комфорта созданы теми, кто хотел преодолеть неудобство.

Создавайте грандиозные идеи самостоятельно

Так просто ввести в поисковике нужную фразу и с уверенностью ожидать, как возникнет список ответов на вопрос. Да, такое вдохновение со стороны других ценно. Но если вы хотите развить креативное мышление, то пробуйте придумывать идеи самостоятельно.

Если муза не приходит…

Если долгое время в голову не лезут дельные мысли – сделайте перерыв. Примите душ, выпейте кофе или прогуляйтесь. Порою самые креативные идеи приходят в голову в неожиданный момент.

Как развить креативность – упражнения

Приступим к тренировкам. Но сначала:

— поверьте в себя;

— прекратите себя ругать! Творчество не секретное оружие избранных, а способность, доступная каждому. Стоит только захотеть;

— перечислите 10 своих качеств или навыков (прямо сейчас 🙂), которые пригодятся вам в создании креативных идей. Например, находчивость, уверенность в себе, логическое мышление, желание развития и так далее. Пишите всё, что приходит в голову.

— поощряйте своё воображение и перестаньте заниматься самокритикой.

Упражнение 1

Перед вами две группы слов. Ваша задача соединить слова из этих колонок. Помните, не существует такого понятия, как плохие ассоциации 🙂

сок почта
женщина крыша здания
компания день ребёнка
божья коровка чашка чая
новорождённый детектив

Например, женщина как детектив – никогда не знаешь, что сейчас произойдёт.

Упражнение 2

Выберите любую сказку из детства и посмотрите на неё по-другому, задавая вопрос «почему?». Например, сказка «Три поросёнка». Почему поросята жили в отдельных домиках? Почему каждый дом был построен из разного материала? Почему волк хотел разрушить домики поросят? И так далее…Задача упражнения – вырваться из избитых схем и выйти за пределы стандартного мышления.

Упражнение 3

Ответьте на вопросы, которые начинаются со слов «Что было бы если…». Упражнение развивает спонтанное творчество. Придумайте развитие следующих предложений.

Что было бы, если…

… люди ходили по потолку?

… бабочки были размером с корову?

… вода была льдом?

… на земле не росли растения?

Упражнение 4

Возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте несколько небольших крестиков на одинаковом расстоянии друг от друга. Задача – из каждого крестика что-то создать. Это может быть символ, животное, предмет, человек и так далее. Рисунки между собой не должны повторяться.

Упражнение 5

Придумайте слово. Для начала подойдёт, такое в котором меньше букв, например, сон. А теперь представьте, что это аббревиатура, для которой необходимо придумать расшифровку. Пусть эти расшифровки кажутся странными и нелепыми. Но чем больше вы тренируетесь, тем лучше развивается ваша изобретательность и креативность.

Интересные факты о творческом мышлении

1. Синий и зелёный цвет помогает рождению творческих идей, в то время как красный цвет стимулирует внимание к деталям.

2. Физические упражнения улучшают способность творчески мыслить.

3. Уровень фонового шума влияет на творческое мышление. Тишина полезна для интенсивного решения проблем. А для рождения творческих идей подойдёт уровень шума, около 70 децибел (например, как в кафе).

4. Тусклое освещение помогает человеку чувствовать себя более свободным и раскованным, а значит никакие внутренние блоки не мешают творческому потоку.

5. Путешествия улучшают творческое мышление.

10 книг для развития креативности

2. Эдвард де Боно - «Шесть шляп мышления»

3. Остин Клеон - «Кради как художник»

4. Натали Ратковски - «Профессия - иллюстратор. Учимся мыслить творчески»

5. Хью МакЛаод - «Игнорируй всех, или Как стать креативным»

6. Марина Москвина - «Учись видеть»

7. Джулия Кэмерон – «Путь художника. Ваша творческая мастерская»

8. Яна Франк – «Муза, где твои крылья?»

9. Скотт Белски – «Воплощение идей. Как преодолеть разрыв между видением и реальностью»

10. Михай Чиксентмихайи– «Креативность. Поток и психология открытий и изобретений»

Мультфильм о креативном мышлении

Забавная свинка, у которой возникают креативные идеи для достижения заветной цели. Главное – не сдаваться, даже если кажется, что выхода нет. 🙂