Троянский конь: значение фразеологизма. Миф о троянском коне

Сегодня многим известна знаменитая легенда о Трое и троянском коне, а сам троянский конь давно стал именем нарицательным и наши ироничные современники даже назвали его именем разрушительный компьютерный вирус...
Несмотря на то, что подлинность существования Трои подтвердили поиски и раскопки знаменитого немецкого археолога Генриха Шлимана (1822-1890 гг.), в миф о Троянском коне трудно поверить (я и сам, честно говоря, до сих пор не могу понять, как троянцы попались на такую уловку - прим. автора сайта ).
Но, тем не менее, это уже история, а первыми источниками, которые рассказали об этом легендарном событии, были поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Позже Троянская война явилась темой «Энеиды» Вергилия и других произведений, в которых история также переплелась с вымыслом.
Единственным источником для нас может служить лишь поэма Гомера «Илиада», но автор, как отмечал греческий историк Фукидид, преувеличил значение войны и приукрасил ее, а потому к сведениям поэта надо относиться весьма осторожно.

Сегодня достоверно известно, что большое военное сражение союза ахейских государств с городом Троя (Илион), расположенном на берегу Эгейского моря, произошло между 1190 и 1180 годами до нашей эры (по другим данным, около 1240 года до н.э.).
Причиной этой войны стало похищение Парисом, сыном троянского царя Приама, прекрасной Елены, жены царя Спарты Менелая. В ответ на призыв Менелая известные греческие герои пришли ему на помощь. По «Илиаде», освобождать похищенную Парисом Елену отправилось войско греков под предводительством микенского царя Агамемнона - брата Менелая.
Участие в этой войне принимали и боги: Афина и Гера - на стороне греков, Афродита, Артемида и Аполлон, Арес - на стороне троянцев.
Попытка возвращения Елены путем переговоров потерпела неудачу, и тогда греки начали изматывающую осаду города. Хотя троянцев было в десять раз меньше, Троя оставалась неприступной...
Город Троя, на месте которого сегодня находится турецкое местечко Гиссарлык, был расположен в нескольких километрах от берега Геллеспонта (Дарданеллы). Через Трою проходили торговые пути, которыми пользовались греческие племена. Возможно, троянцы мешали торговле греков, что заставило греческие племена объединиться и начать войну с Троей, которую поддерживали многочисленные союзники, из-за чего война затянулась на долгие годы.


Троя была обнесена высокой каменной стеной с зубцами. Ахейцы не решались штурмовать город и не блокировали его, поэтому боевые действия проходили на ровном поле между городом и лагерем осаждающих, который располагался на берегу Геллеспонта.
Троянцы же иногда врывались в лагерь противника, пытаясь зажечь греческие корабли, которые были вытащены на берег.
Подробно перечисляя корабли ахейцев, Гомер насчитал 1186 судов, на которых было перевезено стотысячное войско. Несомненно, число кораблей и воинов преувеличены.
Кроме того, надо учесть, что эти корабли были просто большими лодками, так как их достаточно легко вытаскивали на берег и довольно быстро спускали на воду. Такой корабль не мог поднять 100 человек...
Скорее всего, у ахейцев имелось несколько тысяч воинов. Возглавлял их, как уже было сказано ранее, Агамемнон, царь «многозлатых Микен», а во главе воинов каждого племени стоял свой вождь.
Гомер называет ахейцев «копьеборными», поэтому нет сомнений в том, что главным оружием греческих воинов было копье с медным наконечником. Воин имел медный меч и хорошее защитное вооружение : поножи, панцирь на груди, шлем с конской гривой и большой, окованный медью щит.
Племенные вожди сражались на боевых колесницах или спешившись. Воины же низшей иерархии были вооружены хуже: они имели копья, пращи, «секиры двуострые», топоры, луки со стрелами, щиты и являлись опорой для своих вождей, которые сами вступали в единоборство с лучшими воинами Трои.
Благодаря описаниям Гомера можно представить обстановку, в которой проходило это единоборство.
Противники располагались недалеко друг от друга: боевые колесницы выстраивались в ряд; воины снимали свои доспехи и складывали их рядом с колесницами, затем усаживались на землю и наблюдали за единоборством своих вождей.
Единоборствующие сначала метали копья, затем бились медными мечами, которые скоро приходили в негодность.
Лишившийся меча вождь укрывался в рядах своего племени или же ему подавали новое оружие для продолжения борьбы. С убитого победитель снимал доспехи и забирал его оружие...
Подготавливаясь к бою, колесницы и пехота размещались в определенном порядке: боевые колесницы выстраивались впереди пехоты в линии с сохранением равнения, «чтобы никто, на искусство и силу свою полагаясь, против троян впереди остальных в одиночку не бился, чтоб и обратно не правил».

Прикрываясь «выпуклобляшными» щитами, за боевыми колесницами выстраивались пешие воины, которые были вооружены копьями с медными наконечниками. Пехота строилась в несколько шеренг, которые Гомер называет «густыми фалангами». Вожди выстраивали пехоту, загоняя трусливых воинов в середину, «чтоб и тому, кто не хочет, сражаться пришлось поневоле».
Первыми в бой вступали боевые колесницы, затем «непрерывно одна за другой фаланги ахейцев двигались в бой на троянцев», «молча шагали, вождей опасаясь своих».
Первые удары пехота наносила копьями, а затем рубилась мечами. С боевыми колесницами пехота боролась при помощи копий. Участвовали в бою и лучники, однако стрела не считалась надежным средством даже в руках отличного лучника.
Однозначно, в таких условиях исход борьбы решали физическая сила и искусство владения оружием, которое часто отказывало: медные наконечники копий гнулись, а мечи ломались. Маневр на поле боя в то время еще не применялся, но уже появились зачатки организации взаимодействия боевых колесниц и пеших воинов.
Такой бой длился до наступления ночи, а если ночью достигалось соглашение, то сжигались трупы. Если же соглашения не было, противники выставляли стражу, организуя охрану войска, которое находилось в поле, и оборонительных сооружений (крепостной стены и укреплений лагеря - рва, заостренных кольев и стены с башнями).
Стража, которая состояла, как правило, из нескольких отрядов, размещалась позади рва. С целью захвата пленных и выяснения намерений противника, ночью в лагерь врага высылалась разведка, а также проводились собрания племенных вождей, на которых решался вопрос о дальнейших действиях. Утром бой возобновлялся...
Примерно так и протекали бесконечные сражения между ахейцами и троянцами. По Гомеру, только на десятый год войны (!) стали разворачиваться основные события...
Как-то раз троянцы, добившись успеха в ночной вылазке, отбросили противника к его укрепленному лагерю, окруженному рвом. Перебравшись через ров, троянцы начали штурмовать стену с башнями, но вскоре были отброшены.
Позже им все же удалось разбить камнями ворота и ворваться в укрепленный лагерь ахейцев, где завязался кровавый бой за корабли. Такой успех троянцев Гомер объясняет тем, что в бою не участвовал лучший воин осаждавших - непобедимый Ахилл, который посорился с Агамемноном...
Видя, что теснимые троянцами ахейцы отступают, друг Ахилла Патрокл уговорил Ахилла разрешить ему вступить в сражение и дать свои доспехи. Воодушевленные Патроклом, ахейцы сплотились, в результате чего у кораблей троянцы встретили свежие силы противника. Это был плотный строй сомкнутых щитов «пика близ пики, щит у щита, заходя под соседний». Ахейские воины выстроились в несколько шеренг и сумели отразить атаку троянцев, а контратакой - «ударами острых мечей и пик двуконечных» - отбросили их...
Нападение троянцев было отбито, но сам Патрокл погиб от руки Гектора, сына Приама, царя Трои, а доспехи Ахилла достались врагу. Позже Гефест выковал Ахиллу новые доспехи и оружие, после чего Ахилл, разгневанный гибелью друга, вновь вступил в сражение.
Впоследствии он убил в поединке Гектора, привязал его тело к колеснице и помчался в свой лагерь. Троянский царь Приам с богатыми дарами пришел к Ахиллу, умолил вернуть ему тело сына и достойно похоронил его.
На этом завершается «Илиада» Гомера.
По более поздним мифам, позже на помощь троянцам пришли амазонки во главе с Пенфисилеей и царь эфиопов Мемнон. Однако вскоре и они погибли от руки Ахилла.
А вскоре и сам Ахилл погиб от стрел Париса, направленных Аполлоном, одна из которых попала в единственное уязвимое место - пятку Ахилла, другая - в грудь.
Доспехи и оружие погибшего Ахилла достались Одиссею, который был признан храбрейшим из ахейцев...
После гибели Ахилла грекам было предсказано, что без лука и стрел Геракла, находившихся у Филоктета, и Неоптолема, сына Ахилла, Трою им не взять. За этими героями немедленно было послано посольство, и они поспешили на помощь соотечественникам.
В итоге, Филоктет стрелой Геракла смертельно ранил троянского царевича Париса, а Одиссей и Диомед убили спешившего на помощь троянцам фракийского царя Реса и увели его волшебных коней, которые, по предсказанию, попав в город, сделали бы его неприступным.
Позже Одиссей и Диомед пробрались в Трою и похитили из храма Афины палладий, который защищал город от врагов, однако, несмотря на это, мощные оборонительные стены Трои оставались неприступными...
И тогда хитроумный Одиссей придумал необыкновенную военную хитрость...
Длительное время, втайне от других, беседовал он с неким Эпеем, лучшим плотником в ахейском лагере. К вечеру все ахейские вожди собрались в шатре Агамемнона на военный совет, где Одиссей изложил свой дерзкий план, согласно которому надо было построить огромного деревянного коня, внутри которого должны были разместиться самые искусные и смелые воины.
Все же остальное ахейское войско должно сесть на корабли, отойти от троянского берега и укрыться за островом Тендос. Как только троянцы увидят, что ахейцы покинули побережье, они подумают, что осада Трои снята и, наверняка, затащат деревянного коня в Трою.
Ночью же ахейские корабли вернутся, а воины, укрывшиеся в деревянном коне, выйдут из него и откроют крепостные ворота.
И тогда - последний штурм ненавистного города!
Три дня стучали топоры в ревностно отгороженной части корабельной стоянки, три дня кипела таинственная работа. На боку коня было написано «Этот дар приносят Афине Воительнице уходящие данайцы» 1 . Для постройки коня греки срубили росшие в священной роще Аполлона кизиловые деревья (кранеи ), жертвами умилостивили Аполлона и дали ему имя Карнея.
Троянцы, ликуя от происходящего, вышли из осажденного было города и с любопытством ходили по опустевшему берегу, а затем с удивлением окружили огромного деревянного коня, который возвышался над кустами прибрежных ракит.
Кто-то из них советовал бросить коня в море, кто-то - сжечь, но многие настаивали на том, чтобы затащить его в город и поставить на главной площади Трои как память о кровавой битве народов.
В самый разгар спора к деревянному коню подошел жрец Аполлона Лаокоон с двумя своими сыновьями. «Бойтесь данайцев, дары приносящих!» - вскричал он и, выхватив из рук троянского воина острое копье, метнул его в деревянное брюхо коня. Задрожало вонзившееся копье, и из конского чрева послышался еле слышимый медный звон.

Однако Лаокоона никто не слушал, а все внимание толпы было привлечено появлением юношей, ведущих пленного ахейца. Его подвели к царю Приаму, который стоял в окружении придворной знати рядом с деревянным конем.
Пленник назвался Синоном и объяснил, что сам сбежал от ахейцев, которые должны были принести его в жертву богам - это было условием благополучного возвращения домой.
Синон убедил троянцев в том, что деревянный конь являлся посвятительным даром богине Афине, которая могла обрушить свой гнев на Трою, если бы троянцы уничтожили коня. Однако, если поставить этого коня в городе перед храмом Афины, то Троя станет несокрушимой. При этом Синон подчеркнул, что поэтому ахейцы и построили коня таким огромным, чтобы троянцы не смогли протащить его через крепостные ворота...
Не успел Синон произнести эти слова, как со стороны моря раздался полный ужаса крик: из моря выползли два огромных змея и оплели жреца Лаокоона и двух его сыновей смертельными кольцами своих гладких и липких тел. В одно мгновение несчастные испустили дух…
Теперь уже ни у кого не было колебаний в правдивости слов Синона и, соорудив низкий помост на колесах, троянцы установили на него деревянного коня и повезли к городу. Чтобы деревянный конь прошел в Скейские ворота, троянцам пришлось даже разобрать часть крепостной стены, но коня все таки поставили на указанном Синоном месте...
Ночью, пока троянцы, опьяненные успехом, праздновали победу, ахейские лазутчики тихо вышли из коня и открыли ворота. К этому времени греческое войско по сигналу Синона незаметно возвратилось обратно и захватило город, в результате чего Троя была разграблена и уничтожена…
Сколько же греческих воинов разместилось в троянском коне?
Согласно «Малой Илиаде» в нём сидело 50 лучших воинов, по Стесихору -100 воинов, по другим - 20, по Цецу - 23, либо лишь 9 воинов: Менелай, Одиссей, Диомед, Ферсандр, Сфенел, Акамант, Фоант, Махаон и Неоптолем 5 ...
Но почему причиной гибели Трои стал именно конь?
Этим вопросом задавались еще в древности, а многие авторы пытались найти целесообразное объяснение легенде. Высказывались самые разнообразные предположения: к примеру, что у ахейцев была боевая башня на колесах, сделанная в форме коня и обитая конскими шкурами; или что грекам удалось проникнуть в город через подземный ход, на двери которого была нарисована лошадь; или что лошадь была знаком, по которому ахейцы в темноте отличали друг друга от противников...
Сейчас же принято считать, что троянский конь является аллегорией какой-то военной хитрости, которую применили ахейцы при взятии Трои.
Под стенами Трои погибают практически все герои, и ахейцы, и троянцы, а из тех, кто выживет в войне, многие погибнут по дороге домой. Кто-то, как царь Агамемнон, дома найдет смерть от рук близких, кто-то будет изгнан и проведет жизнь в скитаниях.
По существу, это конец героического века, а под стенами Трои нет ни победителей, ни побежденных: герои уходят в прошлое, и наступает пора обыкновенных людей...

Любопытно, но конь символически связан также с рождением и смертью. Лошадь из дерева ели, вынашивающая что-то в своем чреве, символизирует рождение нового, а троянский конь сделан как раз из еловых досок, и в его полом животе сидят вооруженные воины. Получается, что троянский конь несет смерть для защитников крепости, но в то же время означает и рождение чего-то нового.
Примерно в это же время в Средиземноморье произошло еще одно важное с исторической точки зрения событие: началось одно из великих переселений народов. С севера на Балканский полуостров двинулись племена дорийцев, варварского народа, который полностью уничтожил древнюю микенскую цивилизацию.
Только спустя несколько столетий Греция возродится и можно будет говорить о греческой истории, а разрушения будут настолько велики, что вся додорийская история станет мифом и многие государства перестанут существовать…
Результаты последних археологических экспедиций пока еще не позволяют убедительно восстановить сценарий Троянской войны, но их результаты не отрицают, что за троянским эпосом скрывается история греческой экспансии против большого государства, которое находилось на западном берегу Малой Азии и мешало грекам обрести власть над этим регионом.
Остается надеяться, что подлинная история Троянской войны все же будет когда-нибудь написана…

Источники информации:
1. сайт Википедия
2. Большой энциклопедический словарь
3.«Великие тайны прошлого» (Verlag Das Beste GmbH)
4. Курушин М. «100 великих военных тайн»
5. Гигин «Мифы»

Даже после долгих боев никак не могли греки овладеть городом. Тогда Одиссей решил действовать хитростью. Он посоветовал грекам соорудить такого громадного деревянного коня, чтобы в нем могли укрыться самые могучие воины. А когда троянцы ввезут коня в город, ночью выйдут герои и откроют ворота города. Одиссей уверял, что только таким способом можно взять Трою. Вещий Калхант, которому Зевс послал знамение, тоже убеждал греков прибегнуть к хитрости.

Знаменитый художник Эпей с учеником, с помощью богини Афины, соорудил громадного деревянного коня. В него вошли вооруженные воины. Эней так плотно закрыл отверстие, через которое вошли герои, что нельзя было даже подумать, что в коне кто-то есть. Затем греки сожгли все постройки в своем лагере, сели на корабль и отплыли в открытое море.

С высоких стен Трои осажденные видели необычайное движение в лагере греков. Вдруг заметили они, что из стана греков поднимаются густые клубы дыма. Ликуя, вышли троянцы из города и пошли к стану, который действительно был покинут, кое-где догорали еще постройки. Они были уверены, что кончилась, наконец, осада, миновали все беды, можно предаться теперь мирному труду.

Вдруг в изумлении остановились троянцы, увидев деревянного коня. Смотрели они на него и терялись в догадках, что это за изумительное сооружение. Одни из них советовали бросить коня в море, другие - везти в город и поставить на акрополе. Начался спор. Тут перед спорящими появился жрец бога Аполлона, Лаокоон. Он горячо стал убеждать своих сограждан уничтожить коня.

Уверен был Лаокоон, что конь - это какая-то военная хитрость, придуманная Одиссеем. Не верил Лаокоон, что навсегда покинули греки Трою. Умолял троянцев остерегаться коня. Лаокоон схватил громадное копье и метнул в коня. Содрогнулась статуя от удара, и глухо забряцало внутри нее оружие. Но помрачили боги разум троянцев, - они все-таки решили везти коня в город.

Вдруг послышался громкий крик. Это пастухи вели связанного пленника, который сдался добровольно. Этим пленником был грек Синон. Окружили его троянцы и стали издеваться над ним. Молча стоял Синон, боязливо глядя на окружавших его врагов. Наконец, заговорил он. Горько сетовал, проливая слезы, на злую судьбу свою. Тронули слезы Синона Приама и всех троянцев. Стали они расспрашивать задержанного, кто он и почему остался. Тогда Синон рассказал вымышленную историю, которую придумал для него Одиссей, чтобы обмануть троянцев.

Поверили троянцы хитрому греку. Приам велел освободить его и спросил, что значит этот деревянный конь, оставленный греками в лагере. Только этого вопроса и ждал Синон. Призвав богов в свидетели того, что говорит правду, Синон сказал, что конь оставлен, чтобы умилостивить грозную Афину. Поверили троянцы Синону. Ловко сыграл он ту роль, которую поручил ему Одиссей.

Еще больше убедили троянцев, что Синон говорил правду, ужасные змеи, посланные Афиной. Быстро плыли они к берегу, извиваясь в волнах. Выползли твари на берег и в ужасе разбежались все троянцы. Змеи же бросились на двух сыновей Лаокоона и обвились вокруг них. Поспешил на помощь сыновьям Лаокоон, но и его обвили змеи. Своими острыми зубами терзали они тела жреца и его двух сыновей. Старался сорвать с себя змей несчастный и освободить детей своих, но напрасно. Яд проникал все глубже в тело.

Страдания Лаокоона и сыновей его были ужасны. Лаокоон погиб, видя ужасную смерть своих ни в чем не повинных детей, погиб, потому что хотел, вопреки воле бога, спасти родину. Змеи же, совершив свое подлое дело, уползли и скрылись под щитом статуи Афины.

Гибель Лаокоона окончательно убедила троянцев, что они должны ввезти деревянного коня в Трою. Разобрали они часть городской стены, так как громадную статую нельзя было провезти через ворота. Четыре раза останавливался конь, ударяясь о стену, когда тащили его через пролом, и грозно гремело в нем от толчков оружие греков, но не слыхали этого горожане. Наконец, притащили они коня в акрополь.

Вещая Кассандра пришла в ужас, увидав коня. Она предвещала гибель Трои, но смехом ответили троянцы - ее предсказаниям никогда не верили.

В глубоком молчании сидели в коне воины, чутко прислушиваясь к каждому звуку, доносившемуся извне. Слыхали они, как звала их, называя по именам, прекраснокудрая Елена, подражая голосу их жен. Насилу удержал одного из героев Одиссей, зажав ему рот, чтобы тот не ответил.

Наступила ночь. Троя погрузилась в глубокий сон. У деревянной статуи послышался голос Синона - он дал знать героям, что теперь они могут выйти. Синон успел разложить и большой костер у ворот Трои. Это был знак укрывшимся за Тенедосом грекам, чтобы спешили они к городу. Осторожно, стараясь не производить шума оружием, вышли из коня герои; первыми были Одиссей с Энеем. Рассыпались герои по погруженным в сон улицам Трои. Запылали дома, кровавым заревом освещая гибнущий город. На помощь героям явились и остальные греки. Началась ужасная битва. Троянцы защищались, кто чем мог.

В гневе убил бы Менелай и прекрасную Елену, но удержал его Агамемнон. Богиня Афродита вновь пробудила в груди Менелая любовь к Елене, и он торжественно повел ее к своему кораблю.

Из всех героев Трои спасся лишь Эней, вынесший на руках из города своего старого отца Анхиза и маленького сына Аскания. Пощадили греки и троянского героя Антенора. Он неоднократно советовал троянцам выдать прекраснокудрую Елену и похищенные Парисом сокровища Менелая.

Долго пылала еще Троя. Клубы дыма поднимались высоко к небу. Оплакивали боги гибель великого города. Далеко был виден этот громадный погребальный костер. Пала Троя - самый могущественный город в Азии. Ахейцы победили, но какой дорогой ценой!

Грозных полчищ воевода, Агамемнон, царь царей

Обозрел толпы народа уцелевшего от прей -

И поник он головою,

Грустной думой одержим -

Много их пришло под Трою,

Мало их вернется с ним…

Гомер, «Илиада».

Троянская война не принесла успеха ни одной из сторон. Она обернулась трагедией, но порожденной не случайностями, а неисповедимыми путями судьбы. Судьба Трои, троянцев, ахейских героев была предсказана и неумолима. Большинству своих участников Троянская война принесла гибель или позор, изгнание.


| |

Битва за Трою - самый знаменитый, пожалуй, вооруженный конфликт мировой истории, и это заслуга Гомера, первого классика мировой литературы, описавшего в стихах мельчайшие перипетии войны. Однако ученые доказывают: версия поэта не выдерживает критики.
Жаль, но мы, наверное, так никогда и не узнаем, знал ли сам Гомер, где в «Илиаде» и «Одиссее» правда, а где вымысел. Да и приставал ли кто-нибудь с этим к нему, странствовавшему в VIII веке до н.э. от двора одного греческого правителя к другому, пленяя внимание слушателей мощным гекзаметром?

Сегодня вопрос стоит несколько по-иному: а была ли вообще Троянская война? Жили ли на свете ее герои? Существовали ли царь Приам, его сыновья Парис и Гектор, ахейские цари-базилевсы Агамемнон и Менелай, прекрасная Елена и Ахилл? И главное: что там на самом деле приключилось с этой деревянной лошадью, с помощью которой ахейцы якобы смогли захватить и уничтожить крепость на северо-западе Анатолии?

Сначала об истории, какой она отображена в «Илиаде». Разворачивается она, кстати, на двух уровнях: в мире богов и мире героев-людей. Но, оставим пока в стороне богов, и попробуем проследить ход Троянской войны, каким его реконструировали ученые.

Итак, в одной из бухт пролива Дарданеллы, в нескольких километрах восточнее Эгейского моря стоит могущественный и богатый торговый город Троя, где правит царь Приам. Весной 1300 года до н.э. он отправляет своего сына Париса с подарками в Спарту. Цель миссии - установить торговые отношения с ахейским царем Менелаем. Сам Менелай в отъезде, но торговую делегацию принимают со всеми почестями. Однако, затем происходит дипломатический скандал. Папа Приам проявил недальновидность в кадровом вопросе, поставив во главе делегации своего сынка (чего только не сделаешь для родной кровинки!). Снедаемый вполне конкретными потребностями, молодой человек проявляет интерес не к какой-нибудь там пухленькой практикантке при дворе базилевса, а (вы только представьте!) к самой Первой Леди, хозяйке дома, жене Менелая Елене (прекрасной, само собой). Дальше - больше. Он умыкает ее на своем корабле, а заодно прихватывает и государственную казну - а, и правда, зачем она царю без жены? В то время, как троянская эскадра движется к Сидону (ныне порт в Ливане), где Парис намеревается узаконить свою выходку священными узами брака (это не получив-то развода у Менелая!), ахейцы объявляют мобилизацию. Верховным главнокомандующим они выбирают Агамемнона, владыку Микен. Прибыв с ахейским флотом к стенам Трои, Менелай требует вернуть жену (ну, и казну, разумеется). Но папаша не в курсе, понятия не имеет о случившемся - сынок-то все еще в Сидоне - и, само собой, выполнить требование не в состоянии.

Ахейцы истолковывают поведение Приама как наглое нежелание сотрудничать с ними в этом вопросе и начинают боевые действия. В течение десяти месяцев (Гомер говорит о десяти годах, но с ним мы разберемся особо) они снова и снова пытаются штурмовать городские стены. Но Троя неприступна. В конце концов, ахейцы «ходят лошадью» - прибегают к хитрости, придуманной Одиссеем (хитроумным, само собой). Осаждающие для вида отступают, а на пляже оставляют здоровенного деревянного коня. Диверсия хорошо организована: в тылу у троянцев объявляется и «перебежчик», убеждающий их (как для нас, то не очень убедительно) затащить сооружение в город. Опьяненные кажущейся победой, те сдуру так и делают. Ночью из деревянного туловища выбираются прятавшиеся там спецназовцы, открывающие ворота вернувшимся под покровом темноты ахейцам. Троя ими захватывается и основательно разрушается. Тем временем корабли Париса по пути домой относятся ветрами и течениями в Египет. Консервативный египетский фараон не одобряет своеобразного толкования Парисом законов гостеприимства и объявляет лихого царевича персоной нон грата. Елена же остается в Египте, откуда ее вскорости забирает супруг. Парис еще несколько лет блуждает по чужбине - родины-то больше нет - пока не находит политубежище у хеттов во внутренних районах Малой Азии.

Таковым мог быть ход событий, если брать за основу повествование Гомера. Чтобы его реконструировать, ученым понадобилось больше столетия исследований по десяти различным направлениям. Раскопки холма Хиссарлик, под которым, по их предположениям, находились развалины Трои, начались в середине прошлого века. Больше всех здесь отличился археолог-любитель Хайнрих Шлиманн. Он не только обнаружил городские стены, но и нашел ценные украшения микенского периода.
Позднее в поисках упоминаний о Троянской войне и ее героях ученые проштудировали письмена XIV и XIII веков до н.э. По большей части, безрезультатно. И все-таки кое-что выяснено. Что ахейцы тогда уже существовали, что был у них царь Агамемнон, что построили в Египте дворец для чужеземной Афродиты (Елены?) и что иностранный принц (Парис?) получил убежище в стране хеттов. Исследователям Трои этого, конечно же, было недостаточно. С целью подтвердить или опровергнуть тезис о том, что Троя могла стать жертвой землетрясения, они изучили еще и сейсмическую ситуацию в северо-западной Анатолии. Чтобы проверить данные Гомера о судьбе его героев, Париса и Одиссея, обследовали ветры и течения в Средиземном море.

Драматурги проанализировали стиль произведений, психологи проследили развитие характеров главных действующих лиц, а стратеги изучили тактику героев и полководцев. Все это, чтобы выяснить, написан ли эпос одним или несколькими авторами, включены ли в него более старые и более новые мифы и можно ли, так сказать, выкристаллизовать «пра-версию», которая ближе к истине. Но окончательных выводов так и не было сделано. Причем, неясность остается по сей день, что дает некоторым ученым основания утверждать: никакой Троянской войны вообще никогда не было, а город, который раскопали на холме Хиссарлик, совсем и не обязательно Троя. Потому что, как выяснили археологи, существовал он тут уже с конца четвертого(!) тысячелетия до н.э., да еще и вплоть до времен владычества Рима в тех местах. А разрушался он в общей сложности девять(!) раз, снова и снова отстраиваясь.

Однако, если все же предположить, что это таки Троя, то мы теперь знаем о ней довольно много. Так, около 1300 года до н.э., т.е. в интересующее нас время, городская стена была длиною 540 метров и окружала пространство площадью около 20.000 м2, что примерно равно площади среднего стадиона. Не много, но крупнее городов тогда не было, за исключением разве что таких столиц, как Вавилон. Снова и снова анализировали легенду о Троянском коне. Ныне господствует мнение, что версия событий в изложении Гомера просто несостоятельна. Чтобы внутри коня смогли спрятаться 8-10 воинов (меньшее их количество имело бы мало шансов справиться со стражей у ворот), его высота должна составлять, по меньшей мере, 5 метров. Однако в этом случав, он не вписался бы в габариты тогдашних городских ворот Трои: высота 3 при ширине 3,25 метра. В «Илиаде», правда, указывается, что троянцы вынуждены были пробивать стену, чтобы затащить «подарочек» ахейцев в город. Но само упоминание подобной процедуры делает весь рассказ еще менее правдоподобным. Трудно предположить, чтобы ахейцы, планируя свою диверсию, построили агрегат, заведомо не проходящий в городские ворота.

Кстати, с цифрами Гомер вообще обращается более чем вольно. Для него они, по-видимому, имели чисто символическое значение. Бросается в глаза частое употребление цифр 10 и 50 (впрочем, «приписки» характерны для древних авторов всех времен и народов). Если уж Троянская война и в самом деле приключилась, то у царя Приама было, скорее всего, не 50, а пять сыновей. Хотя кто его знает, как там обстояло с наложницами… Но уж во всяком случае, у ахейцев никак не могло быть флота в 1146 кораблей с экипажами по 100 человек каждый! Потому что тогда пришлось бы допустить, что в армии осаждающих числилось 115 000 человек, которым со стороны троянцев противостояло примерно столько же. Разместить их на 20000 м2 весьма затруднительно. Да и не забывайте, что война - это, прежде всего, серьезное экономическое предприятие. Представляете, какие трудности могли возникнуть со снабжением ста тысяч человек при тогдашних транспортных средствах? Тут уж ни о каких десяти годах противостояния, в чем уверяет Гомер, и речи быть не могло. Десять месяцев же представляются вполне реальными, о чем свидетельствуют и имеющиеся данные о военном искусстве в микенские времена. Да и не оставили бы правители свои родные селения на такой долгий срок без присмотра.

Ну, а как же с этим деревянным произведением прикладного искусства? Наиболее правдоподобным представляется, что речь шла об осадной машине, с помощью которой удалось пробить брешь в стене. А сюжеты о засылке диверсантов в осажденные крепости были весьма распространены еще задолго до Троянской войны, в Египте.

Постепенно, как мозаика, камешек за камешком складывалась более правдоподобная картина событий. Теперь она выглядела примерно так: ахейцы высадились в дараданелльской бухте, вытащили на пляж корабли, как было принято, и построили укрепленный лагерь. Троянцы защищали внешнюю линию обороны за пределами крепостных стен, на правом берегу реки Скамандер, у единственного моста, ведущего к плацдарму. Там есть открытый участок, где и происходили стычки. Здесь же состоялся и смертный бой между Ахиллом и Гектором. Археологи сумели даже установить, что троянцы временно замуровали западные ворота, ведущие к порту. Вероятно, чтобы укрепить наиболее опасный участок обороны. Впечатляет. К сожалению, есть в этой версии неувязка. С помощью пробных бурений американские геологи установили, что как раз на месте поля сражений и как раз во время Троянской войны была… морская бухта. Лишь позднее она исчезла под речными наносами, и береговая линия отодвинулась.

Сегодня руины Трои находятся в пяти километрах от побережья. А тогда город располагался прямо над прибрежными скалами. В бухте под ними ахейцы никак не могли десантироваться: их корабли застряли бы в зыбучих песках. Да и пришлось бы им прямо с палубы лезть на отвесные скалы. Чистейшее самоубийство. Высадиться ахейцы могли только с другой стороны полуострова - в бухте Безика в Эгейском море. Там достаточно глубокий подход к берегу, и есть обширный пляж - корабли ведь надо было вытаскивать на сушу. Оттуда воины пешим порядком продвинулись вглубь территории и атаковали город, скорее всего, с юго-восточного направления. Короче, историческое поле боя следует искать в другом месте. Однако возвратимся еще раз к исходному пункту и спросим себя снова: а не ищем ли мы смысл там, где его нет и быть не могло? Может быть, 2700 лет назад для Гомера и его слушателей «историческая правда» о Троянской войне вообще не была важна? Может быть, значение эпосов в совсем иной плоскости? Многие результаты исследований заставляют именно так и думать.

И ключевым для таких выводов стал все тот же пресловутый Троянский конь. В седьмом слое холма Хиссарлик, датируемом периодом 1230 - 1225 гг. до н.э. и относящемся, как считают, именно к описанному Гомером периоду, найдены совершенно четкие следы случившегося именно тогда землетрясения. Так возникла новая гипотеза. Троя, утверждает она, оказалась ахейцам не по зубам. И взять город они смогли лишь после того, как его мощные стены были разрушены землетрясением. А причем здесь Троянский конь? А вот при чем:
дело в том, что «болевший» за ахейцев Посейдон (основная специальность - бог морей) по совместительству выполнял также обязанности «лошадиного бога» и как заведующий загробным миром отвечал за землетрясения. Может показаться, что такое толкование «притянуто за уши». Но не надо торопиться с выводами - именно подобная логика была тогда весьма типична, существовала обширная и весьма сложная система аллегорий. Что касается землетрясения, то в XIII веке до н.э. трясло не только Малую Азию. У многих народов имеются сообщения о мощных извержениях вулканов, грандиозных пожарах и сильнейших наводнениях. Кстати, именно тогда Египет пережил свои «десять казней». В северной Европе обширные участки суши оказались затоплены морем. И вообще: «огонь пал с неба и опустошил поля».

А затем так называемые народы моря из района Эгейского моря и Фракии двинулись на юг. Согласно теории Л.Гумилева, «этносами» время от времени овладевает некий массовый психоз, выражающийся в страсти к перемене мест. Но если поля затоплены или сожжены, то тут уж и безо всякой «пассионарности» подашься искать пропитания в чужих краях… Как бы то ни было, «морская братва» разнесла Микены и смела государство хеттов.
И прошли столетия, прежде чем из этих очень разных племен выкристаллизовалось некое государственное и культурное единство. Интересно, что сначала «объединились» боги - эти перемешивались почти играючи, обменивались функциями и значением, попросту спаривались в конце концов сформировали довольно четкую иерархическую структуру. Вот этот-то процесс и завершился как раз к моменту создания Гомером «Илиады» и «Одиссеи». Тот наверняка использовал древние мифы, передававшиеся из уст в уста сказителями, приукрашиваясь и «корректируясь» в зависимости от «потребностей текущего момента». Но в основе, как и в библейских историях, лежали реальные факты. Похоже, что судьба Трои самого Гомера не очень-то занимала. А вот нам она интересна. И, возможно, будут еще находки, которые прольют новый свет на тайны истории.

Кому сегодня не известна знаменитая легенда о Трое и троянском коне?

Сам троянский конь давно стал нарицательным понятием – наши ироничные современники даже назвали его именем разрушительный компьютерный вирус.

В этот миф трудно поверить, однако подлинность существования Трои подтвердили раскопки знаменитого немецкого археолога Генриха Шлимана (1822-1890) еще в позапрошлом веке. Современные археологические исследования подтверждают историчность трагических событий, происшедших в конце XIII – начале XII веков до нашей эры. Открываются все новые и новые подробности Троянской войны и связанных с ней обстоятельств.

Сегодня известно, что крупное военное столкновение союза ахейских государств с городом Троя (Илион), расположенном на берегу Эгейского моря, произошло между 1190 и 1180 (по другим данным, около 1240 года до н.э.) годами до нашей эры.

Первыми источниками, рассказывающими об этом сколь легендарном, столь и ужасном событии, были поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Позже Троянская война явилась темой «Энеиды» Вергилия и других произведений, в которых история также переплелась с вымыслом.

Согласно этим произведениям поводом к войне явилось похищение Парисом, сыном троянского царя Приама, прекрасной Елены, жены царя Спарты Менелая. По призыву Менелая связанные клятвой женихи, известные греческие герои, пришли ему на помощь. По «Илиаде», освобождать похищенную отправилось войско греков, ведомое микенским царем Агамемноном – братом Менелая. Попытка путем переговоров добиться возвращения Елены потерпела неудачу, и тогда греки начали изматывающую осаду города. Участие в войне принимали и боги: Афина и Гера – на стороне греков, Афродита, Артемида, Аполлон и Арес – на стороне троянцев. Троянцев было в десять раз меньше, однако Троя оставалась неприступной.

Единственным источником для нас может служить лишь поэма Гомера «Илиада», но автор, как отмечал греческий историк Фукидид, преувеличил значение войны и приукрасил ее, а потому к сведениям поэта надо относиться весьма осторожно. Однако нас прежде всего интересуют боевые действия и приемы ведения войны в тот период, о чем Гомер рассказывает довольно подробно.

Итак, город Троя был расположен в нескольких километрах от берега Геллеспонта (Дарданеллы). Через Трою проходили торговые пути, которыми пользовались греческие племена. Видимо, троянцы мешали торговле греков, что заставило греческие племена объединиться и начать войну с Троей, которую поддерживали многочисленные союзники, из-за чего война затянулась на долгие годы.

Троя, на месте которой сегодня находится турецкое местечко Гиссарлык, была обнесена высокой каменной стеной с зубцами. Ахейцы не решались штурмовать город и не блокировали его, поэтому боевые действия проходили на ровном поле между городом и лагерем осаждающих, который располагался на берегу Геллеспонта. Троянцы иногда врывались в лагерь противника, пытаясь зажечь греческие корабли, вытащенные на берег.

Подробно перечисляя корабли ахейцев, Гомер насчитал 1186 судов, на которых было перевезено стотысячное войско. Несомненно, число кораблей и воинов преувеличены. Кроме того, надо учесть, что эти корабли были просто большими лодками, ибо их легко вытаскивали на берег и довольно быстро спускали на воду. Такой корабль не мог поднять 100 человек.

Скорее всего, у ахейцев имелось несколько тысяч воинов. Возглавлял их Агамемнон, царь «многозлатых Микен». А во главе воинов каждого племени стоял свой вождь.

Ахейцев Гомер называет «копьеборными», поэтому нет сомнения в том, что главным оружием греческих воинов было копье с медным наконечником. Воин имел медный меч и хорошее защитное вооружение: поножи, панцирь на груди, шлем с конской гривой и большой, окованный медью щит. Племенные вожди сражались на боевых колесницах или спешившись. Воины низшей иерархии были вооружены хуже: они имели копья, пращи, «секиры двуострые», топоры, луки со стрелами, щиты и являлись опорой для своих вождей, которые сами вступали в единоборство с лучшими воителями Трои. Из описаний Гомера можно представить обстановку, в которой проходило единоборство.

Происходило это так.

Противники располагались недалеко друг от друга. Боевые колесницы выстраивались в ряд; воины снимали свои доспехи и складывали их рядом с колесницами, затем усаживались на землю и наблюдали за единоборством своих вождей. Единоборствующие сначала метали копья, затем бились медными мечами, которые скоро приходили в негодность. Лишившись меча, сражавшийся укрывался в рядах своего племени или же ему подавали новое оружие для продолжения борьбы. С убитого победитель снимал доспехи и забирал его оружие.

К бою колесницы и пехота размещались в определенном порядке. Боевые колесницы выстраивались впереди пехоты в линии с сохранением равнения, «чтобы никто, на искусство и силу свою полагаясь, против троян впереди остальных в одиночку не бился, чтоб и обратно не правил». За боевыми колесницами, прикрываясь «выпуклобляшными» щитами, строились пешие воины, вооруженные копьями с медными наконечниками. Пехота строилась в несколько шеренг, которые Гомер называет «густыми фалангами». Вожди выстраивали пехоту, загоняя трусливых воинов в середину, «чтоб и тому, кто не хочет, сражаться пришлось поневоле».

Первыми в бой вступали боевые колесницы, затем «непрерывно одна за другой фаланги ахейцев двигались в бой на троянцев», «молча шагали, вождей опасаясь своих». Первые удары пехота наносила копьями, а затем рубилась мечами. С боевыми колесницами пехота боролась при помощи копий. Участвовали в бою и лучники, но стрела не считалась надежным средством даже в руках отличного лучника.

Неудивительно, что в таких условиях исход борьбы решали физическая сила и искусство владения оружием, которое часто отказывало: медные наконечники копий гнулись, а мечи ломались. Маневр на поле боя еще не применялся, однако уже появились зачатки организации взаимодействия боевых колесниц и пеших воинов.

Такой бой продолжался до наступления ночи. Если ночью достигалось соглашение, то сжигались трупы. Если соглашения не было, противники выставляли стражу, организуя охрану войска, находившегося в поле, и оборонительных сооружений (крепостной стены и укреплений лагеря – рва, заостренных кольев и стены с башнями). Стража, состоявшая обычно из нескольких отрядов, размещалась позади рва. Ночью высылалась разведка в стан врага с целью захвата пленных и выяснения намерений противника, проводились собрания племенных вождей, на которых решался вопрос о дальнейших действиях. Утром бой возобновлялся.

Примерно так и протекали бесконечные сражения между ахейцами и троянцами. По Гомеру, только на десятый (!) год войны стали разворачиваться основные события.

Однажды троянцы, добившись успеха в ночной вылазке, отбросили противника к его укрепленному лагерю, окруженному рвом. Перебравшись через ров, троянцы начали штурмовать стену с башнями, но вскоре были отброшены.

Позже им все же удалось разбить камнями ворота и ворваться в лагерь ахейцев. Завязался кровавый бой за корабли. Такой успех троянцев Гомер объясняет тем, что в бою не участвовал лучший воин осаждавших – непобедимый Ахилл, рассорившийся с Агамемноном.

Видя, что ахейцы отступают, друг Ахилла Патрокл уговорил Ахилла разрешить ему вступить в сражение и дать свои доспехи. Воодушевленные Патроклом, ахейцы сплотились, в результате чего у кораблей троянцы встретили свежие силы противника. Это был плотный строй сомкнутых щитов «пика близ пики, щит у щита, заходя под соседний». Воины выстроились в несколько шеренг и сумели отразить атаку троянцев, а контратакой – «ударами острых мечей и пик двуконечных» – отбросили их.

В конце концов, нападение было отбито. Однако сам Патрокл погиб от руки Гектора, сына Приама, царя Трои. Так доспехи Ахилла достались врагу. Позже Гефест выковал Ахиллу новые доспехи и оружие, после чего Ахилл, разъяренный гибелью друга, вновь вступил в сражение. Позже он убил в поединке Гектора, привязал его тело к колеснице и помчался в свой лагерь. Троянский царь Приам с богатыми дарами пришел к Ахиллу, умолил вернуть ему тело сына и достойно похоронил его.

На этом завершается «Илиада» Гомера.

По более поздним мифам, позже на помощь троянцам пришли амазонки во главе с Пенфисилеей и царь эфиопов Мемнон. Однако вскоре они погибли от руки Ахилла. А вскоре и сам Ахилл погиб от стрел Париса, направленных Аполлоном. Одна стрела угодила в единственное уязвимое место – пятку Ахилла, другая – в грудь. Его доспехи и оружие достались Одиссею, признанному храбрейшим из ахейцев.

После гибели Ахилла грекам было предсказано, что без лука и стрел Геракла, находившихся у Филоктета, и Неоптолема, сына Ахилла, Трою им не взять. За этими героями было послано посольство, и они поспешили на помощь соотечественникам. Филоктет стрелой Геракла смертельно ранил троянского царевича Париса. Одиссей и Диомед убили спешившего на помощь троянцам фракийского царя Реса и увели его волшебных коней, которые, по предсказанию, попав в город, сделали бы его неприступным.

И тогда хитроумный Одиссей придумал необычайную военную хитрость…

Долго, втайне от других, беседовал он с неким Эпеем, лучшим плотником в ахейском лагере. К вечеру все ахейские вожди собрались в шатре Агамемнона на военный совет, где Одиссей изложил свой авантюрный план, согласно которому надо было соорудить огромного деревянного коня. В его чреве должны поместиться самые искусные и смелые воины. Все же остальное войско должно сесть на корабли, отойти от троянского берега и укрыться за островом Тендос. Как только троянцы увидят, что ахейцы покинули побережье, они подумают, что осада Трои снята. Троянцы наверняка затащат деревянного коня в Трою. Ночью ахейские корабли вернутся, а воины, укрывшиеся в деревянном коне, выйдут из него и откроют крепостные ворота. И тогда – последний штурм ненавистного города!

Три дня стучали топоры в старательно отгороженной части корабельной стоянки, три дня кипела таинственная работа.

Утром четвертого дня троянцы с удивлением обнаружили ахейский лагерь пустым. В морской дымке таяли паруса ахейских кораблей, а на прибрежном песке, где только вчера пестрели шатры и палатки врага, стоял огромный деревянный конь.

Ликующие троянцы вышли из города и с любопытством бродили по опустевшему берегу. Они с удивлением окружили огромного деревянного коня, возвышавшегося над кущами прибрежных ракит. Кто-то советовал бросить коня в море, кто-то – сжечь, но многие настаивали на том, чтобы затащить его в город и поставить на главной площади Трои как память о кровавой битве народов.

В разгар спора к деревянному коню подошел жрец Аполлона Лаокоон с двумя своими сыновьями. «Бойтесь данайцев, дары приносящих!» – вскричал он и, выхватив из рук троянского воина острое копье, метнул его в деревянное брюхо коня. Задрожало вонзившееся копье, и послышался из конского чрева еле слышимый медный звон. Но Лаокоона никто не слушал. Все внимание толпы было привлечено появлением юношей, ведущих пленного ахейца. Его подвели к царю Приаму, стоявшему в окружении придворной знати рядом с деревянным конем. Пленник назвался Синоном и пояснил, что сам сбежал от ахейцев, которые должны были принести его в жертву богам – это было условием благополучного возвращения домой.

Синон убедил троянцев, что конь являлся посвятительным даром Афине, которая могла обрушить свой гнев на Трою, если троянцы уничтожат коня. А если поставить его в городе перед храмом Афины, то Троя станет несокрушимой. При этом Синон подчеркнул, что поэтому ахейцы и построили коня таким огромным, чтобы троянцы не смогли протащить его через крепостные ворота…

Как только Синон произнес эти слова, со стороны моря раздался полный ужаса крик. Из моря выползли два огромных змея и оплели жреца Лаокоона, а также двух его сыновей смертельными кольцами своих гладких и липких тел. В одно мгновение несчастные испустили дух.

Теперь уже никто не сомневался в том, что Синон говорил правду. А посему надо поскорее установить этого деревянного коня рядом с храмом Афины.

Соорудив низкий помост на колесах, троянцы установили на него деревянного коня и повезли к городу. Чтобы конь прошел в Скейские ворота, троянцам пришлось разобрать часть крепостной стены. Коня поставили на обусловленном месте.

Пока троянцы, опьяненные успехом, праздновали победу, ночью ахейские лазутчики тихо вышли из коня и открыли ворота. К тому времени греческое войско по сигналу Синона незаметно возвратилось обратно и теперь захватило город.

В итоге Троя была разграблена и уничтожена.

Но почему причиной ее гибели стал именно конь?

Этим вопросом задавались еще в древности. Многие античные авторы пытались найти разумное объяснение легенде. Высказывались самые разнообразные предположения: к примеру, что у ахейцев была боевая башня на колесах, сделанная в форме коня и обитая конскими шкурами; или что грекам удалось проникнуть в город через подземный ход, на двери которого была нарисована лошадь; или что лошадь была знаком, по которому ахейцы в темноте отличали друг друга от противников… Сейчас принято считать, что троянский конь является аллегорией какой-то военной хитрости, примененной ахейцами при взятии города.

Под стенами Трои погибают практически все герои, и ахейцы, и троянцы. А из тех, кто выживет в войне, многие погибнут по дороге домой. Кто-то, как царь Агамемнон, дома найдет смерть от рук близких, кто-то будет изгнан и проведет жизнь в скитаниях. По сути, это конец героического века. Под стенами Трои нет победителей и нет побежденных, герои уходят в прошлое, и наступает пора обыкновенных людей.

Любопытно, но конь символически связан также с рождением и смертью. Лошадь из дерева ели, вынашивающая что-то в своем чреве, символизирует рождение нового, а троянский конь сделан как раз из еловых досок, и в его полом животе сидят вооруженные воины. Получается, что троянский конь несет смерть для защитников крепости, но в то же время означает и рождение чего-то нового.

Примерно в это же время в Средиземноморье произошло еще одно важное событие: началось одно из великих переселений народов. С севера на Балканский полуостров двинулись племена дорийцев, варварского народа, который полностью уничтожил древнюю микенскую цивилизацию. Лишь по прошествии нескольких столетий Греция возродится и можно будет говорить о греческой истории. Разрушения будут настолько велики, что вся додорийская история станет мифом, а многие государства перестанут существовать.

Результаты последних археологических экспедиций пока еще не позволяют убедительно восстановить сценарий Троянской войны. Однако их результаты не отрицают, что за троянским эпосом скрывается история греческой экспансии против крупной державы, находившейся на западном берегу Малой Азии и мешавшей грекам обрести власть над этим регионом. Остается надеяться, что подлинная история Троянской войны все же будет когда-нибудь написана.

Существование Трои было подтверждено благодаря раскопкам знаменитого немецкого археолога Генриха Шлимана (1822–1890) еще в позапрошлом веке. Эти раскопки полностью подтверждают события, которые произошли в конце XIII – начале XII веков до нашей эры и даже сегодня находят все новые и новые подробности Троянской войны и связанных с ней обстоятельств.

Согласно сегодняшней исторической точки зрения, военный конфликт союза ахейских государств с городом Троя (Илион), некогда стоявшем на берегу Эгейского моря, произошел между 1190 и 1180 (по другим источникам, около 1240 года до н.э.) годами до нашей эры.

Первыми произведениями, повествующими о троянской войне стали поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», а несколько позже Троянская война была описана в «Энеиде» Вергилия и других произведениях, но при описании этих событий всегда плотно переплеталась история и вымысел, что не позволяет с полной уверенностью сказать, так ли развивались реальные события.

Однако если обратиться к выше описанным произведениям, то можно увидеть, что поводом к войне явилось похищение Парисом, сыном троянского царя Приама, прекрасной Елены, жены царя Спарты Менелая. По призыву Менелая связанные клятвой женихи, известные греческие герои, пришли ему на помощь.

Факты «Илиады» преувеличены

В «Илиаде» сообщается, что освободить похищенную Елену отправилась армия греков, во главе с микенским царем Агамемноном – братом Менелая. Переговоры о добровольном освобождении похищенной ничем не закончились и тогда греки начали длительную осаду города. Участие в войне принимали и боги: Афина и Гера – на стороне греков, Артемида, Афродита, Арес и Аполлон – на стороне троянцев. Троянцев было в десять раз меньше, однако Троя оставалась неприступной.

Так как самым подробным источником, рассказывающим о той войне, считается поэма Гомера «Илиада», обратимся к ней, хотя греческий историк Фукидид говорил, что в этом произведение значение войны значительно преувеличены, а многие факты искажены, поэтому к достоверности событий в «Илиаде» стоит относиться весьма осторожно.



Согласно «Илиаде» город Троя располагался в нескольких километрах от берега Геллеспонта (Дарданеллы). Через Трою проходили торговые пути, которыми пользовались греческие племена. Скорее всего, троянцы мешали торговле греков, что и заставило греческие племена объединиться и начать войну с Троей, на стороне которой находились многочисленные союзники, из-за чего война затянулась на долгие годы. Но мощные оборонительные стены Трои оставались неприступными.

Видя, что военные действия зашли в тупик хитроумный Одиссей придумал необычайную военную хитрость…

Длительное время в тайне о то всех Одиссей беседовал с Эпеем самым искусным плотником в ахейском лагере, а к вечеру собрав всех вождей, представил свой коварный план. Согласно плану нужно было соорудить большого деревянного коня, внутри которого мог бы поместиться с десяток самых смелых и искусных воинов. Остальное войско должно было сесть на корабли и отойти от троянского берега, а затем укрыться за островом Тендос.

Как только троянцы поймут, что враг покинул побережье, они решат, что осада города закончилась, и захотят затащить деревянного коня в город. Под покровом ночи ахейские корабли вернуться, а войны, спрятавшиеся внутри коня, выйдут наружу и откроют крепостные ворота и тогда город падет.

Три дня потребовалось ахейским плотникам, чтобы претворить замысел в жизнь. На четвертый день троянцы обнаружили, что лагерь врага пуст, за горизонтом исчезают паруса неприятельских кораблей, а на прибрежном песке, где только вчера пестрели шатры и палатки врага, стоит огромный деревянный конь.



Обрадовавшись, троянцы тут же обступили чудного коня и стали решать, что с ним делать. Одни говорили, что его надо утопить в море, другие предлагали сжечь, но многие хотели затащить его в город и оставить на главной площади Трои как символ окончания кровавой войны.

Пророчество жреца Лаокоона

Местный жрец из храма Аполлона Лаокоон с двумя своими сыновьями вскричал:

Бойтесь данайцев, дары приносящих!

Выхватил копье из рук ближайшего война, и метнул в брюхо троянского коня. Однако Лаокоона никто не слушал, так как все внимание толпы уже было приковано к юноше, который вел пленного ахейца. Подойдя к царю Приаму пленника заставили назваться. Тот сказал, что зовут его Синоном и пояснил, что сам сбежал от ахейцев, которые должны были принести его в жертву богам – это было условием благополучного возвращения домой.

Пленник убедил троянский народ, что конь являлся посвятительным даром Афине, которая могла обрушить свой гнев на Трою, если троянцы уничтожат коня. А если поставить его в городе перед храмом Афины, то Троя станет несокрушимой. При этом Синон подчеркнул, что поэтому ахейцы и построили коня таким огромным, чтобы троянцы не смогли протащить его через крепостные ворота…

Стоило пленнику рассказать все вышеописанное царю как, со стороны моря раздался полный ужаса крик. Из моря выползли два огромных змея и оплели жреца Лаокоона, а также двух его сыновей смертельными кольцами своих гладких и влажных тел и утащили их в морские пучины. Видя это, уже никто не сомневался в том, что Синон говорил правду. А значит надо поскорее установить деревянного коня рядом с храмом Афины.



Разобрав часть крепостных ворот, троянцы втащили коня в город и стали праздновать. Воины находящиеся внутри троянского коня дождались глубокой ночи и отрыли ворота города. Греческая армия, получив сигнал Синона вернулось, и с легкостью захватила город. В итоге Троя была разграблена и уничтожена.

Так как «Илиада» Гомера полна вымысла и метафор, то сегодня троянский конь является аллегорией какой-то военной хитрости, примененной ахейцами при взятии города. Одни историки считают, что возможно троянским конем была башня на колесах, сделанная в форме коня и оббитая конскими шкурами.

Другие предполагают, что греки проникли в город по подземному ходу, на дверях которых был изображен конь, а кто-то говорит, что лошадь была знаком, по которому ахейцы в темноте отличали друг друга от противников…

Троянский конь - символ рождения и смерти

Возможно, что троянский конь несет в себе более глубокий смысл, ведь за годы войны под стенами Трои гибнет большая часть героев, и ахейцы, и троянцы. А те, кто выживают в войне, погибают по дороге домой. Одни как царь Агамемнон, дома найдут смерть от рук близких, другие будут изгнаны и проведут жизнь в скитаниях.

По сути, это конец героического века. Под стенами Трои нет победителей и нет побежденных, герои уходят в прошлое, и наступает пора обыкновенных людей.

Символически конь связан также с рождением и смертью. Лошадь из дерева ели, вынашивающая, что-то в своем чреве, символизирует рождение нового, а троянский конь сделан как раз из еловых досок, и в его полом животе размещаются вооруженные воины. Получается, что троянский конь несет смерть для защитников крепости, но в то же время означает и рождение чего то нового.



И действительно примерно в то же самое время случилось еще одно важное событие, одно из самых больших переселений народов. С севера на Балканский полуостров двинулись племена дорийцев, варварского народа, который полностью искоренил древнюю микенскую цивилизацию.

Лишь спустя несколько столетий Греция возродиться и только тогда можно будет говорить о греческой истории. Разрушения будут настолько велики, что вся додорийская история станет мифом, а многие государства перестанут существовать.

Последние археологические экспедиции пока еще не позволяют полностью восстановить сценарий Троянской войны. Однако их результаты не исключают возможности, что за троянским эпосом скрывается история греческой экспансии против крупной державы, находившейся на западном берегу Малой Азии выступающая препонам для обретения власти греками над этим регионом.

Остается надеяться, что истинная история Троянской войны все же будет когда-нибудь написана, а вместе с ней раскрыта история троянского коня.