Почему все художники. Зачем художники рисуют причудливое, жуткое и безобразное? Новое время: чувственная красота и шокирующий натурализм

Интересно было бы узнать, как много среди моих читателей тех, кто хотел попробовать писать и всерьез заняться живописью, но остановился не из-за нехватки времени или нехватки фантазии, а из-за распространенного стереотипа о том, что достичь успеха в живописи можно лишь после долгих лет художественого образования?

Многие полагают, что художники-самоучки могут писать лишь в качестве хобби, но на успех, признание и богатство им рассчитывать не приходится.

Общаясь с многими людьми, я слышу это мнение в самых разных формах. Знаю даже многих художников, которые пишут, увлеченно и очень хорошо, но считают свои картины просто забавой лишь потому, что сами они не получили художественного образования.

Они почему-то полагают, что художник - это профессия, которая непременно должна быть подтверждена дипломом и оценками. И пока диплома нет, художником стать нельзя, хорошие картины писать нельзя, а даже если и написать работу «для себя», то уж о продаже её или выставлении на суд публики запрещено даже и думать.

Якобы, картины художников-самоучек сразу распознаются специалистами, как непрофессиональные, и вызовут только критику и насмешки.

Смело скажу - это все чепуха! Не потому, что я одна так считаю. А потому, что история знает десятки успешных художников-самоучек, чьи картины заняли достойное место в истории живописи!

Более того, некоторые из этих художников успели прославиться при жизни, а их творчество повлияло на всю мировую живопись. Причем есть среди них как художники прошлых веков, так и современные художники-самоучки.

Для примера расскажу вам только про некоторых из таких автодидактов.

1. Поль Гоген / Eugène Henri Paul Gauguin

Пожалуй, один из величайших художников-самоучек. Путь его в мир живописи начался с того, что он, работая брокером и зарабатывая хорошие деньги, начал приобретать картины художников-современников.

Это хобби увлекло его, он научился хорошо разбираться в живописи и в какой-то момент начал пробовать писать сам. Искусство увлекло его настолько, что он стал всё меньше времени уделять работе и все больше писать.

Картина «Шьющая женщина» написана Гогеном ещё в бытность его биржевым брокером

В какой-то момент Гоген принимает решение полностью посвятить себя творчеству , бросает семью и уезжает во Францию общаться с единомышленниками и работать. Здесь он начал писать действительно значимые полотна, но здесь же начались и его финансовые проблемы.

Общение с художественной элитой и работа совместно с другими художниками стали его единственной школой.

Наконец, Гоген решает полностью порвать с цивилизацией и слиться с природой, чтобы творить в райских, как он считал, условиях. Для этого он уплывает на острова Тихого Океана, сначала на Таити, затем на Маркизские острова.

Здесь он разочаровывается в простоте и дикости «тропического рая», постепенно сходит с ума и… пишет свои лучшие картины.

Картины Поля Гогена

Увы, но признание к Гогену пришло уже после его смерти. Через три года после его кончины, в 1906 году, в Париже была организована выставка его картин, которые были раскуплены полностью и позже вошли в самые дорогие коллекции мира. Его работа «Когда свадьба?» входит в рейтинг самых дорогих картин мира.

2. Джек Веттриано / Jack Vettriano (он же Джек Хогган)

История этого мастера - в некотором смысле противоположность предыдущей. Если Гоген умер в нищете, писав свои картины под гнетом непризнанности, то Хогган ещё при жизни успел заработать миллионы и превратиться в мецената только за счет своих картин.

При этом начал писать он в 21 год, когда подруга подарила ему набор акварельных красок. Новое дело так увлекло его, что он начал пробовать копировать работы известных мастеров в музеях . А затем начал писать картины на собственные сюжеты.

В итоге на первой его выставке все картины были раскуплены, а позднее его работа «Поющий дворецкий» стала сенсацией в мире искусства: её купили за $1,3 млн. Картины Хоггана покупают голливудские звезды и российские олигархи, хотя большинство художественных критиков считают их полной безвкусицей.

Картина Джека Веттриано

Большие доходы позволяют Джеку выплачивать стипендии для малообеспеченных одаренных студентов и заниматься благотворительностью. И все это - без академического образования - в 16 лет молодой Хогган начал работать шахтером, после чего нигде официально не учился.

3. Анри Руссо / Henri Julien Félix Rousseau

Один из самых известных представителей примитивизма в живописи, Руссо родился в семье сантехника, по окончании школы служил в армии, затем работал на таможне.

В это время он и начал писать, причем именно отсутствие образования позволило ему сформировать собственную технику, в которой богатство красок, яркие сюжеты и насыщенность полотна сочетаются с простотой и примитивностью самого изображения.

Картины Анри Руссо

Ещё при жизни художника его картины высоко оценили , Гийом Апполинер и Гертруда Штейн.

4. Морис Утрилло / Maurice Utrillo

Ещё один француский художник-автодидакт, без художественного образования сумевший стать знаменитостью мирового масштаба. Его мать была натурщицей в художественных мастерских, она же подсказала ему основные принципы живописи.

Позже все его уроки заключались в наблюдении за тем, как пишут великие художники на Монмартре. Долгое время его картины не признавались серьезными критиками и он перебивался лишь случайными продажами своих работ простой публике.

Картина Мориса Утрилло

Но уже к 30 годам его работы стали замечать, в возрасте сорока лет он становится знаменитым, а в 42 получает Орден Почетного Легиона за вклад в искусство во Франции . После этого ещё 26 лет он творил и нисколько не беспокоился об отсутствии диплома о художественном образовании.

5. Морис де Вламинк / Maurice de Vlaminck

Французский художник-самоучка, все официальное образование которого закончилось в музыкальной школе - родители хотели видеть его виолончелистом. В подростковом возрасте начал писать картины, в 17 лет занимался самообразованием вместе с другом Анри Ригалоном, а в 30 продал свои первые картины.

Картина Мориса де Вламинка

До этого времени он умудрялся кормить себя и свою жену уроками игры на виолончели и выступлениями с музыкальными коллективами в различных ресторанах. С приходом славы полностью отдался живописи, а его картины, в стиле фовизм, в будущем серьезно повлияли на творчество импрессионистов XX века.

6. Аймо Катаяйнен /Aim o Katajainen

Финский современный художник, работы которого относят к жанру «наивного искусства». В картинах присутствует много синего цвета- ультрамарина, что в свою очередь очень успокаивает… Сюжеты картин спокойные и умиротворящие.

Картины Аймо Катаяйнен

Прежде чем стать художником, изучал финансовое дело, работал в клинике для реабилитации алкоголиков, но все это время писал в качестве хобби, пока его картины не начали продаваться и приносить хороший доход, достаточный для жизни.

7. Иван Генералич / Ivan Generalić

Хорватский художник-примитивист, сделавший имя картинами с сельским бытом. Стал знаменитым случайно, когда его картины заметил один из студентов Загребской академии и предложил ему провести выставку.

Картина Ивана Генералича

После того, как его персональные выставки прошли в Софии, Париже, Баден-Бадене, Сан-Пауло и Брюсселе, он стал одним из самых известных хорватских представителей примитивизма.

8. Анна Мозес / Anna Mary Robertson Moses (она же Бабушка Мозес)

Известная американская художница, начавшая писать в 67 лет после смерти мужа, уже страдая артритом. Никакого художественного образования не имела, но её картину случайно заметил нью-йоркский коллекционер в окне дома.

Картина Анны Мозес

Он и предложил провести выставку её работ. Картины Бабушки Мозес быстро стали настолько популярными, что её выставки были проведены во многих европейских странах, а затем в Японии. В возрасте 89 лет Бабушка получила премию от президента США Гарри Трумена . Примечательно, что прожила художница 101 год!

9. Екатерина Медведева

Самый известный в России представитель современного наивного искусства, Екатерина Медведева не получила художественного образования, а писать начала, когда работала на полставки на почте. Сегодня она вошла в рейтинг 10000 лучших художников мира с 18 века.

Картина Екатерины Медведевой

10. Кирон Уильямс / Kieron Williamson

Английский вундеркинд-автодидакт, который начал писать в стиле импрессионизм в 5 лет , а в 8 впервые выставил свои картины на аукцион. В 13 лет он за полчаса продал на аукционе 33 свои картины за $235 тыс, а сегодня (ему уже 18) он — долларовый миллионер.

Картины Кирона Уильямса

Кирон пишет по 6 картин в неделю, а за его работами постоянно выстроена очередь. На образование у него просто не остаётся времени.

11. Пол Ледент / Pol Ledent

Бельгийский художник самоучка и творческая личность. Увлекся изобразительным искусством ближе к 40 годам. Судя по картинам, много экспериментирует. Изучал живопись самостоятельно …и сразу применял знания на практике.

Хоть Пол и брал несколько уроков по живописи, большую часть своего увлечения изучал сам. Учавствовал в выставках, пишет картины на заказ.

Картины Пола Ледента

По моим наблюдениям, пишут интересно и свободно именно творчески думающие люди, у которых незабита голова академическими художественными знаниями. И кстати, добиваются определенного успеха в арт нише не меньше художников-профессионалов. Просто такие люди не боятся смотреть на обычные вещи чуть-чуть шире.

12. Хорхе Масьел / JORGE MACIEL

Бразильский автодидакт, современный талантливый художник- самоучка. У него получаются чудесные цветы и красочные натюрморты.

Картины Хорхе Масьел

Этот список художников самоучек можно продолжать очень долго. Можно сказать, что Ван Гог, один из влиятельнейших художников мира, не получил официального образования, учился эпизодически у разных мастеров и так и не научился писать человеческую фигуру (что, кстати, и сформировало его стиль).

Можно вспомнить Филиппа Малявина, Нико Пиросмани, Билла Трейлора и множество других имен: многие известные художники были самоучками, то есть, учились Самостоятельно!

Все они - подтверждение того факта, что для успеха в живописи специальное художественное образование иметь необязательно.

Да, с ним легче, но можно стать хорошим художником и без него. Ведь самообразование никто не отменял… Равно как и без таланта - об этом мы уже говорили .. Главное, иметь жгучее желание учиться самостоятельно и открывать все яркие грани живописи в практике.

Жизнь творческих людей всегда в той или иной мене окружена не только флером таинственности, но и разного рода кривотолками. Что из них правда, а что – веками культивировавшийся вымысел?

Миф 1. Все художники – охотники до выпивки

Почему не повара, продавцы, преподаватели математики или дворники? Да потому что кое-кому нужно заправляться горючим «для вдохновения». Спору нет, некоторые живописцы действительно призывают музу сорокаградусными методами, а то и наркотиками. Многие великие не чурались зеленого змия: Модильяни, Саврасов (а тут сразу два стереотипа: мало того что художник, так еще и русский!), Ван Гог, Гоген и другие. Ну и что? Неужели было мало любителей выпить среди представителей других сфер деятельности? Ельцин, Сталин, Петр Первый, Александр Македонский в увлечении живописью замечены не были, а вот в страсти к спиртному – это пожалуйста.

Миф 2. Все художники бедные

Миф 3. Все художники богатые

И снова нет! Таких примеров история знает, кажется, меньше. Статистика говорит в пользу портретистов, предпочитавших реализм или приукрашавших изображаемого. Портреты богачей (от дворян до императора) – круче, чем золотой прииск. Фавориты Екатерины II нервно курят в сторонке. И всё же примеры из предыдущего пункта возвращают современных художников-мечтателей из мира розовых слоников на землю. О том, как продать работу по адекватной цене, идет речь в моей статье «За сколько продавать картины? »

Миф 4. Художники экономят на подарках

Подарил картину – и порядок. Я не буду говорить об альтернативных издержках (то есть о том времени, которое живописец мог бы потратить на картину для продажи). Речь о материальной стороне вопроса. Краски, кисти и другие расходные материалы стоят денег, особенно дороги холсты на подрамниках: цена простенького холста 40х50 составляет в среднем 500-700 рублей. А теперь прибавьте заказной багет в несколько тысяч рублей и паспарту , если речь об акварели! Мне «самоделка» обходится в несколько раз больше, чем покупной подарок.

Миф 5. Все великие художники – мужчины

О нет, я отнюдь не феминистка, скорее даже наоборот. Но всё же констатирую факт: женщинам не особо позволялось заниматься творчеством на протяжении столетий. А как только разрешили, на живописный Олимп взошли и Зинаида Серебрякова, и Фрида Кало, и Наталья Гончарова, и Мэри Кэссетт, и Берта Моризо. Писали наравне с мужчинами, ничуть не хуже! А сейчас зайдите в любую изостудию – аудитория все равно что в парикмахерской (на десять девчонок двое ребят). Подробнее о знаменитых художницах читайте в статье «

Российская студенческая весна-2017

Направление: журналистика

Номинация: лучший редакционный материал

Почему творческие личности немного странные?

«Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить».

Н.В. Гоголь

Вы наверняка хоть раз в жизни слышали фразу «творческая личность», причем обычно она носит слегка ироничный подтекст со значением «необычный, чудной». Творческие личности думают, поступают, а иногда даже говорят не так, как обычные люди. У них странные, непонятные привычки и режим дня. Они могут нелепо одеваться и быть чересчур эмоциональными, инфантильными и эксцентричными. Но, самое удивительное, что себя они странными нисколько не считают. Им просто некогда обращать внимание на такие пустяки, ведь они полностью поглощены своим творчеством, и даже если в глазах общественности индивид вообще лишен таланта, то сам он очень любит свой труд несмотря ни на что.

Почему творческие люди странные? Часто про них говорят, что они «летают в облаках» или «не от мира сего». И это абсолютно верно. Креативность в человеке проявляется, в первую очередь, через его воображение. Воображение лежало в основе музыки Баха, стихов Пушкина и картин Пикассо. Благодаря повышенной чувствительности творец в своей повседневной жизни постоянно сталкивается с несовершенством мира, дисгармонией, хаосом и противоречиями, поэтому с помощью своей фантазии он перемещается в чудесный выдуманный мир, в котором нет места бытовым проблемам и невзгодам. Там очень хорошо, и именно туда отправляется творец всякий раз, когда берет в руки кисть/надевает пуанты/садится за рояль (нужное подчеркнуть). Сам процесс творчества приносит ему огромное удовольствие, поэтому он работает днями и ночами напролет, забывая про сон и пищу. А результаты своих творческих порывов он стремится показать другим, чтобы подарить им часть своего идеального мира, чтобы сделать их жизнь гармоничнее, совершеннее и прекраснее. В каждом творце живет романтик, который мечтает изменить реальность к лучшему.



Еще одно качество творческих личностей – способность видеть необычное в обычном. Творцы, как дети, готовы удивляться всему! Они очень наблюдательны, любознательны и любят учиться. Постоянное стремление пробовать новое отличает творческого человека от обычного. Творческая личность должна постоянно развиваться и расти, совершенствуя свое мастерство.

Иногда творческие личности воспринимаются в обществе неадекватно в связи со своей независимостью в суждениях и творческой смелостью. У творца всегда есть свое мнение, а мнение окружающих влияет на него гораздо меньше, чем на типичного обывателя. Творцу все равно, что подумают о нем другие, а наплевательское отношение на общественное мнение зачастую вызывает негативные суждения со стороны. Творчество само по себе – это выход за пределы стереотипов и шаблонов, а такое поведение, как известно, не приветствуется толпой. Толпа имеет свои правила, и креативы в них точно не вписываются.

Еще одной характеристикой творческих людей психологи называют позитивное отношение к сложным задачам. Трудности только мотивируют их работать еще больше и усерднее. Кстати, стоит упомянуть и о работоспособности творцов. Уж они точно не побегут, сломя голову, с работы, как только стукнет шесть часов вечера. В плане своей личной жизни они могут казаться безалаберными лентяями, но в своем деле они очень дисциплинированны, обязательны и трудолюбивы.

Ну и последнее, наверное, самое важное качество творца – это талант. Талант закладывается в человеке природой в его умственных способностях и анатомических свойствах. «Талант - как бородавка - либо он есть, либо его нет», - говорила Фаина Раневская. Уже в детстве родители замечают, что их ребенок делает что-то лучше, чем другие дети. Наверное, сейчас я скажу прописную истину, но талант может угаснуть навсегда, если его вовремя не подхватить и не развить упорным трудом. Кроме таланта, креативы обычно имеют повышенное стремление к красоте, так сказать, развитое эстетическое чувство.

Подводя итог, хочется сказать, что все-таки творческими личностями не рождаются, а становятся. Известно огромное количество примеров, когда самодисциплина и трудолюбие создавали настоящих гениев, не хуже тех, которые были талантливы изначально. Сейчас существует масса тренингов по развитию креативности и тестов на распознавание своих творческих наклонностей. А в целом, все это неважно, если творчество, которым Вы занимаетесь, приносит Вам удовольствие. И, даже если Вы не умеете танцевать, но Вам это безумно нравится, никто не смеет Вас останавливать!

Источник фото: http://dance-theatre.ru/centr-sovremennoi-horeorgafii/

Творческие люди - это талантливые личности, которые любят приносить пользу и делать окружающим добро. Им нравится свобода, поэтому любые ограничения будут восприниматься ими как ущемление прав. Многие полагают, что творческие люди одиноки, несчастны и долго не живут. К счастью, это не всегда так. Талант дается человеку Богом, нужно лишь не упустить момент и начать вовремя развивать свои способности.

Стоит отметить, что среди вундеркиндов действительно много несчастных людей, поскольку их творчество не всегда понятно окружающим. Как правило, у среднестатистического человека мозговая деятельность происходит в определенных рамках, а все, что выходит за эти рамки, воспринимается как что-то неестественное и ненормальное. По этой причине творческим людям очень сложно выживать в этом жестоком мире, в котором так много устойчивых стереотипов и нежелания эволюционировать.

Нейробиология подтверждает, что талантливые личности думают и действуют по-другому. Мышление творческих людей буквально создано для того, чтобы думать уникально, не так, как большинство. Однако такой подарок природы может существенно усложнять жизнь и напрягать отношения с окружающими. Если вы знакомы с творческим человеком, наверно, у вас не раз возникала мысль, что он живет в каком-то совершенно ином мире. В большинстве случаев попытка понять такую личность так же бесперспективна, как и попытка изменить ее. Для того чтобы суметь приспособиться к такому человеку, нужно научиться смотреть на мир его глазами.

Непрерывная мозговая деятельность

Творческий ум - это безостановочная машина, заправленная чрезмерным любопытством. Не существует никакой специальной кнопки, которая могла бы сделать паузу и направить мысли в спокойное русло. У творческих людей постоянно возникают различные идеи, которые многим могут показаться нереальными. Талантливый человек в своем бешеном ритме жизни черпает все новые и новые силы для воплощения забавных и порой сумасшедших задумок.

Талант лжеца

Следует отметить, что творческие люди являются отличными врунами. Проведение ряда экспериментов показало, что такие личности расположены к более замысловатой и сложной лжи. Кроме этого, они и сами могут с легкостью вычислить обманщика. Одним из проявлений творчества является неприемлемость существующих шаблонов и ломка устоявшихся стереотипов. Талантливые люди достаточно легко воспринимают неэтичность своего собственного поведения, а также спокойно относятся к аналогичным действиям окружающих.

Высокая степень недоверия

Одаренный человек склонен не доверять даже близким людям. Несмотря на то что он быстро распознает ложь, подозрительное отношение к окружающим также является отличительной чертой таланта. И это неудивительно, ведь чтобы сделать новое открытие, нужно научиться смотреть под другим углом на элементарные вещи. Именно поэтому талантливая личность все подвергает сомнению, ведь создать что-то новое намного легче на пустом месте.

Нахальство

В ходе различных экспериментов было установлено, что скромность - это не удел талантливых людей. Многие из них, как правило, гордятся своими способностями и умело ими пользуются, что позволяет набивать себе непомерно высокую цену. Кроме того, одаренный человек очень стремится показать, насколько он впечатлителен и как сильно умеет переживать.

Депрессии

Нередко талантливые люди впадают в депрессивные состояния. У многих таких гениев наблюдаются различные фобии: одни боятся заболеть неизлечимым недугом, другим страшно умереть молодым, третьи и вовсе падают в обморок при виде паука или таракана. Психологи многих стран пытались выяснить, правда ли депрессия связана с талантом. Изучив данные, полученные из психиатрических клиник, они установили, что у творческих личностей чаще развиваются тяжелые формы психических заболеваний. Кроме этого, было доказано, что не только талант, но и подобные расстройства могут передаваться по наследству.

Сложно поверить в себя

Даже если человек уверен в своих силах, со временем он начинает задаваться вопросами: «Достаточно ли я хорош? Все ли я делаю правильно?» Творческие люди постоянно сравнивают свою работу с творениями других мастеров и не замечают собственного блеска, который может быть очевиден для всех остальных. В связи с этим нередко наблюдаются творческие застои, когда человек просто опускает руки, думая, что все его предыдущие идеи были напрасны и бессмысленны. В такой момент очень важно, чтобы рядом находился верный друг, который помог бы мастеру пережить этот сложный период.

Время мечтать

Творческие люди являются мечтателями, это помогает им в работе. Многие из нас замечали, что самые лучшие идеи приходят к нам тогда, когда мы мысленно переносимся далеко от реальности. Нейробиологи доказали, что посредством воображения включаются мозговые процессы, которые тесно связаны с творчеством и фантазией.

Зависимость от времени

Большинство великих мастеров признается, что лучшие свои работы они создали либо ночью, либо на рассвете. Например, В. Набоков брался за перо в 6 утра, как только просыпался, а Фрэнк Ллойд Райт имел привычку в 3 часа ночи приниматься за работу и через несколько часов обратно отправляться в постель. Как правило, люди с большим творческим потенциалом редко придерживаются стандартного дневного распорядка.

Уединение

Чтобы максимально открыться для творчества, необходимо научиться конструктивно использовать уединение. Для этого многие таланты преодолевают свой страх перед одиночеством. Нередко креативщиков и художников окружающие воспринимают как одиночек, хотя на самом деле они таковыми не являются. Такое стремление к уединению может быть важным моментом в создании лучших работ.

Преодоление жизненных преград

Многие культовые произведения увидели свет в результате переживания их творцом душераздирающей боли и сильных эмоций. Нередко различные проблемы становятся катализатором, помогающим создать неповторимые и выдающиеся шедевры. Психология дала этому явлению научное название - посттравматический рост. Исследователи выяснили, что нередко сильное потрясение помогает человеку преуспеть в том или ином деле, а также открыть в себе новые возможности.

Поиск новых впечатлений

Многие креативные люди постоянно пребывают в поиске новых эмоций и впечатлений. К сожалению, некоторые из них, чтобы добиться такого эффекта прибегают к помощи алкоголя и наркотиков. Следует отметить, что талантливая личность всегда открыта для новых познаний, она достаточно интеллектуальна и любознательна. Переход из одного эмоционального состояния в другое - это некий двигатель для исследования и познания двух миров, внутреннего и внешнего.

Красота спасет мир!

Творческие люди, как правило, отличаются отменным вкусом, поэтому они постоянно стараются окружить себя красивыми вещами. Это могут быть не только детали одежды, но и элементы интерьера, картины, книги, украшения. По результатам некоторых исследований было выявлено, что певцы и музыканты демонстрируют повышенную восприимчивость и чувствительность к художественной красоте.

Соединение точек

Творческие личности способны находить возможность там, где другие ее попросту не замечают. Многие знаменитые писатели и художники считают, что творчество - это умение соединять точки, которые обычный человек не догадался бы соединить в такой последовательности. Если спросить гения, как он объединил эти вещи, он почувствует себя неловко, поскольку ответа на этот вопрос у него не будет. То, что для других является сложным, для творческого человека не составляет труда.

Биологи и когнитивисты считают, что представления о гармонии заложены в наш мозг , позволяя нам чутко реагировать на красоту форм в природе. Предположительно, яркие цвета нравятся нам, потому что умение их различать - один из адаптационных механизмов, которые позволили нашему виду выжить. Нам интуитивно приятны симметричные лица и гармоничные узоры, а изображение радостных, позитивных сюжетов вызывает закономерное удовольствие.

В то же время мы не требуем от художника, чтобы он непременно «сделал нам красиво» своим творчеством.

К предметам искусства применяются более широкие критерии, и само понятие красоты как оценочной категории в современном искусстве деконструировано. Красив ли «Чёрный квадрат»? А «Фонтан» Марселя Дюшана? А перформанс Марины Абрамович «Ритм 0» ? Каждое из этих произведений искусства - идея, воплощённая в материале или действии, и ни в одном случае художник не стремился порадовать чужие рецепторы.

У художников всегда были причины, чтобы изображать сложное, уродливое или причудливое. Вместе с тем, популярное мнение гласит, что «раньше» (в условную классическую эпоху) художники ещё не извратили суть искусства и предпочитали «рисовать красиво». Однако в европейской культуре художественная концепция безобразного появилась куда раньше, чем современное искусство.

Философы и богословы о безобразном

Помимо теории прекрасного, отражённой в философских концепциях и произведениях искусства, всегда продолжала существовать и теория безобразного, в рамках которой уродливое и некрасивое могло быть сюжетом, достойным изображения. Безобразное как предмет искусства вызывает интерес уже у средневековых людей - если речь идет о талантливом изображении, вполне передающим идею безобразия. В том случае предметом восхищения будет не само страшное или отталкивающее изображение, а мастерство, с которым оно выполнено.

Йохан Хейзинга отмечает, что только к 1400 году живопись достигла того уровня мастерства, чтобы в полной мере передать подобные сюжеты. В частности, с этим он связывает сравнительно позднее внедрение в живописи таких распространенных тем, как «Триумф смерти» и «Страшный суд». Примерно то же самое произошло и с изображениями страданий мучеников.

Мучения святых: боль и красота

«Эстетика мученичества», в высшей мере проявленная в изображениях Страстей Христовых, расцвела в эпоху зрелого Средневековья и перешла в ренессансное искусство. В эпоху раннего Средневековья чаще можно было столкнуться с упрощенными изображениями распятия, чем с детальными картинами. То же относится и к картинам истязаний мучеников.

Однако антропоцентрическая модель предусматривала интерес к человеку и, соответственно, личностное переживание страданий.

Если в Средние века на вопрос смотрели с назидательной стороны, то художников Возрождения стали интересовать и сугубо живописные моменты: верная передача анатомии, перспектива. Возросшее внимание к телесности проявилось в изображениях страдающих святых - это был легальный способ рисовать обнажённые человеческие тела и обращать внимание на физические переживания.

Этим объясняется тенденция к некоторой эстетизации телесных мучений святых. Выверенные композиции, изящные позы мучеников - вот приметы подобных изображений. Телесная красота стала предметом внимательного рассмотрения. Художественная культура этой эпохи отражает интерес к человеку в самых разных проявлениях, в том числе и в страдании.

Удивительное и причудливое

Существует ещё одна область эстетического опыта, отчасти примыкающая к безобразному - но без такой мрачной окраски. Этот опыт был востребован и в Средние века, когда все предметы таили символические значения, и в культуре Возрождения с её интересом к разнообразным явлениям материального мира. Речь идёт о категории удивительного, причудливого и диковинного.

Люди прошлого мало разделяли «чудеса» по происхождению - мистические образы и причуды природы воспринимались как однородные явления.

Страсть к коллекционированию диковин, которой отличались и естествоиспытатели, и монархи, демонстрирует желание прикоснуться к тайнам мироздания. Например, в коллекции императора Рудольфа II находились как произведения искусства, так и фрагменты тел легендарных животных. Магическое и научное, символическое и эстетическое - в кунсткамерах эти понятия тесно сплетались.

Сегодня мы имеем доступ к любому визуальному материалу, а люди прошлых эпох располагали куда меньшим его количеством. Низкая социальная мобильность, оседлый образ жизни большинства людей и неграмотность не позволяли расширять картину мира. Поэтому новые образы - в картинках или рассказах - были очень востребованы и производили потрясающее впечатление.

Истории странствий в далеких землях были очень популярным средневековым жанром. В рассказах о путешествиях на восток фигурирует множество вымышленных существ, которые, не являясь откровенно пугающими и безобразными, остаются при этом легендарными и нарушают обычные каноны. Рассказы сопровождались соответствующими изображениями, сделанными в соответствии с услышанным. Восхищение, вызываемое этими образами, носят эстетический характер - притом, что многие изображаемые существа или явления вовсе не красивы. Сопутствующая им развлекательная сила, предложение зрелища, легендарный статус - вот то, что влечёт к ним зрителя.

Огромный успех имело относящееся к XII веку «Послание Пресвитера Иоанна», которое оказало большое влияние на умы современников - как в эстетическом смысле, так и в политическом. Дальним странствиям посвящена знаменитая книга Марко Поло. Помимо данных, которые можно принять за реальные исторические сведения, там хватает преувеличений и курьезов. Например, в описании Малой Явы (Суматра) Поло утверждает, что видел единорога, но тот оказался не так красив и кроток, как о нем говорили, и потому принёс одно разочарование.

Водятся тут дикие слоны и единороги, ничуть не менее слонов; шерсть у них как у буйвола, а ноги слона, посреди лба толстый и черный рог; кусают они, скажу я вам, языком; на языке у них длинные колючки, языком они и кусают. С виду зверь безобразный. Непохожи они на то, как у нас их описывают; не станут они поддаваться девственнице: вовсе не то, что у нас о них рассказывают.

Марко ПолоКнига чудес света

В изобразительном искусстве пример причудливого - иллюстрации к книге римского автора Юлия Обсеквента , относящиеся к XV веку. Мастера, создавшего их, называют именем Мастера Бусико - по имени другой созданной им серии работ («Часослов маршала Бусико»). Для людей Возрождения трактат читался как смесь учебника по истории и фэнтези-романа - даже если некоторые из них сомневались, что над какой-то из провинций правда шёл каменный дождь, прочесть о таком было интересно. Что и говорить об изображениях чудовищных созданий!

На миниатюрах в книгах по географии и истории изображались легендарные существа - единороги, крылатые и бескрылые драконы, кинокефалы (псиглавцы), циклопы, одноногие исхиаподы. Классический эстетический канон в изображениях существ, без сомнения, искажён: вряд ли кому-то пришло бы в голову назвать привлекательными персонажей с лицом, расположенным на груди.

В то же время, они не несут угрозы, которая присуща изображениям адских мук, и будят интерес. Легко представить ренессансного школяра, который, раскрыв рот, жадно разглядывает такие изображения.

Нам известны более сложные способы эстетических впечатлений, чем просто «красивое». Мы находим изысканными тусклые, «пыльные цвета» и ценим радикально чёрный. Наше воображение волнуют контрасты - изящное и грубое, возвышенное и низкое. Мы умеем видеть прекрасное в недостатках и изъянах, полагая, что они порой делают нечто идеальное по-настоящему уникальным. Мы видим волнующее в жутком и любим пощекотать себе нервы. Нам кажутся красивыми осенние дожди и раскалённая лава вулканов.

Эстетическое чувство было сложным и неоднозначным в разные эпохи - включая те, когда создавались книжные миниатюры и классические полотна.

Взглянув на вещи глазами людей другого времени, мы заметим, что им тоже были хорошо знакомы сложные переживания на грани отторжения и интереса, любопытство исследователя и восхищение художественным талантом мастера, что бы тот ни изобразил.