Легендарный грифон. Грифон-мифическое существо? Грифон в современной культуре
Вконтакте
Образ грифона часто можно встретить в русских ремёслах, например, на изделиях с по бересте и дереву.
Грифоны - мифологические крылатые существа, с туловищем льва и головой орла или иногда льва.
Имеют острые когти и белоснежные (или золотые) крылья. Грифоны - противоречивые существа, одновременно объединяющие Небо и Землю, Добро и Зло. Их роль - и в различных мифах, и в литературе - неоднозначна: они могут выступать и как защитники, покровители; и как злобные, ничем не сдерживаемые звери.
В русском народном искусстве несколько по-другому. вот так пишет искусствовед С.К. Жегалова:
Грифон на шкатулке. 2017 г. Великоустюгская роспись. Мастер Наталья Жидяк Путеводитель по русским ремеслам , CC BY-SA 4.0Сильные лапы и мощный клюв не создают впечатления жестокости. В русском искусстве, пожалуй, не найти изображений грифона, терзающего свою жертву. Иногда грифон держит в лапах лань или другое животное, но выглядит при этом,скорее,как силь ный покровитель.
Грифоны часто встречаются на славянских украшениях и предметах быта, где они выполняют роль оберегов, стражей. Это и браслеты и вышивки и украшения дома, ворот. Грифон - одно из любимейших охранных образов славян, который не смогло истребить даже христианство. Изображения этой чудо-птицы можно встретить на церковных вратах Рождественского собора в Суздале 1230-х годов.
История
Возникновение образа
Историк Адриена Майор в своей книге «Первые охотники за окаменелостями» (1993) предположила, что образ грифона навеян древнегреческим историкам рассказами скифов-золотоискателей Алтая, которые могли наблюдать в песках пустыни Гоби окаменелые кости динозавров протоцератопсов, освобождённые из дюн ветрами.
Описание грифона вполне применимо к этим ископаемым скелетам: размеры животного, наличие клюва, соседство с золотыми россыпями, роговой затылочный воротник протоцератопса способен раскалываться от времени, и его остов на плечах мог создавать иллюзию ушей и крыльев.
Древний мир
Впервые изображения грифонов засвидетельствованы на дворцовых фресках Крита позднеминойского периода. Также изображения грифонов встречались в древнем Египте и древней Персии, но наибольшее распространение они получили в искусстве античного греческого мира.
Нео-ассирийское искусство, финикийский стиль: грифон, грызущий листок священного дерева. Слоновая кость; 8-й век до н. э... Художественный музей Уолтерса Levantine , GNU 1.2
Античные авторы
Впервые их упоминает поэт VI в. до н. э. Аристей из Проконнеса, а также Эсхил (Прометей 803) и Геродот (История IV 13).
Грифонов связывают также с некоторыми образами скифского «звериного стиля».
Первое письменное упоминание о грифонах мы находим у древнегреческого автора Аристея из Проконнеса, жившего в VII веке до н. э. Он совершил путешествие в глубь Центральной Азии в поисках гиперборейцев и их святилища Аполлона, который почитался в этих краях как повелитель света и тьмы. В своих странствиях Аристей повстречал племя иммедонийцев, поведавших ему о том, что к северу от их земель находится горная цепь - обитель холодных ветров.
Paginazero , GNU 1.2
Греческий путешественник решил, что это были Кавказские горы, хотя современные ученые больше склоняются к мнению, что это был скорее Урал или даже Алтай .
Средневековая символика
Считалось, что грифоны родом из Индии, где они охраняли огромные сокровищницы с золотом. Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V век до нашей эры). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии в Гиперборее и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают».
Stefano Bolognini , CC BY-SA 3.0
Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копей скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.
Lenjiro , GNU 1.2
Эти мистические существа символизируют власть над небом и землей, силу, бдительность и гордыню. Грифон также стал атрибутом богини возмездия - Немезиды: её часто изображали в колеснице запряженной грифонами .
Средневековый энциклопедист Бартоломей Английский описывал их следующим образом в своей книге «О свойствах вещей»:
«Грифон во Второзаконии упоминается среди птиц. В глоссе сказано: у грифона четыре лапы, голова и крылья как у орла, а остальное тело как у льва. Грифоны обитают в Гиперборейских горах и очень враждебны по отношению к лошадям и людям. В свое гнездо они кладут камень изумруд против ядовитых зверей этих гор»
- («De proprietatibus rerum» (190: XII, 20).
В архитектуре
Архитектурное украшение в виде фантастического существа с туловищем льва и головой орла или льва встречается в виде барельефов на стенах зданий, а также в виде скульптур, располагающихся на крышах и венчающих колонны и пьедесталы. Как символ стража сокровищ, крылатый лев присутствует в качестве декоративного мотива элементом архитектурного оформления казнохранилищ банков и т. п.
Pere López , CC BY-SA 3.0
Грифоны с головами львов высятся на крыше здания таможни в Барселоне.
Vlad&Mirom , CC BY-SA 3.0
В Санкт-Петербурге через канал Грибоедова перекинут Банковский мост, особую известность которому принесли угловые скульптуры крылатых львов (часто ошибочно именуемых грифонами) работы П. П. Соколова.
Фотогалерея
Полезная информация
Грифо́ны
Этимология
Слово происходит от лат. grȳphus и через него от греч. γρύψ.
По одной из гипотез, греческое название восходит к др.-евр. «керуб» (срав. херувим). Согласно другой гипотезе, оно происходит от греческого γρυπός («крючконосый»).
Некоторые исследователи высказывали предположение, что grupos было позаимствовано из восточных языков: возможно, от ассирийского k’rub, то есть «фантастическое крылатое существо», или еврейского kerub, «крылатый ангел».
Грифон в геральдике
Грифон - часто встречающаяся в гербах негеральдическая фигура. Символизирует могущество, власть, бдительность. По Лакиеру (русский историк, первый классификатор русской геральдики), служит символом быстроты, соединенной с силой. Древние думали, что он хранит клады.
Мужской вариант грифона изображался бескрылым и с пучками алых шипов (обозначающих солнечные лучи), иногда даже с рогами или бивнями.
В геральдике существует образ морского грифона, обозначающего связь армигера с водой. Такой грифон бескрыл и имеет рыбий хвост вместо львиной части тела.
Грифон изображён в гербе рода Романовых.
В современной культуре
Грифон - популярный персонаж произведений в жанре фэнтези, встречающийся в художественной литературе, кинематографе и компьютерных играх.
Темные века, полные существ, порожденных мифами, давно позади. Но до сих пор будоражат воображение художников и поэтов великолепные создания человеческого воображения.
Одним из таких прекрасных и таинственных образов является грифон - существо с головой орла, львиным телом и хвостом змеи. От звука его голоса вянут цветы, жухнет растительность, а все живые существа вокруг падают мертвыми. Грифоновы глаза пронзительные, ярко-желтые, а шкура золотистого цвета, с красноватым оттенком.
Происхождение этого вымышленного животного ни в одном из ныне известных мифов не раскрыто.
Впервые грифон упомянут Геродотом еще в 5 веке до н.э. Согласно версии греческого историка, грифоны живут на севере, в стране Гиперборее. Там они охраняют найденное ими золото от аримаспов - сказочных северных жителей. Грифоны вообще питают к золоту и другим сокровищам большую слабость: даже свои гнезда строят из золота, отделывая изнутри разными ценностями.
Греки наделили грифонов потрясающей воображение силой. Более сильными животными признаны лишь львы и слоны! Грифон легко может поднять над землей повозку, запряженную двумя волами или всадника вместе с лошадью. Лошадей, кстати, грифоны по какой-то неизвестной причине, всегда ненавидели: увидев лошадь, грифон считал своим долгом напасть на нее.
Крылатый герой мифов и легенд
С символической точки зрения грифон не менее интересен, чем с физиологической. Грифон - прежде всего символ победы над небесной и земной стихиями. Сильный и храбрый, жесткий, величественный и в то же время справедливый - грифон является воплощением пылающего Солнца. Отсюда вытекает, в основном, положительная трактовка образа. Так, например, грифон считается победителем драконов и василисков, которые олицетворяют зло. Грифон - это хранитель не только сокровищ, но и тайных сакральных знаний.
Существует миф о том, что грифон может присниться человеку во сне и задать ему три вопроса. В том случае, если испытуемый затруднится с ответом, на другой день грифон снова явится ему во сне и заберет себе его душу. Защититься от проделок грифонов можно было, положив под подушку какой-нибудь металлический предмет.
В древнегреческих мифах грифон часто изображался рядом с богом Солнца Аполлоном. Более того, Аполлон восседал на грифоне верхом.
В колесницу богини правосудия также были впряжены грифоны, символизировавшие скорую расплату за совершенные грехи. Вращение Колеса Судьбы также было уделом грифонов.
«Прижились» грифоны и в Египте. Здесь они олицетворяли путь воина-победителя, попирающего ногами тупы побежденных. Внешний облик грифона вызывал ассоциации с богами Гором и Ра.
Согласно одной из версий о происхождении грифонов, родиной их является Индия. Там они запряжены в колесницу Солнца и охраняют волшебные индийские сокровища.
Грифоны в искусстве
Некоторые исследователи и сейчас уверены, что грифоны до сих пор обитают в некоторых неисследованных областях Земли. Однако ни подтвердить, ни опровергнуть эту версию возможным не представляется.
Но вот где точно грифоны жили и продолжают жить, так это в искусстве.
С глубокой древности грифонов изображали на монетах, оружии, саркофагах. Сюжеты, как правило, разнообразием не отличались. Чаще всего это грифон, сражающийся с каким-либо сильным противником. Знаменитым образ грифона стал, благодаря геральдике: на некоторых гербах орел с львиным телом красовался в течение многих столетий.
В кинофильмах грифонов можно увидеть крайне редко. Последний раз существо, напоминающее собой грифона, «снялось» в одном из фильмов о юном волшебнике «Гарри Поттере».
Более популярен грифон в живописи. Многие художники, работающие в этом жанре, делают грифонов героями своих картин.
По-настоящему «живыми» грифоны стали в компьютерных играх. Безо всяких ограничений игроки могут как сами становиться грифонами, так и использовать этих чудесных существ в качестве транспортного средства.
Сегодня мы прикоснёмся к истории грифона, известного создания, имевшего по слухам, голову орла и тело льва, охранявшего золото на торговых путях в Азию времён Греческой и Римской империй. В наши дни грифон видится, как мифический персонаж, подобно кентавру и русалкам, однако, по описанию древних, грифон упоминается скорее как реальное существо. Почему путешественники и торговцы рассказывали о грифонах вокруг? Имеет описание грифонов реальные основания или история придумана, чтобы отвадить охотников за золотом?
История о грифонах пришла от Скифов, кочевников населявших Центральную Азию. Скифы никогда не имели письменности, поэтому ранние упоминания животных в культуре Скифов имеют произведения искусства на зоологические темы. В 1940 году, советский археолог Сергей Руденко, исследовав несколько Скифских захоронений 5 века до н.э., обнаружил тела, мумифицированные вечной мерзлотой 2500 лет назад. Одна из мумий, воин, имела многочисленные татуировки, в том числе изображения грифона. Эта находка несомненное доказательство существования такого персонажа в Скифской культуре 25 веков назад, даже при отсутствии письменности.
Греческий путешественник и поэт Аристей оставил первые заметки о грифоне, датируемые 675 годом до н.э. Аристей передвигался по торговым путям в Центральной Азии, и познакомился с племенем Скифских кочевников, Исседонов, у подножия Горного Алтая, что означает золото на местном языке. Скифы рассказали Аристею о четвероногой птице, размерами льва, обитающей в горах и охраняющей золото. Вернувшись в Грецию, Аристей использовал образ грифона в поэме, получившей широкую популярность, зафиксировав период появления грифона в печатном слове. К сожалению, сама поэма сохранилась лишь в виде нескольких цитат у других древних авторов, но период всплеска интереса к этой теме совпадает во многих Греческих источниках.
Интересно отметить, что в Греческом искусстве повествование о грифонах отличается от стандартного мифологического изложения. Рассказы о грифонах напоминают, скорее, описание животных из далёких земель, чем придуманных сфинксов, например. К этому важному определению мы ещё вернёмся не раз, грифоны рассматривались как животные, а не как обладающие магической силой или важностью мифические создания. Отличный пример этого можно увидеть в Храме Зевса. На изображении грифон защищает своего птенца.
Даже вовлечение грифона в мифы отводит ему роль сопровождающего персонажа, а не главного героя. В 460 г. до н.э., афинский драматург Эсхил написал трагедию «Прометей», ставшую шедевром. Многие знакомы с произведением, поэтому автор лишь напомнит некоторые моменты. Прометей похитил огонь у богов и дал его людям. Разозлённый Зевс приковал цепями Прометея к скале в Скифии, куда каждый день прилетал орёл и клевал его печень. Бессмертие Прометея обрекло его на вечные муки, съеденная орлом печень восстанавливалась, не давая погибнуть титану. Эсхила очаровали экзотические земли, и он дополнил картину грифонами, охранявшими скалу с прикованным Прометеем.
Геродот писал о грифонах в своей известной, а по некоторым мнениям, печально известной «Истории» около 430 года до н.э., где описывал опасности золотых копей в Исседонии. «Я не знаю каким способом добывается золото, но поговаривают, что одноглазые циклопы воруют его из-под носа грифонов.» Геродот позднее высказал сомнение в существовании расы одноглазых людей в Азии, но не усомнился в грифонах из этой же истории.
Другие писатели того времени, по-видимому, настроены аналогично. Можно встретить довольно реалистичные упоминания о грифонах, включая мнение об их неумении летать, несмотря на крылья. Греческий физик Ктесий описывал трудности добывания золота в Азии: «Высоко в горах там, где обитают грифоны, четвероногие птицы размером с волка и когтями льва.»
Даже Плиний Старший в своей книге «История природы» согласился со «многими авторитетными мнениями», что грифоны обитают в Скифии, где добывают золото. Плиний один из первых написал немало об «ушах» и «крыльях» грифонов, и о том, что они используют золото при обустройстве гнёзд.
«Я слыхал, что грифон четвероног, имеет мощные когти, подобно льву. Считается что на спине его оперение чёрное, на груди красное, а под крыльями белое. Согласно Ктесию, шея пёстрая с тёмно-синими перьями, голова и клюв орла, как изображают художники. Грифоны гнездятся в горах и, хотя невозможно поймать взрослую особь, иногда удаётся захватить птенцов. Жители Бактрии говорят, что грифоны охраняют золотые шахты, используя золото для своих гнёзд. Тем не менее, есть возражения, что золото охраняется преднамеренно. Грифоны не позволяют приближаться к своим гнёздам, оберегая молодняк.»
Было бы ошибкой считать грифоны мифическим гибридом на основе приведенных мнений. Ошибочное и непреднамеренное представление древними людьми, затем более поздняя интерпретация могли привести к кардинальному искажению описания. Если мы принимаем мнение древних о грифонах, как о реальном существе, а не мифологическом чудовище, что могло привести к таким рассуждениям? Для прояснения мы должны обратиться к, сравнительно, молодой науке Геомифологии, которая связывает геологическое прошлое нашей планеты с мифами, её населяющими.
Рой Чапман Эндрю (Roy Chapman Andrews), Американский палеонтолог 1920х годов, работал в Американском Музее Истории Природы, наиболее известен по двум причинам. Во-первых, он реальный прототип героя приключений Индиана Джонс. Во-вторых, он возглавлял экспедицию 1922 года в пустыню Гоби, которая революционно изменила наше понимание динозавров. В дополнение к открытию получившего известность Велоцираптора (Velociraptor), Эндрю и его команда обнаружили первые экземпляры сохранившихся яиц и много других экземпляров динозавров, включая представителей отряда Цератопсов. На раскопках под названием «Flaming Cliffs», всего в 48 километрах от Алтайских гор, Эндрю с командой собрали более тонны ископаемых, включая скелеты Протоцератопса и Пситтакозавра. Эндрю высказался даже: «Грунт под ногами выстлан костями.»
Во многих случаях найденные динозавры были легко восстановимы и почти полном комплекте, что само по себе большая редкость в палеонтологии. Последующие экспедиции были также успешны и обнаружили примерно там же останки Цератопсов. Так как местность крайне недружелюбна для обитания, она стала источником многих находок для палеонтологов. Засушливая, крайне мало растительности. Песчаные бури в конце Мелового периода около 66 млн. лет назад, засыпали животное полностью, часто не меняя его положения в пространстве. Это не давало возможность разрушить скелет хищникам или следующей буре. Даже любители могли заметить кости животных в этой местности то здесь, то там.
Протоцератопсы и Пситтакозавры это четвероногие, безрогие группы Цератопсов, в которую входит Трицератопс с ярко выраженным клювом. Цератопсы, в свою очередь, входят в группу Птицетазовых динозавров, похожих на птиц. Даже не эволюционировав в птиц, они получили своё название до того, как мы разобрались с эволюционными взаимоотношениями. Кочевые Азиаты, путешествующие с экспедицией Эндрю, будучи знакомы с большими хищниками могли заметить сходство структуры бедра в дополнение к большому клюву. Могут ли эти динозавры быть причиной возникновения истории грифона? Давайте посмотрим на факты.
Протоцератопс достигал высоты двух метров, а Пситтакозавр чуть меньше. Это делает их сопоставимыми с размерами льва или волка, о чём говорят описания грифона. Они имеют четыре ноги и выраженный клюв, что делает их похожими на млекопитающее с головой птицы. Их останки в невообразимых количествах находятся неподалеку от золотых шахт, в регионе, который молва населила грифонами. Кажется очевидным, что промышляющие золотом кочевники видели эти скелеты и дали им наилучшее описание. Не попавшие в зоологическую классификацию Линнея, то есть млекопитающие это млекопитающие, а птицы это птицы, почему было бы нелогично выделить группу созданий, имеющих те и другие признаки? Поскольку теория вымирания не была сформулирована во времена Скифов, а скелеты обнаруживались в крайне недоступных районах, почему было не предположить, что живое существо где-то за соседним холмом?
Таким образом легенда, поддерживаемая пейзажем и скелетами неузнанных животных, разошлась по миру вполне известным символом.
В дополнение, на заре палеонтологии динозавры представляли неповоротливыми тугодумами. По мере развития нашего понимания, включая схожесть с птицами и рептилиями, мы их чаще изображаем как подвижные и грациозные создания. Таким образом, соответствие представления древних Скифов о грифонах сопоставимо с соответствием понимания наукой поведения динозавров, чьи скелеты были обнаружены при раскопках. Древние палеонтологи проделали замечательную работу. Всё принято к рассмотрению, учтено и составлено замечательное культурное представление о вымерших животных на основе одних только находок. Автор считает, что мы должны оценить по достоинству их вклад. Спасибо Скифам!
Иллюстрация любезно предоставлена Giovanni.org
Перевод Владимир Максименко 2013-2014
Вступление от сайт...
1. История триколора и герб Романовых Нынешний официальный "триколор" принят с ноября 1991г. (Президиум Верховного Совета РСФСР принял бело-сине-красный флаг в качестве официального национального флага страны). При принятии решения либералы утверждали, что бело-сине-красный все 300 лет был флагом империи Романовых. Это - ложь. Триколор, как национальный флаг Российской империи, использовался всего 34 года. Только 28 апреля/07 мая 1883 года император Александр III
(1845-1894гж) издал "Повеление о флагах для украшения зданий в торжественных случаях
", предписывавшее использовать исключительно бело-сине-красный флаг. 1883-1917=34. А император Николай II (1868-1918гж) с 1896 года в бело-сине-красный триколор вставил черного двуглавого орла на желтом фоне. Т.е. Николай II объединил в государственной символике России преемственность Романовых от двух ветвей немецких (саксонских) Веттинов. Повторю - только тридцать четыре года, из которых нынешний триколор с орлом - всего 21.
Начало триколора - исключительно немецкое. В 1636 году (при царе Алексее Михайловиче, 1629-1676гж, отец Петра I) в Нижнем Новгороде для путешествия в Персию посольства немцев Гольштейна (заселенная саксами области Германии) был построен "Фредерик
" - первый вооруженный корабль западно-европейского типа на Руси. Корабль построен не для русского посланника (Алексей Савин Романчуков), а именно для немцев! Из книги немецкого географа Адама Олеария
1727г. "Описание путешествия в Московию, Тартарию и Персию
(с 1633 по 1639гг.)" четко следует, что корабль ходил под сине-бело-красным триколором герцогства Голштинского. Повторяю - немецкого герцогства Голштинского. Посольство имело задачу организации торговли китайским шелком по северному маршруту через Тартарию и Московию.
Но бояре рода Романовых не всегда были предателями. Есть родовой герб Романовых (т.е. первых Романовых) - составлен в царствование императором Александра II (1818-1881гж) в западноевропейском виде по рисунку боярина Н.И.Романова и высочайше утвержден 08.12.1856г. Герб представляет из себя красного грифона (!) на серебряном поле, который держит меч и золотой тарч (круглый щит), увенчанный небольшим черным орлом; на черной кайме - восемь оторванных львиных голов (четыре золотых и четыре серебряных). Любой житель Москвы или ее гость может увидеть родовой герб Романовых. Недалеко от Кремля, на ул.Варварка есть "Палаты бояр Романовых ". Построены они в XV веке. На стене Палат - Герб рода Романовых. Вздыбленный грифон смотрит на просителей с барельефа над входной дверью северного фасада и с золоченого флюгера терема третьего этажа. Вот он: 2. Определение империи Империя от лат. imperium - власть. По про-западному официозу, первой империей была Империя Саргона
(2316-2261гг. до н.э.) на ближнем Востоке - т.н. Аккадская держава XXIII века до н.э.
, по названию столицы с зависимыми владениями простерлась от озера Туз (ныне Турция, 150 км к юго-востоку от Анкары) и Таврских гор (юг Турции) в Малой Азии до Белуджистана (юго-восток Иранского плато, ныне Пакистан). А наиболее известными - Римская и Османская империи. Это - ложь. Как минимум, первой империей была Великая Скифия
с 36 века до н.э. Скифы господствовали в Евразии трижды (Помпей Трог / Гней Помпей Трог, лат. Gnaeus Pompeius Trogus, римский историк I века до н.э.- I века н.э.), первый раз - в Азии в XXXVI-XXI вв. до н.э. Это была эпоха ранней бронзы, период ямной и катакомбных культур.
Древние империи часто охватывали всю познанную территорию суши и моря, за пределами которой античная геополитика уже не ориентировалась. В Великой Евразийской империи периодически менялись правящие народы (по Л.Н.Гумилеву - пассионарные этносы) - скифы, сарматы, гунны, чингисиды, русы. А сама Империя преобразовывалась в конфедерацию царств, племенные союзы и обратно. В границах современных стран, территория Империи (с учетом вассальных царств) простиралась от Северного Ледовитого до Индийского и Южно-китайского, от южного берега Балтики (восточная Германия) до Балкан и острова Крит, от Турции до Пакистана, от Афганистана до Японии. Правящими царствами великой Империи были: Великая Ария (42-20в до н.э.), Великая Артания/Великая Русения/Срединное государство (12-3в до н.э.), Великая Скифия (36-21 Азия, 17-2в до н.э.), Великая Сарматия/Алания (4/2в до н.э.- 2/4 н.э.) + Киевская Русь на Дунае (2-3в нэ), Великая империя Гуннов (3/2в до н.э.- 5в), Хазарский (6-8/9в) и Русский каганаты (8-9в) + Ободритский союз (9-12в), Великая Тартария/Великая Орда - 12-18в (вкл. Древнюю Русь 9-13в, Империю Великих Моголов / Mogul Empire 12-15в)
.
3. Грифон в древнем мире - описание и символика Описание грифона в легендах и мифах - довольно четкое. Несмотря на разные типы грифонов: грифон классический, опиникус, хиеракосфинкс, минойский грифон, аксекс, кейсонг. Всегда грифон - это чудовищные птицы с телом льва и головой орла; голова у существа птичья - орлиная; у существа есть клюв; четыре лапы; длинный хвост. Глаза у грифона имели золотой отлив. Голова по форме напоминала голову огромного волка со страшным клювом в фут длинной, крылья были с необычным вторым суставом (чтобы удобнее было их складывать). Считалось, что от крика грифона вяли цветы и жухла трава, а все небольшие живые существа падали замертво. Грифон символизировал бдительность и свирепость, а его образ олицетворял господство над стихией земли (лев) и воздуха (орел). Символ - это страж на входе и только в этом он схож с образом дракона.
Факты из археологии (для тех, кто не верит, что в природе был эволюционно возможен грифон)... Палеонтологи считают, что все птицы - потомки динозавров. Сочетание в древности четырех лап и черепа, заканчивающегося массивным клювом (т.е. с формой, как у попугая) доказывают четвероногие динозавры протоцератопсы . Остатки этих травоядных динозавров найдены на территории пустыни Гоби в современной Монголии. Причем лапы протоцератопсов действительно похожи на львиные.
Возникновение образа грифона про-западные историки пытаются искать в ассирийской, египетской культурах и только иногда - в скифской. Грифон есть у древних шумер в мифе о Лугальбанде в виде огромной птицы Анзуд. Но там эта птица имела голову льва с клювом: Грифона действительно можно увидеть и в египетской мифологии, где он соединяет в себе льва (царя) и сокола (символ бога Гора). Вариант грифона в Египте - Ахех
, только со всеми птичьими конечностями. Это существо есть на всем протяжении существования египетской цивилизации: в Древнем и Среднем царстве он символ победоносного царя, шагающего по трупам врагов. Но не надо забывать о предках скифов - ариях. Напомню, что в ХV веке до н.э. арийская династия правила в государстве Митанни, располагавшемся на верхнем Евфрате. В 1700-1675гг до (!) н.э. в Египет вторглись войска ариев ("гиксосов") из Азии. Они завоевали Египет и правили им около 150 лет (см. главу "Фараоны Египта" книги " ").
У славян Аполлону соответствовал Даждь Бог (Дажбог, Дажьбог, Тарх Перунович) , бог плодородия и солнечного света, дающий Бог, один из трех главных Богов славян (брат богини Тары). Славяне считали, что именно Даждьбог дал начало всем родам славянским. Но! Также как и Аполлон, Даждь Бог славян летал на грифонах. Многочисленные "реставрации" не все уничтожили - см. каменный барельеф "Вознесение ДаждьБога " на стенах Дмитровского собора (конец XII - начало XIII века) в г.Владимире, столице Владимиро-Суздальской Руси. А священным животным Даждьбога - считался лев. Эсхил
(525-456гж до н.э., древнегреческий драматург) называл грифонов "птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают
". Более поздние авторы добавляют описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают. Греческий физик Ктесий описывал трудности добывания золота в Азии: Высоко в горах там, где обитают грифоны, четвероногие птицы размером с волка и когтями льва
". Клавдий Элиан: грифон четвероног, имеет мощные когти, подобно льву. Считается что на спине его оперение чёрное, на груди красное, а под крыльями белое.... шея пёстрая с тёмно-синими перьями, голова и клюв орла... Грифоны гнездятся в горах и, хотя невозможно поймать взрослую особь, иногда удаётся захватить птенцов
". Римский писатель и ученый Плиний Старший в "Естественной истории" упоминал об загадочных огромных птицах с телом льва и изогнутым клювом как о реальных существах. Один из крупнейших учёных раннего Средневековья епископ Исидор Севильский
(560-636 гж, архиепископ и писатель) упоминал грифа в своих трудах и называл его жившим ранее, но вымершим существом.
На Западе причисляют евразийского грифона к темным силам. Например грифон впряжен в колесницу бога смерти Сатурна вместе с аспидом (ядовитый мифический змей, олицетворяющий в себе зло). Почему к темным - понятно по второму факту - на колеснице, запряженной парой грифонов, летала греческая богиня возмездия Немесида/Немезида, что символизировало быстроту воздаяния за грехи. Ведь грифон - чудовищно быстрая птица. Средневековая аналогия проста - всех, напавших на славян, ждет быстрое возмездие Рисунки грифонов и похожих летающих существ находят на артефактах с датой от VII тысячелетия до н.э. Тысячелетия! Зенд-Авеста (книга ариев до-ледникового периода - 21 книга священных текстов зороастрийцев) пишет о грифоне, который охранял Золотую гору и служил богам в качестве сторожа. Артефакты:
|
Древний мир
Впервые изображения грифонов засвидетельствованы на дворцовых фресках Крита позднеминойского периода . Также изображения грифонов встречались в древнем Египте и древней Персии, но наибольшее распространение они получили в искусстве античного греческого мира.
Levantine - Winged Griffin Nibbling on Sacred Tree - Walters 711171.jpg
Нео-ассирийское искусство, финикийский стиль: грифон, грызущий листок священного дерева. Слоновая кость; 8-й век до н. э.. Художественный музей Уолтерса
Античные авторы
Впервые их упоминает поэт VI в. до н. э. Аристей из Проконнеса , а также Эсхил (Прометей 803) и Геродот (История IV 13).
Средневековая символика
Считалось, что грифоны родом из Индии , где они охраняли огромные сокровищницы с золотом. Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V век до нашей эры). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии в Гиперборее и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов "птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают". Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.
Грифон в геральдике
Грифон - часто встречающаяся негеральдическая фигура в гербах . Символизирует могущество, власть, бдительность, быстроту и силу. Мужской вариант грифона (англ. male griffin ) изображался бескрылым и с пучками алых шипов (обозначающих солнечные лучи), иногда даже с рогами или бивнями. В геральдике существует образ морского грифона (англ. sea-griffin ), обозначающего связь армигера с водой. Такой грифон бескрыл и имеет рыбий хвост вместо «львиной» части тела.
Грифон в архитектуре
Архитектурное украшение в виде фантастического существа с туловищем льва и головой орла или льва встречается в виде барельефов на стенах зданий, а также в виде скульптур, располагающихся на крышах и венчающих колонны и пьедесталы. Как символ стража сокровищ, крылатый лев присутствует в качестве декоративного мотива элементом архитектурного оформления казнохранилищ банков и т. п.
Грифоны с головами львов высятся на крыше здания таможни в Барселоне .
Грифон в современной культуре
Грифон - популярный персонаж произведений в жанре фэнтези , встречающийся в художественной литературе, кинематографе и компьютерных играх.
Пьер, как это большею частью бывает, почувствовал всю тяжесть физических лишений и напряжений, испытанных в плену, только тогда, когда эти напряжения и лишения кончились. После своего освобождения из плена он приехал в Орел и на третий день своего приезда, в то время как он собрался в Киев, заболел и пролежал больным в Орле три месяца; с ним сделалась, как говорили доктора, желчная горячка. Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он все таки выздоровел.
Все, что было с Пьером со времени освобождения и до болезни, не оставило в нем почти никакого впечатления. Он помнил только серую, мрачную, то дождливую, то снежную погоду, внутреннюю физическую тоску, боль в ногах, в боку; помнил общее впечатление несчастий, страданий людей; помнил тревожившее его любопытство офицеров, генералов, расспрашивавших его, свои хлопоты о том, чтобы найти экипаж и лошадей, и, главное, помнил свою неспособность мысли и чувства в то время. В день своего освобождения он видел труп Пети Ростова. В тот же день он узнал, что князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых. И в тот же день Денисов, сообщивший эту новость Пьеру, между разговором упомянул о смерти Элен, предполагая, что Пьеру это уже давно известно. Все это Пьеру казалось тогда только странно. Он чувствовал, что не может понять значения всех этих известий. Он тогда торопился только поскорее, поскорее уехать из этих мест, где люди убивали друг друга, в какое нибудь тихое убежище и там опомниться, отдохнуть и обдумать все то странное и новое, что он узнал за это время. Но как только он приехал в Орел, он заболел. Проснувшись от своей болезни, Пьер увидал вокруг себя своих двух людей, приехавших из Москвы, – Терентия и Ваську, и старшую княжну, которая, живя в Ельце, в имении Пьера, и узнав о его освобождении и болезни, приехала к нему, чтобы ходить за ним.
Во время своего выздоровления Пьер только понемногу отвыкал от сделавшихся привычными ему впечатлений последних месяцев и привыкал к тому, что его никто никуда не погонит завтра, что теплую постель его никто не отнимет и что у него наверное будет обед, и чай, и ужин. Но во сне он еще долго видел себя все в тех же условиях плена. Так же понемногу Пьер понимал те новости, которые он узнал после своего выхода из плена: смерть князя Андрея, смерть жены, уничтожение французов.
Радостное чувство свободы – той полной, неотъемлемой, присущей человеку свободы, сознание которой он в первый раз испытал на первом привале, при выходе из Москвы, наполняло душу Пьера во время его выздоровления. Он удивлялся тому, что эта внутренняя свобода, независимая от внешних обстоятельств, теперь как будто с излишком, с роскошью обставлялась и внешней свободой. Он был один в чужом городе, без знакомых. Никто от него ничего не требовал; никуда его не посылали. Все, что ему хотелось, было у него; вечно мучившей его прежде мысли о жене больше не было, так как и ее уже не было.