Литература дает нам колоссальное обширнейшее сжатое изложение. Тема урока: Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе гиа

Выдающийся советский исследователь Д.С. Лихачев сказал: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни». Я думаю, что он имел в виду возможность читателя проживать тысячи жизней, примеряя на себя судьбу каждого узнанного героя. Мы можем не испытывать позора Сонечки Мармеладовой или умиротворения Веры Павловны, достаточно просто открыть романы Достоевского или Чернышевского, чтобы почувствовать эти состояния. Благодаря чтению мы можем путешествовать по разным мирам, странам и временам, не выходя из дома. Поэтому начитанный человек, как правило, имеет широкий кругозор и лучше разбирается в людях.

Чтобы обосновать свою точку зрения, приведу примеры из литературы. В повести Тургенева «Фауст» показано сокрушительное влияние литературы, способное переменить жизнь человека, переломить ход его личной истории. Главная героиня Вера Николаевна до 28 лет не прочитала ни одной книги (из художественной литературы). Ее строгая мать полагала, что девушке вредно их читать. В дальнейшем Вера вышла замуж, занималась лингвистикой и естественными науками, но романы и стихи по-прежнему не интересовали ее. После того, как рассказчик прочел ей самое известное произведение Гете «Фауст», на Веру обрушился весь груз того опыта, от которого ее тщетно оберегали. Она познала любовь, страсть и другие сильнейшие чувства, что до этого момента никак не касались ее, она их просто не понимала. Не выдержав напряжения, героиня скончалась. Литература действительно дает нам обширнейший опыт жизни, который нельзя обрушить на неподготовленного человека, как мой опыт на младенца, например. Переживания, мысли и эмоции приходят к нам постепенно, как и серьезные книги, ведь проза и поэзия тоже являются источниками духовной материи, подобно жизни.

Другой пример можно найти в поэме Пушкина «Евгений Онегин». Главная героиня, в отличие от своей сестры, была начитанна и вдумчива. В то время, как Ольга легкомысленно и поверхностно относилась к жизни, Татьяна серьезно и основательно мыслила и чувствовала. Ее любовь к Онегину была глубока и сильна, ее нравственные устои непоколебимы, а проницательность и мудрость в финале покорили Евгения. То есть, начитанность во многом сформировала ее характер. Когда девушка отыскала библиотеку возлюбленного, она поняла его душу и простила ему холодность. Значит, именно книги дали совсем юному человеку знание жизни и необходимую эмоциональную зрелость, которые позволили Татьяне разобраться в создавшейся ситуации и принять ее.

Таким образом, можно сделать вывод, что Лихачев хотел сказать о роли литературы в формировании личности и в ее развитии. Чтение помогает нам приобрести мудрость раньше того момента, когда мы уже не сможем ею воспользоваться. Более того, книги дают нам возможность узнать, увидеть, почувствовать то, чего бы мы никогда не смогли пережить в своей жизни.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Дмитрий Сергеевич Лихачёв – личность, перед которой я преклоняюсь за его мудрость, интеллект, преданность Родине, неоценимый вклад в развитие русской культуры. В его работах я нахожу отражение собственных мыслей на многие затронутые им вопросы. Я его воспринимаю, как близкого мне человека, с которым у нас родственные души.
Позволю себе привести только одну цитату из его статьи «Любите читать!»:
«Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми».
Д. С. Лихачёв прожил долгую, наполненную трудностями и лишениями жизнь, очень переживал за будущее России, за наше с вами будущее и оставил, как заповеди для последующих поколений свой моральный кодекс. Все его положения были составлены на основе христианского Евангелия.
О своих религиозных чувствах академик Д.С. Лихачев публично не рассуждал, редко писал, но веру свою крепко хранил. В заметках «О жизни и смерти» он писал так: «Нельзя верить в Бога „попутно“, „между прочим“, признавать Бога как постулат и вспоминать о Нём только, когда спрашивают».
Немного переосмыслив лихачевские заповеди, мне захотелось воплотить их в стихотворную форму. Удивительно легко подбирались слова и складывались рифмы, возможно, потому, что это есть язык духовный!

1. «Люби людей – и ближних, и дальних»

Любите людей – и ближних, и дальних,
И будет всё меньше на свете печали:
Чем больше любви вы во вне отдаёте,
Тем больше её для себя обретёте.

2. «Твори добро, не видя в том заслуги»

Твори добро, не видя в том заслуги,
Не выставляя славу напоказ,
Господь пожмёт дарующую руку
И стОрицей за всё тебе воздаст!

3. «Люби мир в себе, а не себя в мире»

Любите мир в себе, а не себя в сём мире,
К гармонии стремясь мятущейся душой,
Ты сам не сотвори вдруг из себя кумира,
Чтоб не смешать свой дух с тщеславною толпой!

4. «Будь рыцарем и с женщиной, и в споре»

Будь рыцарем и с женщиной, и в споре,
И на полшага просто отступи,
Порою лишь уступкой дверь откроешь,
В которую и силой не войти!

5. «Пей из неиссякаемого источника культуры, но не захлебнись»

Из чистого источника культуры
Ума и сердца голод утоли!
Бери, но знай: всё хорошо, что в меру,
А мера то, что сможешь унести!

6. «Твори по силам – дело не в масштабе»

Твори по силам – дело не в масштабе,
Пусть будет мал кирпичик для стены,
Так, дальний путь мы отмеряем шагом,
Ведь в этом шаге смысл любой длины!

7. «Не уставай в труде и самосовершенствовании: творчески обогащая мир – изменяешь себя, нравственно совершенствуя себя – изменяешь мир»

Не уставай в труде и чЕрпай знанья,
Достойным людям будет путь открыт
Для творчества и миросозиданья,
И Божьих промыслов и малых, и больших…

8. «Ни зависти, ни жадности, ни злобы ты в сердце никогда не допускай»

Ни зависти, ни жадности, ни злобы
Ты в сердце никогда не допускай,
Коль в нём живёт Любовь и Вера в Бога,
Там места не останется для зла!

9. «Не помни зла и злого пожалей»

Не помни зла и злого пожалей,
Когда поймёт он, что такое горе,
Не помня зла, воды ему налей,
Он так ничтожен в злобе, так ничтожен…

10. «Будь скромен – чванство низко и смешно»

Будь скромен – чванство низко и смешно,
Им путь к тщеславью устилают люди,
Забыв, что пресыщение - грешно,
А скромность - благодетельное чудо!

11. «Настраивай себя сам – достоинство твой камертон»

Внутри себя достоинство храни,
И будешь почитаем ты людьми:
Кто сдержан – тот спокоен и умён,
И низостью не будет уязвлён!

12. «Будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам»

Лживым словом не делись,
Лицемерье - непригоже,
Правда упрощает жизнь,
Ложь обходится дороже!

13. «Не казни себя за ошибку, а извлеки из неё урок»

Мы на ошибках учимся своих,
Едва лишь сделав в детстве первый шаг,
Ведь в жизни каждый учится ходить
Не на чужих, а на своих ногах!

Читая книгу, проживаешь
Ты столько жизней, сколько книг
В своей ты жизни прочитаешь,
И знанья чЕрпаешь из них!

15. «Над временем человек не властен, но будь хозяином своего времени»

Неуловимо Время,
Никто над ним не властен,
Лишь оценив мгновенье,
Ты будешь в жизни счастлив!

16. «Не отказывайся от временного, служи вечному, но не будь рабом ни того, ни другого»

Мы пришли в этот Мир на время,
Чтоб постичь и улучшить его,
Для духовного преображенья,
Не прося взамен ничего!

17. «Будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух»

Нам Вера, как маяк в ночи,
Как пламя трепетной свечи,
Что мы, как душу бережём,
Пока Создателю вернём!

18. «Будь памятлив – в прошедшем твой исток!»

Будь памятлив – в прошедшем твой исток,
И сколько бы веков не отсчитало Время,
История есть жизненный урок,
В котором судьбы многих поколений!

19. «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое»

Не ищите вы лёгких дорог,
Смысл развития – в преодолении,
Чем труднее и выше прыжок,
Тем весомей его значение!

20. «Старайся всегда соблюдать чувство меры»

Всему есть мера – тонкая черта,
Что из законов жизненных взятА
Из тех, что буквою Закона утверждён,
И «жизнь по совести» - неписанный Закон!

21. «Не отчаивайся и не уставай в поисках смысла жизни – своего, а не взятого с чужого плеча»

Бывает, мы устало опускаем руки,
Не видя смысла жизни впереди,
Но, лишь пройдя страдания и муки,
Мы этот смысл сумеем обрести!

22. «Будь совестлив: вся мораль – в совести»

Быть может, вам предложат лёгкий путь,
Где нужно только грань перешагнуть,
И малодушно отвести глаза
От той черты, где «можно» и «нельзя».
На этот счёт лишь совесть даст ответ:
Достойно это будет или нет!

23. «Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее!»

Чти прошлое – начало всех начал,
Хоть в настоящем всё же твой причал.
И, жизнь творя, в ней постигая суть,
Ты в будущее пролагаешь путь!

24. «Будь патриотом и не будь националистом»
«Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором - ненависть ко всем другим».

Будь патриотом, Родине служи,
Но с разными народами дружи!
Народ, что уважать других привык
Для мира будет ценен и велик!

25. «Твой дом – земля, твоя семья – человечество, береги их!»

Нам Земля – колыбель от рожденья - навек,
Человеческий род нескончаем,
«Как прекрасна Земля, и на ней человек!» -
Я есенинский слог повторяю!

Каждая эпоха находила своих пророков и свои заповеди. На рубеже ХХ-ХХI веков появился человек, сформулировавший вечные принципы жизни применительно к новым условиям. Эти заповеди, по мысли ученого, представляют собою новый нравственный кодекс третьего тысячелетия:
1. Не убий и не начинай войны.
2. Не помысли народ свой врагом других народов.
3. Не укради и не присваивай труда брата своего.
4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
5. Уважай мысли и чувства братьев своих.
6. Чти родителей и прародителей своих и всё, сотворенное ими сохраняй, и почитай.
7. Чти природу как матерь свою и помощницу.
8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслью свободного творца, а не раба.
9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

Эти десять заповедей служат «завещанием Лихачева и его автопортретом, в которых ярко выражено совмещение ума и добра». Для педагогической науки эти заповеди могут явиться теоретической основой содержания нравственного воспитания.

Показать текст целиком

Дмитрий Сергеевич Лихачев в прочитанном мною тексте заставляет задуматься над такой актуальной в нашем мире проблеме, как чтение. Эта тема волнует многих, потому что в наш век развитых информационных технологий современный человек все меньше и меньше отводит времени бумажной книге. Сейчас, как верно замечает автор, люди читают больше "для галочки": то, что надо прочесть "(по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия)", а не для собственного удовольствия.

По мнению автора, читать литературные произведения необходимо "в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке" для того, чтобы открылось самое главное: что хотел писатель донести до сердца, до души читателя, взявшего книгу."Незаинтересованное", но интересное чтение - вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека" - говорит Лихачев . Литература же, по мнению Дмитрия Сергеевича, при "полном погружении" может сотворить с человеком удивительное: сделать интеллигентным, развить "не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей" и многое, многое другое.

Позиция же автора заключается в том, что читать нужно больше и читать "с величайшим выбором". Лихачев призывает нас не тратить самый большой и самый драгоценный капитал, которым мы обладаем, - свое время на "суетность",

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2

(Д. Лихачев)

Сочинение

Какое место занимает литература в жизни людей? Что нам дает чтение? Как правильно выбирать книги? Насколько важно читать книгу «бескорыстно», с интересном? Академик Дмитрий Лихачёв предлагает нам поразмышлять над проблемой правильного чтения.

В тексте речь идёт о том, что книги и чтение могут стать образом жизни каждого человека, стоит только подобрать правильную книгу, ведь она, по словам Лихачёва, служит «проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей». Литература имеет огромное значение в жизни людей, она даёт нам «колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни», несёт мудрость, обогащает внутренний мир человека, воспитывая его.

Д. С. Лихачёвпризывает нас читать книги осмысленно, вдумчиво, вникая в каждую мелочь, ведь именно в мелочах кроется самое интересное и загадочное. Погружаться в чтение нужно не ради кого-то, а для себя. Автор считает, что наиболее важной является классическая литература, выдержавшая испытание временем, но он не отвергает и современную литературу, ведь на многие вопросы нашего времени может ответить только она. А для того чтобы по-настоящему понять и полюбить книгу, необходимо неоднократно её перечитать.

Татьяна Ларина, главная героиня романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», питала к книгам такую же сильную любовь, какую питаю и я. «Теперь с каким она вниманьем/ Читает сладостный роман,/ С каким живым очарованьем/ Пьет обольстительный обман!» Татьяна читала книги, воображая себя на месте главных героинь романов: погрузившись в чтение с головой, она разделяла с ними чувства, владеющие ими.

Незабываемые минуты я провела с романом-эпопеей Л. Н. Толстого «Война и мир». Переживая за Андрея Болконского, волнуясь за судьбу Марьи Болконской, удивляясь поступкам Пьера Безухова, я читала страницу за страницей. Княжна Марья сразу же полюбилась мне, и я не могла оставить книгу закрытой: переживания за княжну заставляли меня вновь и вновь открывать полюбившийся мне роман. А какую радость я испытала, когда узнала, что Марья обрела наконец счастье с Николаем Ростовым, нельзя передать словами.

Чем больше книг я читаю, тем чаще нахожу «свои» книги, тем больше понимаю слова Лихачева: «есть много книг, без которых жить нельзя».

Вконтакте

Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой - нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?
Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни.

Сочинение

Испокон веков чтение литературы было одним из главных показателей образованного во всех отношениях человека.

В данном тексте Д.С. Лихачев поднимает актуальную на сегодняшний день проблему роли книг в жизни человека.

Обращаясь к теме, автор делает акцент на том, что простое, «насильственное», заинтересованное чтение гораздо менее важно и продуктивно, нежели чтение «бескорыстное», ради собственного удовольствия – медленное и размеренное, со вниканием во все мелочи. Именно подобного рода употребление литературы, преимущественно классической, помогает любить и уважать труд писателей и поэтов, по-настоящему наслаждаться произведениями и, что не менее важно, расширять собственный кругозор. Дмитрий Сергеевич проводит параллель между книгой и телевизором и делает акцент на том, что произведения, в отличие от телепередач, человек может выбирать по собственной душе, рассчитывать нужное ему для подобного рода досуга время и тем самым погружаться в книгу гораздо глубже, вбирая самые важные и интересные для себя моменты. Такое спокойное, вдумчивое и размеренное чтение поможет сохранить «самый большой и самый драгоценный капитал», каким обладает человек, - собственное время.

Автор считает, что именно книги формируют личность. Литература способна воспитать в человеке интеллигентность, развить в нем чувство прекрасного, а также понимание жизни во всех её плоскостях. С помощью книг возможно путешествие «в другие эпохи к другим народам», а также путешествие к душам огромного множества достойных и интересных личностей. Другими словами, именно книги делают нас мудрыми.

Я полностью согласна с мнением Д.С. Лихачева и тоже считаю, что без книг невозможно полноценное формирование человека как личности. Существует множество книг, без которых сложно представить жизнь любого человека – в них заложен необходимый базис, нужный человеку для комфортного существования в обществе. Такие книги не просто служат ориентиром для человека – они к тому же являются одновременно и учителями, и психологами и собеседниками.

В антиутопии Рея Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» проблема роли чтения показана через призму деградированного общества, в котором книги запрещены законом. Люди в нем бездуховны, безнравственны, они не имеют собственного мнения, не имеют критического мышления и вообще какого-либо желания самостоятельно мыслить, все их развитие сконцентрировано вокруг стен, напоминающих экраны телевизоров. Но главный герой по началу, как и окружающие его люди, не замечает ничего плохого в своем укладе жизни, пока не решается прочесть книгу. И лишь после этого он осознал, насколько пусты, глупы и несчастны окружающие, осознал, что чтение может заменить ему и жену, и друзей и даже весь мир, бездуховный и пустой.

А.С. Пушкин поднимал проблему роли книг в жизни человека в романе «Евгений Онегин». Татьяна, одна из главных героинь произведения, росла в семье, где чтение не было постоянным занятием, и культурного воспитания как такового не было. Однако душа героини требовала культурного развития, общения с интересными людьми, она хотела открыться кому-нибудь, ведь на тот момент она могла вести душевные беседы лишь со своей няней. И тогда Татьяна открыла для себя романы и в этот момент нашла себе не только постоянного, умного, романтичного, культурного собеседника, она обрела в этих романах новую жизнь, которая вскоре смешалась с реальной. Возможно, чтение исключительно романов сыграло не самую лучшую роль в формировании идеала героини, однако сама девушка выросла зрелой, интересной, одухотворенной и самодостаточной личностью.

Таким образом, можно сделать вывод, что чтение – это то уникальное занятие, которое может заменить и общение с человеком, и просмотр телевизора, и важно понимать, какую роль играет книга в развитии личности. Читая хорошую литературу, мы развиваем и способность говорить, и способность мыслить, а это является неотъемлемым критерием зрелой личности.