Культура Просвещения Западной Европы XVIII века. Доклад: Культура Европы в XVII–XVIII веках Культура Западной Европы ХIХ века

XVII век – одна из самых ярких и блистательных страниц в истории мировой художественной культуры. Это время, когда на смену идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло ощущение драматических противоречий жизни. С одной стороны, происходит революционный переворот в естествознании, формируется новая картина мира, в искусстве появляются новые стили, с другой – преобладают политический консерватизм, пессимистические взгляды на общество и человека.

Эпоху XVII века в культуре и в искусстве принято называть эпохой барокко. Формирование новой европейской культуры было связано со стремительно меняющейся «картиной мира» и кризисом идеалов итальянского Возрождения. Для духовной жизни общества XVII века большое значение имели Великие географические открытия и естественно-научные открытия. Человек начал остро ощущать зыбкость и неустойчивость своего положения, противоречия между иллюзией и реальностью. Новое мировосприятие по-особенному преломилось в художественной культуре: все необычное, неясное, призрачное стало казаться красивым, привлекательным, а ясное и простое – скучным и неинтересным. Эта новая эстетика заметно потеснила прежние ренессансные принципы подражания природе, ясности, уравновешенности.

Так возник новый стиль – барокко. Барокко (итал. barocco - «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком») – жаргонное словечко португальских моряков для обозначения бракованных жемчужин неправильной формы стало использоваться в значении «смягчить, растворить контур, сделать форму более мягкой, живописной».

Для барочной архитектуры была характерна пышная декоративная отделка со множеством деталей, многоцветная лепка, обилие позолоты, резьбы, скульптуры, живописные плафоны, создающие иллюзию уходящих вверх разверзшихся сводов. Это время господства кривых, причудливо изогнутых линий, перетекающих друг в друга, торжественных фасадов зданий и величественных архитектурных ансамблей. В живописи доминирует парадный портрет, свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии.

Начало итальянского барокко связано со строительством римской церкви Иль Джезу (1575 г.), фасад которого был оформлен Джакомо делла Порта. Она в буквальном смысле «создала эпоху», став выражением стилевых тенденций времени: традиционное деление на 2 этажа, полуколонны, ниши, статуи и неизбежные волюты (завитки) на углах. Первой по времени и самой крупной дворцовой постройкой той эпохи был палаццо Квиринале, летняя резиденция римских пап, возведенный на вершине Квиринальского холма.

Наиболее яркое выражение в скульптуре это течение находит в творчестве Лоренцо Бернини. Его скульптура «Давид» – изображает момент стремительного движения, порыва навстречу гиганту Голиафу, переход одного движения в другое. Бернини не останавливается перед искажением лица, передачей болезненного или блаженного выражения. В скульптуре «Аполлон и Дафна» Лоренцо Бернини запечатлел в летящем движении момент превращения юной беззащитной Дафны, настигнутой легконогим Аполлоном, в лавр. Блестящее мастерство Бернини проявилось в строительстве знаменитых римских фонтанов – «Фонтан Тритона» и «Фонтан четырех рек».

С именем Бернини связан очередной этап преобразований собора Святого Петра в Риме: он оформил площадь перед собором, прямо от краев фасада далеко вперед протянулись крытые галереи-коридоры. Архитектор создал 2 площади – большую эллиптическую, обрамленную колоннами, и непосредственно примыкающую к ней площадь в форме трапеции, ограниченную с противоположной стороны главным фасадом собора. Одновременно пространство перед собором являлось и городской площадью, оформленной обелиском в центре овала и двумя фонтанами.

На первый план в изобразительном искусстве и прежде всего в живописи выходят Нидерланды. Питер Пауль Рубенс (1577-1640) подобно великим фигурам Возрождения, проявил себя в разных сферах деятельности: он был дипломатом, придворным, удостоился дворянского звания, дружил и сотрудничал с выдающимися людьми эпохи. Как и многие другие живописцы, в молодости Рубенс совершил поездку в Италию, где изучал памятники античности и работы мастеров Возрождения. Вернувшись на родину, он создал классический образ монументально алтарного образа барокко – «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» (1610-1614). Группа палачей и солдат ставит большой крест с пригвожденным к нему Христом. Разнообразные позы фигур, их сложные ракурсы и вздутые мышцы выражают крайнее напряжение физических сил, этой грубой мощи противопоставляется идеализированный образ Христа. Для Рубенса характерны могучие и пышные человеческие тела, полные жизненной силы, большой декоративный размах. Темой его полотен были мифологические и библейские сюжеты, исторические сцены.

Рубенс “Воздвижение креста” “Снятие с креста”

В картине «Охота на львов», эскиз для которой составляет одну из лучших рубенсовских вещей в собрании Эрмитажа, действие наделено необычайной стремительностью и страстностью. Вздыбившиеся кони, лев, терзающий падающего всадника, и поражающие его охотники слились в неразрывную группу, где безудержная сила и жизненная энергия превращаются в бешенство.

Он охотно обращается при этом к темам античного мира. Принадлежащая к числу шедевров мастера эрмитажная картина «Персей и Андромеда» (1620-1621) дает пример того, как свободно и реалистично использует он образы классической древности. Изображен момент, когда мифический герой Персей, прилетев на своем крылатом коне Пегасе, освобождает прикованную к скале Андромеду. Он победил державшего ее в плену дракона, и страшное чудовище бессильно разевает у его ног свою пасть. Восхищенный красотой пленницы, Персей приближается к ней, слава венчает победителя, амуры спешат служить ему.

Главной темой Рубенса был человек, живая и земная любовь, можно даже сказать страсть. Он был привержен к жизненной полноте, силе, размаху, буре движения. Он часто изображал обнажённые фигуры, часто грузное, теплое, полнокровное тело, налитое пышным цветом жизни и обычно выделенное светлым пятном на темном фоне. Так, он пишет «Елена Фоурмен в шубке». В портретах Рубенса аксессуары, фоны – пышные занавеси и т. д. не мешали, а наоборот способствовали раскрытию характера персонажа, проникновению в его внутренний мир («Портрет камеристки»).

Реалистические тенденции в живописи можно наблюдать в творчестве великого голландского художника Рембрандта Гарменса ван Рейн (1606-1669). Тематика его творчества многообразна: религиозные сюжеты, мифология, история, портреты, жанровые сцены. Искусство Рембранта отличалось, прежде всего, любовью к человеку, гуманизмом, в каждом произведении Рембрандта – попытка передать духовную эволюцию человека, трагический путь познания жизни. Его герои – люди с противоречивыми характерами и непростыми судьбами. Художник всегда изучает натуру, свою модель, не ограничиваясь изображением общих черт. В историю мировой живописи Рембрандт вошел как мастер автопортрета. Из года в год он изображал себя то веселым или грустным, то рассерженным или равнодушным. В ста созданных им автопортретах – история его жизни, биография души, исповедь художника.

На картине «Возращение блудного сына» изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, осердился и не хотел войти.

«Даная» написана по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея. Когда царь древнегреческого города Аргоса узнал о пророчестве, согласно которому ему суждено умереть от руки сына Данаи, своей дочери, он заключил её в подземелье и приставил к ней служанку. Бог Зевс, однако, проник к Данае в виде золотого дождя, после чего она родила сына Персея.

Во Франции XVII века господствовал классицизм. Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Мастера классицизма не передавали в своих произведениях непосредственную, окружающую их жизнь. Они изображали облагороженную действительность, стремились создать идеальные образы, соответствовавшие их представлениям о разумном, героическом и прекрасном. Тематика классицистического искусства ограничивалась главным образом античной историей, мифологией и Библией, а образный язык и художественные приемы заимствовались из классического античного искусства, которое в представлении мастеров классицизма больше всего соответствовало гармоническому идеалу разумного и прекрасного.

Основоположником классицизма во французской живописи был Никола Пуссен (1594-1665). Его произведения отличают глубокие идеи, мысли и чувства. Он считал, что искусство должно напоминать человеку «о созерцании и мудрости, с помощью которых он сумеет остаться твердым и непоколебимым перед ударами судьбы». В рамках сюжетов из античной мифологии и Библии Пуссен раскрывал темы современной эпохи. В своих произведениях он стремился к величавому спокойствию, благородной сдержанности, равновесию. Его идеал – герой, сохраняющий в жизненных испытаниях невозмутимое спокойствие духа, способный совершить подвиг. Мысль о быстротечности жизни и неизбежности смерти часто привлекала внимание Пуссена и послужила темой многих его работ. Лучшая среди них - картина «Аркадские пастухи» (Лувр), выполненная, по-видимому, в начале 1650-х годов. Она изображает четырех жителей легендарной счастливой страны - Аркадии, нашедших среди зарослей кустарника гробницу и разбирающих высеченные на ней слова: «И я был в Аркадии». Эта случайная находка заставляет задуматься аркадских пастухов, напоминая им о неизбежности смерти. Глубокая философская идея, лежащая в основе этой картины, выражена в кристально ясной и классически строгой форме. Характер фигур, их статуарность и близость к античным формам и пропорциям показательны для зрелого искусства мастера. Картина отличается необыкновенной цельностью замысла и выполнения, а затаенная грусть, которой она проникнута, придает ей совершенно своеобразную прелесть. Одна из характерных черт его таланта – умение раскрыть внутренний мир человека в движении, в жесте, в ритмах.

В истории французской культуры период с начала царствования Людовика XV и до начала революции (1789) называют периодом Просвещения. Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просвещения является процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими. Светское зодчество в XVIII веке впервые берет верх над церковным практически на территории всей Европы.

Социальная жизнь эпохи Просвещения было весьма противоречивой. Просветители боролись со «старым порядком», который тогда еще имел реальную силу. Не только стилем художественного творчества, но и образом жизни королевских дворов, олицетворяющих «Старый порядок» Европы становится рококо (от франц. «rocaille» – раковина). Название передает главную черту этого стиля – выбор сложной, изысканной формы и причудливости линий, напоминающих силуэт раковины.

Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» - это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями, имитирующими естественные (природные) образования. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту.

Архитектура рококо

В отличие от барокко, которое было исключительно придворным стилем, рококо было искусством аристократии и высших слоев буржуазии. Теперь главной целью мастера стало не прославление кого-либо или чего-либо, а удобство и удовольствие конкретного человека. Архитекторы рококо стали заботиться о комфорте человека. Они отказались от помпезности величественных барочных зданий и старались окружить человека атмосферой удобства и изящества. Живопись также отказалась от «великих идей» и стала просто красивой. Избавленные от бурных эмоций барокко, картины наполнились холодным светом и тонкими полутонами. Рококо был, пожалуй, первый почти полностью светский стиль в истории европейского искусства. Как и философия Просвещения, так и искусство рококо отделились от церкви, отодвинув религиозные темы далеко на задний план. Отныне и живопись, и архитектура должны были быть легкими и приятными. Галантное общество XVIII века устало от нравоучений и проповедей, люди желали наслаждаться жизнью, получая от нее максимум удовольствий.

Рококо проявлялся не во внешнем оформлении зданий, а только в интерьерах, а также в оформлении книг, в одежде, мебели и живописи. Стиль рококо выразился блестящим образом также во всех отраслях художественно-промышленных производств; с особенным успехом он применялся в фабрикации фарфора, сообщая своеобразное изящество как форме, так и орнаментации его изделий; благодаря ему, эта фабрикация сделала в своё время огромный шаг вперёд и вошла в большой почёт у любителей искусства. Кроме фарфора - в моде серебро. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. В этом веке рождается кулинарное искусство в его современном виде, в том числе - искусство сервировки стола. Мебель рококо отличается характерными чертами. Одна из самых ярких черт - изогнутые линии, изогнутые ножки. Мебель становится более легкой и изящной по сравнению с той, что была прежде. Появляются новые предметы мебели: консольные столики, секретеры, бюро, комоды, шифоньеры. Два наиболее распространенных типа кресел - «Бержер» и «Маркиза». Позолоченные канделябры, часы, фарфоровые статуэтки, гобелены, ширмы – обязательные элементы стиля рококо. В обилие используются зеркала и картины, весящие ассиметрично. На диванах и креслах используйте шелковые подушки и пуфы с сюжетной вышивкой. Интересный факт – именно стиль дизайна рококо внес в интерьер такое новшество как аквариум в интерьере.

Интерьер рококо

Главные темы живописи рококо – изысканная жизнь придворной аристократии, «галантные празднества», идиллические картины «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы. Одним из величайших мастеров французского искусства 18 века был Антуан Ватто (1684-1721), художник тонкого поэтического чувства и большого живописного дарования. Мечтательный и меланхоличный мастер «галантных празднеств», он внес в изображение жизни светского общества подлинную поэзию и глубину чувств, а в трактовку любовных сцен и беспечных увеселений оттенок какой-то тоски и неудовлетворенности. Очень часто мы встречаем в его картинах образ одинокого мечтателя, меланхолического и грустного, погруженного в раздумье и удалившегося от шумного веселья, от суетного тщеславия толпы. Это - подлинный герой Ватто. Произведения его всегда овеяны лирической грустью. Мы не найдем в них бурного веселья, резких и звучных красок. Особенно любит он изображать гуляющих или развлекающихся дам и кавалеров на фоне пейзажа, в заросших тенистых парках, на берегу прудов и озер. Таковы две очаровательные картины Дрезденской галереи, например «Общество в парке», где все проникнуто тонким лирическим настроением, и даже мраморные статуи античных богов, кажется, с благосклонностью взирают на влюбленных.

“Прибытие на остров Киферу”

Самым знаменитым художником рококо был Франсуа Буше, который, помимо живописи, работал во всех видах декоративного и прикладного искусства: он создавал картоны для шпалер, рисунки для севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и декоративные росписи. Франсуа Буше был художником, идейно связанным с аристократическим обществом в период его упадка; он запечатлел в своих полотнах то стремление к наслаждению всеми благами жизни, которое царило среди высших классов в середине 18 века. В творчестве Буше получают широкое распространение мифологические сюжеты, дающие повод для изображения обнаженного женского и детского тела. Особенно часто он пишет мифологических героинь - в разные моменты их любовных похождений или занятых туалетом. Не менее характерны для Буше и так называемые пасторали, или пастушеские сцены. Увлечение пасторальными темами, характерное для всей эпохи, было отражением модных тогда теорий, согласно которым счастливы лишь наивные люди, живущие вдали от цивилизации, на лоне природы. Его пастухи и пастушки - нарядные и миловидные юноши и девушки, немного костюмированные и изображенные на фоне пейзажей. Помимо пасторалей и мифологических картин он писал жанровые сцены из быта аристократического общества, портреты (особенно часто портреты маркизы Помпадур), религиозные изображения, решаемые обычно в том же декоративном плане («Отдых на пути в Египет»), цветы, орнаментальные мотивы. Буше обладал неоспоримым талантом декоратора, он умел связать свои композиции с решением интерьеров.

Мода рококо

Вопросы и задания:

1. Расскажите об эстетических признаках стиля барокко

2. Расскажите об особенностях живописи бароккко на примере творчества Рубенса

3. Расскажите о живописной манере Рембрандта

4. Почему стиль рококо считается стилем аристократии?

5. Составьте заочную экскурсию по Версалю

1 XVIII столетие в Европе - век Просвещения.

2 Буржуазно-просветительское направление в искусстве и культура рококо. Новый классицизм.

Чтобы почувствовать духовную атмосферу XVIII столетия в Европе, давайте обратимся и самому популярному французскому драматургу это­го времени Ж.-П Бомарше и его «Севильскому цирюльнику»:

"Розина. Вечно Вы браните наш бедный век.

Бартоло. Прошу простить мою дерзость, но и он дал нам такого,

за что мы могли бы его восхвалять? Всякого рода глупости: вольномыслие, всемирное тяготение, электричество, веротер­пимость, оспопрививание, хину, энциклопедию и мещанские драмы".

Доктор Бартоло, комический герой Бомарше, перечислил здесь социальные, политические, философские, научные проблемы, волновавшие поколения XVIII века. Этими проблемами жил XVIII век. О них писали книги и спорили в кофейнях Парижа и Лондона, в дворянских гостиных Москвы и Петербурга, о них говорили люди высокой образованности и полуграмотные подмастерья. Это были великие научные открытия и вместе с тем великие дискуссии века.

Эта эпоха - эпоха дворянско-сословных монархий в Европе, век феодализма, абсолютистской королевской власти и Великой французс­кой революции, если Людовик ХIV отождествлял себя с государством, то его потомок Людовик XV следуя той же идеологической программе, заявлял: "Это законно, потому что я этого хочу".

И беззаконие процветало. Обратимся к фактам. Во Франции осо­бенно наглядно это проявилось в так называемых ордерах на арест. Пустой бланк за подписью короля давал право арестовать любого, чье имя будет внесено в соответствующую графу. Такие бланки некоторые предприимчивые люди даже стали продавать по 120 ливров за штуку. Эти ордера буквально наводнили страну.

Хотя во Франции крепостничество было уничтожено еще в ХV сто­летии, однако крестьяне юридически свободные, арендовавшие у поме­щиков землю, жили в такой нищете, что часто в полном отчаянии бро­сали все свое хозяйство и уходили в город, пополняя города и доро­ги новыми толпами нищих. По стране их бродило более миллиона.

Правительство всей своей политикой, всеми законодательными актами утверждало социально-сословное неравенство. Так, в 1781 году Людовик XVI издал специальный указ о том, что офицерский чин могут получить только те лица, у которых четыре поколения предков были дворянами. Будущие блестящие наполеоновские генералы Марсо, Ней, Ожеро, Бернадот (впоследствии король Швеции) имели чин унтер-офи­цера и дальше продвинуться по службе не могли. Аристократы сразу же получали высшие командные посты. Виконт Тюрени в 13 лет был назначен командующим кавалерией, герцог Фронсак получил чин пол­ковника, будучи семилетним мальчиком.

ХVIII век изобиловал бесконечными войнами, обострившими все социальные противоречия. В I700 г. скончался испанский король Карл П, не оставивший наследников. Между Англией, Францией и Австрией началась война за испанскую корону, длившаяся 13 лет. Через 27 лет примерно такая же ситуация возникла в Австрии. Теперь велась война за австрийское наследство, продолжавшаяся 8 лет. В ней участвовали шесть европейских государств. Через 8 лет после ее окончания разразилась так называемая Семилетняя война, также втянувшая в бойню солдат 6 государств.

Вольтер, свидетель этих событий, писал в своем "философском словаре": "Самое замечательное в этом адском мероприятии, что каж­дый из вожаков-убийц торжественно призывает бога помочь ему уби­вать своих ближних. Если какому-нибудь военачальнику удается убить две, три тысячи человек, то за это еще не благодарят бога, если же от меча и огня гибнут десятки тысяч и до основания рушится нес­колько городов, тогда устраивается пышное молебствие, поют в четы­ре партии длинную песню на языке непонятном никому из сражающихся" (латыни).

Итак, картина социальной и политической жизни народов Европы в ХVIII столетии достаточно мрачна. И, тем не менее, появляются люди-писатели, философы, ученые, оптимистически настроенные, идеи которых контрастируют со сложившейся обстановкой. В Англии это - Дж. Локка, Дж. Толанд, А.Смит, Д. Юм. Во Франции - Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д.

Дидро, Ж. Д’Аламбер, Э. Кондильяк, Н. Гольбах, Д. Ламетри; в Германии - Г. Лессинг, И. Гердер.

Видя в истории постепенное восхождение от невежества к прос­вещению, они уверовали в безграничные возможности разума и силу идей, полагая, что разум в процессе прогрессивного развития общества в конце концов, одержит победу над пороками и приведет челове­чество ко всеобщему благоденствию.

Если разум - всемогущая человеческая способность, то научное познание понимается как высшая и самая продуктивная форма деятельности разума. Кто же эти люди? Просто беспочвенные, прекраснодушные мечтатели? Что же питает их оптимизм? Что бы разгадать эту загадку давайте прислушаемся к диалогу персонажей Бомарше. В этом их убеждали достижения научной мысли. Та небольшая часть человечества. Которая имела возможность заниматься интеллектуальным трудом, проделала огромную работу в XVIII столетии.

XVIII век начал заниматься электричеством. И хотя дальнейшие достижения были сделаны в XIX веке, но уже тогда оно стало предметом всеобщего интереса и великих надежд. Стали известны целебные свойства хины в борьбе с малярией, от которой не знали спасения в те дни. Тогда же впервые стали применять оспопрививание. Это было сенсационным открытием. Оспа косила народы, гибли десятки и сотни ты­сяч людей. В России от оспы умер молодой царь Петр П, во Франции - король Людовик XV.

Одним из важных событий в духовной жизни века было постижение законов всемирного тяготения, открытых Ньютоном. Он за­вершил создании новой механистической картины Вселенной, начатое его предшественниками Коперником и Бруно, Кеплером и Галилеем, Де­картом и Лейбницем. Вольтер распространил идеи великого англича­нина на континенте. Российская академия именно за распространение и популяризацию идей и открытий Ньютона присвоила ему звание своего почетного члена.

В речевом обиходе ХVIII века все новые научные, социальные и политические идеи связывались со словом "философия". Это слово пу­гало консерваторов и наоборот произносилось с восторгом людьми жаждущими перемен.

Центральным пунктом этой новой "философии", т.е. философско-идеологичоской системы Просвещения являлась проблема человека в обществе. Необходимость осмысления и новых решений этой проблемы вызревала по меньшей мере, в течение двух предшествующих столетий - Позднего Ренессанса и трагически-гуманистического ХVII века. Эпоха религиозных войн, фрагментами которой явились и первые буржуазные революции, привела к глубокой секуляризации культуры. К концу ХVII в. религия перестала быть универсальной организующей формой общества. Она сделалась теперь либо идеологией в узком смысле слова (рационализированным комплексом догм, обслуживающих особые государственные или сословные интересы, либо неотчуждаемой личной верой). Этот процесс сопровождался невиданным нравственным кризи­сом, правовым беспределом. С сутью этого кризиса и его вопиющими проявлениями мы познакомились в лекциях о культуре Возрождения и XVII столетия.

В этот период сложилась весьма драматическая ситуация; либо западноевропейское общество и его культура перестают существовать, либо оно находит пути спасения. И оно не погибло, ибо западная культура смогла создать новых нравственно-правовых абсолютов, которая объективно запрашивалась эпохой, и, провозглашая которую, подымающаяся буржуазия только и могла обеспечить себе роль общедемократического лидера. Именно эта система и явилась фундаментом идеологии Просвещения. Центральное место в ее разработке принадлежало известному английскому философу Джону Локку, близкому другу Ньютона. Его «Опыт о человеческом разуме» и «Трактат о государственном управлении» содержали позитивную программу, принятую и английскими и французскими просветителями.

Ее основные элементы: а) обостренное внимание к вопросам рас­пределительной и карательной справедливости ("каждому свое"), б) развитие контрактной этики, т.е. культуры соблюдения договоров и соглашений, в) идея неотчуждаемых естественных прав на жизнь, свободу и собственность, дарованных каждому индивиду от рождения.

Итак, соблюдать справедливость, чтить договоры, уважать чужую свободу - система нравственных абсолютов Просвещения.

Вслед за Локком французские просветители Руссо и Монтескье обосновали теорию общественного договора. В своих работах они проводили мысль об образовании государства посредством договора между народом и правителями, т.е. тем, кому он вручает часть своей власти. При этом государь обязан править только на основе разумных законов, обеспечивающих благо каждого человека и народа в целом. В связи с этим Монтескье отказывал в праве на законность неограниченной власти, а тем более – деспотии. Его идеалом была английская конституционная монархия с парламентом и четким разделением трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной,

Нужно отметить, что для французского Просвещения вообще, характерна большая пестрота политических и философских позиций. С которых атаковались абсолютизм, социальное неравенство и клерикальное мракобесие.

На первом этапе (20-40 гг.) Просвещение включало большое число выходцев из аристократии. Им, как, впрочем, и представителям третьего сословия, казалось возможным решить спор с абсолютной монархией мирным путем (Вольтер, Монтескье и др.). Разительно отличается от них второе поколение просветителей, которое идейно оформляется в 50-е годы. Это те, кто будет «просвещать головы для грядущей революции» - Дидро, Гельвеций, Гольбах, люди, опиравшиеся на материалистическое учение о природе и радикальную социальную программу. Наконец, особняком стоит Руссо, который был деистом по своим философско-религиозным позициям, но, выражая политические интересы низов, обнажал иллюзии своих соратников относительно «орудий просвещения».

Так как основным полем борьбы в этот период являлась область идеологии, то это существенно меняло положение искусства в систе­ме философских размышлений. Вопросы сущности искусства и его воспи­тательных возможностей привлекали самое пристальное внимание, ибо здесь, по мнению просветителей, открывался прямой путь к "естест­венному человеку", т.е. природному, свободному, чувствующему - преж­де всего - существу, стремящемуся к удовольствию и избегающему страдания. Именно таким виделся "естественный человек большинству просветителей: стремящимся к собственной выгоде и естественным радостям, но не в коем случае за счет других людей. Искусство, с точки зрения просветителей, являлось самым девственным способом эмоционального и интеллектуального воспитания общества, его подго­товки к грядущим социальным переменам.

Эстетическая проблематика наиболее глубоко и многосторонне разрабатывалась французским просветителем Д. Дидро. В числе его наиболее известных художественно-критических работ - целый ряд обзорных статей о выставках Академии, называвшихся Салонами (1759-1781г.г.). Дидро - критик требовал от художника превраще­ния искусства в средство, которое "заставило бы нас любить добро­детель и ненавидеть порок". Путь к этому он видел в усилении со­держательной стороны искусства. Желая охарактеризовать не удовлетворявший его уровень выставки Салона 1759, Дидро восклицал: "Живописи много, мысли мало".

Утверждение морализующего характера искусства проводилось им неуклонно, на протяжении многих лет. Он делал это не исподволь, а открыто, с вызовом. В "Салоне 1763" в связи с работами Греза он восклицал: "Мне по душе сам этот жанр - нравоучительная живо­пись. И так уж кисть долгие годы была посвящена восхвалению разв­рата и порока. Смелей, мой друг Грез? Морализируй в живописи, у тебя это получается прекрасно "

Критика Дидро должна была оказывать теоретическую помощь всему, что представлялось в искусстве с просветительских позиций, прогрессивным. Наиболее яркий пример этому - борьба Дидро с уста­новленной классицизмом в XVII в. иерархией жанров. В этой иерархии, разумеется, не было места ни "мещанской драме", о которой уже неодобрительно упоминал в "Севильском цирюльнике" персонаж Бомарше, ни бытовому роману, ни комической опере, ни жанровой живописи. Между тем, именно в этих жанрах третье сословие, не имея еще сил для других форм самоутверждения, противопоставляло феодальному упадку нравов свой идеал патриархальной добродетели и чувствитель­ности. Дидро, не разрушая целиком привычную пирамиду жанров, вбивал

в нее клин, так называемые «средние жанры», которые он помещает между традиционными «высокими» и «низкими».

В драматургии роль клина играл «серьезный жанр», встававший между трагедией и комедией, его предмет – «добродетель и долг человека». Средним жанром в живописи, по Дидро, стало так называемое «жанровая живопись». Она противостояла застылости исторической картины на развенчивании которой критик не жалел красок в своих салонах. Новая жанровая или нравоучительная живопись воплощалась для него в творчестве двух художников – Греза и Шардена. «Деревенская невеста», «Паралитик» Греза, воплощавшие этический идеал третьего сословия и любимые публикой, получали в «Салонах» Дидро самую высокую оценку.

Эта высокая оценка искусства Грезе не выдержала проверки временем. Публики последующих поколений сухими поверхностные по живописи полотна этого художника кажутся назойливо поучительными и слезливыми. А вот творчество Жана-Батиста Шардена не перестают восхищать любителей искусства. Шарден исключительно «мирный» по своему складу художник. Мирны и уютны его жанровые сцены, изображающие доброправных хозяек, матерей семейства, занятых хлопотами по хозяйству и детьми; мирны и скромны его натюрморты, чаще всего составленные из самых простых домашних предметов – медный бак, кувшины, ведра, корзины. Но самая его спокойная простота, его приверженность к чисто житейским мотивам являлась в те времена вызовом аристократическим вкусам. С удивительным живописным талантам, индивидуальной техникой многослойного полупрозрачного цвета Шарден опоэтизировал, очеловечил мир обыденных повседневных вещей.

Если Шарден, Грез, Дидро, Руссо в своем творчестве отражали жизнь и мироощущение людей из третьего сословия с их добродетельностью, простотой и сентиментальностью, то что же собой представлял собой этот мир, который становился объектом острой критики со стороны просветителей?

После кончины старого Людовика XIV в 1715 году как-будто бы все инстинкты денежной наживы и “сладкой жизни”, кое-как сдерживаемые и скрываемые раньше строгой администрацией “Великого монарха” выходит наружу. Обогащение, плутни и скандалы откровенно, демонстративно заполняют жизнь светского общества, с необыкновенной стремительностью Париж превращается из молитвенно-замкнутого города, каким сделала его мадам де Ментенон, престарелая фаворитка короля, в столицу развлечений, деловых операций и авантюр. Аристократия спешит развлекаться до наступления “потопа”. Нравы становятся откровенно нестрогими, вкусы - прихотливыми, формы - легкими и капризными. Эта среда стала рассадником нового художест­венного стиля рококо (от французского "рокайль" - раковина). Придворная среда не сама сформировала этот стиль - она подхватила то, что носилось в вечереющем воздухе Европы XVIII в. Европейский мир изживал свои последние сословно-патриархальные иллюзии, и рококо звучало как прощальная элегия.

По сравнению с барокко рококо принесло с собой далеко не только жеманность и прихотливость. Оно освободилось от риторической напыщенности и отчасти реабилитировало естественные чувства, хотя и в балетно-маскарадном костюме.

Основоположником рококо в живописи считают талантливого французского художника Антуана Ватто. Его творчество лучше всего показывает, какого рода человеческие открытия таило в себе это "мотыльковое искусство". Сплав бытового, декоративного и театрального в интимных лирических фантазиях - в этом весь Ватто, но в этом также и характер рокайльного стиля, трудно представить худож­ника более обаятельного в своей искренности и грациозности, чем Ватто. Его картины - это шедевры утонченной живописи, настоящий праздник для глаза, но такого, который любит нежные, неяркие от­тенки и сочетания.

Ватто писал мельчайшими бисерными мазочками, ткал волшебную сеть с золотистыми, серебристыми и пепельными переливами. "Как умеет он в своих картинах "галантных праздников" (""Общество в пар­ке". "Праздник любви") выразить в будто фарфоровых фигурках живые чувства и эту внезапно среди хрупкого веселья охватывающую душев­ную усталость и печаль.

Щемящий меланхолический мотив одиночества человека, запертого в самого себя, как в клетку, еще сильнее звучит в картине "Жиль" И это именно Ватто, галантный, грациозный, рокайльный Ватто мог высказать, - значит он так чувствовал, значит, уже тогда людям было знакомо ощущение пустоты.

Всякий стиль в художественной культуре имеет и свою глубину и свою поверхностную пену; наряду с глубокими художниками были художники очень поверхностные, внешние. Это раздвоение стиля осо­бенно явственно в послеренессанскую эпоху: его можно наблюдать и в барокко, и в классицизме, и в рококо. Насколько Ватто глубок, настолько Буше, считавший себя учеником Ватто, внешен. Франсуа Бу­ше, модный художник, пользовавшийся особым покровительством мадам де Помпадур, создал типичный вариант придворного рокайля, легковесного и манерного. Он писал пасторальные сцены с жеманными пасту­хами и пастушками, эротические сцены, пухленьких обнаженных прелестниц под видом Диан и Венер, сельские пейзажи - какие-нибудь заброшенные мельницы и поэтические хижины, похожие на театральные декорации. Буше очень любил пикантные детали, игривые двусмыслен­ности. Нежные и светлые краски рококо у Буше до того уже нежны, что напоминают нечто кондитерское. Вместе с тем они очень изысканны: розовые, бледно-зеленые, дымчато-голубоватые.

В живописи рококо легкие оттенки тона закрепляются и изоли­руется как самостоятельные цвета. Им даже давали названия в духе "галантной" стилистики: "цвет бедра испуганной нимфы", "цвет потерянного времени" и т.д.

Важное место в культуре занимало прикладное искусство. Тот же Буше много работал в области декоративной живописи, делал эскизы для гобеленов, для росписи по фарфору. В мебели, посуде, одежде, экипажах стиля Людовика XV сказывалось опять-таки влечение к при­думанному, желание освободиться от официозности строгого придвор­ного классицизма Людовика XIV в поздний период его царствование, оказаться в ирреальном мире хрупких изящных замков. В эпоху Людовика XV одежды, прически, сама внешность человека стали больше чем когда-либо, произведениями искусства. Людей опознавали и ценили по платью. Насколько жалкой и убогой была одежда "плебеев", "черни", настолько рядились в пух и прах господа. Должностным лицам при­сваивался особый наряд. Даже палачу предписывалось появляться в завитом парике, камзоле, шитом золотом и туфлях с бантами. Идея "аристократического вызова" реальности явно чувствовалась во внеш­нем облике знатных дам. Тонкость талии доводилась до предела с помощью корсета, а пышность юбок усиливалась фижмами и кринолинами, так что фигура приобретала силуэт, совершенно несвойственный реальному телу и при этом окружалась мерцающими облаками кисеи, перьев и лент. Внешний портрет дамы - аристократки завершала башнеобразная прическа, осыпанная светлой пудрой. Драгоценной куклой, райс­кой птицей, изысканной орхидеей хотели видеть женщину.

Таким существом подобало фантастическое окружение рокайльных интерьеров. Если ренессанские зодчие стремились расчленять про­странство и плоскость на простые и ясные геометрические части, если в культуре барокко, несмотря на весь ее динамизм, все же сохраняется известная структурность и симметрия, то тенденция рококо - полная асимметрия.

Формы изменчивые, как облака, витые, как раковины, ветвистые, вьющиеся. Плоскость стены уничтожается декоративными панно и зеркалами, отражающимися друг в друге. Хрупкие столики и пуфы стоят на тонких, загнутых книзу ножках, как балерины на пуантах. Представления о тяжести, массе намеренно изгоняются и рококо заставляет каждую вещь играть противоестественную роль, не вытекающую из ее структуры. Стано­вятся необыкновенно популярными причудливые безделушки из перламутра и фарфора.

Гедонистическая культура рококо с ее пикантными сюжетами, изыс­канностью и красивой игрушечностыо сильно отличается от живописи Шар-дена и Греза, литературы Бомарше, Дидро и Руссо и тем не менее в них много общего. Во всех этих явлениях культуры отражается время, особая духовная атмосфера эпохи, мироощущение человека ХVIII века - признаки новой человечности - более хрупкой, но и более душевной, нежели идеалы «эпохи Версаля». Теряют доверие отвлеченные принципы монархии и церкви, требовавшие человеческих жертв и получившие их в свое вре­мя с избытком. Земное счастье и его естественные дары освобождаются мало-помалу от суровых приговоров и ограничений и властно требуют внимания и уважения.

Но чем больше приближалось время Великой и страшной французской революции, тем разительнее менялись представления, настроения и вкусы.

Очень показательно в этом отношении изменение позиции Дидро в его теории средних жанров. По мере приближения революции, когда стали обнаруживаться скрытые ранее возможности трагедии (и исторической жи­вописи), он выступил против ограниченности и самоуспокоенности ме­щанской драмы, подлости и самодовольности буржуа. "Парадокс об акте­ре" Гидро называют первым теоретическим документом, ознаменовавшим вступление театра Франции в героический, предреволюционный период. Каким контрастом с работами Дидро конца 50-х годов звучит в "Парадоксе" его предупреждение актеру "Перенесите в театр ваш будничный тон...ваши домашние манеры..., и вы увидите, каким вы будете жалким, каким слабым".

Воцарился новый классицизм революционной буржуазии, взявшей на­прокат тон и котурны античных героев. Это была уже третья попытка в истории европейской культуры возродить античные идеалы и, видимо, наименее удачная и интересная. Римский культ героического и пафос гражданского подвига сочетался с мнимой естественностью, простотой, напыщенностью, статичностью фигур, вымученным рационализмом. Идеологи классицизма были уверены, что подражая античности (понимаемой ими на свой лад), искусство тем самым подражает природе. В некоторых же отношениях классицизм отступил от "природы" даже по сравнению с рококо: хотя бы в том, что отверг живописное видение, а вместе с ним и богатую культуру цвета в живописи, заменив их рас­краской.

Знаменосцем искусства Революции стал Луи Давид. В своем единственном шедевре "Смерть Марата" созданном на подъеме неостывшего чувства горя, он сумел преодолеть ограниченность и на­пыщенность нового революционного классицизма. Впоследствии Да­вид уже никогда не поднимался до такой художественной высоты. В культе героического таилась злополучная отвлеченность. Давид видел героев в Робеспьере и Марате; после падения якобинской диктатуры он вскоре так же искренно предался душой Наполеону. И это была не только черта личной биографии Давида, но и всего направления классицизма, столь ярко им представленного. В за­емные идеалы и нормы классицизма парадоксальным образом вмеща­лись противоположные социальные идеи: и бунт против тирании, и поклонение тиранам, и ярое республиканство, и монархизм. И са­мому Наполеону была присуща эта двойственность. Искусство буржу­азного классицизма на протяжении каких-нибудь 15 лет повторило в миниатюре эволюцию почитаемого им Древнего Рима - от респуб­лики к империи.

ХVIII век в европейской истории закончился целым рядом кро­вавых, трагических событий, разрушивших светлые идеалы и прекраснодушные иллюзии просветительской культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1 Аверинцев С.С. Второе рождение европейского рационализма// Вопросы философии.- 1989. - № 3

2 Дметриева Н.А. Краткая история искусств.- М.: Искусство,1975

3 Каган М.С. Лекции по истории эстетики.- Л.: Аврора, 1973

4 Соловьев Э.Ю. Феномен Локка / Прошлое толкует нас. - М.: Политиздат, 1991

5 Якимович А.К. Шарден и французское Просвещение.- М.: Искусство, 1981

6 Яковлев В.П. Европейская культура XVII-XVIII веков.- Ростов-на-Дону, 1992

Франция начала века характеризуется значительным развитием антирелигиозных тенденций, ставших одним из наиболее важных аспектов Просвещения.

Первым и наиболее радикальным атеистическим произведением, распространившимся во Франции в начале 30-х гг., явилось «Завещание» сельского священника Ж. Мелье, согласно которому «все, что ваши богословы и священники с таким пылом и красноречием проповедуют вам о величии, превосходстве и святости таинств, которым они заставляют вас поклоняться, все, что они с такой серьезностью рассказывают вам об их мнимых чудесах, все, что они с таким рвением и уверенностью расписывают вам о небесных наградах и о страшных адских муках, - все это, в сущности, не что иное, как иллюзии, заблуждения, обман, измышление и надувательство...»

Однако, как правило, столь жесткая позиция не была свойственна Просвещению, которое до середины XVIII в. опиралось на принцип деизма. Эта теория признает сотворение мира Богом, но исходит из того, что в дальнейшем Господь перестает вмешиваться в дела природы и общества. Деисты, к которым принадлежали Вольтер, Монтескье, а также более поздние деятели Просвещения - Руссо, Кондильяк, критиковали все распространенные религии и говорили о необходимости «естественной религии», направленной на благо разума и человека. «Мечом, отрубившим голову деизму», стала «Критика чистого разума» И. Канта.

Если в XVII в. главную роль в науке играла математика, то в XVIII ее «догоняют» биология, физика, география . Наука приобретает системный характер. Рационализм XVII в. постепенно меняется. Он уступает место убежденности в возможности и необходимости развития разума, просвещения человеческой личности. Вторая половина 40-х гг. XVIII в. характеризуется становлением материалистических воззрений.

Произведения Ж. Ламетри содержат утверждения о том, что мыслящий человек не найдет ни теоретических оснований, ни практических интересов для своей веры в Бога. Однако он считал, что атеизм не подлежит распространению среди обычных людей и понятен только немногим избранным, стоящим выше остальных в интеллектуальном плане.

В конце 40-х гг. материалистические взгляды получают обоснование в работах Д. Дидро и П. Гольбаха, которые считали атеизм необходимым и доступным для всех.

Механистическое естествознание, которое господствовало до второй половины XVIII в., исследовало движение, передаваемое от одного тела к другому, объясняя начало движения действиями Бога, как, например, Ньютон с его теорией «первотолчка».

Вольтер также признавал наличие некоего вечного существа, которое является причиной всех других. Вольтеровский деизм явился основой для формирования взглядов материалистов 30-40-х гг., поскольку он признавал за Богом только создание мира, а впоследствии, по мнению Вольтера, Бог в дела мира не вмешивается. Ламетри, Дидро, Гельвеции, Гольбах, творчество которых совпало с развитием химии, геологии и биологии, получили основание для утверждения о развитии природы из самой себя.

К 60- 70-м гг. Вольтер отказывается и от утверждения о Божественном сотворении мира, однако не от существования Бога вообще. В то же время он не находит ответа на такие вопросы, как происхождение мира, местонахождение Бога.

Дидро стал инициатором создания «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», издание которой продолжалось с 1751 по 1780 года. Она стала центром, объединившим просветителей. Книга содержала сведения по математике, астрономии, географии, описывала технологию изготовления промышленных изделий.

Мануфактура постепенно уступает место более сложной организации труда.

Развитие мануфактур характеризовалось разделением труда до самой простой операции, что явилось толчком для развития изобретательской деятельности. Изобретение «летучего» челнока в ткацком производстве, замена человеческой руки механизмом явилось началом промышленного переворота.

Ускорение ткачества потребовало создания прядильной машины, изобретенной ткачом Джеймсом Харгривсом. В 1784 г. Эдмунд Картрайт дарит человечеству механический ткацкий станок. В 1771 г. появляется предприятие, где машина приводилась в движение водяным колесом. Это была уже не мануфактура, а первая фабрика, на которой операции осуществлялись машинами .

В 1784 г. механик Джеймс Уатт создал паровую машину, которая могла применяться независимо от наличия поблизости реки, в отличие от водяного колеса. Это ознаменовало уже переход от мануфактуры к фабрике.

Первый рабочий паровоз создал инженер-самоучка Джордж Стефенсон в 1814 г. Массовое строительство железных дорог начинается в 20-х гг. XIX в. Используются новые материалы и источники энергии.

Таким образом, развитие науки в эпоху Просвещения развивалось в русле методологии рационализма.

К началу XVII века Ренессанс в художественной культуре Западной Европы исчерпал свои жизненные силы, и прогрессивное общество обратилось к искусству нового типа. Окончательно оформился переход от поэтически-целостного восприятия мира, который был характерен для ученых и мыслителей Возрождения, к научному методу познания действительности. «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование» - таков девиз этой эпохи, провозглашенный Джордано Бруно в преддверии новых свершений. «...характер европейского культурного процесса в XVII в. был крайне сложен, неоднороден и.... противоречив».

На первый план в это время выдвинулась художественная культура пяти стран: Италии, Фландрии, Голландии, Испании и Франции. Искусству каждой из пяти национальных школ были присущи характерные только ей отличительные черты. Однако их многое объединяло и делало близкими, что позволяет говорить о XVII столетии как о целостном этапе в истории искусства стран Западной Европы. Мастера разных по уровню экономического и социального развития стран решали в своих произведениях подчас общие для этого времени задачи.

Искусство Ренессанса воплощало гуманистические идеалы и утверждало культ красоты и превосходства человека. Это касалось как содержания, так и формы произведений эпохи. Перед художниками XVII века стояли совсем иные задачи. Действительность предстала перед ними во всем своем многообразии с множеством острых и порой неразрешимых общественных конфликтов. Картина развития западноевропейского искусства в этот период отличается особой сложностью. Произведения искусства обозначенной эпохи изобилуют всевозможными проявлениями современной авторам реальности. Сюжеты картин на библейские и мифологические темы приобрели черты жизненной конкретики, также получили широкое распространение непопулярные доселе изображения повседневной жизни частного человека и мира окружающих его вещей, реальных мотивов природы. Соответственно общей тенденции сформировалась новая система художественных жанров. Ведущее положение в ней по-прежнему принадлежало библейско-мифологическому жанру, однако в некоторых национальных художественных школах интенсивно стали развиваться жанры, связанные непосредственно с реальной действительностью. Среди них были портреты людей самых различных сословий, эпизоды из быта бюргеров и крестьян, скромные, без прикрас пейзажи, разнообразные типы натюрмортов.

В произведениях мастеров XVII века новое звучание получила передача окружающей человека среды. Фон отныне был не просто заполнением картинной плоскости, а приобрел статус дополнительной характеристики героя или героев картины. Помимо этого возникла новая традиция передачи образов и явлений - в движении и изменении.

Такое масштабное расширение художественного отражения действительности, а также многообразие послужило толчком к возникновению новых направлений в художественной культуре Западной Европы, рождению двух соседствовавших стилей - барокко и классицизма. Стиль барокко господствовал в европейском искусстве между маньеризмом и рококо приблизительно с 1600 года до начала XVIII века. От маньеризма новый стиль унаследовал динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса - основательность и пышность, и черты обоих стилей гармонично слились в единое целое. Классицизм вобрал в себя идеи рационализма, обратившись за вдохновением к формам античного искусства. Классические произведения декларировали стройность и логичность мироздания. Этот стиль развивался параллельно барокко и просуществовал вплоть до начала XIX века. Тогда как родиной первого принято считать итальянские города Рим и Флоренцию, второй сложился в целостную стилевую систему именно во французской художественной культуре. Реализм был еще одной новой формой художественного отражения действительности, но его не принято выделять в отельный стиль в рамках развития изобразительного искусства Западной Европы XVII века.

В целом эволюцию искусства XVII столетия можно представить в виде нескольких основных этапов. Начало века было временем утверждения прогрессивных тенденций, борьбы художников новой формации с пережитками маньеризма. Крупнейшему итальянскому живописцу эпохи Караваджо принадлежит главенствующая роль в утверждении новых, прогрессивных принципов. В его творчестве уже проявились зачатки новых принципов реалистического отражения картины мира. Его новаторские идеи скоро проникли в искусство различных национальных школ. Параллельно этому процессу на стыке XVI-XVII веков происходило формирование и распространение принципов барочного искусства.

Первая половина и середина XVII века являет собой картину наивысших достижений в искусстве стран Западной Европы того времени. В этот период прогрессивные направления приобрели ведущее значение во всех национальных художественных школах за исключением Италии. В искусстве Италии к этому времени относятся высшие достижения в скульптуре и зодчестве, связанные с именами Бернини и Борромини.

Во второй половине XVII века произошел перелом. В искусстве Италии и Испании главенствующее положение заняла реакционно-католическая линия, во Франции -- официальное придворное направление, а искусство Фландрии и Голландии пришло в состояние глубокого упадка и стагнации. Степень единства, свойственная всему искусству XVII века, не в последнюю очередь связана с характерным для этой эпохи интенсивным художественным обменом. Быстрому распространению новых творческих идей в соседствующих художественных школах способствовали образовательные поездки молодых художников в Италию и крупные зарубежные заказы, которые получали художники соответствующего уровня.

Рим, всегда манивший художников сокровищами классического искусства античности и Ренессанса, превратился в своеобразный международный художественный центр, где жили целые колонии живописцев разных европейских стран. Кроме того, что Рим являлся главным очагом формирования барочного искусства и одновременно центром, где развернулся во всю свою мощь революционный метод Караваджо, он смог послужить и оплотом для идей классицизма -- большую часть своей жизни тут провели Пуссен и Клод Лоррен. В Риме творил немецкий мастер Эльсгеймер, который внес значительный вклад в сложение отдельных жанров живописи XVII века, и здесь же сформировалось своеобразное направление в бытовой картине, представленное группой голландских и итальянских мастеров («бамбоч чанти»).

На протяжении всего XVII века искусство развивалось под знаком борьбы, которая выражалась в противостоянии между отходящими на второй план консервативными художественными канонами и новыми художественными принципами. Эта борьба проявлялась во внутренних противоречиях, свойственных творчеству того или иного мастера, в конфликтах между художниками разных мастей, или даже в столкновении Пуссена с французскими придворными мастерами.

Основанная в 1634 году по инициативе А. де Ришелье Французская Академия кодифицировала литературный язык и пропагандировала нормы поэтики классицизма, первой «официально одобренной» художественно-эстетической системы. Это было сделано с целью максимально подчинить монархической власти различные социальные институты и сферу культуры. Но подобное проявление и без того усилившейся власти короля встретило в среде французского дворянства крайне негативный ответ и породило открытое противодействие монарху со стороны феодалов. Позже оно переросло в восстание 1648-1653 годов.

XVII век был веком грандиозных открытий и переворотов в науке (особенно в астрономии, физике, химии, биологии, географии, алгебре и геометрии). В то же время он стал эпохой стремительного развития искусства, бурного расцвета литературы, живописи, архитектуры, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства, появления первых опер и балетов, освобождения театра от элементов «городской культуры» Средневековья. Этот период в истории мировой культуры ознаменован активным сотрудничеством и обменом опытом между представителями науки и искусства, между философами и художниками.

В восемнадцатом веке Франция стала центром просветительского движения. Это интеллектуальное и духовное движение, которое явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, зародилось в Англии еще в XVII столетии, и спустя век оказалось в Европе.

На это столетие пришелся расцвет материалистической философии просвещения во Франции и Англии. В Германии сложилась школа классической идеалистической философии. В Италии силами Джованни Баттиста Вико были осуществлены первые опыты внесения диалектического метода в философию нового времени. Ускоренное развитие получили естественные науки, сблизившиеся с производством и техникой. Переход к индустриальному веку предвещало создание новых машин. Особую значимость приобрел обмен философскими, научными и эстетическими идеями между странами.

Век Просвещения принес бурное развитие и выдвинул на первый план культурной арены музыку и литературу. Прозаики заинтересовались судьбой одного отдельно взятого персонажа и стремились поведать миру о сложных взаимоотношениях человека с окружающей средой. Музыка приобрела статус самостоятельного вида искусства. Произведения Баха, Моцарта и Глюка служили цели передачи целого спектра человеческих страстей. Для этого времени характерно изучение природы актерского мастерства, вопросов этики театра и его социальных функций.

Художественный прогресс несколько неоднозначно отразился на изобразительном искусстве. Тонкое чувство мастерски запечатленного момента присуще всей портретной и жанровой живописи эпохи.

XVIII столетие вошло в историю искусств как век портрета, сложившегося уже на новом витке становления художественной культуры. Портреты Латура, Гейнсборо и Гудона ярко иллюстрируют тенденции эпохи. Им свойственны чуткая наблюдательность автора, интимность и лиричность. Жанровые сценки Ватто чудесным образом передают все нюансы различных настроений, как и картины Шардена на бытовую тему или городские пейзажи Гварди. Однако живопись лишилась той полноты охвата духовной жизни человека, которая была свойственна полотнам Рубенса, Пуссена, Рембрандта и Веласкеса.

Формирование новой культуры было неравномерным в разных странах. Так, в Италии продолжали развиваться традиции предшествовавшего столетия. Во Франции его началу соответствовало появление изящного искусства Ватто, а к концу XVIII века характерным стал революционный пафос картин Давида. Испанец Гойя сообщил своему творчеству интерес к ярким и выразительным сторонам жизни. В некоторых областях Германии и Австрии это явление отразилось в области дворцовой и садово-парковой архитектуры. Резко увеличился объем гражданского строительства. Для архитектуры характерным был стиль барокко.

Архитектурный образ отдельно взятого особняка решался теперь в более комфортабельном и элегантном звучании. Так сложились принципы нового стиля в искусстве - рококо, - менее пафосного и более камерного, чем барокко. Новый стиль проявил себя в архитектуре главным образом в бласти декора, плоскостного, легкого, капризно-прихотливого, изысканного. Рококо не был ведущим стилем эпохи, но он стал наиболее характерным стилевым направлением художественной культуры ведущих стран Западной и Центральной Европы в первой половине XVIII века.

Вновь сложившиеся живопись и скульптура несли чисто декоративную функцию и служили оформлением интерьера. Это искусство было рассчитано на чуткого и проницательного зрителя, оно избегало излишней драматизации сюжета и носило исключительно гедонистический характер.

Живопись и скульптура второй половины XVIII столетия характеризуются неподдельной жизненностью образов. Классицизм XVIII века качественно отличался от классицизма века XVII . Он, зародившись вместе с барокко, не просто существовал параллельно с ним, но развивался в противоборстве с этим стилем, преодолевал его.

Просветительское движение нашло выражение прежде всего в науке и литературе. Духом Просвещения наполнены произведения Лесажа, Вольтера, Монтескье («Дух законов»), Руссо («Исповедь»), Дидро, д’Аламбера и других писателей и общественных деятелей, явившихся пропагандистами нового мировоззрения.

Литература Просвещения, произведения Вольтера, Дидро, Локка, Гельвеция, Руссо, Ричардсона, были уже «мировой литературой» в узком смысле этого слова. С первой половины XVIII века начался «европейский диалог», в котором приняли участие все цивилизованные нации, хотя большинство из них и пассивным образом. Литература эпохи была литературой Европы как целого, выражением европейской общности идей, какой не было со времен Средневековья.

«Теория и практика мировой литературы были творениями цивилизации, обусловленной целями и методами мировой торговли, - считает А.Хаузер. - Парадокс заключается в том, что немцы, которые были среди великих наций теми, кто меньше всех внес вклад в мировую литературу, первыми осознали ее смысл и развили эту идею».

Главой французских просветителей по праву считается Вольтер (Франсуа Мари-Аруэ). Поэтическое наследие его разнообразно по жанрам: эпические, философские и героико-комические поэмы, оды, сатиры, эпиграммы, лирические стихи («Кандид или Оптимизм»).

В просветительской литературе Франции XVIII века одно из главных мест по силе влияния на массы имели комедии Пьера Огюстена барона де Бомарше (1732-1799). Механик и изобретатель, музыкант и поэт, в то же время коммерсант и дипломат. Самые яркие его произведения - комедии «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро» (третья часть трилогии о Фигаро - драма «Преступная мать»). Известно, что Людовик XVI, прослушав пьесу «Женитьба Фигаро», воскликнул: «Нужно разрушить Бастилию, чтобы допустить это на сцену»

К 1685 году заканчивается творческий период барочного классицизма , Лебрен теряет свое влияние, и свое решающее слово говорят великие писатели эпохи: Расин, Мольер, Буало, а также Буше. С дискуссии о «старом и новом» начинается борьба между традицией и прогрессом, рационализмом и «сентиментализмом», которая завершится в предромантизме Дидро. Аристократия и буржуазия объединяются в единственный культурный класс. Члены высшего света не только случайно встречаются в домах финансистов и чиновников, но являются частыми гостями и «толпятся» в «салонах» просвещенной буржуазии. Буржуазия постепенно овладела всеми средствами культуры. Она не только писала книги, но и читала их, не только писала картины, но и приобретала их. Еще в предшествующем веке была очень немногочисленна публика, интересующаяся искусством, сейчас появляется культурный класс, который становится действительным содержателем искусства. Это век экстраординарной интеллектуальной активности.

Изменяется сама концепция искусства. Оно становится гуманным, более доступным и менее претенционным, оно не есть уже искусство для полубогов и «сверхчеловеков», но предназначено для смертных, чувственных и слабых существ, оно уже не выражает величие и власть, а красоту и грацию жизни, оно уже не стремится внушать уважение и унижение, но очаровывать и доставлять удовольствие. Формируется новая публика, составленная из прогрессивной аристократии и крупной буржуазии, которая придает искусству не ведомый до сих пор художественный авторитет. Отказ от старого тематического ограничения обусловливает появление новых художников, таких как Ватто, продолжившего традиции Рубенса и ставшего первым художником действительно «французской» живописи.

В XVIII веке возрождается пастораль, существовавшая еще в эпоху эллинизма. XVIII век есть эпоха французской новеллы, в творчестве Вольтера, Прево, Лакло, Дидро и Руссо нашла свое отражение эта эпоха психологических исследований.

Эволюция придворного искусства, почти не прерываемая с конца Ренессанса, задерживается в XVIII веке и окончательно останавливается буржуазным субъективизмом. Определенные черты новой ориентации на разрыв с придворным искусством появляются уже в рококо. Цвет и оттенок становятся предпочтительнее твердой линии рисунка. Традиция барокко атакуется с двух направлений: «сентаментализма» и «натурализма». Руссо, Ричардсон, Грез, Хогарт - с одной стороны, Лессинг, Винкельман, Менгс, Давид - с другой. Оба направления противопоставляют дворянскому искусству идеал простоты и серьезности пуританской концепции жизни. К концу века в Европе нет другого искусства, кроме буржуазного. А.Хаузер отмечает, что «редко в истории искусства происходило такое резкое изменение направлений от одного класса к другому, буржуазия полностью вытесняет аристократию».

Эта эволюция достигает своей кульминации и цели во время французской революции и в романтизме, с подрыва королевской власти как принципа абсолютного авторитета, с дезорганизации двора как центра искусства и культуры, с упадком барочного классицизма как художественного стиля, в котором устремления абсолютистской власти нашли свое непосредственное выражение.

Во Франции в первой половине XVIII века (времена Людовика XV) возникает стиль рококо, или рокайль (фр.: раковина), который соотвествовал демократической эпохе Просвещения.

Во французском изобразительном искусстве отмечаются следующие этапы развития: «стиль регенства» - раннее рококо, «стиль Людовика XV» - зрелое рококо, «стиль Людовика XVI» - декоративный рокайль, ампир («наполеоновский» классицизм).

Рококо выражал аристократический мятеж против грубой реальности: одежда, прически, внешность стали предметами искусства. Людей ценили по платью. Женщина представляла драгоценную куклу, изысканный цветок.

Рококо уже не было королевским, но оставалось аристократическим искусством. Это было искусство, выступившее против эстетических принципов условности и нормативности. Собственно с рококо начинается буржуазное искусство, которое обусловлено демократической идеологией и субъективизмом, но сохраняет преемственную связь с традициями Ренессанса, барокко и рококо. Рококо подготовило эту новую альтернативу разложению классицизмом позднего барокко своим живописным стилем с его цветовым восприятием, с его импрессионистской техникой, который соответствовал выражению чувств нового класса. Сенсуализм и эстетизм рококо оказался между церемониальным стилем барокко и лиризмом романтизма. Рококо было искусством эротическим, предназначенным для богатых как средство подъема их способности наслаждаться. Рококо развивает внешнюю форму (так сказать - «искусство для искусства»), чувственный культ красоты, формальный замысловатый художественный язык, виртуозный, остроумный и мелодичный. Но рококо - это последний универсальный стиль Европы, который был распространен по всем странам и был принят многими художниками.

С XIX века воля каждого художника становится личностной, так как он уже должен бороться за то, чтобы выразиться своими средствами. Он не может оставаться на заранее принятых позициях, любая принятая форма оказывается для него помехой. Именно во второй половине XVIII века произошло революционное изменение: появилась буржуазия с ее индивидуализмом и устремленностью к оригинальности. Она вытеснила идею стиля как осознанную духовную освобождающую общность, а придала современный смысл идее интеллектуальной собственности.

Антуан Ватто (1684-1721) - представитель стиля рококо в живописи, типичный жанр «галантных праздников» («Праздник любви»). Франсуа Буше - вариант придворного рокайля: пикантные детали, игривые двусмысленности. Легкие оттенки тона закреплялись и изолировались как отдельные детали, как самостоятельные цвета: «цвет потерянного времени» («Затруднительное положение», «Савояр с сурком», «Жиль»).

Одновременно существовал в живописи «стиль третьего сословия», для которого была характерна легкая игривая эротика («галантные сюжеты»): Жан Батист Симон Шарден (1699-1779) - «С рынка», «Натюрморт с атрибутами искусств»; Н. Лайкре (1690-1743) - «Танцовщица Камарго»; Жан-Этьен Лиотар (1702-1789) »Шоколадница»; Ж-Б.Оноре Фрагонар (1732-1806) - «Поцелуй украдкой»; Ж-Б.Грез (1725-1805) - «Паралитик или плоды хорошего воспитания».

Выдающийся композитор этого времени Жан Филипп Рамо (1683- 1764), автор тридцати пяти музыкально-театральных сочинений. Среди них: балет «Галантная Индия», лирическая трагедия «Прометей» на либретто Вольтера, комедия-балет «Платея, или ревнивая Юнона», героическая пастораль «Заис», оперы «Кастор и Поллукс», «Ипполит и Арисия», «Дардан» и др. В его творчестве достигла наивысшего расцвета программно-изобразительная клавесинная миниатюра: «Щебечущие птички», «Нежные жалобы», «Курица», «Тамбурин» и другие, всего 52 пьесы. Ж.Ф.Рамо был выдающимся музыкальным теоретиком: «Трактат о гармонии» (1722).

К середине XVIII века в сатирических спектаклях ярмарочного театра созревает новый жанр - «опера-комик». Ее первый образец - пастораль «Деревенский колдун» Руссо (1752). Утверждению жанра способствовал приезд в Париж итальянской оперной труппы в 1752 году с исполнением оперы-буфф (итальянская разновидность комической оперы, сложившейся в 30-е годы XVIIIb. на основе комедии «дель арте»).

«Руссоистский примитивизм», как считает А.Хаузер, был лишь одним из вариантов «аркадического» идеала и формы тех мечтаний об избавлении, которые встречались во все времена, но у Руссо «недовольство в культуре» («зло в культуре») формулируется осознанно впервые и он был первым, кто развил, несмотря на это отвращение к культуре, философию истории. Глубина и распространенность влияния Руссо неисчерпаемы. Это одно из тех духовных явлений, которые, - утверждает А.Хаузер, - можно сравнить с Марксом и 3.Фрейдом, изменившим мировоззрение миллионов людей, даже не знавших их имен».

Так, изменение литературного стиля в английском предромантизме, - это тоже дело Руссо: замена нормативных форм субъективными и независимыми.

Это нашло свое отражение и в музыке, которая превращается в исторически презентативное искусство. До XVIII века вся музыка была музыкой, написанной по особому случаю, по заказу князя, церкви или городского совета, и имела своей целью удовлетворить придворное общество, восхвалить набожность литургических торжеств или прославить общественные праздники. К середине XVIII века это воспринимается уже как недостаток и с целью его преодоления создаются городские музыкальные общества для организации чисто музыкальных концертов, которых до сих пор не было. Буржуазия превращается в главную публику этих концертов. Музыка становится любимым видом искусства буржуазии, в которой ее эмоциональная жизнь находит более непосредственное выражение. Но появление буржуазной публики на концертах меняет не только характер средств музыкального выражения и общественное положение композиторов, но и дает новое направление музыкальному творчеству и новое значение каждому музыкальному произведению.

Буржуазная бытовая и семейная новелла явилась полным новшеством после пасторальной и плутовской новеллы, которая доминировала в литературе до середины XVIII века, но она не противопоставляла себя старой литературе. А буржуазная драма выступила в открытую оппозицию классицистской трагедии и превратилась в глашатая революционной буржуазии. Буржуазная драма изначально заявила об обесценивании аристократических героических ценностей и явилась сама по себе пропагандой буржуазной морали и равноправия.

Уже Дидро сформулировал наиболее важные принципы натуралистической драматической теории. Он требовал не только естественной и психологически точной мотивации духовных процессов, но также точного описания среды и верности природе в декорациях. Дидро хочет, чтобы спектакль игрался так, если бы перед сценой не было публики. С этого начинается действительно полная иллюзия театра, устранение условностей и сокрытие фиктивной природы представления.

XVIII век противоречив, не только его философия колеблется между рационализмом и идеализмом, но и его художественные цели определяются двумя противоположными течениями строгого классицизма и необузданной живописности. В драме, также как и в других видах искусства, классицизм явился синонимом триумфа натурализма и рационализма , с одной стороны, - над фантазией и недисциплинированностью, с другой, - над афектацией и условностью искусства, которые имели место до этого.

Новый классицизм не был импровизацией. Его развитие начинается еще со Средневековья. Но искусство эпохи Революции отличается от предшествующего классицизма, что в нем окончательное господство получает строго формальная художественная концепция, чья эволюция здесь завершается. Классицизм, который распространяется с середины XVIII века до середины XIX века, не был единым движением, но эволюционировал, будучи представленным различными фазами. Первая из этих фаз приходится на период между 1750 и 1780 годами и называется обычно «классицизм рококо», из-за смешения стилей, окончательно сформировавшихся в «стиль Людовика XVI». Уже барокко характеризовалось своими колебаниями между рационализмом и сенсуализмом, формализмом и спонтанностью, классикой и современностью, и пытается разрешить эти противоположности в едином стиле.

Классическое искусство вновь приобретает актуальность в XVIII веке потому, что после искусства слишком гибкой и текучей техники, после избыточного впечатления игры цветов и тонов, ощущается тяга к более умеренному, более серьезному и более объективному художественному стилю. Принято считать, что раскопки

древнегреческой Помпеи (1748г.) явились решающим фактором возрождения интереса к классике. Коллекционирование древностей превращается в истинную страсть, тратятся огромные деньги на приобретение произведений классического искусства.

Искусство XVII века интерпретировало мир древних греков и римлян, согласно феодальной концепции морали, исповедуемой абсолютной монархией. Классицизм XVIII века выражал

республиканский стоический идеал прогрессивной буржуазии. Третья четверть века характеризуется еще борьбой стилей, в которую втягивается классицизм. Приблизительно до 1780 года эта борьба ограничивается теоретической дискуссией с придворным искусством. Но только после появления Давида рококо может считаться побежденным. С искусства революционной эпохи, охватывающей период с 1780 по 1800 гг., начинается новая фаза классицизма. Революция избрала этот стиль как наиболее соответствующий ее идеологии. Давид в своем послании Конвенту заявил: «Каждый из нас ответственен перед нацией своим талантом, который получил от природы ». Давид был членом Конвента и обладал решающим влиянием от имени правительства в вопросах искусства.

Париж, который был одно время центром литературной жизни, превращается сейчас также и в художественную столицу Европы и принимает на себя ту роль, которую играла Италия в эпоху Ренессанса. Здесь, начиная с 1673 года, регулярно устраиваются художественные выставки, так как художники, лишившись официальной поддержки, вынуждены были повернуться лицом к покупателям. Революция означала конец эпохи диктатуры Академии и монополии художественного рынка со стороны Двора, аристократии и крупных финансистов. Академия была ликвидирована после того, как в 1791

году Законодательная ассамблея отменила ее привилегии и дала всем художникам право выставлять свои работы в ее Салоне. В 1793 году Давид основал Коммуну Искусства, свободную и демократическую ассоциацию художников. Но вскоре, под давлением монархистов, она была заменена Народным и Республиканским обществом искусств. Тогда же появился Революционный клуб искусств, в который среди прочих входили Давид и Прудон, и поэтому, благодаря своим именитым членам, он пользовался большим престижем. Академия была упразднена как единственная владелица выставок, но продолжала длительное время сохранять монополию на образование и, таким образом, поддерживала свое влияние. Однако, вскоре она была заменена «Технической школой живописи и скульптуры», также появились частные школы и вечерние классы. В 1792 году Конвент санкционировал создание музея в Лувре.

Романтическое движение превращается здесь в борьбу за свободу, которая направляется не столько против Академии, Церкви, Двора, меценатов и критики, сколько против самого принципа традиции, авторитета, против всякого правила. Эта борьба подпитывалась самой атмосферой революции, которой она и была обязана своим источником и влиянием.

Даже Наполеон обращался к романтическому искусству, когда не рассматривал искусство как средство пропаганды и самовосхваления. Империя нашла свое художественное выражение в эклектизме, который комбинировал и объединял существующие стилистические тенденции. Важный вклад империи в искусство заключался в установлении творческих отношений между производителями и потребителями его. Буржуазная публика, консолидировавшаяся к концу XVIII века сыграла решающую роль в формировании круга любителей искусства.

Художественная жизнь быстро восстанавливалась от потрясений революции. Воспитывались художники, обусловившие появление нового искусства. Обновлялись старые институты, но обновители не имели еще собственных критериев вкуса. Это объясняет некий упадок послереволюционного искусства, который длился примерно 20 лет, когда романтизм, наконец, смог реализоваться во Франции.