Когда не спустится огонь на пасху. "Благодатный огонь сошел!" Репортаж из храма Гроба Господня в Иерусалиме

Это чудо происходит каждый год накануне Православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения, который накрывает своей громадной кровлей и Голгофу, и Пещеру, в которой был положен снятый с Креста Господь, и сад, где Мария Магдалина первой из людей встретила Его воскресшим. Храм воздвигнут императором Константином и его матерью царицей Еленой в IV веке.

Вот как происходит чудо схождения Благодатного Огня в наши дни. Примерно в полдень со двора Иерусалимской патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, румын, евреев, немцев, англичан - паломников со всего мира в напряженном молчании следят за Патриархом. Патриарх разоблачается, полицейские тщательно обыскивают его и самый Гроб Господний, ища хоть чего-то, что может произвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы), и в одном длинном ниспадающем хитоне входит внутрь. Там, стоя на коленях перед Гробом, он молит Бога о ниспослании Святого Огня. Долго длится иногда его молитва…. И вдруг на мраморной плите Гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Он прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передаст Армянском Патриарху, а затем и народу. В это мгновение и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма. Свидетели этого чуда описывали его в 1988 году так: “Каждый человек ощущает эту благодать по-своему, в меру человеческого сердца, кто сколько может вместить.

Одни видят, как из Голгофы идет благодатный поток какого-то голубоватого цвета, или как облако. Вся кувуклия (часовня) окутана этим облаком.

Иногда - будто молния ударяет в стену и прямо отсвечивает, озаряет все. И свечение какое-то голубоватое.

В другой раз - как северное сияние играет под куполом кувуклии.

Одна сестра рассказывала, что рядом с ней стояла гречанка, и когда увидела благодатный поток, то крикнула от радости и бросила свечи вверх, а к ней они вернулись уже зажженные. И эту радость передать невозможно.

Само ожидание настолько ощутимо, что начинаешь чувствовать и понимать соборность: вот стоит румынка, там - гречанка, тут - русская, американка, у всех получается одна молитва, все просят одного - благодати. Это такое трогательное чувство, такое сильное - одна молитва! Справа стоял мужчина, так он начал плакать. Седой, солидный человек, как ребенок начал плакать, боясь, чтобы не исполнилось пророчество (в последние времена благодатный огонь не сойдет).

И вот, когда благодать раздается, представьте себе - море огня, и никогда пожара не бывает, никогда. Когда благодать - это море огня - разливается, кто плачет, кто кричит, кто смеется. Это чувство надо пережить, его так не передать. И ясно чувствуешь, что - Сам Христос - вот Он, как незримое явление Господа, такое убедительное и явное, вот Он здесь, Христос. Все неприятности наши, все скорби - все, что человек претерпевает, кажется ничтожно. Ради этого чуда, ради этой благодати - все можно пережить”.

Вначале Благодатный Огонь имеет особые свойства - он не обжигает, хотя у каждого в руке горит пучок из 33 свечей по числу лет Спасителя. Поразительно, как люди омывают лица в этом пламени, проводят им по бородам и волосам, и оно не вредит им. Проходит еще некоторое время, и огонь начинает жечь. Многочисленные полицейские заставляют людей тушить свечи, но ликование продолжается.

Святой Огонь нисходит в Храм Гроба Господня только в Великую Субботу - накануне Православной Пасхи, хотя празднуется Пасха каждый год в разные дни по старому Юлианскому календарю. И еще одна особенность - священный огонь сходит только по молитвам православного Патриарха. Иноверные хотя и пытались получить Святой Огонь, но безуспешно, зато римские католики отошли от участия в этом недосягаемом для них благодатном торжестве.

Как-то раз другая община, армян христиан, но отступивших от Святого Православия еще в IV веке, подкупила турецкие власти и именно их, а не православного Патриарха в Великую Субботу турецкие власти допустили в пещеру “Гроб Господень”. Долго и безуспешно молились армянские первосвященники, а Православный Иерусалимский Патриарх вместе со своей паствой плакал на улице у запертых дверей Храма. И вот неожиданно как бы молния ударила в мраморную колонну, она рассеклась и из нее вышел столп Огня, который зажег свечи у православных (колонна видна на фото).

С тех пор никто из представителей многочисленных христианских конфессий не решаемся оспаривать у православных право молиться в этот день у Гроба Господня.

В мае 1992 года впервые после 79-летнего перерыва Благодатный Огонь был вновь доставлен на русскую землю. Группа паломников - священнослужителей и мирян - по благословению Святейшего Патриарха пронесла Благодатный Огонь от Гроба Господня в Иерусалиме через Константинополь и все славянские страны до Москвы. И с тех пор этот неугасимый огонь горит на Славянской площади у подножья памятника святым учителям словенским Кириллу и Мефодию.

Воскресал ли Христос?

Это основной вопрос всей религии, всей философии, всех наук, касающихся воззрений человеческих, ибо воскреснуть мог только Бог. Следовательно, вопрос о воскресении - это вопрос о том, есть ли Бог. Неудивительно поэтому, что почти все произведения антирелигиозной литературы останавливаются на вопросе о воскресении, и все они, как это каждому известно, отвечают на этот вопрос отрицательно. Они, вероятно, не представляют себе, что после некоторых важнейших открытий (о них речь впереди) факт воскресения Христа к концу своей жизни признал никто иной, как Фридрих Энгельс.

Основанием для антирелигиозников, в частности, для отрицателей воскресения, служит, как они уверяют, отсутствие свидетельств о воскресении.

Как же в действительности обстоит дело? Действительно ли такие свидетельства отсутствуют? Один из наиболее часто выступающих авторов, некий Дулуман. заявляет: “В то время, когда, по учению церковников, должен был существовать на земле Христос, жило мною ученых и писателей: Иосиф Флавий, Остин Тивериадский, Плексит, Сенека и др., однако все они ни слова не говорят о Христе”.

Здесь соответствует истине только одно. О Христе действительно не писали ни Остин Тивериадский, ни Либерии Сулий, ни Баландий, но не писали по той причине, что этих “древних писателей” (как их величает антирелигиозная литература) никогда не было в природе. Никакой Либерии Сулий не существовал ни в древности, ни в позднейшие времена. Существовал Лаврентий Сурий, но и тот жил не во времена Христа, а ровно на десять столетий позже. Еще больший конфуз получился с “древним писателем” Баландием. Он тоже не существовал, а был монах Боллан, но жил он позже Христа на тысячу пятьсот лет, поэтому неудивительно, что, описывая современные ему события, он мог и не касаться именно воскресения Христа. Равным образом вымышлен и Остин Тивериадский. В литературе известен Оссия Твердите, живший во времена палестинских событий, но это вовсе не писатель, а литературный персонаж, герой старой византийской повести.

Итак, эти “древние писатели” вряд ли могут приниматься в расчет. Но кроме них наши атеисты упоминают еще Иосифа Флавия, Плиния Старшего, Тацита. Они, как говорят атеисты, тоже не оставили никаких свидетельств о воскресении Иисуса Христа. Так ли это?

Начнем с Иосифа Флавия. Он, как известно, один из наиболее надежных исторических свидетелей. Карл Маркс говорил: “Достоверная история может писаться лишь на основе таких документов, как произведения Иосифа Флавия и равноценных им”.

Кроме того Флавий мог также не быть в курсе событий, описанных в Евангелии. Наконец, Флавий не был последователем Христа, и потому нет оснований ожидать от него каких-либо преувеличений в пользу христианства. Действительно ли Флавий ничего не говорит о воскресении Христа, как это утверждают атеисты?

Тем, кто это заявляет, следовало бы хоть раз в жизни, хотя бы мельком заглянуть в отрывки из его сочинений, вышедшие в советском издании Академии наук СССР. Там черным по белому написано: “В это время выступил Иисус Христос человек высокой мудрости, если только можно назвать Его человеком, совершитель чудесных дел; когда по доносу первенствуюших у нас людей Пилат распял Его на кресте, поколебались те, которые впервые Его возлюбили. На третий день Он снова явился к ним живой”. Как же это вяжется с заявлениями и заверениями, что Иосиф Флавии ни снова не упоминает о Христе?

Грек Гермидии, занимавший официальную должность биографа правителя Иудеи, писал также и биографию Пилата. Его сообщения заслуживаюг особого внимания по двум причинам. Во-первых, они содержат чрезвычайно много надежных данных по истории Палестины и Рима и легли в основу истории Иудеи. Во-вторых, Гермидий резко выделяется своей манерой изложения. Этот человек не способен поддаваться каким-либо впечатлениям, удивляться, увлекаться. По определению известного историка, академика С. А Жебелева: “Он с беспристрастной точностью фотографического аппарата повествовал обо всем”. Показания Гермидия ценны еще и тем, что он тоже во время воскресения Христа находился вблизи того места, сопровождая одного из помощников Пилата. Важно добавить еще одно обстоятельство. “Гермидий вначале был настроен против Христа и, как он сам говорил, уговаривал жену Пилата не удерживатьт мужа от смертного приговора Христу. До самого распятия он считал Христа обманщиком. Поэтому он по собственной инициативе отправился в ночь под воскресение ко гробу, надеясь убедиться в том, что Христос не воскреснет и тело Его навсегда останется в земле. Но вышло иначе.

“Приблизившись ко гробу и находясь шагах в ста пятидесяти от него, - пишет Гермидий, мы видели в слабом свете ранней зари стражу у гроба: два человека сидели, овальные лежали на земле, было очень тихо. Мы шли очень медленно, и нас обогнала стража, шедшая ко гробу сменить ту, которая находилась там с вечера. Потом вдруг стало очень светло. Мы не могли понять, откуда этот свет. Но вскоре увидели, что он исходит из движущегося сверху сияющею облака. Оно опустилось ко гробу, и над землей там показался человек, как бы весь светящийся. Затем раздался удар грома, но не на небе, а на земле. От этого удара стража в ужасе вскочила, а потом упала. В это время ко гробу справа от нас по тропинке шла женщина, она вдруг закричала: “Открылось! Открылось!” И в это время нам стало видно, что действительно очень большой камень, приваленный ко входу в пещеру, как бы сам собою поднялся и открыл гроб (открыл вход в пещеру). Мы очень испугались. Потом, некоторое время спустя, свет над гробом исчез, стало тихо, как обыкновенно. Когда мы приблизились ко гробу, то оказалось, что там уже нет тела погребенного человека”.

…Сириец Ейшу (Эйшу), известный врач, близкий к Пилату и лечивший его… относится к числу наиболее выдающихся людей своего времени. По поручению Пилата он с вечера накануне воскресения находился вблизи гроба вместе с пятью своими помощниками, которые всегда сопутствовали ему. Он же был свидетелем погребения Христа. В субботу он дважды осматривал гроб, а вечером по приказанию Пилата отправился сюда с помощниками и должен был провести здесь ночь. Зная о пророчествах относительно воскресения Христа, Ейшу и его помощники-медики интересовались этим и с точки зрения естествоиспытателей. Вообще Ейшу был скептиком. В своих трудах он неизменно повторял выражение, которое потом благодаря ему вошло в поговорку на Востоке: “Чего я сам не видел, то считаю сказкой”. Поэтому все, связанное с Христом и Его смертью, они тщательно исследовали. В ночь под воскресение они бодрствовали по очереди. С вечера его помощники легли спать, но задолго до воскресения проснулись и возобновили наблюдения за происходящим в природе. Мы все – врачи, стража. - пишет Ейшу, - были здоровы, бодры, чувствовали себя так, как всегда. У нас не было никаких предчувствий. Мы совершенно не верили, что умерший может воскреснуть. Но Он действительно воскрес, и все мы видели этот собственными глазами”. Далее следует описание воскресения…

Чрезвычайно показательно, что ряд свидетельств о воскресении мы находим и у еврейских авторов того времени, хотя вполне понятно, что евреи (не принявшие христианства) склонны всячески замалчивать фактвоскресения.

Маферкант был одним из членов синедриона, казначеем. Именно из его рук Иуда получил за предательство тридцать сребреников. Но Ему пришлось быть у Гроба Господня перед самым моментом воскресения: он прибыл сюда для оплаты стражи, стоявшей у гроба (наемная стража получала оплату, так сказать, сдельно, после несения каждою караула). Он видел, что гроб Христа надежно охраняется. Выплатив деньги, он ушел, стража осталась на своем посту. Но не успел Маферкант далеко отойти, как раздался удар грома, и громадный камень был отброшен неведомой силой. Возвращаясь, Маферкант увидел издали исчезающее сияние над гробом. Когда после воскресения Христа среди иудеев поднялась тревога. Маферкант был первым из членов синедриона, прибывшим на место для расследования. Он убедился, что воскресение совершилось. Все это им описано в сочинении “О правителях Палестины”, которое принадлежит к числу наиболее ценных и правдивых источников.

В общей сложности, по подсчетам крупнейшею знатока римской исторической литературы, академика И. В. Нетушила (1850-1928 гг.), число вполне надежных свидетельств о воскресения Христа превышает двести десять; по нашим подсчетам, это число еще больше - двести тридцать, ибо к данным Нетушила нужно добавить еще те исторические памятники, которые были обнаружены после выхода его работы

(По материалам православных издательств)

Листовку сию батюшка привез для размножения, посчитал что выложить в интернете тоже полезно будет …



“Православие и мир. Электронная библиотека” ().

Ученым удалось попасть к Гробу Господню и провести исследования, результат которых шокировал верующих.

Вне зависимости от того, считает себя человек верующим или нет, он хотя бы раз в жизни интересовался реальными доказательствами существования высших сил, о которых рассказывает каждая религия.

В православии одним из свидетельств чудес, указанных в Библии, является Благодатный огонь, сходящий на Гроб Господень в канун Пасхи. В Великую субботу посмотреть на него может каждый желающий – достаточно прийти на площадь перед храмом Воскресения. Но чем дольше существует эта традиция, тем больше гипотез выстраивают журналисты и ученые. Все они опровергают божественное происхождение огня – но можно ли доверять хотя бы одной из них?

История Благодатного огня

Схождение огня можно увидеть всего один раз в год и в единственном месте на планете – Иерусалимском храме Воскресенья. В его огромный по масштабу комплекс входят: Голгофа, пещера с Крестом Господним, сад, где Христос был замечен после воскрешения. Он был построен в IV веке императором Константином и Благодатный огонь там увидели во время первого служения на Пасху. Вокруг места, где это произошло, построили часовню с гробом Господним – ее называют Кувуклией.

В десять часов утра Великой субботы ежегодно в храме тушат все свечи, лампады и другие источники света. Высшие церковные саны лично следят за этим: последней проверку проходит Кувуклия, после чего ее запечатывают большой восковой печатью. С этого момента охрана святых мест ложится на плечи сотрудников израильской полиции (в давние времена с их обязанностями справлялись янычары Османской империи). Они же ставят дополнительную печать поверх печати Патриарха. Чем не доказательство нерукотворного происхождения Благодатного огня?

Кувуклия


В двенадцать часов дня со двора Иерусалимской Патриархии к Гробу Господню начинает тянуться крестное шествие. Его возглавляет патриарх: трижды обойдя Кувуклию, он останавливается перед ее дверьми.

«Патриарх облачается в белые одежды. С ним одновременно надевают на себя белые же облачения 12 архимандритов и четыре диакона. Из алтаря потом выходят попарно клирики в белых стихарях с 12-ю хоругвями с изображением страстей Христовых и Его славного воскресения, за ними клирики с рипидами и животворящим крестом, далее 12 священников попарно, потом четыре диакона тоже попарно, причем два последних из них пред патриархом держат в руках в серебряной подставке пуки свечей для удобнейшей передачи святого огня в народ, и, наконец, патриарх с жезлом в правой руке. По благословении патриарха, певчие и все духовенство при пении: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» идут из храма Воскресения к кувуклии и троекратно её обходят. После третьего обхождения патриарх, духовенство и певчие останавливаются с хоругвеносцами и крестоносцем против святого живоносного гроба и поют вечерний гимн: «Свете тихий», напоминающий о том, что эта литания некогда входила в состав чина вечернего богослужения.»

Патриарх и Гроб Господень


Во дворе храма за Патриархом следят тысячи глаз паломников-туристов со всего света – из России, Украины, Греции, Англии, Германии. Полицейские обыскивают Патриарха, после чего он входит в Кувуклию. У входных дверей остается армянский архимандрит для того, чтобы возносить молитвы Христу о прощении грехов рода человеческого.

«Патриарх, став пред дверями святого гроба, при помощи диаконов снимает с себя митру, саккос, омофор и палицу и остается лишь в подризнике, епитрахили, поясе и поручах. Драгоман вслед за тем снимает печати и шнуры с двери святого гроба и впускает внутрь его патриарха, имеющего в руках упомянутые пуки свечей. За ним тотчас идет внутрь кувуклии один армянский архиерей, одетый в священные одежды и также имеющий в руках пуки свечей для скорейшей передачи святого огня народу через южное отверстие кувуклии в приделе Ангела.»

Когда Патриарх остается наедине, за закрытыми дверями, начинается настоящее таинство. На коленях Святейший молит Господа о послании Благодатного огня. Его молитвы не слышны людям, находящимся за дверьми часовни – но они могут наблюдать их результат! На стенах, колоннах и иконах храма появляются голубые и красные всполохи-вспышки, напоминающие отблески во время фейерверка. Одновременно с этим на мраморной плите Гроба появляются синие огоньки. Одного из них священнослужитель касается ватным шариком – и огонь перекидывается на нее. Патриарх зажигает с помощью ватки лампаду и передает ее армянскому архиерею.

«И те люди все в церкви и вне церкви ничего другого не говорят, только: «Господи, помилуй!» взывают неослабно и кричат громко, так что гудит и гремит все то место от вопля тех людей. И тут ручьями проливаются слёзы у верных людей. Даже с каменным сердцем человек может тогда прослезиться. Каждый из паломников, держа в своей руке связку из 33 свечей, по числу лет жизни нашего Спасителя … спешит в духовном веселии возжечь их от первоисточного света, через нарочито назначенных для сего клириков из православного и армянского духовенства, стоящих близ северного и южного отверстий кувуклии и первыми получающих из святого гроба святой огонь. Из многочисленных лож, с окон и карнизов стен спускаются на веревках подобные же пучки восковых свечей, так как и зрители, занимающие места вверху храма, стремятся тотчас же приобщиться той же благодати.»

Передача Благодатного огня


В первые минуты после получения огня, с ним можно делать что угодно: верующие умываются им и трогают его руками без страха обжечься. Спустя несколько минут огонь из холодного становится теплым и приобретает обычные свойства. Несколько столетий назад один из паломников написал:

«Возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем жене тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило.»

Условия появления священного огня

Среди православных существует поверье, что в год, когда огонь не загорится, начнется апокалипсис. Впрочем, это событие уже происходило однажды – тогда огонь пытался извлечь последователь иной конфессии христианства.

«Первый латинский патриарх Арнопьд из Шоке приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии. Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него. Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 году в Великую субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав.»

Огонь при латинском патриархе и трещина в колонне


В 1578 году священнослужители из Армении, не слышавшие ничего о попытках предшественника, попытались их повторить. Они добились разрешения стать первыми, кто увидит Благодатный огонь, запретив входить в церковь православному Патриарху. Он вместе с другими священниками вынужден был молиться у ворот в канун Пасхи. Увидеть чудо Божье приспешникам Армянской церкви так и не удалось. Одна из колонн двора, в котором возносили молитвы православные, треснула, и из нее появился столп огня. Следы его схождения и сегодня может наблюдать любой турист. Верующие традиционно оставляют в ней записки с самыми заветными просьбами к Богу.


Череда мистических событий заставила христиан сесть за стол переговоров и принять решение о том, что Богу угодно передавать огонь в руки православного священника. Ну а тот, в свою очередь, выходит к народу и отдает священное пламя игумену и монахам лавры преподобного Саввы Освященного, Армянской апостольской и Сирийской церкви. Последними в храм обязательно должны попасть местные православные арабы. В Великую субботу они появляются на площади с песнями и танцами, а затем входят в часовню. В ней они произносят древние молитвы на арабском языке, в которых обращаются к Христу и Божьей Матери. Это условие также является обязательным для появления огня.


«О первом совершении этого ритуала нет свидетельств. Арабы просят Богоматерь умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Они буквально выкрикивают, что они самые восточные, самые православные, живущие там, где восходит солнце, принесшие с собой свечи для возжигания Огня. По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918-1947) английский губернатор попытался запретить однажды "дикарские" пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа, но безрезультатно. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел»

Увенчались ли успехом попытки найти научное объяснение Благодатному огню?

Говорить о том, что скептикам удалось одержать победу над верующими, нельзя. Среди множества теорий, имеющих физическое, химическое и даже инопланетное обоснование, внимания заслуживает лишь одна. В 2008 году физику Андрею Волкову удалось попасть в Кувуклию со специальным оборудованием. Там он смог сделать соответствующие замеры, но их результаты оказались не в пользу науки!

«За несколько минут до выноса Благодатного огня из Кувуклии прибор, фиксирующий спектр электромагнитного излучения, засек в храме странный длинноволновой импульс, который более не проявлялся. Я не хочу ничего ни опровергать, ни доказывать, но таков научный результат эксперимента. Произошел электроразряд – то ли ударила молния, то ли на мгновение включилось нечто вроде пьезозажигалки.»

Физик о благодатном огне


Сам физик не ставил целью своего исследования разоблачение святыни. Его заинтересовал сам процесс схождения огня: появление всполохов на стенах и на крышке Гроба Господня.

«Так что, вполне вероятно, появлению Огня предшествует электрический разряд, и мы, измеряя электромагнитный спектр в храме, пытались его поймать.»

Так комментирует произошедшее Андрей. Получается, разгадать тайну сакрального Благодатного огня не под силу современной технике…

В Великую субботу со всего мира к Храму Гроба Господня стекаются десятки тысяч паломников, чтобы умыться его благодатным светом и получить Божье благословение.

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

Величайшее чудо с волнением ожидают не только православные христиане, но и представители самых разных конфессий.

На протяжении многих сотен лет люди стараются понять - откуда берется Благодатный огонь. Верующие уверены, что это настоящее чудо - Божий дар людям. Ученные с таким утверждением не согласны и пытаться найти объяснение данному феномену с научной точки зрения.

Благодатный огонь

По многим свидетельствам, как древним, так и современным, появления Благодатного света могут наблюдаться в Храме Гроба Господня в течение всего года, но наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение Благодатного огня в Великую субботу, накануне Светлого Воскресения Христова.

На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и другими), а также представителями иных нехристианских религий.

© photo: Sputnik / Алексей Куденко

О чуде схождения благодатного огня на Гробе Господнем известно издревле, сошедший огонь обладает уникальным свойством — он не обжигает первые минуты.

Первым свидетелем схождения огня был апостол Петр — узнав о Воскресении Спасителя, он поспешил к гробнице и увидел там, где прежде лежало тело, удивительный свет. Две тысячи лет этот свет каждый год нисходит на Гробе Господнем Благодатным огнем.

Храм Гроба Господня был воздвигнут императором Константином и его матерью царицей Еленой в IV веке. И самые ранние письменные упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова датируются именно IV веком.

Храм своей громадной кровлей накрывает и Голгофу, и пещеру, в которой был положен снятый с креста Господь, и сад, где Мария Магдалина первой из людей встретила Его воскресшего.

Схождение

Примерно в полдень со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами.

Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, румын, евреев, немцев, англичан — паломников со всего мира — в напряженном молчании следят за Патриархом.

Патриарх разоблачается, полицейские тщательно обыскивают его и самый Гроб Господень, ища хоть чего-то, что может произвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы), и в одном длинном ниспадающем хитоне предстоятель Церкви входит внутрь.

На коленях перед Гробом, он молит Бога о ниспослании Святого огня. Иногда его молитва длится долго, но есть интересная особенность — Благодатный огонь сходит только по молитвам православного Патриарха.

И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и народу. В это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.

Трудно представить себе, какое ликование охватывает многотысячную толпу. Люди кричат, поют, огонь передается от одного пучка свечей к другому, и через минуту — весь храм в огне.

Чудо или фокус

У этого чудесного явления в разные времена было много критиков, которые пытались разоблачить и доказать искусственное происхождения огня. В числе не согласных выступала и католическая церковь. В частности, Папа Римский Григорий IX в 1238 году выступил с несогласием о чудотворности Благодатного Огня.

Не понимая истинного происхождения Благодатного огня, некоторые арабы пытались доказать, что Огонь, якобы добывается с помощью каких-либо средств, веществ и приспособлений, но прямых доказательств у них нет. При этом, они даже не являлись свидетелями этого чуда.

Современные исследователи также, пытались изучить природу этого явления. По их мнению, искусственно огонь добыть возможно. Также возможно и самовозгорание химических смесей и веществ.

© AFP / Ahmad Gharabli

Но ни одно из них, ни схоже с появлением Благодатного Огня, особенно с его удивительным свойством - не обжигать в первые минуты своего появления.

Ученые-богословы, представители различных конфессий, в том числе и православной Церкви не раз заявляли, что возгорание свечей и лампад в Храме от якобы "священного огня" - это фальсификация.

Наиболее известны высказывания в середине прошлого века профессора Ленинградской духовной Академии Николая Успенского, который считал, что в Кувуклии огонь зажигают от потайной скрытой лампады, свет которой не проникает в открытое пространство Храма, где все свечи и лампады в это время бывают потушены.

В тоже время, Успенский утверждал, что "огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады, все-таки есть огонь священный, получаемый с места священного".

Российскому физику Андрею Волкову, как утверждают, несколько лет назад удалось провести некие измерения на церемонии схождения Благодатного огня. По словам Волкова, за несколько минут до выноса Благодатного огня из Кувуклии прибор, фиксирующий спектр электромагнитного излучения, засек в храме странный длинноволновой импульс, который более не проявлялся. То есть произошел электроразряд.

Ну а пока ученные пытаются найти научные подтверждения этому феномену, и в противоположность полной бездоказательности утверждений скептиков, чудо схождения Благодатного огня является ежегодно наблюдаемым фактом.

Чудо схождения Благодатного Огня доступно каждому. Его могут увидеть не только туристы и паломники — оно происходит перед лицом всего мира и регулярно транслируется по телевидению и интернету, на сайте Иерусалимского православного патриархата.

© photo: Sputnik / Валерий Мельников

Каждый год несколько тысяч присутствующих в храме Гроба Господня видят: в Кувуклию, которая была проверена и запечатана, вошел с пучком свечей патриарх, одежды которого были специально осмотрены. Из нее он вышел с горящим факелом из 33 свечей и это неоспоримый факт.

Поэтому ответом на вопрос, откуда берется Благодатный огонь, может быть только один ответ - это чудо, а все остальное это просто неподтвержденные домыслы.

И в заключении — Благодатный Огонь подтверждает обещание Воскресшего Христа апостолам: "Я есмь с вами во все дни до скончания века".

Считается, что, когда Небесный Огонь не сойдет на Гроб Господень, это будет знаком наступления власти антихриста и скорого конца света.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Каждый год с наступлением Пасхи православную публику охватывает тяга к чудесам. И ей в очередной раз такое чудо показывают – схождение Благодатного огня. С трансляцией в прямом эфире федеральных российских каналов. Функционеры Фонда Андрея Первозванного организуют дистрибуцию Благодатного огня во всероссийском масштабе.

О том, что Благодатный огонь есть дело рук человеческих, говорилось не раз, начиная с раннего Средневековья. Первыми разоблачителями чуда были, разумеется, мусульмане, заинтересованные в дискредитации христианства (а мусульмане владели Иерусалимом чуть меньше двенадцати веков – с 637-го по 1917-й с двумя перерывами). Исламские богословы и путешественники оставили такие свидетельства.

Ибн-ал-Каланиси (середина 12 века) : «Когда они находятся на Пасху там… то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамового дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. Он обладает ярким светом и блестящим сиянием. Они ухитряются провести между соседними лампадами натянутую железную проволоку… и натирают ее бальзамовым маслом, скрывая это от взоров… Когда они молятся и наступает время нисхождения, открываются двери жертвенника… Они входят и зажигают много свечей… Кто-нибудь из стоящих старается приблизить огонь к нити, он…переходит по всем лампадам от одной к другой, пока не зажигает все. Кто смотрит на это, думает, что с неба сошел огонь…»

Ал-Джаубари (первая половина 13 века) : «Дело в том, что в вершине купола есть железная шкатулка, соединенная с цепью, на которой подвешена. Она укреплена в самом своде купола, и ее не видит никто… А когда наступает вечер субботы света, монах поднимается к шкатулке и кладет в нее серу… а под ней огонь, рассчитанный до того часа, когда ему нужно нисхождение света. Цепь он смазывает маслом бальзамового дерева и, когда наступает время, огонь зажигает состав в месте соединения цепи с этой прикрепленной шкатулкой. Бальзамовое масло собирается в этой точке и начинает течь по цепи, спускаясь к лампаде. Огонь касается фитиля лампады…и зажигает его».

Ибн-ал-Джаузи (середина 13 века) : «Я исследовал, как зажигается лампада в воскресение – праздник света… Когда же солнце заходит и делается темно, один из священников пользуется невнимательностью, открывает нишу в углу часовни, где его никто не видит, зажигает свою свечу от одной из лампад и восклицает: «Сошел свет и смилостивился Христос»…»

Упомянутая наместником Мисаилом «движущаяся мраморная икона» закрывает «нишу в углу часовни», о которой шестью веками ранее писал Ибн-ал-Джаузи.

Разумеется, для христианина свидетельства иноверца не дорого стоят. Но и в христианском мире отношение к чуду Благодатного огня тоже местами было скептическое. В 1238 году папа Григорий IX отказался признавать его чудесную природу, и с тех пор Римская католическая церковь придерживается мнения, что Благодатный огонь – «фокусы восточных схизматиков».

Православные иерархи и сами избегают заявлений о природе Благодатного огня, предоставляя возможность высказаться «простым людям». Но даже люди духовного звания писали о рукотворности огня. Так, основатель и первый глава Русской Духовной Миссии в Иерусалиме епископ Порфирий (Успенский) записал два рассказа: «Иеродиакон, забравшись в часовню Гроба в то время, когда по общему верованию, сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая никогда не угасает, и так Благодатный огонь не есть чудо. Об этом сам он говорил мне сегодня», – со слов иеродиакона Григория , «Книга Бытия моего», ч.1.

«Когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме… Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова… Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5 000 пунгов (2 500 000 пиастров), а в случае лжи пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня.

После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим-паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал… Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба…» – со слов митрополита Дионисия , «Книга Бытия моего», ч. 3.

Уже в наше время имеется свидетельство Феофила, Патриарха Иерусалимского – в чьем ведении находится Храм Гроба Господня. В апреле 2008-го, принимая делегацию Фонда Андрея Первозванного, он, помимо прочего, ответил и на вопрос о природе Благодатного огня. Вот как описывает это участвовавший во встрече дьякон Андрей Кураев: «Не менее откровенным был и его ответ о благодатном огне: «Это церемония, которая является representation, как и все другие церемонии Страстной седмицы. Как некогда пасхальная весть от гроба воссияла и осветила весь мир, так и ныне мы в этой церемонии совершаем репрезентацию того, как весть о воскресении от кувуклия разошлась по миру». Ни слова «чудо», ни слова «схождение», ни слов «благодатный огонь» в его речи не было. Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог».

Почему отцы церкви не хотят признать рукотворный характер огня и продолжают вести разговоры о «необычном и чудесном явлении»? Видимо, видят в чуде средство укрепления веры и умножения численности паствы. Между тем, истинная вера не имеет причин и, как следствие, не нуждается в чудесах как средстве укрепления. Несколько лет назад представители Фонда христианского просвещения и милосердия имени св. Луки (Войно-Ясенецкого) обратились к патриарху Кириллу с просьбой дать «богословскую, литургическую и историческую оценку как самому «огню Великой Субботы», возжигаемому в Иерусалиме, так и распространившейся практике его чрезмерного почитания в дни празднования Светлого Христова Воскресения». Ответа не последовало.

Тайна места. Кувуклия – вовсе не Гроб Господень

Какой бы ни была природа Благодатного огня, он, возможно, представляет ценность уже потому, что зажжен у Гроба Господня. Проблема, однако, в том, что Кувуклия – это вовсе не Гроб Господень.

Как известно, после снятия с креста тело Спасителя было положено в пещеру, располагавшуюся на участке, который принадлежал Иосифу Аримафейскому – члену Синедриона, приятелю Пилата и тайному последователю Христа. Этот участок в садах за городской стеной Иосиф прикупил для будущего погребения членов своей семьи, но к моменту распятия похоронить там еще никого не успели.

В 41 году – менее чем через 10 лет после распятия Иисуса – Ирод Агриппа затеял очередное расширение Иерусалима. К 44 году и Гроб Господень, и все ближайшие к нему захоронения оказались внутри новой – третьей – городской стены. Поскольку по тогдашним иудейским представлениям кладбище не могло находиться внутри города, захоронения были перенесены на новое место, а освободившаяся территория стала интенсивно застраиваться.

В 66 году – через 33 года после распятия Иисуса началась знаменитая Иудейская война, представлявшая собою затейливое сочетание освободительной войны иудеев против римлян и гражданской войны иудеев между собой – секарии с зелотами занимались взаимоистреблением, убивая попутно всех попавших под руку. В ходе междоусобиц они сожгли большую часть Иерусалима. Немногое оставшееся доломали римляне, взявшие город. Уже тогда место расположения Гроба Господня можно было указать лишь очень приблизительно. Но этим дело не кончилось.

В 132 году грянуло восстание Бар-Кохбы. В 135-м оно было подавлено. Иерусалим был в очередной раз сожжен, а его население – включая тех, кто мог хранить память о месте расположения Гроба Господня, – вырезано. После этого евреям под страхом смерти было запрещено даже приближаться к месту, где находился город. Было запрещено само название Иерусалим. На его развалинах по приказу императора Публия Элия Адриана начал строиться новый город Элия Капитолина. Участок между остатками второй и третьей стен был отведен для строительства казарм. Местность была выровнена – возвышения стесали, углубления засыпали, пространство между строениями замостили камнем. На месте, где некогда – предположительно – находился Гроб Господень, был построен храм Венеры, рядом с ним прошла центральная улица нового города – Кардо Максимус.

Можно ли было после всего этого отыскать место погребения Христа?

Императрица Елена – мать императора Константина, основателя Византийской империи, – решила, что можно. В 325 году она организовала раскопки, направленные на поиски Гроба Господня. В 326-м была открыта пещера, которую решено было считать Гробом Господним.

На месте Гроба Господня, вернее, над этим местом, был выстроен внушительный храмовый комплекс. Но в 637 году Иерусалим захватили мусульмане. Три с лишним лет они демонстрировали невероятную веротерпимость, но в 1009 году Храм Гроба Господня был разрушен, а сам Гроб Господень полностью уничтожен: небольшое каменное возвышение с нишей – той самой пещерой, где некогда покоилось тело Христа, – было расколото на множество камней, камни разбиты в щебенку, щебенка растерта в пыль, пыль развеяна по ветру…

Таким образом, неизвестно, то ли место нашла императрица Елена, а если то – значит, реальный Гроб Господень уничтожили десять веков назад.

Максим Трошичев

Первые письменные свидетельства схождения в храм Гроба Господня в Иерусалиме «Святого света», как это тогда называли, относятся к IX в. Зажигается он в кувуклии, небольшом храме, построенном на месте, где был захоронен снятый с креста Иисус, и где он чудесным образом воскрес. В присутствии православных иерархов, которые ради чистоты эксперимента даже заранее раздеваются. При этом в первые минуты огонь не жжёт, им даже умываются.

Безусловно, скептики стараются доказать, что священники проносят под одеждой спички. А учёные ищут чуду научное объяснение. Игумения Георгия (Щукина), настоятельница Горненского монастыря , одного из самых известных мест пребывания паломников в Иерусалиме, говорит, что встречала огромное количество таких энтузиастов от науки. Кто-то, например, замерил температуру горения передаваемой от свечи к свече божественной огненной сути и выяснил, что она не более 40 градусов. По сути, это плазма, а не огонь. Данного состяния вещества, кстати, невозможно достичь без лабораторных условий.

На одной из церемоний неофициально присутствовал сотрудник Курчатовского института (Москва) с осциллографом. И за несколько минут до схождения огня прибором, фиксирующим спектр электромагнитного излучения, он зарегистрировал одиночный разряд. Странный длинноволновый импульс больше не повторился. Тот учёный до сих пор не знает, в чём была причина разряда. А другие, занимающиеся физическими проблемами, напомнили: такие разряды случаются на месте разломов тектонических плит. Кстати, храм Гроба Господня стоит как раз на одном из них. Так что наука никаких спичек в руках священников не зарегистрировала.

Как сообщило Федеральное агентство новостей, химики предложили несколько способов создания огня без спичек. Самый простой метод заключается в смешивании концентрированной серной кислоты с порошком марганцовки. Если эту смесь нанести на воспламеняющийся предмет, скажем, лист бумаги, он тут же загорится. Часть образовавшейся кашицы наносится деревянной или стеклянной палочкой на любой горячий предмет, будь то лист бумаги или натуральная ткань. Этот предмет после нанесения мгновенно воспламеняется. Также им удалось найти ответ на вопрос о том, почему Благодатный огонь не обжигает руки верующим, как пишут СМИ. Такого эффекта можно добиться, если смешать борную кислоту, этиловый спирт и каплю концентрированной серной кислоты. Если поджечь, например, льняную нить, пропитанную таким раствором, то возникнет пламя, которое будет гореть, но не обжигать: процесс сжигания эфира борной кислоты происходит при низкой температуре. Но есть загвоздка: тысячи верующих приходят в храм Гроба Господня со своими свечами, которые ничем не пропитаны. И пламя от этих свечей, по их свидетельству, действительно не обжигает!

Кстати, насельницы Горненского монастыря рассказывали, что один раз огонь сошёл не в кувуклии, а прямо на каменные ворота в храм. Тогда, как говорят, был нарушен привычный порядок «добывания» огня: не в меру религиозные деятели прогнали толпу арабских подростков, которые с пением, плясками и барабанами встречали огонь. Так что божественный огонь, какова бы ни была его природа, один для всех. И схождение его каждый год даёт нам надежду на ещё 365 дней существования человечества.