Дружеские отношения обломова и штольца. Почему Штольц и Обломов – друзья? ЕГЭ литература (Гончаров И

У главного героя романа - Обломова - ярко проявляются черты «естественного человека», удивительным образом сохранившиеся в середине XIX века. Придерживаясь идеологии природной жизни, герой существует согласно собственным принципам, собственной идеологии, собственному пониманию цельного и гармоничного человека. Он решительно отвергает суету, тщеславие, карьеризм, погоню за выгодной женитьбой и богатством. (Гости Обломова) «Нет, - восклицает он, - это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, какой указала природа целью человека». Однако при своей наивности, он не задумывается над тем, что все это возможно для него - барина, так как у него есть Захар и еще триста крестьян, работающих на его беззаботное существование. Обломов настоящий помещик - не только по происхождению, но и по духу. Он чувствует за собой полное право попрекать слугу и вообще всех крестьян в явной неблагодарности: «... для вас я посвятил всего себя, для вас вышел в отставку, сижу взаперти...». И, что самое нелепое и невероятное, герой сам полностью убежден в справедливости собственных обвинений.

Илья Ильич радуется своей неподвижности и независимости, совершенно не отдавая себе отчета в том, что сам является частью того ненавистного ему мира, где нарушается цельность человеческой личности, где, по его убеждению, «грамотность вредна мужику: выучи его, так он, пожалуй, и пахать не станет...». Барские привычки стали его второй натурой, благодаря чему и создается явное противоречие между мыслями, идеологией Обломова и его фактической жизнью. Лишь иногда прозрение озаряет его, и тогда он с гнетущим беспокойством начинает задумываться не только над своей жизнью, но и над причинами, которые погубили все то доброе, что было в нем заложено: «Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища... Какой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения...». Ответ на мучивший героя вопрос приходит во «Сне Обломова», где Гончаров рисует картину патриархально-крепостнической утопии, главным содержанием которой, по словам писателя, были «сон, вечная тишина, вялая жизнь и отсутствие движения». Таким образом, тем врагом, который погубил все доброе в Илье Ильиче, явился сам способ его жизни, все то, что впоследствии приобрело стойкое определение - обломовщина. Автор подчеркивал, что видел в своем герое именно воплощение «мертвой жизни», которая беспощадно губит человеческую душу, саму человеческую природу.


Обломову в романе противопоставлен Штольц, который, казалось бы, вполне мог стать положительным героем. Однако Гончаров дает понять, что этот образ далеко не так однозначен. Это энергичный, целеустремленный, стремящийся к деятельности и движению человек. Именно такие люди, как Штольц, по мнению автора, призваны разбудить «окаменевшее царство» с его ленью, апатией, сном. Однако писатель признает, что образ его героя недостаточно убедителен. Он «слаб, бледен - из него слишком голо выглядывает идея», - говорил впоследствии Гончаров. Его сил и убеждений недостаточно, чтобы встать на решительную борьбу, делом оправдать свои идеи. Он слишком подвержен влиянию рассудка и почти совершенно лишен чувства. Он еще полностью принадлежит к тому буржуазному миру, из которого вышел. «Мы не пойдем с Манфредами и Фаустами на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы...», - откровенно признается Штольц, показывая тем самым несостоятельность всех своих высоких идей.

Таким образом, рисуя образы противоположных героев - Обломова и Штольца, Гончаров создавал не положительного и отрицательного героев, а реальных людей, с их слабыми и сильными сторонами. Так, Обломов, при всей своей пассивности и бездеятельности, все же способен на тонкое чувство, способен видеть недостатки общества. Но в силу своей мягкости, деликатности, ранимости, а также под влиянием окружающей среды, не может измениться, увидеть в себе самом признаки этих недостатков, побороть их в себе. Именно потому он несчастен. С другой стороны, не может быть счастлив и Штольц, который все же склоняется к позиции смирения.

На примере своих героев Гончаров стремился показать читателю все то зло - и социальное, и бытовое, и психологическое, - которое несет в себе обломовщина, протестуя в то же время и против буржуазной бездуховности, вскрывая опасность буржуазных принципов жизни, воплощенных в Штольце. Писатель решительно выступал за гармоническую полноту, целостность духовного мира человека, которая возможна только лишь при сочетании положительных и искоренении отрицательных сторон натуры обоих персонажей.

Обломов и Штольц - главные герои романа Гончарова «Обломов". Они - люди одного класса, общества, времени. Казалось бы, что живя в одной среде, их характеры, мировоззрение должны быть похожи. Но, читая роман, мы с удивлением находим в Обломове и Штольце различные компоненты, составляющие их личность. Что же делает их различными? Чтобы ответить на этот вопрос, проследим их физическое и духовное развитие с самого детства, так как это закладывает основы их характеров. Штольц, он воспитывался в небогатой семье. Отец его по происхождению был немец. Мать-русская дворянка. Все дни семьи проходили в работе. Когда Штольц подрос, отец стал брать его в поле, на базар, заставлял работать. В то же время и обучал его наукам, учил немецкому языку. Дальше Штольц стал отправлять сына в город с поручениями," и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил,недоглядел,дал промах". Мать учила его литературе и сумела дать прекрасное духовное воспитание сыну. Итак, Штольц сформировался сильным, умным юношей. Обломов. Родители его были дворянами. Жизнь их в селе Обломовке проходила по своим особым законам. Самое главное в их жизни была еда. Ей посвящали много времени. Они всей семьёй решали, «какие блюда будут в обед или ужин". После обеда следовал продолжительный сон. Весь дом засыпал. Так проходили все дни: сон и еда. Когда Обломов подрос, его отдали учиться в гимназию. Родителей не интересовали знания Илюши. Они мечтали получить справку, доказывающую то, что "Илья прошёл все науки и искусства". Что касается физического воспитания, то его даже не выпускали на улицу. Боялись, как бы он не убился, не заболел. Итак, Обломов вырос забитым мальчиком, без образования, но добрым в душе. Теперь проанализируем их взгляды на жизнь. Труд для Штольца был частью его жизни, удовольствием. Он не гнушался даже самой чёрной работы. Для Обломова это было бремя. Он был барин, а это значит, что труду он не должен уделять ни капли времени. Я не говорю даже о физическом труде. Ему было даже лень встать с дивана, выйти из комнаты, чтобы там убрались. О характере героев говорит и их образ жизни. Обломов проводит свою жизнь в существовании на диване. Он ничего не делает, ничем не интересуется (он до сих пор не может заставить себя дочитать книгу» Путешествие в Африке", даже страницы этой книги пожелтели). Штольц ведёт деятельную жизнь. С того момента, как он ушёл из дома, он живёт трудом. Благодаря труду, силе воли, терпению он стал богатым и известным широкому кругу людей. Идеал счастья Обломова - полное спокойствие и хорошая еда. И он достиг этого: он спокойно спал на диване и хорошо питался. За ним убирали слуги и дома у него больших проблем с хозяйством не было. Идеал счастья Штольца - жизнь в труде. Это у него есть. Он много трудиться, жизнь его кипит действием. Но, несмотря на все имеющиеся между ними различия, они друзья, друзья с детства. Их сближают самые хорошие части характера: честность, доброта, порядочность. Еще можно рассказать о любви Обломова к Ольге, если это, конечно, можно назвать любовью. Для достижения её любви он стал читать, ездить по музеям, гулять. Но это изменение только внешнее. Внутри Илья Ильич остаётся прежним Обломовым. Суть романа в том, что бездействие может погубить все лучшие чувства человека, разъесть его душу, погубить его личность, а труд, стремление к образованию принесёт счастье.,

Примечание

«естественный человек» - человек простой, добряк, он не является светской личностью (Николай Кирсанов)

Обломов и Штольц дружат с детства. Поэтому с самого детства они очень сильно влияют друг на друга. Маленькому Андрюше нравилось то спокойствие и умиротворение, которое давал ему Илья, а Илюшу в свою очередь, привлекала та энергия, которая кипела в Штольце, так и осталось, когда они подросли.

В романе И.А. Гончарова «Обломов» получили отражение реалии из жизни российского общества второй половины XIX века. В этой книге речь идёт о повседневности, которая была хорошо знакома современникам писателя, так что многие из них могли узнать в героях романа себя или кого-либо из людей своего круга. Однако в романе автор не просто повествует — скорее он показывает своё отношение к образу жизни дворян своего времени. Носителями противоположных позиций предстают главный герой романа Илья Ильич Обломов и его друг Андрей Иванович Штольц.

Обломов и Штольц — люди одного класса и, что не менее важно, одного поколения. Было бы логично предположить, что, живя в одной среде, вращаясь в одном обществе, они должны быть схожи характерами и мировоззрением. Однако автор показывает этих героев абсолютно разными людьми. Как такое могло произойти? Как бы давая ответ на этот вопрос, Гончаров позволяет нам проследить за развитием личностей Обломова и Штольца с детства и до зрелого возраста.

Сын обрусевшего немца и русской дворянки, Андрей Иванович Штольц воспитывался в небогатой семье, все дни которой проходили в труде. Но родители Андрея не забывали об образовании сына: отец учил его немецкому языку, наукам, мать сумела дать хорошее духовное воспитание. Не оставался юный Штольц в стороне и от семейных дел: отец брал его в поле, на базар, поручал ему посильную работу, отправлял в уездный город с поручениями. Результатом такого воспитания стало то, что Штольц сформировался сильным, умным, активным человеком. Хотя автор явно любуется Штольцем, он, тем не менее, показывает его «настоящим немцем», «железным человеком», то есть идеальным физически, но несколько чёрствым душой.

Детство Ильи Ильича Обломова прошло совершенно иначе, хотя и в той же полосе России. Обломов родился в типичной русской дворянской семье, где жизнь текла по особым законам. Главное значение в ней имели гастрономические пристрастия: Обломовы всей семьёй решали, какие блюда им заказать на завтрак, что они будут есть на обед и чем бы им полакомиться на ужин. После трапезы следовал обязательный продолжительный сон. Так монотонно проходили все дни: сон и еда, еда и сон. Подросшего Илюшу отдали учиться. Но не развитие сына интересовало родителей — ими руководило желание получить справку, которая подтвердила бы, что Илья «прошёл все науки и искусства». Ещё меньше заботило Обломовых физическое воспитание мальчика: ему даже не позволяли побегать с деревенскими мальчишками, опасаясь, что он может заболеть, упасть, убиться.

Ограждаемый взрослыми от малейшего проявления резвости, Илья Ильич в конце концов превратился в ленивого барина, заботящегося больше всего на свете о собственном покое. Правда, Обломову были не чужды и мысли об общественном благе («Он горько в глубине души плакал в иную пору над бедствиями человечества, испытывал безвестные, безыменные страдания и тоску»), но он был абсолютно не готов воплотить их в жизнь.

Была в жизни Обломова и любовь. Увлёкшись Ольгой Ильинской, он даже попытался изменить свой жизненный уклад — стал читать, гулять. Но эти изменения были лишь внешними — внутри Илья Ильич остался прежним Обломовым.

Гончаров открывает нам различие в характерах своих героев, описывая образ жизни, который они ведут. Если Штольц не гнушается даже чёрной работой и для него повседневный труд является удовольствием, неотъемлемой частью жизни, то для Обломова любая деятельность представляется непосильным бременем: ему лень встать с дивана, выйти из комнаты, отдавать распоряжения слугам. Если Обломов ничего не делает, ничем не интересуется (он не может заставить себя дочитать до конца раскрытую некогда книгу), то Штольц ведёт деятельную, активную жизнь.

Удивительно, что такие разные люди — друзья, причём друзья с детства. Что их сближает? Как говорится, противоположности сходятся. Возможно, каждый из героев получает от этой дружбы то, чего ему не достаёт в жизни. Пытаясь растормошить Обломова, Штольц реализует себя как наставник. Его тешит мысль о том, что он делает благое дело, не давая другу опуститься. Для Обломова же Штольц представляет связующее звено с внешним миром. Кроме того, в характерах обоих героев имеются и общие черты — честность и порядочность. Это, разумеется, также сближает их.

Есть и ещё одно обстоятельство, объединяющее Обломова и Штольца: каждый из них счастлив — разумеется, в собственном, субъективном смысле. Деятельная натура Штольца требовала признания, и благодаря своему труду, терпению, предприимчивости он стал известным человеком. Для Обломова человеческое счастье — это полное спокойствие и хорошая еда, и это у него было.

Итак, Штольц по убеждениям — либерал, осознающий необходимость перемен, без которых никакое развитие невозможно. Обломов — консерватор, в представлении которого всякие новшества лишь несут с собой смуту и нарушают покой. Несмотря на то, что героям романа «Обломов» уже более двух веков, их характеры узнаваемы в наших современниках. Но кто из них — Штольцы или Обломовы — нужны современной России? Мне кажется, что нам нужны современники, более похожие на Андрея Ивановича Штольца, то есть развитые, наделённые созидательным умом, творческой энергией, но при этом обладающие душевной добротой Обломова.

Введение Причины дружбы между Штольцем и Обломовым Особенности дружбы Обломова и Штольца в зрелые годы Заключение

Введение

Центральными героями романа ” Обломов ” являются Илья Ильич Обломов и Андрей Иванович Штольц. В произведении персонажи изображены как личности, обладающие противоположными характеристиками и ведущие разнонаправленный образ жизни. Однако, несмотря на внешнюю непохожесть характеров героев, дружба Обломова и Штольца длилась многие годы, являясь не только обоюдно приятным, но и полезным для обоих

Персонажей явлением.

Причины дружбы между Штольцем и Обломовым

Дружба между Обломовым и Штольцем началась еще во времена их школьной учебы. На момент знакомства герои были схожи по характеру и имели общие увлечения. Маленький Илья изображен любопытным ребенком, которому многое было интересно.

Он хотел познавать окружающий мир и узнавать как можно больше нового, даже юношей он все еще готовился к тому, что жизнь его “обретет другие, более широкие размеры”,

Он был полон разных стремлений и надежд, готовился к важной роли в обществе.
Однако, по причине “тепличного”, “обломовского” воспитания и влияния родственников герой так и остается на месте, продолжая только надеяться и планировать, никогда не переходя к действиям. Вся активность Обломова переходит в мир мечтаний и грез, который он сам придумывает и которым живет.

Маленький Андрей Штольц был таким же любопытным ребенком, как и Илья, но его не ограничивали в познании мира и разрешали ему даже на несколько дней уходить из дому. И если в Обломове воспитание умертвило активное, деятельное начало, то на становление личности Штольца повлияла смерть его матери, которая нежно любила своего сына. Строгий, малоэмоциональный отец не мог дать сыну всей той любви и душевного тепла, которого он лишился после потери мамы.

Видимо, именно это событие, сопряженное с необходимостью по распоряжению отца уехать в другой город и самостоятельно строить карьеру, произвело на юного Андрея Ивановича сильнейшее впечатление. Зрелый Штольц – личность, которой очень трудно разобраться в своих чувствах, более того, он не понимает любви, так как не может охватить ее рациональным умом. Именно поэтому многие исследователи сравнивают Андрея Ивановича с бесчувственным механизмом, что в корне неверно – на самом же деле Штольц, не менее душевный и добрый человек, чем Обломов (вспомним, как часто и абсолютно бескорыстно он помогает другу), но вся его чувственность спрятана глубоко внутри его души, непонятная и недоступная даже самому герою.

Взаимоотношения Штольца и Обломова начинаются как дружба двух очень похожих по своей природе и характеру личностей, однако разно воспитание делает из них совершенно разных и даже противопоставляемых персонажей, которые, тем не менее, продолжают видеть друг в друге то важное и близкое, что сблизило их в школьные годы.

Особенности дружбы Обломова и Штольца в зрелые годы

Отношения Штольца и Обломова в зрелые годы остаются такими же доверительными и нужными героям, как и в детстве либо юности. Сбегающий от реальной жизни в прекрасный мир иллюзий Илья Ильич и рациональный, все контролирующий, деятельный Андрей Иванович находят в друге те черты и качества, которые они не могут раскрыть в себе. Их дружба строится не только на взаимном понимании и сопереживании, но и на взаимной помощи героев друг другу.

Штольц при любом удобном случае пытается “расшевелить”, активизировать Обломова, заставить его действовать “сейчас или никогда”, тогда как Илья Ильич постепенно, неосознанно для обоих героев прививает другу те самые “обломовские” ценности, которых так боялся Андрей Иванович и к которым в итоге пришел – к спокойной, размеренной, однообразной семейной жизни.

Заключение

Тема дружбы в романе “Обломов” раскрывается на примере взаимоотношений двух противопоставляемых героев. Однако различия между Обломовым и Штольцем носят только внешний характер, так как оба они являются личностями, находящимися в постоянном поиске собственного счастья, но так и не сумевшими раскрыться полностью и реализовать весь свой потенциал. Образы героев трагичны, так как ни постоянно стремящийся вперед, деятельный Штольц, ни пассивный, живущий в иллюзиях Обломов не находят гармонии между двумя основными началами – рациональным и чувственным, что приводит к смерти Ильи Ильича и внутреннему смятению и еще большей запутанности Штольца.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. В романе “Обломов” Иван Александрович Гончаров подвергает тонкому анализу человеческие взаимоотношения, исследует и раскрывает тему дружбы между людьми. Могут ли дружить совершенно разные люди? Автор трепетно размышляет над данной проблемой. Писатель раскрывает эту идею через главных героев романа: Андрея Ивановича Штольца и Илью Ильича Обломова. Некоторые критики считали, что Штольц является антиподом Обломова, его полной […]...
  2. Сочинение автора Гончаров И А – Обломов и штольц в романе и. а. гончарова ” Обломов” Резкие противопоставления пронизывают все произведение И. А. Гончарова от первой до последней главы. Прием антитезы, на котором построен Роман, помогает лучше раскрыть характеры героев, выявить авторский замысел. Про таких друзей, как Илья Ильич Обломов и Андрей Иванович Штольц, А. […]...
  3. Спор Обломова с его антиподом, Штольцем, происходит во 2 части романа Гончарова, в 4 главе. Действия происходят дома у Обломова, после недели насыщенной жизни и разъездов по городу вместе с Андреем. Вся эта суета, которую внес в жизнь Ильи Ильича Штольц, сильно утомляла его. Однажды, не выдержав, он “особенно восстал против этой суеты”.Обломов беспощадно утверждает, […]...
  4. Илья Ильич Обломов – барин, воспитанный в патриархальной среде родового имения.”Что такое обломовщина?”; основная мысль – Илья Ильич – естественный человек, а обломовщина – это мир искусственный, неправильный, изуродовавший жизнь как самому Обломову, так и тем людям, которые попали в этот мир. Обломов никому ничем не навредил, он прожил жизнь, как ребенок. Обломов продукт “трехсот […]...
  5. Произведения И. А. Гончарова получили широкую известность у читателей. Особенной популярностью пользовался и пользуется роман “Обломов”. Главные герои романа “Обломов” – это Илья Ильич Обломов и Андрей Штольц. Илья Ильич – русский помещик, живущий в Петербурге на доходы, получаемые с имения. Обломов – человек “лет тридцати двух-трех, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами”. Это […]...
  6. Роман И. А. Гончарова “Обломов” рисует всестороннюю картину современного писателю русского общества. Автор показывает его важнейшие стороны – социальную, философскую, нравственную. На смену патриархальному укладу в России пришел европейский капитализм с совершенно новой для русского человека психологией и философией. Душевное тепло, спокойствие, уют и размеренность постепенно уходят на второй план, опасными становятся инерция, лень, надежда […]...
  7. В романе И. А. Гончарова “Обломов” Андрей Штольц является антиподом Обломова. Каждая черта Штольца – вопиющий протест против качеств Обломова. Первый любит активную и интересную жизнь, второй часто впадает в апатию, он, словно улитка, которая боится вылезти из панциря. Разница в характерах и жизненных идеалах Обломова и Штольца закладывалась еще в детстве. Штольц получил строгое […]...
  8. Школьное сочинение по русской литературе по роману И. А. Гончарова “Обломов”. Андрей Штольц – ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь непохожие люди, обладающие такими разными взглядами на жизнь, могли сохранить глубокую привязанность. Изначально образ Штольца задумывался как полный антипод Обломова. Автор хотел соединить немецкую расчетливость […]...
  9. Обломов и Штольц сравнительная характеристика В романе И. А. Гончарова “Обломов” одним из частых приемов является антитеза. Путем противопоставления автор сравнивает главного героя И. И. Обломова с его другом детства А. И. Штольцем. Первый является настоящим русским барином, а другой – практичным немцем. На протяжении всего романа прослеживаются сходства и различия этих двух героев. Обломов […]...
  10. “Обломов” – роман И. А. Гончарова. Одним из самых значимых второстепенных героев этого произведения является Андрей Штольц. Вот только какой он герой: положительный или отрицательный? Я считаю, что положительный. Для начала, рассмотрим отношения Штольца и главного героя – Ильи Обломова. Илья Обломов – Воплощение апатии и неспособности к действию. К таким вещам нельзя относиться хорошо, […]...
  11. “…после прочтения всего романа вы чувствуете, что в сфере вашей мысли прибавилось что-то новое, что к вам в душу глубоко запали новые образы, новые типы. Они вас долго преследуют, вам хочется думать над ними, хочется выяснить значение их отношения к вашей собственной жизни, характеру, наклонностям…” – пишет известный критик Н. А. Добролюбов о романе И. […]...
  12. Какие вещи стали символом “обломовщины”? Символами “обломовщины” стали халат, домашние тапочки, диван. Что превратило Обломова в апатичного лежебоку? Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практиче­ской деятельности, подмена жизни расплывчатой мечтательно­стью превратили Обломова из человека в придаток халата и ди­вана. Какова функция сна Обломова в романе И. А. Гончарова “Обломов”? Глава “Сон Обломова” рисует идиллию […]...
  13. План Введение Различия в воспитании Обломова и Штольца Воспитание Обломова Воспитание Штольца Такое разное чувство любви Заключение Введение Роман Гончарова ” Обломов ” был написан в переломный для российского общества период, когда на смену старым феодальным, истинно русским устоям приходили новые, буржуазные, европейские ценности. На момент создания произведения социум делился на два лагеря – тех, […]...
  14. Андрей Иванович Штольц – это друг Обломова, еще с того времени, когда он учился в пансионе, в Верхлеве. Не смотря на их дружбу, жизнь Штольца, сложилась абсолютно по другому, нежели жизнь Обломова. Андрей Штольц еще с детства умел ставить себе цели, стремиться к ним, и добиваться желаемого. Его видение жизни можно прочитать в этих строках: […]...
  15. В романе И. А. Гончарова Штольц знакомит Обломова с Ольгой в ее доме. Когда он увидел ее в первый раз, он растерялся и чувствовал себя неловко. Между Обломовым и Ольгой начинается бурный роман. Обломов полюбил Ольгу, но она преследовала свои цели. Ольга влюбилась не в Илью, а в свою мечту. Миссия у нее была-разбудить спящую […]...
  16. Вглядываясь в черты главного героя романа И. А. Гончарова “Обломов” Андрея Штольца мы видим прототип современного делового мужчины. Но на то время его образ был не понятен для русского народа и поэтому идея творца, показать своему народу чего может достичь человек при желании, с грохотом провалилась. Ведь тогда, дворянство не обременяло себя упорным трудом, ее […]...
  17. В романе “Обломов” И. А. Гончаров пытается найти ответы на те вечные вопросы, которые хоть раз в жизни задает себе каждый человек. И одним из тех многогранных миров, исследованию и осмыслению которых писатель посвятил свое произведение, является мир гармонии, любви, счастья. Любовь пронизывает Весь роман Гончарова, наполняя его новыми красками, раскрывая самые неожиданные черты героев, […]...
  18. Отражение в романе “Обломов” убеждений автора. (В своем лучшем произведении, над которым он работал десять лет, Гончаров отобразил те проблемы современной ему жизни, которые глубоко волновали его, вскрыл причины этих проблем. В образах Ильи Обломова и Андрея Штольца отражены типичные черты дворян-крепостников и нарождающегося класса предпринимателей. Автор романа осуждает бездеятельность, барскую лень, бессилие ума и […]...
  19. Удивительный, гротескный, почти неправдоподобный образ создал Гончаров. Имя Обломова стало нарицательным. Сказать по правде, нарицательными становятся именно гротескные фигуры, в которых подчеркнуты, выведены за пределы натуральности определенные черты. От них происходят наименования самих этих черт, особенностей: гамлетизм, донкихотство, обломовщина и пр. Жизнь Обломова в сущности несложна. Как подметил Добролюбов, в начале произведения мы видим его […]...
  20. Сначала будет долгое и подробное описание ленивой жизни и ленивой обстановки. Потом, как свежий ветер, ворвется Штольц и попытается нечто изменить в этом сонном существовании своего друга. Анализировать вторую часть достаточно трудно, не сказав несколько слов о части первой и об общей концепции романа. Интересно, что первая часть романа заканчивается сном Обломова, который как бы […]...
  21. Обломов Илья Ильич – главный герой романа “Обломов”. Помещик, дворянин, живущий в Петербурге. Ведет ленивый образ жизни. Ничем не занимается, лишь только мечтает и “разлагается” лежа на диване. Яркий представитель обломовщины. Штольц Андрей Иванович – друг детства Обломова. Наполовину немец, практичный и деятельный. Антипод И. И. Обломова. Сравним героев по следующим критериям: Воспоминания о детстве […]...
  22. Роман И. А Гончарова весь пронизан разными противоположностями. Прием антитезы, на котором построен роман, помогает лучше понять характер героев, авторский замысел. Обломов и Штольц – две совершенно не похожие друг на друга личности, но, как говорится, противоположности сходятся. Их связывает детство и школа, узнать о которых можно в главе “Сон Обломова”. Из него становится ясно, […]...
  23. План Введение Семья Обломова Семья Штольца Как повлияло воспитание на дальнейшую жизнь героев? Введение Роман ” Обломов ” Гончарова не теряет своей актуальности и в наши дни, являясь гениальным социально-психологическим произведением в русской литературе 19 века. В книге автор затрагивает ряд вечных тем и вопросов, при этом не давая однозначных ответов, предлагая читателю самостоятельно найти […]...
  24. Образ Штольца был задуман Гончаровым как антипод образу Обломова. В образе этого героя писатель хотел представить цельного, активного, деятельного человека, воплотить новый русский тип. Однако замысел Гончарова не вполне удался и, прежде всего, потому, что данный тип не был представлен в самой русской жизни. “Штольцев, людей с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль тотчас […]...
  25. Одна из основных тем книги “Обломов” – это вопросы времени. Время в романе течет у разных героев и персонажей по-разному. Удивительно, но это на самом деле происходит так. Ведь персонажи книги очень по-разному относятся ко времени Главный герой Илья Ильич Обломов не любит спешки. Необходимость что-то сделать сообразно часам или же поторопиться для […]...
  26. План Введение Воспитание Штольца Дружба Штольца Любовь Штольца Заключение Введение Образ Штольца в романе ” Обломов ” Гончарова – второй центральный мужской персонаж романа, являющийся по своему характеру антиподом Ильи Ильича Обломова. Андрей Иванович выделяется на фоне других персонажей своей активностью, целеустремленностью, рациональностью, внутренней и внешней силой – будто он был “составлен из костей, мускулов […]...
  27. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Обломов: Илья Ильич происходит из богатого дворянского рода с патриархальными традициями. В его семье всегда работали за всех членов семьи крепостные крестьяне. Коллежский секретарь по чину. Штольц: Происходит из небогатой семьи, но благодаря воспитанию, которое дал ему отец, привив трудолюбие, целеустремленность – благодаря этому он очень многого добился сам. По чину – надворный […]...
  28. План Введение Начало отношений Обломова и Ольги Развитие романа Ольги и Обломова Почему история любви Ольги и Обломова заведомо была трагична? Заключение Введение Роман Гончарова ” Обломов ” по праву можно назвать произведением о любви, в котором раскрываются разные грани этого прекрасного чувства. Не удивительно, что ведущей сюжетной линией книги является роман Ольги и Обломова […]...
  29. Я знаю немало людей, которые любят, чтобы им мешали. Помехи служат для них оправданием собственного бездействия или неудач. Не будем искать новых слов: в основном это лентяи. А. Крон Иван Александрович Гончаров – замечательный писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу. Его своеобразие состоит, по словам Н. А. Добролюбова, в “уменье охватить полный […]...
  30. План Введение Портрет Ильи Ильича Обломова Символика одежды в образе Обломова Внешность Обломова и Штольца в романе Гончарова Выводы Введение Роман Гончарова ” Обломов ” является социально-психологическим произведением русской литературы середины 19 века, в котором автор затрагивает ряд “вечных” тем, актуальных и для современно читателя. Одним из ведущих литературных приемов, используемых Гончаровым, является портретная характеристика […]...
  31. В романе Гончарова предстает перед читателем добряк-помещик Илья Ильич Обломов, ленивый и апатичный ко всему человек, которого ничто не способно пробудить к жизни. Целыми днями лежит он на диване, редко беспокоится о чем-либо, пребывая в постоянных мечтах и придуманных самим собой сказках. Причем обломов замечает свои недостатки, но не стремится изменить себя, только задается вопросом: […]...
  32. Введение Илья Ильич Обломов – главный герой романа “Обломов”, апатичный и ленивый мужчина тридцати с лишним лет, все свое время проводящий лежа на диване и строя несбыточные планы о своем будущем. Тратя дни в безделье, герой так и не начинает ничего делать, так как не способен осуществить над собой волевое усилие и приступить к реализации […]...
  33. Андрей Штольц – ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь непохожие люди, обладающие такими разными взглядами на жизнь, могли сохранить глубокую привязанность. Изначально образ Штольца задумывался как полный антипод Обломова. Автор хотел соединить немецкую расчетливость и широту русской души, но этому замыслу не суждено было воплотиться […]...
  34. “Сон Обломова” – великолепный эпизод романа Гончарова “Обломов”. По-моему, сон это не что иное, как попытка самого Гончарова уяснить себе суть Обломова и обломовщины. Гончаров, видимо, почувствовал, как почувствовал я, читая роман, что Обломов ему мил и симпатичен. Почему? За какие качества души? За какие поступки? Скорее всего, ответ на этот вопрос писатель получил у […]...
  35. Почему морально чистый, честный Обломов умирает нрав­ственно? Привычка получать все от жизни, не прикладывая к этому никаких усилий, развила в Обломове апатию, инертность, сде­лала рабом собственной лени. В конечном счете в этом повинна крепостническая система и порожденное ею домашнее воспита­ние. Как в романе И. А. Гончарова “Обломов” показана сложная взаимосвязь рабства и барства? Крепостничество развращает […]...
  36. В сюжете романа Гончарова “Обломов” важную роль играет “любовный треугольник”, состоящий из Обломова, Ольги Ильинской и Штольца. Ольга сыграла значимую роль в жизни Ильи Ильича, на какое-то время пробудив его к жизни. Но свою судьбу эта героиня связала с Андреем Штольцем: она вышла за него замуж вскоре после “бегства” Обломова. Автор показывает, что Штольц и […]...
  37. 1. Обломов – Штольц. 2. Обломов – Ольга Ильинская Штольц – не положительный герой романа, его деятельность иногда напоминает деятельность Судьбинского из презираемого Штольца Петербургского окружения Обломова: работать, работать, еще раз работать, как машина, без отдыха, развлечений и увлечений. Его практицизм далек от высоких идеалов, он напоминает коммерсанта, туриста. Образ Штольца схематичен, эмоционально безлик. Гончаров […]...
  38. Во время чтения известного романа Ивана Гончарова “Обломов”, казалось бы, следует однозначно осуждать главного героя Илью Ильича, который так и провел всю жизнь на диване в бесплодных мечтаниях, не сумев абсолютно ничего сделать и добиться. В противовес ему представлены лучший друг Андрей Штольц и бывшая возлюбленная Ольга Ильинская, вышедшая впоследствии замуж именно за его ближайшего […]...
  39. Подготовка к ЕГЭ: Роман “Обломов”. Краткое содержание. Действия романа “Обломов” происходят в Петербурге, на Гороховой улице. Жизнь главного героя Илья Ильича Обломова, окутана серостью и безразличием ко всему происходящему. Он настолько привык к своему закоренелому образу жизни, что ему лень, даже подняться со своего старенького излюбленного дивана. Выполнением домашних дел, занимается его преданный слуга Захар, […]...
  40. В 1859 году великий русский писатель Иван Александрович Гончаров опубликовал свой второй роман “Обломов”. Это было очень тяжелое время для России, когда общество поделилось на две части: меньшинство и большинство. Меньшинство – это те, которые понимали необходимость отмены крепостного права, те, которых не устраивала жизнь простых людей в России. Большинство – помещики, “баре”, зажиточные люди, […]...

1. Детские впечатления и черты личности.
2. Центральные идеи в мировоззрениях.
3. Развенчание мифов.

В романе «Обломов» А. А. Гончаров создал образы двух людей, каждый из которых во многом является типичным представителем определенного круга людей, выразителем идей, которые были близки соответствующим слоям современного им общества. Андрей Штольц и Илья Обломов, на первый взгляд, будто бы и не имеют ничего общего, за исключением воспоминаний о детских играх. И все же, как бы ни оценивали этих персонажей романа Гончарова, невозможно отрицать, что их связывает искренняя, бескорыстная дружба. В чем тут дело? Неужели мечтательный лентяй Обломов и расчетливый делец Штольц так много значения придают прошлому, чтобы оно продолжало объединять их в настоящем, когда их пути, собственно говоря, разошлись? Ведь много других людей встречалось в жизни им обоим. Но старая дружба, как легко заметить, прочитав роман до конца, переживет даже раннюю смерть Обломова: Штольц охотно берет на себя заботу о воспитании сына покойного друга.

Действительно Обломов и Штольц разительно отличаются друг от друга образом жизни. В представлении Штольца сущность бытия заключается в движении: «Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей». Обломов же, еще не начав никакого дела, уже мечтает о покое, которого у него и так предостаточно: «...Потом в почетном бездействии наслаждаться заслуженным отдыхом...».

Какое-то время Обломов и Штольц воспитывались вместе - в школе, которую содержал отец Андрея. Но в эту школу они пришли, можно сказать, из разных миров: ничем не нарушаемый, однажды и навсегда заведенный порядок жизни в Обломовке, похожий на долгий послеобеденный сон, и активное трудовое воспитание немецкого бюргера, перемежающееся с уроками матери, изо всех сил стремившейся привить сыну любовь и интерес к искусству. Маленького Обломова нежные родители боялись отпустить дальше родного крыльца, а вдруг с ненаглядным чадом что приключится: ребенок так и привык жить, махнув рукой на манящие, но уж больно хлопотные приключения. Мать Штольца, нужно заметить, охотно бы последовала примеру родителей Ильи, к счастью, отец Андрея оказался куда более практическим человеком и дал сыну возможность для проявления самостоятельности: «Что за ребенок, если он ни разу носу себе или другому не разбил?»

И родители Обломова, и родители Штольца, конечно, имели определенные представления о том, как должна складываться жизнь их детей в будущем. Однако главное различиезаключается в том, что Обломова не научили ставить цели и идти к ним, а Штольц воспринимает эту необходимость естественно и здраво - он-то умеет не только делать выбор, но и старательно добиваться результатов: «Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей: это было признаком характера в его глазах, и людям с этой настойчивостью он никогда не отказывал в уважении, как бы ни были не важны их цели».

Важно отметить и то, как Обломов и Штольц относятся к жизни в целом. По собственному ощущению Обломова, существование его все больше походит на бесплодное блуждание в лесной чаще: ни тропинки, ни луча солнца... «Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища». Вот один из главных просчетов Обломова - он подсознательно стремится возложить ответственность, свои неудачи, свою бездеятельность на кого-то другого: на Захара, например, или на судьбу. А Штольц «причину всякого страдания приписывал самому себе, а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь», потому «и радостью он наслаждался, как сорванным по дороге цветком, пока он не увял в руках, не допивая чаши никогда до той капельки горечи, которая лежит в конце всякого наслаждения». Однако все выше сказанное еще не проливает свет на основы крепкой дружбы людей, столь различных по своим привычкам и устремлениям. Видимо, их искреннее, теплое отношение друг другу коренится в том, что оба, и Штольц, и Обломов, по своей сути люди достойные, наделенные многими высокими духовными качествами. Казалось бы, Штольц - человек деловой, изо всего должен стремиться извлечь выгоду, однако его отношение к Обломову лишено каких-либо расчетов. Он искренне пытается извлечь друга из болота апатии и бездеятельности, так как Штольц искренне убежден, что существование, которое ведет Обломов, медленно, но верно его губит. Как человек действия Штольц всегда принимает в судьбе Обломова деятельное участие: он знакомит своего друга с Ольгой, он пресекает козни Тарантьева и Ивана Матвеевича, он приводит в порядок имение Обломова, наконец, он берет на воспитание сына своего рано умершего друга. Штольц стремится по мере своих сил сделать все, чтобы изменить жизнь Обломова в лучшую сторону. Конечно, для этого прежде следовало бы изменить натуру Ильи Ильича, но это под силу одному Богу. И не вина Штольца, что большинство его усилий оказались тщетными.

Можно сказать, что в Штольце все то, что спит в Обломове, достигло высокой степени развития: его реализация в деле, его восприимчивость к искусству и красоте, его личность. Это, как и искреннее, доброжелательное отношение Андрея, разумеется, находит отклик в душе Ильи, который, несмотря на свою лень, не утратил душевного благородства. Конечно, мы видим, что Ильи Ильич готов доверять всем, кто его окружает: прохвосту Тарантьеву, крючкотвору Ивану Матвеевичу Пшеницыну. Вместе с тем Андрею, другу детства, он доверяет несравненно больше - Штольц действительно достоин этого доверия.

Однако в литературоведении и умах многих читателей до сих пор бытуют мифы относительно положительного и отрицательного в образах Обломова и Штольца. Однозначность подобных мифов приводит к тому, что Штольца нередко трактуют как отрицательного героя, главный интерес которого заключен в приобретении денег, в то время как Обломов едва ли не провозглашается национальным героем. Если читать роман внимательно, легко заметить ущербность и несправедливость подобного подхода. Уже сам факт дружбы Штольца с Обломовым, постоянная помощь, которую якобы бессердечный делец старается оказать своему другу, должны полностью развеять миф о том, что Штольц является антигероем. В то же время доброта, «голубиная нежность» и мечтательность Обломова, которые, конечно, вызывают симпатию к этому персонажу, не должны заслонять от читателей и неприглядные стороны его существования: неумение организовать себя, бесполезное прожектерство и бесцельную апатию.

Как бы мы ни относились к героям романа Гончарова «Обломов», нужно помнить, что автор создал образы живых людей, в характерах которых, разумеется, присутствуют различные качества, как достойные, так и те, которые могут не казаться нам таковыми. И все же не следует закрывать глаза на то, что именно Штольц, которого порой расценивают как не слишком благородную личность, трудится, приносит пользу себе и другим, в то время как Обломов не только не устраивает жизнь зависящих от него крестьян, но и сам себе порой бывает в тягость.

Тема : «Обломов и Штольц: сопоставительная характеристика героев (по роману

И.А. Гончарова «Обломов»).»

Задачи:

образовательные:

    формировать навыки характеристики литературных персонажей;

    помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной.

развивающие:

    развивать речь обучающихся, обогащать их словарный запас; умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

    развивать навык работы с художественным текстом; навык анализа персонажа художественного произведения;

    совершенствовать навык парной и самостоятельной работы;

    способствовать развитию навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений;

    способствовать развитию мышления, творческих способностей и познавательной активности студентов;

    способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности.

воспитательные:

    воспитывать почтение и уважение к женщине, любовь к Родине;

    воспитывать бережное отношение к творческому наследию русской литературы;

    воспитывать умение слушать и слышать друг друга;

    воспитывать духовно-нравственную культуру студентов.

Форма работы: урок-исследование, беседа, анализ художественного текста.

Методы обучения: эврестический, объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет И.А. Гончарова, иллюстрации к роману "Обломов", проектор, экран, раздаточный материал, мультимедийная презентация, фрагмент художественного фильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».

ХОД УРОКА

Эпиграф : «Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова» И.С. Тургенев.

Слово учителя : Обломов и Штольц – в широком смысле, - есть как бы две крайности национального русского характера, в котором странным образом сочетаются чудовищная леность, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему. А так ли это? Вот об этих двух героях пойдёт у нас разговор.

І. Повторение ранее изученного.

1.Обломовщина как тип жизни:

г) условия крепостного быта наложили свой отпечаток:обломовцы не умеют быть хозяевами, они непрактичны, не любят трудиться, не умеют преодолевать возникающие трудности.

IІ. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Слово учителя.

Слово учителя: Наш сегодняшний урок будет посвящён двум персонажам романа И.А. Гончарова "Обломов" – это сам Илья Ильич и его друг детства Андрей Штольц. Давайте вместе подумаем и решим, что нам предстоит исследовать в ходе сегодняшнего урока. Ведь он заявлен как урок-исследование.

Ответы учащихся: Мы должны проанализировать образы Обломова и Штольца, выбрать критерии для их сопоставления, сделать вывод.

Слово учителя: Молодцы! Кроме этого по окончании нашего занятия мы запишем получившиеся выводы и постараемся их самостоятельно дополнить в рамках небольшой самостоятельной работы.

Сформулировать ответ на проблемный вопрос урока : "Почему Андрею Штольцу не удалось изменить образ жизни Ильи Обломова?

Обломов и Штольц - друзья-антиподы. Несмотря на разность характеров, друзей неотступно влекло друг к другу. Рядом со Штольцем – рассудительным, прагматичным, твёрдо стоящим на земле, Обломов чувствовал себя спокойнее и увереннее. Но сам Штольц ещё более нуждался в Илье Ильиче. «Часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала», он «ехал посидеть на широком диване Обломова», с тем чтобы «в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу». И это было всякий раз как возвращение в детство, в котором родители Обломова любили немецкого мальчика и маленький Андрей баловал Илюшу, «то подсказывая ему уроки, то делая за него переводы», это было всякий раз возвращением в «утраченный рай», о котором тоскует не только мечтательный Обломов, но и деятельный Штольц.

Почему Гончаров и критики считали, что образ Штольца не удался автору? Согласны ли вы с этим?

(Привлекательные черты: для Штольца смысл жизни в труде; он необычайно работоспособен и предприимчив. Гончаров любуется его кипучей энергией (участник компании, ведущей дела с заграницей, изъездил Россию вдоль и поперёк). Сила, спокойствие, энергия у него в лице; он против спячки, за просвещение. Слабости: в Штольце нет поэзии, мечты, он не имеет программы общественного служения. В нём нашла своё отражение определённая тенденция русской жизни – стремление к личной независимости. Штольц – это буржуазный делец. К обломовщине Штольц относится снисходительно, считая её временной болезнью общества).

Сопоставление героев на уроке строится по предложенной самим автором последовательности.

Знакомство с героем

О Штольце мы узнаём ещё в первой части романа, до его появления перед читателями, то есть заочно:

В связи с гостями Обломова, которые ему (Обломову) “не по сердцу”, в отличие от друга детства Андрея Ивановича Штольца, которого “любил искренне”; да и неприятный читателю Тарантьев не любит немца;

В связи с мечтами главного героя, где Штольц, знавший и ценивший лучшие качества Ильи Ильича, был неотъемлемой частью картин счастливой жизни в имении, полной любви, поэзии, дружественных чувств и покоя;

Штольц появляется и во сне Обломова, вписывается в идиллическую, сладостную и одновременно таинственную атмосферу детства, которая сформировала героя.

Неожиданное появление героя в финале первой части и главы 1–2 второй части, рассказывающие о Штольце.

Назовите эпизоды, сцены, наглядно иллюстрирующие, как проходило детство Штольца и как шёл процесс его воспитания.

Его воспитание - трудовое, практическое, его воспитывала сама жизнь (ср.: “Если б пропал Обломова сын...”).

Особого разговора требуют: отношение матери; мать и отец; Обломовка, княжеский замок, в результате чего “не вышло бурша”, что заменило “узкую немецкую колею” на “широкую дорогу”.

Штольц - Stolz (“гордый”). Оправдывает ли он свою фамилию?

Портрет Штольца

Чего больше всего боялся Штольц?

Обосновывая свои ответы текстом, ученики говорят о том, что мечты, воображение (“оптический обман”, как говорил Штольц) были его врагами. Он управлял своей жизнью и имел “настоящий взгляд на жизнь” (ср. с Обломовым).

Что значит жизнь и каково назначение человека, по Штольцу?

в покое и наслаждении ; см. о мечтах Обломова в 8-й главе первой части).

Так почему же Обломов и Штольц - друзья?

Ответ находим у Гончарова во второй главе второй части: детство, школа и, по словам самого автора, “чистое, светлое и доброе начало”, лежащее в основании натуры Обломова, “исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо...”

3–4-я главы второй части. Роль этих глав в романе. Разговор-спор, где столкнулись взгляды, позиции героев.

Суть спора - КАК ЖИТЬ?! (вносим в заглавие темы урока).

Просмотр эпизода. После просмотра эпизода учащимся предлагается уточнить свои наблюдения, сверив их с текстом романа, затем идет обсуждение результатов проделанной работы. Если времени достаточно, можно подробно проанализировать этот эпизод и обсудить последовательно вопросы:

Как возникает спор? (Недовольство Обломова пустой жизнью общества.)

(Трудовая тропинка: несогласие Штольца с идеалом друга, ведь это “обломовщина”; идеал утраченного рая, рисуемый Обломовым, и труд как “образ, содержание, стихия и цель жизни”.)

Ориентировочные варианты ответов:

    • «Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь!»

      «Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?»

      «Под этой всеобъемлемостью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему!»

      «Я их не трогаю, ничего не ищу; я только не вижу нормальной жизни в этом»

      «Да я ли один? Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Алексеев, Степанов… не пересчитаешь: наше имя легион!»

    Когда Илья Ильич говорит, что ему не нравится в современной жизни общества, Штольц не находит, что возразить. Он прерывает речь Обломова оценочными высказываниями («Это все старое, об этом тысячу раз говорили», «Ты рассуждаешь, точно древний: в старых книгах вот так все писали», «Ты философ, Илья!» и т.д.), произнося их с явной иронией, но не высказывает ни одного довода против убеждений Обломова.

    • Обломов о петербургской «обломовщине» (Штольц не воспринимает слов Обломова всерьез, иронизирует над ним)

      Обломов о своем жизненном идеале (Штольц не оставляет «небрежно насмешливого тона», не приемлет позиции Обломова)

      Исповедь Обломова (Штольц «слушает и угрюмо молчит»).

    Почему Обломов не приемлет современную норму жизни?

    Как реагируем мы, читатели, на то, что Штольц не находит, чем возразить на высказывания своего друга?

    В какой момент появляется на страницах романа слово «обломовщина»? Какое значение вкладывает в него Штольц? Обломов? Читатель?

    В какой момент и почему меняется настроение Штольца в рассматриваемом эпизоде?

    Почему рассуждения Обломова об утраченных надеждах Гончаров называет исповедью? Что подчеркивает таким названием писатель в самом Обломове и в его взаимоотношениях со Штольцем?

    В чем все-таки причина угасания Обломова?

    Что нового в характере Обломова открывает читателю данный эпизод?

После обсуждения данных вопросов учащимся предлагается сделать вывод о роли рассматриваемого эпизода в раскрытии образа главного героя романа. Далее заслушивается ответ учащегося и соответствующе корректируется учителем, вывод записывается учащимися в тетрадь самостоятельно.

Предполагаемый вариант ответа-вывода : Конфликт главного героя романа «Обломов» с обществом выражается во внутреннем несогласии героя с «искажением нормы». В «вечной беготне взапуски, вечной игре дрянных страстишек» Обломов не видит главного – «человека». И то, что Штольц не возражает ему, не находит, чем возразить, убеждает читателя в правоте суждений Обломова, открывая другую сторону «обломовщины»: причины отгороженности главного героя от внешнего мира, от социальных проблем, оказывается, гораздо глубже, чем барство и привычка к ничегонеделанию. Образ жизни, который ведет Обломов – это своеобразный, быть может, не вполне осознанный вызов бездуховности современному Обломову обществу. Герой не видит цели, к которой стоило бы стремиться. Подытоживая в своей «исповеди» рассмотрение своего пути, герой не считает себя исключением, видя «легион» таких же не нашедших себя, увядающих людей.

(В процессе оживлённого и заинтересованного спора ребята приходят к выводу, что оба принципа имеют право на существование.)

Здесь услышать мнение учеников особенно интересно и важно, ведь осмысление авторской позиции в реалистическом произведении даёт возможность говорить о несовпадении общественно-исторической концепции автора и художественной убедительности характеров, созданных писателем, что впоследствии будет очень важно при изучении творчества И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого.

3. Образ Андрея Ивановича Штольца.

3.1. Происхождение героя. Просмотр фрагмента фильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».

Друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлёве, что в пяти верстах от Обломовки. Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская: веру он исповедовал православную; природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг, в играх с деревенскими мальчишками и в университетской аудитории. Немецкий же язык он унаследовал от отца да из книг.

3.2. Образование и воспитание.

Образование Штольц получил специфическое: «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова, разбирал по складам же Телемака». Воспитание, как и образование, было двойственным: мечтая о том, чтобы из сына вырос «добрый бурш», отец всячески поощрял мальчишеские драки, без которых ни дня не мог обходиться сын, исчезновения ребёнка на полдня и больше с неизвестными целями в неизвестные места. Если же Андрей появлялся без подготовленного «назубок» урока, Иван Богданович отправлял сына туда, откуда пришёл, - и всякий раз юный Штольц возвращался с выученными уроками.

Мать Штольца, наоборот, стремилась воспитать истинного джентельмена, порядочного, чистенького мальчика с завитыми кудрями – «в сыне ей мерещился идеал барина, хотя и выскочки, из чёрного тела, от отца бюргера, но всё-таки сына русской дворянки». Из этого причудливого сочетания и сформировался характер Штольца.

3.3. Характер Штольца.

Штольц с раннего возраста приучен отцом ни на кого ни в чём не рассчитывать. Он хочет заниматься одновременно всем: в равной степени его интересуют коммерция, путешествия, сочинительство, государственная служба. Расставаясь с отцом, отправляющим его из Верхлёва в Петербург, Штольц говорит, что непременно выполнит отцовский совет и зайдёт к старинному приятелю Ивана Богдановича Рейнгольду – но только тогда, когда у него, Штольца, будет, как у Рейнгольда, четырёхэтажный дом. Подобная самостоятельность и независимость, а также уверенность в своих силах – основа характера и мировосприятия младшего Штольца, которую так горячо поддерживает его отец и которой так недостаёт Обломову.

Стихия Штольца – постоянное движение. В свои тридцать с небольшим лет он чувствует себя хорошо и привольно только, когда ощущает свою нужность сразу во всех концах света. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смуглый и никакого румянца; глаза, хотя немного зеленоватые, но выразительные». Самое же главное в характере Штольца – «как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа».

«… Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе… У него не было идолов, зато он сохранил силу души, крепость тела, зато он был целомудренно-горд, от него веяло какой-то свежестью и силой, перед которой невольно смущались и незастенчивые женщины».

Подобный человеческий тип, как в реальной жизни, так и в литературном воплощении, всегда несёт в себе нечто двойственное: его положительность вроде бы несомненна, однако многое заставляет сопротивляться возникающим симпатиям, тем более что одной из важных составляющих философии Штольца является достижение цели любым путём, невзирая на преграды («выше всего он ставил настойчивость в достижении целей»).

4. Выводы о Штольце.

    Жизнь.
    Цель
    : “труд - образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей”.
    Восприятие : жизнь - счастье в труде; жизнь без работы - не жизнь; «…“жизнь трогает!” “И слава богу!” - сказал Штольц».
    Принципы : иметь “простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь - вот что было его постоянною задачею…”. “Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…”, “…измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет”.

    Любовь. Штольц любил не сердцем, а разумом, в каждом движении души и сердца искал рациональное объяснение. Поэтому и в молодости “среди увлечения чувствовал землю под ногой”, так как везде искал ум, а не страсть. Тем не менее, он не отрицал это чувство: “выработал себе убеждение, что любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром; что в ней лежит столько всеобщей, неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении”.

    Дружба. Друзей у Штольца всегда и везде было много - люди тянулись к нему. Но он чувствовал близость только к людям-личностям, искренним и порядочным. Действительно, настоящих друзей, таких как Илья Ильич и Ольга Сергеевна, у него было не так уж и много.

    Отношения с окружающими. Все знают его, он знает всех. Он никого не оставляет к себе равнодушным - его или уважают и ценят или боятся и ненавидят.

    Больше всего боялся того, что ему непонятно или недоступно, и всячески обходил это: от страстей до воображения; но при любом подходящем случае пытался найти ключ к этому, пока непостижимому.

5. Выводы об Обломове.

    Жизнь.
    Цель
    : прожить жизнь счастливо; так, чтобы она “не трогала”.
    Восприятие : колеблющееся - от “приятного дара для наслаждения” до “пристает как забияки: то ущипнет исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком… мочи нет!”
    Принципы : делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться.

Любовь в жизни Ильи Ильича Обломова

    Вывод. Итак, ребята, сюжетную основу романа «Обломов» составляет история драматической любви, а вместе с тем и судьба главного героя – Ильи Ильича Обломова.

    Любовь. Никогда не была главной в его жизни, даже в истории с Ольгой она быстро угасла.

    Дружба. Еще в юности “холодно простился с толпой друзей”. Есть знакомые, но нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца.

    Отношения с окружающими . Мало кому известен, имеет очень узкий круг общения. Сам практически никого не знает. Тем не менее, имеет знакомых, пытающихся вытащить его в свет.

    Больше всего боялся всего трудного и труднодостижимого.

III. Закрепление изученного. Теперь обратимся к тем критериям, по которым характеризует писатель Штольца и Обломова, которые вы смогли выделить, читая текст.

Ответы учащихся: Внешность (когда они предстали перед читателем), происхождение, воспитание, образование, заложенная программа, взгляды на жизнь, характеристика автора, испытание любовью.

Он боялся всякой мечты»

Ответ:

Ответ (Штольц):

1.смысл жизни в труде; необычайно работоспособен и предприимчив

2.сила, спокойствие, энергия; стремление к просвещению

3.стремление к личной независимости

4. к « обломовщине» относится снисходительно, считая её временной болезнью общества.

ІV. Подведение итогов урока.

Спор Обломова со Штольцем интересен и в историко-литературном, и в человеческом плане (Цель: помочь учащимся через антитезу героя-«идеалиста» и героя-«практика» увидеть Россию на переломе двух исторических эпох: патриархально-крепостнической и пореформенно-буржуазной . В этом смысле это вечная пара, вечный спор между деятелем и созерцателем. Об этих двух типах людей, двух типах жизни писал А.И. Герцен в статье «О развитии революционных идей в России».

И.А. Гончарова критиковали за то, что Штольц получился у него “ходульным” (что делает - неизвестно), декларативным, художественно неубедительным, в отличие от Обломова. Но ему (автору) эта пара нужна, и Штольц нужен прежде всего как оппонент Обломова, как его антипод.

Жизнь, время, исторические условия вызывают на сцену героя-деятеля, творца своей судьбы. Так роман Гончарова, законченный в 1858 году, готовит появление героев И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, то есть 1860-е годы.

V. Домашнее задание.

2.Составить план сравнительной характеристики «Обломов и Штольц».

А.П.Чехов (1889) писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная…» Поделитесь своими мыслями по поводу высказывания Чехова.

Назовите эпизоды, сцены, наглядно иллюстрирующие, как проходило детство Штольца и как шёл процесс его воспитания.

Гончаров создаёт Штольца, невольно отталкиваясь от Обломова, как антипод главному герою; у Штольца всё иначе.

Штольц - Stolz (“гордый”). Оправдывает ли он свою фамилию?

Портрет Штольца

Определяющая черта (ср. с Обломовым).

Рассказ о натуре, характере, об отношении к жизни.

Главное - рационализм и равновесие.

- Чего больше всего боялся Штольц?

- Что значит жизнь и каково назначение человека, по Штольцу?

“Прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно...” (ср. с Обломовым, чей идеал состоит... в покое и наслаждении ).

- Так почему же Обломов и Штольц - друзья? Что, кто является центром дружбы?

Суть спора - КАК ЖИТЬ?!

Анализ эпизода .

Как возникает спор?

Когда наступает перелом в споре?

- Как каждый из героев выявился в споре?

С кем из героев и на каком этапе спора вы готовы согласиться?

Есть ли один ответ на этот вопрос?

    Сопоставление Обломова и Штольца.

«Больше всего он боялся воображения…

Он боялся всякой мечты»

«Вот-вот стремление осуществится, обратится в подвиг. Но…промелькнет утро, день уже клонится к вечеру, а с ним клонятся к покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…» покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…»

«Выше всего он ставил настойчивость в

достижении целей… он шел к своей цели,

отважно шагая через все преграды…»

Итог. Конфликт главного героя романа «Обломов» с обществом выражается во внутреннем несогласии героя с «искажением нормы». В «вечной беготне взапуски, вечной игре дрянных страстишек» Обломов не видит главного – «человека». И то, что Штольц не возражает ему, не находит, чем возразить, убеждает читателя в правоте суждений Обломова, открывая другую сторону «обломовщины»: причины отгороженности главного героя от внешнего мира, от социальных проблем, оказывается, гораздо глубже, чем барство и привычка к ничегонеделанию. Образ жизни, который ведет Обломов – это своеобразный, быть может, не вполне осознанный вызов бездуховности современному Обломову обществу. Герой не видит цели, к которой стоило бы стремиться. Подытоживая в своей «исповеди» рассмотрение своего пути, герой не считает себя исключением, видя «легион» таких же не нашедших себя, увядающих людей.

Для меня

Повторение ранее изученного.

1.Обломовщина как тип жизни:

а) этот тип жизни определяет неподвижность (покой). Мотивы сна, застоя, духоты;

б) интересы обломовцев сосредоточены на физиологических потребностях, жизнь соответствует природному циклу смены времён года, это определяет заботы мужиков и господ;

в) обломовцы ведут привычное существование, нет непредсказуемых событий; обломовцы спокойны и равнодушны к остальному миру;

г) условия крепостного быта наложили свой отпечаток: обломовцы не умеют быть хозяевами, они непрактичны, не любят трудиться, не умеют преодолевать возникающие трудности.

2. Функция второй-третьей частей романа.

Любовь в жизни Ильи Ильича Обломова

Учитель: Что такое любовь? Иннокентий Анненский писал: «Любовь это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих» В романе «Обломов» любовь – основа. Это чувство раскрывает характеры героев показывает их в развитии. Кого любит Обломов? (женские образы в романе. Рассказ уч-ся об Ольге Ильинской и Агафье Матвеевне Пшеницыной)

Учитель: В жизни Обломова одна любовь была духовная, которая пыталась зажечь в нём жизнь, действия, т. е. с «нравственной искрой». А другая была любовью физической. Это чувство непродвигало его нравственного, духовного развития, ничего не требовало. Писатель верил во всеобъемлющую любовь и в том, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять его к деятельности.

Вывод. Итак, ребята, сюжетную основу романа «Обломов» составляет история драматической любви, а вместе с тем и судьба главного героя – Ильи Ильича Обломова. Кроме главных героев, в романе даны внесюжетные персонажи. И один из них – это Захар.

Какую роль играет в романе Захар Трофимович Трофимов? Что мы узнаём о нём? (рассказуч-ка о Захаре) (часть первая, седьмая глава, часть вторая, глава третья)

В чём корни «обломовщины»? Какой эпизод романа помогает нам ответить на этот вопрос?

Учитель: Сон Обломова – эта картина детства героя. В которой Н. Добролюбов увидел средоточие дворянско-помещичьей «обломовщины» как жизни за счёт труда крепостных крестьян. Привычкой к ней критик и объяснил в своей статье всё последующее поведение и саму судьбу И.И. Обломова.

Насколько частей можно разделить сон Обломова? (на три части):

    1. Благословенный уголок земли.

      Чудесное страна.

      Корни «обломовщины»

    Аналитическая беседа.

    1. Какой смысл жизни обломовцев? (еда, сон, продолжение рода, а не духовные потребности.

Цикличность жизненного круга в его основных биологических проявлениях: родин, свадеб, похорон. Привязанность людей к одному месту.

Замкнутость и равнодушие к остальному миру)

    1. Какой по-вашему главный вопрос ставит Гончаров перед читателями (Что сгубило человека?)

      Что же сгубило человека? («обломовщина»)

      Почему не дружба, ни любовь не смогли победить жизненную апатию Обломова? (воспитание, социальные условия, бездуховное общество)

Учитель: Автор показал жизнь Обломова от колыбели до могилы. Сам Обломов понимает, что его губит. Штольцу он говорит: «Моя жизнь началась с угасания, начал гаснуть над писанием бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушая толки. Сплетни, передразнивания, злую и холодную болтовню, пустоту»

О чем заставляет размышлять жизнь и судьба Обломова? (жизнь и судьба Обломова заставляют размышлять о сложных вопросах: как нужно жить, как должна быть устроена жизнь, что бы не погибал человек, не прятался от неё, не съёживался от её прикосновений)

Каково место романа И.А. Гончарова «Обломов» в истории русской литературы? (роман занимает в истории русской литературы особое место. Гончаров создал произведение колоссальной обобщающей силы. Высокую оценку роману дали Добролюбов, Писарев, Дружинин. Как ни в одном другом романе, здесь цельно и полно отражена русская предреформенная действительность, показан русский национальный характер. Роман Гончарова по-прежнему остаётся в ряду выдающихся достижений русского реалистического искусства. Ещё Л.Н. Толстой говорил, что роман «Обломов» - это «…капитальнейшая вещь, какой равных давно не было.»

    Чтение стихотворения наизусть Н. Заболоцкого «Душа обязана трудиться»

    Учитель. «Сама жизнь и труд – есть цель жизни». На этой оптимистической ноте мы и закончим свой урок.

    Домашнее задание

Подготовка к тестированию по творчеству И.А. Гончарова.