Очевидные и неочевидные преимущества физического труда. Какие бывают виды работы и как быстро восстановиться после них Сообщение чередование умственного и физического труда

Как вылечиться от разных болезней. Рыдающее дыхание. Дыхание Стрельниковой. Дыхание йогов Александр Александрович Иванов

ЕСТЕСТВЕННОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО ТРУДА

Никто не будет спорить с тем фактом, что правильное чередование физического и умственного труда, отдыха и нагрузок является важнейшим средством поддержания здоровья. Вроде бы в этой сфере все давно исследовано и понятно. Вовсе нет. Естественная медицина в который раз заставила меня рассматривать этот аспект оздоровления значительно шире.

Исходя из своего собственного опыта, Юрий Вилунас заметил, что во время ночных пробуждений, в особенности, когда они сопровождаются рыдающим дыханием и импульсным самомассажем, человек способен на очень активную, даже можно сказать, непреодолимую мозговую деятельность. Потребность заниматься интеллектуальной работой возникает изнутри, в голову приходят самые смелые решения и оригинальнейшие идеи. Опираясь на эти наблюдения, Вилунас делает вывод, что такое интеллектуальное напряжение является неотъемлемой частью восстановительного процесса, который происходит в организме в период ночного отдыха. Этот интеллектуальный «взрыв» способствует снабжению мозга необходимой для восстановления энергией, и как только восстановление закончено, интенсивная интеллектуальная деятельность прекращается.

Такую особенность, говорит Вилунас, обязательно следует использовать во благо здоровья. Замечено, что когда человек, ощущая физическую усталость (например во время ходьбы), сразу переходит на умственную работу, восстановительные процессы в его организме идут гораздо эффективнее, и продуктивность непосредственно мозговой деятельности оказывается значительно выше. Итак, механизм работы мозга вполне можно сравнить с механизмами движения: интенсивная деятельность, продиктованная внутренней потребностью, сменяется своего рода «интеллектуальной усталостью». С физиологической точки зрения наступление такой усталости не означает, что у вас кризис или вы перетрудились. Просто ваш мозг получил все необходимые ему питательные вещества и «отключился». Попытки продолжать мыслительную деятельность дальше чреваты появлением различных неприятных ощущений, а сколько-нибудь примечательных результатов вы все равно не получите.

Таким образом, Вилунас опровергает утверждение, что работа мозга ведет к растрате энергетических веществ, а отдых – к их восстановлению. На самом деле, все наоборот: именно во время работы мозг накапливает различные вещества, а в процессе отдыха – растрачивает на поддержание собственного состояния и деятельность организма в целом. Значит, для того чтобы мозгу было хорошо, необходимо прислушиваться к сигналам, которые он нам подает. При первых признаках усталости от интеллектуальной деятельности необходимо ее прекратить и сменить активность на физическую (в том случае, если в этом есть потребность).

Когда мозг снова будет готов взяться за работу, вы легко почувствуете это. «Идеальная» работа мозга, как следствие происходящего восстановительного процесса, возможна только после определенных физических нагрузок.

Учитывая, что «природа не терпит пустоты», я делаю вывод, что человеку жизненно необходим как физический, так и умственный труд, причем в их определенном сочетании и чередовании. Поскольку эти процессы тесно взаимосвязаны и во многом зависят друг от друга, здоровой и правильной работы организма без какого-либо из них ожидать не приходится.

На практике такое чередование физической и умственной активности мы с вами можем наблюдать ежедневно. Действительно, после определенной физической работы наше самое естественное желание – сесть, расслабиться и спокойно почитать книгу. Вот вам и мозговая активность! Почитав какое-то время, нам хочется встать, потянуться, размяться, а то и пойти погулять – пришло время двигательной активности.

Как мы осуществляли этот принцип практически? До смешного просто – мы перестали себя насиловать. Теперь, когда я занимаюсь какой-то интеллектуальной работой (изучаю специальную литературу, пишу статьи или вот даже эту книгу), и у меня «выключаются» мысли, я не пытаюсь ничего «выжать» из себя, как это было раньше, а просто встаю и иду размяться. Могу сказать совершенно точно: результат такой работы гораздо лучше того, что я мог бы предложить при прежнем образе жизни.

Так естественное чередование физического и умственного труда мы легко осуществляем на уровне инстинктов в том случае, если позволяем себе прислушиваться к ним. Но особенно эффективным оно будет, если мы не забудем про все остальные механизмы саморегуляции. Слушайте свои потребности и следуйте за ними. Путь природы – единственный прямой путь к здоровью и долголетию.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

5. Показатели физического развития детей. Центильный метод оценки физического развития Учитывая наблюдающееся варьирование различных показателей физического развития ребенка, нужно знать так называемое нормальное, или гаусс-лапласовское, распределение.

Глава 9. Чередование напряжения и разрядки, работы и отдыха ведет к долголетию В своем труде «Бао Пу-цзы»43 Гэ Хун (284–364 гг.), ученый династии Западная Цзинь, сравнивает шэнь (дух) с сувереном, ци (энергию) с населением, а кровь – с министрами, а также доказывает схожесть

Глава 2. Чередование диет К сожалению, все вышеперечисленные антираковые диеты не очень эффективны. Однако, учитывая то, что зачастую противораковые вещества, поступающие с пищей,усиливают действие друг друга, наша задача состоит в том, чтобы собрать из различных

Орган труда Неизвестно, что сделало обезьяну человеком, однако абсолютно понятно, что кисть человека - это совершенный инструмент, которым он способен творить как самые прекрасные вещи, так и совершать страшные преступления. Как активно работающий орган, кисть

Орган труда Неизвестно, что сделало обезьяну человеком, однако абсолютно понятно, что кисть человека – это совершенный инструмент, которым он способен творить как самые прекрасные вещи, так и совершать страшные преступления. Как активно работающий орган, кисть

АНГЕЛ ТРУДА Кто исчерпал водыГорстию своею,И пядею измерил небеса,И вместил в меруПрах земли,И взвесил на весах горыИ на чашах весовых холмы?Восходит Солнце, встает, и братья сбираютсяИ выходят, чтобы трудиться в полях,С крепкими спинами и весельем сердечнымВыходят они

Условия труда Статистика показала, что гипертонической болезни подвержены в первую очередь те люди, профессиональная деятельность которых предполагает большое количество контактов с людьми: врачи, учителя и кондукторы. Часто встречается повышенное давление у лиц, в

СЕКРЕТ ТРУДА Духовное знание есть единственное, что может уничтожить наши несчастья навсегда. Всякое другое знание удовлетворяет наши нужды лишь временно. Только с приобретением духовного знания и совершенствования уничтожается навсегда способность нуждаться.

Шесть столпов умственного долголетия Но что это значит – вести активную интеллектуальную жизнь? Наша умственная деятельность покоится на следующих шести столпах.1. Сказать жизни «да»: не сдаваться, воспринимать препятствия как личный вызов и преодолевать их.2. Жажда

Чередование света и темноты для «раскачки» глазных мышц Очень хорошо, если в своих играх вы будете чередовать воздействие на глаза дневного света и эпизоды темноты. Для этого предложите вашему ребенку запомнить расположение людей и животных на детской площадке, затем

Старославянская глазная гимнастика против умственного утомления и головных болей В древние гимнастические системы славян входили упражнения в виде разнообразных движений глазами, активизирующие кровообращение в области глаз и мозга. Особенно популярны были

Половая слабость из-за умственного переутомления Взять по 3 ст. л. цветков и листьев топинамбура, цветущих верхушек базилика и листьев розмарина и 1 ст. л. листьев шалфея, залить 1,4 л кипящей кремниевой воды, настоять 30 мин, процедить. Выпить за

Чередование эпизодов света и темноты Очень хорошо, если в своих играх вы будете чередовать воздействие на глаза дневного света и эпизоды темноты. Для этого предложите вашему ребенку запомнить расположение людей и животных на детской площадке, затем закройте ему

Половая слабость из-за умственного переутомления - По 3 ст. ложки цветущих верхушек базилика и листьев розмарина и 1 ст. ложку листьев шалфея залить 1,4 л кипятка, настоять 30 мин., процедить, добавить 4 ст. ложки яблочного уксуса. Выпить за

Чередование нагрузки и отдыха Непрерывная активация гормонов (гормонов надпочечников и стресса) без надлежащего отдыха может растратить впустую все доступные гормональные запасы и привести к надпочечному истощению и гормональному дефициту. Признаки такого дефицита

Пункт третий: чередование видов деятельности – путь к совершенству Мы уже говорили с вами о том, что человеку для полноценной плодотворной жизни периодически необходимо менять виды деятельности от умственной к физической и обратно, включая то правое, то левое полушарие

Существуют два вида работы – физическая и умственная; и спор о том, какая из них легче, совершенно неуместен. Утомление при умственной работе может быть нисколько не меньше, а иногда и больше, чем при физической. И, несомненно, оба этих вида деятельности важны и полезны.

Что влияет на уровень работоспособности человека

Работа - это осуществление клеткой, органом, системой органов или организмом свойственных им функций. Человек разумный выполняет, как правило, общественно полезную работу. Научно-технический прогресс изменил характер работы человека. На смену тяжелому физическому труду пришел труд умственный. И физическая, и умственная работа направлены на выполнение определенных задач, в выполнении каждого вида деятельности задействованы различные процессы. «Большинство современных рабочих выполняют задачи, требующие распознавания образов, быстрого получения и переработки информации, а также способности разрабатывать планы и принимать решения», - пишет известный физиолог труда Г. Ульмер (1997). И это накладывает серьезный отпечаток на здоровье человека.

Работоспособность - это способность человека выполнять максимально возможное количество работы на протяжении определенного (заданного) времени и с определенной эффективностью. Работоспособность, подобно работе, подразделяется на умственную и физическую. Исходя из приведенного выше определения, умственная работоспособность человека - это способность выполнять определенное количество работы, требующей значительной активации нервно-психической сферы. Физическая работоспособность человека - это способность выполнять максимально возможное количество физической работы за счет активации опорно-двигательного аппарата. Естественно, физическая работоспособность зависит и от состояния нервной системы, иннервирующей опорно-двигательный аппарат.

Что же влияет на работоспособность и как повысить эффективность выполняемой работы? Основной фактор, что влияет на работоспособность человека, это, в первую очередь, состояние его здоровья. Также умственная и физическая работоспособность человека зависит от уровня тренированности, опыта, физического и психического состояния. Немаловажным показателем уровня трудоспособности человека является его склонность к данной работе (т. е. талант), мотивация к труду и связанные с работой эмоции, состояние окружающей среды, организация труда. В работоспособности человека вжную роль играет оптимальная организация рабочего места, которая позволяет поддержать необходимое положение тела и его сегментов для выполнения работы.

Ниже вы узнаете, какие бывают виды работы, и какие механизмы задействованы при их выполнении.

Виды работы: физическая и умственная работоспособность человека

Умственная работа связана с мышлением и с членораздельной речью, так как человек имеет дело не с конкретными предметами, явлениями или живыми организмами, а с определяющими их символами или понятиями. Умственная работа включает прием и переработку информации, ее сравнение с информацией, хранящейся в памяти, преобразование информации, определение проблем и путей их решения, формирование цели.

Умственная работоспособность связана с мыслительным и эмоциональным компонентами. Мыслительный компонент связан с интеллектуальными способностями человека, он требует обдумывания и концентрации внимания. Эмоциональный компонент включает самооценку человека как субъекта умственного труда, оценку значимости цели и средств. Эмоциональный компонент вызывает возникновение многочисленных положительных и отрицательных эмоций, что проявляется четкими реакциями вегетативной нервной системы и изменениями настроения человека. Эмоциональные нагрузки и психическая перегрузка стимулируют симпатическую часть вегетативной нервной системы, что проявляется увеличением частоты пульса и дыхания, минутного объема сердца и дыхания, усиленным потоотделением («реакция борьбы и бегства»).

Физическая работа связана с деятельностью опорно-двигательного аппарата, основную роль в этом выполняют скелетные мышцы. Если благодаря сокращению мышцы меняется положение части тела, то преодолевается сила сопротивления, т. е. выполняется преодолевающая работа. Работа, при которой сила мышцы уступает действию силы тяжести и удерживаемого груза, называется уступающей. В этом случае мышца функционирует, однако она не укорачивается, а, наоборот, удлиняется, например, когда невозможно поднять или удержать на весу тело, имеющее очень большую массу. Несмотря на усилие мышц, приходится опустить это тело на какую-нибудь поверхность. Удерживающая работа выполняется, если благодаря сокращению мышц тело или груз удерживается в определенном положении без перемещения его в пространстве, например, человек держит груз, не двигаясь. При этом мышцы сокращаются изометрически, т. е. без изменения их длины. Сила сокращения мышц уравновешивает массу тела и груза. Когда мышцы, сокращаясь, перемещают тело или его части в пространстве, они выполняют преодолевающую или уступающую работу, которая является динамической. Статической является удерживающая работа, при которой не происходит движений всего тела или его части. При статической работе мышцы сокращаются изометрически, при этом расстояние не преодолевается, но работа осуществляется.

Энергетические затраты организма и физиологическая потребность человека в энергии

Выполнение работы требует затрат энергии. Общая потребность человека в энергии - это сумма основного и рабочего обмена. Энергетические затраты организма человека при основном обмене - это количество энергии, затрачиваемое организмом в условиях полного покоя для поддержания жизни. У мужчин энергетические затраты организма в среднем составляют 1 ккал на 1 кг массы тела в 1 ч (4,2 кДж). У женщин - 0,9 ккал (3,8 кДж). Рабочий обмен - это количество энергии, затраченной для выполнения какой-либо внешней работы. Общая суточная физиологическая потребность человека в энергии при умственном труде равна 2500-3200 ккал (10 475-13 410 кДж). При механизированном труде или легкой немеханизированной работе - 3200-3500 ккал (13 410-14 665 кДж). При частично механизированном труде или немеханизированном труде умеренной тяжести - 3500-4500 ккал (14 665-18 855 кДж), при тяжелом немеханизированном физическом труде - 4500-5000 ккал (18 855-20 950 кДж).

Анатомический и физиологический поперечники характеризуют величину или функцию той или иной мышцы. Анатомический поперечник - это площадь перпендикулярного длинной оси поперечного сечения мышцы в определенном ее участке. Физиологический поперечник - это сумма площадей поперечных сечений всех мышечных волокон, образующих мышцу. Первый показатель характеризует величину мышцы, второй - ее силу. Абсолютная сила мышцы вычисляется путем деления массы максимального груза (кг), который может поднять мышца, на площадь ее физиологического поперечника (см2). Этот показатель у человека для разных мышц составляет от 6,24 до 16,8 кг/см2. Так, например, абсолютная сила икроножной мышцы - 5,9 кг/см2, трехглавой мышцы плеча - 16,8 кг/см2, двуглавой мышцы плеча- 11,4 кг/см2. Напряжение, развиваемое при сокращении одним мышечным волокном, колеблется в пределах 0,1-0,2 г.

Размах сокращения (амплитуда) зависит от длины мышечных волокон. В веретенообразных и лентовидных мышцах волокна длиннее, а анатомический и физиологический поперечники совпадают, поэтому сила этих мышц не очень большая, а амплитуда сокращения велика. В перистых мышцах физиологический поперечник значительно больше анатомического и, соответственно, их сила больше. В связи с тем, что мышечные волокна этих мышц короткие, амплитуда их сокращения невелика.

Показатель эффективности работы: коэффициент полезной деятельности человека (КПД) человека на работе

Одним из показателей эффективности работы человека является коэффициент полезного действия, который говорит о том, какая часть затраченной энергии превращается в энергию, осуществляющую полезную внешнюю работу:

Коэффициент полезного действия (КПД) человека равен энергии, затрачиваемой на внешнюю работу, поделенный на вырабатываемую энергию и умноженный на100 %.

У человека коэффициент полезной деятельности человека изолированной мышцы может достигнуть 35%. Коэффициент полезного действия организма в целом и КПД человека на работе при различных видах мышечной деятельности низок. Он варьирует в пределах от 3 до 25%. При частом повторении одной и той же работы развивается рабочий динамический стереотип - система рефлекторных реакций, которые формируются при постоянном повторении одних и тех же раздражителей. Рефлекторные реакции приобретают характер автоматических, поэтому работа становится более энергетически экономичной и менее утомительной, не требует постоянного внимания и сосредоточения.

Причины и факторы временного снижения умственной и физической работоспособности организма

Вызывает реакцию всех органов и систем. При сильных нагрузках происходит снижение работоспособности, так как человек утомляется. В активно сокращающейся мышце увеличивается кровоток более чем в 20 раз, активизируется обмен веществ. При умеренной физической нагрузке в мышце преобладает аэробный обмен веществ, во время тяжелой работы часть энергии освобождается анаэробно, т. е. без использования кислорода. В результате этого в мышцах образуется и накапливается молочная кислота. Это является одним из факторов снижения работоспособности: при накоплении значительных количеств молочной кислоты в мышечных волокнах развивается мышечное утомление. При физической работе возрастают частота сердечных сокращений, ударный объем сердца, артериальное давление, потребление организмом кислорода. При легкой и умеренной физической работе с постоянной нагрузкой в течение 5-10 мин частота сердечных сокращений увеличивается, после чего достигает постоянного уровня, или стационарного состояния, которое не приводит к утомлению человека в течение нескольких часов. Через 3-5 мин после завершения такой работы частота сердечных сокращений нормализуется. При тяжелой работе стационарное состояние не наступает, происходит снижение физической работоспособности, развивается утомление, частота сердечных сокращений увеличивается, а после прекращения тяжелой работы период восстановления нормальной частоты сердечных сокращений длится несколько часов.

У каждого человека есть свой индивидуальный предел утомления при физической и умственной работе, разница для каждого индивидуума порой весьма существенна. После этого предела наступает снижение работоспособности организма в целом, человек уже не может выполнять свою работу эффективно. Предел утомительной работы разделяется на два уровня работоспособности. Работа, которую человек может выполнять в течение 8 ч без развития признаков мышечного утомления, считается легкой, она ниже предела. Выше него находится область максимальной работоспособности, выполнение такой работы существенно ограничено во времени. Снижение умственной и физической работоспособности происходит по мере увеличения длительности работы. Тренировка повышает работоспособность человека.

Как же определить предел утомительной динамической работы? Одним из важных показателей является частота пульса, которая сохраняется постоянно во время работы, не увеличиваясь в связи с утомлением. У нетренированных людей в возрасте от 20 до 30 лет она не превышает 130 ударов в 1 мин, менее чем через 5 мин после прекращения работы частота пульса становится менее 100 ударов в 1 мин; в возрасте от 31 до 50 лет превышает 130-140 ударов в 1 мин, частота пульса становится меньше 100 ударов в 1 мин лишь через 10-15 мин после прекращения работы. У тренированных людей наблюдается более быстрая нормализация пульса.

То же самое касается и снижения умственной работоспособности человека – только постоянные «тренировки мозга» дадут возможность не утомляться слишком быстро.

Утомление и восстановление при физической и умственной работе

Утомление - это физиологическое состояние человека, наступающее вследствие напряженной или длительной работы. Оно выражается во временном снижении работоспособности, которое провоцируется мышечным (физическим) и нервно-психическим утомлением. При тяжелой работе они сочетаются. Утомление характеризуется уменьшением силы и выносливости мышц, нарушением координации движений, увеличением энергозатрат для выполнения одной и той же работы, нарушением памяти, скорости переработки информации, сосредоточения и т. д. Утомление субъективно ощущается человеком в виде усталости, при которой человек не способен нормально реагировать на стимулы. Кроме того, усталость обусловлена недостаточным сном. Усталость вызывает у человека желание прекратить работу или уменьшить нагрузки.

Причиной снижения работоспособности при тяжелой физической работе является накопление в мышечных волокнах некоторых продуктов обмена (например, молочной кислоты). Отдых, особенно активный, приводит к восстановлению работоспособности мышцы. Это связано с удалением молочной кислоты и возобновлением запасов энергии в мышце. Нервно-психическое (центральное) утомление вызвано длительной напряженной умственной работой, однообразной монотонной работой, шумом, плохими условиями труда, эмоциональными факторами, заболеваниями, неправильным или недостаточным питанием, гиповитаминозом.

Частое нервно-психическое утомление приводит к развитию хронического утомления. Это состояние, типично для многих людей в современных условиях. Оно ведет к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, инфарктам, инсультам, неврозам, психозам, депрессиям, сексуальным нарушениям. Если же, несмотря на утомление, работа продолжается, возникает истощение. Напомним, что тяжелые физические и нервно-психические нагрузки вызывают стресс (вернее, дистресс).

Различают острое и хроническое истощение. Первое представляет собой резкое снижение работоспособности во время тяжелой работы, второе возникает вследствие длительной напряженной или слишком часто повторяемой тяжелой работы. Профессиональный спорт, спортивные соревнования и усиленные тренировки часто приводят к острому и хроническому истощению. Подчеркнем: речь идет о профессиональном спорте, а не о физической культуре, которая полезна и абсолютно необходима в любом возрасте.

Как отдохнуть и восстановиться после умственной и физической работы

Восстановление работоспособности - это процесс постепенного возвращения функций организма к исходному состоянию после прекращения работы. По мере восстановления степень утомления уменьшается, а работоспособность увеличивается. Если человек выполняет работу, лежащую выше пределов его утомления, необходимо периодически отдыхать. Как быстро восстановиться после работы, чтобы обезопасить свой организм от опасных последствий тяжелого напряжения? Следует подчеркнуть, что для эффективного отдыха лучше несколько кратковременных перерывов, чем один-два длинных. Даже в состоянии полного покоя скелетная мышца сохраняет свою эластичность и определенную степень напряжения. Это называется мышечным тонусом. Перед тем как восстановиться после физической работы, помните, что мышечный тонус не вызывает утомления. Тонус - это нормальное состояние частичного сокращения расслабленной мышцы, благодаря которому она способна сокращаться в ответ на определенный стимул.

Отдых - это состояние покоя или особый, специально организованный вид деятельности, которые снимают утомление и способствуют восстановлению работоспособности. И.М. Сеченов во второй половине XIX в. установил, что работа одних групп мышц конечностей способствует устранению утомления других мышечных групп, вызванного их работой. Это положение легло в основу определения двух типов отдыха: активного и пассивного. Как отдохнуть от умственной работы и тяжелого физического труда? Активный отдых - это отдых, во время которого человек выполняет другой вид работы, отличный от обычного выполняемого труда. Восстановление при физической и умственной работе путем активного отдыха происходит быстрее и эффективнее, чем при пассивном отдыхе, когда организм находится в условиях относительного покоя. Так, интенсивную умственную деятельность следует регулярно прерывать физической активностью. И наоборот: интенсивную физическую - умственной.

Настоятельно советуем работникам умственного труда после 1-1,5 ч не «отдыхать» с сигаретой в зубах, а подняться на 10-15 этажей по лестнице, сделать 15-20 приседаний, столько же прыжков, выполнить 10-20 упражнений с гантелями.

Работникам физического труда целесообразно-целесообразно погулять или, если это возможно, полегать несколько минут с приподнятыми ногами на свежем воздухе.

Теперь, когда вы знаете об утомлении при физической и умственной работе и восстановлении после неё, попробуйте организовать ваш труд таким образом, чтобы КПД вашей деятельности не снижалась в течение всего трудового дня.

Сложилось мнение, что умственный труд легче и престижнее физического. Думаем, многим доводилось слышать в свой адрес: «Не возьмёшься за учёбу — будешь вкалывать всю жизнь» или « ». Для некоторых это серьёзные аргументы, чтобы засесть за книги и, в конечном итоге, получить гарант прибыльной и непыльной работы — диплом. Кто-то, наоборот, считает, что сильные руки всегда найдут себе работу, а корпеть за учебником — удел белоручек и слабаков. расставит все точки над «і», чтобы ты не выбирал будущую профессию в плену стереотипов.

Чем отличаются умственный и физический труд?

Умственный труд — это мыслительная деятельность, состоящая из обзора и обобщения информации, которая должна быть определённым образом изменена. Например, перед нами стоит задача, и чтобы её правильно выполнить, следует проанализировать условие, построить алгоритм решения, предварительно подобрав и синтезировав нужные знания.

Основу физического труда составляют мускульные усилия человека, направленные на преобразование окружающего мира.

На самом деле, такое строгое разграничение имеет условный характер. По сути, это две стороны одной медали. В первобытные времена такого разделения просто не существовало: чтобы поймать мамонта, нужно было раскинуть мозгами, продумать план действий, организовать ловушку и, конечно, выложиться на полную.


С течением времени общество разделилось на бедных и богатых, и тяжёлый физический труд стал уделом первых, а умственный — привилегией вторых. Такая ситуация сохранялась на протяжении целых столетий.

В ХХI веке доля умственного труда значительно возросла и продолжает увеличиваться из-за постоянного роста информации. Развитие техники позволило людям существенно облегчить себе работу.

Но это не значит, что умственный труд полностью лишён физических нагрузок и наоборот. Речь идёт, скорее, о преобладании одного вида деятельности над другим.


Минусы умственного труда

При умственном труде наш мозг не только регулирующий (как при физическом), но и главный работающий орган, поэтому интеллектуальные нагрузки влияют на состояние центральной нервной системы и на общее самочувствие в целом.

Умственный труд всегда вызывает нервно-эмоциональное напряжение. И если неправильно организовать рабочий процесс, то можно довести себя до истощения и неврозов. Малоподвижный образ жизни, свойственный данному виду деятельности, тоже способен сыграть злую шутку: прибавка в весе, нарушения опорно-двигательного аппарата и т. д. Обязательно нужно устраивать для себя перерывы, физкультминутки. В здоровом теле не только здоровый дух, но и мозг. Так что, если у тебя есть проблемы со здоровьем, умственный труд не спасёт ситуацию.


Польза физического труда

Физическая активность улучшает работу мозгa , состояние нашего организма в целом. Куда приятнее решать какую-либо задачу, чувствуя себя бодрым и полным сил, нежели жутко уставшим и с больной головой, согласитесь.

Физический труд так же благотворно влияет на тело, как и занятие спортом. Умеренные нагрузки укрепляют организм, но и здесь следует быть осторожным: у любых сил есть предел и не стоит их испытывать.

Работа может быть связана с выполнением однотипных операций, которые с течением времени воспроизводятся на автомате. В таком случае возникает проблема, чем занять голову. Ответ прост: её нужно загружать полезной информацией, занимательными головоломками. В свободное время читать книги, разгадывать кроссворды, собирать кубик Рубика - в общем, делать всё, что душе угодно. Иначе работа может наскучить в скором времени.


В обоих случаях нужно правильно организовывать режим дня, нагрузку и питание. При умственной работе следует употреблять жирные сорта рыбы (форель, лосось, сардина), каши (овсяная и рисовая), томаты и все виды капусты, грецкие орехи, яйца. Сладкое в умеренном количестве тоже не повредит. А при физических нагрузках — хлебобулочные изделия, картофель, макароны, мясо, яйца, рыбу. Чередуй умственную и физическую работу, тогда трудиться будет в радость и на пользу.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

«Организация труда» - Организация труда тесно взаимосвязана с организацией производства. 1.7. Организация труда как социотехническая система. Организация труда как социотехническая система. Такие вопросы изучают демография и демографическая статистика. Кооперация труда на предприятии. Трудоспособность и работоспособность человека.

«Уроки сельскохозяйственного труда» - Вывод: Проверка сам. работы. Выбор домашнего задания. Состав и значение. Главная задача АПК – обеспечить население страны продовольствием. Основным звеном АПК считают…. (сельское хозяйство) 2. Что является причиной недостатка продовольствия в России…. (б. Россия – северная страна и занятие с/х затруднено) 3. Выращивать культуры: пшеница, рожь, картофель, капусту и т.д Разводить: свиней, лошадей, гусей, куриц и т.д.

«Уроки труда» - Виды учебной деятельности. Опрос у экрана. Температурный режим и режим проветривания. Использование чередования интенсивности в обучении и релаксации - физкультминутки. Охрана труда. Психологические условия комфортности. Презентация как здоровьесберегающий компонент урока. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ на уроках технического и обслуживающего труда.

«Труд и творчество» - У кого золотые руки? Труд – основа жизни. Ремесленники и Мастера. Ветерок спросил, пролетая: - Отчего ты, рожь, золотая? Труд бывает: Программист. Назови творческие профессии. А в ответ колоски шелестят: - Золотые руки растят! Непроизводительный труд. Токарь. В чем отличие труда человека от «труда» животных?

«Занятие физическими упражнениями» - Воспитание сознательности и активного отношения ценности здоровья и ЗОЖ в семьях учащихся. Во время выполнения упражнений радуйтесь хорошей музыке, возможности общения, улыбайтесь друг другу, поддерживайте друг друга во всех ваших начинаниях! Темы уроков здоровья. К сожалению, проблем в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья детей остается очень много.

«Психология труда» - Р.-Ф.К. провоцируют определенные события, которые могут складываться в устойчивые линии неблагополучного развития. Психология труда. Психология занятости. ПОИСК РАБОТЫ – вид активности с целью трудоустройства. Читательская аудитория. Пособие издано при организационной и финансовой поддержке государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Карьера».