Что можно и что нельзя делать в Чистый понедельник? Понедельник, день тяжелый: подборка статусов и цитат про понедельник.

Исторические источники датируют первые упоминания о семидневной неделе периодом Древнего Вавилона (около 2 тыс. лет до н. э.), оттуда эта традиция перешла к евреям, грекам, римлянам и, разумеется, к арабам. Йудейский историк Йосиф Флавий уже в 1 в. н. э пишет: "Нет ни одного города, греческого или же варварского, и ни одного народа, на который не распостранился бы наш обычай воздерживаться от работы на седьмой день". Считается, что Индия тоже переняла 7-дневку из Вавилона.

У иудеев и христиан ответы на эти вопросы даёт Ветхий Завет, откуда становится ясным, что семидневная структура времени установлена Богом. Напомню: в первый день творения был создан свет, во второй — вода и твердь, в третий - суша, моря и растительный мир, в четвёртый - светила и звёзды, в пятый - животный мир, в шестой - создан человек и заповедано размножаться, седьмой же день освящён для отдыха.

Семидневная неделя оказалась весьма жизнеспособной, даже переход с юлианского календаря на григорианский не изменил последовательность дней, ритм нарушен не был. Есть и астрономическое объяснение 7-дневки. 7 дней это приблизительно четверть лунного месяца, наблюдение же за фазами Луны было для древних наиболее доступным и удобным способом измерения времени. Более тонкое объяснение можно найти в соответствии семи видимых планет дням недели, и именно этот логический ход проливает свет на происхождение современных календарных названий дней недели.

Анализ слов

Проанализируем названия дней в различных языках и языковых группах.

1) Языки латинской группы, в том числе имеющие древнегерманские корни.

Латинский Англия Испания Франция Италия
Dies Lunae Monday Lunes Lundi Lunedi
Dies Martis Tuesday Martes Mardi Martedi
Dies Mercuri Wednesday Miercoles Mercredi Mercoledi
Dies Jovis Thursday Jueves Jeudi Giovedi
Dies Veneris Friday Viernes Vendredi Venerdi
Dies Saturni Saturday Sabado Samedi Sabato
Dies Solis Sunday Domingo Dimanche Domenica
Дания Финляндия Голланд. Швеция Др. Германия Германия
Mandag Maanantai Maandag Måndag Mánadagr Montag
Tirsdag Tiistai Dinsdag Tisdag Tý(r)sdagr Dienstag
Onsdag Keskeviikko Woensdag Onstag Öðinsdagr Mittwoch
Torsdag Torstai Donderdag Torstag þorsdagr Donnerstag
Fredag Perjantai Vrijdag Fredag Frjá-(Freyju)dagr Freitag
Loverdag Lauantai Zaterdag Lördag Laugardagr Samstag
Sondag Sunnuntai Zondag Söndag Sunnudagr Sonntag

2) Славянские языки.

Россия Украина Польша Чехия Болгария
Понедельник Понедiлок Poniedzialek Pondeiek Понеделник
Вторник Biвтopoк Wtorek Uterek Вторник
Среда Середа Sroda Streda Сряда
Четверг Четвер Czwartek Ctvrtek Четвъртък
Пятница Пятниця Piatek Patek Петък
Суббота Субота Sobota Sobota Събота
Воскресенье Недiля Niedziela Nedele Неделя
День недели Ведийское Хинди
Понедельник Soma-bara [Луна] Сомвар (день Луны)
Вторник Mangala-bara [Марс] Мангалвар (день Марса)
Среда Budha-bara [Меркурий] Будхавар (день Меркурия)
Четверг Brhaspati-bara [Юпитер] Вирвар (день Юпитера)
Пятница Sukra-bara [Венера] Шукравар (день Венеры)
Суббота Sanaiscara-bara [Сатурн] Шанивар (день Сатурна)
Воскресенье Aditya-bara [Солнце] Равивар (день Солнца)

Понедельник - Monday (англ.) прямо перекликается с Луной - Moon, ещё нагляднее Dies Lunae (лат.), Lundi (фр.), еl Lunes (исп.), Lunedi (итал.). Названия понедельника из северных языков, например, Måndag (шв.), Maanantai (фин.), Mandag (дат.) связаны с древнегерманским Mánadagr — день Луны. В славянских языках понедельник имеет значение первого дня или, согласно одной версии, днём "после недели", поскольку "Неделя" является старым русским словом обозначающим современное воскресенье. На хинди понедельник — День Луны.

Вторник — в названии вторника Dies Martis (лат.), Mardi (фр.), el Martes (исп.), Martedi (итал.) мы без труда узнаём планету Марс. В Tiistai (фин.), Tuesday (англ.), Dienstag (нем.) и в других языках этой группы скрыто имя воинственного древнегерманского бога Тиу (Tiu, Ziu) аналога Марса. В славянских языках этот день однозначно читается как порядковое числительное, т. е. это "второй" день недели. На хинди вторник — День Марса.

Среда — легко угадывается Меркурий в Dies Mercuri (лат.), le Mercredi (фр.), Mеrcoledi (итал.), el Miercoles (исп.).

Wednesday (англ.) происходит от Wodensday, означающего день Водена (Вотана). Этот же персонаж скрыт в Onstag (шв.), Woenstag (гол.), Onsdag (дат.). Воден — необычный бог, он изображается высоким, худым стариком в чёрном плаще. Этот персонаж прославился изобретением рунического алфавита, что проводит прямую параллель с богом-покровителем письменной и устной речи — Меркурием. По легенде Воден ради знаний пожертвовал одним глазом. В славянских "среда", "середа" и т. д, а также в Mittwoch (нем.), Keskeviikko (фин.) заложена идея середины недели. Редко встречается древнерусское название среды "третийник". Заметим, что астрологически Меркурий считается средней, бесполой планетой - ни мужской, ни женской. На хинди среда — День Меркурия.

Четверг — латинское Dies Jovis, День Юпитера, дало начало Jeudi (фр.), Jueves (исп.), Giovedi (итал.), а вот Thursday (англ.), Torstai (фин.), Torsdag (шв.), Donnerstag (нем.), Torsdag (дат.) и прочие похожие имеют прямую связь с древним богом-громовержцем Тором, аналогом Юпитера. В славянских языках четверг как и вторник носит сугубо числовое значение четвёртого дня. На хинди четверг — День Юпитера.

Пятница — хорошо видна Венера в Vendredi (фр.), Venerdi (итал.), чуть приглушённее в Viernes (исп.), английское же Friday, Fredag (шв.), Freitag (нем.) имеет параллель со скандинавской богиней плодородия и любви Фрейей (Фригге), аналогом греческой Афродиты и римской Венеры. В славянских языках этот день по смыслу "пятый". На хинди пятница — День Венеры.

Суббота — лицо Сатурна однозначно проглядывается в Saturday (англ.) и Saturni (лат.). Русское название «суббота», el Sabado (исп.), Sabato (итал.) и Samedi (фр.) восходят к ивритскому «Шаббат», означающему "покой, отдых". В этом смысле с Шаббатом удачно перекликается одно из астрологических значений Сатурна - неподвижность, концентрация. Интересно, что славянские языки, ни с того ни с сего, единодушны с латинскими, их суббота тоже родом от "Шаббата". Lauantai (фин.), Lördag (шв.), Loverdag (дат.) сходны с древненемецким Laugardagr и означают "день омовения", откуда мы узнаём, что раз в неделю древние мылись обязательно. На хинди суббота — День Сатурна.

Воскресенье — День Солнца по-латински, английски и немецки, во многих языках этот день обозначается различными вариациями слова "Sun/Son"(Солнце). Domingo (исп.), Dimanche (фр.), Domenica (итал.) в переводе означают "День Господень" и наверняка являются наслоением принесённым в Европу вместе с христианством. Русское "воскресенье" появилось таким же способом, заменив старое название этого дня "Неделя", успешно сохранившиеся в других славянских языках — Неделя (бол.), Недiля (укр.), Nedele (чех.) и прочих. На хинди воскресенье — День Солнца.

(Прим.: слово viikko (неделя) в финском языке произошло от готского vikó.)

Астрология на службе календаря. Звезда Магов

Для удобства расчётов и планирования времени древние астрономы и астрологи, а раньше это были одни и те же люди, изобрели Звезду Магов, своеобразный семиконечный «калькулятор». В этой звезде-считалке планеты расположены по кругу начиная от самой медленной, Сатурна, до самой быстрой - Луны. Последовательность дней недели рассчитывается по лучам звезды по часовой стрелке. Кроме дней недели, эта схема позволяетЗвезда Магов высчитывать соответствие планетам 36-летних периодов, годов, часов и некоторых других отрезков времени. Часы, например, считают так: 1-й час воскресенья принадлежит Солнцу, 2-ой Венере и так далее по периметру звезды. Замечу, что 1-ым часом любого дня в этой системе считается час после восхода Солнца, продолжительность же часа равна 1/12 от длительности светового дня, т. е. времени от восхода до захода Солнца. Ночные часы по аналогии равны 1/12 от продолжительности тёмного времени суток. Продолжая далее вычисления часов согласно схемы звезды, вы заметите, что 1-й час понедельника окажется под Луной, 1-й час вторника под Марсом, 1-й час среды под Меркурием, 1-й час четверга под Юпитером, 1-й час пятницы под Венерой, 1-й час субботы под Сатурном. Система оказывается замкнутой и логичной.

О субботе

Этот день, всё же, самый неординарный. Большинство языков сохранили приёмственность от ивритского "Шаббат"(отдых, покой). В арабском ас-Сабат, персидском Шабат, грузинском Шабати, не говоря уже о славянских разновидностях "суббот" слышны аналогичные мотивы.. Любопытно, а откуда произошло само ивритское "Шаббат"? Есть следующее предположение, которое вы вольны принимать или нет. Возможно, в этом слышится только игра слов, но на мой взгляд необходимо приглядется к санскритскому "шабда". Это слово очень популярно в санскрите и во ведийской культуре в целом, его корневое значение переводится как "священный звук", "изначальный звук". Другой перевод слова "шабда" — "Абсолют, воплотившийся в звуке, слове". Впечатляет и наталкивает на аналогии, не правда ли?

Какой день недели первый?

С позиции материалистического реализма постановка вопроса о первом дне недели не имеет смысла. Действительно, совершенно неважно какой день недели считать первым, какой вторым. Главное, в этом случае, чтобы сохранялась чёткая периодичность между рабочими и выходными днями, чтобы неделя шла за неделей не внося путаницу в календари, компьютерные программы и т. д. Вопрос о признании того или иного дня первым носит прежде всего культурно-исторический и эзотерический смысл. Вопрос о существовании биологического смысла пока остаётся без ответа.

Уже было упомянуто, что для принимающих Ветхий Завет, ответ должен быть однозначен — воскресенье. Этот день был днём начала Творенья и, с этой точки зрения, абсолютно правы иудеи отмечая воскресенье первым днём, а субботу — последним. В Европе, а точнее в Риме до II в. н. э тоже придерживались этого обычая, пока император Адриан не запретил христианам праздновать субботу. Именно тогда день отдыха перенесли на воскресенье, а в 321 г. римский император Константин узаконил этот день как еженедельный государственный праздник. Постепенно сознание христиан смирилось с явным отходом от подобия библейскому порядку дней в неделе. Сейчас первенство воскресенья осталось лишь во внутрицерковной христианской литургической жизни, реальный же недельный ритм в большинстве стран мира начинается с понедельника.

С астрологической точки зрения естественно и логично начинать отсчёт рабочих дней с воскресенья, ибо день Солнца выглядит более креативным, в нём видится больше бодрости, чем в понедельнике, дне непостоянной Луны. Это как раз тот случай, когда между астрологией и религией наблюдается абсолютное согласие.

Возможно, нарушение космического ритма привело к появлению русской пословицы: «Понедельник — день тяжёлый»?

Гипотеза о древней неделе

Все, кто берётся за тему анализа недели в русском языке, неизбежно упираются в неразрешимое противоречие. Прежде, чем и мы отправимся в этот путь и подойдём к тем же запертым воротам, предлагаю немного подкрепиться историческими фактами.

Итак, понятие "воскресенье" появилось на Руси после принятия христианства и, поначалу, воскресеньем называли только один день — день начала празднования Пасхи. Только в XVI в. появилось воскресенье как отдельный день "седмицы"- так называли неделю в то время. О происхождении слова "седмица" судить чуть труднее. Было ли оно исконно русским или пришло вместе с азбукой Кирилла и Мефодия? Если это слово, скажем так, было частью языческого древнеславянского календаря, то почему оно столь прочно вошло в христианский церковный язык? Нынешний православный календарь сплошь состоит из седмиц. Если же принять во внимание, что до сих пор седмицей называется неделя в Болгарии и что древнейшие славянские письмена на кириллице (IX-Х в.) были обнаружены тоже на болгарской территории, то начинает ощущаться тёплый южный ветерок, дующий со стороны Болгарии. А когда становится известным то, что братья-греки Кирилл и Мефодий с детства владели, помимо греческого, древнеболгарским языком, то ветерок превращается в ветер. Итак, седмица, скорее всего, из Болгарии.

Пойдём дальше. По одной из популярных версий старое русское "неделя"(как день) называлось так потому, что в этот день ничего "не делали", отдыхали. А понедельник означает, что он следует после "недели"(т. е. воскресенья), вторник — второй день после "недели"... Среда, будучи по неоспоримому смыслу серединой недели, указывает на то, что начало недели попадает на воскресенье. Не правда ли, это объяснение логично? Любопытно, что само слово "неделя" калька с греческого apracos, т. е. не-делающий, не-дельный, праздный.

Другими словами, скорее всего, само слово "неделя" привнесено в русскую культуру оттуда же, откуда и воскресенье.

Можно ли предположить существование другой, более древней недели у славян? Давайте применим следующий логический ход. Ясно, что вторник, четверг и пятница явно содержат порядковый смысл числительного во всех славянских языках. Даже среда, как известно из старых источников, имела порядковое название — третийник. Только извращённая логика второй день недели, вторник, может считать третьим, а четвёртый день, четверг — пятым днём. Если же, согласиться с тем что понедельник день первый, вторник второй и так далее, то возникает проблема со средой, которая не оказывается в середине недели! Серединой недели становится четверг, что нелогично по всем пунктам.

Есть ли из этого противоречия выход?

Есть. Перед нами задача. Как сделать так, чтобы среда была посередине, а вторник вторым, четверг четвёртым, пятница пятым днём недели? Сделать это можно только одним единственным способом. Надо принять к сведению, что древняя неделя у славян, и на Руси в частности, была 5-дневной! В этом случае и среда будет посередине и порядковые названия дней недели будут соответствовать их очерёдности. Гипотеза (если это, вдруг, не окажется вновь изобретённым велосипедом) заключается в том, что древняя неделя быля 5-дневной, а два других дня, week-end так сказать, субботу (Шаббат) и неделю-воскресенье пристегнули к русскому языку позже.

Эпилог

Была ли древняя неделя 5-дневной? Если да, то нечто родственное пятидневному ритму видится в восточных стихиях — металле, воде, дереве, огне и земле. Есть у 5-дневки и астрономическое объяснение, пожалуй даже более логичное, чем у 7-дневной недели. Посмотрим на небо. Мы видим, что Луна и Солнце по своей величине не могут идти ни в какое сравнение с оставшимися 5 планетами. С точки зрения земного наблюдателя Луна и Солнце вне конкуренции, не зря их называют светилами. Значение светил на порядок больше, чем у любой из остальных видимых планет. У светил более важная роль не только в небе, но и в символизме календарных периодов.

В моей реконструкции древняя неделя была 5-дневной, год состоял из 365 дней, раз в 20 лет вставлялась дополнительная пятидневка компенсируя високосность. Каждый из 5 дней соответствовал планете. Солнце и Луна управляли трёхнедельными периодами по 15 дней.

Давно известно, что календарь, кроме прямого назначения, играет роль идеологического инструмента. Укрепляя собственную власть вводили свои календари китайские, японские, римские императоры, вожди французской революции. Я убеждён, что структура недели должна подчиняться исключительно природным космическим ритмам, календарь не должен быть инструментом укрепления какой-либо идеологии. Человек должен понимать какой космический ритм он еженедельно отбивает. Перед наукой будущего будет стоять задача определения наиболее оптимального для здоровья человека космического ритма жизни. Может статься, что лучшей останется 7-дневка, может придёт время 3-дневки, а может в интересах человека будет перейти (вернуться?) на 5-дневку?

Внешне развитая технологически современная цивилизация, на деле насквозь пропитана древними суевериями и предрассудками. Наша цивилизация до сих пор живёт по вавилонской неделе, отдельные народы и государства видоизменяют неделю в зависимости от своих религиозных предпочтений. Иудеи объявили нерабочим днём субботу, в большинстве других стран выходной воскресенье, у мусульман выходной — пятница (день рождения пророка Мохаммеда). Эти детали подчёркивают разницу между людьми, разобщают их. Пока идеология формирует календарь в большей степени, чем здравый смысл. Разная идеология порождает непонимание между людьми, непонимание рождает настороженность и даже агрессию. Отсутствием понимания можно объяснить все войны..

Руслан Суси, апрель 2005

В первую очередь стоит разобраться, почему неделя называется «неделей». Оказывается раньше, задолго до принятия христианства, неделей именовали воскресный день. И был он первым днем недели. Но позже воскресенье стали считать последним днем, завершающим неделю. Почему? Давайте разберемся.

Слово «неделя» произошло от сочетания «не делать», то есть отдыхать. Разумнее все-таки отдыхать после работы (вспомните русскую пословицу «Сделал дело – гуляй смело!»), поэтому самый «лоботрясный» день стал последним. В наши дни начало недели с понедельника регламентируется Международной организацией стандартизации.

Но сначала именно «неделя» (день недели, ставший впоследствии «воскресеньем») начинал семидневник. Судя по всему, прежде неделю (в современном значении) называли не «неделей», а «седмицей» (по-болгарски, кстати, и сейчас «неделя» называется «седмицей»). А потом прозвали седмицу «неделей» (семь дней от недели до недели – от воскресенья до воскресенья).

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЙ ДНЕЙ НЕДЕЛИ

Почему понедельник называется понедельником? Слово «понедельник» образовано от «после недели». Понедельник был первым днем после воскресенья, которое в древности называлось «неделей». Корень слова – понедель. Образовано оно суффиксальным способом (суффикс –ник-).

Почему вторник называется вторником? Вторник – от слова «второй». Второй день после «недели» (нынешнего воскресенья). Заметьте – не второй день недели, а второй после недели. Корень – втор, суффикс – ник.

Почему среда называется средой? Это слово тоже пришло из старославянского (как и «неделя», «понедельник», «вторник»). Имеет общий корень со словами «сердце», «середина». Обратите внимание: среда является серединой недели лишь в том случае, если неделя начинается с воскресенья. Этот день стоит между первыми тремя днями недели и последними. В наше время, когда неделя начинается с понедельника, «среда» не соответствует своему названию.

Почему же среду не назвали «третником» (по аналогии со «вторником») или «третейником» (хотя, по некоторых данным, именно «третейником» и называлась среда в древности)? А вспомните названия пальцев! Тот, что находится посередине, так и называется – средний палец, а не третий или еще какой-нибудь. В давние времена середине придавалось особое значение (не зря ведь «средний» и «сердце» являются однокоренными словами).

Интересно, что и в некоторых других языках день недели «среда» переводится буквально как «середина» (например, на немецком Mittwoch).

Некоторые исследователи утверждают, что среда – это середина не семидневной недели, а пятидневной. Якобы сначала неделя состояла из пяти дней, а потом, в связи с влиянием христианской церкви, в ней прибавилось два дополнительных дня.

Почему четверг называется четвергом? Как и «вторник», слово «четверг» образовано в соответствии с порядковым номером дня недели после воскресенья. «Четверг» образовано от общеславянского слова «четвьртъкъ», которое, в свою очередь, суффиксальным способом образовалось от слова «четвертый». Скорее всего, со временем выпал звук «т» – остался «четверк», а постепенно звук «к» «озвончился», так как он следует за сонорным (всегда звонким) звуком «р». В итоге мы имеем день недели под названием «четверг».

Почему пятница называется пятницей? С пятницей все немного сложнее. Конечно, слово образовано от цифры «пять» (пятый день после начала недели). Но почему не «пятник» или «пятак»? Дело в том, что еще до принятия христианства почиталась славянская богиня Пятница (имеющая отношение к пятому дню). Поэтому пятый день назвали в честь богини именно Пятницей, а не Пятником.

Почему суббота называется субботой? Слово пришло из старославянского языка. Когда-то оно было заимствовано из греческого языка (от греч. Sabbaton). А в греческий язык оно попало из древнееврейского языка (от sabbath – «седьмой день, когда нужно воздерживаться от работы»). Шаббат – так произносится это еврейское слово, означающее буквально «покой», «отдых».

Кстати, слово «шабаш» имеет те же корни, так что «суббота» и «шабаш» – родственные слова. Интересно еще и то, что не только в русском языке название этого дня недели произошло от еврейского «шаббат»: и в испанском, и в итальянском, и во французском языках слово, обозначающее субботу, имеет одно происхождение. Впрочем, и во многих других языках. Объясняется это просто – распространение христианской религии повлияло на словари многих языков.

Почему воскресенье называется воскресеньем? Воскресенье – это слово, как уже было сказано, пришло на смену слову «неделя». Возникло оно, конечно же, после принятия на Руси христианства. Слово является производным от «въскресити». Образовано суффиксальным способом (суффикс –ениj-). Это день, когда, согласно писаниям, воскрес Иисус.

Поразительные открытия свалились мне на голову после того как я просто посмотрел на календарики дореволюционные и 20-х годов.
До этого я даже никогда не задавался вопросом, почему неделя начинается с понедельника.

Википедия наша любимая пишет вот что:
В Международном стандарте ISO-8601 первым днём недели установлен понедельник во всех форматах даты. В наше время понедельник считается первым днём недели в бизнесе и в социальных календарях большинства стран Европы, в Великобритании, в части Азии, в отдельных календарях США и в некоторых других странах. Однако, на большей части территории США, в Японии и Канаде первым днём недели является воскресенье.

В славянских, балтийских и уральских языках (кроме финского) принята нумерация дней недели с понедельника, а не с воскресенья.

Но вот я смотрю на старые календари, и что я вижу:

Обратите внимание: Неделя начинается с воскресенья, а дней неприсутственных (как они тогда именовались), то есть не рабочих было аж сорок пять - гуляй рванина.

Но это все, тяжелое наследие царского режима, скажете вы.
Хорошо, смотрим года после Великой и Ужасной Октябрьской революции:



Поразительно, но неделя по прежнему начинается в воскресенье, а церковные праздники празднуют в полный рост, и это при том, что советской власти уже 12 лет. Кстати, заметили, что рождество празднуют по правильному - перед новым годом, 25-26 декабря.

Как же большевики допустили такое безобразие?
Сейчас объясню:
Регламентация празднеств в новой России была осуществлена 2 декабря 1918 года, когда были приняты правила СНК «О еженедельном отдыхе и праздничных днях», что закрепилось затем в «Кодексе законов о труде», принятом 10 декабря 1918 г.
В приложении к статье 104 раздела «О рабочем времени» там, в частности, говорилось:

"7. Производство работы воспрещается в следующие праздничные дни, посвященные воспоминаниям об исторических и общественных событиях:

а) 1 января - Новый год;
б) 22 января - день 9 января 1905 года;
в) 12 марта - день низвержения самодержавия;
г) 18 марта - день Парижской Коммуны;
д) 1 мая - день Интернационала;
е) 7 ноября - день Пролетарской Революции.

8. Местные советы профессиональных союзов, с согласия Народного Комиссариата Труда, могут устанавливать, помимо вышеуказанных, особые дни отдыха, но не свыше 10 в году, согласуя эти дни отдыха с обычными для большинства населения данной местности праздниками, заранее опубликовывая таковые во всеобщее сведение, при том непременном, однако, условии, чтобы такие дни не оплачивались."

Вот этими 10 днями профсоюзы и пользовались во всю, конечно с благословения вышестоящих партийных органов.
Видимо большевики сообразили, что в данном вопросе рубить шашкой с плеча выйдет себе дороже и дали такой люфт.
Ну а потом, 12 лет активной, антирелигиозной пропаганды и попытка календарь вообще поменять на нечто новое.
Советский революционный календарь!
Помните?
"Когда методологическо-педагогический сектор перешел на непрерывную неделю и вместо чистого воскресенья днями отдыха Хворобьева стали какие-то фиолетовые пятые числа, он с отвращением исхлопотал себе пенсию и поселился далеко за городом."
И. Ильф, Е. Петров - Золотой телёнок

Да, там были разноцветные пятидневки и год из 360 дней.

Но это совсем другая история...

Чистый понедельник Великого поста в 2019 году выпадает на 11 марта. Этот день считается днем очищения от грехов и скоромной пищи, которую по традиции едят на Масленицу.

У православных верующих начинается самый долгий и строгий пост в году, который состоит из Четыредесятницы, установленной в память о сорокадневном посте Иисуса Христа, и Страстной недели (седмицы) – в память о последних днях Его земной жизни, смерти и погребении.

В первый день Великого поста в православных храмах прекращается служение литургии. По вечерам начинается чтение канона Андрея Критского, которое длится первые четыре дня. Церковь также предписывает верующим во время поста обязательное чтение Евангелий (всех четырёх) и молитвы Ефрема Сирина.

Начало Великого поста – это время, когда каждый человек своими молитвами и воздержанием может очистить душу и тело. Первая неделя отличается особой строгостью, как и последняя.

Что запрещается в Чистый понедельник?

Из рациона исключают мясо и все мясные продукты (печенку, колбасы и др.), рыбу и морепродукты, яйца, молоко и кисломолочные продукты (кефир, простоквашу, йогурт, сливочное масло, творог, сыры и др.).

Запрещено также употреблять спиртные напитки. Ведь пост – прежде всего очищение души, а алкогольные напитки – излишество, но не необходимость.

Согласно традициям, на Чистый понедельник, есть пищу, оставшуюся после Масленицы, нельзя. Ее отдают птицам и животным.

В Чистый понедельник Великого поста церковнослужителям рекомендуется полностью воздержаться от употребления пищи. Тем, кому нелегко выдержать весь день без еды, можно есть немного хлеба с солью и пить воду.

А мирянам в первый день поста лучше придерживаться сухоядения: есть только сырые овощи, орехи, фрукты и сухофрукты. О возможности соблюдать строгий пост следует говорить с духовником.

Следует помнить, что значение поста – не в ограничении в рационе. Смысл заключается в покаянии и духовном обновлении, а воздержание в пище лишь способствует этому.

Что нужно делать в Чистый понедельник?

В древнерусских источниках встречается выражение «понедельник чистой недели». Определение «чистый» распространяется на всю первую седмицу Великого поста.

С началом Великого поста в старину люди тщательно убирали все жилые помещения, мыли посуду, очищая ее от жира после масленичной недели, и мылись в бане.

В эти дни желательно ограничить светское общение, например, не рекомендуется ходить в кино, театр, цирк, посещать шумные вечеринки, концерты, смотреть развлекательные передачи по телевизору и т. п.

В этот период нельзя грешить, даже в мелочах: ссориться с окружающими, сплетничать, сквернословить и др.

В народе сложилось немало примет на Чистый понедельник. По этому дню, например, принято определять, какая будет весна. Если на улице тепло, значит, зима уже теряет свои права.

Дни недели зачастую не привлекают нашего внимания. А между тем, названия дней недели могут рассказать много интересного.

Дни недели семидневки

Семидневная неделя – семидневка – пришла к нам из Древнего Вавилона и получила название "седмица". Идея семидневки родилась при наблюдении фаз Луны, а позже укрепилась, когда были обнаружены семь "блуждающих" светил – планет (по-гречески πλανητης "планэтэс" означает "блуждающий". Тогда каждому дню недели была приписана своя планета. Порядок приписки был следующий: Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий и Луна. Эта приписка оставила след во многих календарях.

У вавилонян день Сатурна считался неподходящим для дел, поэтому в этот день полагалось отдыхать. Сам день получил название "шаббат" – покой и стал последним днём недели. Название перешло в другие языки. У славян он получил название "суббота".

В 321 г. римский император Константин распорядился перенести день отдыха на день следующий за субботой. У славян новый день отдыха стал называться "неделей" – днём, в который ничего не делают. Это название сохранилось во многих славянских языках: украинском (Неділя), болгарском (Неделя), польском (Niedziela), чешском (Nedele). Кроме русского.

Первоначально понятие "воскресенье" относилось к первому дню празднования Пасхи, связанной с мифологическим воскресением Христа. Однако в XVI в. под влиянием религии воскресеньем стали называть выходной день. Пропала "неделя", появилось "воскресенье". Православная церковь явно перестаралась: нельзя же воскресать каждые семь дней. Пропало настроение выходного, которое создавало название "неделя". Исчезла "седмица" как повседневное названия семидневки. Семидневка стала "неделей"! Представляете абсурд? Теперь понятно, почему день следующий за выходным – понедельник. Он "после недели".

Вторник – второй день недели.

Среда – старославянский вариант слова "середина". В древнерусском языке среда называлась "третийник", что соответствовало третьему дню недели. Появлению названия "среда" мы обязаны, по-видимому, церковной традиции начинать неделю с воскресенья. Но тогда сбивается "нумерация" остальных дней. Впрочем, сейчас, когда действует пятидневная рабочая неделя середину считают относительно рабочей недели.

Четверг, пятница – четвёртый и пятый дни недели.

Понедельник – день тяжёлый

Может, понедельник – день тяжёлый потому, что идёт после "Воскресения"? Вот после "Недели" всё было бы хорошо. Кстати, восстание декабристов произошло в понедельник, поэтому Николай I всю жизнь их не любил. Что понедельник – день тяжёлый, было его трагическим опытом.

Подмена "недели" "воскресеньем" – это сегодняшняя реальность.

Для полноты картины следует упомянуть сравнительно недавние попытки по-новому пересчитать дни недели. Имеется в виду введение пятидневок и шестидневок. Попытки не увенчались успехом, и сейчас их можно воспринимать, как курьёз, но людям, которым довелось жить в то время, было не до смеха.

Пятидневка

Календарь-павлин 1930 г.

Мы привыкли к календарю, в котором дни недели имеют два цвета: рабочие дни – чёрный цвет, выходные – красный. Возможны варианты, но всё равно календарь двуцветный.

Дни недели календаря 1930 г. раскрашены в пять цветов. Это не прихоть художника и не детская раскраска. Это – календарь, как руководство к действию. Дело в том, что при введении пятидневки работники предприятий и учреждений были разбиты на пять групп. Каждая группа имела свой выходной. А чтобы люди не путались, группам присвоили цвета и соответственно раскрасили дни недели. Вот и получился календарь-павлин.

Целью введения пятидневки была равномерная загрузка оборудования. Однако путаница на производстве и бытовые проблемы превзошла все ожидания. Так что просуществовал календарь-павлин недолго. Летом 1929 г. вышло постановление СНК СССР о переходе на пятидневку, а уже осенью 1931 г. вышло постановление о переходе на шестидневку.

Шестидневка

Сейчас шестидневка, так же как и пятидневка, означает количество рабочих дней в семидневной неделе. Но так было не всегда.

Были времена, когда шестидневка означала неделю из шести дней: пяти рабочих и одного выходного. К счастью, с такой шестидневкой мы встречаемся только в книгах или старом кино.

Помните аллегорию времени в фильме "Волга-Волга"? Вращается колесо, течёт вода, на их фоне проходят дни: 1-й день шестидневки, 2-й... 6-й. Правда, после шестого дня появляется "обломок" выходного дня, и у современного зрителя создается впечатление, что дней в неделе семь. Но это не так. Советский мюзикл вышел на экраны в 1938 г., а шестидневная неделя была введена в 1931 г. и просуществовала до лета 1940 г.

При шестидневке месяц разбивался на пять недель-шестидневок, которые начинались 1, 7, 13, 19 и 25-го числа. В конце шестидневки был выходной, то есть он приходился на числа 6, 12, 18, 24 и 30. В феврале выходной назначался на последний день месяца или переносился на 1 марта. 31-е числа считались сверхурочными днями и в шестидневки не включались.

В отрывных календарях дни недели имели два названия: порядковый номер в шестидневке и старое название. Однако в повседневной жизни дни просто считали, в том числе, и выходные. Об этом можно прочитать в повести Б. Васильева "Завтра была война...": "День рождения решено было отмечать в третье воскресенье сентября. Они ещё не совсем привыкли к слову "воскресенье" и написали "в третий общевыходной". Действие в повести происходит осенью 1940 г. Шестидневку отменили летом.