Значение неопределенно-количественные числительные в словаре лингвистических терминов. Синтаксические свойства числительных

10. Сравните слова пять и пятерка, два и двойка, двойня, три и тройка. Что между ними общего и чем они отличаются?

Рефлексивная анкета:

1. Что нового вы узнали о числительном?

3. К какому методу вы прибегли, чтобы запомнить типы склонения количественных числительных?

Учебный элемент 4.2: Числительные собирательные, дробные и порядковые

¥ Цели учебного элемента 4.2:

· назвать отличительные признаки собирательных числительных;

· назвать отличительные признаки дробных числительных;.

· охарактеризовать склонение собирательных и дробных числительных;

· представить свою точку зрения по вопросу о порядковых числительных;

· охарактеризовать неопределенно-количественные слова.

Числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро и т. п. выделяются в особый разряд собирательных числительных . В современном русском языке собирательные числительные представляют пережиточную, замкнутую и непроизводящую группу слов.

Термин «собирательные числительные» условен, так как эти числительные отличаются от количественных не собирательным значением, а указанием на лицо, что обусловливает их субстантивацию (ср.: два работника - двое работников; вошли двое ).

Собирательные числительные образуются от количественных: двое, трое при помощи суффикса - j - (е); четверо и др. - при помощи суффикса - ер-(о).

Подобно количественным числительным, собирательные числительные не имеют рода и числа; при их склонении противопоставляются две формы - именительного-винительного и остальных падежей; в соединении с существительными в именительном-винительном падеже представляют неразложимые сочетания.

Собирательные числительные двое, трое склоняются как полные прилагательные мягкого варианта во множественном числе (двоих, двоим, двоими, двоих ); прочие собирательные числительные - как прилагательные твердого варианта (четверых, четверым, четверыми, четверых ).

Собирательные числительные отличаются от количественных более узким употреблением, так как сочетаются с ограниченным кругом существительных:

1) числительные двое, трое, четверо единственно возможны в качестве счетно-числовых определений при существительных, употребляемых только во множественном числе: двое ворот, трое суток, четверо щипцов ;

2) собирательные числительные употребляются в сочетаниях с существительными дети, люди, лицо (в значении «человек»): трое детей, людей, посторонних лиц , а также с существительными типа ребята, волчата и под.: четверо ребят, волчат (последнее в разговорной речи);

3) употребление собирательных числительных ограничено стилем речи: в официальной речи предпочтительны количественные числительные: Требуются на работу четыре инженера (а не «четверо инженеров» ).

Собирательные числительные не сочетаются:

1) с именами существительными женского рода , а также названиями лиц женского пола и субстантивированными прилагательными женского рода: три страницы (а не «трое страниц» ), четыре сестрицы (а не «четверо сестриц» ), две запятые (а не «двое запятых» );

Т. п.: пятеро, оба, обе, восемь, два, две (стол, плакса, плоскогубцы, рог), 15654 (экземпляр).

П. п.: 186 (книга), 3 627 (солдат), 4 215 (километр).

6. Как решается вопрос о порядковых числительных в школьной и вузовской грамматиках? Какая точка зрения вам ближе? Ответ мотивируйте.

7. Выпишите из текста неопределенно-количественные слова, укажите, к каким частям речи они относятся и как изменяются.

1. Прошло несколько недель, и жизнь моя в Белгородской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже приятною (А. Пушкин). 2. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (М. Лермонтов). 3. И мы, сплетясь, как пара змей, обнявшись крепче двух друзей, упали разом… (М. Лермонтов). 4. Он с детских глаз уже не раз сгонял виденья снов живых про милых ближних и родных (М. Лермонтов). 5. Ну что тебе вздумалось? Право, как дитя трехлетнее. Не похоже, не похоже, совершенно не похоже на то, чтобы ей было восемнадцать лет (Н. Гоголь). 6. Городничий. Сколько угодно вам? Хлестаков. Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою – так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот (Н. Гоголь).

8. Почему выделенные слова не могут быть названы числительными, ведь они имеют количественное значение? Проанализируйте их морфологические и синтаксические признаки. Сделайте вывод о выражении количественных значений в русском языке.

Пропасть дел, бездна глупости, масса упреков, тьма народу, кипа книг, груда бумаг, стая волков, табун лошадей, стадо коров, море огней, лес рук, град похвал, капля сомнения, крошка внимания, туча комаров.

Рефлексивная анкета:

1. Сформулируйте свою точку зрения по вопросу о статусе порядковых числительных (числительное или прилагательное)?

2. Что вызвало у вас затруднение при изучении данного УЭ?

3. Перечислите отличительные особенности неопределенно-количественных слова и числительных.

Порядок морфологического анализа имен числительных

1. Словоформа в тексте, способ выражения (словесный, цифровой).

3. Начальная форма, Вопрос к начальной форме, вопрос к словоформе в тексте.

4. Разряд и разновидность разряда, значение, показатель.

5. Структура

6. Тип склонения и его характеристика.

7. Род (если есть).

8. Число (если есть).

9. Падеж (показатель).

10. Парадигма.

11. Синтаксические свойства

Образец морфологического анализа имени числительного:

Амурский бархат – высокое прямое дерево, достигающее в высоту 28 метров (Г. Пивоварова).

1. Словоформа в тексте – 28 (метров) ; способ выражения в предложении – цифровой, словесный – двадцати восьми (метров).

3. Начальная форма – двадцать восемь (метров) ; вопрос к начальной форме – сколько?; вопрос к словоформе в предложении скольких?

4. Разряд – количественное числительное (определенно-количественное); показатель – обозначает определенное количество в виде целых величин.

5. Структура – составное, состоит из двух слов.

6. Тип склонения – склонение составных количественных числительных, при склонении изменяется каждое слово.

9. Падеж – родительный; показатель – падежные окончания составляющих слов и форма существительного.

10. Имеет полную парадигму, состоящую из 6 членов.

11. Синтаксические свойства – употребляется в составе синтаксически связанного количественно-именного словосочетания, зависит от существительного и согласуется с ним; неразложимое количественное сочетание входит в состав обособленного определения.

Модуль 5: Местоимение

À Нормативное время для изучения модуля:

лекции – час

практические занятия –

самостоятельная работа студента – час

¤ Общие цели модуля

После изучения данного модуля Вы сможете:

· охарактеризовать местоимение как часть речи в современном русском языке;

· назвать основные грамматические категории местоимения;

· произвести морфологический анализ местоимения.

Частные цели модуля

· перечислить основные лексико-грамматические разряды местоимений, назвать их семантические, структурные и грамматические признаки;

· дать определение каждой из грамматических категорий местоимения и назвать их основные признаки;

· выявить средства и способы выражения грамматических значений в каждом конкретном слове;

· определить синтаксическую функцию местоимения в предложении.

1 Перечень учебных элементов модуля

В данный модуль входит только один учебный элемент.

Учебный элемент 5.1: Местоимение как часть речи в современном русском языке

¥ Цели учебного элемента 5.1:

После изучения данного учебного элемента Вы сможете:

· охарактеризовать лексико-грамматические разряды местоимений;

· дать классификацию местоимений по соотнесенности с другими частями речи;

· назвать особенности склонения местоимений;

· определить условия перехода других частей речи в местоимения.

К местоимениям относятся слова, которые, не называя предметов или признаков, указывают на них. Конкретное лексическое значение местоимения получают только в контексте. Например, местоимение ты либо указывает на лицо, к которому обращена речь: - А знаешь, ты , кажется, хороший человек, - сказала Уля Доньке, - и мне хочется, чтобы ты был хорошим человеком (Закр.); либо приобретает обобщенно-личное значение, т. е. указывает не на определенное лицо, а на лицо вообще: И противник по болоту, по траншейкам торфяным садит вновь из минометов - что ты хочешь делай с ним (Твард.). Местоимение всякий может иметь значение «каждый»: Моя «Чайка» идет в Москве уже 8-й раз, театр всякий раз переполнен (Ч.). Это же местоимение может выступать в значении «разный, самый различный, разнообразный»: Там за стол его сажала, всяким яством угощала... (П.), а также в значении «любой, какой бы то ни было»: В том-то и сила, чтобы без всякого права отнять имение (П.).

По своим семантике-морфологическим признакам местоимения соотносятся с существительными, прилагательными и числительными. По соотносительности с названными частями речи выделяются следующие группы местоимений:

1) местоимения, соотносимые с существительными (обобщенно-предметные): я, мы, ты, вы, он (она, оно), они, кто, что, никто, ничто, некто, нечто, кто-то, что-то и другие;

2) местоимения, соотносимые с прилагательными (обобщенно-качественные): мой, твой, свой, наш, ваш, какой, который, чей, тот, этот, самый, всякий, каждый и другие;

3) местоимения, соотносимые с числительными (обобщенно-количественные): столько, сколько .

О местоименных наречиях (там, туда, тогда, когда и др.) см. подробнее в теме «Наречие».

По своему значению, а также по синтаксической роли все местоимения делятся на следующие разряды :

1. Личные местоимения : я , мы (1 лицо); ты, вы (2 лицо); он, (она, оно ), они (3 лицо), являющиеся по своему происхождению указательными местоимениями.

Местоимение я указывает на лицо говорящее, а местоимение ты - либо на лицо, к которому обращена речь, либо на человека вообще (приобретает обобщенно-личное значение).

Эти местоимения не имеют грамматического рода и форм множественного числа (местоимения мы и вы имеют значение: «я и еще кто-то», «ты и еще кто-то»).

Род местоимений я и ты определяется путем соотнесения с реальным полом лица, на которое они указывают. Например, в предложении «Нет, - засмеялась Лиза, - я ходила на хутор с Любой... » (Закр.) местоимение я указывает на лицо женского пола, поэтому глагол употреблен в форме женского рода.

В научной, деловой, публицистической речи и в языке художественной литературы местоимение мы иногда употребляется в значении местоимения я , например, как авторское «я»: На станции, в доме смотрителя, о коем уже мы упомянули, сидел в углу проезжий (П.).

Раньше встречалось употребление мы вместо я для придания речи особой торжественности (например, в царских манифестах).

Местоимение мы употребляется и при обращении ко второму лицу, например, в разговорной речи: «Ну, как мы себя сегодня чувствуем?» - спросил доктор . Иногда это местоимение употребляется с целью придания речи иронического оттенка: Как, мы уже и рассуждать начали?

Местоимение вы как форма вежливости употребляется и при отнесении к одному лицу: Она взглянула на цветы... «Это кому ж вы цветочков нарвали, Глеб Иванович?» (Закр.).

При склонении личных местоимений я и мы наблюдается изменение основ в косвенных падежах (супплетивность): я - меня, мне и т. д.; мы - нас, нам и т. д. В творительном падеже имеются две формы: мной и мною . Первая более употребительна. Однако в поэтической речи наблюдается использование обеих форм.

Местоимение третьего лица имеет категорию рода (он, она, оно ) и числа (они ), так как является по происхождению указательным (иногда называется лично-указательным).

При склонении также наблюдается изменение основы в косвенных падежах: он - его (него ), ему (нему ) и т. д.; она - ее (нее, ней ), ей (ней ) и т. д.

2. Возвратное местоимение себя указывает на отношение к действующему лицу (т. е. на производителя действия). Морфологически характеризуется тем, что не имеет форм рода и числа. Склоняется оно по типу местоимения ты , однако не имеет формы именительного падежа, что обусловлено его синтаксической ролью: в предложении это местоимение всегда выступает в роли дополнения, поэтому может употребляться лишь в косвенных падежах, например: Олег взял себе как кличку его [отчима] фамилию, потому что с ней у него связаны были первые героические представления о партизанской борьбе (Фад.). В форме дательного падежа (себе ) это местоимение в разговорной речи употребляется в роли частицы, например: Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет вперед и лая твоего совсем не примечает (Кр.).

3. Притяжательные местоимения мой, наш, твой, ваш образуют группу лично-притяжательных; местоимение свой является возвратно-притяжательным. Местоимения мой , наш указывают на принадлежность первому лицу, местоимения твой, ваш - на принадлежность второму лицу, местоимение свой - на принадлежность всем трем лицам.

Личные притяжательные местоимения иногда почти утрачивают значение принадлежности первому лицу и приобретают значение, не связанное с понятием принадлежности: Не прошло еще и двух месяцев, а мой Алексей был уже влюблен без памяти (П.); Будем следовать за каждым шагом нашего рецензента (П.) и т. д. (где мой - о котором идет речь; наш - занимающийся нами).

Морфологически притяжательные местоимения характеризуются тем, что имеют формы рода и числа.

Для обозначения принадлежности третьему лицу в употребляются местоимения его, ее, их . Например: Его лицо было треугольно (Кат.); Уля знала, что ее мать и отец слишком привязаны к своему дому и слишком стары и больны, чтобы решиться на уход из дому (Фад.); ...Как вольность весел их ночлег (П.).

Притяжательные местоимения мой, твой, свой склоняются по типу прилагательного синий , а местоимения наш, ваш по образцу старший .

4. Указательные местоимения этот, тот, такой, таков, столько и устаревшие сей, оный, экий, эдакий имеют общее значение указания на какой-то один предмет из числа однородных. Разговорно-бытовые местоимения экий и эдакий имеют варианты экой, этакой и эдакой , употребляющиеся с восклицательным оттенком. Например: Экой ты, братец!.. (Л.); Этакий ты увалень!

Семантически местоимения тот и этот различаются тем, что тот указывает на предмет более отдаленный, уже упоминавшийся в речи, а этот - на предмет весьма близкий: В те дни, когда мне были новы все впечатленья бытия ... (П.); Этот человек причиной мне всегда ужасного расстройства (Гр.).

К числу морфологических особенностей указательных местоимений относится наличие форм рода (этот, эта, это; тот, та, то ) и числа (эти, те ).

При склонении в винительном падеже множественного числа (для мужского рода и в единственном числе) употребляются двоякие формы: этого, того, этих, тех - для указания на существительные, обозначающие одушевленные предметы, и этот, тот, эти, те - для указания на неодушевленные предметы. Например: Этот путь Гаврик один пробегал за пятнадцать минут (Кат.); Она [Уля] знала всех этих людей (Фад.).

Местоимение такой (и книжное таковой ) имеет общее значение указания «на предмет, подобный тому, о котором уже говорилось ранее»: В такую ночь мне жаль людей, лишенных крова (Бл.); Таковое начало не предвещало мне ничего доброго (П.).

Местоимение такой имеет формы рода (таков, такая, такое ) и числа (такие ). Склоняется оно по типу прилагательных с основой на заднеязычный согласный (тверской ).

Местоимение таков употребляется сравнительно редко и только в функции сказуемого. Например: Таков и ты, поэт! (П.). Оно сохранилось в устойчивом словосочетании и был таков (исчез, скрылся): Сыр выпал - с ним была плутовка такова (Кр.).

Местоимения сей, оный, эдакий в современном русском языке почти не употребляются. В начале XIX в. они еще широко были распространены в книжной речи. Ср. у: Люблю сей темный сад с его прохладой и цветами. Сохранились они в отдельных устойчивых словосочетаниях: во время оно , до сих пор, сию минуту и др.

5–6. Вопросительно-относительные местоимения кто, что, какой, который, чей, сколько характеризуются семантическим и грамматическим многообразием, так как могут выступать и в качестве вопросительных слов и в качестве относительных (союзных) слов. В первом случае они не указывают на предмет, лицо или признак, а лишь содержат вопрос о них: Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой (Жук.).

В роли относительных слов эти местоимения присоединяют придаточные части к главным: Вот подарок тебе, что давно посулил (Кольц.).

К морфологическим особенностям местоимений кто и что относится отсутствие форм рода и числа. Местоимение кто указывает на одушевленные предметы, что - на неодушевленные предметы.

При согласовании глаголов с вопросительным местоимением кто употребляется мужской род единственного числа: Кто из вас, девушки, был в театре ? Для согласования с женским родом употребляется дополнительно местоимение такая: Кто такая приехала?

При вопросительном местоимении что глагол-сказуемое в прошедшем времени употребляется в среднем роде: Что там упало? Или: Что у вас произошло? и т. д. Род этого местоимения, выступающего в роли относительного слова, обусловливается родом того существительного к которому оно относится: ...Старый дуб, что посажен отцом (Н.).

Местоимение кто склоняется по типу местоимений этот, тот . Местоимение что склоняется по типу местоимения весь .

Местоимение который , выступая в роли вопросительного, отличается от местоимения какой семантикой предполагаемого ответа: в нем должно быть или указание на порядок по счету (Который час? - Первый ), или указание на один из нескольких предметов (Который из костюмов больше подходит? ). На вопрос с местоимением какой ответ должен носить оттенок указания на качество предмета (Какой цвет больше нравится? - Сиреневый ). По склонению местоимения который, какой сходны с прилагательными типа старый, стальной .

Местоимение чей в роли относительного употребляется преимущественно в книжном языке (в поэтической речи): О ты, чьей памятью кровавой мир долго, долго будет полн! (П.). В роли вопросительного оно обозначает вопрос о принадлежности: Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой? (П.). Склоняется местоимение чей по типу притяжательного прилагательного лисий. Отличие заключается лишь в том, что гласный в основе местоимения - е, тогда как в прилагательном - и.

Местоимение сколько в восклицательном предложении употребляется чаще всего в книжной речи: У скольких поэтов легкость руки! (М.) В роли вопросительного это местоимение предполагает вопрос о количестве предметов: Сколько ждать? День? Два? (Аж.).

Местоимение сколько склоняется по типу прилагательных с основой на мягкий согласный. К особенностям склонения относится то, что в именительном и винительном падежах оно, подобно именам числительным, управляет падежом, т. е. требует после себя определенного падежа, а именно род. п. мн. ч., например: Сколько окон в доме? Употребляясь в остальных падежах, это местоимение, как имена прилагательные, согласуется с существительным: скольких людей, скольким людям и т. д.

7. Определительные местоимения сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной отличаются друг от друга.

Местоимение сам имеет значение «самостоятельно, без чьей-либо помощи»: Он сам все это начертил . Иногда оно приобретает значение усиливающего слова: Вот он сам стоит с винтовкой ... (Твард.). Это местоимение чаще всего употребляется с существительными, обозначающими одушевленные предметы, или с личными местоимениями. Оно имеет формы рода и числа. При склонении в винительном падеже множественного числа (для мужского рода и в единственном числе) имеет двоякие формы: самих, самого при указании на одушевленные предметы и сами, сам при указании на неодушевленные предметы. Особенностью этого местоимения является также наличие колеблющихся форм женского рода в винительном падеже: самоё, саму , из которых чаще используется вторая.

Местоимение самый обычно употребляется для уточнения при указательных местоимениях. В эту самую минуту сильный порыв ветра раздвоил тучу (Григорович). Оно может быть употреблено и с существительными, обозначающими время или меру, в значении «именно», «как раз тот»: В самый час, как ты рождался, гром ударил в небе (А. К.Т.). Употребляется и со значением указания на предел проявления качества или временной предел: Игра уж в самой силе... (Л.); Перед самым отъездом я пришел к ней проститься (Нов.-Пр.), или входит в состав сложной формы превосходной степени имен прилагательных и наречий: Я подбирал для нее самые поэтические слова, какие только знал (Нов.-Пр.).

Особенностью склонения этого местоимения является наличие постоянного ударения на основе во всех падежах, наличие двояких форм в винительном падеже для указания на предметы одушевленные (самых, самого ) и неодушевленные (самые, самый ), двоякие окончания в творительном падеже женского рода (самой - самою ).

Местоимение весь имеет собирательное значение, оно указывает на совокупность явлений или на полноту охвата чего-либо. Например: Я не спала всю ночь (П.); Когда... я снова явился в свете, толки были во всей силе (П.).

Местоимения всякий, каждый указывают на какой-либо один предмет, отдельно взятый из числа нескольких, многих. Например: Всякий раз она [Зина] в мыслях представлялась ему в обычной обстановке - дома, на московской улице или в институте (Аж.); Каждый язык имеет свои обороты, свои условленные риторические фигуры, свои усвоенные выражения (П.). Местоимения каждый, всякий склоняются по типу прилагательных красный , громкий .

8. Отрицательные местоимения никто, ничто, никакой, ничей, н е кого, н е чего имеют общее значение отрицания. Они образованы от вопросительно-относительных местоимений при помощи отрицательных частиц не и ни .

Склонение отрицательных местоимений сходно со склонением тех местоимений, от которых они образованы. Местоимения н е кого , н е чего не имеют формы именительного падежа, при их склонении ударение во всех падежах падает на отрицательную частицу. В местоимениях никог о , ничег о ударение всегда падает на окончание.

Если отрицательные местоимения употреблены с предлогами, то предлог всегда ставится между отрицательной частицей и местоимением: не у кого, не для чего, ни с кем, ни за чем и т. д.

Местоимения никто, ничто , никакой употребляются только в отрицательных предложениях: Никто не знал, откуда он свалился к нам в уезд... (Т.).

Местоимение ничей обычно имеет значение «никому не принадлежащий»: Эти книги ничьи . Иногда оно употребляется в значении «чей-то» т. е. в неопределенном значении (в отрицательных предложениях): Не отвергай совета ничьего (Кр.) Несколько чаще местоимение ничей употребляется в значении «чей бы то ни был»: Еще ничей в его обитель не проникал доныне взор (П.).

9. Неопределенные местоимения некто, нечто, некий, некоторый, несколько , кто-то, что-то, какой-то, чей-то, кое-кто, кое-что, кое-какой, кто-либо, что-либо, какой-либо, чей-либо, кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь, чей-нибудь имеют значение приблизительного указания на предмет или признак. Например: Несколько пуль провизжало над моей головой (Л.); Среди провожающих немало было подростков, девушек, молодых женщин, и кто-то из них, провожая сестру или брата, случайно попал за оцепление и уже не мог выйти оттуда (Фад.) и т. д.

Количественные и собирательные числительные, а также неопределённо-количественные слова характеризуются переменной синтаксической связью с существительными. Это самая яркая частеречная особенность числительных.

Проверим частеречную принадлежность слов, которые по значению и грамматическим свойствам можно было бы отнести к неопределённо-количественным словам:

Мало, немало столько сколько несколько много немного

Столько-сколько-несколько - числительное, неопределенно-количественность

Особенность: местоименное числительное

Сколько - вопросительно-местоименное значение

Столько - указательное-местоименное

Несколько - неопределенно-местоименное

Много-немного-мало-немало - неизменяемые наречия. Изменяемые формы - формы прилагательных типа "многий"

Ещё доказательства наречной природы этих слов:

Очень много, совсем мало(очень, совсем - наречия степени)

Есть формы степени

1)Количественные и собирательные числительные обычно входят в состав предложения в составе счетного оборота, особенностью которого является синтаксическая неразложимость. Функцию самостоятельного члена предложения количественные числительные способны выполнять только при субстантивации. (Если к двум прибавить три …)

2)Способность числительных образовывать сколь угодно сложные лексемы-наименования, комплексы типа восемнадцать миллионов триста сорок семь тысяч девятьсот пятьдесят один (первый) также выделяет числительные среди всех других частей речи. Общей особенностью составных числительных, как количественных, так и производных от них порядковых, является специфическая связь их компонентов, объединяющихся в едином наименовании. Эта связь в корне отлична от отношений слов в словосочетании (согласование,управление, примыкание); она представляет собой своеобразное нанизывание по типу сочинения: сто тридцать три - это как бы ‘сто и тридцать и три’.

3)Количественные и с обирательные числительные а также неопределенно-количественные слова характерезуются переменной синтаксической связью с сущ.



Это самая яркая частеречная особенность числительных.

Неопределенно-количественные слова: много , немного , мало , немало , сколько , столько ,несколько .

Не все они числительные.

Слова сколько, столько, несколько сочетаются с существительными так же, как и количественные числительные, т. е. управляют в формах именительного-винительного падежей (В вазе лежат несколько яблок; Сколько книг ты прочёл за лето?) и согласуются в формах остальных падежей (Уедем несколькими часами позже). Однако обобщенно-указательное значение (указание на количество, а не обозначение количества) свидетельствует о несомненной близости этих слов к местоимениям: сколько - к вопросительно-относительным, столько - к указательным, несколько - к неопределенным. –Это местоименные числительные.

Много/немного, Мало/немало неизменяемые наречия (Слова мало, немало лишены форм склонения (в выражениях типа достигнуть цели малыми средствами, это стоило немалых усилий представлены формы прилагательных малый, немалый, явно отличающихся по значению от мало, немало). Несклоняемость же слов много, немного не столь очевидна. Ряд авторов признает их склоняемыми, рассматривая косвенные падежи этих слов как формы, обладающие всеми синтаксическими свойствами прилагательных: многих лет, немногими друзьями. Но логичнее считать эти формы формами прил типа многий).

В пользу того что это наречия:

1) не склоняются

2) сочетаются с наречиями степени: очень много

3) фомы субъективной оценки: маловато, многовато

4) формы сравнительной степени: больше, меньше


Частеречные признаки наречий

1)семантика

В семантическом отношении наречие представляет собой крайне разнородную группу лексем.

2) морфология

Различают изменяемые и неизменяемые наречия. Изменяемые наречия обладают степенями сравнения. Степени сравнения могут иметь 2 формы: синтетические и аналитические. Быстро, быстрее, более быстро.

Примеры неизменяемых: мастерски, по-деревенски, досыта, замужем и тд.
3) синтаксис

Синтаксические функции наречий многообразны и во многом связаны с разрядом - Я не прочь (сказуемое) закончить занятие и выпить. быстро (обстоятельство) убежать, кофе по-франц(определение)


11. Разряды наречий

1) Традиционное (школьное) определение наречий предполагает, что наречия обозначают признак признака (процессуального и непроцессуального) - это действительно так, когда речь идет о наречиях степени, образа действия или наречиях, способных выступать в качестве определений (кофе по-французски ).

e.g. читает вслух, про себя, быстро, в растяжку, на распев, в нос, громко, бестолково

Это наречия образа действия -самый крупный разряд наречий.

Наречия образа действия могут быть обстоятельствами и определениями.

Петь по-турецки.- Кофе по-турецки .

Кроме того они могут характерезовать прилагательное.

Серьезный не по-детски

Наречия способа и образа действия часто называют качественными. Действительно, многие они образованы от качественных прилагательных.

Важной морфологической характеристикой является их способность иметь степени сравненияи формы субъективной оценки.

Плохо-хуже-плоховато

Однако некоторые наречия степени и образа действия образуются от относительных прил. и джае от других частей речи.

Он неожиданно упал навзничь .

Она бегло говорит по-франц.

à Термин «качественные наречия» неудачный.

1) Следующую группу наречий составляют наречия меры и степени(количественные наречия)
e.g. крайне, слишком,чересчур, почти, чуть-чуть
Термин количественные является вполне обоснованным.
Большую группу составляют обстоятельственные наречия , они связаны с разнообразными обстоятельствеными значениями.
e.g. сгоряча, спросонья, сдуру

2) Наречия цели напоказ, зачем-то, отчего-либо

3) Наречи времени сейчас, теперь, вовремя, когда-то, издавна, смолоду

4) Наречи места здесь, туда, всюду

5) Наречия с предикативной функцией

6) Наречия во вводных функциях - конечно, наверное, во-первых, наконец,по-моему. Эти слова в синтаксисе выполняют вводную функцию но на уровне морфологии оказываются либо вообще не описанными, либо рассматриваются как модальные слова.
Действительно, многие из этих слов формируют субъективную модальность (конечно, наверное ), однако слова типа во-первых, точнее, в итоге и тп не связаны с формированием модальности. С другой стороны модальность может передаваться разными средствами (глаголами-хотеть ), поэтому предпочтительнее говорить не о модальных словах, а об особом разряде наречий.

Вывод: сказанное демонстрирует что в семантическом отношении наречие представляет собой крайне разнородную группу лексем. Отдельно можно говорить о противопоставлении собственно знаменательных и местоименных наречиях (здесь, там, когда- смотри тему местоимение).


12. Наречия с предикативной функцией (проблема «категории состояния»)

Особую группу составляют предикативные наречия . В грамматике существует точка зрения, что эти слова можно отнести к самостоятельной части речи-категории состояния .
Тем не менее нет достаточных оснований для выделения такой части речи, т.к. значение состояния и функция главного члена безличного предложения свойственны не только словам типа холодно, закрыто (e.g. меня тошнит ), а неизменяемость характерна не только для этих слов но и для наречий, поэтому лучше выделять особую группу наречий-предикативные.

Выделения таких наречий произошло не сразу, т.к. долгое время в грамматике господстовало представление о наречии как об обстоятельстве.

Но не только слова типа холодно, закрыто могут выполнять предикативные функции. Для многих наречий предикативная фуннкция является единственной или первичной (замужем, нипочем, не прочь, на руку, подстать, на выкате, не в духе, без ума, нужно, нельзя )


БИЛЕТ 13. Служебные и знаменательные части речи. Общая характеристика.

Служебные части речи

Отличаются от знаменательных:

1) неполнозначностью

2) неизменяемостью

3) отсутствием роли в предложении

При классическом, но современном подходе, к служебным частям речи относят предлоги, союзы и частицы, т.к. для них характерны все три перечисленных признака. Междометие может выполнять функцию члена предложения и обладает спеифическом значением, отличным от предлога и частиц. Со времен Фортунатова сложилась традиция рассматривать междометия отдельно (не знаменательные и не служебные части речи)


БИЛЕТ 14. Классификация предлогов

Это служебная часть речи, которая используется как одно из средств уточнения семантики падежной формы, а также для выражения синтаксической зависимости имен от других знаменательных слов.

Предлог подобно падежу обладает значением отношения (релятивности)

В некоторых случаях падежная и предложно-падежная формы оказываются синонимичны.

Я к вам пишу… // Я вам пишу…

Классификация предлогов.

1) первообразные (непроизводные)

2) непервообразные (производные)

1. Первообразные сформировались в общеславянский период и представляют собой небольшую непополняющуюся группу слов:

Без безо в во до за из изо к ко кроме меж между на над о об обо оприч от ото перед передо пред предо по под подо при про ради с со у через чрез

К первообразным предлогам также можно отности парные предлоги сращения:

Из-за, из-под (+ уст. По-за, по-над)

Первообразные предлоги многозначны, например:

Предлог на имеет 25 основных значений и 18 оттенков.

Поэтому возникает необходимость конкретизации отношений, выраженных предлогами. Из-за этого круг предлогов постоянно расиряется => появляются производные предлоги.

2. Производные предлоги

Классификация производных предлогов связана с частеречной принадлежностью мотивирующего их слова.

1) наречное: около, мимо, относительно, соразмерно

2) отыменные: типа, порядка, путем

3) отглагольные: включая, исключая, благодаря

По структуре могут быть простыми/составными (выше – простые)

1) составные наречные: вблизи от, впредь до, соразмерно с

2) составные отыменные: без помощи, за счет, в течение

3) составные отглагольные: исключая из, несмотря на, судя по

Многие первообразные предлоги имеют соответствие среди приставок, а ряд глаголов имеет синонимичные предлоги и приставки: войти в, пойти по.


БИЛЕТ 15. Классификация союзов

Это служебная часть речи, которая используется для оформления связи между словами в предложении и тексте.

Традиционно союзы делятся на:

сочинительные и подчинительные

и да либо, либо | т.к., потому что, если…, то

В некоторых классификациях выделяют присоединительные союзы:

Две такие неприятности – и в один день.

РГ-80 выделила особую группу слов, которая используется для конкретизации значения многозначных союзов.

Это местоимение и вводные слова, которые присоединяются к союзам и образуют единицу, которая описывается как обычный союз

Примеры: и наоборот, а значит, но зато, но все же, а также

По структуре союзы делятся на простые и составные:

Составные:

1) одноместные (потому что)

2) разноместные (если..., то)

3) повторяющиеся (или…, или)

По происхождению:

1) производныне (зато, итак, тем не менее)

2) непроизводные (а, и, да)


БИЛЕТ 16. Классификация частиц.

Модальность: объективная и субъективная

Это на первый взгляд неоднородная часть речи, однако все частицы в той или иной степени связаны с формированием модальности (и субъективной, и объективной).

Классификация:

1) формообразующие (бы, давай, да, пусть )

используются для образования форм и ирреальных наклонений (пусть илет, купил бы, да будет свет )

2) Субъективно-модальные:

Отрицательные (не, ни ) - Я не иду.

Вопросительные: неужели, иду ЛИ я, (ты идешь, а …)

Характеризующие: он стоял, стоял, да КАК побежит .

Собственно-модальные: и бедняк может быть счастлив; он, мол, не хочет; вы дескать меня не поняли.

§ 13. Группа неопределенно-количественных имен числительных

Кроме собирательно-количественных слов в категорию числительных входят также слова, обозначающие неопределенное количество: сколько, столько, несколько, много, немного (и в основной форме слова мало, достаточно)36 .

По поводу сближения таких слов, как много, мало, немного, с классом числительных проф. А. В. Добиаш писал: "Количество, заключающееся собственно в величине измеряемой "вещи", значит — в чем-то геометрическом, легко превращается в нечто арифметическое, т. е. число" (48). Несколько иначе изображал семантические основы этого процесса А. А. Потебня: "Понятие количества получается отвлечением от понятий измеряемого. На ступени конкретности количество должно было качественно изменяться вместе с изменением измеряемого.<...> Формально этот взгляд на количество сказывается в языке более древнего строя в том, что неопределенное точно количество многих вещей или одной, представляемой собирательно, выражается прилагательным... т. е. атрибутом, содержание коего мыслится в самых этих вещах. При этом разница между количеством вещей и величиной каждой из них формально не выражена и устанавливается контекстом: малые люди может значить не только parvi homines (когда каждый мал ростом или мал в общественном, нравственном отношении), но и pauci homines, в новом языке: мало людей. Новый язык ставит этот последний оборот..." (49) Ср. в современном языке: много людей, но с многими людьми, многих людей, многим людям и т. п. По мнению Потебни, числительные много, мало и т. п. произошли из "донаречных существительных" (50).

Все эти слова: сколько, несколько, много, немного, столько (ср. мало) — характеризуются тем, что они совмещают значение числительных с функциями наречий, а некоторые из них — и прилагательных. В этом совмещении нет ничего удивительного. Качество и количество внутренно связаны. А наречия ведь соотнесены со всеми категориями имен, в том числе и с числительными. Однако самый принцип объединения разных категорий, принцип грамматического синкретизма в этих словах проявляется очень своеобразно. Пример — слово много. Оно имеет такие значения:

  • 1) наречие. В большом количестве, очень: много пить; Много будешь знать — скоро состаришься (поговорка);
  • 2) в значении категории состояния: о чем-нибудь имеющемся, предлагаемом или требуемом в слишком большом количестве, например: Пять рублей за одни подметки — это слишком много; Двадцати пяти рублей мне много, достаточно и пятнадцати;
  • 3) в значении количественного наречия: значительно, гораздо — усиливает степень качества (при сравнительной степени прилагательных и наречий) (разговорно), например: много больше, много меньше и т. п. (в просторечии также с префиксом-предлогом на — намного меньше).

К этим наречным значениям примыкает и неизменяемое разговорное выражение с оттенком модальности — ни много ни мало (в значении: именно так много, ровно столько): Запросил ни много ни мало сто рублей;

  • 4) в значении числительного количественного: большое количество чего-нибудь, например: Я нашел там много друзей; Много лет прошло с тех пор; Мне предстояло очень много хлопот.

Переход слова много в категорию числительных связан с отрывом его от роли наречия и от функции сказуемого, с вовлечением его в круг количественно-предметных отношений. Много (шуму) — это наречие в функции названия и, следовательно, в положении определяемого. Возникновение номинатива превращает количественное наречие в имя числительное.

Вовлекаясь в круг имен числительных, слово много должно было прислониться к какой-нибудь системе склонения. Числительному много противостоят прилагательное многие и существительные: многое — нечто значительное по объему содержания, многие вещи (во многом я не согласен с вами, многое было скрыто от меня) и многие — неопределенно большое количество людей. Этими словами выражаются понятия качественной множественности, понятие множества вещей и понятие множества лиц. Слово много, следуя традиции всех имен числительных (а особенно имен числительных двое, трое, четверо, несколько), для косвенных падежей адаптирует формы склонения прилагательного многие. Слово многие (многий) под влиянием своего лексического значения потеряло формы единственного числа. Сочетаясь с существительными множественного числа, оно значит: взятый в большом числе, количестве, многочисленный (по отношению к части, ряду предметов одной категории). Возникает вопрос: есть ли какое-нибудь смысловое различие между косвенными падежами множественного числа от прилагательного многий и от числительного много? Иными словами, можно ли определить по значению, какие случаи употребления форм многих, многим, многими относятся к системе склонения имени прилагательного многий и какие — к имени числительному много? В фразе Мне нехватает многих сведений само значение глагола как будто указывает на количественно-числительную функцию формы многих. В предложении Со многими друзьями я рассорился, напротив, ощутим качественный оттенок, присущий употреблению слова многие.

Однако в обоих случаях формы многих, многим сохраняют все синтаксические свойства прилагательного: 1) формы согласования и 2) способность определяться наречием (количественным — очень многих, весьма многим). Правда, и числительное много, вследствие своей связи с наречием, тоже не теряет возможности количественно-наречного определения: Я видел так много горя; Он испытал очень много несчастий на своем веку; Очень много забот у меня и т. п. "При этом чувствуется разница между Многие люди (рассматриваемые порознь) думают, что... и Много людей (взятых вместе) гибнет на войне" (51).

Следовательно, различение функций имени числительного и прилагательного в формах косвенных падежей (многих, многими) не может быть произведено по чисто грамматическим признакам. Все другие признаки такого различения также оказываются случайными и неопределенными. Итак, в слове много категория имени числительного для своего выражения могла приспособить лишь наречную форму на -о в качестве "номинатива", так как образованию форм косвенных падежей этого слова мешала омонимия с формами прилагательного многие (ср. слово достаточно, к которому косвенные падежи явно не притягиваются из системы прилагательного достаточный, или слово мало, к которому косвенные падежи прилагательного малый вовсе не подходят по значению). Отличие числительных много, немного от прилагательных многие, немногие в основной форме (немного усилий — немногие усилия; мало знаний — малые знания; много трудов — многие труды) не отражается на системе их косвенных падежей. Все же тесная связь форм много — многих, немного — немногих и т. п., особенно на фоне соотношений несколько — нескольких, столько — стольких, сколько — скольких, сильно давит на, форму многие, и при наличии добавочных указаний на счет (я не досчитался многих книг) формы многих, многим и т. п. тяготеют к имени числительному много.

Итак, в словах много, мало, немного нет полного комплекта строго очерченных форм, характерных для категории числительных. Чрезвычайно интересно, что одна форма номинатива много, мало, немного со всеми грамматическими особенностями ее употребления как бы гарантирует переход этих слов в имена числительные и обеспечивает соотносительность их с другими грамматическими группами числительных (ср. однотипность много и несколько). Конечно, само лексическое значение слов много, немного, мало играло существенную роль в этом процессе грамматического переосмысления. Тем не менее здесь очень рельефно выступает удельный вес основной формы ("номинатива") в категории числительных. Это лишнее доказательство функциональной слабости системы склонения числительных.

В неопределенных числительных столько, сколько, несколько специфические особенности и свойства числительных выражены полностью. Слова сколько, столько в областных диалектах, следуя акцентологической норме числительных, переносят даже ударение на флексии косвенных падежей (столько — стольких, сколько — скольких и т. п.). Омонимия с наречиями здесь не создает "морфологических двойников", так как употребление наречий и числительных четко разграничено синтаксически и функционально. В выражениях Я несколько удручен отсрочкой летнего отпуска и Я хотел бы сказать несколько слов никто не отнесет оба случая употребления несколько к одной категории. Однако любопытно, что при именах лиц и животных одинаково возможны две конструкции: Я видел несколько детей и Я видел нескольких детей.

¥ Цели учебного элемента 4.2:

После изучения данного учебного элемента Вы сможете:

· назвать отличительные признаки собирательных числительных;

· назвать отличительные признаки дробных числительных;.

· охарактеризовать склонение собирательных и дробных числительных;

· представить свою точку зрения по вопросу о порядковых числительных;

· охарактеризовать .

Числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро и т.п. выделяются в особый разряд собирательных числительных . В современном русском языке собирательные числительные представляют пережиточную, замкнутую и непроизводящую группу слов.

Термин «собирательные числительные» условен, так как эти числительные отличаются от количественных не собирательным значением, а указанием на лицо, что обусловливает их субстантивацию (ср.: два работника - двое работников; вошли двое ).

Собирательные числительные образуются от количественных: двое, трое при помощи суффикса -j- (е); четверо и др. - при помощи суффикса -ер-(о).

Подобно количественным числительным, собирательные числительные не имеют рода и числа; при их склонении противопоставляются две формы - именительного-винительного и остальных падежей; в соединении с существительными в именительном-винительном падеже представляют неразложимые сочетания.

Собирательные числительные двое, трое склоняются как полные прилагательные мягкого варианта во множественном числе (двоих, двоим, двоими, двоих ); прочие собирательные числительные - как прилагательные твердого варианта (четверых, четверым, четверыми, четверых ).

Собирательные числительные отличаются от количественных более узким употреблением, так как сочетаются с ограниченным кругом существительных:

1) числительные двое, трое, четверо единственно возможны в качестве счетно-числовых определений при существительных, употребляемых только во множественном числе: двое ворот, трое суток, четверо щипцов ;

2) собирательные числительные употребляются в сочетаниях с существительными дети, люди, лицо (в значении «человек»): трое детей, людей, посторонних лиц , а также с существительными типа ребята, волчата и под.: четверо ребят, волчат (последнее в разговорной речи);

3) употребление собирательных числительных ограничено стилем речи: в официальной речи предпочтительны количественные числительные: Требуются на работу четыре инженера (а не «четверо инженеров» ).

Собирательные числительные не сочетаются:

1) с именами существительными женского рода, а также названиями лиц женского пола и субстантивированными прилагательными женского рода: три страницы (а не «трое страниц» ), четыре сестрицы (а не «четверо сестриц» ), две запятые (а не «двое запятых» );

2) с существительными мужского рода, являющимися названиями животных и птиц: три быка, три орла (а не «трое быков, орлов» ).

В качестве формы, вариантной количественным числительным, употребление собирательных числительных допустимо при существительных со значением:

1) лиц мужского пола: четверо учеников и четыре ученика ;

2) единичных предметов, имеющих только множественное число (кроме двое, трое, четверо ): пятеро ножниц и пять ножниц ;

3) при личных местоимениях мы, вы, они: их было четверо, пригласили нас четверых , в косвенных падежах более употребительны сочетания с количественными числительными: с ними четырьмя, у них четырех .

Существительные - названия предметов, считающихся парами, могут обозначать единичные предметы (две перчатки ) и пары (двое перчаток ).

Собирательные числительные двое, трое, четверо в именительном-винительном падеже управляют родительным падежом множественного числа существительных (ср.: четверо мальчиков и четыре мальчика ), а в прочих падежах согласуются с существительными в падеже (ср.: трое детей - троими детьми ).

Дробные числительные обозначают дробные величины, т.е. количества тех или иных частей единицы, и представляют сочетание им. падежа количественного числительного (количество частей - числитель дроби) с род. падежом множественного числа или именительным падежом единственного числа порядкового числительного женского рода (название частей - знаменатель дроби), например: три пятых, двадцать одна сотая . В структуре дробных числительных названия частей (три пятых, одна сотая ) лишены значения порядковости и являются субстантивированными порядковыми числительными.

Склонение дробных числительных выражается в изменении всех составляющих дробные числительные слов: пятьюдесятью пятью сотыми .

В синтаксическом отношении дробные числительные отличаются следующими особенностями:

1) выступают в роли количественного определения не только при существительных, обозначающих единичные предметы, но и при существительных собирательных и вещественных, например: одна пятая студенчества; три седьмых масла ;

2) сочетаются с именами существительными всегда по способу управления, причем существительное употребляется как в единственном, так и во множественном числе (ср. три четвертых комнаты, одна шестая суток );

3) при смешанном числе существительное управляется дробью и ставится в родительном падеже единственного числа, например: 10 2/3 гектара (десять и две третьих гектара ).

К неопределенно-количественным числительным условно можно отнести и группу слов со значением неопределенного количества (большого или малого): много, немного, мало, немало, столько и несколько .

Неопределенность в обозначении количества семантически отличает перечисленные слова от числительных, которые являются точными количественными определителями существительных (ср.: пять рабочих - много, несколько рабочих ).

Неопределенно-количественные слова много, немного, мало, немало характеризуются специфическим употреблением и обладают формами, какие не свойственны числительным. В отличие от количественных числительных слова много, немного, мало, немало могут сочетаться как количественные определения с отвлеченными существительными (много радости ), с субстантивированными прилагательными отвлеченного значения (мало приятного ); могут определяться наречиями степени (очень много ). Употребление в указанных сочетаниях количественных числительных невозможно. Слова много, немного, мало, немало имеют формы сравнительной степени (больше, меньше ), субъективной оценки (немножко ) и не склоняются.

Семантика и грамматические особенности неопределенно-количественных слов сближают их с наречиями (ср.: много работает, мало читает ).

Неопределенно-количественные слова столько, несколько близки к числительным по способам сочетания с существительными (ср.: пять вопросов, пятью вопросами - несколько вопросов, несколькими вопросами ) и склонению (ср.: двоими - несколькими ). Однако обобщенно-местоименная семантика (указание на число, а не обозначение числа) слов несколько, столько , сколько способствует отнесению этих слов к неопределенным, указательным и вопросительно-относительным местоимениям.

Порядковыми числительными называются слова, обозначающие порядок однородных предметов при их счете (первый билет, третий вопрос и т.п.). Порядковые числительные, подобно прилагательным, выступают в качестве определения существительных и согласуются с ними в роде, числе и падеже.

Включение названных слов в разряд числительных является традиционным и опирается исключительно на тесную словообразовательную и семантическую связь порядковых числительных с количественными (ср.: пять - пятый, сто - сотый и т.п.).

Есть и другой подход к словам с порядковым значением: их относят по формально-грамматическим признакам к разряду порядковых относительных прилагательных (см., например: Виноградов В. В. Русский язык. М., 1972. С. 192, а также ряд учебников для вузов).

Близость порядковых числительных к количественным сказывается также в употреблении количественных числительных в значении порядковых, например при обозначении адресов: дом двадцать восемь, квартира двенадцать вместо дом двадцать восьмой, квартира двенадцатая .

Структура составных порядковых числительных, представляющая несколько грамматически не связанных между собой наименований (ср. тысяча сто тридцать пятый ), не находит широкого соответствия в образовании имен прилагательных и является специфической для порядковых числительных.

Порядковые числительные обладают рядом грамматических свойств, общих с именами прилагательными:

1) система склонения порядковых слов и прилагательных является единой (ср.: втор-ого, втор-ому и т.д. - нов-ого, нов-ому и т.д.);

2) образование и морфологическая структура порядковых слов и прилагательных не различаются (ср.: тысяч-н-ый и месяч-н-ый , пятидесятый и пятиугольный );

3) при словоупотреблении некоторые порядковые числительные приобретают качественное значение, обычно обусловленное фразеологически (ср. первая скрипка, на втором плане, в третьи руки и т.п.).

При склонении составных порядковых числительных остаются без изменения все составляющие числительных, имеющие форму количественных, и изменяется одно последнее, имеющее форму порядкового и согласуемое с существительным, например: в тысяча девятьсот шестьдесят первом году .

@ Задания УЭ 4.2

1. Вставьте вместо точек числительные оба, обе или выражение те и другие в соответствующем падеже.

По … сторонам дороги протянулись поля. По … берегам речушки растет хвойный лес. Держи кувшин … руками. Ваня заботливо опекает … братьев.

Хоккейные команды пока вели ничейный счет: в … ворота было забито по три шайбы. Не было забито ни одной шайбы ни в … ворота. Склоны … оврагов размыты дождями. Берега … рек песчаные.

По … берегам реки тянутся поля. Русла … рек илистые. В старинной крепости Старой Ладоги двое ворот, у … ворот когда-то стояла стража.

2. Допишите окончания существительных, определите разряд числительных.

Озеро от деревни находится в полутора километр.. . До ближайшего селения около полутораста километр.. . Такую юбку можно сшить из полутора метр.. ткани.

3. Перепишите, раскрывая скобки и заменяя цифры словами.

Мальчик съел (1,5 груши). Варенье сварили из (1,5 стакана) земляники. К (1,5 литра) молока добавили (2 / 3 литра) сливок. Он живет в (590 км) от Москвы. Учителя пришли на экскурсию с (240 учеников). Директор все знал о своих (369 учащихся). Организовали встречу с (38 ветеранов) войны. Ученику надо решить примеры: 685 разделить на 2 2 3 ; 5 умножить на 5,5; к 2 3 / 4 прибавить 5 1 / 3.

4. Отметьте особенности употребления собирательных числительных в данных текстах. Какова их семантика? Можно ли так употреблять другие собирательные числительные и числительные два, три, четыре ?

Стоят, накрывшись, двое, а дождь прошел давно (Щипачев). К нему подошли четверо. Трое вышли из леса. Семеро одного не ждут.

5. Составьте словосочетания числительного с существительным в нужной падежной форме.

Им.п .: оба, обе, двое, два, две (товарищ, ткачиха, носки, статья, дети).

Р.п.: четверо, четыре (жирафа, машинистка, мальчик, сливки).

Д.п.: полторы (норма), 3897 (кран), 618 (лист).

В.п.: семеро, семь (студентка, офицер, люди, тигр, брюки).

Т.п.: пятеро, оба, обе, восемь, два, две (стол, плакса, плоскогубцы, рог), 15654 (экземпляр).

П.п.: 186 (книга), 3 627 (солдат), 4 215 (километр).

6. Как решается вопрос о порядковых числительных в школьной и вузовской грамматиках? Какая точка зрения вам ближе? Ответ мотивируйте.

7. Выпишите из текста неопределенно-количественные слова, укажите, к каким частям речи они относятся и как изменяются.

1. Прошло несколько недель, и жизнь моя в Белгородской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже приятною (А.Пушкин). 2. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (М. Лермонтов). 3. И мы, сплетясь, как пара змей, обнявшись крепче двух друзей, упали разом… (М. Лермонтов). 4. Он с детских глаз уже не раз сгонял виденья снов живых про милых ближних и родных (М. Лермонтов). 5. Ну что тебе вздумалось? Право, как дитя трехлетнее. Не похоже, не похоже, совершенно не похоже на то, чтобы ей было восемнадцать лет (Н. Гоголь). 6. Городничий. Сколько угодно вам? Хлестаков. Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою – так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот (Н. Гоголь).

8. Почему выделенные слова не могут быть названы числительными, ведь они имеют количественное значение? Проанализируйте их морфологические и синтаксические признаки. Сделайте вывод о выражении количественных значений в русском языке.

Пропасть дел, бездна глупости, масса упреков, тьма народу, кипа книг, груда бумаг, стая волков, табун лошадей, стадо коров, море огней, лес рук, град похвал, капля сомнения, крошка внимания, туча комаров.

Рефлексивная анкета:

1. Сформулируйте свою точку зрения по вопросу о статусе порядковых числительных (числительное или прилагательное)?

2. Что вызвало у вас затруднение при изучении данного УЭ?

3. Перечислите отличительные особенности неопределенно-количественных слова и числительных.