Внутришкольный контроль. Внутришкольный контроль по учебной работе

Разделы: Администрирование школы

Внутришкольный контроль (ВШК) является одной из важнейших управленческих функций. Что же необходимо знать и уметь, чтобы внутришкольный контроль стал помощью и эффективным способом работы с учителями по повышению их педагогического мастерства? По моему твёрдому убеждению, залогом успешности планирования и выполнения ВШК является: активность и ответственность каждого члена педагогического коллектива за результат своего труда. А это неизбежно должно привести к повышению качества учебно- воспитательного процесса. Следует помнить и о четырёх требованиях к контролю: систематичность, объективность, действенность и компетентность проверяющего.

Чем же является контроль по отношению к педагогу? Управляющим центром, корректирующим выполнение необходимых действий. Функции контроля – проверка и анализ того, что происходит в школе, сравнение с тем, что должно быть по различным нормативным документам и корректировка деятельности педагогов в соответствии с преследуемыми педагогическим коллективом целями и задачами. Эффективный контроль тесно связан с его переходом на диагностическую основу, превращением в инструмент развития творческого потенциала педагога, с получением объективной информации о жизни школы в целом.

Внутришкольный контроль - это сложный и многоплановый процесс, но всё же имеющий некоторую закономерную упорядоченность и организацию частей, которые находятся во взаимосвязях и выполняют определённые функции. Взаимосвязь этих частей есть структура. Структура является существенной стороной ВШК. А для того чтобы ясно представлять структуру ВШК, необходимо определить направления (разделы), входящие в него, и содержание каждого направления (раздела) контроля. Эффективный контроль не предполагает тотальные проверки по всем направлениям деятельности школы. Целесообразно вычленить приоритетные направления (разделы). В нашей школе это: обеспечение получения основного общего образования всеми категориями обучающихся; оформление и ведение школьной документации; знания, умения и навыки по предметам и состояние преподавания учебных предметов; классно-обобщающий контроль; контроль за работой педагогических кадров; подготовка к государственной (итоговой) аттестации. Каждое из направлений имеет свои особенности с точки зрения организации и содержания работы, но в тоже время тесно взаимосвязано между собой. Например, понятно, что должное состояние преподавания учебных предметов и успешное прохождение государственной (итоговой) аттестации выпускниками школы зависит от педагогического мастерства каждого педагога.

Второе, что необходимо чётко знать руководителю о ВШК, это содержание каждого направления (раздела) контроля. Без этих знаний невозможно глубоко изучить и проанализировать информацию, внести коррективы в дальнейшую работу педагогов и школы в целом. И третье, чем должен владеть администратор, осуществляющий контроль, это знание его видов, форм и методов. Контроль может осуществляться в виде плановых и оперативных проверок, проведения административных контрольных работ или мониторинговых исследований. Формы контроля можно классифицировать по признаку исполнения: коллективная, взаимоконтроль, административные плановый и внеплановый и самоконтроль – форма, свидетельствующая о наивысшей степени организации педагогического коллектива. По объекту контроля: классно-обобщающий, тематический, фронтальный, персональный; по используемым методам: наблюдение, проверка внутришкольной документации, тестирование, анкетирование; по признаку последовательности: предварительный, текущий, промежуточный, итоговый.

Любая форма контроля должна осуществляться в строгой последовательности: обоснование проверки, формулирование цели, разработка плана-задания, сбор информации, анализ результатов проверки, обсуждение итогов. Контроль будет эффективным только тогда, когда собранная информация будет служить основой для педагогического анализа, а через анализ и для коррекции и регулирования. Поэтому результаты внутришкольного контроля обязательно должны анализироваться и оформляются в виде аналитической справки, содержащей констатацию фактов, выводы и предложения и доводиться до каждого педагога.

Итак, что же необходимо знать о ВШК.

Совет №1:

1. структуру ВШК;

2. приоритетные, для Вашей школы, направления ВШК;

4. виды, формы и методы ВШК;

5. цепочку последовательности проведения ВШК.

Руководство школой будет эффективно, если контроль осуществляется не от случая к случаю, а носит систематический характер, на основании намеченного плана. Для того чтобы план ВШК стал документом, ориентированным на достижение целей и задач работы школы, на повышение педагогического мастерства учителей, на качество учебно-воспитательного процесса, на успешность выпускников школы, был документом, носящим контрольно-диагностический и регулятивно-коррекционный характер, необходимо чётко определить направления контроля и содержание каждого из них, цели контроля, формы и методы, кто и когда осуществляет контроль, где обсуждаются результаты. Для этого необходимы тщательный анализ работы школы за прошедший год, формулировка целей и задач на предстоящий год, построение циклограммы работы по месяцам и на неделю. Далее определяются основные блоки ВШК, темы заседаний педагогических советов, вопросы для совещаний при директоре и при заместителе директора.

Совет № 2:

1. подходить ответственно к анализу работы школы за прошедший год, ибо только тщательный анализ позволит получить полную картину дел в школе и выявить стороны подлежащие изучению и контролю;

2. не возлагать на себя весь груз ВШК. Делегировать контролирующие функции другим субъектам образовательного пространства. Например, контроль за уровнем ЗУНов, ведением ученических тетрадей может осуществляться руководителями предметных методических объединений;

3. разработать оптимальную форму плана ВШК: компактную, наглядную, отражающую все стороны жизни школы, удобную для повседневной работы.

План ВШК является открытым документом в нашей школе, с ним может работать любой педагог, кроме того, в начале каждого месяца на специальный стенд в учительской и методическом кабинете вывешивается выписка из этого плана, для того чтобы каждый педагог был знаком с вопросами стоящими на контроле. Это исключает непонимание со стороны педагогов и позволяет быть готовыми к поверкам.

Совет № 3:

1. Внимательно изучи школьное положение о должностном внутришкольном контроле, раздел “Правила внутришкольного контроля”.

2. Прежде чем отправиться на урок к тому или иному педагогу изучи классный журнал, дающий представление об успеваемости учащихся по преподаваемому предмету за определенный период, а также тему, которая изучалась на предыдущем уроке, обрати внимание на регулярность и своевременность заполнения журнала и выставления оценок обучающимся.

3. Анализ каждого урока проводи индивидуально с каждым учителем. При обсуждении будь принципиальным и требовательным, но корректным и доброжелательным. Неприятные для учителя замечания аргументируй фактами.

Довольно удобной и полезной формой внутришкольного контроля является сбор информации в виде отчётов учителей и классных руководителей. Например: “Отчёт учителя-предметника” подаётся в конце каждой четверти и позволяет отследить прохождение программного материала по учебному предмету, выполнение практической части учебной программы, успеваемость обучающихся по этому предмету. “Отчёт классного руководителя”, также подаётся каждую четверть и позволяет получить сведения о классе (количество обучающихся; количество прибывших и выбывших в течение четверти; показатели успеваемости класса; количество “отличников”, “хорошистов”, учащихся, занимающихся с одной, двумя “3”. Кроме того, информация, полученная из этих двух отчётов, позволяет без труда справиться с заполнением “Отчета по движению” и “Отчета по успеваемости школьников по четвертям”. (Приложение №1).

Совет № 4 (последний, но не главный!):

1. Оптимизируй свой труд и цени время коллег.

2. Предлагай педагогам такие формы отчётов, которые будут действительно полезны.

3. Не забывай, в какое время ты живёшь и работаешь, но не пренебрегай опытом педагогов со стажем и литературой с очень давним годом издания.

И, наконец, самый главный совет – “не стой” на месте, развивайся, самосовершенствуйся, учись, веди за собой, будь в центре всех школьных дел и событий, будь генератором идей и задумок, подавай пример во всём! И тогда, обязательно, всё задуманное исполниться!

На фестиваль педагогических идей “Открытый урок” я хочу представить пакет аналитических документов, касающихся проверки оформления и ведения школьной документации. Они могут быть полезны в работе как начинающим завучам, так и более опытным коллегам.

Классный журнал – важнейший государственный документ. Он отражает все стороны учебной деятельности ученика. В классном журнале есть специальная инструкция по его ведению. В начале года я провожу совещание по данной инструкции с учителями школы. После этого каждый учитель расписывается, что с инструкцией по ведению журнала ознакомлен. Цели контроля по проверке классных журналов формулируются следующим образом: состояние оформление журналов, накопляемость оценок; состояние классных журналов на конец 1 четверти; состояние посещаемости учащихся выпускных 9, 11 классов по классным журналам; выявление уровня работы классных руководителей по оформлению журналов, определение накопляемости оценок учителями-предметниками; проверка выполнения государственных программ и их практической части, объективность выставления оценок за четверть; своевременность и правильность заполнения журнала учителями-предметниками, состояние опроса у слабых и неуспевающих учащихся.

Если суммировать констатирующие части справок по проверке журналов, то в общем получается следующая картина: отмечается группа классных руководителей и учителей-предметников, у которых все в порядке; часть классных руководителей не до конца оформила журнал: данные об учащихся, показатели по физической культуре, листы здоровья; несвоевременно отмечаются пропуски учащихся, особенно, если это отдельные уроки, на странице пропусков; отсутствует запись уроков у отдельных учителей; неудовлетворительно поставлен опрос по предмету у некоторых учителей; необъективно выставлены оценки за четверть, год; недостаточная работа со слабоуспевающими учащимися, что является причиной большого количества текущих неудовлетворительных оценок; нарушение инструкции по ведению журнала.

Типичные рекомендации по работе с журналами следующие: обсуждение “Справки” на совещании при директоре, осуществление повторного контроля в такие-то сроки; приглашение для беседы с директором школы учителей, нарушающих инструкцию по ведению журнала. (Приложение №2).

Тетрадь – обязательный атрибут обучения школьника. Трудно назвать предмет учебного плана, по которому школьник не имел бы тетради. Понимая, что без определенного контроля за ведением тетради нельзя добиться не только знаний ученика по предмету, но и элементарной грамотности, государство оплачивает проверку тетрадей учителям-предметникам. При проверки тетрадей контролируется: выполнение учителем норм проверки тетрадей; выполнение учащихся домашних работ; правильность оформление письменных работ; соблюдение единого орфографического режима; наличие (отсутствие) работы над ошибками; правильность ведения тетрадей для контрольных работ и их сохранность в течение года; соответствие объема классных и домашних работ. (Приложение №3)

Личное дело ученика – номенклатурный документ установленного образца, куда наряду с анкетными данными вносятся итоговые отметки успеваемости ученика по годам обучения. Личное дело сопровождает ученика по всему его учебному пути с 1 по 11 класс. В соответствии с законом личные дела учащихся хранятся в школе в течение трех лет после окончания ими школы. Личное дело ученика – это своеобразная визитная карточка школы. По нему судят о школе, в которой учился ребенок. Именно поэтому необходимо регулярно контролировать ведение личных дел учащихся. Привожу пример справки по проверке личных дел учащихся. (Приложение №4).

Тематическое планирование учителя предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функции учебно-воспитательного процесса в системе уроков по данной теме или разделу учебной программы. Проверку тематического планирования провожу в начале учебного года по разработанной мною схеме. (Приложение №5). В конце каждого полугодия контролирую выполнение государственных программ, их соответствие календарно-тематическому планированию, выполнение практической части программ и норм контрольных работ. (Приложение №6) . По итогам проверки все замечания и рекомендации доводятся до сведения учителей и оформляются в справках.

«Организация эффективной системы внутришкольного контроля МБОУ г. Керчи РК «Школа №2»

Работа слушателя курсов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации руководителей общеобразовательных учреждения

Лейман Елены Борисовны


ВШК - фактор стимулирования педагогов

Из всех способностей самая трудная и самая редкая - это умение управлять.


Годовой план работы школы включает в себя систему мероприятий по внутришкольному контролю



Теоретические основы внутришкольного контроля

Контроль - это проверка, а также - наблюдение с целью проверки; процесс, обеспечивающий достижение поставленных целей (установка критериев, измерение фактически достигнутых результатов и проведение корректировок при существенных отличиях).

. Формы контроля:

Самоконтроль;

Взаимоконтроль;

Административный;

Коллективный.

Методы контроля :

теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов, программ; понятийно-терминологический метод применялся для описания и понимания проблемы;

эмпирические: анализ; педагогические эксперименты; методы сбора данных: опрос, беседы, анкетирование, тестирование, наблюдение.




Работа методических объединений

Проведение заседаний МО

Выполнение нормативных документов, исполнение решений и рекомендаций МО

Знакомство с передовым опытом и внедрение его в деятельность учителей МО

Подготовка и проведение предметных недель

Подготовка и проведение конференций, семинаров, круглых столов и т.п.

Проведение интеллектуальных марафонов, олимпиад и т.п.

и подготовка учащихся к ним

Подготовка и проведение внеклассных мероприятий по предметам МО

Посещение учебных, факультативных и кружковых занятий по предметам МО



Контроль обеспечения элементов образовательной деятельности


По периодичности контроля

  • входной
  • предварительный
  • текущий
  • промежуточный
  • итоговый

Структура процессов внутришкольного контроля

По виду контроля

тематический

фронтальный

Классно-обобща-ющий

Темати-чески-обобща-ющий

Классно-обобща-ющий

Предмет-но-обобща-ющий

Комплек-сно-обобща-ющий

Персона-льный

Предмет-но-обобща-ющий

Персона-льный


Структура процессов внутришкольного контроля

По методам контроля

  • Беседа
  • Проверка документации
  • Проверка знаний (устная, письменная)
  • Анализ
  • Анкетирование






График замены уроков




Проверка классных журналов



МОНИТОРИНГ УРОВНЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ МБОУ Г. КЕРЧИ РК «ШКОЛА № 2» ЗА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД (ДНЕВНАЯ ШКОЛА)

Классы

Классы

Всего учащихся

Всего учащихся

Отлично

Отлично

Хорошо

Хорошо

Удовлетворительно

Удовлетворительно

Неудовлет

ворительно

Неудовлет

ворительно

Всего

Всего


Уровень учебных достижений учащихся по информатике по итогам контрольных срезов в декабре 2015 г. (8-11 классы)

Класс

По списку

Писали

Получили

% успешности

% качества

Средний балл



Психолого-педагогический мониторинг обучаемых в 1-5-х классах(итоги 1 полугодия)

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Высокий уровень

Высокий уровень

Кол-во чел.

Кол-во чел.

1-е классы

1-е классы

2-е классы

Средний уровень

2-е классы

Средний уровень

Кол-во чел.

Кол-во чел.

3-е классы

3-е классы

4-е классы

4-е классы

Низкий уровень

Низкий уровень

Кол-во чел.

Кол-во чел.

Регулятивные УУД

Личностные УУД

5-е классы

5-е классы

Высокий уровень

Высокий уровень

Кол-во чел.

Кол-во чел.

Средний уровень

Средний уровень

Кол-во чел.

Кол-во чел.

Низкий уровень

Низкий уровень

Кол-во чел.

Кол-во чел.



Опыт педагогического коллектива

Педагогические эксперименты по поиску инновационных технологий, форм и методов обучения





Эффективный внутришкольный контроль-путь к успеху не только педагогов, но и учеников…

Желаю коллегам здоровья и успешной работы.

Внутришкольный контроль является одной из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функциями анализа и целеполагания: по мнению Ю. А. Конаржевского данные без анализа мертвы, а при отсутствии цели нечего контролировать.

«Современное представление о внутришкольном контроле базируется на диагностическом подходе, то есть на таком подходе, при котором осуществляется выявление состояния системы или процесса в его целостном виде путем изучения частей, элементов, сторон и всей системы в целом» .

Поскольку современная общеобразовательная школа – это сложное, высокоорганизованное учреждение, то для решения поставленных задач контроль должен быть:

§ Многоцелевой – то есть, направлен на проверку различных вопросов (учебно-воспитательная, методическая, экспериментальная и инновационная деятельность, совершенствование учебно-материальной базы школы, выполнение санитарно-гигиенических требований, соблюдение техники безопасности и др.);

§ Многосторонний – означает применение различных форм и методов контроля к одному и тому же объекту (фронтальный, тематический, персональный контроль деятельности учителя и т. д.);

§ Многоступенчатый – контроль одного и того же объекта различными уровнями органов управления (работу учителя в ходе образовательного процесса контролируют директор, заместители директора, председатели методических объединений, представители Управления образования округа и т. д.).

Сущность и назначение внутришкольного контроля состоят в следующем:

§ оказание методической помощи педагогам в целях совершенствования и развития профессионального мастерства;

§ взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на повышение эффективности педагогического процесса;

§ система взаимоотношений, целей, принципов, мер, средств и форм в их взаимосвязи;

§ вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития системы учебно-воспитательной работы на диагностической основе общегосударственным требованиям.

Структура внутришкольного контроля образовательным процессом в школе состоит из следующих элементов:

1) Общие требования к организации контроля в современном образовательном учреждении:

§ плановость – перспективное, текущее и оперативное планирование контроля;

§ многосторонность – создание системы проведения контроля, обеспечивающей его регулярность, оптимальность, всесторонность;

§ дифференцированность – учет индивидуальных особенностей педагогов в процессе осуществления контроля;

§ интенсивность – контрольная деятельность должна планироваться по учебным периодам и учебным неделям с одинаковой степенью регулярности ее проведения с целью предупреждения перегрузки руководителей и сотрудников образовательного учреждения;

§ организованность – процедура проведения контроля должна быть четко определена, доведена до сведения проверяемых и должна быть строго соблюдена в соответствии с соблюдением требований законодательства;

§ объективность – проверка деятельности педагогов на основе государственных стандартов, образовательных программ, а также программ контроля с указанием разработанных показателей и критериев, должна учитывать особенности условий, в которых трудится проверяемый, а также особенности его личности;

§ результативность – наличие позитивных изменений в деятельности педагога, устранение выявленных в ходе контроля недостатков;

§ компетентность проверяющего – знание им предмета и методики контроля, умение увидеть в ходе контроля достоинства и недостатки в работе, прогнозировать развитие результатов контроля, проанализировать с проверяемым результаты контроля таким образом, чтобы вызвать у него стремление к улучшению деятельности и скорейшему устранению недостатков.

2) Принципы эффективности внутришкольного контроля:

§ принцип стратегической направленности контроля;

§ принцип соответствия делу (адекватность методов контроля его объекту и ситуации);

§ принцип контроля по критическим точкам;

§ принцип существенных отклонений;

§ принцип действия (ориентация контроля на конструктивное изменение ситуации);

§ принцип своевременности, простоты и экономичности контроля.

3) Цели контроля:

§ компетентная проверка выполнения решений руководящих органов в области образования и нормативных документов;

§ сбор и обработка информации о состоянии учебно-воспитательного процесса;

§ обеспечение обратной связи в реализации всех управленческих решений;

§ умелое, корректное и оперативное исправление недочетов в деятельности исполнителей;

§ совершенствование управленческой деятельности руководителей образовательного учреждения на основе развития их аналитических умений и навыков;

§ выявление и обобщение передового педагогического опыта.

4) Задачи контроля:

§ создать благоприятные условия развития образовательного учреждения;

§ обеспечить взаимодействие управляющей и управляемой систем;

§ создать информационный банк данных о работе каждого педагога, состояния учебно-воспитательного процесса, уровня воспитанности, развития учащихся;

§ побуждать к устранению существующих недостатков и использованию новых возможностей;

§ мотивировать педагогов на улучшение результатов труда.

5) Функции внутришкольного контроля:

§ осуществление обратной связи , так как без объективной и полной информации, которая непрерывно поступает к руководителю и показывает, как происходит выполнение поставленных задач, руководитель не может управлять, принимать обоснованные решения;

§ диагностическая , под которой понимается аналитический срез и оценка состояния изучаемого объекта на основе сравнения этого состояния с заранее избранными параметрами повышения качества и эффективности контроля;

§ стимулирующая, которая предполагает превращение контроля в инструмент развития творческих начал в деятельности учителя.

6) Основные компоненты контроля:

§ первым компонентом контроля являются люди, выступающие в качестве его объектов и субъектов;

§ условия, определяющие объем, широту и направленность контроля (к условиям, влияющим на процесс контроля, следует отнести ресурсы материальные, временные, кадровые);

§ определение целей контроля, критериев, показателей и норм оценки контролируемых параметров;

§ выбор методов контроля на основе заявленных принципов;

§ выявление и констатация информации о существующем положении дел;

§ оценка полученных результатов;

§ сопоставление полученных результатов контроля с нормами;

§ анализ и оценка такого положения, и разработка и осуществление коррекции для приведения контролируемого объекта в запланированное состояние.

7) Организация внутришкольного контроля.

В практике организации контроля необходимо решить ряд вопросов: определить участников контроля, провести для них инструктаж, наметить программу контроля, изучить предварительно необходимую документацию, связанную с объектов проверки, распределить рабочее время, оптимально использовать наблюдения за выделенными в плане объектами контроля, спланировать соединение внутришкольного контроля и методической работы.

Любая форма контроля осуществляется в следующей последовательности:

§ обоснование проверки;

§ формулировка цели;

§ разработка алгоритма, структурной схемы предстоящей проверки;

§ сбор и обработка информации о состоянии проверяемого объекта по разработанной схеме;

§ оформление основных выводов по результатам проверки:

o раскрываются основные причины успехов (неудач);

o принимаются управленческие решения: перестановка кадров, обобщение опыта и другие;

o определяются сроки следующего контроля;

§ обсуждение итогов проверки на соответствующем уровне (педсовете, заседании методического объединения, предметной кафедре и т. д.)

Говоря о контроле, необходимо различать виды, формы и методы контроля.

8) Виды контроля.

Вид контроля – это совокупность форм контроля, проводимая с определенной целью. Особенности видов контроля определяются спецификой их объектов и стоящих задач, а также средствами, используемыми для контроля.

§ по масштабу целей: стратегический, тактический, оперативный;

§ по этапам процесса: начальный или отборочный, учебный или промежуточный, итоговый или заключительный;

§ по временной направленности: предупредительный или опережающий, текущий, заключительный;

§ по частоте проведения: разовый, периодический (входной, промежуточный, текущий, предварительный, итоговый), систематический;

§ по широте контролируемой области: выборочный, локальный, сплошной;

§ по организационным формам: индивидуальный, групповой, коллективный;

§ по объекту: персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий, фронтальный, комплексно-обобщающий.

Выделяются два основных вида контроля: тематический и фронтальный.

Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания школьников. Следовательно, содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, изучаемые глубоко и целенаправленно. Содержание тематического контроля составляют вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта.

Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. Вследствие трудоемкости, большого количества проверяющих этот вид контроля целесообразно использовать не более двух-трех раз в учебном году. При фронтальном контроле деятельности отдельного учителя изучаются все направления его работы – учебное, воспитательное, общественно-педагогическое, управленческое. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспекты работы данного образовательного учреждения: всеобуч, организация образовательного процесса, работа с родителями, финансово-хозяйственная деятельность.

9) Основные формы контроля, используемые в школе.

Форма контроля – это способ организации контроля.

§ самоконтроль (инициатор и организатор – педагог относительно собственной деятельности);

§ взаимоконтроль (взаимообучение равных);

§ административный контроль (стихийный и плановый): инициатором и организатором выступает администрация школы;

§ коллективный контроль;

§ внешний контроль.

С учетом того, что контроль осуществляется за деятельностью отдельного учителя, группы учителей, всего педагогического коллектива или какой-либо административной службы, выделяются несколько форм контроля: персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий, комплексно-обобщающий. Использование разнообразных форм контроля позволяет охватить значительно большее число преподавателей и педагогических коллективов, различные направления работы школы, рационально использовать фактор времени, избежать возможных перегрузок руководителей школы и учителей.

Персональный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, классного руководителя, воспитателя. Он может быть тематическим и фронтальным. Работа коллектива педагогов складывается из работы его отдельных членов, поэтому персональный контроль необходим. В деятельности учителя персональный контроль важен как средство самоуправления педагога, стимулирующего фактора в его профессиональном становлении.

Классно-обобщающая форма контроля применима при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения, развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся, динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года, состояние дисциплины и культуры поведения.

Предметно-обобщающая форма контроля используется в тех случаях, когда изучаются состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллели классов, или в целом в школе. Для проведения такого контроля привлекается как администрация, так и представители методических объединений школы.

Тематически-обобщающая форма контроля имеет своей главной целью изучение работы разных учителей и разных классов, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса.

Комплексно-обобщающая форма контроля нужна при осуществлении контроля за организацией изучения нескольких учебных предметов рядом учителей в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле.

В названии форм контроля повторяется термин «обобщающий». Это подчеркивает назначение контроля как функции управления педагогическим процессом, обеспечивающей его достоверной, объективной, обобщающей информацией. Именно такая информация необходима на этапе педагогического анализа, целеполагания, принятия решений и организации их выполнения.

Все перечисленные формы контроля находят свое практическое применение через методы контроля.

10) Методы контроля.

Метод контроля – это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели. Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются:

§ наблюдение (посещение уроков, внеклассных мероприятий);

§ анализ (разбор с выявлением причин, определение направлений развития);

§ беседа (произвольная беседа и целенаправленное собеседование по специально подготовленной программе);

§ изучение документации (работа с классными журналами, дневниками учащихся, планами урока, личными делами, журналами по технике безопасности);

§ анкетирование (способ исследования путем опроса);

§ хронометраж (измерение затрат рабочего времени на выполнение повторяющихся операций);

§ устная или письменная проверка знаний, умений, навыков учащихся (испытание для выявления уровня обученности и другие методы).

Методы взаимно дополняют друг друга, для объективного знания реального положения дел. По возможности необходимо использовать различные методы контроля.

При проведении контроля возможно использование метода изучения школьной документации, в которой отражается количественная и качественная характеристика учебно-воспитательного процесса. К учебно-педагогической документации школы относятся:

§ алфавитная книга записи учащихся;

§ личные дела учащихся;

§ журналы: ? классные;

· факультативных занятий;

· групп продленного дня;

· дополнительного образования;

§ книги: ? учета выдачи аттестатов об образовании;

· учета выдачи золотых и серебряных медалей;

· протоколов заседаний педагогического совета;

· приказов по школе;

· учета педагогических работников;

· журнал учета пропусков и замещения уроков.

Факт изобилия школьной документации говорит о многообразии и богатстве информации, получаемой в процессе ее использования. Школьная документация содержит информацию за несколько лет, при необходимости можно обратиться в архив, что позволяет вести сравнительный анализ, особенно ценный для прогностической деятельности.

В школьной практике наиболее часто применяется устный и письменный контроль. При всей доступности этих методов контроля ограничиться только их использованием нельзя, поэтому применяется группа социологических методов сбора информации.

Применение во внутришкольном контроле социологических методов – анкетирования, опроса, интервьюирования, беседы, метода экспериментальных оценок – позволяет проверяющему быстро получить интересующую его информацию.

Метод хронометрирования используется при изучении режима работы школы, рационального использования времени урока и внеклассных занятий, для выявления причин перегрузки учащихся и учителей, определения объема домашних заданий, скорости чтения.

Изучение передового педагогического опыта, методы диагностирования дополняют внутришкольную информацию об особенностях определенных учителей, их педагогических системах, способах проявления педагогического творчества.

Таким образом, выбор форм и методов внутришкольного контроля определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени. Использование разнообразных форм и методов возможно при условии четкого, обоснованного планирования направлений и этапов осуществления контроля и включения в его проведение представителей администрации, учителей.

Исходя из выше сказанного, структуру процессов контроля (рисунок 8, рисунок 9, рисунок 10) можно представить следующим образом :

Рисунок 8 ? Классификация контроля по видам.


Рисунок 9 ? Классификация контроля по методам.

Рисунок 10 ? Классификация контроля по периодам).

Все виды контроля завершаются разработкой предложений по устранению выявленных недостатков. Эти предложения должны быть направлены на улучшение образовательной деятельности, и соответствовать реальным возможностям образовательного учреждения.

11) Итоги контроля могут быть подведены:

§ на совещании при директоре или его заместителях;

§ на заседании методического объединения учителей;

§ на педагогическом совете.

Способы подведения итогов : справка, справка-отчет, собеседование, накопление методического материала и т. д. По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач с учетом реального положения дел:

§ проводятся заседания педагогического или методического советов;

§ сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел школы;

§ результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы.

12) Объектами внутришкольного контроля являются следующие виды образовательной деятельности (рисунок 11) :

§ учебный, воспитательный процесс;

§ методическая работа, экспериментальная и инновационная деятельность;

§ психологическое состояние учащихся и учителей;

§ обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями (соблюдение требований охраны труда, санитарно-гигиенического состояния, обеспеченность учебной и методической литературой, учебно-техническим оборудованием).

Рисунок 11 ? Объекты внутришкольного контроля.

При составлении плана внутришкольного контроля учитываются следующие элементы: учебно-воспитательной работы :

§ выполнение всеобуча;

§ состояние преподавания учебных предметов;

§ качество знаний, умений, навыков учащихся;

§ исполнение решений педсоветов, совещаний и т. д.;

§ качество ведения школьной документации;

§ выполнение программ и предусмотренного минимума;

§ подготовка и проведение экзаменов.

методической работы:

§ повышение квалификации учителей и администрации;

§ работа методических объединений;

§ работа с молодыми специалистами;

§ работа с учителями, пришедшими из других образовательных учреждений.

13) Технологии внутришкольного контроля.

§ педагог заполняет «Личностный паспорт»;

§ согласовывает свой план с руководителей методического объединения;

§ руководитель методического объединения систематизирует личностные планы педагогов и составляет технологическую карту контроля своего методического объединения;

§ завуч совместно с руководителем методического объединения анализируют и составляют план контроля на уровне методического объединения;

§ администрация анализирует план методического объединения, определяет план инспектирования, административного и индивидуального контроля, знакомит с ним педагогов;

§ директор утверждает сводный план внутришкольного контроля.

Успешной реализации внутришкольного контроля в школе способствует создание стимулов к активной творческой деятельности путем совместного поиска оптимальных вариантов организации образовательного процесса и предоставление учителю возможности апробировать их на практике, а также распространение передового опыта и творческих находок, изюминок учителей.

Таким образом, функция контроля связана с принятием решений о том, что, когда и как контролировать, какие виды и формы контроля использовать, как анализировать полученную информацию, а также решения по осуществлению корректирующих действий. Поэтому необходимо выяснить какое влияние оказывает внутришкольный контроль на процесс управления образовательным учреждением.

В целом управление многими такое же, как и управление несколькими.

Этот вопрос организации

Сунь-Цзы

Единой классификации видов внутришкольного контроля нет. В практике работы общеобразовательных учебных заведений наиболее распространенными являются следующие виды контроля:

По времени, осуществления:

1. Предварительный контроль - направлен на предупреждение возможных ошибок учителя в подготовке и проведении урока, воспитательного мероприятия, занятий кружка, изучении отдельных тем, разделов учебной программы.

Эта форма контроля используется в работе с молодыми и малоопытными учителями. Например, отдельным учителям трудно правильно спланировать урок (целесообразно выбрать тип урока, формы и методы работы с учениками, средства обучения и т.д.). Директор заведения или его заместитель по учебно-воспитательной работы проводят с такими учителями беседу, во время которой дают рекомендации по планированию урока.

Перед изучением сложной темы руководитель учебного заведения рекомендует молодым учителям или учителям, которые впервые выкладывают данную тему, предварительно поурочной разработать ее, подготовить работы контрольного характера и обсудить их с руководителем методического объединения. Это поможет избежать ошибок в работе учителей, положительно повлияет на результативность обучения.

2. Текущий, (оперативный) контроль - осуществляется непосредственно в процессе деятельности для предотвращения отклонений от установленных планов, нормативов, положений, программ, оперативного устранения недостатков. Объектом контроля является промежуточные результаты деятельности исполнителей, их отношение к работе, межличностные отношения, сложившиеся в совместно работающих группах. Текущий контроль проводится через определенное время после начала работ, когда можно подвести определенные итоги проделанной работы.

3. Заключительный контроль - осуществляется для обратной связи после окончания работы, например, в конце года. Объектом заключительного контроля результаты проделанной работы, которые сравниваются с требуемыми. Смысл этого контроля в том, чтобы выявить степень достижения целей, собрать информацию для планирования, если подобные работы будут проводиться в будущем. Он дает возможность лучше оценить, насколько реалистичными были первоначальные планы предотвратить в будущем возможные ошибки.

По широте охвата объектов проверки:

1. Тематический контроль - это контроль за решением отдельных педагогических проблем. Он может преследовать разные цели: контроль за состоянием преподавания отдельных учебных предметов, за формированием национального сознания учащихся, развитием познавательной самостоятельности школьников, по организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке, осуществлением дифференцированного подхода к учащимся на уроках, за организацией проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, формирование у них интереса к учебе, за организацией учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня, за использованием межпредметных связей в процессе изучения учебных дисциплин и тому подобное.

Это могут быть такие, например, темы: "Осуществление дифференцированного подхода к учащимся на уроке", "Выполнение требований единого языкового режима", "Организация индивидуальной работы с учащимися», «Использование средств обучения и учебной техники в процессе изучения учебных дисциплин", " состояние преподавания информатики в школе "," О работе со способными и одаренными учащимися "," Организация кружковой работы в школе, работы факультативов, студий, секций "," Обеспечение преемственности в обучении и воспитании при переходе учащихся из начальной в неполную общеобразовательную школу "и др.

Тематический контроль проводится в течение всего учебного года и предусмотрен в годовом плане работы школы. Результаты этого контроля обсуждаются на педагогическом совете учреждения или обобщаются в приказах директора.

2. Фронтальный контроль используется для проверки в полном объеме всей системы работы учителя, группы учителей. Он включает проверку таких вопросов, как планирование учебного материала (календарное и поурочное), воспитательной работы с классом, работы кружка, проведение уроков, внеклассных мероприятий, участие в работе методического объединения учителей, в других формах методической работы, ведения школьной документации (классных журналов, личных дел учащихся, журналов работы групп продленного дня, кружка), организацию работы с родителями учащихся, оборудование класса кабинета.

Этот вид контроля проводится не чаще двух-трех раз в год с целью одновременной всесторонней проверки объекта управления в целом (методическая работа, учебно-воспитательная работа, внеурочная воспитательная работа, научно-исследовательская и экспериментальная работа и т.д.) или отдельного подразделения школы (параллели классов, методическое объединение, службы). Так, например, если методическое объединение ставится на фронтальный контроль, то проверяются все аспекты его деятельности. Если фронтальный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, то предполагается изучение всех сторон его деятельности (как учителя-предметника, воспитателя и т.д.) такой контроль осуществляется при аттестации учителя.

Продолжительность фронтального контроля - 2-3 недели. Анализ его результатов может проводиться в виде беседы с учителем, рассматриваться на заседании предметного методического объединения учителей.

3. Смотровая контроль предусматривает ознакомление за короткий период с состоянием дел в учебном заведении (с профессиональным уровнем учителей, с работой над общеобразовательной проблемой и др.) Он используется в начале и в конце учебного года. Задача смотровой контроля состоит в выявлении нового, передового в практике работы учителей, а также тех трудностей, с которыми сталкиваются отдельные педагоги, и выработка мер по оказанию им практической помощи. Предметом проверки является состояние школьной документации, состояние трудовой дисциплины, состояние учебного оборудования.

По объектам контроля:

1. Персональный контроль применяется для оказания помощи отдельным педагогам, в частности молодым и малоопытным учителям, а также учителям, которые получили рекомендации по результатам аттестации.

Такой вид контроля позволяет выявить недостатки в работе учителя (например, в активизации познавательной деятельности учащихся, в организации индивидуальных занятий, воспитательной работы с учащимися, в соблюдении требований единого языкового режима, в использовании средств обучения и т.д.) и оказать ему необходимую методическую помощь.

Персональный контроль - это не одноразовое действие (проверил - оказал помощь). Руководитель учреждения указывает срок для исправления недостатков, осуществляет повторную проверку работы учителя.

2. Классно-обобщающий контроль предполагает изучение влияния различных учителей на учащихся одного класса. Руководитель учебного заведения или его заместитель по учебно-воспитательной работы в течение нескольких дней посещает все уроки в одном классе. Такой контроль, как правило, осуществляется в слабых классах. Цель его - изучить причины отставания учащихся в обучении, их низкой дисциплины. Такими причинами могут быть отсутствие единых требований со стороны учителей, преподающих учебные предметы в данном классе, перегрузки учащихся домашними заданиями, разрыв между теоретическими знаниями и формированием умений и навыков и др.

3. Предметно-обобщающий контроль применяется в тех случаях, когда изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллельных классах, или в целом по школе.

4. Тематически-обобщающий контроль используется для изучения работы разных учителей в разных классах, но по отдельным направлениям учебно-воспитательной работы. Например: формирование основ экологической культуры на уроках естественнонаучного цикла; развитие познавательных интересов учащихся; использование технических средств обучения в процессе обучения и другие.

5. Комплексно-обобщающий контроль предусматривает получение информации об организации изучения ряда учебных предметов в одном или нескольких классах. Эта форма контроля в основном является компонентом фронтального контроля.

Правильное использование руководством учебного заведения рассмотренных видов контроля позволяет получить разностороннюю информацию о состоянии учебно-воспитательного процесса и на этой основе квалифицированно управлять педагогическим коллективом.

Формы внутришкольного контроля:

1. Коллективная. К контролю привлекают все степени управления: администрацию, руководителей кафедр, опытных учителей, учеников, родителей.

2. Взаимоконтроль. К контролю привлекают руководителей кафедр, опытных учителей и классных руководителей через наставничество, взаимопосещения учебных занятий и воспитательных мероприятий.

3. Самоконтроль. Делегируется опытным учителям и классным руководителям с обязательным периодическим отчетностью предложенным схемам.

4. Административный плановый контроль. Осуществляют директор, его заместители, руководители кафедр в соответствии с планом внутришкольного контроля.

5. Административный регулировочный (внеплановый) контроль. Осуществляют директор и его заместители в случае возникновения непредвиденных планом проблем.

Методы внутришкольного контроля:

I. Методы контроля результатов. Разнообразие методов оценки результатов обусловлена разнообразием процессов в учебном заведении, каждый из которых имеет свои результаты и методы измерения. Возможности каждого конкретного метода ограничены. В большинстве случаев для получения объективной информации используется несколько дополняющих друг друга.

Результаты многих процессов прежде всего сложно обнаружить и измерить. Наиболее отработана методика контроля формальных результатов учебной деятельности, а именно полноты, прочности, обобщенности, системности, знаний и умений школьников. Для оценки этих результатов используются специальные задачи, в том числе и тестовые. Значительно сложнее с оценкой результатов развития учащихся. Здесь методическая база пока отработана еще слабо.

Для оценки уровня интеллектуального развития используют тест умственного развития. Используют также экспертные оценки определения сформированности мотива обучения, уровня развития самостоятельности, способности применять имеющиеся знания на практике, действовать в нестандартной ситуации и тому подобное.

II. Методы контроля состояния процессов. Основными из них являются методы наблюдения и анализа процесса, психологического тестирования, методы социологических исследований (анкетирование, беседы, интервьюирование и т.п.), хронометраж, изучение документации. Контроль состояния процессов позволяет спрогнозировать будущие результаты или выявить причины недостатков уже полученных результатов. Например, если выявлены пробелы в знаниях учащихся, нужно установить их причины. Здесь может быть использована и беседа с педагогом, и проверка документации и тетрадей учеников и классного журнала, и наблюдение за работой педагога на уроке.

1. Наблюдение за учебно-воспитательным процессом и одновременное его анализ. Особенности непосредственного наблюдения состоит в том, что контролирующий не вмешивается в ход процесса до его окончания и ставит задачи по его коррекции перед самым педагогом. Методы наблюдения учебных и воспитательных занятий позволяет выявить состояние преподавания учителем учебного материала, правильность выбора типа урока, форм и методов работы на уроке, способов проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся и т.д., умение организовать и провести воспитательные мероприятия, а также увидеть их влияние на формирование взглядов и убеждений учащихся.

Полный анализ урока или воспитательного мероприятия сделать практически невозможно. Обычное наблюдение и анализ осуществляются главными результатами, фиксируются педагогом в качестве основной цели. Необходимыми результатами выступают программные требования, цели, поставленные педагогическим коллективом учебного заведения, а также цели устранения недостатков, выявленных в процессе осуществления предварительного контроля.

Однако метод наблюдения не универсальный, далеко не все можно увидеть и услышать. В связи с этим он используется в сочетании с другими методами: устной и письменной проверкой знаний, социологическим опросам, изучением документации и хронометруванням процесса наблюдения.

2. Устная проверка. Это самый распространенный метод проверки знаний учащихся. В ходе ее является возможность выявить не только знания учеников по тому или иному предмету, темы, но и самостоятельность мышления, логику изложения материала, сформированность связной речи, особенности памяти и т.

Устная проверка знаний учащихся дает возможность сразу же увидеть качество усвоения учащимися учебного материала. Вместе с тем, она имеет и свои недостатки: 1) не способствует выявлению умений и навыков учащихся; 2) во время устного индивидуального опроса нет возможности выявить знания всех учащихся класса, а только отдельных (5-6 учеников). Поэтому устную проверку нужно сочетать с другими методами.

3. Метод письменного проверки дает возможность за один урок или часть урока проверить качество знаний, умений и навыков всех учеников класса. Этот метод более объективен по сравнению с устной проверкой, поскольку дает возможность видеть каждую неточность. Однако, письменная проверка имеет и свои недостатки: отсутствие живого контакта с учеником в процессе проверки, проверяя не могут проследить за развитием связной речи ученика, логикой рассуждения.

4. Метод изучения документации и планов. Это могут быть планы работы учебного заведения, его структурных подразделений, органов управления учреждением (коллегиальных субъектов управленческой деятельности и должностных лиц), учебные планы, программы, календарно-тематические и поурочные планы и тому подобное.

Реализация образовательного процесса отражается также в классных журналах, тетрадях и дневниках учащихся; в отчетах педагогов, графиках контрольных и лабораторных работ, книге движения и в личных делах учащихся, протоколах, решениях органов управления учебного заведения, в тетради замены больных педагогов и другой документации. Для фиксации других процессов также используются специальные документы: планы самообразования педагогов, тетради заявок и учета работы рабочих по обслуживанию здания, документация по питанию, библиотечного обслуживания учащихся, медицинские карты учащихся и т.

Метод изучения документации, несмотря на его формальный характер, позволяет собрать наиболее надежную информацию. Он экономичен, так как с его помощью в короткие сроки можно проверить значительный объем работы учебного заведения. Однако этот метод не позволяет установить, насколько зафиксированы в документах факты соответствуют действительности и установить возможные погрешности.

5. Социологические методы (интервью, беседа, анкетирование). Интервью состоит в том, что в этом разговоре присутствует определенная динамика и существует возможность обратной связи и уточнения непонятного. Беседа в отличие от интервью предполагает, что две лица, принимающие в ней участие, находятся примерно в одинаковом положении - как тот, кто задает вопросы, так и тот, кто на них отвечает. Анкетирование - это письменный вид опроса, характеризуется удобством и однозначностью процедуры получения письменно изложенных мыслей широкого круга респондентов, однако не дает основательной и детальной информации.

6. Тестирование - это метод психологической диагностики, основанный на использование тестов - системы стандартизированных задач, направленных на измерение уровня развития определенной психологической характеристики личности. К достоинствам тестирования отнесено возможность получения сопоставленных данных в больших массивах изучаемого материала. К недостаткам - невозможность выявить, как и за счет чего был достигнут полученных в процессе тестирования результатов.

Внутришкольный контроль 2014/2015 г. представляет собой всестороннее исследование и анализ образовательного процесса. Он необходим для координации деятельности педагогов согласно поставленным задачам.

Актуальность вопроса

Результативность управления образовательным и воспитательным процессами в большой степени зависит от того, насколько хорошо руководителю заведения известно реальное положение дел. Координирование деятельности участников процесса осуществляет директор. Внутришкольный контроль по ФГОС направлен в первую очередь на обеспечение высокого всестороннего развития подрастающего поколения. В ходе него проводится проверка и учет выполнения указаний руководителя, эффективность предпринятых мероприятий, выявляются причины тех или иных недостатков. Внутришкольный контроль по и образовательному процессу включает в себя анализ достигнутых показателей. Он выступает в качестве исходного пункта нового предполагает постановку новых задач.

Общая характеристика

Внутришкольный контроль по является многосторонним и сложным процессом. Он отличается определенной закономерной упорядоченностью, наличием взаимосвязанных элементов, каждый из которых наделен конкретными функциями. Внутришкольный контроль по учебной работе и внеклассной деятельности по методам и форме организации будет различным. В отличие от инспектирования, он осуществляется субъектами образовательного заведения. Целью его выступает формирование общей картины положения дел в учреждении, выявление недостатков и их причин, оказание практической и методической помощи преподавателям. Внутришкольный контроль в школе может принимать различные формы:

  • Административную.
  • Взаимную.
  • Коллективную.

Структура

План работы внутришкольного контроля предполагает систематическое исследование жизнедеятельности образовательного учреждения, труда преподавателя, подвергаются все стороны деятельности:

  1. Разнообразие домашних заданий.
  2. Индивидуальная работа с учениками.
  3. Проверка и оценка полученных знаний.
  4. Планирование.
  5. Техническая и дидактическая подготовка к занятию.

Принципы

Внутришкольный контроль в начальной школе и старших классах должен быть:


Цели

На их основании выстраивается план внутришкольного контроля на год. В качестве основных целей выступают:

  1. Достижение соответствия развития и функционирования педагогического процесса требованиям госстандарта.
  2. Последующее совершенствование образовательной и воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей детей, их интересов, возможностей, состояния здоровья.

Задачи

План внутришкольного контроля должен четко отражать мероприятия, которые будут проводиться для достижения поставленных целей. К основным задачам необходимо отнести:

  1. Периодическую поверку исполнения требований госстандартов по разным предметам.
  2. Формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к процессу получения знаний, навыков, умений.
  3. Систематический контроль качества преподавания дисциплин, соблюдения педагогом научно-обоснованных нормативов, требований к содержанию, методам и формам учебной и внеклассной деятельности.
  4. Поэтапный анализ процесса усвоения знаний детьми, уровня их развития, владения методами самостоятельного образования.
  5. Содействие педагогам в учебной и внеклассной деятельности, совершенствовании ими своих навыков.
  6. Исследование опыта работы преподавателей.
  7. Непрерывная проверка исполнения программ и принятых управленческих решений.
  8. Формирование связи внеклассной и образовательной деятельности.
  9. Диагностика состояния педагогического процесса, обнаружение отклонений от запрограммированных результатов в работе преподавательского состава в целом и отдельных его членов в частности, создание условий для проявления заинтересованности и установления доверия, совместного творчества.
  10. Разработка наиболее результативных техник преподнесения материала.
  11. Усиление ответственности преподавателей, внедрение новых методик и приемов в практику.
  12. Совершенствование контроля ведения и состояния документации.

Функции

Положение о внутришкольном контроле принимается на руководящем уровне. Мероприятия, включенные в программу, должны обеспечить достижение поставленных целей при реализации следующих функций:


Модернизация процесса

Она предполагает изменение действующих организационно-правовых аспектов управленческой деятельности. Этот процесс, в свою очередь, касается процедур регламентации и оценки работы образовательного заведения. Лицензирование и аттестация учреждения позволяет пользователям получать полные и достоверные сведения о соответствии результатов и условий в конкретном заведении принятым государственным стандартам. В этом случае само учреждение должно проводить внутришкольный контроль, который выступает в качестве первого и наиболее важного этапа управленческой деятельности.

Базовый компонент

Внутришкольный контроль должен сводиться к минимуму объектов изучения. В данном случае необходимо выбрать приоритетные направления аналитической деятельности. Данный минимум именуется базовым компонентом. Его присутствие позволяет готовить учреждение к аттестации, сохранять целостность всего образовательного и внеклассного процессов, гарантировать нормативы выпускникам. Вместе с этим заведение может следовать программной документации по модернизации системы. Для этого может быть расширен план внутришкольного контроля благодаря вариантной части.

Изучение деятельности педагогического состава

Внутришкольный контроль предполагает оценку качества исполнения нормативных документов, решений педсоветов, рекомендаций научно-практических конференций и производственных совещаний. Изучается деятельность методических объединений, процесс повышения квалификации преподавателей, самообразования. Учебно-материальная база подвергается проверке по таким критериям, как:


Тематическая проверка

Характеризуя внутришкольный контроль, особое внимание следует уделить рассмотрению его методов, видов и форм. В настоящее время вопрос по их классификации является предметом многочисленных дискуссий. В настоящее время выделяют несколько основных видов контроля. Тематическая проверка направлена на углубленное исследование какого-либо определенного вопроса:

  • в деятельности коллектива или отдельной группы педагогов, а также одного преподавателя;
  • на младшей либо старшей ступени образования;
  • в системе эстетического или нравственного воспитания детей.

Фронтальная проверка

Она направлена на всестороннее исследование деятельности как отдельного преподавателя, так и группы или всего коллектива. Фронтальный внутришкольный контроль - достаточно трудоемкий процесс. В этой связи часто его проводить не представляется возможным. Рекомендуется осуществлять такую проверку не больше 2-3 раз в году. В процессе изучения деятельности конкретного преподавателя исследуются все мероприятия, которые он проводит в той или иной сфере (управленческой, образовательной, внеклассной, общественной и пр.). Фронтальный внутришкольный контроль учреждения предполагает анализ всех аспектов его функционирования. В частности, проверяется финансово-хозяйственная деятельность, мероприятия, проводимые с родителями, организация самого образовательного процесса и так далее.

Персональная проверка

Такой внутришкольный контроль устанавливается за деятельностью конкретного педагога, классного руководителя, другого сотрудника, участвующего в образовательном и внеклассном процессе. Эта проверка может быть и тематической, и фронтальной. Поскольку деятельность всего коллектива складывается из работы каждого конкретного его члена, персональный контроль вполне обоснован и необходим. Для отдельного преподавателя такая проверка выступает в качестве средства самооценки, стимулирующего фактора в дальнейшем профессиональном развитии. Не исключаются случаи, когда результаты контроля отражают низкий уровень подготовки, некомпетентность, отсутствие роста, а в ряде случаев профнепригодность сотрудника.

Обобщающие формы

Внутришкольный контроль может быть направлен на исследование комплекса факторов, оказывающих влияние на формирование коллектива класса в ходе образовательной и внеобразовательной деятельности. Предмет изучения в этом случае - мероприятия, которые проводятся педагогами в одном классе. Исследуется система работы по дифференциации и индивидуализации обучения, развитию мотиваций и познавательных потребностей детей. Оценивается также динамика успеваемости по нескольким периодам или в течение одного конкретного срока, состояние дисциплины, культуры поведения и так далее. Предметно-обобщающая форма применяется тогда, когда изучение направлено на состояние и качество преподнесения знаний по конкретной дисциплине в одном или параллельных классах, а также по всему учреждению в целом. Такой внутришкольный контроль предполагает привлечение и администрации, и представителей методических объединений. Тематически-обобщающая форма в качестве основной цели ставит исследование деятельности различных преподавателей в разных классах по конкретным направлениям процесса. К примеру, проверяется применение краеведческого материала в ходе обучения либо формирование базы эстетической культуры детей на уроках естественного направления и пр. Комплексно-обобщающая форма используется в ходе контроля организации изучения нескольких предметов нескольких педагогов в одном и более классах.

Методы

В процессе внутришкольного контроля руководство должно получить полную и достоверную информацию о положении дел. Для достижения этой цели используются различные методы. Среди наиболее популярных и эффективных стоит отметить:

Все используемые методы дополняют друг друга.

Объекты проверки

В рамках внутришкольного контроля исследуются:

Образовательный процесс. В нем объектами проверки становятся:

  • Реализация учебных программ.
  • Продуктивность деятельности педагога.
  • Уровень навыков и знаний учащихся.
  • Индивидуальная деятельность с одаренными детьми.
  • Навыки методов самопознания учащихся.
  • Эффективность внеклассной предметной деятельности.

Воспитательный процесс:

  • Эффективность деятельности классных руководителей.
  • Уровень воспитанности и общественной активности детей.
  • Участие родителей в процессе.
  • Качество проведения общешкольных мероприятий.
  • Уровень физподготовки и состояния здоровья детей.
  • Качество профилактики с педагогически запущенными обучающимися.

Этот метод контроля используется во многих учреждениях. К педагогической документации относят:


В школьной документации отражаются качественные и количественные характеристики образовательного и воспитательного процессов. Сам факт присутствия разнообразной документации в учреждении указывает на богатство информации, которую сотрудники получают при ее использовании. При необходимости можно обратиться в архив для получения сведений за прошлые периоды. Это позволит провести сравнительный анализ, имеющий особую ценность для прогностической деятельности.