Упражнение «Кораблекрушение. Игра "потерпевшие кораблекрушение"

Цель: опыт групповой дискуссии и принятия решения группой, закрепление навыков командной работы.

Оборудование: бланк для игры.

Бланк для игры.

Предметы Мой ответ Р1 Ответ пары Р2 Ответ группы Р3 Ответ экспертов Р 4 Эффек- тивность личная Р 4 - Р 1 Эффек- тивность парная Р 4 - Р 2 Эффек- тивность группы Р 4 - Р 3
Зеркало для бритья
Канистра с водой
етка Сетка от москитов
Одна коробка с армей- ским рационом
Карты Тихого океана
Надувная подушка (спасат. плав. средство)
Канистра нефтегазовой смеси
Маленький транзистор- ный радиоприемник
Реппелент, отпугиваю- щий акул
20 кв м непрозрачного полиэтилена
Бутылка рома крепостью 80 º
15 м нейлонового каната
2 коробки шоколада
Секстант для ориенти- ровки по звездам
Рыболовная снасть
Сумма


Инструкция. Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии 1000 миль к юго-западу от ближайшей земли.

Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, всю вашу группу и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять тысяч банкнот.

Ваша задача – классифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значению и так далее до 15, наименее важного для вас.

Следующий этап – обсуждение вашего спасения и классификация предметов в паре.

После того, как группа сообщила о готовности, зачитывается мнение экспертов (реальных исследователей, путешественников, спасателей МЧС России).

Мнение экспертов . Основными вещами, необходимыми потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые 36 часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды, поэтому они менее ценны.

Список предметов

1. Зеркало для бритья – важно для сигнализации морским и воздушным спасателям.

2. Канистра нефтегазовой смеси. Важна для сигнализации. Может быть зажжена (естественно, вне плота) тысячными банкнотами и спичкой и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.

3. Канистра с водой утолит жажду.

4. 1 коробка с армейским рационом обеспечивает основное питание

5. 20 квадратных метров непрозрачного полиэтилена используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии.

6. 2 коробки шоколада – резервный запас пищи.

7. Рыболовная снасть – оценивается ниже, чем шоколад, потому что в этой ситуации «лучше синица в руках, чем журавль в небе».

8. 15 метров нейлонового каната можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.

9. Надувная подушка – если кто-то упадет за борт, может служить спасательным средством.

10. Репеллент для отпугивания акул – назначение очевидно.

11. 1 бутылка рома крепостью 80 º - содержит 80 º алкоголя – достаточно для использования в качестве возможного антисептика при любых травмах, в других ситуациях имеет малую ценность, т.к. употребление может вызвать обезвоживание.

12. Маленький транзисторный радиоприемник имеет незначительную ценность, т.к. нет передатчика.

13. Карты Тихого океана бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.

14. Противомоскитная сетка – в Тихом океане москитов нет.

15. Секстант – без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

После того, как выяснили разницу с мнением спасателей, считается общая сумма каждой колонки (по модулям):

· 0-30 – высокая эффективность

· 30-60 – средняя эффективность

· 60-120 – низкая эффективность

· свыше 120 – практически отсутствует.

Эти цифры – хорошая основа для анализа (рефлексии):

· Как, по-твоему, в верном направлении продвигалась ваша дискуссия?

· Была ли выработана общая стратегия спасения?

· Что тебе помешало принять активное участие в обсуждении?

· Ты не согласен с принятым решением?

· Почему тебе не удалось отстоять собственное мнение?

· Кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения?

· На какой стадии появился лидер?

· Что заставило прислушаться к его мнению?

· Какими способами участники добивались согласия с их мнениями?

· Какие способы поведения только мешали общей работе?

· Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников?

В случае ограничений, технических, временных и проч., для реализации целей организации групповой дискуссии, принятия решения командой может быть использована

Игра «Необитаемый остров» (модификация игры «Потерпевшие кораблекрушение»).

Ведущий зачитывает описание ситуации:

«Ваша группа летела на ковре-самолете и случайно попала не­известно куда. Оказалось, что это необитаемый остров, представляющий собой высоко поднятое над морем плато, имеющий обрывистые скалистые берега и узкую полоску земли внизу, на побережье.

На плато есть деревья, животные, пресная вода, то есть усло­вия для жизни. На побережье нет ничего. Поэтому на острове можно просуществовать лишь несколько дней.

Исследуя остров, вы обнаруживаете в скале пещеру, и от слу­чайно произнесенных слов, которых никто не запомнил, она неожи­данно открылась. В ней есть любые предметы.

Составьте список тех предметов, которые вы хотели бы взять из пещеры. Время на составление списка - 7-8 минут».

После выполнения этой части задания группе дается следую­щая инструкция:

«У каждого из вас есть по 10 предметов, однако ситуация та­кова, что вся группа может унести из пещеры только 10 предме­тов. В течение 20 минут вы должны посоветоваться между собой и составить единый список.

Рефлексия.

При анализе упражнения группа обсуждает следующие воп­росы:

· Удалось ли участникам группы договориться? Если нет, то почему?

· Какие формы взаимодействия в группе способствовали достижению результата, а какие - препятствовали?

· Был ли в дискуссии лидер? Назначили его сознательно или он проявил себя сам?

В процессе обсуждения можно выйти на алгоритм принятия решения:

1. Постановка (выявление) проблемы.

2. Прояснение ситуации.

3. Перевод проблемы в задачу.

4. Формулирование и заслушивание вариантов решения.

5. Обсуждение последствий каждого из вариантов.

6. Принятие единого решения.

Специалисты, работающие с группами, любят моделировать разные экстремальные ситуации. Их хлебом не корми, а дай возможность поиграть в революцию, землетрясение или, на худой конец, кораблекрушение. Вот и плавают в виртуальных океанах тренинговые группы, ломающие голову над тем, как же выбраться на твердую почву реальности.

Одна из таких игр - «Потерпевшие кораблекрушение» - хорошо известна психологам. Она описана у Кьела Рудестама в книге «Групповая психотерапия». Слегка модернизировал эту игру и поместил ее в другой контекст Н.Козлов. Его игра называется «Катастрофа на воздушном шаре», но по сути это те же «Потерпевшие кораблекрушение» .

Ваш корабль потерпел кораблекрушение. Вы дрейфуете в спасательной шлюпке в южной части Тихого океана. Ваше точное местонахождение неизвестно, но вы находитесь приблизительно в тысяче миль от ближайшей земли. В шлюпке имеются только 15 предметов. Каждый из вас получает их список. Кроме этого, имущество оставшихся в живых - несколько коробков спичек и пять банкнот...

Ваша задача – проранжировать предметы в списке в соответствии с их значимостью для выживания.

Поставьте цифру 1 усамого важного предмета, 2 - уследующего и т.д.

Секстант

Зеркало для бритья

бритья Канистра с водой

Противомоскитная сетка

Пищевой НЗ на 3 дня

Карты Тихого океана

Надувная подушка

Небольшая канистра солярки

Транзисторный радиоприемник

Репеллент, отпугивающий акул

5 квадратных метров непрозрачной пластиковой пленки

Бутылка спирта 5 метров нейлоновой веревки

Две коробки шоколада

Рыболовная снасть

Играющие учатся достигать согласия при решении групповой задачи, так как игра моделирует процесс принятия группового решения. Кроме того, она помогает сплотить группу. Ведущему она дает диагностическую информацию относительно коммуникативных шаблонов, лидерских качеств и навыков участников группы. Для ее проведения понадобятся копии инструкций. большие листы бумаги и карандаши.

На индивидуальное ранжирование дается пятнадцать минут. После этого в течение сорока пяти минут группа должна прийти к общему решению, достигая единства мнений по каждому пункту списка

Это единство мнений очень важно. Нужно, чтобы каждый играющий согласился бы с групповым решением, а не просто подчинился чужому мнению, даже если это мнение большинства. Достичь согласия нелегко, иногда группа при таких условиях даже не в состоянии прийти к устраивающему всех решению. А в некоторых случаях «консенсус» оказывается мнимым, и при обсуждении игры обнаруживаются игроки, которые просто уступили группе.

Ведущий может дать игрокам следующие рекомендации для достижения согласия:

Воздержитесь от защиты своего суждения только потому, что оно свое. Подходите к задаче логически и объективно.

Избегайте менять свое мнение только для достижения согласия, не старайтесь любыми силами уклониться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться, хотя бы отчасти.

3. Избегайте таких методов разрешения конфликта, как голосование и компромисс.

Рассматривайте раз личные мнения как помощь, а не как помеху.

После принятия общего вердикта можно начать обсуждение игры, например, с того, чтобы сравнить принятое решение с мнением экспертов (см. приложение). В процессе обсуждения можно сравнить индивидуальные решения с групповым.

Игра вместе с обсуждением продолжается около полутора часов, но вы можете быть более гибкими в отношении времени и ориентироваться на то, как ведет себя группа.

На что можно обратить внимание в обсуждении? Разберите процесс принятия группового решения. Какие виды поведения помогали прийти к согласию? Какие мешали? Кто был активен, кто не участвовал? Какие лидерские качества проявились в игре? Кто оказывал влияние и почему? Какая была атмосфера в группе? Что чувствовал каждый участник? Какие действия предпринимались для «протаскивания» своих мнений? Как можно улучшить процесс принятия группового решения?

От ведущего требуется хорошая сенсорная чувствительность, способность отследить механизмы принятия группового решения, умение задать нужные вопросы в нужный момент, изобретательность и чувство юмора. Игра может проходить очень динамично. Начинающий тренер может не ставить перед собой глобальных целей, а просто поиграть в нее, например, с классом. И все же будьте аккуратны, ведите игру так, чтобы сплотить группу, а не рассорить!

ПРИЛОЖЕНИЕ. Согласно мнению «экспертов», потерпевшему кораблекрушение в океане более всего необходимы две категории предметов: служащие для

привлечения внимания и помогающие выжить до прибытия спасателей. Краткая информация, которая дается для оценки каждого предмета, не исчерпывает всех возможностей их использования (например, секстантом можно отбиваться от летающих рыб!)

секстантом можно отбиваться от

/. Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.

2. Канистра с соляркой.. Важна для сигнализации. Солярка может быть вылита на воду, зажжена банкнотами и спичками и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.

3Канистра с водой. Для утоления жажды.

Коробка с пищевым НЗ. Обеспечивает основную пищу.

Пластиковая пленка. Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии.

Две коробки шоколада. Резервный запас пищи.

Рыболовная снасть. Оценивается ниже чем шоколад, по тому что в данной ситуации «синица в руках лучше, чем журавль в небе». Нет уверенности в том, что вы поймаете рыбу.

Нейлоновая веревка. Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.

9. Надувная подушка. Если кто-то упадет за борт, она может послужить спасательным средством.

10. Репеллент , отпугивающий акул.

//. Спирт. Может быть использован и качестве антисептика, в других случаях малоценен, поскольку применение вовнутрь может вызвать обезвоживание.

Радиоприемник. Имеет незначительную ценность, таккак нет передатчика.

Карты Тихого океана. . Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать не где находитесь вы, а где находятся спасатели.

Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.

Секстант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержания жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят на помощь в первые 36 часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.

Игорь ГЕРАСИМЕНКО

Игра «Потерпевшие кораблекрушение»

Цель. В этом упражнении исследуются процессы принятия решения группой. Оно учит эффективному поведению в процессе поисков консенсуса в группах. Кроме того, это упражнение позволяет получить информацию о коммуникативных процессах в группе и о существующих в ней отношениях доминирования и руководительства, а также может способствовать сплочению ее участников.

Материалы. Копии инструкции, листы бумаги и карандаши.

Процедура. Каждый участник получает указание за 15 минут выполнить задание в соответствии со следующими ниже инструкциями.

«Вы дрейфуете на некоей частной яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и находящегося на ней груза уничтожена.

Теперь яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно, потому что навигационные приборы испорчены. По самым благоприятным оценкам, вы находитесь примерно в тысяче миль к юго-западу от ближайшего берега.

Ниже приведен список пятнадцати предметов, которые не пострадали от пожара. Кроме того, у вас осталась резиновая спасательная шлюпка с веслами, достаточно большая, чтобы вместить вас, остальной экипаж и все перечисленные ниже предметы. Плюс к тому в карманах у всех выживших в сумме набирается пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять долларовых банкнот.

Ваша задача - расставить все предметы из списка по их важности для выживания. Самый важный предмет получает номер 1, следующий - номер 2 и так далее до номера 15, который наименее важен.

  • - Секстант.
  • - Зеркальце для бритья.
  • - Пятигаллоновый бочонок воды.
  • - Противомоскитная сетка.
  • - Одна коробка с армейским рационом питания.
  • - Карты Тихого океана.
  • - Подушка сиденья (одобрена как плавсредство службой спасения на водах).
  • - Двухгаллоновый баллон дизельного топлива.
  • - Транзисторный приемник.
  • - Репеллент для отпугивания акул.
  • - Двадцать квадратных футов светонепроницаемого пластика.
  • - Одна кварта пуэрто-риканского рома.
  • - Пятнадцать футов нейлоновой веревки.
  • - Две коробки шоколада.
  • - Набор рыболовных принадлежностей.

После того как каждый закончил работу над своим списком, группа получает 45 минут для выполнения следующей задачи.

Надо выработать общее для всей группы решение, руководствуясь специальным методом достижения консенсуса. Он предусматривает достижение согласия всех членов группы относительно позиции каждого предмета в списке. Выработать единое мнение трудно. Не каждая оценка важности предмета из списка будет соответствовать мнению всех участников. Будучи единой группой, постарайтесь, чтобы с каждой оценкой все согласились хотя бы отчасти. Ниже даны некоторые подсказки по достижению консенсуса:

  • 1. Не ставьте свое мнение превыше всего. Подходите к каждому вопросу с позиций логики.
  • 2. Не отказывайтесь от своего мнения на том лишь основании, что это необходимо для достижения согласия и предотвращения конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.
  • 3. Избегайте таких способов борьбы с конфликтами, как голосование, усреднение или торг.
  • 4. Относитесь к расхождениям во мнениях как к фактору, который способствует принятию решения, а не препятствует ему.

После того как группа завершит свою работу над списком, посмотрите, каким должен быть правильный порядок. Можно сравнить результаты работы каждого участника с результатом, который был получен группой в целом. Можно потратить некоторое время на обсуждение процесса принятия решения. Какие стили поведения способствовали или препятствовали достижению согласия? Какие отношения лидерства и подчинения выявились в процессе принятия общего решения? Кто участвовал в выработке консенсуса, а кто нет? Кто оказывал на этот процесс наибольшее влияние? Почему? Какой была атмосфера в группе во время обсуждения? Удалось ли использовать возможности группы оптимальным образом? Какие скрытые формы давления применяли члены группы, чтобы проталкивать свое мнение? Как можно улучшить процесс принятия общего решения?

В качестве варианта можно предложить одному или нескольким членам группы, чтобы они не принимали участия в самом упражнении, а вместо этого наблюдали за тем, как его выполняют другие, комментировали их действия и таким образом осуществляли обратную связь.

Цель игры : изучить процесс выработки и принятия решения в ходе общения и групповой дискуссии.

Время проведения : -

Порядок проведения .

1. Ознакомить всех участников с условиями игры (прил. А);

2. Каждому игроку самостоятельно проранжировать указанные предметы с точки зрения их важности для выживания (цифра 1 - у самого важного для вас предмета, цифра 2 - у второго по значению, цифра 15 будет соответствовать наименее полезному предмету). На этом этапе дискуссии между участниками запрещены,

3. Разбить группу на подгруппы по 6 человек. Один участник из каждой подгруппы должен быть экспертом. Можно предложить каждой подгруппе составить общее для группы ранжиро­вание предметов по степени их важности (так же, как они это сделали по отдельности). На этом этапе допускается дискуссия по поводу выработки решения. Отметить среднее время выпол­нения задания в каждой подгруппе.

4. Оценить результаты дискуссии в каждой подгруппе. Для этого:

а) выслушать мнение экспертов о ходе Дискуссии и о том, как принималось групповое решение, каковы были первоначаль­ные версии, веские доводы, аргументы и т. д;

б) зачитать «правильный» список ответов, предложенный экспертами ЮНЕСКО; сравнить «правильный» ответ, собственный результат и результат группы: для каждого предмета списка надо вычислить разность между номером, присвоенным ему индиви­дуально каждым участником, группой, и номером, присвоенным этому предмету экспертами; сложить абсолютные значения этих разностей для всех предметов; если сумма больше 30, то участ­ник или подгруппа « утонули».

в) сравнить результаты группового и индивидуального реше­ния; определить, явился ли результат группового решения более правильным по сравнению с решением отдельных людей.

Комментарии к проведению игры:

    это упражнение дает возможность количественно оценить эффективность группового решения;

    в группе возникает большее количество вариантов решения и лучшего качества, чем у решающих в одиночку;

    решение проблем в условиях группы обычно занимает боль­ше времени, чем решение тех же проблем отдельным индиви­дом;

    решения, принятые в результате группового обсуждения, оказываются более рискованными, чем индивидуальные реше­ния;

    индивид, обладающий особыми умениями (способностя­ми, знаниями, информацией), связанными с групповой задачей, обычно более активен в группе, вносит больший вклад в выработку группового решения.

Представьте себе, что вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но при­мерно вы находитесь на расстоянии тысячи километров от бли­жайшей земли.

Далее приводится список из 15 предметов, которые остались целыми после пожара. В дополнение к этим предметам вы рас­полагаете прочном надувным плотом с вёслами, достаточно боль­шим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные пред­меты. Имущество оставшихся живых людей - это несколько коробков спичек и пять однодолларовых ку­пюр.

  1. Зеркало для бритья.

    Канистра с 25 литрами воды.

    Противомоскитная сетка.

    Одна коробка с армейским рационом.

    Карта Тихого океана.

    Надувная плавательная подушка.

    Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.

    Маленький транзисторный радиоприемник.

    Репеллент, отпугивающий акул.

    Два квадратных метра непрозрачной пленки.

    Один литр рома крепостью 80 %.

    450 метров нейлонового каната.

    Две коробки шоколада;

    Рыболовная снасть.

Ответы экспертов ЮНЕСКО для игры «Потерпевшие ко­раблекрушение».

Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, явля­ются предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значе­ние: если даже маленький спасательный плот и в состоянии до­стичь земли, невозможно на нем заласти достаточное количество воды или пищи для жизни в течение этого периода. Следо­вательно, самым важным для вас являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасате­лям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.

    Зеркало для бритья - для сигнализации воздушным и морским спасателям.

    Канистра с нефтегазовой смесью - для сигнализации. Может быть зажжена банкнотой и спичкой. Будет плыть по воде, привлекая внимание.

    Канистра с водой - для утоления жажды.

    Коробка с армейским рационом - обеспечит основную пищу.

    Непрозрачная пленка - для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.

    Коробка шоколада- резервный запас пищи.

    Рыболовная снасть - оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица» в руках лучше «журавля» в небе. Нет уверенности в том, что вы поймаете рыбу.

    Нейлоновый канат - для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.

    Плавательная подушка - спасательное средство на случай, если кто-то упадет за борт.

    Репеллент, отпугивающий акул- назначение очевидно.

    Ром крепостью 80 % - содержит достаточно алкоголя для использования в качестве антисептика; в других случаях имеет малую ценность, поскольку его употребление может вы­звать обезвоживание.

    Радиоприемник - имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.

    Карта Тихого океана - бесполезна без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.

    Противомоскитная сетка - в Тихом океане нет москитов.

    Сектант - без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержки жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шан­сов быть обнаруженными и спасенными» К тому же в большин­стве случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПОТЕРПЕВШИЕ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ»

Уцелевшие предметы

Личное ранжирование

Ранжирование в группе

Разница между личным ранжированием и ранжированием в группе

(между цифрами 2 и 3 столбца)

Ранжирование экспертов

Разница между личным ранжированием и ранжированием экспертов

(между цифрами 2 и 5 столбца)

Разница между ранжированием группы и экспертов

(между цифрами 3 и 5 столбца)

Сектант –инструмент для измерения высоты светила над горизонтом с целью определения координат судна

Зеркало для бритья

Канистра с 25 литрами воды

Противомоскитная сетка

Одна коробка с армейским рационом

Карта Тихого океана

Надувная плавательная подушка

Канистра с 10 литрами горючей смеси

Маленький транзисторный радиоприемник

Средство, отпугивающее акул

Два квадратных метра непрозрачной пленки

Один литр рома крепостью 80%

450 метров нейлонового каната

Две коробки шоколада

Рыболовная снасть

Цели игры:

· Адаптация студентов в группе, более тесное знакомство друг с другом.

· Выработка некоторых навыков группового взаимодействия при принятии решений.

· Выработка умения анализировать процессы группового взаимодействия, являясь участником происходящего и наблюдая со стороны.

Оснащение игры:

· Для каждой команды общий стол, стулья для участников.

· Для каждой команды карточка «Инструкция для экипажа».

· Каждому участнику беджик с его именем и карточка с перечнем предметов.

· Наблюдателям – «Инструкция для наблюдателя»

Общая инструкция:

Для проведения ИГРЫ нужно сформировать команды по 5-15 участников. Одновременно могут играть несколько команд, действующих автономно. Только при подведении итогов будут сравниваться результаты для определения победителя. Также выбираются наблюдатели по числу команд.

Инструкции для экипажа:

1. Каждая команда – это экипаж корабля. Придумайте название корабля и в ходе игры выберите капитана.

2. Корабли находятся в разных точках южной части Тихого океана. Всё происходит в наше время.

3. Раннее утро. Команда неожиданно просыпается от грохота и сильного толчка. Корабль напоролся на рифы и начинает тонуть. Его не спасти. На воду сбросили надувной плот, на котором могут разместиться все члены экипажа. Ещё есть место для десяти предметов из двадцати – это всё, что успели вытащить на палубу члены экипажа. В полумиле от места кораблекрушения находится необитаемый остров, покрытый густыми зарослями.

4. Сначала каждый член экипажа работает самостоятельно (7-10 мин), составляя свой список из десяти предметов, которые нужно взять на плот. Затем по команде начинается групповое обсуждение (15-20 мин).

5. Любая осознанная деятельность должна иметь цель, поэтому начните работу с ответа на вопрос: «Что вы собираетесь делать дальше, когда на плоту доберётесь до острова?»

6. При групповой работе необходимо использовать метод консенсуса. Это означает, что с выбором должны согласиться все члены команды перед тем, как это станет частью группового решения. Консенсуса достичь нелегко. Ниже приводится некоторое руководство для его достижения:

· Избегайте споров для отстаивания собственных суждений. Подходите к задаче с позиций аргументации и логики.

· Избегайте изменения своего мнения только для того, чтобы прийти к соглашению и не допустить конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться, хотя бы отчасти.

· Избегайте таких методов сглаживания конфликтов как: голосование, усреднение или торг при при­нятии коллективного решения.

· Воспринимайте множество мнений как ресурс, а не как помеху для принятия решения.


7. Список предметов с пояснениями:

Две коробки шоколада (в упаковке по 15 плиток шоколада «Алёнка»).

Фляга с ромом (стальная, объёмом 1,5 л).

Канистра с горючим (стальная, объёмом 15л с соляркой).

Карта Тихого океана (ламинированная, размером 0,5Х0,7 м).

Канат (капроновый, диаметр 3 см, длинна 15 м).

Транзистор (портативный радиоприёмник, работает на батарейках).

Противомоскитная сетка (тонкая нейлоновая сетка, размер 3Х3 м).

Брезент (водонепроницаемая, плотная ткань, размер 3Х4 м).

Рыболовная снасть (коробка с рыболовными крючками, лесками).

Топорик (туристический, цельнометаллический).

Канистра с водой (пластмассовая, объёмом 15л с питьевой водой).

Спички (специальные туристические, горят на ветру).

Ружьё и патроны (мелкокалиберное с 50 патронами в коробке).

Репеллент (пластмассовая бутылка объёмом 0,5 л для отпугивания акул).

Зеркалодля бритья (диаметр зеркала 15 см, увеличивает изображение).

Спасательныйкруг (корабельный).

Бинокль (100-кратное увеличение).

Спальный мешок (туристический, с круговой молнией).

Секстант (навигационный прибор для определения широты).

Гарпун (металлическая стрела).

После завершения обсуждения капитан от имени команды озвучивает поставленную цель высадки на остров, зачитывает список взятых предметов, аргументируя выбор.

Подведение итогов:

Итоги подводятся после подсчёта баллов в каждой команде (критерии для определения баллов по выбранным предметам определяет эксперт).

Инструкция для наблюдателя:

С началом игры наблюдатель подходит к своей команде. Вступать в игру и общаться с членами команды нельзя. В ходе наблюдения нужно ответить на следующие вопросы:

1. Какие особенности поведения участников мешали или помогали процессу принятия правильного решения?

2. Кто проявлял наибольшую активность?

3. Кто оставался в роли наблюдателя?

4. Кто оказывал наибольшее влияние на принятие решения и почему?

5. Какая атмосфера сложилась в группе?

6. Полностью ли были использованы интеллектуальные возможности группы и почему?

7. Какие действия предпринимали участники обсуждения для внедрения своих предложений?

Во время наблюдения вести подробные записи, при необходимости указывая имена участников. Перед подведением итогов наблюдателям предоставляется слово для аргументированных и корректных ответов на поставленные вопросы.