На дне цитаты василисы. Самый интересный герой пьесы «На дне» это Василиса

Драматургия Горького очень интересна своей проблематикой, силой философских размышлений. Определенного совершенства в этом плане достигла пьеса «На дне», представляющая совокупность социально-философских воззрений писателя.

В экспозиции с помощью обширной авторской ремарки и высказываний персонажей обрисован «подвал, похожий на пещеру», в котором живут, дерутся, умирают воры, шулера, проститутки, бывшие работники: слесарь Клещ, картузник Бубнов, телеграфист Сатин, Актер, Барон. Их положение мало чем отличается друг от друга, несмотря на то, что одни, как Клещ, надеются «вырваться», другие, как Сатин, хотят «забыть о человеческой жизни». Все они находятся на разных ступенях падения «на дно», но тем не менее, они освобождены от социальных признаков, различий, оставшись голыми.

Такая характеристика персонажей дает возможность с необычной точки зрения показать общественный конфликт. Здесь тоже есть хозяева, но они действуют в микроскопическом масштабе. Итак, «хозяева жизни» в произведении представлены содержателем ночлежки Костылевым, лицемерным, трусливым, отвратительным старикашкой, выжимающим прибыль из живого и мертвого, из каждого дыхания своих жертв, и его женой Василисой, жестокой, жадной хищницы, прокладывающей себе путь преступлениями.

Костылев, хозяин ночлежки, появляется в пьесе в первом акте. И первая же его фраза способна внушить к нему неприязнь. Старик входит в подвал в тот момент, когда Актер пытается вывести умирающую Анну в сени подышать свежим воздухом. Увидев их, Костылев заявляет: «Ах, и хороша парочка, баран да ярочка». Сразу становится понятным, что в этом персонаже мы не увидим ни капли сочувствия. Чуть позже хозяин ночлежки обещает Клещу накинуть на того еще «полтинничек» на его основную плату. На это Клещ отвечает ему: «Ты петлю на меня накинь да задави… Издохнешь скоро, а все о полтинниках думаешь…» Костылев отвратительный персонаж, Горький, дабы подчеркнуть это, дает ему возможность рассуждать над добротой. Какая сатира!.. «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта – она превыше всех благ». И эти слова мы слышим от человека, буквально давящего нечеловеческими условиями своих жителей, о которых сам потом говорит: «А я вас всех люблю… я понимаю, братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая…». Стоящие в социальном плане ниже, в моральном плане обитатели подвала кажутся гораздо человечнее этого «хозяина жизни». Практически в каждом из подвальных «босяков» можно найти какие-либо хорошие качества, пусть извратившиеся из-за подобной бесчеловечной жизни, но они есть. В Костылеве же мы не можем найти ни одной положительной черты.

Показателен в плане «хозяев жизни» и образ жены Костылева Василисы. У этой женщины нет никаких моральных устоев. Выйдя замуж за старика ради денег и определенного социального статуса, она показала свою жизненную позицию. Она «умная баба», умеет приспосабливаться к любой обстановке.

Изначально мы узнаем о Василисе лишь то, что она является любовницей вора Васьки Пепла. Но что это? Настоящие чувства, эмоции или снова холодный расчет, поиск постоянной выгоды? Скорее второе. Конечно, при старом муже иметь молодого любовника хорошо, а если еще от любовника есть и другая, денежная выгода… Василиса знает, что Васька зависит от нее, понимает, что может сдать его полицейским в любой момент и заставляет его воровать. Как долго это длилось – неизвестно, Горький подводит нас к тому моменту, когда Пепел решил взбунтоваться: «Красивая ты, Васка… а никогда не лежало у меня сердце к тебе… И жил я с тобой и все… а никогда ты не нравилась мне…» Выясняется, что Васька Пепел любит младшую сестру Василисы. А хозяйку ночлежки любить невозможно, потому что это красиво сложенное чудовище. За красивой внешностью стоит страшная, уродливая сущность. Сам Пепел говорит о ней очень точно: «души в тебе нет, баба… В женщине – душа должна быть… Мы – звери… нам надо… надо нас – приучать… а ты – к чему меня приучила?..». Но и в этой ситуации Василиса не теряется, а предлагает Василию отдать свою младшую сестру Наташу, за что тот должен будет убить Костылева. Нам сразу же становится понятно, что никаких светлых эмоций у Василисы к Пеплу не было. Желая одним махом расправится со всеми, она подбивает Ваську на преступление. В противном случае она обещает окончательно замучить свою младшую сестру. И вышло все именно так, как задумала Василиса. Увидев беседующих Ваську и Наташу, она загоняет сестру домой, запирается с ней в комнате и начинает ту жестоко избивать. Горький не показывает нам эту сцену, но, уже зная, на что способна эта чудовищная женщина, становится страшно.

Сцену драки можно назвать кульминацией социального конфликта драмы. По неосторожности Пепел все-таки убивает Костылева. Теперь ему грозит тюрьма или каторга. Василиса сделала свое страшное дело, одним махом она избавилась сразу же от троих: мужа, любовника и сестры. И ничего страшного, что ее забирают в участок вместе с Васькой. Она «умная баба», всегда сможет выкрутиться. Именно такие люди и способны жить в подобных жизненных условиях. Ее вряд ли что-то сможет когда-нибудь свалить, она слишком хитра и изворотлива для этого. А если говорить о разрешении социального конфликта, убийство Костылева было совершенно бессмысленным. Оно не разрешило социальных противоречий. Обитатели ночлежки вернулись к своим занятиям. А в качестве хозяйки подвала станет, скорее всего, выступать Василиса, и легко себе представить, что жизнь под ее гнетом станет для «босяков» совершенно невыносимой.

Таким образом, Горький через образы Костылева и Василисы показал моральный уровень «хозяев жизни» дна. В этом плане они упали еще ниже обитателей ночлежки, ибо в них не осталось ничего человеческого.

Произведения Горького очень интересны своей проблематикой и глубиной философских рассуждений. Пьеса «На дне», в этом плане, достигла определенного совершенства, поскольку представляет собой совокупность социально-философских воззрений самого автора.

С помощью развернутой авторской ремарки и высказываний самих персонажей пьесы, Горький очень выразительно изображает место действия – ночлежку, которая больше похожа на пещеру. Здесь живут, дерутся и умирают шулера, воры, проститутки, бывшие работники (телеграфист Сатин, слесарь Клещ, картузник Бубнов и другие). Все они находятся практически в одинаковом положении, хотя степень их падения на «дно» различна. Одни стремятся вырваться из нищеты, а другие полностью отреклись от нормальной человеческой жизни и подчиняются воле обстоятельств.

В пьесе весьма необычно показан общественный конфликт.

Среди героев произведения есть не только обитатели ночлежки, утратившие всякие социальные признаки, но и, так называемые, «хозяева жизни», которые представлены парой Костылевых, содержателей ночлежки. Лицемерный и трусливый старикашка Костылев выжимает прибыль из каждой своей жертвы, а его жена Василиса с жестокостью жадной хищницы прокладывает себе путь преступлениями.

Хозяин ночлежки появляется в первом акте пьесы, и по первой же его реплике читатель понимает, что ничего хорошего от этого персонажа ждать не стоит. Костылев входит в подвал, а в это время Актер помогает умирающей Анне выйти в сени, чтобы подышать свежим воздухом. Старик с издевкой называет их «парочкой», не испытывая ни капли сочувствия к чужому горю. Позже Костылев обещает Клещу накинуть на его основную плату еще «полтинничек». Клещ не скрывает своего отвращения к хозяину ночлежки, который готов вытянуть из людей последние средства к существованию. Старик Костылев – отвратительный персонаж. Чтобы подчеркнуть это, Горький дает ему возможность высказываться о доброте. Какой сатирой являются в устах Костылева слова о том, что доброта – самое высокое благо! Существующие на самом «дне» жизни обитатели ночлежки кажутся в моральном плане гораздо выше и достойнее этого жадного старикашки. В каждом «босяке» можно найти какие-либо положительные качества, пускай немного искаженные бесчеловечными условиями жизни. В Костылеве же читатель не найдет ни одного хорошего качества.

Образ Василисы, жены Костылева, не менее показателен в плане изображения «хозяев жизни». Никаких моральных устоев нет у этой женщины. Замуж за старика она вышла ради денег и достойного социального статуса. В этом заключается ее основная жизненная позиция. Василиса – «умная баба», умеющая приспосабливаться к любым обстоятельствам.

Сразу читатель узнает о Василисе то, что она имеет в любовниках вора Ваську Пепла. Но настоящих чувств к нему она, конечно же, не испытывает. Иметь молодого любовника при старом муже - это хорошо, а если при этом есть еще и денежная выгода, то - вдвойне приятно. Василиса прекрасно понимает, что Пепел зависит от нее, ведь в любой момент она может сдать его полицейским. Поэтому ей легко удается заставить Ваську воровать для нее. Читателю неизвестно, как долго продолжались их отношения, но однажды Васька решает взбунтоваться. Он откровенно высказывает Василисе все, что накипело в его душе за время их общения. Выясняется, что на самом деле он любит не бездушную Василису, а ее младшую сестру Наташу. Василиса тут же находит способ извлечь выгоду для себя из сложившейся ситуации: она готова отдать Ваське сестру при условии, что он убьет ее мужа. Таким образом, хозяйка ночлежки хочет избавиться сразу от всех, неугодных ей людей. В случае отказа, она обещает пеплу замучить Наташу до смерти. Застав однажды их вдвоем, Василиса запирает Наташу в доме и жестоко избивает ее. За красивой внешностью этой женщины скрывается настоящее чудовище, способное на ужасные поступки.

Между Пеплом и Костылевым происходит конфликт, и Васька случайно убивает хозяина ночлежки. Теперь ему грозит каторга. Василиса, в итоге, достигла своей цели: она одним махом избавилась от мужа, любовника и сестры. Правда, ее тоже вместе с Васькой забирают в участок. Но она, конечно, сможет выкрутиться. Только такие люди, как Василиса, способны существовать в подобных условиях. Ее ничто не сможет свалить, хитрость и изворотливость помогут этой женщине выстоять при любых обстоятельствах.

Конечно, убийство Костылева не может решить социальный конфликт пьесы. Хозяйкой ночлежки теперь станет Василиса, и ее обитателям придется совсем худо. С помощью образов Василисы и Костылева Горький показал уровень морального падения «хозяев жизни». Ничего человеческого в них не осталось, и, в этом плане, «босяки» выглядят намного достойнее своих «господ».

образ Василисы Карповны в романе на дне М. Горького... и получил лучший ответ

Ответ от Азиза[гуру]
Сверхчеловек не нуждается в любви потому, что она есть проявление человеческого эгоизма, любви к самим себе. Сверхчеловек не нуждается в истине, которая, по Ф. Ницше, является родом заблуждения для слабых. Но Васька нуждается в любви Наташи (пусть для себя) и стремится понять правду. Он не стал сверхчеловеком.
Клеща и Костылёвых роднит ненависть к людям и непомерная любовь к самим себе.
Содержатель ночлежки Костылёв, ханжа и лицемер, представляет современное мещанство. Он ценит только деньги, прикрывая меркантильные интересы Священным Писанием и благими намерениями. В этом плане Костылёв - прямой антипод Алёшки.
Под стать своему мужу Василиса Карповна. Она не скрывает цинизма, злобы и ненависти, не притворяется, что любит ближнего. Василиса жадна и любит материальные блага, ночлежники для неё - средство добывания денег. Ради них она способна уничтожить каждого - мужа, сестру. Василиса подобна зверю: “баба лютая”.
“Всякое время даёт свой закон”, - говорит в пьесе Татарин. Всякое время создаёт свой тип человека - и оставляет его в наследство человечеству, когда меняется. Таким образом, «На дне» - иллюстрация к истории культуры человечества.
Продукты своего времени, ночлежники привыкли и себя, и мир воспринимать только в собственных временных измерениях, принимают второстепенное за главное. Они тяжело переносят жизнь, но не могут найти причины своих мучений. Может быть, эти причины в том, что каждый человек - в той или иной степени продукт своего времени и на собственном опыте знает, что значит быть современным или перестать быть таковым. Именно поэтому зрители сочувствуют ночлежникам, при этом ощущая муку их жизни как свою.

Пьеса «На дне» была задумана Горьким как одна из четырех пьес цикла, показывающего жизнь и мировоззрение людей из разных слоев общества. Это - одна из двух целей создания произведения. Глубинный смысл, который заложил в него автор - попытка ответить на главные вопросы человеческого существования: что есть человек и сохранит ли он свою личность, опустившись «на дно» нравственного и социального бытия.

История создания пьесы

Первые свидетельства о работе над пьесой относятся к 1900 году, когда Горький в разговоре со Станиславским упоминает о желании написать сцены из жизни ночлежки. Некоторые наброски появились в конце 1901 года. В письме к издателю К. П. Пятницкому, которому и посвятил произведение автор, Горький писал, что в задуманной пьесе для него ясны все персонажи, идея, мотивы действий, и «это будет страшно». Окончательный вариант произведения был готов 25 июля 1902 года, издан в Мюнхене и уже в конце года поступил в продажу.

Не так радужно обстояли дела с постановкой пьесы на сценах российских театров - она практически запрещена. Исключение сделано только для МХАТа, остальные театры должны были получать особое разрешение на постановку.

Название пьесы в процессе работы менялось, по крайней мере, четыре раза, а жанр автором так и не был определен - в издании значилось «На дне жизни: сцены». Укороченное и всем сегодня знакомое название впервые появилось в театральной афише при первой постановке в МХАТ.

Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона - В. Качалов, Луки - И. Москвин, Насти - О. Книппер, Наташи - М. Андреева.

Основной сюжет произведения

Сюжет пьесы завязан на отношениях героев и в обстановке всеобщей ненависти, которая царит в ночлежке. Это - внешняя канва произведения. Параллельное действие исследует глубину падения человека «на дно», меру ничтожества социально и духовно опустившегося индивидуума.

Действие пьесы начинается и заканчивается сюжетной линией взаимоотношений двух персонажей: вора Васьки Пепла и жены владельца ночлежки Василисы. Пепел любит ее младшую сестру Наташу. Василиса ревнует, постоянно избивает сестру. Есть у нее и еще один интерес к любовнику - она хочет освободиться от мужа и подталкивает Пепла к убийству. В ходе пьесы Пепел действительно в ссоре убивает Костылева. В последнем же акте пьесы постояльцы ночлежки говорят, что Ваське придется идти на каторгу, а Василиса все равно «выкрутиться». Таким образом, действие закольцовывается судьбами двух героев, но далеко не ограничивается ими.

Временной промежуток пьесы - несколько недель ранней весны. Время года - важная составляющая пьесы. Одно из первых названий, данных автором произведению, «Без солнца». Действительно, вокруг весна, море солнечного света, а в ночлежке и в душах ее обитателей - мрак. Лучом солнца для ночлежников стал Лука, бродяга, которого в один из дней приводит Наташа. Лука приносит надежду на счастливый исход в сердца опустившихся и утративших веру в лучшее людей. Однако в конце пьесы Лука исчезает из ночлежки. Доверившиеся ему персонажи теряют веру в лучшее. Пьеса заканчивается самоубийством одного из них - Актера.

Анализ пьесы

Пьеса описывает жизнь московской ночлежки. Главными героями, соответственно, стали ее обитатели и хозяева заведения. Также в ней появляются лица, имеющие отношение к жизни заведения: полицейский, он же дядя хозяйки ночлежки, торговка пельменями, грузчики.

Сатин и Лука

Шулер, бывший каторжник Сатин и бродяга, странник Лука - носители двух противоборствующих идей: необходимости сострадания к человеку, спасительной лжи из любви к нему, и необходимости знать правду, как доказательство величия человека, как знак доверия к его силе духа. Для того, чтобы доказать ложность первого мировоззрения и истинность второго автором и выстроено действо пьесы.

Другие персонажи

Все остальные персонажи составляют фон для этой битвы идей. Кроме того, они призваны показать, измерить глубину падения, до которой способен опуститься человек. Пьяница Актер и смертельно больная Анна, люди, совершенно потерявшие веру в свои силы, подпадают под власть чудесной сказки, в которую уводит их Лука. Они наиболее зависимы от него. С его уходом они физически не могут жить и умирают. Остальные обитатели ночлежки воспринимают появление и уход Луки, как игру солнечного весеннего луча - появился и исчез.

Настя, продающая свое тело «на бульваре», верит в то, что есть светлая любовь, и она была в ее жизни. Клещ, муж умирающей Анны, верит, что он поднимется со дна и вновь станет зарабатывать на жизнь трудом. Ниточкой, которая связывает его с рабочим прошлым, остается ящик с инструментами. В конце пьесы он вынужден их продать, чтобы похоронить жену. Наташа надеется, что Василиса изменится и перестанет ее мучить. После очередных побоев, выйдя из больницы, она больше не появится в ночлежке. Васька Пепел стремится остаться с Натальей, но не может выпутаться из сетей властной Василисы. Последняя, в свою очередь, ждет, что смерть мужа развяжет ей руки и даст долгожданную свободу. Барон живет своим аристократическим прошлым. Картежник Бубнов, разрушитель «иллюзий», идеолог человеконенавистничества, считает, что «все люди лишние».

Произведение создавалось в условиях, когда после экономического кризиса 90-х годов XIX века в России встали заводы, население стремительно беднело, многие оказались на нижней ступени социальной лестницы, в подвале. Каждый из героев пьесы в прошлом пережили падение «на дно», социальное и нравственное. Сейчас они живут воспоминанием об этом, но подняться «на свет» не могут: не умеют, нет сил, стыдятся своего ничтожества.

Главные герои

Светом для некоторых стал Лука. Горький дал Луке «говорящее» имя. Оно отсылает и к образу святого Луки, и к понятию «лукавство». Очевидно, что автор стремится показать несостоятельность идей Луки о благотворной ценности Веры для человека. Горький практически низводит сострадательный гуманизм Луки к понятию предательства - по сюжету пьесы бродяга уходит из ночлежки как раз тогда, когда те, которые ему доверились, нуждаются в его поддержке.

Сатин - фигура, призванная озвучить мировоззрение автора. Как писал Горький, Сатин не совсем подходящий для этого персонаж, но другого со столь же мощной харизмой в пьесе просто нет. Сатин является идейным антиподом Луки: он ни во что не верит, видит безжалостную суть жизни и того положения, в котором оказался он и остальные обитатели ночлежки. Верит ли Сатин в Человека и его силу над властью обстоятельств и совершенных ошибок? Страстный монолог, который он произносит, заочно споря с ушедшим Лукой, оставляет сильное, но противоречивое впечатление.

Есть в произведении и носитель «третьей» правды - Бубнов. Этот герой, как и Сатин, «стоит за истину», только она у него как-то очень страшна. Он человеконенавистник, но, по сути, убийца. Только гибнут не от ножа в его руках, а от ненависти, которую питает он к каждому.

Драматизм пьесы возрастает от акта к акту. Связующей канвой становятся утешительные разговоры Луки со страждущими его сострадания и редкие реплики Сатина, говорящие о том, что он внимательно слушает речи бродяги. Кульминация пьесы - монолог Сатина, произнесенный после ухода-бегства Луки. Фразы из него часто цитируют, поскольку они имеют вид афоризмов; «Все в человеке - все для человека!», «Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!», «Человек - это звучит гордо!».

Заключение

Горьким итогом пьесы становится торжество свободы падшего человека погибнуть, исчезнуть, уйти, не оставив после себя ни следа, ни воспоминаний. Обитатели ночлежки свободны от общества, норм морали, от семьи и средств к существованию. По большому счету, они свободны от жизни.

Пьеса «На дне» живет уже более века и продолжает оставаться одним из наиболее сильных произведений русской классики. Пьеса заставляет задуматься о месте веры и любви в жизни человека, о природе правды и лжи, о способности человека противостоять нравственному и социальному падению.

­Василиса

Василиса – персонаж пьесы Горького “На дне”; жена хозяина ночлежки Костылева и любовница Васьки Пепла. Василиса женщина жестокая и властная. Она младше своего мужа на 28 лет и вовсе его не любит, скорее всего, живет с ним ради денег. Она мечтает поскорее избавиться от него и время от времени подговаривает постояльца Ваську-вора избавить ее от мужа.

Костылев догадывается о похождениях жены и все время хочет застать ее у Васьки, но безрезультатно. Васька, в свою очередь, влюблен в младшую сестру Василисы – Наташу. Он мечтает уехать с ней куда-нибудь подальше, например, в Сибирь и построить там новую жизнь. Наташа на его ухаживания отвечает холодно, так как знает об их отношениях с Василисой.

Василиса сестру недолюбливает. От зависти и злости она постоянно на нее бросается с кулаками. Доходит даже до того, что она обливает ее кипятком. Пепел Василисе дает следующую характеристику: “…души в тебе нет, баба… В женщине – душа должна быть…” В конце произведения она все-таки добивается своего. Васька в порыве убивает напавшего на него Костылева.


Другие работы по этой теме:

  1. ­Костылев Костылев – персонаж произведения М. Горького “На дне”; содержатель ночлежки, в которой происходит действие пьесы; муж хитрой и коварной Василисы. Костылеву 54 года, а...
  2. Васька Пепел Васька Пепел – один из персонажей пьесы Горького “На дне”, постоялец ночлежки, потомственный вор. Ему с детства твердили, что он вырастет вором, как...
  3. Василиса – жена хозяина ночлежки Костылева, она представляет “хозяев жизни”. Она жестокая, властная и коварная. В жизни ее интересуют только деньги. Внешне она очень красива,...
  4. Наташа Наташа – один из женских образов в пьесе Горького “На дне”, сестра Хозяйки ночлежки, добрая и мягкосердечная девушка. Ее образ заметно отличается от других...
  5. Медведев Медведев – один из второстепенных персонажей в пьесе М. Горького “На дне”, дядя Василисы и Натальи, полицейский. Он­ является участковым района, где располагается ночлежка...
  6. Васька Пепел – сильный и страстный человек. Вся жизнь его – воровская удача. “Право – не боюсь! Хоть сейчас – смерть приму! Возьмите вы нож,...
  7. Анна Анна – персонаж пьесы “На дне”, больная чахоткой женщина, доживающая своим последние дни, жена трудяги Клеща. Она устала от жизни, в которой трясется над...
  8. Актер Актер – один из персонажей пьесы М. Горького “На дне”, обитатель ночлежки. Настоящего имени он не называет, так как сам его забыл по причине...