Кто посещал салон анны павловны шерер. Сравнение эпизодов «Салон Анны Павловны Шерер» и «Именины у Ростовых» в романе Л.Н

В июле 1805 года Анна Павловна Шерер, фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны, встречала гостей. Одним из первых на вечер прибыл «важный и чиновничий» князь Василий. Он подошел к Анне Павловне, поцеловал ее руку, подставив ей свою надушенную и сияющую лысину, и покойно уселся на диване.

Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы. Анна Павловна Шерер, напротив, несмотря на свои сорок лет, была преисполнена оживления и порывов.

Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой. Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным исправляться.

Обсудив государственные проблемы, Анна Павловна заговорила с князем Василием о его сыне Анатоле - избалованном молодом человеке, доставляющем своим поведением много неприятностей родителям и окружающим. Анна Павловна предложила князю женить сына на своей родственнице, княжне Болконской, дочери известного князя Болконского, богатого и скупого человека с тяжелым характером. Князь Василий с радостью согласился с предложением и попросил Анну Павловну устроить это дело.

А в это время на вечер продолжали собираться другие гости. Каждого из вновь прибывающих Анна Павловна приветствовала и подводила здороваться к своей тетушке - «маленькой старушке в высоких бантах, выплывшей из другой комнаты».

Гостиная Анны Павловны начала понемногу наполняться. Приехала высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили; приехала дочь князя Василия, красавица Элен, заехавшая за отцом, чтобы с ним вместе ехать на праздник посланника. Она была в шифре и бальном платье. Приехала и известная... молодая, маленькая княгиня Болконская, прошлую зиму вышедшая замуж и теперь не выезжавшая в большой свет по причине своей беременности, но ездившая еще на небольшие вечера. Приехал князь Ипполит, сын князя Василия, с Мортемаром, которого он представил; приехал и аббат Морио и многие другие.

Молодая княгиня Болконская приехала с работой в шитом золотом бархатном мешке. Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее - короткость губы и полуоткрытый рот - казались ее особенною, собственно ее красотой. Всем было весело смотреть на эту, полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение...

Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого Екатерининского вельможи, графа Безухого, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был в первый раз в обществе. Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне. Но, несмотря на это низшее по своему сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту...

Как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена «...», - так и Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила с замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину...

Но среди этих забот все виден был в ней особенный страх за Пьера. Она заботливо поглядывала на него в то время, как он подошел послушать то, что говорилось около Мортемара, и отошел к другому кружку, где говорил аббат. Для Пьера, воспитанного за границей, этот вечер Анны Павловны был первый, который он видел в России. Он знал, что тут собрана вся интеллигенция Петербурга, и у него, как у ребенка в игрушечной лавке, разбегались глаза. Он все боялся пропустить умные разговоры, которые он может услыхать. Глядя на уверенные и изящные выражения лиц, собранных здесь, он все ждал чего-нибудь особенно умного. Наконец, он подошел к Морио. Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли, как это любят молодые люди.

Вечер в салоне Анны Павловны Шерер продолжался. Пьер завязал с аббатом разговор на политическую тему. Они горячо и оживленно разговаривали, что вызвало недовольство Анны Павловны. В это время в гостиную вошел новый гость - молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини.

Автором романа-эпопеи «Война и мир» является выдающийся русский писатель и мыслитель Лев Николаевич Толстой. Роман достаточно разнообразен по своей тематике, в нем поднимается множество проблем и представлено около пятисот героев, среди которых много исторических персонажей. Все персонажи произведения делятся на положительных и отрицательных. Одни из них автору приятны, другие же, напротив, чужды.

Знакомство со многими основными персонажами происходит в самом начале романа, в салоне Анны Павловны Шерер, который предназначен для приема всех достойных представителей петербургского общества.

Хозяйка салона – сорокалетняя жена старого генерала, светская львица, видящая в приеме гостей смысл своей жизни. Она имеет хорошие придворные манеры и может похвалиться достойным поведением в обществе. Автор романа приводит достаточно интересную характеристику Анны Павловны: он сравнивает ее с прядильной машиной, ведь она весь вечер находится в движении, преисполнена живостью и энергичностью, развлекает своих гостей светскими и политическими беседами, занимается сводничеством. Однако мы видим, что ее поведение совершенно неискренне, ведь хозяйка салона попросту одевает на себя маску энтузиастки. Энтузиазм и живость становятся ее общественным положением.

Салон Анны Павловны посещают князь Василий Курагин, его сыновья Анатоль и Ипполит, дочь Элен, Андрей и Елизавета Болконские, Билибин, виконт Мортемар, княгиня Анна Друбецкая с сыном Борисом, а также Пьер Безухов. Каждый из этих гостей ищет в посещении салона какую-либо выгоду. К примеру, князь Василий стремится обеспечить своим детям выгодный брак, а княгиня Друбецкая беспокоится о судьбе своего сына и пытается ее устроить с помощью князя Василия.

Все гости общаются друг с другом достаточно вежливо и благопристойно, однако за маской светского такта и изящества скрываются ложь, фальшь, равнодушие и даже насмешки. Определенные правила заставляют всех посетителей салона не выходить за рамки приличия и находиться в масках достойных членов светского общества.

От всех гостей салона отличаются лишь два человека - Пьер Безухов и Андрей Болконский. Пьер ведет себя достаточно откровенно, чем чрезвычайно шокирует все окружение. Анна Павловна боится, что Безухов испортит ей вечер, ведь из-за него все гости могут отклониться от привычного поведения и сорвать с себя маски.

Князь Андрей же полностью пресыщен подобным проведением времени. Навязанные правила поведения в обществе ему надоели, поскольку даже его жена ничем не отличается от всех остальных посетителей и настолько вжилась в роль аристократки, что не отклоняется от нее даже дома.

Итак, с помощью гостей салона и самой Анны Павловны Шерер Лев Толстой изображает все недостатки, характерные для светского общества того времени: ложь, фальшь, лицемерие, равнодушие и эгоизм. Всему светскому обществу противопоставляются откровенные и искренние люди - Пьер Безухов и Андрей Болконский.

Салон Анны Павловны Шерер

Проверочная работа.

1.Что нового внес ЛНТ в изображение войны?

2.Назовите особенности творчества ЛНТ?

3.Как готовился к написанию романа?

1.Как вы думаете, почему ЛНТ начинает свой роман со светского вечера в салоне А.Шерер?

1.Сразу знакомит с высшим обществом страны.

2.Вводит читателей в круг политических событий изображаемой эпохи:

  • Казнь Наполеоном герцога Энгиенского (яростный сторонник восстановления законной власти Бурбонов)
  • Подавление бунта в Египте
  • Россия вступает в войну с Наполеоном в составе военного союза Англии, Австрии, Пруссии.

3.Знакомит читателей с главными героями романа (Семья Курагиных, Андрей, Пьер)

* проверка д/з: Расскажите о представителях высшей знати.

1.Шерер

2.князь Василий

2.Элен Курагина

4.Ипполит

5.Друбецкая

6.Пьер Безухов

7.Андрей Болконский

1.Внешность

2.Приветствие хозяев

3.Манера поведения

4.На каком языке говорит.

Какие нравственные нормы не принимает ЛНТ?

1.Внешняя благопристойность, благовоспитанность, изящество и изысканность манер и туалетов, строгое следование правилам хорошего тона. Но за всем этим фальшь и лицемерие.

2.ЛНТ не принимает фальшь, сравнивает салон с прядильной мастерской. Многие приехали с какой-то корыстной целью: Анна Михайловна – Борис, князь Василий – Ипполит, Анатоль, Элен – показать себя, приглядеть жениха.

3.ЛНТ показывает глупость представителей высшего света (семейная черта Курагиных)

Кому присуща чистота нравственного чувства в этом обществе? (Пьер)

Свои ли люди кн.Андрей и Пьер в салоне?

Пьер – инородное тело в великосветской гостиной. Это не его круг общения. Единственный, кто ему близок – Кн.Андрей.

Князь Андрей на равных правах в этом обществе, его уважают и боятся. Он для всех свой, они для него чужие.

*Работа с текстом.

Князь Андрей и Пьер .

1.Как ведут герои себя привстрече7

2.Как чувствует себя Пьер в дома Андрея?

3.Почему князь Андрей идет на войну?

Именины у Ростовых.

Главы: 7-11

Задача: определить, в чем различие в поведении гостей и хозяев у Ростовых и у Шерер?

Работа с текстом:

Ростовы

Шерер

1.Как принимают гостей?

2.Кто главный гость?

3.Каков характер разговоров? Отношение к войне?

4.Каковы взаимоотношения членов семьи в доме Ростовых и гостей в салоне Шерер?

5.Как относятся к Пьеру в

том и другом доме?

1.Доброжелательный утренний прием.

2.веселое молодое поколение, свидания Наташи с Борисом у кадки с цветами

3.Графина Ростова дает деньги Анне Михайловне Друбецкой на обмундирование для Бориса, хотя та ни о чем не просила.

Ахросимова М.Д. ее ждут, ее называют драгун, она знаменита не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенной простотой общения.

Старшее поколение волнует вопрос о войне, потому что идут на вйну сыновья.

Духовное родство семьи Ростовых, атмосфера согласия, дружбы.

  • чт. Танец И.Ростова

Могли бы слуги в доме Шере стоять в дверях и любоваться танцем хозяев?

Пьер чувствует себя уютнее и проще в доме Ростовых

Друбецкой пришлось унижаться в доме Шере перед князем Василием.

Виконт-эмигрант

Вывод: Ростовы патриархальная семья. Главное чувство – чувство общности. В семье Ростовых главное – поэтика стихийности чувств (Наташа плачет вместе с Соней) .

Болконские

1.Что отличает Болконских от семьи Ростовых, Шерер?

Болконских отличает глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи. Аристократизм, гордость, ум, глубокая работа мысли.

*Портреты

*Расскажите о семье Болконских

2. Почему кн.Андрей пред отъездом в армию едет к отцу?

3.Любят ли друг друга отец, сын и дочь болконские?

4.Может ли княгиня Лиза быть своей в доме свекра?

Нет. Она страдает и боится, но и страдание ее выражается в кокетливой форме. Восторженна при встрече с Марьей (виделись 1 раз0, жалуется на самого близкого ей человека.

4.Что общего у всех Болконских?

Семья принадлоежит к высшему свету, так же есть духовное родство членов семьи. Но у Болконских – культ знаний и труда, суровость и аскетизм в семейных отношениях.

д/з: сделать выписки (2и 3 части романа):

1.Ненужность и неподготовленность войны (Смотр войск в Браунау(ч.2.гл.2));

2.Почему было дано Шенграбенское сражение?

3.Позиции русских и французских войск..

4.Показной и истинный героизм (батарея Тушина, Долохов, Жерков)

5.Отчего, по мнению ЛНТ, зависит исход сражения?

6.Каковы мечты Кн.Андрея?

7.кутузов и Наполеон на Аустерлицком сражении.

8.Дух войска.

9.Плдвиг кН.Андрея и его мысли на поле Аустерлицкого сражения.


Подробности Категория: Статьи

Роман-эпопея Л. Н. Толстого "Война и мир" начинается с описания салона, где собираются наиболее влиятельные люди и обсуждают насущные политические, экономические проблемы. Именно в этой части романа автор расставляет приоритеты, выражает свое отношение к таким людям. Краткое содержание романа можно прочитать на сайте Учим.Гуру , потому что сразу вспомнить все события, происходившие в эпопее, довольно сложно. Данный сайт помогает школьникам объяснить сложное простыми и понятными словами.

Анна Павловна Шерер – фрейлина (девица благородного происхождения) и приближенная императрицы Марии Федоровны. Смысл ее жизни – содержание салона. Роман начинается со сцены салона, то есть читатель знакомится со всеми важными героями здесь. На лице Анны Павловны всегда есть сдержанная улыбка, но это всего лишь маска, под которой она прячет свои истинные эмоции. Она очень импульсивная, говорит, что думает, порой даже сложно ее остановить. Она даже упрекает князя в том, что он плохо воспитал своих детей. По сути, она не имела на это никакого права.

В салон Анны Павловны съезжается вся знать Петербурга. Она представляет всем свою престарелую тетушку, и присутствующие начинают кланяться, рассыпаться в приветствиях. Это выглядело очень лицемерно, при других обстоятельствах (если бы это не был прием у Анны Павловны, например) на эту старуху никто не обратил бы внимания.

Женщина сидела практически в одиночестве весь оставшийся вечер. Шерер даже поклоны распределяла по званиям, например, Пьеру Безухову она поклонилась как к людям низшей иерархии. Когда Пьер высказал свои мысли, она его осекла. Анна Павловна придерживалась только собственного мнения и считала другие абсолютно неверными и глупыми. Она весь вечер придиралась к Пьеру.

Посетители салона – это тоже знатные дворяне под стать Анне Павловне. Только Пьер отличался от всех этих людей.

Разговор между князем Василием и Анной Павловной четко дает понять характер героев. Анна Павловна – беспардонная женщина, которая возомнила себя знатоком человеческих душ и смеет критиковать князя за то, что его сыновья не такие, какими бы она хотела их видеть. Она даже говорит, что лучше бы вам, князь, совсем не иметь детей.

Князь выставил себя в этом общении с фрейлиной дамским угодником, который соглашался со всем, что она говорила. Он не имеет собственного мнения.

Лев Толстой не зря поставил этот эпизод в самом начале романе, чтобы читатели могли представить истинную сущность героев романа без масок, так как разговор между ними был достаточно откровенный.

Салон А.П. Шерер в «Войне и мире»

Роман Л. Толстого «Война и мир» начинается описанием званого вечера в салоне Анны Павловны Шерер. И это в некоторой степени символично, потому что салон выступает в качестве миниатюрной копии того общества, к которому принадлежат все без исключения главные герои произведения. Словно под микроскопом, писатель пристально рассматривает постоянных и случайных посетителей салона. Он прислушивается к их высказываниям, оценивает их настроение, угадывает их мысли и чувства, следит за их движениями, жестами, мимикой.

Приглашенные гости - это придворные, аристократы, военная и чиновничья знать. Все они хорошо и давно знают друг друга. Они собираются, мирно беседуют и обмениваются новостями. Но постепенно складывается убеждение, что внешняя доброжелательность, глубокомысленные разговоры -- все фальшь и притворство. Перед нами «приличьем стянутые маски» расчетливых, эгоистичных, политически ограниченных, нравственно нечистоплотных, пустых и ничтожных, а иногда просто глупых и грубых людей.

В салоне существуют свои неписаные правила поведения. Тон и общую направленность пустых и бесполезных разговоров задает сама хозяйка -- «известная Анна Павловна Шерер, фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны». В манерах, разговоре, деланном участии в судьбе каждого из гостей, мнимой чувствительности Анны Павловны более всего видны фальшь и притворство. Л. Толстой отмечает, что она «была преисполнена оживления и порывов», что «быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой. Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным исправляться».

Словно подражая хозяйке салона, точно так же ведут себя и держатся ее гости. Они говорят, потому что следует сказать что-нибудь; они улыбаются, потому что в противном случае их сочтут неучтивыми; они выказывают мнимые чувства, потому что не хотят выглядеть равнодушными и эгоистичными.

Но вскоре мы начинаем понимать, что настоящая сущность посетителей салона - как раз обратная характеристика. В действительности одни из них приезжают сюда, чтобы покрасоваться на людях в своих нарядах, другие - послушать светские сплетни, третьи (как княжна Друбецкая) - удачно пристроить на службу сына, четвертые - завести нужные знакомства для продвижения по служебной лестнице. Ведь «влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез».

Каждого нового гостя Анна Павловна «весьма серьезно подводила к маленькой старушке в высоких бантах, выплывшей из другой комнаты», которую она называла mа tante - моя тетушка, называла по имени, «медленно переводя глаза с гостя на mа tante, и потом отходила». Отдавая дань лицемерию светского общества, «все гости совершали обряд приветствования никому не известной, никому не интересной и не нужной тетушки. Анна Павловна с грустным, торжественным участием следила за их приветствиями, молчаливо одобряя их. Ма tante каждому говорила в одних и тех же выражениях о его здоровье, о своем здоровье и о здоровье ее величества, которое нынче было, слава богу, лучше. Все подходившие, из приличия не выказывая поспешности, с чувством облегчения исполненной тяжелой обязанности отходили от старушки, чтоб уж весь вечер ни разу не подойти к ней».

Собравшееся общество «разбилось на три кружка. В одном, более мужском, центром был аббат; в другом, молодом, - красавица княжна Элен, дочь князя Василия, и хорошенькая, румяная, слишком полная по своей молодости, маленькая княгиня Болконская. В третьем - Мортемар и Анна Павловна». Анна Павловна, «как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход» .

Л. Толстой совсем не случайно сравнивает салон Шерер с прядильной мастерской. Это сравнение очень точно передает истинную атмосферу «правильно устроенного» общества. Мастерская - это механизмы. А свойство механизмов - выполнение определенной, изначально заданной функции. Механизмы не умеют мыслить и чувствовать. Они всего лишь бездушные исполнители чужой воли. Такими же механизмами является значительная часть гостей салона .