Художественные особенности. Средства создания образа главного героя по роману Обломов (Гончаров И


« С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.» К. Г. Паустовский


Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Эпитет представляет собой сравнение и может быть выражен как именем прилагательным, так и c уществительным, глаголом или наречием. Эпитет - это яркое образное определение, например: Чудный край Благословенный уголок Дремучие леса (постоянный эпитет) Необозримая пелена Бешеные раскаты Мирный уголок


Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами: как, словно, будто, точно, и т. д. но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например: Чайки, как осужденные Жалобы будто обреченного на муку чудовище Небо кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей


Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. Например: Сон перенес Море наводит только на грусть Сердце смущается робостью Рев и раскаты валов не нежат слабого слуха, твердят свою песнь Небо … отступилось от людей


Градация – стилистическая фигура, заключающая в следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи. Градация бывает восходящая (усиление признака) и нисходящая (ослабление признака). Например: Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины!


Перифраза - это оборот речи, который состоит в замене слова или имени описательным сочетанием, содержащим элемент характеристика описываемого предмета, явления или лица. Море - необозримая пелена вод, бесконечная картина, широкая картина, бешеные раскаты валов. Обломовка - чудный край, мирный уголок, благословенный уголок земли.


Риторические вопросы и риторические восклицания – особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции. Например: Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Бог с ним! Нет, бог с ним, с морем!



Антитеза - это художественное средство, заключающееся в противопоставлении образов, предметов. В основе многих произведений, в числе которых и роман И.А. Гончарова «Обломов», лежит этот прием. Во многом противоположны образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной, на контрасте описано существование людей в городе и в деревне, уклад жизни в Обломовке и в доме Штольца, противоположны и характеры главных героев - Ильи Ильича Обломова и Андрея Иваныча Штольца.
Различия мы видим еще в рассказе о детстве этих двух людей. Обломов хоть и был веселым, подвижным ребенком (например, пользуясь часом послеобеденного сна, «взбегал на галерею, обегал по скрипучим доскам кругом, лазил на голубятню, забирался в глушь сада»), но постепенно зачах в окружавшей его обстановке праздности. Уже после десятиминутного отсутствия маленького барина многочисленные слуги отправлялись на его поиски, тогда как Штольц с детства был приучен к самостоятельной деятельности и мог по три-четыре дня не объявляться дома. Он привык выполнять поручения отца, для чего ему часто приходилось путешествовать, он все всегда делал сам, а Обломов постоянно надеялся на своих трехсот Захаров («триста Захаров»).
Поскольку Гончаров был одним из представителей натуральной школы и был согласен с лозунгом реалистов «среда заела», то он считал, что характер человека во многом зависит от той обстановки, в которой этот человек рос. Поэтому становится понятным, почему столь много авторского внимания уделяется описанию атмосферы, царившей в Обломовке и Верхеево. В первом поместье жизнь текла неспешно, не изменяясь веками, вдали от шума городов, их суеты. Здесь все подчинялись старым обычаям и традициям, существовавшим еще при их отцах и дедах. В доме же Штольца жили люди, привыкшие к работе, труду и самостоятельности. Поэтому неудивительно, что характеры героев, росших в столь непохожих местах, так различаются. Это различие проявляется даже в их портретах. Обломов был «молодой человек... с отсутствием всякой определенней идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица», а во всех движениях его была мягкость, «которая являлась господствующим и основным выражением не лица только, а всей души». Постоянным спутником его был халат - символ лени и бездеятельного лежания на диване.
Штольц же был «весь составлен из костей, мускулов и нервов», у него не было ни одного лишнего движения, и при нем часто находился плащ - символ постоянных разъездов и активной деятельности его владельца. В этих портретах отражены основные черты героев. Для Обломова характерны мягкость, доброта, неспособность к каким- либо действиям, мечтательность. У него отсутствовала цель в жизни, зато для себя он решил, каким человеком он не будет. Это видно из его размышлений о визитерах. Мнение Обломова обо всех них примерно одинаково: «Где же здесь человек? На что он рассыпался и раздробился?» Для Ильи Ильича свойственно неприятие светской жизни с ее суетой и механистичностью, он способен видеть истинные качества человека, понимать его чувства, что характеризует его как глубокую, думающую личность.
Штольц же постоянно занят каким-либо делом, находится в разъездах: сегодня он за границей, завтра - в Об- ломовке, послезавтра - еще где-нибудь. Но мы нигде в романе не видим подробного рассказа о деятельности Штольца, ее результатах, автор лишь информирует нас о ней, отчего действия Андрея Иваныча становятся для читателя похожими на бесполезные, то есть на суету. И эта бесконечная суета Штольца ничуть не лучше жизни Обломова по старым, неизменяющимся традициям. Эти черты, по мнению автора, являются господствующими в двух национальных характерах: в русском и в западном, то есть в немецком. В том, что Обломов вырос в России, впитав все особенности этой земли, а отец Штольца - немец, передавший своему сыну некоторые свои качества, также есть противопоставление.
При столь различных характерах у этих двух героев и взгляды на многие аспекты жизни разные в том числе и на проблему семейного счастья. Для Штольца брак должен быть таким, чтобы влюбленных «будило вечное движение мысли, вечное раздражение души и потребность думать вдвоем, чувствовать, говорить!». Обломов же, описывая счастливую семейную жизнь, упоминает прежде всего бытовые детали, такие, как различные обеды, ужины, пикники, поездки в гости. Штольц позже скажет, что такой «брак был бы только формой, а не содержанием, средством, а не целью; служил бы широкой и неизменной рамкой для визитов, приема гостей, обедов и вечеров, пустой болтовни». И каждый из героев находит свой идеал. Для Обломова это Агафья Пшеницына, а для Штольца - Ольга Ильинская.
Образы этих двух женщин также противопоставлены. Ольга - это прежде всего думающий человек, что подчеркивает ее портрет: «губы ее были большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли». Она - интересный собеседник и является олицетворением духовной активности, тогда как Пшеницына - это прежде всего активность физическая. Она всегда изображена в движении, в работе. Но между ней и Обломо- вым нет духовной близости, она выполняет функцию хозяйки дома, заботится об Илье Ильиче, опекает его. Ольга же является для Штольца другом (их чувство и выросло из дружбы), компаньоном, с которым он мог обсудить любые вопросы из разных сфер жизни: от политики и искусства до быта и воспитания детей.
Но Ольга не смогла победить обломовщину в душе Ильи Ильича, хотя и был период жизни на даче, когда в ней проснулись надежды на его возрождение. Распорядок дня Обломова на даче противопоставлен его времяпрепровождению в городе. Если на даче он часто гулял, читал, занимался, даже на время забыл о своем халате, то в Петербурге он опять или мечтательно лежал на диване, или спал, укутавшись в этот халат.
Каковы же функции антитезы в романе? Одна из них - это описание двух сторон жизни, различных характеров. Вторая функция - это поиск идеала. По мнению автора, личность, сочетающая в себе лучшие качества Обломова и Штольца, способна стать идеалом. Следование некоторым традициям, доброта, внимание к людям и жажда действий, любовь к труду - те черты, которыми должен обладать гармоничный человек будущего.

Иван Александрович Гончаров для раскрытия характеров своих героев и творческого выражения замысла использовал разнообразные художественные приемы и средства. Однако основные особенности творческой манеры писателя — это:

» Я писал только то, что переживал, что мыслил и чувствовал, что любил, что близко видел и знал, — словом, писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало»(И.А.Гончаров)

Художественные средства раскрытия характеров персонажей в романе

Гончаров очень по-своему использует следующие выразительные художественные средства, раскрывая характеры героев в «Обломове»:

  • Портрет — выделение основной черты

» Это был человек лет тридцати двух-трех от роду,… приятной наружности, с глазами, гулявшими беспечно по стенам, по потолку, с тою неопределенною задумчивостью, которая показывает, что его ничто не занимает, ничто не тревожит. Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки. Но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души».

  • Прямая характеристика героя другим персонажем

Ольга о главном персонаже:

«Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!».

  • Образы-двойники и антагонисты (см. раздел: );
  • Отношение к другим людям (История любви к Ольге Ильинской).
  • Речь персонажа

«Не подходите, не подходите: вы с холода!», «Что ты? Бог с тобой! Этакой холод…» .

  • Авторский комментарий к действиям героя, включающий внутреннюю речь

«Легко ли? Предстояло думать о средствах к принятию каких-либо мер» ,»Что же это я в самом деле? Надо совесть знать: пора за дело!…», «… но, подумав немного, с заботливым лицом и со вздохом, медленно опять улегся на своем месте».

  • Детали- символы:

Халат как символ обломовщины

«Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; не чувствуешь его на плечах; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела»,

Ветка сирени — символ зарождающейся любви, девиз «Теперь или никогда» как стимул для пробуждения персонажа.

  • Поступки героя. О нравственных силах, заложенных в Обломове, — пощечина Тарантьеву, когда тот дурно отзывается о Штольце; достойный ответ Штольцу, когда тот называет Агафью Тихоновну «эта женщина», — «Жена».

Содержание романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» мне было знакомо с детства, и, когда возникла необходимость самой прочесть его, я взяла книгу без большого желания, так как считала, что будет скучно, потому что это произведение небогато внешними событиями, в нем нет неожиданных происшествий, эффектных приключений. Но очень скоро я поняла, что мои опасения были напрасны. С первых же страниц я попала под обаяние неспешного, плавного и в то же время выразительного гончаровского слога, как живые вставали передо мной герои произведения. Позднее, изучая роман на уроках литературы, я пыталась разобраться, как удается писателю добиться такой достоверности в изображении своих персонажей, так что даже нам, живущим через полтора столетия, они кажутся близкими и понятными.

Действие романа и впрямь не насыщено событиями, но, мне кажется, это связано с тем, что все внимание писателя сосредоточено на внутреннем мире человека, его психологии, своеобразии его характера. Главным приемом раскрытия характера у Гончарова является портрет. Портрет в романе, чрезвычайно подробный и обстоятельный, иногда занимает несколько страниц, но зато дает представление не только о внешности, но и об образе жизни, характере, жизненной позиции героя. За каждой деталью портрета Обломова, с которого начинается роман, стоит какая-либо психологическая черта. Такие детали, как «отсутствие всякой определенной идеи», «безразличный» цвет лица, халат, похожий на послушного раба, длинные, мягкие, широкие туфли и замечание о том, что Илья Ильич «обрюзг не по летам», рисуют человека ленивого и апатичного. Именно эти штрихи портрета и бросаются в глаза при первом прочтении. Но когда внимательно перечитываешь первые страницы романа, замечаешь и «приятную наружность», и «ровный свет», и «мягкость» и начинаешь понимать, что характер этот не так однозначен. Внимание к деталям - обязательное условие для чтения романа Гончарова. Подчас та или иная портретная деталь многократно повторяется в тексте, подчеркивая наиболее значимую черту характера. Помимо уже названного халата Обломова, это подвижные, говорящие брови и маленькая складка над одной из них в портрете Ольги Ильинской, голый локоть с ямочкой у Агафьи Матвеевны, нос Анисьи, как будто отставший от лица, у Мухоярова - характерное движение пальца ногтем вниз.

Дополнением к портрету служит у Гончарова интерьер. Особенно выразительно описание кабинета Обломова: в нем та же двойственность, что и в портрете. Здесь и красивая мебель, и ковры, «несколько картин, бронза, фарфор», и вообще комната «с первого взгляда казалась прекрасно убранною». Однако «вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью». Картины покрыты паутиной, на зеркалах - пыль, ковры в пятнах. Особое значение, на мой взгляд, имеют следующие детали: покрывшиеся пылью страницы развернутых книг, прошлогодний номер газеты и чернильница, в которую «если обмакнуть перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха». Все это свидетельствует о том, что в доме Обломова замерла не только физическая, но и духовная жизнь: он давно ничего не читает, ничего не пишет (а между тем мы застаем его как раз в тот момент, когда он должен написать письмо старосте и составить план переустройства имения).

Интересно, что все изменения в душевном состоянии героя будут отражаться в портрете и интерьере. В те месяцы, когда жизнь Обломова будет наполнена любовью к Ольге, преобразится и его комната, и его внешность: «На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности. Халата не видать на нем: Тарантьев увез его с собой к куме с прочими вещами». Исчезновение халата, символа обломовской апатии, очень примечательно, как примечательно и то, что на этих страницах романа появляется новая значимая деталь - ветка сирени - символ надежд, любви, воскрешения души.

Душевное состояние героев находит свое отражение и в пейзаже, изменения которого также сопутствуют изменениям в их жизни. Когда Ольга и Обломов влюблены, «лето в самом разгаре; июль проходит; погода отличная». Но вот любовь остается в прошлом, и уже «снег валил хлопьями и густо устилал землю».

Роман написан удивительным языком, простым, легким и выразительным. В нем немало остроумных сравнений, дающих чрезвычайно точную и яркую характеристику герою. Вспомним, например, что жизнь обломовцев сравнивается с течением «покойной реки», а жизнь самого Обломова в доме Пшеницыной - с «простым и широким гробом». Зато, как таблица на каменной скрижали, была начертана, открыто всем и каждому жизнь старого Штольца». Столь же глубоки и содержательны гончаровские эпитеты. Возьмем для примера хотя бы те, что относятся к Ольге и Обломову. Брови у Ольги «говорящие», ум «беспокойный», сердце «встревоженное», воображение «раздраженное», движение мысли «вечное». Сердце Ильи Ильича «честное», «верное», душа «хрустальная», «прозрачная», «чистая». Нередко писатель использует для характеристики героев и «меткое народное русское слово», о котором так вдохновенно рассуждал Гоголь в «Мертвых душах». Вот как характеризует Захар Алексеева; «А у этого ни кожи, ни рожи, ни ведения!» И кажется, что эта фраза точнее и выразительнее, чем предшествующие ей две страницы характеристики этого героя. Еще один прием раскрытия характера у Гончарова - это речь самого персонажа. Даже у второстепенных героев она подчеркнуто индивидуальна: речь угрюмого Захара грубовата и отрывиста, у словоохотливой Анисьи она, наоборот, льется непрерывным потоком, словарь Агафьи Матвеевны небогат, речь Тарантьева наполнена грубыми выражениями и выкриками, хитрый Мухояров в разговоре с Обломовым почти к каждому слову добавляет подобострастное «-с», зато в деловом разговоре с Тарантьевым выражает свои мысли кратко и определенно. Метко характеризует героев дружески-фамильярный язык Волкова, заботливо-участливая интонация Судьбинского, ласково-заискивающая манера Пенкина.

При всей индивидуальной неповторимости гончаровских героев все они характеры типические. Это подчеркивается подробным изображением той социальной и духовной атмосферы, в которой эти характеры формировались. Именно для того, чтобы объяснить, как возник тот или иной тип, Гончаров нередко обращается к предыстории своих персонажей. Таков *Сон Обломова», в котором в поэтической форме даны истоки обломовского характера. Именно он дает нам ответ на вопрос, откуда в герое его двойственность, почему, обладая хрустально-чистой душой, он абсолютно не способен на какой-либо решительный поступок. Картины детства героя, наполненные авторской иронией и лиризмом, рисуют мир 0бломовки, поэтический в своей неподвижности. Биография Штольца менее поэтична, зато она однозначно свидетельствует о том, что именно отцовское воспитание и русская почва создали характер деятельный, кипучий, но расчетливый и рациональный.

Таким образом, можно сказать, что Гончаров предстает перед нами в романе и как блистательный художник, и как тончайший психолог. Целый комплекс изобразительно-выразительных средств использует он для того, чтобы создать характер героя, яркий, объемный и глубоко типический. Умение нарисовать психологический портрет человека, заглянуть в тайники его души, не упустив ни одной мелочи, ни одной подробности, и, как писал Добролюбов, «охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его» кажется, мне наиболее ценным в творчестве этого писателя и вполне искупает отсутствие в романе сюжетной динамики.


Илья Ильич Обломов - очень сложный, неоднозначный персонаж. Для создания образа главного героя И.А. Гончаров использовал множество средств и приемов.

Раскрытие образа начинается уже с имени Обломова. Одинаковые имя и отчество говорят о цикличности в жизни Ильи Ильича и его семьи.

Очень важной деталью является его портрет. С помощью него автор более полно раскрывает характер героя, показывает его внутренний мир: "Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы...

потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности". Во всем портрете подчеркнута мягкость. изнеженность героя, его флегматичность: "... ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость...". Портрет показывает основные черты характера Ильи Ильича, которые получили развитие в романе.

И.А. Гончаров усугубляет образ Обломова через интерьер, в котором живет герой, и вещи, которые окружают его в повседневной жизни.

Интерьер подчеркивает характер Ильи Ильича. Обстановка в квартире говорит о некой двойственности героя. С одной стороны, он пытается окружить себя дорогими вещами (эта деталь говорит о желании жить): "Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною". С другой стороны, все помещения были запущены (одно из проявлений той самой "обломовщины", высмеиваемой автором): "По стенам... лепилась в виде фестонов паутина; ...; зеркала... могли бы служить скорее скрижалями...". Но Обломов не обращает внимания на грязь и пыль, ему безразличен беспорядок, окружающий его. Он привык к такой обстановке, как и привык лежать на диване, почти не вставая. Одна из черт главного героя - смирение с его нынешней жизнью, лень, нежелание двигаться и заниматься каким-либо делом.

Своеобразными символами образа жизни Обломова являются окружающие его вещи: халат, тапочки, книги, диван и т.д. О халате и тапочках автор говорит по-особенному тепло, хотя они являются обычными вещами. Весь это набор предметов не предполагает что-либо, кроме тихой, домашней жизни.

Диван - особое место в жизни Обломова. Там он чувствует себя в гармонии с самим собой, а возлежание на нем называет "ритуалом". Для него диван стал местом, где он может мечтать, выстраивать свой фантастичный мир. Не только лень мешает герою подняться с дивана. Его пугает та суетливая жизнь, которая находится за пределами его обычного состояния и в которой он когда-то разочаровался.

Несмотря на то, что Обломов не выходил в свет, у него были знакомые и товарищи, которые его посещали. Автор подчеркивает, что Илья Ильич в этих людях не нуждается – они сами к нему приходят, потому что находят в нем настоящую человеческую душу. «Другие» - второстепенные персонажи, однако И.А. Гончаров не случайно вводит их в экспозиционную часть: с помощью этих героев он более точно раскрывает характер Обломова, который на их фоне выглядит как положительный герой. «Где же тут человек? Когда же жить?» - вопрос Ильи Ильича почти ко всем своим гостям, которых автор называет безразличными. К Обломову же он часто применяет слово «душа».

Для раскрытия Образа Облома важен также его слуга Захар. Он является своеобразным двойником Ильи Ильича, его кривым зеркалом. Слуга «отражает» худшие качества своего барина. Например, неловкость Захара – это отражение неприспособленности к жизни Обломова. В некоторой мере, слуга мешал главному герою выбраться из состояния «обломовщины», влиял на процесс угасания его личности. Н.А. Добролюбов писал об Обломове: «Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого».

И.А. Гончаров использует в своем произведении прием ретроспекции в главе «Сон Обломова». Глава объясняет, откуда родом этот сложный, противоречивый образ. Сюжет сна переносит читателя в детство Обломова, в его родную деревню, где он родился и воспитывался: «В какой благословенный уголок перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!». Представления о жизни у маленького Илюши формировались из сказок, которые рассказывала ему няня. Ретроспекция показывает, что мечты главного героя в итоге не совпали с реальностью, объясняет, как и почему Обломов пришел к такой жизни. Дружинин в своей критической статье писал, что девятая глава первой части превратила Обломова из «засаленного, нескладного куска мяса» в «сердцу милого Обломова».

Важную роль в формировании характера Ильи Ильича сыграл его лучший друг – Андрей Штольц, очень деятельный и активный человек. Рядом со Штольцем Обломов чувствовал себя увереннее, ведь тот помогал ему в сложных ситуациях: «Хоть бы Штольц скорей приехал!... Он бы уладил». Андрей пытался вытащить Обломова из состояния полного покоя: «Вон ты выгнал труд из жизни: на что она похожа?... Я попробую приподнять тебя».

Все средства создания Образа Обломова складываются в неоднозначную картину. Героя нельзя представить однозначно положительным или однозначно отрицательным. Автор хотел показать сложность образа. Никогда нельзя оценивать человека по его внешности и поведению: иногда с виду неприятный, отрицательный герой скрывает внутри себя глубокую душу мечтателя и настоящего человека.