Холодная война в Центральной Азии? Холодная война в азии.

АЗИЯ

В странах Азии, в отличии от Европы, где велась исключительно психологическая война, сверхдержавы применяли силу оружия, сталкивая между собой политические партии азиатских стран. Юго-Восточный регион Евразии был стратегически важным местом для обеих стран. Заручившись поддержкой бедных государств, США мог подойти прямо к границам СССР, Советский Союз стремился поддержать в этих странах коммунистические партии, тем самым значительно увеличив влияние в Тихоокеанском регионе.

Советский Союз способствовал созданию на территориях Китая органов власти, представляющих интересы трудящихся. СССР выступал за мирное разрешение острых политических разногласий между компартией и Гоминьданом, за достижение между ними соглашения о создании коалиционного правительства с участием коммунистов и промежуточных партий.

Сразу после капитуляции Японии правительство США взяло курс на восстановление в Китае диктатуры Гоминьдана. Американское командование на Тихом океане выделило самолеты и морские транспортные суда для переброски в Северный и Восточный Китай гоминьдановских частей из западных провинций и Бирмы. В Нанкин и Шанхай к началу сентября 1945 года были переброшены по воздуху некоторые подразделения двух гоминьдановских армий. Затем, под предлогом того, что предстоит принять капитуляцию японских войск, с конца сентября началась высадка американской морской пехоты. Целью американских десантов был захват плацдармов для прибытию сюда гоминьдановских войск и обеспечение их продвижения в Маньчжурию.

Ввиду предстоявшей гражданской войны американцы принимали спешные меры к повышению боеспособности гоминьдановской армии. Ей передавалось японское трофейное вооружение, продолжались поставки американского оружия по ленд-лизу, проводилось ускоренное обучение и вооружение 39 гоминьдановских дивизий по программе военного времени. Морская пехота, флот и авиация США не только охраняли коммуникации и перебрасывали войска, но и неоднократно принимали непосредственное участие в боевых операциях на фронтах крестьянской войны.(8)

Однако война откладывалась. В январе 1946 года было заключено перемирие между коммунистами и гоминьданом. До 1947 года борьба между партиями велась по поводу принципов политического устройства страны. В ходе ряда соглашений о предоставлении США и их вооружённым силам особых прав в Китае. В мае-июне 1946 года гоминьдановские войска перешли в наступление. Обученной и хорошо вооруженной армии коммунисты не могли противостоять, и до 1947 года гоминьдановская армия одерживала одну победу за другой. В 1947 году СССР согласился отдать трофейную японскую технику крестьянской армии в обмен на поставки продовольствия из Маньчжурии на Дальний Восток. Наметился перелом в ходе гражданской войны. В первой половине 1947 года части маньчжурской армии предприняли наступательные операции. Это заставило гоминьдановцев прекратить наступление и перейти к обороне. Одержав ряд побед, крестьянская армия захватила много оружия и достигла 2 млн. человек. Армия коммунистов продолжала вытеснять армии противников из захваченных районов и в октябре 1948 года одержала победу в решающем сражении в Маньчжурии. (9) К 1949 году крестьянская армия почти одержала полную победу над Гоминьдановским правительством. 1 октября 1949 г. в Пекине было провозглашено образование Китайской народной республики, но на юге Китая войны продолжались. К 1950 году коммунисты окончательно «выгнали» гоминьдановскую армию с материка, заставив их вместе с американскими эвакуироваться на Тайвань.

Вдохновленные победой коммунистической партией в Китае, в соседних странах сторонники коммунизма поднялись на войну против проамериканских партий. Первой на путь войны встала Северная Корея, напав на своего соседку Южную Корею. На момент атаки полуостров был разделен на две части. Северная часть находилась под контролем коммунистической партии, во главе который стоял Ким Ир Сен, южная часть господствовал режим Ли Сын Мана под чутким контролем Соединенных Штатов. И Ким Ир Сен и Ли Сын Ман хотели объединить полуостров под своим главенством. На фоне этой вражды и разгорелся военный конфликт.

На рассвете 25 июня 1950 года Северная Корея нанесла удар артиллерией по 6 точкам на 38-ой параллели. Вскоре тысячи северокорейских солдат ринулись на Юг. Ряд воинских частей нанес удар со стороны моря, высаживаясь вдоль восточного побережья Южной Кореи. Нападение не было неожиданностью для Южной Кореи и ее покровителя-Соединенных Штатов. Южнокорейские чиновники высшего ранга неоднократно предупреждали о том, что вторжение неизбежно. Американские наблюдатели не были столь встревожены- однако все они тоже допускали возможность нападения Северной Кореи. Поскольку нападение произошло в выходные, часть офицеров из воинских подразделений, расположенных вдоль границы, отсутствовала на боевых постах. Как оказалось, нападение застало врасплох неопытных южнокорейских солдат и офицеров, замешательство которых сыграло на руку северокорейским войскам.

К полуночи 27 июня оборона Сеула была на грани краха. Фактор неожиданности отчасти объясняет быстрое продвижение северокорейской армии. Но более важной причиной было то, что атакующая сторона имела превосходство над противником-как по количеству артиллерии, так и в живой силе. Благодаря щедрой помощи Советского Союза северокорейская армия имела 150 средних танков и небольшое количество тактической авиации; Южная Корея не имела танков, и фактически у нее не было военной авиации.(10) Используя фактор неожиданности, КНДР к августу установила контроль почти над всем полуостровом, американские войска были отступили к Пусану и укрепились на берегу.

Однако в сентябре американцы при поддержки ООН произвели высадку пехоты неподалеку от Сеула и на следующий день, прорвав оборону Северной Кореи, захватили города, а к октябрю уже достигли 38-ой параллели. Опасаясь утраты влияния компартии на Корейском полуострове, Советский Союз совместно с Китаем вступили в войну с США и их союзниками на территории Кореи. Это было первое открытое применение военной силы СССР против американцев. В бой вступили новые МИГ-15 против американских F-86. США знал, что за штурвалами истребителей сидят советские пилоты, но старались не поднимать эту тема на международном уровне, боясь начала ядерной войны. Вскоре боевые действия зашли в тупик, и в 1953 году было подписано перемирие. Граница вернулась на 38 параллель.

По моему мнению именно запоздалая военная помощь Советского Союза и Китая не позволили КНДР установить полный контроль над полуостровом. Сталинская политика по отношению к Северной Кореи оставляет много вопросов. Как мог СССР, сыгравший огромную роль в становлении компартии во главе КНР, допустить столь огромный промах? Складывается впечатление, что СССР не особо был заинтересован в планах Ким Ир Сена. США, в свою очередь, воспользовались этим, укрепив свои отношения с Японией и Южной Кореей и установив в 1958 году ядерное оружие на юге полуострова.

В 1957 году началась революция во Вьетнаме, которая позволила Советскому правительству исправить ошибки, совершенные в ходе Корейской войны. Вьетнам, как и Корея, был разделен на 2 части: северная была под контролем Демократической Парией Вьетнама, а южная- французской местной администрацией. Обе стороны хотели объединить Вьетнам под своим началом. Ситуация во Вьетнаме складывалась также, как и в Корее.

Конфликт начался с партизанской войны. В период с 3 по 6 февраля силы Вьетконга развернули широкомасштабное наступление против южных вьетнамцев в провинции Тай-Нинь и в дельте Меконга. 3 февраля вьетконговцы напали на резиденцию американских советников в городе Контум. Официальной реакции со стороны Соединенных Штатов не последовало.

7 февраля коммунисты устроили взрыв в столичном театре Кинь-До, когда там находились только американцы. Трое военнослужащих США погибли и пятеро получили ранения. Вновь полная тишина с американской стороны. Объединенный комитет начальников штабов пришел в ярость и 18 февраля вновь выступил с предложением принять серьезные меры против Северного Вьетнама вплоть до нанесения бомбовых ударов. (11) В августе 1964 года произошел полный противоречий инцидент в Тонкинском заливе, изменивший ход течения этой странной войны. Если существует хоть какое-то логическое объяснение атаке северовьетнамских торпедных катеров на американский эсминец в Китайском море, то искать его надлежит в неверной оценке двух независимых друг от друга военных операций Южного Вьетнама и Соединенных Штатов. Летом 1964-го, в год президентских выборов, “мирному кандидату” Джонсону очень хотелось избежать каких-то осложнений во Вьетнаме. По результатам опросов, более двух третей народа Соединенных Штатов относились к Вьетнаму весьма индифферентно, что вполне устраивало действующего президента. Так, нападения и гибель американцев оставались без ответа.

В 1965 году США наконец перестали “помогать Южному Вьетнаму - помогать самому себе” и перешли к ведению широкомасштабной войны на Азиатском континенте. Искра, из которой возгорелось пламя большой войны, была высечена 7 февраля 1965 года, когда вьетконговцы атаковали базу ВВС США возле Плейку. В результате акции базе был нанесен значительный ущерб, имелись и потери среди американского личного состава. Президента Джонсона, одержавшего уверенную победу над сенатором Голдуотером, более уже не сковывали кандалами предвыборные тезисы “кандидата мира”. Теперь он мог изменить свое отношение к методам решения вьетнамской проблемы.(12)

С середины 1965 по середину 1969 года силы США проводили крупномасштабные наступательные операции в Южном Вьетнаме, направленные на обнаружение и уничтожение крупных подразделений северовьетнамской армии. Операции против базовых районов оказались недостаточно результативными. Отказ президента Линдона Джонсона от частичной мобилизации и призыва резервистов означал, что пополнение войск осуществлялось только за счёт добровольцев и ограниченного призыва. Надеясь переломить ход войны, руководство Северного Вьетнама в середине 1967 года начало планировать широкомасштабное наступление на юге, целью которого было свержение правительства Нгуена Ван Тхиеу и создание политических предпосылок для вывода американских войск. Впервые с начала войны удары должны были наноситься по крупнейшим южновьетнамским городам.

Действия Соединенных Штатов не были достаточно эффективными для одержания победы над Северным Вьетнам. Ситуация осложнилась к 1970 году, когда в соседней Камбодже произошла революция. Американские войска «разрывались» на два фронта и не могли уже активно противостоять нарастающему давлению Вьетконга. Весной 1973 года армия США покинула Южный Вьетнам. Без помощи американцев Южный Вьетнам потерпел поражение, и в 1975 году коммунисты подняли знамя над Дворцом Независимости в Сайгоне.

Стоит отметить, Советский Союз сыграл огромную роль в этой войне. Советское руководство в начале 1965 года приняло решение о предоставлении Демократической Республике Вьетнам широкомасштабной военно-технической помощи. По оценке Председателя Совета Министров СССР А. Косыгина, помощь Вьетнаму во время войны обходилась Советскому Союзу в 1,5 млн рублей в день. Непосредственное участие в боевых действиях принимали расчёты зенитно-ракетных комплексов (ЗРК).Следует отметить, что кроме советских зенитчиков во Вьетнаме, от Войск противовоздушной обороны СССР, в малом количестве работали пилоты истребительной авиации ПВО СССР. (13) Советский Союз учел свои ошибки 1950-1953 годов и оказал поддержку вьетнамцам, посылая не только оружие, но и летчиков, солдат и военных специалистов.

В целом Советский Союз одержал победу над сторонниками США в азиатских войнах, установив почти во всех странах коммунистические партии. Новая советская техника прошла испытания боем, были получены новые знания в ведении боя, удалось отвести угрозу непосредственно от границ СССР. Все цели, которые поставило правительство Москвы были выполнены.

В настоящей статье рассматривается история «проблемы северных территорий» (далее - ПСТ) в контексте холодной войны в Азии. Особое внимание уделяется причинам, по которым данный вопрос не был решен.

История возникновения проблемы хорошо известна. Япония приняла условия Потсдамской декларации и сдалась союзникам в августе 1945 г. Декларация ограничивала суверенитет Японии островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и меньшими островами, которые определены союзниками. Проблема заключалась в том, чтобы, исходя из новых политических реалий, провести государственную границу между Японией и Советским Союзом, а также закрепить ее в мирном договоре.

Однако союзники по коалиции уже начали втягиваться в холодную войну, и первые столкновения между США и СССР произошли в Восточной Азии вокруг Кореи и Японии. Таким образом, международное урегулирование японского вопроса оказалось затруднено, и не было доведено до конца. Согласно 2-й статье Мирного договора, заключенного 8 сентября 1951 г., Япония отказывалась от всех прав, титула и претензий на Курильские острова и Южный Сахалин, однако в договоре не указывалось, в чью пользу был осуществлен этот отказ. Советский Союз принял участие в Мирной конференции, но от подписания договора отказался. В ходе конференции бывший в то время премьер-министром Ёсида Сигэру подчеркнул, что Российская Империя признавала Кунашир и Итуруп японской территорией, а острова Шикотан и Хабомаи являлись частью Хоккайдо и соответственно - Японии!. с хех ПОр прошло более 50 лет, однако мирный договор между Россией и Японией до сих пор не заключен. Естественно, стороны неоднократно предпринимали попытки договориться. Помимо прочего, премьер-министр Хатояма Итиро вел переговоры с генеральным секретарем ЦК КПСС Н. Хрущевым в 1955-1956 гг. Однако прийти к согласию по вопросу Мирного договора они так и не смогли, ограничившись подписанием Совместной декларации, по которой два меньших острова, гряда Хабомаи и Шикотан, должны были перейти к Японии вместе с подписанием Мирного договора. В 1960 г. Советский Союз в одностороннем порядке отказался от Совместной декларации, после того как Япония подписала новый Договор безопасности с США.

С тех пор комплекс Курильских островов стал предметом спора между двумя столицами, при этом японская сторона настаивала на том, что «северные территории» не являлись частью уступленных Курильских островов. ПСТ в целом воспринимается в Японии, как «проблема четырех островов», в соответствии с Токийской декларацией, подписанной президентом Борисом Ельциным и премьер-министром Хосокава Морихиро в октябре 1993 г.

ПСТ стала объектом серьезных исследований многих ученых. Однако большинство из них сосредоточились на рассмотрении двусторонних отношений Японии и СССР (с 1991 г. - Российской Федерации), в то время как позициям США и Великобритании, которые являлись основными инициаторами Сан-Францисского мирного договора, в лучшем случае уделялось совсем немного внимания. Таким образом, ПСТ до сих пор воспринимается как предмет двустороннего геополитического диалога.

Холодная война, безусловно, не сбрасывается со счетов и продолжает играть важную роль, однако считается периферийным фактором, который воспринимается большинством аналитиков, как идеологическое и геополитическое противостояние между США и СССР, центром которого была Европа, в то время как Азия занимала второстепенное место. ПСТ не обязана своим появлением холодной войне, но в значительной степени испытала на себе ее влияние и во многом определялась ее событиями. Без понимания сути холодной войны в Азии и ее последствий для ПСТ нельзя понять происхождение, эволюцию и возможное решение указанной проблемы.

Холодной войне в Азии присущи специфические черты. В отличие от Европы, где после возникновения НАТО в 1949 г. и Варшавского блока в 1956 г. сложилась биполярная система, Азия прошла через ряд резких трансформаций, в рамках которых имели место национально- освободительные движения, деколонизация, гражданские войны и даже революции, а их апогеем стало создание Китайской Народной Республики (КНР) в октябре 1949 г. и вторжение коммунистической Северной Кореи в Южную в июне 1950 г. Корейская война стала поводом, по которому Япония не подписала Мирный договор со всеми заинтересованными сторонами.

Сан-Францисский мирный договор оставил нерешенными территориальные споры между Китаем, СССР и обеими Кореями. Завершение Корейской войны и новая доктрина «мирного сосуществования» Хрущева способствовали смягчению азиатского политического климата. Тем не менее, на смену активным боевым действиям пришла настоящая холодная война, как внутри самих государств, так и на международном уровне. В Японии внутренняя холодная война была не менее жесткой, чем в других странах, этот вопрос расколол новую Либерально-демократическую партию (ЛДП) и министерство иностранных дел. В Москве, как это будет показано ниже, мнения также разделились, хотя и в меньшей степени. Таким образом, согласование мирного договора с СССР было прекращено, и он до сих пор не заключен.

«Холодная война», как известно, наложила свой отпечаток на все ре­гионы мира. Соперничество великих держав в сфере международных отношений распространилось и на Африку. Для СССР интерес пред­ставляли не столько экономические ресурсы и стратегическое поло­жение африканских стран, сколько надежды найти союзников в исто­рическом противостоянии империализму. Надежды подпитывались тем, что лидеры молодых африканских государств были антиколони­алистами, т. е. должны были быть настроены против Запада.

Тем не менее ограниченность экономического потенциала не поз­волила СССР добиться значительных успехов. Его доля в общей по­мощи Африке составила менее 3%; в конце 1970-х гг. общий объем со­ветской помощи Африке составлял лишь 0,02% ВНП СССР, что не­сравнимо с долей западных стран.

Первое крупное вмешательство в африканские дела СССР произош­ло в 1960 г., когда был поддержан П. Лумумба в Конго. После его гибели СССР подверг критике политику ООН и его Генерального секретаря Д. Хаммаршельда, угрожая односторонним военным вмешательством на стороне Антуана Гизенги, который поднял восстание в Восточной провинции. В конце концов дело закончилось переворотом, приходом к власти Мобуту и закрытием советского посольства в Конго.

Неудачными оказались и попытки направить первые независимые государства Ганы, Гвинеи и Мали Африки по «некапиталистическому пути» развития. Правительства этих стран уже в начале 60-х гг. стали сворачивать свои связи с СССР, убедившись, что Москву интересуют главным образом идеологические аспекты отношений.

Тем не менее СССР сохранял интерес к проблемам Африки. С 1965 г. в Москве стал расширяться Институт Африки, директором которого был назначен выдающийся ученый В.Г. Солодовников; уже к 1970 г. в составе института работали 350 научных сотрудников по всем на­правлениям африканистики. Созданный в Москве в I960 г. Универси­тет Дружбы народов получил имя Патриса Лумумбы, почти половина обучающихся там иностранных студентов была из африканских стран.

Позднее поведение СССР в Африке стало более прагматичным. В 1967 г. уже обсуждались возможности оказания экономической по­мощи Нигерии, несмотря на антикоммунистический настрой ее руко­водства. В конце концов СССР предоставил Нигерии крупный кредит для создания сталелитейной промышленности и стал оказывать воен­ную помощь правительству Якубу Говона во время гражданской вой­ны (1967-1970). Нигерия расплачивалось наличными за все постав­ки. Ее нельзя было превратить в коммунистическую страну, но можно было попытаться сделать дружественной.

В Северной Африке СССР долгое время делал ставку на «социа­листическую ориентацию». С этой целью оказывалась экономичес­кая и военная помощь Египту. Так продолжалось до тех пор, пока президент Садат в 1972 г. не выслал 20 тыс. советских специалистов, а в 1976 г. окончательно не аннулировал Договор о дружбе, подпи­санный с СССР еще в 1971 г.

После свержения в Алжире в 1965 г. советского протеже - президента Ахмеда Бен Беллы - СССР пытался сохранить дружественные отношения с этой страной, поддерживая нового президента - Хуари Бумедьена. Но Алжир старался держаться равноудаленно от позиций как СССР, так и Запада, но и не отказывался от экономической помо­щи и от военных поставок, если их предлагали.

С энтузиазмом поддержал СССР и переворот в Судане в мае 1969 г., когда к власти пришел Д. Нимейри, тем более когда он ввел в состав пра­вительства коммуниста Махджуба. В том же году осенью произошли во­енные перевороты в Сомали и Ливии. Их лидеры С. Барре и М. Каддафи также практиковали левую риторику, поэтому создавалось впечатление, что образовался блок четырех государств (с участием Египта). Но потом все стало быстро рушиться: уже в 1970 г. Д. Нимейри казнил Махджуба, ливийский диктатор М. Каддафи стал проповедовать свои теории, по­степенно менялась ситуация в Египте.

Лишь Сомали оставались сферой влияния СССР. В 1972 г. состоялась поездка в Сомали министра обороны СССР А. Гречко, после чего ста­ли быстро развиваться военные связи. К 1977 г. советская военная по­мощь Сомали достигала 250 млн. долл., в стране находилось военного оборудования на 1 млрд. долл. и свыше 2 тыс. советских военных со­ветников. В 1974 г. СССР списал всю задолженность Сомали.

В Кении СССР потерпел неудачу в 1966 г., когда стал поставлять оружие в районы, находившиеся под контролем Огинги Одинги. Пре­зидент Джомо Кениата обвинил СССР в финансировании заговора против него, а О. Одингу в том, что он является коммунистическим агентом.

В сентябре 1974 г. в Эфиопии пал режим императора Хайле Селассие, и у СССР появилась возможность занять место США в этой стране. Правда, сотрудничество с Эфиопией могло бы испортить отношения СССР с Сомали, между этими двумя африканскими странами уже длительное время шел спор за пограничную область Огаден. Но СССР пошел на сближение с Эфиопией.

Когда в 1977 г. сомалийские войска перешли в наступление, угрожая захватить Огаден, СССР оказал Эфиопии экстренную помощь, пере­бросив по воздуху 550 танков, около 80 самолетов, сотни ракет и артил­лерийских установок, а главное, перебросив туда кубинские войска, ко­торые помогли эфиопам отразить наступление сомалийцев.

Таким образом, новый эфиопский режим во главе с Менгисту Хай­ле Мариамом смог устоять, но советское присутствие в Сомали было уничтожено. Эфиопия требовала все новой советской помощи, по­скольку в Эритрее возникло движение за независимость. Обострились отношения режима с народом оромо, проживающим на юге, и с на­родом тыграи, проживающим на северо-западе страны. В результате экономические затраты на содержание просоветского режима в Эфи­опии становились непомерными.

Интерес СССР к югу Африки стал проявляться во второй половине 1970-х гг. До этого военная помощь повстанческим движениям в Роде­зии, Намибии, в португальских колониях была минимальной. Круше­ние колониального господства Португалии в Африке вызвало крупные потрясения. В Мозамбике лидер ФРЕЛИМО Самора Машел создал бы­ло однопартийное государство с левой ориентацией, но вскоре против правительства выступило МНС, конфликт с которым вылился в долгую гражданскую войну.

Наиболее сложной оказалась ситуация в Анголе: там накануне про­возглашения независимости в 1975 г. началась борьба между различны­ми политическими организациями: МПЛА, ФНЛА и УНИТА. В октяб­ре 1975 г. в эту борьбу вмешались южноафриканские войска, начавшие вторжение в Анголу и выступавшие на стороне УНИТА. Когда была провозглашена независимость в ноябре 1975 г., руководство МПЛА объявило себя Временным правительством страны, что сразу же было признано большинством африканских государств. Лидер МПЛА Агос-тиньо Нето обратился за помощью к СССР и Кубе. Кубинские войска стали прибывать в Анголу уже в ноябре 1975 г.; их общая численность вскоре составила 30 тыс. человек.

В Анголу были переброшены также большие партии советского оружия, прибыли советские военные и экономические советники, за­частили высшие военные чины. Так началось длительное противосто­яние с Западом, который в разразившейся гражданской войне оказы­вал помощь другим политическим силам.

Война в Анголе парализовала экономику и быстро привела к дегра­дации всей страны, ее последствия сказываются до сих пор. Присутст­вие кубинских войск в Анголе закончилось лишь в 1991 г., когда они бы­ли выведены в соответствии с Браззавильским соглашением 1988 г.

Центром советского влияния в Южной Африке стало в 1976 г. по­сольство в Замбии, куда был направлен послом В.Г. Солодовников. Очевидно, под влиянием СССР режимы на Мадагаскаре, Коморских и Сейшельских островах обнаружили тенденцию «полевения». До 1976 г. ежегодная военная помощь СССР Африке составляла не более 350 млн. долларов, в 1977 г. она резко возросла до 1,5 млрд. долл., а в 1978 г. уве­личилась еще на 1 млрд. долл..

Но экономический потенциал СССР был уже на пределе; вскоре его возможности воздействия на Африку резко сократились. Особенно явственно это обнаружилось в 1980-е гг.

II. Роль Китая в Африке

Долгое время КНР не проводила самостоятельной внешней полити­ки в Африке, хотя посольство в Египте было открыто китайцами еще в 1955 г. КНР установила дипломатические отношения с Суданом и Ганой в 1959 г., признала Фронт национального освобождения Ал­жира (ФНО) в 1958 г., предложила экономическую помощь Гвинее (26 млн. долл.) и Мали (19,5 млн. долл.) на выгодных условиях.

С обострением советско-китайских отношений китайская полити­ка активизировалась - возникло искушение вставлять палки в колеса СССР в Африке. Премьер-министр КНР Чжоу Энлай в 1963-1964 гг. совершил визиты в 10 африканских стран и сумел установить там оп­ределенные контакты.

КНР стремилась поддерживать разного рода повстанческие органи­зации в Африке, помогала в обучении партизан, провоцировала восста­ния. В бывшем Бельгийском Конго (Заире) в начале 1960-х гг. Китай поддерживал движение Антуана Гизенги, затем обучал партизан Пьера Мулеле.

В 1963 г. китайцы вмешались в волнения в Бурунди, где беженцы-тутси из соседней Руанды замыслили возвращение на родину. Пра­вительство Бурунди выслало китайскую дипломатическую миссию. Аналогичные события произошли и в бывшем французском Конго (Браззавиле), где китайцев обвинили в провоцировании военного пе­реворота в 1966 г.

«Культурная революция» в самом Китае привела к почти полному сворачиванию его деятельности в Африке: в 1966 г. были отозваны ки­тайские послы из 18 африканских стран.

Единственная страна, с которой у Китая сохранились теплые от­ношения, была Танзания. Китайцы начали устанавливать отноше­ния с этой страной после 1964 г. В 1965 г. Чжоу Энлай и Д. Ньерере обменялись визитами. Вскоре страны стали совместно вести строи­тельство железной дороги «Танзам» (Танзания-Замбия), чтобы об­легчить вывоз полезных ископаемых из Замбии, минуя португаль­скую колонию Мозамбик. Соглашения о начале строительства были подписаны в 1967 и в 1970 гг. Железная дорога «Танзам» протяженно­стью 2 тыс. км стала витриной Китая в Африке. На ее строительстве работали 15 тыс. рабочих из Китая, которые в ходе общения с афри­канцами поднимали престиж своей страны. Строительство велось под руководством китайцев и было закончено на 2 года раньше намечен­ных сроков.

Однако Китаю так и не удалось спровоцировать какие-либо рево­люционные волнения в Африке. КНР не могла соперничать даже с СССР в оказании экономической помощи африканским странам, а последние, нуждаясь в военной помощи, предпочитали обращаться к СССР. Очевидно, интерес Китая к Африке не был так уже велик, а поддержка разного рода партизанских движений осуществлялась слишком слабо.


Похожая информация.


1. Особенности политического развития

Послевоенный мир включал в себя не только два враждебных блока, существовал ещё и «третий мир», к которому относились государства, образовавшиеся в результате распада колониальных империй. Они отличались по уровню экономического развития, образу жизни, мировоззрению. Перед освободившимися странами стоял вопрос: какое устройство им следует предпочесть? Довольно часто они перенимали политические системы, унаследованные от прежних имперских хозяев. Меньшая часть бывших колоний склонялась к советской модели. Впрочем, декларированная принадлежность к тому или иному лагерю мало соответствовала действительности, поскольку в большинстве случаев в этих странах не хватало материальных и политических условий, чтобы жить в соответствии с провозглашёнными моделями.

Важным фактором формирования постколониального устройства мира стала «холодная война». В большинстве случаев её влияние на развитие бывших колоний было негативным, поскольку в условиях идеологического противостояния Запада и Востока огромным преимуществом обладали политики, получившие возможность спекулировать на колониализме как основной причине отставания стран «третьего мира» в развитии. Колониализм создавал диспропорции в экономике зависимых стран, делая их таким образом уязвимыми, но он же формировал некоторые предпосылки модернизации в политике и экономике. Эти предпосылки можно было использовать, однако атмосфера «холодной войны» практически исключила преемственность развития с прежним колониальным управлением даже там, где явно имелись достижения, которые нужно было сохранить и приумножить.

Несмотря на абсурдность объединения под общим названием «третий мир» таких стран, как Египет и Габон, Индия и Новая Гвинея, определённый смысл такое объединение всё же имело. Правительства этих государств не верили, что мировой капиталистический рынок и стихийное частное предпринимательство добьются в их странах успеха. В представлении политиков государств «третьего мира» Запад являлся «первым миром» с его алчным капитализмом; во «второй» входили социалистические страны с их жёсткими тоталитарными режимами — оба эти мира имели арсеналы оружия массового уничтожения. «Третий мир» должен был стать новым миром — свободным, миролюбивым, независимым. Эта концепция получила реализацию на Первой конференции африканских и азиатских государств, состоявшейся 18-24 апреля 1955 г. в Бандунге, в которой приняло участие 28 стран. На конференции были сформулированы основные принципы мирного сосуществования: 1) взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета; 2) ненападение; 3) невмешательство во внутренние дела друг друга; 4) равенство и взаимная выгода.

Вдохновителями Бандунгского движения выступили лидеры Индии, Индонезии, Египта и Югославии — Джавахарлал Неру, Ахмед Сукарно, Гамаль Абдель Насер и Иосип Броз Тито. Принципы неприсоединения, в разработке которых участвовали главным образом представители стран — бывших колоний, должны были стать основой новой жизни. На поверку, однако, они довольно часто не выполнялись: длительные войны шли в Пакистане, Индии, Сомали, Эфиопии, Вьетнаме, Камбодже, Уганде, Танзании. В частности, лидеры этого движения оказались беспомощными во время кровопролитной войны Индии и Пакистана из-за Кашмира.

Официальное оформление движения неприсоединения произошло на Белградской конференции в сентябре 1961 г.

2. Установление коммунистического режима в крупнейшей азиатской стране

Ещё накануне Первой мировой войны западное соперничество за сферы влияния в Китае спровоцировало национальные движения в Азии, а Вторая мировая война нанесла сокрушительный удар по господству Запада в Азии.

Определите по карте, какие государства получили независимость в Азии в 1945—1955 гг.

Наиболее радикальные перемены происходили в Китае. В 1949 г. к власти здесь пришли коммунисты, которые под руководством Мао Цзэдуна утвердили независимость Китайской Народной Республики (КНР). Пример Китая, вышедшего из-под контроля Запада, носил предостерегающий характер, поэтому в политике США и западных стран в период «холодной войны» доминировало стремление остановить продвижение коммунизма в Азии.

На протяжении четырёх тысячелетий Китай отличался не только многочисленностью и однородностью населения, но и своей политической целостностью. Большинство китайцев считало, что их страна является центром мира и образцом для всего человечества. Китай с полным правом считал свою классическую культуру (живопись, каллиграфию, общественные институты) образцом для всеобщего подражания. У Китая и китайцев определённо не было ощущения культурной или интеллектуальной отсталости. Технологическая слабость, проявившаяся в полной мере только в XIX в. из-за очевидного отставания в военной сфере, была обусловлена не столько низким уровнем техники или образования, сколько отличавшими китайскую цивилизацию самодостаточностью и самоуверенностью. Обновление стало возможным только после падения древней китайской империи, хранительницы традиционной культуры, и только путём социальной революции.

Коммунисты возглавили массовое сопротивление японским захватчикам на оккупированной территории. Поэтому, когда в 1949 г. коммунисты победили в короткой гражданской войне, их после 40 лет анархического безвластия восприняли как законных правителей Китая. Кроме того, коммунисты, опираясь на свою идеологию, смогли создать общенациональную эффективную структуру власти. Именно этого китайцы и ждали от политиков.

Для большинства китайцев коммунистическая революция означала восстановление мира, порядка, благосостояния, административной преемственности, величия огромной империи и древней цивилизации.

Мао Цзэдун

За форсированной коллективизацией сельского хозяйства в 1955-1957 гг. последовала политика «большого скачка» в промышленности, начатая в 1959 г. и приведшая к чудовищному голоду 1959-1961 гг. Новый эксперимент Мао Цзэдуна — «культурная революция», проходивший в 1966-1976 гг., был направлен на подавление любой оппозиции в стране. «Революция» сопровождалась массовыми репрессиями, насаждением атмосферы всеобщего страха. Её итогом стало предкризисное состояние экономики Китая. После смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. в борьбе за власть победила группировка во главе с Дэн Сяопином. Новое руководство страны осуществило ряд социально-экономических реформ, преобразовавших страну. Однако в неизменном виде сохранились прежние политические структуры.

Объясните, почему, несмотря на социально-экономические преобразования в Китае, политические структуры страны остались неизменными.

3. Корейская война

Корейская война (1950-1953 гг.) наряду с блокадой Берлина в 1948-1949 гг. стала ещё одним пиком «холодной войны».

Оккупированная японцами в 1905 г. Корея согласно англо-американо-китайскому соглашению 1943 г. должна была после Второй мировой войны обрести независимость. На заключительном этапе войны СССР и США решили считать 38-ю параллель на Корейском полуострове разграничительной линией союзных военных действий против Японии. Советские войска принимали капитуляцию японцев к северу, а американские — к югу от 38-й параллели.

Сразу после ввода советских войск в Корею было создано симпатизирующее Советскому Союзу правительство единой Кореи. Американцы противопоставили этому правительству временное корейское правительство, пребывавшее до этого в изгнании. Эти два правительства соперничали за власть в стране, хотя предполагалось, что разделение страны по 38-й параллели будет временным. Тем не менее 15 августа 1948 г. была провозглашена Республика Корея со столицей в Сеуле, а 9 сентября того же года — Корейская Народно-

Демократическая Республика (КНДР) со столицей в Пхеньяне. Фактически жители обеих частей страны так и не получили возможности самим решать свою судьбу, и Корея до сих пор остаётся разделённой: временные военные границы превратились в постоянные.

После победы коммунистов в Китае Мао Цзэдун получил возможность помочь коммунистам Северной Кореи в их стремлении создать единое государство. Именно при поддержке Мао Цзэдуна и с ведома Сталина последовало нападение северокорейских войск на юг. В 1950 г. лидер корейских коммунистов Ким Ир Сен сообщал Сталину, что, как только коммунисты перейдут 38-ю параллель, на юге начнётся народное восстание и всё дело ограничится непродолжительной гражданской войной.

Коррумпированный режим в Южной Корее не был популярен у народа, в ходе различных восстаний против него погибло около 100 тыс. человек. Кроме того, Сталин, по всей видимости, полагал, что США не придают Южной Корее большого стратегического значения и не будут вмешиваться в конфликт. Однако американское руководство, напуганное событиями в Берлине, считало, что коммунизм находится на марше и должен быть остановлен во что бы то ни стало.

В 1950 г. СССР на некоторое время вышел из состава Организации Объединённых Наций. Этой ситуацией не преминуло воспользоваться руководство США, которое к решению корейской проблемы смогло подключить ООН. В Корею были посланы американские войска и войска ООН.

Американцы надеялись на быстрое разрешение конфликта, но их ожидала трёхлетняя кровопролитная война, которая стала результатом участия в ней китайской армии. Победа Китая, оплаченная большим количеством жертв, но вынудившая американцев отступить, вызвала шоковое состояние в западном мире. Военные успехи в борьбе с американскими войсками и войсками ООН, а также проведение независимой от Москвы политики повысили международный престиж Китая. Корейская война показала, что с Китаем в международных делах уже нельзя не считаться.

Во время войны в Корее

Китайские войска в Корее

Любопытно отметить, что во время Корейской войны (в которой США официально участвовали, а СССР нет) Вашингтон достоверно знал, что по меньшей мере 150 китайских самолётов на самом деле были советскими и управляли ими советские лётчики. Эту информацию американцы держали в секрете, поскольку резонно считали, что Москва совсем не желала быть втянутой в войну. Иными словами, главная забота обеих сторон заключалась в предотвращении действий, которые могли быть расценены как шаги к развязыванию войны между державами.

9 июля 1951 г. СССР предложил перемирие. Переговоры шли крайне вяло, а линия фронта тем временем стабилизировалась на тех же позициях, где и начались военные действия, — вдоль 38-й параллели. 26 июля 1953 г. перемирие было заключено. В войне погибли 4 млн корейцев, 1 млн китайцев, 54 246 американцев, 120 советских лётчиков 4-го истребительного авиационного корпуса.

Как вы считаете, кто несёт главную ответственность за развязывание войны в Корее?

Корейская война явилась событием мирового масштаба. Она способствовала развёртыванию гонки вооружений. После Корейской войны в США резко возросла численность армии с 1,5 млн в 1948 г. до 3,2 млн в 1951 г. (в СССР соответственно с 2,9 млн до 3,1 млн человек). Под влиянием Корейской войны было принято решение о постоянной дислокации американских войск в Европе. С конца 1953 г. США стали размещать на Европейском континенте тактическое ядерное оружие.

США в ходе войны смогли привлечь на свою сторону ООН, утроили военные расходы, создали НАТО, появилась возможность вооружить Германию, что и произошло в 1955 г.

4. Начало противостояния в Индокитае

Основной метрополией в Индокитае была Франция. Французы появились в Юго-Восточной Азии относительно поздно, завоевав Индокитай в середине XIX в. Они подчинили вьетнамцев, обладавших древней культурой и высокоразвитым чувством национального единства. Французы объединили Вьетнам с Лаосом и Камбоджей, образовав свою колонию Индокитай. Местная элита охотно сотрудничала с французской администрацией. Французская система образования воспитала местную интеллигенцию, значительная часть которой подпала под влияние марксизма и встала на путь борьбы с колониализмом.

Французы строили дороги, в том числе и железные, основали Ханойский университет, школы, госпитали. Они боролись с неграмотностью и эпидемиями, в результате чего смертность среди вьетнамцев сократилась. В отличие от британцев, они не слишком кичились своим расовым «превосходством» и многое сделали для развития системы образования. Поощрялись контакты с Францией, в результате чего в 1930-е гг. там побывала немногочисленная вьетнамская элита, в том числе и будущий лидер коммунистов Хо Ши Мин, создавший партию в 1929 г. Отрицательной же стороной французского господства являлось то, что экономическое развитие страны диктовалось интересами метрополии. Индустриализация проходила медленно. Перенаселённость страны представляла постоянную проблему, подавляющее большинство из 16 млн вьетнамских крестьян были бедняками, вынужденными платить высокую аренду и налоги. Депрессия 1930-х гг. привела к падению цен на рис и сахар; имели место беспорядки, которые французы безжалостно подавляли.

В результате военного разгрома летом 1940 г. немцами Франции её господство в Индокитае сильно пошатнулось, колониальные власти пошли на сотрудничество с японцами, помогая им охотиться за местными партизанами. На юге страны коммунистические отряды были уничтожены, но на севере поддержкой стали пользоваться коммунисты во главе с Хо Ши Мином. Это имело далеко идущие последствия, поскольку именно там возникла «Лига борьбы за независимость Вьетнама» («Вьетмин»).

Хо Ши Мин ещё при жизни стал легендой, подобной той, что связывали с именами Че Гевары, Кастро, Мао. После смерти забальзамированное тело Хо Ши Мина поместили в стеклянный гроб в мавзолее в Ханое. Несмотря на апелляцию к марксизму, ядром его мировоззрения был национализм. Хо Ши Мин обладал выдающимися интеллектуальными способностями, оставаясь неподкупным и скромным в быту человеком.

После капитуляции японцев Хо Ши Мин с помощью небольших отрядов генерала Нгуен Зиапа, впоследствии ставшего знаменитым военачальником, установил контроль над основными городами страны и объявил о создании независимой Демократической Республики Вьетнам (ДРВ). К весне 1946 г. французские войска установили контроль на юге страны. В декабре 1946 г. начались боевые действия, которые вплоть до 1950 г. велись вяло. Ситуация в корне изменилась после победы коммунистов в Китае. У Нгуен Зиапа появилось тяжёлое вооружение, предоставленное китайскими властями. После победы Мао и начала Корейской войны США предоставили французам заём в 3 млрд долларов для ведения вьетнамской войны. Но несмотря на первоначальные успехи, французы так и не смогли разгромить Хо Ши Мина и потерпели поражение. Война всё более меняла свой характер и становилась частью противостояния двух мировых военных блоков.

Хо Ши Мин

Французские войска в Индокитае (война 1946—1954 гг.)

На Женевской международной конференции 26 апреля 1955 г. было достигнуто соглашение о разграничении Северного и Южного Вьетнама. На лето 1956 г. были назначены общие выборы, от результатов которых ожидалось объединение страны. После конференции ответственность за судьбу Вьетнама взяли на себя США. Американцы утвердили у власти Нго Динь Дьема — жёсткого националиста, представителя одной из самых влиятельных вьетнамских семей, который отказался признать Женевские договорённости. Тем временем Хо Ши Мин готовился к возобновлению войны за единый коммунистический Вьетнам.

После победы коммунистов в Китае Вьетнам стал казаться Западу сферой его жизненно важных интересов. Президент США Эйзенхауэр исходил из «теории домино» и полагал, что если Вьетнам попадёт в руки коммунистов, то за ним последуют и остальные страны Азии. США препятствовали объединению Вьетнама и поддержали марионеточный режим на юге страны. С другой стороны, Хо Ши Мин действовал не менее жёстко, ощущая поддержку СССР. После того как этот режим оказался на грани поражения, США в 1965 г. ввязались во вьетнамскую войну, которая продолжалась до 1975 г. Американцы были побеждены и ушли из страны, сбросив на неё больше бомб, чем было сброшено за всю Вторую мировую войну.

5. Основные проблемы развития Индостана

После Второй мировой войны в Индии — самой богатой колонии Великобритании начался подъём антиколониального движения. Для его ослабления в 1946 г. было принято решение о выборах в Центральное законодательное собрание. Победа светского, не выражавшего интересов определённых религиозных групп Индийского национального конгресса (ИНК) вызвала неудовольствие мусульман, отказывавших в доверии индусам и требовавших своего представительства во власти. ИНК, не желавший идти навстречу требованиям мусульман, подчёркивал своё стремление стать единственной общенациональной партией, представляющей интересы как индусов, так и мусульман. Именно это побудило Мусульманскую лигу под руководством Мухаммеда Али Джинны порвать с ИНК и вступить на путь сепаратизма, что и привело к возникновению государства Пакистан. В августе 1947 г. был принят закон о независимости, предусматривавший создание двух государств. Бывшая колония расчленялась по религиозному признаку на Индию, в которой большинство населения исповедовало индуизм, и Пакистан, в котором преобладало мусульманское население. 14 августа в Индии и 15 августа 1947 г. в Пакистане впервые отмечали День независимости. Но не успели закончиться праздники, как началась трагедия. В течение августа и сентября 1947 г. были убиты до 500 тыс. мусульман, покидавших индийскую половину восточного Панджаба (Пятиречья). Воинственные сикхи (представители религиозного учения, отличающегося от ислама и индуизма) не щадили даже женщин и детей, останавливали поезда, переполненные беженцами, и хладнокровно убивали всех. Убийства индусов проходили и в Пакистане, но гораздо в меньших масштабах. Мусульманская лига пыталась выжить сикхов и индусов, оказавшихся на территории Пакистана. В поисках спасения миллионы беженцев пересекали границу в обоих направлениях, обезумев от ужаса межобщинной войны. Из Индии бежали 9-10 млн мусульман; в Западном Пакистане осталось совсем немного индусов, но в Восточном Пакистане их было около 30 млн. Межобщинные столкновения и убийства происходили и позднее, но никогда не достигали ужасающих размеров 1947 г.

Передача власти в Индии от англичан национальному правительству превратилась в катастрофическую бойню. Среди жертв оказался и основатель Индийского национального конгресса М. Ганди, убитый в январе 1948 г. индусским экстремистом. Определённую долю вины в этом кровопролитии несут прежнее колониальное управление, не имевшее чёткой концепции многонационального государства, и новые власти, которые безответственными заявлениями или бездействием способствовали возникновению напряжения.

Дж. Неру

После получения независимости в политической жизни Индии утвердилась парламентская система. Первое индийское правительство и ИНК возглавил соратник Ганди Джавахарлал Неру (1889-1964), основатель крупнейшей политической династии: после его смерти премьер-министром в 1966-1977 и 1980-1984 гг. была его дочь И. Ганди, а затем в 1984-1991 гг. правительство возглавил внук — Р. Ганди. Став одним из лидеров движения неприсоединившихся стран, Индия завоевала высокий авторитет на международной арене. Большую помощь в строительстве современной промышленной Индии оказал Советский Союз, под сильным идеологическим влиянием которого находился Дж. Неру.

За годы независимости в Индии были проведены экономические реформы. Наиболее крупной мерой по модернизации страны стала аграрная реформа, ограничившая крупное помещичье землевладение. Но проблема крестьянского безземелья осталась нерешённой.

В 1960-1980-е гг. происходит расширение деятельности государственного сектора. Было национализировано 14 крупных банков, ограничена деятельность монополий, осуществлена «зелёная революция», решившая продовольственные проблемы страны. Рост и усиление бюрократии, недостаточная эффективность ряда предприятий стали одними из причин изменения экономического курса Индии в 1990-х гг., в ходе которого была национализирована часть организаций государственного сектора, акционирован ряд госпредприятий, открыт индийский рынок для более свободного импорта.

Индия справляется с продовольственными трудностями. Несмотря на то что Индия вошла в первую десятку стран мира по объёму промышленного производства, острые внутриполитические проблемы по-прежнему остаются нерешёнными. К ним относится национально-религиозная рознь, которая вылилась в столкновения между индусами и мусульманами, движение сикхов за автономию, выступление на юге страны тамильских сепаратистов (народность в Южной Индии). От рук сикхов в 1984 г. погибла И. Ганди, в 1991 г. в ходе избирательной кампании тамильским террористом был убит Р. Ганди.

В отличие от Индии, в Пакистане была провозглашена исламская республика с сильной президентской властью. Несогласие Пакистана с условиями территориального разграничения, считавшего, что ряд мусульманских регионов ошибочно вошёл в состав Индии, стало причиной неоднократных вооружённых конфликтов между странами. В Пакистане, так же как и в Индии, проводились экономические реформы, но менее радикальные. Именно эти реформы вызвали острые противоречия между Западным Пакистаном и Восточной Бенгалией, оппозиционные партии которой выступали за отделение от Пакистана. В 1971 г. началась кровопролитная гражданская война, в результате которой на карте мира появилось новое государство — Народная Республика Бангладеш.

После капитуляции Японии в августе 1945 г. была провозглашена независимость Индонезии. Её хозяева — голландцы, слабые в военном отношении, — отказались добровольно покинуть эту страну. Опираясь на англичан, они восстановили свою власть, но установить полный контроль над пятой по численности страной мира им было не под силу. В декабре 1949 г. Голландия признала ограниченный суверенитет Индонезии, а в августе 1950 г., эвакуировав свои войска (85 тыс. человек) и колониальную администрацию, предоставила ей полную независимость.

Победившее национально-освободительное движение возглавлял Ахмед Сукарно. Его идеология представляла смесь исламских, марксистских, либеральных лозунгов, украшенных звучной фразеологией. В 1959 г. он установил авторитарный режим «направляемой демократии» и был провозглашён пожизненным президентом. Большинство политических партий, в том числе и Коммунистическая партия Индонезии (КПП), поддержали его действия. В стране был провозглашён лозунг «Национализация, религия, коммунизм», который означал сотрудничество трёх идеологических направлений.

Другой лозунг Сукарно гласил: «Нации всегда нужен враг». Отсюда появилось суждение о «Великой Индонезии», которое предполагало внешнюю экспансию и поиски внутренних врагов. Преследования китайцев («внутренний враг») и их бегство привели к расстройству системы внутренней торговли в Индонезии, так как китайское население занималось преимущественно посредническими операциями. Экономика страны разваливалась вследствие грубого вмешательства государства. Политическое напряжение росло, что не в последнюю очередь было вызвано действиями КПИ, являвшейся третьей в мире по численности компартией (3,5 млн человек) после советской и китайской. КПИ в период аграрной реформы выступила за самозахват крестьянами земли, принадлежавшей крупным собственникам. Не зная, что делать с оппозицией военных (недовольных развалом страны), и желая от неё избавиться, Сукарно одобрил заговор коммунистов, которые 1 октября 1965 г. подняли путч и начали бойню. Но власть в свои руки захватил командующий резервными войсками генерал Сухарто. Последовало ужасное возмездие: резня по местному обычаю носила массовый характер — все причастные к заговору объявлялись виновниками, и целые семьи должны были искупить вину. Число жертв, по некоторым подсчётам, достигло 1 млн человек.

Провал попытки переворота привёл к разгрому Коммунистической партии Индонезии, физическому уничтожению её сторонников и последующему отстранению Сукарно от власти, которое произошло 22 февраля 1967 г. В дальнейшем он находился под домашним арестом в своём загородном дворце. Поскольку для индонезийцев Сукарно являлся символом национальной независимости, его могила стала местом паломничества и ежегодных массовых поминальных собраний в день смерти.

Назовите причины падения режима Сукарно. Согласны ли вы с тем, что провал его политики носил закономерный характер?

В 1968—1998 гг. президентом страны являлся генерал Сухарто. Для этого периода было характерно преобладающее влияние военных во всех сферах общества, предоставление широких возможностей для иностранного капитала. В политической жизни страны на первый план вышли мусульманские партии (90 % населения страны — мусульмане). Усиление влияния исламских фундаменталистов привело к открытым столкновениям с властями, в результате которых режим Сухарто пал.

В современной Индонезии остаётся много нерешённых проблем, например борьба с сепаратизмом, коррупцией и терроризмом. Здесь ещё имеют место столкновения на религиозной почве. Но наиболее острой остаётся проблема крайней нищеты среди беднейших слоёв населения.

7. Противостояние в арабском мире и проблема Израиля в период «холодной войны»

После окончания Первой мировой войны арабский мир имел шанс создать единое арабское государство, в котором арабский язык и мусульманская культура стали бы цементирующим основанием. Однако этим планам не суждено было сбыться, поскольку секретное соглашение 1916 г. между Великобританией и Францией поделило арабское наследство Турции.

После развала Оттоманской империи трём населявшим её нациям — курдам, армянам и палестинцам — было отказано в собственном государстве. Арабские земли стали подмандатными территориями Великобритании и Франции (Сирия и Ливан). В 1920 г. было установлено колониальное управление Палестиной. Британцы разрешили евреям эмигрировать в Палестину, но основывать своё государство не позволили. Это было меньше, чем хотели сионисты, но больше, чем желали уступать арабы. Другая подмандатная британская территория находилась на противоположном берегу реки Иордан. Политика Англии в Палестине отличалась непоследовательностью и неопределённостыо, но в целом британская администрация скорее склонялась на сторону арабов.

После прихода к власти Гитлера иммиграция евреев резко возросла. К 1935 г. их численность в Палестине достигла 60 тыс. человек. Соответственно возросло и арабское сопротивление, поскольку арабы боялись, что их вера и образ жизни в условиях увеличения численности евреев окажутся под угрозой. Арабы считали, что притязания евреев непомерны — по традиции владения древнего Израиля включали большую часть современных Сирии и Иордании, а также территорию египетского Синая и современного Израиля.

С начала XX в. евреи под влиянием сионистской пропаганды прибывали в Палестину, покупали там землю, создавали киббуцы (коммуны с почти полным отсутствием частной собственности). Большинство арабского населения рассматривало приход сионистов как благо, поскольку евреи своим упорством и трудолюбием превращали бесплодную палестинскую землю в плодородные плантации. Такое отношение к сионистам задевало представителей местной арабской элиты, которые гордились своей древней культурой и негодовали от эпитета «отсталые». С нарастанием потока эмигрантов еврейская община становилась всё более европеизированной, демократической и социалистической, а арабская община оставалась традиционной, патриархальной.

В период между мировыми войнами лидером арабских националистов являлся великий муфтий Иерусалима Мухаммад Амин аль-Хусейни, глава самого крупного землевладельческого клана в Палестине. Аль-Хусейни принял активное участие в антиеврейских погромах в 1929 г. Он организовал систематическое уничтожение умеренно настроенных арабов, которых в Палестине насчитывалось довольно много.

Для целей самообороны Еврейское агентство с позволения Черчилля в рамках британской армии создало независимую еврейскую бригаду, которая стала ядром Хаганы — оборонительной силы Еврейского агентства в 1920-1948 гг. (с образованием еврейского государства Хагана стала основой Армии обороны Израиля).

В противовес арабскому терроризму наиболее радикальные сионисты сформировали собственную террористическую организацию «Иргун».

29 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН большинством голосов проголосовала за отмену британского мандатного режима в Палестине и создание на её территории двух государств — арабского и еврейского. 14 мая 1948 г. была провозглашена независимость Израиля, в то время как палестинские арабы не последовали примеру евреев в расчёте на недолгий век Израиля. Вскоре четыре арабских государства (Египет, Ливия, Иордания и Сирия) начали войну против Израиля.

Предполагалось, что евреи потерпят поражение, поскольку армия Египта насчитывала 10 тыс. военных, Иордании — 4,5 тыс., Сирии — 7 тыс., Ирака — 3 тыс.; несколько тысяч человек входили в «Арабскую освободительную армию», составленную из палестинцев. По решению ООН арабскому государству отводилось 43 % территории Палестины с населением около 800 тыс. арабов и 95 тыс. евреев, а еврейскому — 56 % территории с населением около 499 тыс. евреев и около 510 тыс. арабов.

Большое значение в момент провозглашения государства Израиля имела позиция Сталина, который хотел признанием еврейского государства подорвать британские позиции на Ближнем Востоке. Для усиления хаоса он распорядился через Чехословакию продавать Израилю оружие.

Хагана, в которой насчитывалась 21 тыс. солдат, вначале не имела тяжёлого вооружения, ей не хватало даже винтовок. Именно чехословацкие коммунисты по приказу советского лидера сделали возможным оборону Израиля, выделив воздушную базу для переброски оружия в Тель-Авив. Израильтяне в апреле 1948 г. нанесли предупреждающий удар, который был осуществлён при помощи чехословацкого оружия. К декабрю благодаря иностранным поставкам оружия Израиль имел уже 100-тысячную хорошо вооружённую армию и установил военное превосходство над арабами.

Создание государства Израиль стало причиной возникновения проблемы с арабскими беженцами (650 тыс. человек). В ответ на это в 1947-1957 гг. 567 тыс. евреев покинули арабские страны. Все они, в отличие от палестинцев, до 1960 г. были благоустроены. Арабские страны предпочли держать беженцев в лагерях, где те пребывали в качестве заложников, для оправдания следующих войн.

Израильские танки на подступах к Голанским высотам в Шестидневной войне 1967 г.

Жизнь от войны до войны в окружении враждебно настроенных арабских стран — такова особенность истории еврейского народа после провозглашения государства Израиль.

Хроника событий

1956 г. — объединённый контингент войск Великобритании, Франции и Израиля оккупировал Синайский полуостров, но под давлением СССР и США войска были выведены с занятых территорий.

1967 г. — широкомасштабное наступление Израиля. Итогом войны, длившейся шесть дней, стала аннексия Израилем Синайского полуострова, Газы, Голанских высот, Западного берега реки Иордан, установление контроля над Иерусалимом.

1973 г. — вторжение египетской армии на Синайский полуостров; сирийская армия заняла Голанские высоты. В ходе трёхнедельной войны Израилю удалось остановить продвижение арабских войск и перейти в наступление.

1978 г. — подписание Кэмп-Дэвидских соглашений, ставших основой для заключения египетско-израильского мирного договора 1979 г.

В израильско-арабском конфликте противостоявшие в «холодную войну» страны приняли разные стороны. Так, если в ФРГ победа евреев приветствовалась, то в ГДР, напротив, сочувствовали арабам, подвергшимся «наглой империалистической провокации».

В годы «холодной войны» ни СССР, ни США не удалось перетянуть ближневосточные страны на свою сторону. Лидеры ближневосточных государств были более озабочены своими внутренними и региональными проблемами и использовали антагонизм между СССР и США в собственных интересах. Советский Союз играл важную роль в поставках оружия главным противникам Израиля — Египту, Сирии, Ираку. Это, в свою очередь, придавало стимул Штатам и другим западным странам для того, чтобы поддержать Израиль в своём стремлении вытеснить СССР с мирового и ближневосточного рынка оружия. В результате такой конкуренции соперничающие ближневосточные народы в изобилии снабжались самым современным оружием. Естественным следствием такой политики стало превращение Ближнего Востока в одно из самых опасных мест в мире.

Вопросы и задания

1. Почему столь разные страны Азии и Африки можно объединить понятием «третий мир»? 2. Согласны ли вы с тем, что китайская модель социализма имела ярко выраженный национальный характер? Аргументируйте свою позицию. 3. Почему Корейскую войну считают одной из высших точек «холодной войны»? 4. Что было общего в исторических судьбах Вьетнама и Кореи после получения независимости? Чем они отличались? Как повлияла «холодная война» на развитие этих стран? 5. Почему возникло противостояние на Ближнем Востоке? 6. В чём заключалась проблема Израиля в период «холодной войны»? 7. Как вы считаете, почему в годы «холодной войны» ни СССР, ни США не удалось полностью привлечь ближневосточные страны на свою сторону?

Изучаем источник

Из заявления Советского правительства о вооружённой агрессии против Египта: «Египет стал жертвой агрессии. На его территорию вторглись израильские войска и нависла угроза высадки английских и французских войск. <...> Действия израильского правительства представляют собой акт вооружённой агрессии и являются открытым нарушением Устава Организации Объединённых Наций. Факты показывают, что вторжение израильских войск было явно рассчитано на то, чтобы использовать это как предлог для западных держав, в первую очередь Англии и Франции, ввести свои войска на территорию арабских государств, в частности в зону Суэцкого канала. Свои агрессивные действия западные державы прикрывают ссылками на колониалистскую декларацию Соединённых Штатов Америки, Англии и Франции 1950 года, единодушно отвергнутую всеми арабскими государствами. <...> Советское правительство считает, что Совет Безопасности ООН во имя сохранения мира и спокойствия в районе Ближнего и Среднего Востока должен принять немедленные меры к прекращению агрессивных действий Англии, Франции и Израиля в отношении Египта и к немедленному выводу войск интервентов с территории Египта».

Назовите год, в котором этот документ появился. Почему Правительство СССР поддержало Египет в данном конфликте? Используя текст документа и дополнительные источники информации, объясните, каким образом «холодная война» повлияла на ход арабо-израильского конфликта.

Точка зрения

К. Везерсби, американский историк

Несмотря на остающиеся без ответа вопросы о советской политике в Корее в 1945—1950 гг., имеющиеся в нашем распоряжении данные указывают на то, что нападение Северной Кореи на Южную в июне 1950 г. не было результатом решимости СССР расширить подконтрольную ему территорию и тем более начальным этапом в более обширных планах советского вмешательства в американскую сферу влияния. В действительности цели Сталина в Корее носили ограниченный характер. Он стремился к установлению в Северной Корее буферного государства для того, чтобы защитить Советский Союз от возможного нападения с полуострова. Сталин хотел также получить из Кореи определённые материальные ресурсы и усилить политическое положение Советского Союза, создав ещё одну «народную демократию» на территории, занятой Советской армией в конце войны.



Страница 12 из 29


Стратегия в Азии

Американцам никогда не нравился китайский национализм. В 1911 г. они поддерживали тиранический режим Юань Шикая против более националистически настроенного Гоминдана во главе с Сунь Ятсеном. Но неудержимая японская экспансия помирила Вашингтон с Гоминданом, который возглавил в середине 1920-х годов Чан Кайши – слабый и прозападный.

Китай с 1931 г. сражался с японцами, устремившимися на континент. В китайскую армию были мобилизованы примерно три миллиона крестьянских парней. Они с трудом воспринимали современную войну и, в отличие от коммунистических дивизий Мао Цзэдуна, нечетко представляли цели борьбы. Дважды в год по селам пробегал ураган - очередная мобилизация, от которой можно было откупиться. Ну а чем был китайский коммунизм? Смесью национализма и крестьянского радикализма. Под контролем коммунистов к концу войны находились примерно пятая часть китайского населения.

Относительно связей китайского коммунизма с русским можно сказать, что они ослабли после пика соперничества Сталина с Троцким. В ходе этой борьбы Сталин советовал китайским товарищам сотрудничать с Гоминданом, что в конечном счете привело к кровавой ликвидации городских партийных организаций коммунистов гоминдановцами. После 1938 г. основной линией коммунистического движения стал весьма отчетливый национализм. России китайские коммунисты не боялись – Москва была завязана на Европейском театре и не демонстрировала намерений усилиться в Китае.

Что же касается русских коммунистов, то они слабого Китая не боялись, но Китая, становящегося плацдармом японских авантюр, прояпонского Китая - в Москве боялись чрезвычайно. В Москве опасались, что коммунистическая партия Китая нажимом с севера ослабит центральное правительство Чан Кайши, и тем самым косвенно окажет услугу наступающим японцам. Москва приостановила помощь Мао Цзэдуну. В последние два месяца 1939 г. оружие, поступающее через Рангун центральному китайскому правительству, было русского производства и происхождения. СССР оказал Чан Кайши очень значительную помощь. Москва предоставила центральному китайскому правительству оружия на весьма большую сумму - 250 млн долл. Часть российских займов, возможно, пошла на борьбу Чан Кайши с Мао Цзэдуном, но Россию интересовало сдерживание японского наступления. Летом 1940 г. советский посол в Вашингтоне говорил, что наши отношения с Китаем очень хороши, очень дружественны.

Одной из особенностей стратеги­ческого видения Рузвельта была вера в боевой потенциал чанкайшистского Китая. Президент спра­шивал Черчилля, какой будет мощь пятисот миллионов ки­тайцев, если они достигнут уровня развития Японии и получат доступ к современному оружию? Черчилль в мощь Китая верил гораздо меньше. Но Рузвельт хотел превращения китай­ского фронта - далекого и труднодоступного - в один из главных фронтов войны. Уже в декабре 1941 г. Рузвельт обещает Чан Кайши значительную помощь.

На конференции «Аркадия» американский президент убедил Черчилля сделать Чан Кайши верховным главнокомандующим союзных сил в Китае, Таиланде и Индокитае, создать связи между штабом Чан Кайши и союзными штабами в Индии и юго-западной части Тихого океана. Президент Рузвельт назначил американского генерала Дж. Стилуэла командующим американскими войсками в Китае, Индии и Бирме, а также начальником штаба при Чан Кайши. Здесь виден дальний прицел: опираться в Азии на Китай, сковать динамизм Японии, создать противовес СССР в Евразии. В начале 1942 г. китайцы в Чунцине полу­чили заем в 50 миллионов долларов. Руз­вельт принял решение о создании воздушного моста, веду­щего к практически окруженному союзнику.

Осенью 1943 г. китайский посол Сун в Москве стремился получить официальные советские заверения в том, что Россия не переключится на идейно более близких коммунистов. В ноябре Сун говорил американскому послу Гарриману, что русские желают видеть сильный Китай под руководством либерализовавшего свой режим Чан Кайши, где коммунисты получат возможность для легальной деятельности. Посетивший в это время Сталина Дэвис отмечал, что советское руководство не желало изменять статус-кво на Дальнем Востоке и не посягало на изменение границ. В 1943-1945 гг. советская пресса практически игнорировала существование китайских коммунистов. Отношения между Москвой и Чунчином были весьма приличными. Чан видел хрупкость своей политической системы и желал получить помощь как с западной, так и с русской стороны..

Вашингтон в конечном счете пришел к выводу, что без помощи Китая не сможет одолеть японцев. Американское руководство приложило все силы, чтобы подтолкнуть Россию к войне на Дальнем Востоке. Желаемое сбылось 30 октября 1943 г., когда Сталин, во время встречи с Корделом Хэллом (и по своей собственной инициативе) попросил информировать президента Рузвельта о том, что Россия вступит в войну с Японией после победы над Германией. В ответ Сталин «не попросил ничего». Сталин повторил свое обещание в Тегеране. Наиболее позитивно реагировал штаб американской армии и объединенный комитет начальников штабов, убежденные, что один лишь американский флот не сможет освободить Китай от японцев.

В марте 1944 г. Чан Кайши признался Рузвельту, что единственное, на что он способен, - это попытаться удержать линию обороны от японского наступления и попытаться приготовить Китай к тому дню – возможно, он не так и далек - когда союзные наземные и морские силы помогут консолидировать антияпонский оплот на континенте. Желание избежать боевых действий против японцев на огромных китайских равнинах стало едва ли не главным желанием американских генералов на этом театре военных действий. Потому-то американцы и предпочитали скорее сражаться на Тихом океане, чем на далеком китайском фронте. Здесь, на материке японцев могла сокрушить только Красная армия. В этом и заключалась причина постоянного стремления американцев втянуть Россию в войну против Японии.

К середине 1944 г. в США утвердилась уверенность в том, что грядущее сулит Соединенным Штатам полное доминирование в бассейне Тихого океана. Даже дипломаты не скрывали своих эмоций. 21 июля 1944 г. американская морская пехота высадилась на Гуаме. В отчаянной двадцатидневной битве, когда наступающей стороной стали американцы, погибли более двух тысяч их солдат и 18 с половиной тысяч японцев. Следующей океанской целью был остров Тиниан. Впервые американские солдаты увидели сцены массового самоубийства японцев.
С высоты в несколько десятков метров японцы бросались в море, сидящие с пещерах убивали друг друга гранатами.

Черчилль осенью 1944 г. стал требовать от советского руководства точной даты вступления в войну против Японии. Но американские военные – обычно чрезвычайно консервативная группа – стали предупреждать от излишнего давления на СССР. Американские генералы более всего хотели предотвратить возвращение основных японских армий из Китая и Кореи назад на японские острова, где они встретили бы американцев. Уже одним фактом своего присутствия дивизии Красной Армии сдерживали возвращение японцев на архипелаг. Даже ничего не делая, русские спасали американскую кровь.

При этом американцы боялись чрезвычайного усиления России в Китае. Чтобы избежать этого, они предприняли попытку наладить сепаратные отношения с Мао Цзэдуном, с китайскими коммунистами, противостоявшими режиму Чан Кайши на севере Китая. Политический советник генерала Стилуэла – Джон Дэвис уже в июне 1943 г. предлагал послать в коммунистический район Китая американскую военную миссию. Дэвис повторил свое предложение в начале 1944 г. - пока сами коммунисты благожелательно смотрят на сближение с американцами. Иначе они полностью уйдут к русским. Но Чан Кайши категорически отказал президенту Рузвельту, когда тот предложил распространить ленд-лиз на коммунистический север. В результате американцы только весной 1944 г. приступили к реализации плана распространения американского влияния на китайский север.

Прием представлявшего госдепартамент Джона Сервиса в Японии в конце августа 1944 г. был максимально сердечным. Состоялось знаменитое интервью Сервиса с Мао Цзэдуном. Лидер китайских коммунистов выразил желание всеми возможными способами избежать гражданской войны, но только Соединенные Штаты могут заставить Чан Кайши остановить движение к гражданской войне.

Во время встречи в Каире в ноябре 1943 г. Чан Кайши пообещал Рузвельту поддерживать американские желания относительно тихоокеанских баз и предложил ему несколько баз на континенте. Они обсуждали судьбу Кореи, Индокитая, Таиланда; Рузвельт пообещал Чунцину экономическую помощь после окончания войны. Соединенные Штаты при таком раскладе сил после войны оказывались самой мощной силой на Дальнем Востоке; Китай при этом становился главным помощником и клиентом Америки.

Начиная с июня 1944 г., госсекретарь Хэлл начинает настаивать на том, чтобы предоставить Китаю место постоянного члена Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

Идея привлечь китайских коммунистов к боевым действиям против японцев не утратила своей привлекательности. В начале ноября 1944 г. генерал Херли вылетел в Янань, к китайским коммунистам. Итогом дружественных встреч стала программа из пяти пунктов: объединение военных усилий, коалиция политических партий в масштабах всего огромного Китая. Ликование американцев продолжалось только до тех пор, пока они не начали показывать договоренность деятелям гоминдановского режима. Посол в США Сунг назвал документ программой захвата коммунистами власти в стране. Чан Кайши и вовсе отказался всерьез рассматривать союз с коммунистами. Пусть они сдадутся на его милость.

В конце 1944 г. Чан Кайши решил сблизиться со Сталиным и запросил о возможности визита в Москву. Американцы сразу же забеспокоились, и 15 декабря посол Гарриман запросил Сталина о русских целях на Дальнем Востоке. Сталин упомянул уже то, что обсуждалось в Тегеране: южная часть Сахалина, Курильские острова (со всем этим Рузвельт согласился в Тегеране). Сталин хотел бы также получить в аренду Китайско-Восточную железную дорогу; он хотел бы также китайского признания русского влияния над Внешней Монголией и аренду над
Порт-Артуром и Дальним. Гарриман заметил, что на последнее Рузвельт своего согласия не давал. Сталин ответил, что окончательное обсуждение этих вопросов еще предстоит. Все вышесказанное фактически означало для американцев, что Сталин предвидел в будущем относительно слабый Китай – значит, он ориентировался на Чан Кайши. Вашингтон в этом отношении был удовлетворен. Сталин ни разу не упомянул о китайских коммунистах. Это подвигло Хэрли убеждать Чан Кайши, что Сталин не считает китайских коммунистов вообще коммунистами.
В изображении Хэрли русская политика в Китае выглядела так:

Россия не поддерживает коммунистической партии Китая;

Россия стремится предотвратить гражданскую войну в Китае;

Россия желает сближения с Китаем.

Было очевидно, что Чан Кайши нуждается в Советском Союзе. Как минимум, по двум причинам. В 1944 г. стало ясно, что американцы не собираются наносить по Японии удар с китайской стороны – ослабить японское давление могла лишь Советская Армия; хорошие отношения с Москвой (полагал Чан Кайши) гарантировали его режим от коммунистической оппозиции.