«Душевная трагедия Катерины» по драме Островского «Гроза. Трагедия Катерины в пьесе А

В ЧЕМ ТРАГЕДИЯ КАТЕРИНЫ? В пьесе А. Н. Островского «Гроза» изображена эпоха 60-х годов девятнадцатого столетия. В это время в России назре­вают революционные выступления народа. Они направлены на улучшение жизни и быта простых людей, на свержение царизма. Произведения великих русских писателей и поэтов также участвуют в этой борьбе, среди них и пьеса Островс­кого «Гроза», которая потрясла всю Россию. На примере об­раза Катерины изображена борьба всего народа против «тем­ного царства» и его патриархальных порядков.

Главным персонажем в пьесе А. Н. Островского «Гроза» является Катерина. Ее протест против «кабацовских» поряд­ков, борьбу за свое счастье и изображает в драме автор.

Катерина выросла в доме небогатого купца, там воз­мужала Духовно и морально. Катерина была незаурядной личностью, и в чертах ее лица была какая-то необычайная прелесть. Вся она «дышала» русской, истинно народной кра­сотой; вот как говорит о ней Борис: «Какая-то у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».

До своего замужества Катерина «жила, ни об чем не ту­жила, точно птичка на воле», занималась чем хотела и ког­да хотела, никто и никогда не заставлял ее и не принуждал делать то, что ей, Катерине, не хотелось.

Ее духовный мир был очень богат и многообразен. Кате­рина была очень поэтической натурой с богатым воображе­нием. В ее разговорах мы слышим народную мудрость и на­родные высказывания. Ее душа стремилась к полету: «Отчего люди не летают как птицы? Мне иногда кажется, что я пти­ца. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

Душа Катерины «воспитывалась» и на рассказах богомо­лок, которые каждый день были в доме, и на шитье по ^ар- хату (шитье воспитало ее и привело в мир красоты и Х®бра, в мир искусства).

После замужества резко изменилась жизнь Катерины. В доме Кабановых Катерина была одна, ее мир, ее душу ник­то не мог понять. Это одиночество было первым шагом к тра­гедии. Резко изменилось и отношение домашних к героине. Дом Кабановых придерживался таких же порядков и обыча­ев, как родительский дом Катерины, но здесь, «все как буд­то из-под неволи». Жестокие порядки Кабанихи притупили в Катерине стремление к возвышенному, с этих пор душа героини падала в бездну.

Еще одна боль Катерины - непонимание ее мужем. Ти­хон был добрым, ранимым человеком, очень слабым по сравнению с Катериной, у него не было никогда своего мнения - он подчинялся мнению другого, более сильного человека. Тихон не мог понять стремления своей жены: «Не разберу я тебя, Катя». Это непонимание приблизило Катери­ну еще на один шаг к катастрофе.

Трагедией для Катерины стала и лгббовь к Борису. По словам Добролюбова, Борис был таким же как и Тихон, только образованным. Из-за своей образованности он и по­пал в поле зрения Катерины. Из всей толпы «темного царс­тва» она выбрала его, отличавшегося немного от остальных. Однако Борис оказался еще хуже Тихона, он печется только о себе: он думает только о том, что скажут о нем окружаю­щие. Он бросает Катерину на произвол судьбы, на распра­ву «темного царства»: «Ну, бог с тобой! Только одно и надо просить у бога, чтоб она умерла поскорее,чтобы ей не му­читься долго! Прощай!».

Катерина же искренне любит Бориса, беспокоится о нем: «Что-то он теперь, бедный, делает?.. За что я его в беду вве­ла? Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погуби­ла, себе бесчестье - ему вечный позор!».

Нравы города Калинова, его грубость да «бедность на­гольная» были не приемлемы для Катерины: «Коль захочу, так и уйду, куда глаза глядят. Никто не остановит меня, уж таков характер у меня».

Высокую оценку произведению дал Добролюбов. Кате­рину он назвал «лучом света в «темном царстве». В ее тра­гическом конце «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине мы видим протест против Кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозгла­шенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина». В образе Катерины Добролю­бов видит воплощение «русской живой натуры». Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе. Поступок Кате­рины неоднозначен.

Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза» является прекрасным образом русской женщины в русской литературе.

Драма «Гроза» была написана в 1859 году. Это было переломное время для России. Патриархальные порядки, для которых «отсутсвие всякого закона, всякой логики- вот закон и логика этой жизни», начали рушиться. На смену им приходят новые веяния, новые мысли, новые люди. Но Островский в пьесе «Гроза» показал, насколько силен еще старозаветный уклад жизни, как еще очень немногие выказывают протест патриархальному строю. По словам Добролюбова, «Островский обладает глубоким понимаем русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны.» В пьесе очень четко описаны быт и нравы города Калинова и очень красочно обрисованы образы главных героев.
Но среди всех образов выделяется один – Катерины, который Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве».
Катерина – молодая женщины, которая обладает силой духа, стойким характером, но в то же время поэтична и наивна.
Катерина выросла в атмосфере любви и понимания. «Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу», - вспоминает она о своем детстве. Это время ассоциируется у нее со свободой, со счастьем – «я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Ее ни в чем не ограничивали – «что хочу бывало, то и делала».
И вот из этого спокойного, незаметного, тихого мира Катерина попадает в дом Кабановой, где «все как будто из-под неволи». «В доме ее матери было то же, что и у Кабановых», - заметил Добролюбов. Но отсутствие свободы делает ее жизнь совершенно невыносимой. У Катерины богатый внутренний мир, этим она восполняла одноообразие дней, но в доме у Кабановой даже ее вображение не приходит ей на помощь. Как замечает Добролюбов, «в сумрачной обстановке новой семьи начала чувствовать Катерина недостаточность внешности, которою думала довольствоваться прежде. Под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям, как нет свободы ее чуствам.» Она скучает, ей одиноко, ей противен этот дом, но она терпит. Катерина будет терпеть, пока может, пока она в состоянии выносить «напраслину» и тиранию свекрови, пока еще способна находить утешенеие в церкви, в религии. «А уж коли очень мне здесь опостылит, так не удержат меня здесь никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь», - горячо заявлет Катерина.Вообще, горячность – черта, присущая Катерине. «Уж такая я зародилась горячая», -говорит она. И именно это качество не дает ей смириться со своим положением в доме. Поэтому она начинает борьбу.
Катерина из всех героев выделяется своей силой: силой духа, силой воли, силой характера. Она единственная, кто смеет возражать Кабанихе.Ее слова-протест обессиливают Кабанову, но это только то немного, что может сделать Катерина в одиночку. Несмотря на свою силу, Катерина еще очень слаба, чтобы бороться с патриархальным укладом жизни сама.
Она еще бессильна перед домостройскими порядками. Но за себя она постоит. Она не позволит себя унизить. Катерина остаивает свое человеческое достоинство со свойственными ей силой и горячностью. «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!» -восклицает она на попытку Кабанихи унизить ее. Ее оскорбленное чувство собственного достоинства не дает ей промолчать на обидное слово. Она возражает, но это возражение пока единственное, что она может сделать для собственной защиты.
Но вместе с силой в характере Катерины сочетаются также нежность, поэтичность, религиозность, мечтательность. И все эти черты искренние, а не лживые и лицемерные, как у «темного царства». Если Катерина верит в Бога, то эта вера чиста. Она видит в религии успокоение, утешение. Церковь – спасение для нее от гнета и тирании Кабановой. Вот как Катерина отзывается о церкви: «Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу ничего, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится». Она очень поэтичная девушка. Ее речь льется. Образы, возникающие у нее, красочны и богаты. Вообще, Катерина – нежная, непосредственная, наивная. Но именно это и помогает ей терпеть Кабанову и ее порядки. Добролюбов сказла о Катерине: «Катерина... может быть уподоблена большой многоводной реке: она течет, как требует ее природное свойство; характер ее течения изменяется сообразно с местностью, через которую она проходит, но течение не останавливается; ровное дно, хорошее – она течет спокойно, камни большие встретились – она через них перескакивает, обрыв – льется каскадом, запружают ее – она бушует и прорывается в другом месте». И в спокойной жизни Катерины появился такой «прорыв». Им стал Борис. По словам Доборолюбова, «чувство любви к человеку, желание найти родственный отзыв в другом сердце, потребность нежноых наслаждений естественным образом открылись в молодой женщине и изменили ее прежние, неопредленные и бесплотные мечты.» Но помимо простого стремления к любви, Катерина хотела найти в Борисе опору и поддержку, которую она не находила в муже, и возможность вырваться из ужасной среды «диких и кабановых». Борис – первая настоящая любовь в жизни Катерины. «Молоду тебя замуж отдали, погулять тебе в девках не пришлось», - замечает Варвара. Катерина вышла замуж не любя Тихона, но она пытается сделать это. Однако муж ее оказался ничтожеством, он не понимает Катерину. Это безвольный, бесхарактерный человек, который сам стремится вырваться из-под железной руки матери – ему не до жены. Катерина пытается дать ему клятву: она не смогла бы переступить через данное себе и мужу слово, но ее верность Тихону не нужна. Остается еще одна преграда –спасение – собственная совесть и страх перед божьим судом. В Катерине происходит внутренняя борьба между чувством к борису и долгом перед мужем. Катерине труднее всего переступить через долг к Тихону, но ничто не может удержать ее стремления к счастью. «Да может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выйдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела восопльзоваться. Да что я говорю-тоб что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!» - уговаривает себя Катерина. Поборов себя, она понимает, что ей уже ничего не страшно «коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Она пожертвовала всем ради Бориса, но оказалось, что он такой же безвольный, как ее муж.
И, когда Катерина под влиянием обстоятельств признается в своем грехе, ей не на кого опереться, незачем жить. Ей «что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше...» катерина бросается в Волгу, тем самым протестуя против быта по «Домострою», угнетенного положения женщины в семье, в обществе. «И дело кончено: она не будет более жертвой бездушной свекрови, не будет более томиться взаперти, с бесхарактерным и противным ей мужем. Она освобождена!.. Грустно, горько такое освобождение, но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход».
Трагичен конец Катерины, но он служит призывом к борьбе с саможурством. Трагедия Катерины – «протест против кабановский понятий о нравственности, протест, доведенный до конца...» Так Добролюбов определил значение образа Катерины. Трагедия Катерины в том, что она не находит в обществе подобных себе по силе характера и стремлениям людей. Катерина бросает вызов обществу «диких и кабановых» и своим трагичным концом вызывает еще большее уважение к своему образу, так как только сильный характер может решиться на такое.

Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: «Я жила, не о чем не тужила, точно птичка на воле, что хочу, бывало, то и делаю». Но это была «воля», совершенно не вступавшая в противоречия с вековым укладом замкнутой жизни, весь круг которой ограничен домашней работой. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме.

Это рассказ о мире, в котором человеку не приходит в голову противопоставить себя общему, поскольку он еще не отделяет себя от этой общности. Именно поэтому здесь нет насилия и принуждения. Идиллическая гармония патриархальной семейной жизни для Катерины – безусловный нравственный идеал. Но она живет в эпоху, когда самый дух этой морали исчез и окостеневшая форма держится на насилии и принуждении. Чуткая Катерина улавливает это в своей семейной жизни в доме Кабановых. Выслушав рассказ о жизни невестки до замужества, Варвара (сестра Тихона) удивленно восклицает: «Да ведь у нас то же самое». «Да здесь все как будто из под неволи», – роняет Катерина, и в этом для нее главная драма.

Катерину отдали замуж молодой, судьбу ее решила семья, и она принимает это как вполне естественное, обычное дело. Она входит в семью Кабановых, готовая любить и почитать свекровь («Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…» – говорит она Кабанихе), заранее ожидая, что муж будет над ней господином, но и ее опорой, и защитой. Но Тихон не годится на роль главы патриархальной семьи, и Катерина говорит о своей к нему любви: «Мне жалко его очень!» И в борьбе с незаконной любовью к Борису Катерине, несмотря на ее попытки, не удается опереться на Тихона.

Жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного мира она попала в мир, полный обмана,

Жестокости. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной.

Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви. Религиозные настроения Катерины усиливаются по мере нарастания ее душевной грозы. Но именно несоответствие между ее греховным внутренним состоянием и тем, чего требуют религиозные заповеди, и не дает ей молиться, как прежде: слишком далека Катерина от ханжеского разрыва между внешним исполнением обрядов и житейской практикой. Она чувствует страх перед собой, перед стремлением к воле. Катерина не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.

Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала. Но Катерина не такова. К Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он не похож на остальных, окружающих ее, к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, оскорбленное чувство жены, смертельная тоска ее однообразной жизни. Надо было таиться, хитрить; она этого не хотела, да и не умела; надо было воротиться к своей тоскливой жизни, и это ей казалось горше прежнего. Грех лежит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе.

Что ей остается? Остается ей покориться, отречься от самостоятельной жизни и сделаться беспрекословной угодницей свекрови, кроткою рабою своего мужа. Но не таков характер Катерины – она уже не возвратится к прежней жизни: если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей, то она ничего не хочет в жизни, она и жизни не хочет. Она решилась умереть, но ее страшит мысль, что это грех. Ни на кого она не жалуется, никого не винит, просто она не может жить больше. В последний момент особенно живо мелькают в ее воображении все домашние ужасы. Нет, она не будет более жертвою бездушной свекрови и не будет томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей мужем. Смерть – ее освобождение.

В пьесе А. Н. Островского «Гроза» изображена эпоха 60~х годов девятнадцатого столетия. В это время в России назревают революционные выступления народа. Они направлены на. улучшение жизни и быта простых людей, на свержение царизма. Произведения великих русских писателей и поэтов также участвуют в этой борьбе, среди них и пьеса Островского «Гроза», которая потрясла всю Россию. На примере образа Катерины изображена борьба всего народа против «темного царства» и его патриархальных порядков.

Главным персонажем в пьесе А. Н. Островского «Гроза» является Катерина. Ее протест против «кабановских» порядков, борьбу за свое счастье и изображает в драме автор.

Катерина выросла в доме небогатого купца, там возмужала духовно и морально. Катерина была незаурядной личностью, и в чертах ее лица была какая-то необычайная прелесть. Вся она «дышала» русской, истинно народной красотой; вот как говорит о ней Борис: «Какая-то у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».

До своего замужества Катерина «жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», занималась чем хотела и когда хотела, никто и никогда не заставлял ее и не принуждал делать то, что ей, Катерине, не хотелось.

Ее духовный мир был очень богат и многообразен. Катерина была очень поэтической натурой с богатым воображением. В ее разговорах мы слышим народную мудрость и народные высказывания. Ее душа стремилась к полету;, «Отчего люди не летают как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

Душа Катерины «воспитывалась» и на рассказах богомолок, которые каждый день были в доме, и на шитье по бархату (шитье воспитало ее и привело в мир красоты и добра, в мир искусства).

После замужества резко изменилась жизнь Катерины. В доме Кабановых Катерина была одна, ее мир, ее душу ник то не то не мог понять, Это одиночество было первым, шагом к трагедии. Резко изменилось и отношение домашних к героине. Дом Кабановых придерживался таких же порядков и обычаев, как родительский дом Катерины, но здесь «все как будто из-под неволи». Жестокие порядки Кабанихи притупили в Катерине стремление к возвышенному, с этих пор душа героини падала в бездну.

Еще одна боль Катерины - непонимание ее мужем. Тихон был добрым, ранимым человеком, очень слабым по сравнению с Катериной, у него не было никогда своего мнения - он подчинялся мнению другого, более сильного человека. Тихон не мог понять стремления своей жены: «Не разберу я тебя, Катя». Это непонимание приблизило Катерину еще на один шаг к катастрофе.

Трагедией для Катерины стала и любовь к Борису. По словам Добролюбова, Борис был таким же как и Тихон, только образованным. Из-за своей образованности он и попал в поле зрения Катерины. Из всей толпы «темного царства» она выбрала его, отличавшегося немного от остальных. Однако Борис оказался еще хуже Тихона, он печется только о себе: он думает только о том, что скажут о нем окружающие. Он бросает Катерину на произвол судьбы, на расправу «темного царства»: «Ну, бог с тобой! Только одно и надо просить у бога, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! Прощай!».

Катерина же искренне любит Бориса, беспокоится о нем: «Что-то он теперь, бедный, делает?.. За что я его в беду ввела? Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье - ему вечный позор!».

Нравы города Калинова, его грубость да «бедность нагольная» были не приемлемы для Катерины: «Коль захочу, так и уйду, куда глаза глядят. Никто не остановит меня, уж таков

Характер у меня».

Высокую оценку произведению дал Добролюбов. Катерину он назвал «лучом света в «темном царстве». В ее трагическом конце «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине мы видим протест против Кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина». В образе Катерины Добролюбов видит воплощение «русской живой натуры». Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе. Поступок Катерины неоднозначен.

Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза» является прекрасным образом русской женщины в русской литературе.

В пьесе А. Н. Островского «Гроза» изображена эпоха 60~х годов девятнадцатого столетия. В это время в России назревают революционные выступления народа. Они направлены на. улучшение жизни и быта простых людей, на свержение царизма. Произведения великих русских писателей и поэтов также участвуют в этой борьбе, среди них и пьеса Островского «Гроза», которая потрясла всю Россию. На примере образа Катерины изображена борьба всего народа против «темного царства» и его патриархальных порядков.

Главным персонажем в пьесе А. Н. Островского «Гроза» является Катерина. Ее протест против «кабановских» порядков, борьбу за свое счастье и изображает в драме автор.

Катерина выросла в доме небогатого купца, там возмужала духовно и морально. Катерина была незаурядной личностью, и в чертах ее лица была какая-то необычайная прелесть. Вся она «дышала» русской, истинно народной красотой; вот как говорит о ней Борис: «Какая-то у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».

До своего замужества Катерина «жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», занималась чем хотела и когда хотела, никто и никогда не заставлял ее и не принуждал делать то, что ей, Катерине, не хотелось.

Ее духовный мир был очень богат и многообразен. Катерина была очень поэтической натурой с богатым воображением. В ее разговорах мы слышим народную мудрость и народные высказывания. Ее душа стремилась к полету;, «Отчего люди не летают как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

Душа Катерины «воспитывалась» и на рассказах богомолок, которые каждый день были в доме, и на шитье по бархату (шитье воспитало ее и привело в мир красоты и добра, в мир искусства).

После замужества резко изменилась жизнь Катерины. В доме Кабановых Катерина была одна, ее мир, ее душу ник то не то не мог понять, Это одиночество было первым, шагом к трагедии. Резко изменилось и отношение домашних к героине. Дом Кабановых придерживался таких же порядков и обычаев, как родительский дом Катерины, но здесь «все как будто из-под неволи». Жестокие порядки Кабанихи притупили в Катерине стремление к возвышенному, с этих пор душа героини падала в бездну.

Еще одна боль Катерины - непонимание ее мужем. Тихон был добрым, ранимым человеком, очень слабым по сравнению с Катериной, у него не было никогда своего мнения - он подчинялся мнению другого, более сильного человека. Тихон не мог понять стремления своей жены: «Не разберу я тебя, Катя». Это непонимание приблизило Катерину еще на один шаг к катастрофе.

Трагедией для Катерины стала и любовь к Борису. По словам Добролюбова, Борис был таким же как и Тихон, только образованным. Из-за своей образованности он и попал в поле зрения Катерины. Из всей толпы «темного царства» она выбрала его, отличавшегося немного от остальных. Однако Борис оказался еще хуже Тихона, он печется только о себе: он думает только о том, что скажут о нем окружающие. Он бросает Катерину на произвол судьбы, на расправу «темного царства»: «Ну, бог с тобой! Только одно и надо просить у бога, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! Прощай!».

Катерина же искренне любит Бориса, беспокоится о нем: «Что-то он теперь, бедный, делает?.. За что я его в беду ввела? Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье - ему вечный позор!».

Нравы города Калинова, его грубость да «бедность нагольная» были не приемлемы для Катерины: «Коль захочу, так и уйду, куда глаза глядят. Никто не остановит меня, уж таков

Характер у меня».

Высокую оценку произведению дал Добролюбов. Катерину он назвал «лучом света в «темном царстве». В ее трагическом конце «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине мы видим протест против Кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина». В образе Катерины Добролюбов видит воплощение «русской живой натуры». Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе. Поступок Катерины неоднозначен.

Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза» является прекрасным образом русской женщины в русской литературе.