Былинные народные сказители садко и баян. Открытый урок музыки "Певцы русской старины (Баян

Музыкальное приветствие.

    Здравствуйте. (Здравствуйте.)

    Добрый день, добрый день, добрый день вам! (Добрый день, добрый день, добрый день вам!)

    В каком классе учитесь? (В третьем классе учимся.)

    В какой школе учитесь? (Учимся в тринадцатой.)

    На какой урок пришли? (Мы на музыку пришли.)

    За оценками пришли? (За оценками пришли.)

    За какими вы пришли? (За пятёрками пришли.)

    Исполнение песни «Сейчас музыкальный начнётся урок!»

    Исполнение песни «Жили – были дед да баба».

    Исполнение песни «Ты кума любезная, где живешь?»

Какой жанр музыки вы исполняли? (Что вы сейчас делали).

Объясните свой ответ.

Сколько в музыке жанров.

Чем песня отличается от танца и марша, что самое главное в ней имеется? (Слова)

Зачем нам нужны песни, что мы от них получаем.

Вы любите петь, почему?

Посмотрите на эти две картины, что между ними общего и почему.

Давайте определим нашу тему урока, опираясь на эти картины.

Как вы думаете, о ком пойдёт речь на нашем уроке и почему.

Что нам надо сделать, чтобы познакомиться с темой «Певцы русской старины».

Что может означать «Певцы русской старины».

Так в старину называли гусляров, которые очень часто под звучание гуслей сказывали былины.

Что такое былина?

Были́ны ( стáрины ) - героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX-XIII веков; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод (отсюда народное название былины - «стáрина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

На каком музыкальном инструменте играли певцы – сказители.

Почему они струнно – щипковые.

Образы сказителей былин нашли своё отражение в творчестве русских композиторов Михаила Ивановича Глинки и Николая Андреевич Римского – Корсакова.

Правильно, прослушать произведения этих композиторов.

Николай Андреевич Римский – Корсаков в своей опере «Садко» создал образ легендарного певца – сказителя. Как его звали?

Чем был знаменит Садко?

Почему его приглашали на пиры знатные люди?

Сейчас мы прослушаем песню Садко из оперы и вам предстоит выполнить задания в группах. (раздать задания на 4-х).

Внимательно прочтите задание, на его выполнение 5-ть минут. Затем каждая команда, выбрав главного, отвечает на поставленный вопрос.

СЛУШАНИЕ Песня Садко «Ой, ты тёмная дубравушка».

Выступление учащихся.

Предлагаю разучит фрагмент песни Садко «Ой, ты тёмная дубравушка».

Что за песню мы с вами разучили.

Из какого произведения.

Назовите ее особенности.

Давайте подведём итог.

С каким певцом – сказителем мы познакомились на уроке. (Садко)

В каком музыкальном произведении рассказывается о Садко.

На каком музыкальном инструменте играл Садко.

Что такое опера.

Кто написал оперу «Садко».

Не только Римский – Корсаков изображал певцов – сказителей.

Михаил Иванович Глинка в своей опере «Руслан и Людмила» создал образ народного сказителя, дав ему имя Баян.

Как вы думаете на каком инструменте играл это Баян.

Почему вы пришли к такому мнению.

Баян, как и Садко играл на гуслях.

Прослушайте песню Баяна из оперы «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки и сравните её с песней Садко «Ой. Ты тёмная дубравушка». Найдите сходство и различие.

СЛУШАНИЕ Песня Баяна «Дела давно минувших дней

- Понравилось и почему.

Какой музыкальный инструмент имитирует игру на гуслях. (Арфа)

Давайте сравним прозвучавшие произведения на уроке.

2. Музыкальный образ в прозвучавшем произведении.

3. Музыкальный жанр: песня, танец, марш.

4. Мелодия: плавная, протяжная, певучая.

5. Лад: мажор (светлая тональность), минор (тёмная тональность).

6. Настроение и чувства: радость, печаль, тоска, нежность.

7. Тембр (окраска звука): светлый, яркий, тёплый, тёмный, суровый, массивный, мрачный.

8. Темп (скорость исполнения): медленно, умеренно, быстро.

9. Динамические оттенки (сила звука): тихо, громко.

10. Кто исполнял: хор, солист, ансамбль.

На доске вывешиваем сходство и различие.

Подведём итог.

Что нового вы узнали сегодня на уроке.

Из каких опер прозвучали сегодня фрагменты.

Назовите имена певцов - сказителей из этих опер.

Что объединяет Садко и Баяна.

На каком музыкальном инструменте они играли.

К какому виду музыкальных инструментов относятся гусли.

Почему их называли певцами - сказителями.

Как называют низкий мужской.

Русские народные песни - важная составляющая фольклора. Это музыкально-поэтическое отражение быта, традиций и истории русского народа. Авторы этих песен забыты, но сами песни передаются из поколения в поколение, хотя у некоторых из них всё же прослеживается литературное происхождение.

Истоки возникновения

Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.

История развития народной песни и музыки

Частично проследить историю русской народной песни можно с XVII века. В знаменитом памятнике литературы того времени – «Домосторое» есть упоминания шутливых песен. В силу строгих нравов, царивших в старину, такое творчество осуждалось и даже объявлялось «бесовским». В эпоху царя Алексея Михайловича даже существовало предписание изымать и ломать найденные в доме музыкальные инструменты (тогда играли на сурнах, харях, домрах и гуслях).

Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопениям, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.

В результате старинные народные песни исполнялись, как правило, во время праздничных застолий.

Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д. Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его.
В XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию (между прочим, частушки бывают не только народные, но и авторские).

Жанры русских народных песен

Жанры – это разновидности песен по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:

  • Былины . Это эпические песни о героях-богатырях.
  • Обрядово-календарные - масленичные, обжинковые, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели, причём чаще всего во время святочных гаданий).
  • Обрядово-семейные - свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах.
  • Лирические . Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни (бурлацкие, солдатские и ямщицкие).
  • Частушки . Это шуточные песни-четверостишия. Они высмеивали как пороки отдельных людей (друзей и знакомых исполнителя, а также представителей власти), общественной жизни (бедность) так и просто сочинялись из хулиганства и касались интимной сферы (их так и называют – хулиганские частушки).

Герои русских народных песен

В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:

  • Былинные богатыри – Микула Селянинович, Вольга, Ставр Годинович, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
  • Языческие божества – Масленица и Кострома и другие, а позднее – и ассоциирующиеся с ними православные святые, например, Агафья-Коровница.
  • Члены семьи – это касалось обрядовых песен, которые посвящались жениху и невесте, их друзьям и родственникам (в свадебных песнях), младенцу (вьюнишные и колыбельные песни), покойному (плачи и причитания).
  • Животные – такие персонажи характерны для колыбельных («Придёт серенький волчок»).

Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:

  • Представители всех слоёв тогдашнего общества: солдаты, офицеры, подьячие, сельские старосты, обычные крестьяне, рабочие, разбойники, бурлаки и т. д.,
  • Любимый человек (лирические песни и озорные/хулиганские частушки).
  • Отдельно следует сказать, что некоторые частушки на военные темы высмеивали неприятеля, поднимая боевой дух солдат и населения.

Беседа

С каким жанром народной музыки вы познакомились на прошлом уроке?

Ответ: Былины.

Какой инструмент сопровождал пение былин?

Ответ: гусли.

Учитель:

Какой инструмент вы услышали когда я входил в класс?

Ответ: гусли.

Да ребята, верно.

Учитель:

Наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад и встретимся с удивительным древним музыкальным инструментом Руси, который называется гусли. Слово «гусли» происходит от древнеславянского «густы», что значит «гудеть», а так как гудела струна, то она получила название «гусла».

Значит гусли – это гудящие струны. Гусляр защипывал струны пальцами, извлекая очень красивые…

Подскажите ребята?

Дети отвечают хором: это звуки.

Кто же играл на гуслях в древности?

Ожидаемый ответ: гусляры.

Показать кадр из презентации «Настрою гусли на старинный лад»… №1

Учитель:

На них играли люди – сказители, которые рассказывали медленно, протяжно, нараспев былины.

С каким певцом – сказителем мы познакомились на прошлом уроке?

Ожидаемый ответ: Садко.

Да ребята, именно Садко покорил своей игрой на гуслях самого морского царя

Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,

Как начал плясать царь морской во синем море,

Как расплясался царь морской.

Играл Садко сутки, играл и другие.

Да играл еще Садко и третьи –

А все пляшет царь морской во синем море.

Учитель:

А сейчас ребята давайте послушаем арию Садко «Заиграйте мои гусельки».

Задание: Какой характер носит эта музыка?

Ответ: народный, задорный, плясовой.

1.Слово учителя:

(репродукция картины Васнецова «Баян» см проектор

слайд 2)

Еще одним народным певцом - сказителем является Баян.

Часто этот образ является в былинах и операх.

Ребята, обратите внимание на его лицо, глаза, что вы можете сказать о них?

(горящие глаза, взволнованное лицо, взмах руки, все это говорит о том, что он является участником тех событий, о которых он повествует)

Обратите внимание на костюм

(Он руский народный)

А сейчас давайте послушаем его песню.

Прослушивание песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила».

Задание:

Какой характер носит пение баяна?

Ответ: взволнованный, напевный, задушевный, поет о чем – то сокравенном.

2.Сказка Римского – Корсакова «Снегурочка».

Учитель:

Ребята, сегодня вы познакомитесь с музыкой еще одной сказочной оперы композитора Н. А. Римского – Корсакова, которая называется «Снегурочка».

Запишите в тетради название оперы и ее автора:

Опера Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка»

Учитель:

Сказочную пьесу, по которой была написана опера, создал драматург А. Н. Островский. Сначала она шла просто как спектакль в драматическом театре, а затем Римский – Корсаков написал оперу по этой сказке.

Сказка начинается с пролога в котором встречается Дед Мороз и Весна.

Сейчас ребята инсценируют кусочек этого пролога.

(Инсенирование фрагмента пролога к сказке «Снегурочка»)

Звучит музыка (фон 4 сказка) и слайд природа

Идет инсценировка фрагмента.

Спасибо ребята садитесь на свои места.

Учитель:

Ребята, вот прозвучало имя пастуха Леля, того, чьи песни так полюбились Снегурочке.

Посмотрите, как изобразил его художник В. Васнецов.

(На экране слайд с изображением Леля и Снегурочки).

Учитель:

Это один из главных героев оперы, у него несколько арий, музыка которых очень напоминает народные песни. Эти арии так и называются – песни Леля.

Сопровождаются эти песни под звуки рожка. Лель не просто пастух, он музыкант, певец, всеобщий любимец. Даже Снегурочке полюбились песни Леля.

3. Слушание третьей песни Леля

Задание:

Поослушайте слова народной песни.

Учитель читает текст, а также показывает его на проекторе.

Какая музыка звучит после каждого куплета, который заканчивается словами «Лель мой, Леле Лель»?

Ответ:

Веселая, задорная, игровая.

Какие картины вы предстовляете слушая песню Леля?

Ответ:

Кажется, будто в этот момент девушки водят хороводы под музыку Леля.

Просмотр иллюстрации В. Липицкого «Песня Леля» на стр 63 учебника

Что сближает песню Леля с народной песней?

Ответ: Мелодия, повторы, фразы.

Выводы:

Учитель

В опере «Снегурочка» в частности в песне Леля есть звуки природы.При упоминании о дожде музыка имитирует звон капель, в музыкальном проигрыше слышны звуки, имитирующие пение птиц.

Учитель:

Ребята, какой приближается у нас праздник?

Ответ: Новый год

Думаю, что все с нетерпением ждут этот праздник, ждут подарков, готовят подарки.

А кто главные гости на елке, кого мы ждем?

Ответ: Дед Мороз и Снегурочка.

Вот видите, и здесь есть у на Дед Мороз и Снегурочка.

Кто напомнит мелодию этой песни?

Дети поют примерную мелодию песни.

Какой характер носит эта песня?

Давайте ее споем.

Работа над песней «Новый год»

1.Отрывки из какой новой оперы вы сегодня слушали?

Ответ:

Опера Н. Римского – Корсакова «Снегурочка».

2.Назовите героев оперы «Снегурочка»?

Ответ: Дед Мороз, Весна, Леший, Снегурочка.

3.Ребята а кто такой Баян?

Ответ: Нардный певец – сказитель

1.учебник стр 58 – 59, 62 – 63 .

2.выполнить задание в рабочей тетради.

МОУ ЗСОШ №6 РТ Нигматзянова Э.Ф.

Былина – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым (1807–1863).

Средства художественной выразительности

В течение многих столетий выработались своеобразные приемы, характерные для поэтики былины, а также способ их исполнения. В древности, как полагают, сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.

Подчеркнуто торжественный стиль изложения былины, повествующей о событиях героических, а зачастую и трагических, определил необходимость замедления действия (ретардация). Для этого используется такой прием, как повторение, причем повторяются не только отдельные слова: …ета коса, коса , …из далече-далече , дивным дивно (повторения тавтологические), но и нагнетение синонимов: биться-ратиться , дани-пошлины , (повторения синомимические), зачастую окончание одной строки является началом другой: А приехали они да на святую Русь, / На святую Русь да и под Киев град… , нередки троекратные повторения целых эпизодов, идущие с усилением эффекта, а некоторые описания предельно детализированы. Характерно для былины и наличие «общих мест», при описании однотипных ситуаций используются определенные формульные выражения: таким образом (при том предельно детализировано) изображается седлание коня: Ай выходит Добрыня на широкий двор, / Он уздае-седлае коня доброго, / Налагает ведь он уздицу тесмяную, / Налагает ведь он потнички на потнички, / Налагает ведь он войлоки на войлоки, / На верёх-то он седелышко черкасское. / А и крепко он подпруги подтягивал, / А и подпруги шолку заморского, / А й заморского шолку шолпанского, / Пряжки славныя меди бы с казанския, / Шпенечки-то булат-железа сибирского, / Не красы-басы, братцы, молодецкия, / А для укрепушки-то было богатырскии . К «общим местам» относятся также описание пира (по большей части, у князя Владимира), пира, богатырская поездка на борзом коне. Подобные устойчивые формулы народный сказитель мог комбинировать по собственному желанию.

Для языка былин характерны гиперболы, при помощи которых сказитель подчеркивает черты характера или наружности персонажей, достойные особого упоминания. Определяет отношение слушателя к былине и другой прием – эпитет (могучий, святорусский, славный богатырь и поганый, злой враг), причем часто встречаются устойчивые эпитеты (буйна голова, кровь горячая, ноги резвые, слезы горючие). Сходную роль выполняют и суффиксы: все, что касается богатырей, упоминалось в формах уменьшительно-ласкательных (шапочка, головушка, думушка, Алешенька, Васенька Буслаевич, Добрынюшка и т.д.), зато отрицательные персонажи именовались Угрюмищем, Игнатьищем, царищем Батуищем, Угарищем поганым. Немалое место занимают ассонансы (повторение гласных звуков) и аллитерация (повторение согласных звуков), дополнительные организующие элементы стиха.

Былины, как правило, трехчастны: запев (обычно не связанный напрямую с содержанием), функция которого состоит в подготовке к прослушиванию песни; зачин (в его пределах разворачивается действие); концовка.

Следует отметить, что те или иные художественные приемы, использованные в былине, определяются ее тематикой (так, для богатырских былин характерна антитеза).

Взгляд сказителя никогда не обращается к прошлому или будущему, но следует за героем от события к событию, хотя расстояние между ними может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет

Сюжеты былин

Количество былинных сюжетов, несмотря на множество записанных вариантов одной и той же былины, весьма ограничено: их около 100. Выделяют былины, в основе которых сватовство или борьба героя за жену (Садко , Михайло Потык , Иван Годинович , Дунай , Козарин , Соловей Будимирович и более поздние – Алеша Попович и Елена Петровична , Хотен Блудович ); борьба с чудовищами (Добрыня и змей , Алеша и Тугарин , Илья и Идолище , Илья и Соловей-разбойник ); борьба с иноземными захватчиками, в том числе: отражение татарских набегов (Ссора Ильи с Владимиром , Илья и Калин , Добрыня и Василий Каземирович ), войны с литовцами (Былина о наезде литовцев ). Былины - русские народные

Былины написаны тоническим стихом, в котором может быть разное количество

Садко (Богатый гость ) - герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в

По наиболее полному варианту (Сорокина), Садко был сначала бедным

Ждёт не дождётся Любава своего беспокойного мужа. Она не понимает его мечтаний и горько сетует на судьбу. Пришёл Садко; с любовью она бросается к нему, а он её и слушать не хочет: околдовала его своей красотой царевна Волхова. Вспомнилось ему обещание морской царевны, и решил он пойти на люди, попытать своего счастья.
На новгородской пристани у Ильмень-озера вокруг заморских торговых гостей толпится народ. Купцы и настоятели со скоморохами смеются над рассказами гусляра о рыбе чудной золото-перо, что водится в Ильмень-озере; Садко предложил им биться об заклад. Забросил он сеть в озеро и вытащил её с тремя рыбами золото-перо, а мелкая рыбёшка превратилась в слитки золота. Садко стал самым богатым человеком в Новгороде. Он собрал дружину, накупил товаров, снарядил 30 кораблей и один корабль. Заморские купцы – варяжский, индийский и веденецкий – рассказывают о своих странах, чтобы Садко знал, куда держать путь. Корабли отплыли в дальние неведомые края.
Прошло 12 лет. Однажды остановился корабль Садко среди моря. Поняли новгородцы, что Морской царь требует дани. Корабельщики бросали в море бочки с золотом, серебром, жемчугом – всё стоит корабль с поникшими парусами. Они стали метать жребий: кого из них требует к себе царь Морской, и жребий пал на Садко. Бросили на воду дубовую доску, и только Садко ступил на неё, как поднялся ветер, паруса наполнились, и корабль скрылся в дали. Садко остался один среди синего моря. Он ударил по струнам своих гуслей, и, словно в ответ, донеслись голоса дочерей царя Морского и царевны Волховы. Вода заволновалась, расступилась, и гусляр опустился в пучину моря.
Он оказался в лазоревом подводном тереме перед царём Морским и царицей Водяницей. Царь приказал Садко петь величальную песню, и там ему понравилось чудное пение, что он предложил гусляру остаться и взять себе в жёны царевну Волхову. Подводные жители встретили молодых весёлыми танцами. Вот Садко взялся за гусли, и всё царство пустилось в неистовую пляску. На море поднялась буря, стали тонуть корабли, но появился Старчище могуч-богатырь и тяжкой палицей выбил гусли из рук Садко. Он возвестил конец власти царя Морского, а дочери его назначил стать рекой. Царство подводное погрузилось в морские глубины, Садко с Волховой в раковине, запряжённой касатками, устремились на волю, к Новгороду.
Садко уснул на зелёном берегу Ильмень-озера, убаюканный пением Волховы. И лишь уснул, рассеялась морская царевна алым утренним туманом по зелёному лугу. Садко пробудился, услыхав горестные жалобы своей жены Любавы Буслаевны. Взошло солнце, туман рассеялся, и открылась взорам река Волхова, а по ней уже бегут и Ильмень-озеру корабли с дружиной Садко. Навстречу им высыпал народ. Все дивятся нежданному возвращению Садко с кораблями, а больше всего – широкой реке Волхове, которая пролегла от Ильмень-озера до самого синего моря. Садко поведал о своих чудесных странствиях, и народ восславил гусляра, Волхову-реку и великий Новгород.

Музыка

Авторское определение жанра «Садко» — опера-былина. Это яркий образец эпической оперы, для которой характерно замедленное, плавное действие, воскрешающее дух былинных сказов. Портреты главных действующих лиц даются в широко развитых вокальных номерах, картины народной жизни и быта – в монументальных хоровых сценах. Музыка насыщена яркими, выпуклыми контрастами. Образы сказочного подводного царства, воплощаемые средствами гибкой, прихотливой мелодики и необычных гармоний, противопоставлены картинам реальной жизни и образам русских людей, в обрисовке которых главным выразительным средством является народная песенность.
Опера открывается величавым оркестровым вступлением «Окиан-море синее».
Картина 1-я – большая хоровая сцена, насыщенная буйным весельем. Её среднюю часть составляют 2 эпизода: степенная, неторопливая былина Нежаты и сцена с хором, в центре которой его певучий речитатив «Кабы была у меня золотая казна», незаметно переходящий в арию. Картина завершается задорной пляской скоморохов, которая сплетается с музыкой начального хора. Картина 2-я чередует фантастические и лирические сцены. Краткое оркестровое вступление рисует тихий вечер на берегу Ильмень-озера и подготавливает начало задумчиво-печальной песни Садко «Ой ты, темная дубравушка». Хор девиц подводного царства с колоратурным пением морской царевны выдержан в прозрачных светлых тонах и полон безмятежного покоя. Прощание Садко и Волховы прерывается доносящимися издали таинственными сигналами труб и призывами Морского царя.
Четвёртая картина занимает центральное место в композиции оперы. Она состоят из двух частей: монументального хорового торжища и эпизодов, связанных с Садко. В первой части могучие хоры народа, монотонное пение калик перехожих, озорные скоморошьи припевки и наигрыши, таинственные пророчества волхвов тесно переплетаются, объединяясь в развёрнутый ансамбль, подготавливающий появление Садко. Следует ряд речитативных эпизодов которые венчаются торжественным хором «Слава, слава тебе, молодой гусляр» и сверкающим фанфарным лейтмотивом золота. Суровая, мужественная песня Варяжского (скандинавского) гостя сменяется созерцательно-лиричной песней Индийского гостя и светлой, льющейся широким мелодическим потоком песней Веденецкого (венецианского) гостя. Садко запевает раздольную русскую песню «Высота ль, высота поднебесная» (мелодия и текст народные), которую подхватывают дружина и народ.
Оркестровое вступление к 5-й картине рисует морской пейзаж. В хоровой сцене Садко с корабельщиками, передавая их недобрые предчувствия, мелодия песни «Высота ль…» приобретает печальную окраску. Ария Садко (прощание с дружиной) близка к скорбным протяжным народным напевам. Оркестровый эпизод, построенной на темах моря, золотых рыбок и Морского царя, изображает погружение Садко в пучину. Картина 6-я начинается хором девиц подводного царства. Яркими оркестровыми красками переливается «Шествие чуд морских». Радостная свадебная песня сменяется колоритными танцами речек и ручейков. Плясовая песнь Садко, вначале спокойная, постепенно оживляется, превращаясь в неистовую пляску. Звучит грозный речитатив Старчища на фоне могучих аккордов органа. Последняя картина открывается проникновенной, лирически теплой колыбельной песней Волховы. Ярким контрастом её звучат тоскливые причитания Любавы, переходящие в радостный любовный дуэт. Вновь слышна мелодия песни «Высота ль, высота», которая служит основой монументального ансамбля с хором, венчающего оперу мощным, ликующим гимном.