«Большой билибинский» стиль. Иван Яковлевич Билибин: биография, иллюстрации и картины художника Художник билибин всё о нём

В его жизни было многое: невероятный успех, эмиграция, жизнь в Египте и в Париже, два неудавшихся брака, несчастная любовь и совершенно неожиданный брак, который спас его от гибели, а в конце — возвращение на родину и смерть в блокадном Ленинграде.

Б. Кустодиев. Портрет Ивана Билибина. 1901

Иван Яковлевич Билибин был настоящей звездой России начала ХХ века. Знаменитый график, прославленный журналом «Мир искусств», оформитель громких театральных постановок и иллюстратор лучших книжных новинок, он был человеком успешным, жил на широкую ногу, любил покутить и пошутить...

Родился он в 1876 году, в поселке Тарховка близ Петербурга, в семье военно-морского врача. Окончив гимназию с серебряной медалью, поступил на юридический, но параллельно занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств, а потом и у самого Репина, так что к моменту окончания университета уже был членом нового объединения художников «Мир искусства».

Кроме того, уже в 1899 году Билибин нашел свой, «билибинский» стиль. Случайно приехав в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии, он создаёт иллюстрации к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».

Иван Царевич и Жар-птица. 1899

Безупречная тонкая черная линия контуров на его картинах проводилась не пером, а тончайшей колонковой кисточкой, и за четкость и твердость ее называли «стальной проволокой». В пределах четкого контура Билибин применял раскраску сплошными тонами — получалось как в витраже. Казалось, что всё, к чему прикасалась рука Билибина, становилось красивым, и билибинские сказки немедленно вошли в моду.

Так, как он, персонажей русских сказок не рисовал никто. Отточенная техника рисунка в его работах сочеталась с изяществом новомодного модернизма, при этом чувствовалось, что русские сказки — это для Билибина своё, родное.

Василиса Прекрасная. 1899-1900

Иллюстрации к русским сказкам и былинам шли одна за другой: народные сказки, сказки Пушкина... Мастерство подкреплялось великолепным знанием предмета: Билибин много времени проводил в этнографических экспедициях, где изучал первоисточники и собирал предметы старины. Билибинские сказки, прекрасно иллюстрированные, прекрасно изданные и при этом недорогие обрели всенародную известность. Они были достижением в области книжного оформления — настоящий ансамбль с типовой обложкой, буквицами, орнаментом. На обложках были три богатыря, птица Сирин, Змей Горыныч, избушка на курьих ножках, а по краям — цветочки, елочки, березки, грибы мухоморы... Книги с этими иллюстрациями выходили и пятьдесят, и сто лет спустя.

Параллельно Билибин много работал для театра. Он делал эскизы декораций и для «Золотого петушка» Римского-Корсакова (Московская опера Зимина), и для опер «Садко» и «Золотой петушок» (театр Народного дома в Петербурге), участвовал в оформлении «Бориса Годунова» для антрепризы Дягилева...

Б. Кустодиев. Портрет Ивана Билибина. 1914

Удивительно, что при такой любви к русской культуре женился Билибин на англичанке. Отец художницы Маши Чемберс был ирландец и звали его Джеймс Стивен Чемберс, а мать ее была чистая англичанка (Элизабет Мери Пейдж), однако Маша (Мария-Елизавета-Вероника) родилась в Петербурге и носила отчество Яковлевна. Родив двух сыновей, в 1911 году жена ушла от Билибина — не выдержала его запоев. Эта беда — пьянство — сопровождала художника всю жизнь, и спасаться от нее ему удавалось только работой.

Вторая его жена, гражданская, была тоже англичанкой, Рене О’Коннел. Ее Билибин однажды запечатлел в образе Стрельчихи в иллюстрациях к сказке «Поди туда — не знаю куда...»

Стрельчиха перед царем и свитой. Иллюстрация к сказке «Поди туда, не знаю куда»

Революцию Иван Яковлевич приветствовал. Почтенный художник, после смены власти он вошел в особое совещание по делам искусств и в Комиссию по охране памятников искусства и старины. Ходил на совещания, вел почти прежнюю жизнь, пил — благо, спиртное ему удавалось достать, а потом... потом Билибину большевики нравиться перестали и он уехал — и от большевиков, и от жены — в Крым, где у него был домик в дачном кооперативе художников и прочей интеллигенции Батилиман. Трудности смутного времени его почти не касались. Он немного рисовал, много гулял, любил разговаривать и пить на берегу с рыбаками.

Иван Билибин. О том, как немцы большевика на Россию выпускали. Плакат. 1917

Там же он влюбился в соседку по даче. Людмила Чирикова была почти на 20 лет моложе. Ее отец, писатель Евгений Чириков, отправился на Перекоп — выручать мобилизованного в белую армию сына-гимназиста, вместе с ним уехала жена. Вернуться в Новороссийск они не смогли: белые проигрывали Гражданскую войну, поезда перестали ходить. Билибин навещал оставшихся без поддержки Людмилу и ее сестру по два раза в день. Чтобы достать для них продукты, за бесценок продавал свои этюды. Но взаимности от Людмилы так и не добился.

И. Билибин. Крым. Батилиман. 1940

Вскоре родители сестер Чириковых покинули Россию. Девушки решили последовать за ними. И Билибин, чтобы быть рядом в Людмилой, оказался на борту парохода «Саратов», набитого бегущими из России людьми. 13 марта 1920 года пароход пришел в Египет, в порт Александрии. Бывшие петербургские дамы, офицеры, университетские профессора расселились в лагере беженцев.

Билибин быстро проявил купеческую смекалку. Он познакомился с соотечественниками из русского консульства, те познакомили его с заказчиками. Художник переехал из лагеря в город, стал вполне уважаемым человеком. Людмила Чирикова тоже нашла заработок — в составе русской труппы она танцевала в ночных клубах. В надежде завоевать ее сердце Билибин снял ей комнату, предложил работу своей помощницы.

И. Билибин. Египет. Пирамиды. 1924

Некоторое время Билибин живет работой, однако вскоре Людмила уезжает в Берлин к родителям, и художник снова начинает пить. Всё изменилось, когда внезапно в 1922 г. Ивану Яковлевичу пришло письмо из России, от подруги его бывшей жены, художницы Александры — точнее, как ее все называли, Шурочки — Щекотихиной. Шурочка была вдовой, работала на фарфоровой фабрике в Петрограде, жила с маленьким сыном в бывшем доме купцов Елисеевых, ставшем общежитием «Дома искусств». Здесь же жили поэты Осип Мандельштам и Владимир Ходасевич, прозаик Александр Грин, художник Мстислав Добужинский, повсюду стояли буржуйки, которые топились книгами и подрамниками.

Простое и доброе письмо Шурочки так тронуло истосковавшегося художника, что он отправил ей телеграмму: «Будьте моей женой. Жду ответа». Шурочка согласилась. В феврале 1923 года она с сыном прибыла в Александрию.

Александра Щекотихина-Потоцкая

Шурочка принесла Билибину успех: на него посыпались заказы. Сама она тоже не сидела без дела: оборудовала небольшую фарфоровую мастерскую и принялась торговать расписными сервизами. Продавала в том числе и тарелки с серпами и молотами: англичане охотно покупали революционную экзотику.

Билибин в 1920-е гг.

Вскоре супруги решили, что пора переезжать в Европу. Впоследствии Билибин был не очень доволен этим решением: в Европе его искусство было интересно в первую очередь таким же, как он, эмигрантам, а те в основном были людьми небогатыми. И хоть и жили они с женой на широкую ногу, держали ателье и даже построили небольшую дачу на берегу Средиземного моря, все чаще от Ивана Яковлевича можно было услышать, что жизнью в Париже он разочарован. В начале 1930-х он начинает тесно общаться с людьми из советского посольства, в 1935-м уже имеет советский паспорт, а в 1936-м вместе с женой и сыном приезжает в Ленинград.

Книга «Сказки избы». Русские народные сказки на французском языке. Париж. 1931 г.

Их хорошо приняли, дали квартиру на Гулярной улице, нынешней улице Лизы Чайкиной. Иван Яковлевич стал профессором графической мастерской при Академии, оформил «Сказку о царе Салтане» для Кировского театра, сделал иллюстрации к этой сказке и к «Песне о купце Калашникове» для издательства, был привлечен к декоративным работам для Дворца Советов в Москве. Шурочка вернулась на фарфоровый завод.

Когда началась война, Билибин отказался эвакуироваться и остался в голодном и холодном Ленинграде.

И. Билибин. Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну. 1941

По воспоминаниям художника А.И. Бродского, также жившего во время блокады в Ленинграде, однажды начальник городского отдела пропаганды полковник Цветков пообещал угостить Бродского и Билибина пшенной кашей и селедкой. Для этого им пришлось пересечь замерзшую Неву и идти два часа. Накормив гостей, полковник попросил Билибина надписать для него на память открытки с репродукциями билибинских акварелей. Надписи были такие:

«Какая в этих местах семга! Кто не пробовал свежей семги, тот не может себе представить, что это за божественная рыба! Писано в дни голодовки: декабрь 1941 г. Ленинград. И. Билибин»

«Эти бы грибки, да сейчас на сковородку со сметанкой. Эх-ма!.. 30.XII.1941».

Иван Яковлевич Билибин умер 7 февраля 1942 года, и похоронен без гроба, в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

Иван Яковлевич Билибин - русский художник, график, театральный художник, член «Мира искусства», автор иллюстрации к русским сказкам и былинам в декоративно-графической орнаментальной манере, основанной на стилизации мотивов русского народного и средневекового искусства; один из крупнейших мастеров национально-романтического направления в русском варианте стиля модерн.

Иван Билибин родился 4 августа (16 августа) 1876 года, в Тарховке, близ Петербурга. Выходец из старинного купеческого рода. Учился в студии Антона Ажбе в Мюнхене (1898), а также в школе-мастерской княгини Марии Клавдиевны Тенишевой у Ильи Ефимовича Репин (1898-1900). Жил в Петербурге, был активным членом объединения «Мир искусства». Огромное значение для формирования его таланта имели предпринятые по заданию этнографического отдела Русского музея путешествия по северным губерниям (1902-1904), изучение памятников тамошнего зодчества и декоративного искусства. Свои впечатления обобщил не только в образах, но в ряде статей («Народное творчество русского Севера», 1904; и др.). Испытал также большое влияние японской ксилографии (гравюра на дереве).

Иллюстрируя с 1899 года сказки и былины («Василиса прекрасная», «Сестра Аленушка и братец Иванушка», «Финист Ясный Сокол» и др., пушкинские сказки о царе Салтане и Золотом петушке), Иван Билибин создал в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, свой «билибинский стиль» книжного дизайна, основанный на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры.

Эти графические циклы, впечатляющие своим орнаментальным богатством, до сих пор пользуются большой популярностью среди детей и взрослых благодаря многочисленным переизданиям. То же национально-романтическое настроение (сам мастер причислял себя именно к «художникам-националистам») доминирует и в его сценографии, которой он успешно занимался с 1904 года, работая в антерпризе Сергея Павловича Дягилева, московского Оперного театра С. И. Зимина.

Билибинские «пряничные» царства, впрочем, действительно романтичны - в том смысле, что откровенно ирреальны, пронизаны лукавой иронией, лишены всякой апологетики. Придерживаясь антимонархически-либеральных убеждений, художник охотно принял участие в сатирических журналах «Жупел» и «Адская почта», появившихся в период Первой русской революции 1905 года. Его политические гротески выделяются своим злым сарказмом, беспощадным к существующему строю. Такова, в частности, карикатура на Николая II («Осел в 1/20 натуральной величины», 1906), за которую он был подвергнут краткому административному аресту.

Когда же революция свершилась, Иван Билибин вначале ее не принял: участвовал в агитпропаганде деникинского правительства, в 1920 году эвакуировался вместе с Белой армией из Новороссийска, жил в Каире и Александрии, затем, в 1925 году, переехал в Париж. Продолжал активно работать в книжном искусстве и сценографии, создал немало красочных панно для украшения частных домов и ресторанов. Его декоративная манера - узорчатая, экзотически броская - стала своеобразным эталоном «стиля рюсс», то есть «русского стиля», за рубежом, питая ностальгические воспоминания. Оформил также ряд православных храмов в Египте и Чехословакии.

«Национально-большевистский» поворот в политике, распространение идей «советского патриотизма», характерны для сталинской эпохи, способствовали возвращению Билибина на родину. Украсив советское посольство в Париже монументально-патриотическим панно «Микула Селянинович» (1935-1936), он вновь поселился в Ленинграде. В последнее десятилетие своей жизни преподавал во Всероссийской академии художеств, по-прежнему выступая в амплуа книжного и театрального художника: вновь оформил «Сказку о царе Салтане» (как оперу Николая Андреевича Римского-Корсакова в Государственном театре оперы и балета имени Сергея Мироновича Кирова, 1936-1937, и как книжку Александра Сергеевича Пушкина, вышедшую в те же годы в Гослите). Сергей Эйзенштейн задумал привлечь Ивана Яковлевича как художника к работе над фильмом «Иван Грозный», но смерть Билибина в блокадном Ленинграде не позволила осуществиться этой идее.

Иван Яковлевич Билибин творил на рубеже двух веков, прославился как художник, иллюстратор, великолепный мастер театральной декорации. Он создал собственный стиль в графике, который очень полюбился зрителю и нашел немало подражателей. Судьба этого удивительного мастера и его изысканное наследие в искусстве неизменно остаются в центре внимания современного культурного человека.

Начало пути

Иван Яковлевич Билибин родился 4 (16) августа 1876 года в селе Тарховка, что под Петербургом. Предки художника - известные калужские купцы, прославившиеся меценатством и живым интересом к судьбам отечества. Отец художника, Яков Иванович Билибин, был военно-судовым врачом, затем главой госпиталя и медицинским инспектором императорского флота, участвовал в русско-турецкой войне. Отец мечтал видеть сына юристом, и юный Иван Билибин, окончив с гимназию, поступил в Петербургский университет на юридический факультет.

Учился юноша добросовестно, прослушал полный курс лекций, защитил дипломную работу. Но рядом с этой вполне практичной и сулившей блестящее правовое будущее перспективой всегда жила другая мечта. Он с детства с увлечением рисовал. Одновременно с учебой в университете Билибин постигал науку живописи и графики в Рисовальной школе ОПХ (Общество поощрения художеств). Полтора месяца он брал уроки в частной художественной школе австро-венгерского художника Антона Ажбе в Мюнхене. Именно здесь изучению рисунка придавали особенное значение и вырабатывали у учеников способность найти индивидуальную художественную манеру. На родине Билибин усердно учился в мастерской живописи под руководством Ильи Репина.

Любимая тема

В пору учебы Билибина в Высшем художественном училище Академии художеств, куда юношу устроил Репин, там проходила выставка Виктора Васнецова, писавшего в неповторимой романтической манере на темы русских мифов и сказок. Зрителями выставки были многие прославившиеся в будущем наши художники. Билибин Иван Яковлевич оказался в их числе. Работы Васнецова поразили студента в самое сердце, он признавался потом, что увидел здесь то, к чему неосознанно рвалась и по чему тосковала его душа.

В 1899-1902 годах русская Экспедиция заготовления государственных бумаг выпустила цикл книжек, снабженных превосходными иллюстрациями к народным сказкам. Здесь были графические картины к сказкам «Василиса Прекрасная», «Белая уточка», «Иван Царевич и Жар-птица» и ко многим другим. Автором рисунков значился Билибин Иван Яковлевич.

Иллюстрации к народным сказкам

Его понимание национального духа и поэзии, которыми дышит русский фольклор, складывалось не только под влиянием смутного влечения к народному творчеству. Художник страстно хотел знать и изучал духовную составляющую своего народа, его поэтику и быт. В 1899 году Иван Яковлевич Билибин побывал в деревне Егны, что в Тверской губернии, в 1902 году он изучал культуру и этнографию Вологодской губернии, годом позже художник посетил Олонецкую и Архангельскую губернии. Из поездок Билибин привез коллекцию работ народных художников, фотографии деревянного зодчества.

Его впечатления вылились в публицистические произведения и научные доклады о народном творчестве, архитектуре и национальном костюме. Еще более плодотворным результатом этих путешествий стали самобытные произведения Билибина, в которых обнаружилось пристрастие мастера к графике и совершенно особый стиль. В Билибине жили два ярких таланта - исследователя и художника, и один дар питал другой. Иван Яковлевич с особой тщательностью работал над деталями, не позволяя себе сфальшивить ни в единой черточке.

Специфика стиля

Чем же так отличается своей манерой от других художников Билибин Иван Яковлевич? Фото его чудесных и радостных работ помогают понять это. На листке бумаги мы видим четкий узорчатый графический контур, исполненный с предельной подробностью и расцвеченный причудливой акварельной гаммой самых жизнерадостных оттенков. Его иллюстрации к былинам и сказкам удивительно подробны, живы, поэтичны и не лишены юмора.

Заботясь об исторической достоверности изображения, которая проявлялась на рисунках в деталях костюма, архитектуры, утвари, мастер умел создать атмосферу волшебства и загадочной красоты. В этом очень близок по духу к творческому объединению «Мир Искусства» Иван Яковлевич Билибин, биография которого тесно с этой группой художников связана. Их всех породнил интерес к культуре прошлого, к влекущей прелести старины.

Мировосприятие в рисунках

С 1907 по 1911 годы Билибин создал целый ряд непревзойденных иллюстраций к былинам и к сказочным поэтическим произведениям Александра Сергеевича Пушкина. Здесь восхитительные и изысканные картинки к «Сказке о Золотом петушке» и «Сказке о царе Салтане». Иллюстрации стали не просто дополнением, но своеобразным продолжением этих словесных произведений, которые, без сомнения, душой читал мастер Билибин.

Иван-царевич и лягушка, обратившаяся в царевну, и Яга, Илья Муромец и Соловей Разбойник, Елена Прекрасная, Чурила Пленкович, Святогор - скольких героев прочувствовал сердцем и «оживил» на листке бумаги Иван Яковлевич!

Народное искусство подарило мастеру и некоторые приемы: орнаментальные и лубочные способы оформления художественного пространства, которые Билибин довел в своих творениях до совершенства.

Деятельность в печатных изданиях

Иван Билибин трудился в качестве художника и в журналах того времени. Он создавал шедевры полиграфии, чем немало способствовал росту этой отрасли и внедрению ее в массовую культуру. Издания «Народная читальня», «Золотое руно», «Художественные сокровища России» и другие не обходились без изящных и содержательных виньеток, заставок, обложек и плакатов Билибина.

Всемирная слава

Работы русского мастера графики стали известны за рубежом. Их показывали на выставках в Праге и Париже, в Венеции и Берлине, в Вене, Брюсселе и Лейпциге. Их перепечатывали иностранные журналы, а зарубежные театры заказывали Билибину эскизы для оформления спектаклей.

Сатирические рисунки

Десятилетие между 1920-1930 годами Иван Яковлевич плодотворно и успешно работал над оформлением театральных постановок: делал рисунки к оперным сезонам в театре Елисейских полей, трудился в антрепризе «Русская опера в Париже», создал диковинные эскизы к балету Стравинского «Жар-птица».

Возвращение

Жизнь в эмиграции была насыщенной и свободной, но художника не оставляла нарастающая тоска по России. За время добровольного изгнанничества он нигде не принял иностранного подданства, а в 1935 году взял советское гражданство. Тогда же он создал монументальное панно «Микула Селянинович» для здания советского посольства в столице Франции. Годом позже художник с семьей вернулся на родину. Билибин был приветливо встречен новой властью и стал профессором графической мастерской Института живописи, скульптуры, архитектуры Академии художеств в Ленинграде. Не оставлял он работы и в сфере книжной графики.

Скончался в блокадном Ленинграде в 1942 году от голода и был погребен в братской профессорской могиле на Смоленском кладбище.

Отчетлив и ярок след, который оставил в истории мирового искусства удивительный русский художник Иван Яковлевич Билибин. Картины, фрески, графика и другие образцы его воодушевляющего творчества хранятся теперь в государственных и частных коллекциях. Они украшают залы «Русского музея» в Петербурге, экспонируются в Театральном музее им. Бахрушина в Москве, в Киевском музее русского искусства, в Лондонском музее Виктории и Альберта, в Парижской национальной галерее, в Оксфордском музее Ашмолеан и многих других.

Иван Яковлевич Билибин

Ива́н Я́ковлевич Били́бин (4 (16) августа 1876 - 7 февраля 1942) - русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства».

Иван Билибин родился 4 (16) августа 1876 в посёлке Тарховка (близ Петербурга), в семье военно-морского врача Якова Ивановича Билибина. Его прадед был крупным промышленником,владел в Калуге полотняно-парусной фабрикой и крупным Черепетским чугунолитейным заводом. Отец художника, Яков Иванович, тайный советник, главный врач военно-морского госпиталя. Мать, Варвара Александровна, из семьи морского инженера, была ученицей композитора А.Рубинштейна. Иван начал рисовать очень рано и сам говорил об этом так:


-Насколько я себя помню, я рисовал всегда.

В 1888 г. поступил в 1 -ю Санкт-Петербургскую классическую гимназию, которую окончил с серебряной медалью в 1896 г. В 1900 г. окончил юридический факультет Петербургского университета.

В 1895-1898 гг. занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1898 г. два месяца учился в мастерской художника Антона Ашбе в Мюнхене. Несколько лет (1898-1900 гг.) занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой, затем (1900-1904 гг.) под руководством Репина в Высшем художественном училище Академии художеств.

Иван Яковлич, как сам себя называл, был проказливый весельчак, забавник, шутник, стихотворец, певец, с этакой подпрыгивающей походкой. Он был душой любой компании.

Билибин успешно посещал занятия, но работу на звание художника представлять не стал. Иван Яковлевич завоевал известность благодаря иллюстрациям к детским книгам сказок. Уже первая из них "Сказка об Иван-царевиче, Жар-птице и Сером волке" стала событием в мире графики.

Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции . Чёрные орнаментальные линии чётко ограничивают цвета , задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками чёрно-белого графического рисунка только подчёркивают заданные линии . Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент .



Процесс выполнения его графического рисунка был похож на труд гравёра. Сначала он набрасывал эскиз на бумаге, уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя её резцу, проводил по карандашному рисунку проволочный контур тушью . Так родился "билибинский" стиль.

Книжки Билибина похожи на старинные рукописи, ведь художник продумывает не только рисунки, но и все декоративные элементы: шрифты, орнаменты, украшения, инициалы.

Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства» становится активным его членом.

В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создаёт иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинском» стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».

В 1902, 1903 и 1904 г. Билибин посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III для изучения деревянной архитектуры.

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 г. он создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. В частности, появились «Сказка о царе Салтане» (1905) и «Сказка о золотом петушке» (1910). В 1905 г. издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга», а в 1911 г. - сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза». К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 г. в театре Зимина в Москве.



В духе французской мистерии представлено им «Чудо св. Теофила» (1907), воссоздающее средневековую религиозную драму; Испанией XVII века вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище св. Патрика» - театральная постановка «Старинного Театра» в 1911 г. Шутливой карикатурой на ту же Испанию веет от водевиля Фёдора Сологуба «Честь и Месть», поставленного Билибиным в 1909 г.

Заставки, концовки, обложки и другие работы Билибина встречаются в таких журналах начала XX века, как «Мир Искусства», «Золотое Руно», в изданиях «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства».

Во время революции 1905 года художник создаёт революционные карикатуры.

С 1907 года Билибин преподает класс графического искусства в школе Общества поощрения художеств, продолжая преподавание до 1917 г. Среди его учеников в школе были Георгий Нарбут, Константин Елисеев, Л. Я. Хортик, А. Розилехт (August Roosileht), Николай Кузьмин, Рене О’Коннель, К. Д. Воронец-Попова.

В 1912 году группа московских и петербургских интеллигентов покупает земельный участок на Южном берегу Крыма в Батилимане для постройки дач. Билибин был одним из компаньонов, другими пайщиками стали писатели Владимир Короленко, Александр Куприн, Сергей Елпатьевский, Евгений Чириков, художник Владимир Дервиз, профессора Абрам Иоффе, Владимир Вернадский, Михаил Ростовцев. По жребию Билибину достался отрезок земли у самого моря, на котором уже стоял рыбачий домик. К домику была пристроена мастерская. После этого ежегодно по окончании занятий в школе ОПХ Билибин отправлялся в Батилиман и возвращался в Петербург осенью к началу занятий.

В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси наряду со многими другими художниками своего времени.

После Февральской революции Билибин нарисовал рисунок двуглавого орла, который использовался в качестве герба Временного правительства, а с 1992 г. этот орёл располагается на монетах Банка России.

Иван Яковлевич был выдвинут в академики Академии художеств, но утверждения пройти не успел. Не удивительно - на дворе стоял 1917 год. Билибин расстается со своей второй женой Рене О’Коннель. Революция. Интеллигенция встретила ее восторженно. Художник в стороне не остался, он начинает сотрудничать в журнале "Жупел". Очень широкий общественный резонанс имела карикатура Билибина, помещенная в третьем номере журнала. На ней в окружении императорских регалий был изображен осел, у подножия которого сидели два грифона - символ дома Романовых, резко контрастировала с изображением животного - олицетворения глупости.



К Билибину на квартиру явились жандармы, после тщательного обыска арестовали его. Редакция была разгромлена и весь материал увезен. Его затем отпустили и вскоре Билибин, уехал прочь от всей этой заварухи в Крым поселок Батилиман, где живёт до сентября 1919 г., надеясь переждать там смутное время. В том же поселке жил со своей семьей писатель Евгений Николаевич Чириков, знакомый художнику по Петрограду. На фото сестры Людмила и Варвара.

Одна из дочерей Чирикова, Людмила, брала в свое время у Билибина уроки рисования. В Батилиман Иван Яковлевич приехал один. Задолго до этого он порвал со своей женой, распался и гражданский брак. Билибин и Людмила Чирикова ходили вместе на этюды , и художник, что не мудренно, влюбился в свою юную ученицу. Людмила Чирикова была самой обычной девушкой, русской барышней из хорошей, интеллигентной семьи. Высокая и статная, скуластая, с большими глазами, очень немногословная. Увы, она не отвечала ему взаимностью, но и не отталкивала его...

До декабря 1919 г. Биибин находился в Ростове-на-Дону, затем с отступлением белой армии попадает в Новороссийск.

Большевики захватывали власть, белый фронт трещал. Евгений Чириков, отец Людмилы, работал в агентстве белой армии, надо было бежать из России. Чириковы-старшие эвакуировались из Крыма, и его дочери засобирались вслед за родителями, за Людмилой потянулся и Билибин. Скорее всего в своем добровольном заточении Билибину трудно было разобраться в сущности тех громадных перемен, которые произошли в стране, он не понял их сути и в 1920 году, увлекаемый волной беженцев, покидающих Россию.

21 февраля 1920 г. на пароходе «Саратов» Билибин отплывает из Новороссийска. Так Иван Яковлевич оказался среди обезумевших людей. Н а пароходе вскоре начался тиф и капитан вынужден поднять особый, желтый флаг. И з-за наличия больных на борту пароход не высаживал людей в Константинополе или в Фамагусте на Кипре, а прибыл в Египет. 13 марта 1920 года путешествие подошло к концу, трехнедельный ужас закончился, и знаменитый художник Иван Яковлевич Билибин, лучший русский график и звезда "Мира искусств", прославившийся иллюстрациями к сказкам и оформлением спектаклей, запил...


Пароход "Саратов" встал у причала в Александрии, на берег спустили багаж - несколько тысяч беспорядочно сваленных в трюме тюков. Их разобрали пассажиры, в которых трудно было признать людей из приличного общества: профессора и предприниматели, офицеры и петербургские дамы. Они оголодали, обносились и скверно пахли. После карантина их ждал лагерь беженцев в Тель-эль-Кебире , будущее было туманным. Приехав в лагерь, он обменял золотые запонки на четыре бутылки кислого красного вина...

Тебе сорок четыре года, барышне, которую ты любишь, всего двадцать пять, и она относится к тебе как к старшему брату. Ты женат. Девять лет назад первая жена ушла от тебя, забрав двоих детей, и ты так и не смог добиться развода. В твоей жизни было две большие любви, и обе бросили тебя, не выдержав запоев. Ты часто увлекался женщинами - и это ни к чему путному не привело. И вот на пороге старости ты встречаешь человека, без которого не можешь жить, и бежишь за ним на край света, бросив всё... А ты ей не нужен! Это как стена: хочешь - молоти в нее кулаками, хочешь - бейся лбом...

Четыре бутылки красного он выпил за час, следующие две обошлись ему в золотую с сапфиром булавку для галстука. Прикончив и их он погрузился в воспоминания, которых сам же и желал... вот он снова вернулся домой, в Петербург, в дом номер 11 на Мытнинской набережной. Вот его мастерская, длинная узкая комната с дедовским письменным столом и множеством книжных шкафов. Он хорош собой и имел ошеломительный успех у девушек. Да и сам Иван Яковлевич был чрезвычайно влюбчив. Предметами его страсти всегда становились художницы...Первая жена его, обрусевшая ирландка Мария Чемберс, была на два года старше Билибина. Она делала тогда рисунки для детских книжек, талантливейший художник, но всю себя отдала семье. Родила в этом браке двух сыновей – Сашу и Ваню. Старший Саша, заболел в детстве скарлатиной и совсем не слышит...Семья обедает. Он хочет сказать что-нибудь доброе жене Марие, но у нее до того кислое лицо, что сам собой срывается вопрос:
- Сколько уксуса ты сегодня выпила?
Мария аккуратно кладет на стол ложку, встает и уходит, дети хмурятся... Он снова пьян... Все это было - и ему ничего не удалось изменить... В мае 1914 года Мария выехала в Швейцарию для лечения сына, затем в Англию. Больше она в Россию не вернулась...

Мария Яковлевна Чемберс (Чемберс-Билибина) (1874-1962). Художник, книжный график, театральный художник. Училась в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств. С 1900 г. работала как книжный график. Выставлялась с 1909 г. Сестра театрального художника, графика Владимира Чемберса (1877-1934; с 1917 года жил в Англии). Жена Билибина с 1902 по 1911 г.Мать его сыновей Александра (1903-1972) и Ивана (1908-1993). В 1914 году уехала с детьми в Англию; в Россию с тех пор не возвращалась.

А это вторая, гражданская жена, Рене О’Коннель, бывшая его ученица. Господи, до чего же она красива!... У них гости, на столе - бутылки и закуска. Гости хохочут. Рене недобро на него поглядывает. Он знает, в чем тут дело: веселый хмель у него быстро сменяется печальным, а потом и злым. Гости уйдут, а ей придется возиться с ним и завтра: он не остановится до тех пор, пока не выпьет все, до чего сможет добраться. Их ждет грандиозный семейный скандал, потом он станет просить у нее прощения... Надо остановиться, но он не может... Они заключили договор, по которому следовало, что если Иван Яковлевич в течение года не будет пить, то Рене с ним останется. Но Билибин не сдержал слова и она ушла... он так не хотел этого, но вино оказалось сильнее... А дальнейшая судьба Рене Рудольфовны сложилась трагически. После Билибина она вышла замуж, родились дочка и сын. В годы репрессий она сидела, была в ссылке. В это время сын был оставлен на поруки у одной её подруги в Ленинграде. Как только появилась возможность - она выписала сына, ещё подростка, к себе. Но получила сильнейший удар - мальчик совсем немного не доехал до неё на поезде - во время одной из остановок утонул, купаясь в реке. Так что она смогла встретить лишь его тело... Дочь страшно, трагически погибла во время блокады. Рене была очень красива, образованная, духовная, светлая и, не смотря на тяготы жизни, оставалась такой до конца своей жизни...

В 1912 году женился вторым браком на Р. Р. О’Коннель. Вторая жена - Рене Рудольфовна О’Коннель-Михайловская (урожд. О’Коннель; 1891-1981). Художник по фарфору, график. Родной дед художницы - ирландский патриот Даниэль О`Коннель. Родилась в Париже, приехала в Россию около 1910 г. Училась у Билибина в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств. После окончания школы преподавала в ней. Работала художником на Императорском фарфоровом заводе (Государственный фарфоровый завод). Жена Билибина с 1912 по 1917 г. В 1922-1932 гг. работала на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова. От второго брака, с Сергеем Николаевичем Михайловским (1885-1927), имела двоих детей, дочь Еву (1920-1942) и сына, погибшего по пути из Ленинграда к матери в Сибирь. В середине 1930-х гг. была репрессирована, до 1953 года находилась в ссылке. В ссылке вышла замуж в третий раз. После войны жила в Ленинграде. Работала в фарфоре и в 1950-е годы.

И вот снова любовь! Иван Яковлевич беспрерывно писал письма своей возлюбленной, даже когда она находилась рядом. Чувство не давало ему покоя. Он старался убедить ее разделить с ним жизнь:


- Пересмотрите, если хотите, еще раз мои карты. Мне 46 лет. Я хороший художник. Старость близка... Вас я носил бы на руках, старался бы, насколько могу, не ревновать, обрился бы, если бы, если хотите, совершенно отказался бы от вина, был бы Вам другом и учителем...


Но вся эта страсть оказалась напрасной...
Билибин спал на армейской брезентовой койке во временном лагере: англичане построили его для пленных турок, а потом поселили в нем русских эмигрантов. Палатки были обнесены колючей проволокой, вокруг раскинулась пустыня. Около раскладушки валялись пустые бутылки, рядом с Билибиным сидел его приятель, журналист Александр Яблоновский. На полу пакетик с молотым черным кофе, рядом, вывезенная Яблоновским из Новороссийска чекушка водки, он собирался опохмелять друга. Билибин сопел и причмокивал, его друг готовил завтрак, взбивал в бульонной чашке четыре купленных у араба яйца. Билибин приподнялся и открыл глаза и потянулся за приготовленной рюмкой, выпил, помотал головой и спросил:

- Где это мы находимся?

Яблоновский, похлопав друга по плечу, ответил:


- В гостях у египетского фараона Хеопса.



Кормили в палаточном лагере скверно, съездить в Каир можно было только с
разрешения коменданта и лишь в том случае, если у желающих были деньги.
Пассажиры "Саратова" быстро впадали в меланхолию и опускались, но вышедший наконец из запоя Билибин не собирался следовать их примеру. Он брал пропуска и ездил в Каир, где познакомился с людьми из российского
императорского консульства. Город весь состоял из квадратных белых или чуть желтоватых одно и двухэтажных домов, кажется, что он сложен как из кубиков. С 1920 г. он живёт в Каире.


Трамвайчик прошел дребезжа по разбитым рельсам. Кафе с открытыми верандами и батареями соблазнительных разноцветных бутылок в буфетах. Художник стойко противостоит соблазнам:


- Нет-нет! Сейчас слишком жарко. Я предпочел бы кофе...


Дела обстояли неплохо: консул устроил ему заказы на портреты и декоративные панно. Билибин работает над эскизами панно и фресок в византийском стиле для особняков богатых греческих купцов. Изучает египетское искусство, сначала мусульманское и коптское, потом искусство Древнего Египта. Художник получил авансы, приглядел жилье. Помогали ему в этом Людмила, ее сестра Валентина и давняя ученица Ивана Яковлевича Ольга Сандер.


Ни у кого не было ни гроша, но были молодость и энтузиазм! Как то вечером кто-то стал царапать в дверь. Открыв ее, Билибин увидел нечто лохматое, похожее на муфту, явно просившее о помощи. Так в Мастерской появилась собака. А еще через несколько дней эта Муфта залезла ночью в шкаф, который так красиво покрасили, и родила в нем двух щенят, которых быстро окрестили: Хеопс и Клеопатра, несмотря на их явное дворняжье происхождение. В честь их рождения Билибин закатывает банкет с вином и богатым столом, созывая всех своих приятелей из русской колонии...
Поступил заказ. Билибин выбрал старый стиль икон XV века, и заказчики, которые не очень то образованные люди, были недовольны, так как ожидали слащавый стиль XIX века. И хотя они все же заплатили, но, как говорил Билибин, "довели меня до точки", и он хорошенько запил. Нанял верблюда и стал разъезжать на нем по мусульманскому Каиру и по близлежащей пустыне. Работа остановилась на две недели. Конечно же его окружению не нравились и раздражали его запои, но найти Ивану Яковлевичу оправдание можно.Чужая обстановка, тяжелый климат - кондиционеров тогда ведь не было, напряженная работа и, несмотря на окружение друзей и помощников, одиночество в неразделенной любви к Людмилице - все это определенно создавало почву для того, что сейчас мы именуем стрессом. Выпивка и неизбежно сопровождавший ее простой в работе, стресс этот снимали и художник вновь принимался за творчество.



- О, звезда моего сердца! О, гранатовое дерево в полном цвету! О, источник жизни в пустыне моего сердца!- на восточный лад очередной раз объяснялся он Людмиле.


Но она молчит...


- Подождите, Людмилица, право же, а вдруг в моих-то садах и летает эта самая Синяя птица, и поет она так, что Вам будет понятен каждый звук ее песни, потому что наша песня у нас с Вами общая. Так захотел Бог, ибо вдохнул в Вас тот же огонь, что и в меня.

И снова "нет"!
Родители её обосновались в Европе, скоро Людмила уедет к ним. Их роман заканчивается, толком так и не начавшись. Муфта умерла, а щенки выросли и ведут себя в доме как хозяева. Время от времени приходят письма из России: брат пишет, что он теперь один из первых людей в своем университете... К сердцу подступает тоска, и он чувствует, что вот-вот сорвется. Тут еще грусть о Людмиле, накладывается огорчение от неудачного разговора с заказчиком и он заходит в кафе, выпивает рюмку водки, затем просит другую... А через неделю в письме к Людмилице рассказывает о том, что снова сорвался.




"Милая и дорогая Людмилица, пишите мне и не сердитесь на мои излияния. Ведь Вы же их и так прекрасно знаете. Разве ново то, что я люблю Вас до отдачи за Вас своей жизни, а Вы меня не любите; и я это знаю".


Билибин кается неспроста, ему так хочется, чтобы она его пожалела... Вскоре Иван Билибин замечает, что его жизнь разламывается на две части. Одна - реальная, проходящая в Каире, а другая сосредоточилась в письмах:


"Милая и дорогая и единственная моя Людмилица.
Я много писал Вам в эти дни писем, но все рвал. Иногда мне кажется, что я неимоверно запутался и попал в непроходимый тупик, а иногда мне кажется, что я поступил правильно. Когда от Вас долго не бывало писем, я всегда находился в тревожном состоянии. Так было и тут. Два вторника прошли без писем, на третий приходит почтальон и приносит мне небольшое письмецо от Шурочки Щекотихиной, написанное самыми нежными словами. Через час приходит другой почтальон и приносит открытку от Вас, где Вы пишите о возобновлении Вашей дружбы с Дроздовым. У меня просто замерло сердце, и я решился, что вообще, кончено дело..."


"...если так случится, что мы больше никогда не увидимся, помните, что где бы я ни был, когда я буду умирать и не смогу говорить, я помашу Вам, как старый пес, своим мохнатым хвостом".



Навеян он был смертью собаки - Хеопсика. Когда умирал его верный пес, завидев хозяина, он все же нашел в себе силы поприветствовать его, слегка помахав хвостом... Злясь и тоскуя, он медленно вползает в новый запой. Хмельной и полубезумный от тоски, ответил Шурочке телеграммой:

"Будьте моей женой. Жду ответа".

Вскоре пришел ответ:

"Согласна при условии не разлучаться с сыном".

Вот и всё!...
В их развеселой компании Шурочка держалась особняком. Она училась в Обществе поощрения художеств, где он преподавал, позже у них приключился короткий, совсем мимолетный роман. Она была девицей красивой, похожей на индийскую танцовщицу-баядерку, но неразговорчивой и застенчивой. Затем она вышла замуж за человека из их компании, родила ему сына и через несколько лет осталась вдовой... Он окончательно растерялся. Билибин спрашивал у Людмилицы совета, вновь делал ей предложение. Говорил, что Шурочка, как и он, устала от жизни, и они могут сделать друг друга счастливыми. Но ради Людмилы он махнет рукой на всё это. Он просил девушку поскорее ему ответить... Впрочем, к тому времени новая невеста любвеобильного Билибина уже была на пути из Питера в Египет...

В феврале 1923 г. Билибин женится на художнице Александре Васильевне Щекатихиной-Потоцкой, приехавшей к нему в Каир вместе с сыном Мстиславом.

Третья жена - Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая (урожд. Щекатихина; 1892-1967). Художник по фарфору, живописец, график. Родилась в Александровске (Запорожье). С 1908 года жила в Петербурге. Училась в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств в 1908-1913 годах С 1915 года участвовала в выставках. С 1918 года и на протяжении всей жизни (с перерывами) работала художником на Императорском фарфоровом заводе (Государственный фарфоровый завод). От первого брака с юристом Николаем Филипповичем Потоцким (1881-1920) имела сына Мстислава (1916-1998). Жена Билибина с февраля 1923 года. С этого времени жила вместе с ним в Египте, потом во Франции; в 1936 году вернулась с ним в Ленинград, продолжила работу на заводе.

Впереди была долгая жизнь. Она оказалась вполне счастливой: Щекатихина-Потоцкая и Билибин пришлись друг другу, как две части единого целого. Вскоре выяснилось, что Шурочка бережлива, деспотична и ревнива: в доме на улице Антик-хана установились новые порядки.

Выписанная из Петрограда жена взяла в свои руки хозяйство. Билибин на время перестал пить. К тому же после приезда Шурочки на него посыпались заказы. Она была довольно известной художницей, в Петербурге работала на государственном фарфоровом заводе. В Каире Шурочка оборудовала небольшую фарфоровую мастерскую и принялась торговать расписными сервизами.

Летом 1924 г. путешествует с семьёй по Сирии и Палестине. В октябре 1924 г. поселяется в Александрии. У Билибина отлично прошла выставка в Александрии.


Дела шли хорошо, и тогда Шурочка решила, что им надо жить в Париже. В августе 1925 г. Билибин переезжает в Париж. Они приехали туда обеспеченными людьми, с большим багажом и солидной суммой заработанных в Египте... В это время он готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, художника приглашают оформить балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и ряд опер в Брно и Праге. Билибин пытается вернуться к искусству книги, он создает иллюстрации к французским переводам русских сказок. Выполняет иллюстрации к русским сказкам, сказкам братьев Гримм, сказкам Тысячи и одной ночи. Но спрос на то, что ему было близко, не велик. Художник начинает осваивать французскую тему, и это ему удается. И все же работы было мало, да и резонанс был не тот, что в России. А тут еще экономический кризис: русская эмиграция обнищала, художники стали бедствовать. Билибин мог хорошо устроиться в Чехословакии, но в Праге он запил. У него открылась выставка в Голландии, но больших денег она не принесла, он запил и в Амстердаме...



Он скучал по России.


- Я уже несколько лет мечтаю вернуться на родину и работать для нее по моей специальности...Жить здесь, в погрязшей в кризис культурной Европе, трудно, главным образом, морально. Ассимилироваться с другим народом я не мог...

С годами Билибин примиряется с советской властью. В 1935-1936 гг. он участвует в оформлении советского посольства в Париже, создаёт монументальное панно «Микула Селянинович».

В сентябре 1936 года желание Билибина осуществилось. Художник возвращается на теплоходе «Ладога» в Россию, в Ленинград... Тем временем день ото дня набирает скорость маховик сталинских репрессий. Его жертвами стали многие вернувшиеся из эмиграции деятели культуры. Билибину сказочно повезло - репрессии обошли его стороной. Он завязывает связи с советскими издательствами, возвращается к старой, до боли близкой теме. Билибин преподаёт во Всероссийской Академии художеств, продолжает работать как иллюстратор и художник театра.



С 1937 по 1942 г. жил и работал в доме № 25 (кв. 46) по Гулярной улице г. Ленинграда (нынешняя ул. Лизы Чайкиной), о чём говорит мемориальная доска на этом доме.

Преподает в Академии художеств. Шурочка вернулась на фарфоровый завод. Всё сложилось хорошо и только бы жить и творить,но... Началась война, а вслед ужасающая блокада Ленинграда. Самая страшная первая блокадная зима 1941-1942 годов унесла жизни десятков тысяч ленинградцев. Иван Яковлевич отказался покидать родной город и до своих последних дней продолжал работать в осажденном Ленинграде. На предложение эвакуироваться в тыл художник ответил:


- Из осажденной крепости не бегут - ее защищают...

Профессор живописи Иван Яковлевич Билибин умер от голода и холода в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года в больнице при Всероссийской Академии художеств. Ему было всего 66 лет. Последнее время он жил в подвале Академии художеств, так как его квартира от бомбежки стала нежилой. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.



Последней работой знаменитого художника стала подготовительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941 г.

Жена его Александра Васильевна заболела воспалением легких, но сумела выжить. Во время войны она не прекращала работать, как и в послевоенные годы работала в основном над фарфоровыми сервизами для массового производства. Она принимала участие в выставках до начала 60-х. Ее не стало в 1967 году. А Людмила Чирикова, его Людмилица? В Европе она пробыла не долго. Уехала в Америку, где ей приходилось работать чертежницей, выполнять заказы театральных мастерских и текстильной фабрики. Художница жила в жаркой Флориде, в тихом городке, который назывался, удивительное совпадение, как ее родной город: Санкт-Петербург. Она с нежной теплотой всегда вспоминала Билибина:


- Еще в России, в день моих именин, Иван Яковлевич принес мне в подарок маленькую акварельную миниатюру в старинном стиле, где на ярко-синем фоне были изображены две белые розы и красное сердце с буквами И. Б., пронзенное стрелой. И хотя это было так давно, и миниатюра эта каталась со мной по разным странам много лет – она и по сей день излучает все то же тепло и радость...


Незадолго до смерти она отдала в Советский фонд культуры большую пачку писем Билибина к ней и свой портрет, выполненный этим удивительным мастером в Египте в дни их совместного изгнания.

Портрет этот теперь является одной из главных "жемчужин" московского Дома-музея Марины Цветаевой. Там же хранятся и письма художника к женщине, которую он так нежно и безнадежно любил. Людмила Евгеньевна умерла в США, так и не дожив до столетнего юбилея.

Произведения

Ивана Билибина

Книжная графика

  • 1899 - «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»
  • 1899-1900, 1902 - «Василиса Прекрасная»
  • 1899 - «Царевна-Лягушка»
  • 1900 - «Перышко Финиста Ясна-Сокола»
  • 1900-1901 - «Марья Моревна»
  • 1901-1902 - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
  • 1902 - «Белая уточка»
  • 1903 - былина «Вольга»
  • 1904-1905 - «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина
  • 1906 - «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина
  • 1908 - «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина
  • 1908 - «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина
  • 1911 - «Сказка о трех царских дивах и об Ивашке, поповском сыне» А. С. Рославлева
  • 1919 - «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что…»
  • 1931 - Contes de l’Isba
  • 1932-1933 - Tales of Russian Grandmother
  • 1932 - Contes de la couleuvre
  • 1934 - Le Tapis Volant (The Magic Carpet), Arabian Tales, Flammarion, Paris
  • 1936 - Le farouche Abd-el-Kader


Театрально-декоративное искусство

  • 1904 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Снегурочка» . Пражский Национальный театр .
  • 1907 - Эскизы декораций и костюмов к мираклю «Действо о Теофиле».

Иван Билибин биография для детей расскажет о жизни и творчестве русского художника и иллюстратора.

Краткая биография Ивана Билибина

Билибин Иван Яковлевич родился в селе Тарховка, Санкт-Петербургская губерния, 4 августа 1876 года в семье военного врача. Когда ему исполнилось 12 лет, мальчика отдали в гимназию, которую он закончил с отличием. Затем Иван Билибин поступил в Петербургский университет. Но из-за увлечение живописью через год Иван Билибин отправляется в Мюнхен, чтобы взять уроки живописи у профессора Ашбе.

С 1898 года Билибин обучается у Репина и определяется с выбором живописной манеры после посещения выставки художника Васнецова. Его стиль сочетал национальные мотивы, динамичный рисунок, подробно вписанные детали, яркую цветовую гамму. В 1899 году он стал участником «Мира Искусств» Дягилева.

Иван Билибин создал много произведений на тему русских сказок. Первые иллюстрации вышли в 1901 году, после которых автор стал знаменитым. Ему принадлежит иллюстрирование таких сказок, как «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» (1899), «Сказка о царе Салтане» (1905), «Вольга» (1905), «Золотой Петушок» (1909), «Сказка о золотом петушке» (1910). Корме того, автор занимался оформлением журналов «Золотое Руно», «Мир Искусства», «Московского Книгоиздательства» и издания «Шиповника».

Кроме книжной иллюстрации Билибин создавал декорации и костюмы для театральных постановок, занимался преподавательской деятельностью.

После февральской революции 1917 года художник уезжает в Крым, а потом в Египет. За границей он продолжает оформлять спектакли, иллюстрировать русские и французские сказки, работать над частными заказами. Произведение Ивана Яковлевича Билибина в «стиле рус» было необычайно популярно в Европе.